Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие учителей как форма самостоятельного повышения квалификации'

Сетевое взаимодействие учителей как форма самостоятельного повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниматулаев Магомедхан Магомедович, Сурхаев Магомед Абдуллаевич, Магомедов Рамазан Магомедович

Сегодня система дополнительного профессионального образования (ДПО) в полной мере не успевает своевременно внедрять инновационные информационные технологии и организационные формы в образование. В этой связи специалисты вынуждены самостоятельно в условиях применения сетевых технологий вести поиск различных возможностей самообразования, самостоятельного повышения квалификации. Сетевые технологии на базе Web-пространства позволяют осуществлять процесс самостоятельного повышения квалификации тогда, когда это нужно. В статье излагаются методические аспекты сетевого взаимодействия как формы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниматулаев Магомедхан Магомедович, Сурхаев Магомед Абдуллаевич, Магомедов Рамазан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking of teachers as an individual professional development

Today the system of additional professional education (CVE) do not fully manages the timely realization of the process of introduction of new information technologies, modern organizational forms of education. In this situation, experts have their own conditions of use of network technologies to seek a variety of opportunities for self-education, self-training. Network technology is Web-based and space allow, when it is necessary to carry out the process of self-training. In article methodical aspects of network interaction as professional development forms are stated.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие учителей как форма самостоятельного повышения квалификации»

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

М.М. Ниматулаев1, М.А. Сурхаев2, Р.М. Магомедов1

кафедра информатики и программирования Финансовый университет при Правительстве РФ Ленинградский проспект, 49, Москва, Россия, 125993

2Кафедра информационных и коммуникационных технологий Дагестанский государственный педагогический университет ул. М. Ярагского, 57, Махачкала, Россия, 367003

Сегодня система дополнительного профессионального образования (ДПО) в полной мере не успевает своевременно внедрять инновационные информационные технологии и организационные формы в образование. В этой связи специалисты вынуждены самостоятельно в условиях применения сетевых технологий вести поиск различных возможностей самообразования, самостоятельного повышения квалификации. Сетевые технологии на базе Web-пространства позволяют осуществлять процесс самостоятельного повышения квалификации тогда, когда это нужно.

В статье излагаются методические аспекты сетевого взаимодействия как формы повышения квалификации.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, сетевое взаимодействие, информационно-коммуникативная компетентность.

Образовательный процесс в нынешних условиях развития общества необходимо строить с позиции формирования у студентов в потребностей в самообразовательной деятельности как факторе поддержания уровня профессиональной компетентности.

Говоря об актуализации решения этой задачи, А.В. Баранников подчеркивает, что «становится актуальным формирование и развитие такой личности, которая способна к самоорганизации и самореализации, которая умеет анализировать свою профессиональную деятельность, необходимы развитие способности к самостоятельному конструированию образцов учебных действий, к учебной рефлексии, выработка ответственности за собственные учебные действия; формирование критичности и самокритичности в оценке своих результатов самообразовательной деятельности; стремление к самостоятельному учению, расширению личностных образовательных потребностей».

Одной из перспективных форм профессионального самообразования становится повышение квалификации с использованием образовательных ресурсов Web-пространства, сетевого взаимодействия специалиста.

Для подготовки студентов в вузе к самостоятельному непрерывному повышению квалификации на основе использования Web-технологий необходимо следующее.

1. Проводить ее системно по трем основным направлениям: общепедагогическом (усиление внимания к дидактическим основам самообразования); ин-

формационно-технологическом (дополнение соответствующим содержанием формирование ИКТ-компетентности выпускников педвузов); методическом (осознание дидактического потенциала Web-технологий, умение реализовать его в системе профессионального самообразования).

Особое внимание следует уделить общепедагогическому направлению подготовки, а именно формированию дидактических основ самообразования, включающую в себя следующие этапы:

— рефлексия — деятельность по самосознанию, выявлению проблем в профессиональной деятельности, обобщение педагогического опыта коллег, анализ организационных форм и методов образовательной деятельности, прогнозирование и планирование результатов самообразовательной деятельности и т.д.;

— практический — определение, поиск и накопление информационных ресурсов самообразования, разработка и анализ новых организационных форм и методов образовательной деятельности;

— внедренческий — экспериментальная апробация новых организационных форм и методов образовательной деятельности;

— обобщение — подведение итогов самообразования, коллективный анализ внедренных новых организационных форм и методов образовательной деятельности, распространение положительного педагогического опыта через Web-техно-логии.

2. Совершенствовать содержание подготовки учителя к профессиональному самообразованию для повышения эффективности основных компонентов его профессиональной деятельности.

3. Сформировать профессиональные компетенции в области Web-техно-логий, которые позволят комплексно использовать все дидактические возможности Web-технологий, а для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватель:

— владел системами навигации в Web-пространстве;

— обладал навыками эффективного поиска необходимого образовательного Web-ресурса;

— обладал навыками участника и разработчика различных сетевых педагогических проектов, сетевых сообществ, форумов, инициировал различные виды педагогического взаимодействия для обмена опытом;

— был способен анализировать и оценивать педагогическую эффективность, проводить экспертизу образовательного Web-ресурса, адаптировать образовательный Web-ресурс к конкретным образовательным целям.

4. Использовать образовательный Web-ресурс который будет:

— отвечать системе требований, отражающих особенности повышения квалификации в условиях самообразования;

— направлен не только на получение новой учебной и методической информации, но и на организацию самостоятельной образовательной деятельности.

Курсы повышения квалификации, являясь формой организованного обучения, ограниченного временными рамками, оказывая положительное влияние на обновление знаний и освоение современных профессиональных умений, не могут

в полной мере обеспечить требуемую непрерывность повышения квалификации преподавателей, не позволяют своевременно перестраивать профессиональную деятельность в соответствии с развитием инновационных процессов в образовательной системе. Сегодня программы образовательной деятельности институтов ДПО выполняются не в полном объеме, не обеспечивается необходимая периодичность курсов подготовки преподавателей из-за сложившихся объективных социально-экономических обстоятельств, когда далеко не все преподаватели могут быть охвачены соответствующими формами обучения. Проблема усугубляется и обостряется информационным взрывом, характерными чертами которого являются быстрое старение знаний, интенсивное зарождение новой информации и технологий. Самообразование в этой связи приобретает особую значимость и становится основным и наиболее доступным способом обеспечения готовности к профессиональной деятельности, повышения уровня педагогического мастерства, конкурентоспособности на рынке труда.

В этих условиях необходимо, чтобы повышение квалификации осуществлялось не только на базе институтов ДПО, посредством, как правило, унифицированных образовательных программ повышения квалификации, но и было персонифицировано, личностно ориентировано в педагогических и классических университетах, иных образовательных учреждениях, на базе виртуальных педагогических объединений в среде Web-пространства, оказывающих качественные услуги непрерывного образования.

Для эффективной реализации образовательных программ повышения квалификации в вышеперечисленных структурах на основе Web-технологий необходимо решить следующие задачи.

1. Проанализировать современное состояние и перспективные направления развития системы повышения квалификации и самообразования преподавателей в условиях внедрения современных информационных технологий.

2. Проанализировать возможность использования дидактического потенциала Web-технологий в профессиональной деятельности, которые позволят преподавателю решать педагогические задачи (организовать эффективную самостоятельную учебную деятельность, проектировать индивидуальные траектории обучения, применять новые организационные формы и методы обучения и т.д.).

3. Обосновать направление развития отдельных компонентов профессиональной деятельности преподавателя информатики в связи с использованием дидактических возможностей Web-технологий.

4. Определить основные предпосылки и факторы использования Web-тех-нологий как средства организации самостоятельной учебной деятельности в условиях профессионального самообразования.

5. Выделить основные составляющие и обосновать систему требований к образовательному Web-ресурсу для использования его в условиях самообразования и повышения квалификации.

Реализация этих задач должна привести к разработкам соответствующих методических систем профессиональной переподготовки и повышения квали-

фикации преподавателей с учетом новых аспектов его деятельности, связанных с использованием Web-технологий (навигация в Web, поиск и адаптация Web-ресурса, создание Web-ресурса, анализ и оценка педагогической эффективности Web-ресурса и т.д.).

Особо отметим, что в условиях непрерывного внедрения сетевого взаимодействия в образовательный процесс необходимо формировать информационно-коммуникативную компетентность преподавателей и внедрять новые организационные формы обучения и самообразования.

Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя представляет собой многоуровневую характеристику специалиста, включающую в себя компетенции, формирующие личностно-профессиональные качества, установки преподавателя, с помощью которых возможен поиск необходимой информации, обмен учебной, методической, справочной информацией между преподавателями и обучаемыми в процессе овладения новыми знаниями в условиях самообразования.

Использование сетевых информационных технологий позволяет осуществить сетевое образование за счет целенаправленного и организационного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. В качестве «ресурсного центра» может выступить «сильная» школа, академия, вуз обладающие достаточным материальным и кадровым потенциалом, или их кооперация.

Каждое образовательное учреждение, входящее в сетевое взаимодействие посредством глобальных коммуникационных сетей, получает образовательный Web-ресурс в виде сетевых профильных курсов, базовых и элективных курсов, которые используются преподавателями в соответствии с целями и задачами самообразовательного.

На основе системно-деятельностного подхода образовательные результаты достигаются путем осуществления определенных видов учебной деятельности обучающихся. Таким образом, если в результате модернизации образования предполагается выйти на новый уровень, содержание и качество образовательных результатов, то это обусловлено новой учебной деятельностью, реализация которой требует развития организационных форм образовательного процесса.

Сетевое взаимодействие — способ деятельности преподавателей по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов, предоставляемых разными преподавателями и вузами. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Наиболее известными средствами сетевого взаимодействия являются WWW, FTP, электронная почта, блог, телеконференция, чат. Эти сервисы широко применяются в сетевом взаимодействии, т. к. требуют незначительных телекоммуникационных ресурсов.

Сетевые сообщества или объединения преподавателей — это новая форма организации профессиональной деятельности преподавателя в Сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет преподавателям, живущим в разных уголках нашей страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Деятельность преподавателя в сетевом сообществе призвана прежде всего прививать интерес к преподаваемому предмету, развивать творческое мышление студентов, коллективные формы работы. Преподаватель организует работу студентов для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях и направляет деятельность студентов в телекоммуникационных проектах. Второе направление профессиональной деятельности преподавателя в сетевых сообществах — деятельность, направленная на самих преподавателей, на самосовершенствование и самообразование, деятельность, связанная с повышением профессиональной квалификации.

В сетевых сообществах используют следующие формы деятельности: дистанционное обучение в рамках сообщества; виртуальный (проектировочный) семинар; научная или научно-практическая конференция; образовательный конкурс; телекоммуникационный проект; виртуальная образовательная вечеринка; различные мастер-классы по определенной тематике; опрос; обсуждение в чате; создание веб-страниц и т.д.

Анализ дидактических возможностей педагогических сообществ дает нам основания полагать, что эти сообщества дают преподавателю возможность организации дистанционной формы деятельности, повышения профессиональной квалификации преподавателей из отдаленных уголков страны, передачи педагогического опыта, напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования, методической поддержки преподавателей в области современных ИКТ, расширения информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечения вхождения российских преподавателей в международное сообщество, повышения эффективности педагогических процессов на основе использования ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баранников А.В. Самообразование и компетентностный подход — качественный ресурс образования: Теория и практика. — М.: Московский центр качества образования, 2009.

[2] Ниматулаев М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: Дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2013. — 404 с.

[3] Магомедов Р.М. Компоненты профессиональной деятельности учителя информатики в условиях применения новых организационных форм обучения // Информатика и образование. — 2012. — № 10. — С. 100—103.

[4] Магомедов Р.М., Ниматулаев М.М. Требования, предъявляемые к учителю информатики в новой информационно-образовательной среде // Наука и школа. — 2012. — № 1. — С. 41—42.

LITERATURA

[1] Barannikov A.V. Samoobrazovanie i kompetentnostnyj podhod — kachestvennyj resurs obra-zovanija: Teorija i praktika. — M.: Moskovskij centr kachestva obrazovanija, 2009.

[2] Nimatulaev M.M. Podgotovka uchitelej k ispol'zovaniju web-tehnologij dlja samostojatel'nogo povyshenija kvalifikacii: Diss. ... d-ra ped. nauk. — M., 2013. — 404 s.

[3] Magomedov R.M. Komponenty professional'noj dejatel'nosti uchitelja informatiki v uslovijah primenenija novyh organizacionnyh form obuchenija // Informatika i obrazovanie. — 2012. — № 10. — S. 100—103.

[4] Magomedov R.M., Nimatulaev M.M. Trebovanija, pred#javljaemye k uchitelju informatiki v no-voj informacionno-obrazovatel'noj srede // Nauka i shkola. — 2012. — № 1. — S. 41—42.

NETWORKING OF TEACHERS AS AN INDIVIDUAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT

M.M. Nimatulayev1, M.A. Surkhayev2, R.M. Magomedov1

'Departments of informatics and programming Financial University under the Government of the Russian Federation Leningradskij prospekt, 49, Moscow, Russia, 125993

Chair of information and communication technologies

Dagestan state pedagogical university M. Yaragskogo str., 57, Makhachkala, Russia, 367003

Today the system of additional professional education (CVE) do not fully manages the timely realization of the process of introduction of new information technologies, modern organizational forms of education. In this situation, experts have their own conditions of use of network technologies to seek a variety of opportunities for self-education, self-training. Network technology is Web-based and space allow, when it is necessary to carry out the process of self-training.

In article methodical aspects of network interaction as professional development forms are stated.

Key words: Self-education, professional development, continuing education, networking, information and communication competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.