УДК 378.046.4 Еремеевский Михаил Анатольевич
начальник технического отдела
Центра развития образования г. Ханты-Мансийска
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Eremeyevskiy Mikhail Anatolyevich
Head of the Technical Department, Education Development Centre in Khanty-Mansiysk
UP-TO-DATE AREAS OF TEACHERS’ ADVANCED TRAINING UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM REFORMATION
Аннотация:
Изменения в системе образования и в обществе предъявляют новые требования к профессии учителя. Роль системы повышения квалификации - обеспечивать его эффективную подготовку. Новые условия требуют новые подходы и методы образования учителя, использование всех возможностей, которые предлагают современные технологии, способные обеспечить индивидуальный подход к обучению. Настоящее исследование направлено на рост эффективности системы повышения квалификации в Ханты-Мансийском регионе. Основным источником информации были результаты анкетирования по программам обучения 2011-2012 гг. Респонденты должны были оценить программы повышения квалификации на соответствие их личным потребностям, выделить приоритетные направления и обозначить свои запросы на развитие профессиональных компетенций. Разработаны рекомендации по совершенствованию региональной системы повышения квалификации.
Ключевые слова:
новые требования, система повышения квалификации учителей, профессиональное развитие, образование учителя, образовательные запросы, методы преподавания, профессиональные компетенции.
Summary:
Changes in the education system and the society determine new requirements to the profession of a teacher. The aim of the advanced training system is to provide the teacher’s efficient background. The new conditions require the new approaches and methods of the teachers’ training with application of all the new technologies capable to supply the individual attention to students. The research is focused on the improvement of the teachers’ advanced training system in the Khanty-Mansiysk region. The author used results of the questionnaire on the learning programs of 2011-2012 as the basic information source. The re-spondents were to evaluate the advanced training programs according to the compliance with personal demands, to name first-priority learning areas, and to designate their needs in professional competences development. The article develops guidelines on improvement of the regional system of advanced training.
Keywords:
new demands, teachers’ advanced training system, professional development, education of a teacher, educational needs, teaching approaches, professional competences.
Эффективное профессиональное развитие педагогов - одно из условий успешного развития школ в изменяющихся социально-экономических условиях. В последние годы к школам предъявляется ряд новых требований, выполнение которых напрямую связано с качеством подготовки учителей. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования условий профессионального развития педагога, в первую очередь, системы повышения квалификации (далее - ПК).
Система ПК традиционно рассматривается как дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО), направленное на совершенствование, углубление, обновление ранее полученных и сформированных знаний и навыков в области той или иной профессии [1]. На сегодняшний день в России функционирует 93 учреждения дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ДППО), в форме институтов и центров развития образования (далее - ИРО, ЦРО), институтов повышения квалификации (далее - ИПК) и т.п.
По общему мнению, действующая сегодня система ПК не успевает отвечать на новые вызовы, с которыми сталкивается учитель в профессиональной деятельности: компетентност-ный подход, внедрение принципов открытого образования, использование современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в достижении образовательных результатов, технологии дистанционного обучения и другое. Потребность в модернизации данной системы вытекает из необходимости приблизить ПК к повседневной практике педагогической деятельности, к потребителю образовательных услуг, уменьшить дистанцию между образовательным запросом учителя и его реализацией.
Цель данной статьи - на основе анализа действующей на территории Ханты-Мансийского автономного округа системы ДППО выделить основные направления ПК учителей, рассмотреть их содержание в контексте актуальности и соответствия основным тенденциям развития этого сектора российского образования, а также потребностям педагогического сообщества региона.
Актуальные направления повышения квалификации формируются под влиянием внешних и внутренних требований к профессиональной деятельности учителя [2].
Внешние требования формулирует государство с учетом мировых тенденций и объективных условий развития общества. Так, в соответствии с новым проектом профессионального стандарта, специально разработанного Минобрнауки для педагогических составов общеобразовательных учреждений, среди основных компетенций педагога на первый план выходят:
1. Умение применять ИКТ в образовательном процессе.
2. Владение новыми формами управления образованием.
3. Переход к новому ФГОС.
Внутренние требования - это мотивация самих педагогов, их стремление и желание развиваться в профессиональном и личностном плане.
На первом этапе исследования была изучена тематика курсов для учителей в форме стандартных программ объемом 72 часа, которые проводились в 2012-2013 гг. на базе Центров развития образования таких городов округа, как Сургут (МКУ «Информационно-методический центр»), Ханты-Мансийск (МКОУ «Центр развития образования»), Нижневартовск (МБУ «Центр развития образования»), Нефтеюганск (МОУ «Центр развития образования», Югорск (МКУ «Городской методический центр»). В результате изучения их образовательной деятельности были выделены 5 основных направлений ПК учителей:
1. информационно-коммуникационное направление (дистанционное, электронное обучение, электронный документооборот);
2. инновационные формы организации образовательного процесса (организация исследовательской деятельности, проектная методика);
3. правовое направление (правовая грамотность в образовательном пространстве, изучение особенностей ФГОС, ФГТ);
4. предметное (освоение научных исследований и разработок, освоение нового инструментария);
5. психолого-педагогическое (проектирование образовательных программ, технологий, теории и методики работы с обучающимися).
Для изучения соответствия данных направлений реальным потребностям учителей было проведено анкетирование. Анкета состояла из 5 вопросов с ответами по типу множественного выбора. Респонденту необходимо было отметить интересующее его направление (или несколько) и впечатать в предлагаемую форму запрос с конкретно сформулированной темой курса. Всего в нем приняли участие 360 учителей и административных работников образовательных учреждений города. Анкетирование проводилось в электронной форме на сайте Центра развития образования г. Ханты-Мансийска.
Ответы респондентов распределились следующим образом:
1. Наибольшее количество респондентов (около 74 %) указали на необходимость развития информационно-коммуникационного направления, в рамках которого 21 % участников сформулировал более конкретный заказ на обучение, а именно:
- поисковая работа в сети Интернет (поиск информации по проблемному вопросу, образовательные ресурсы интернета);
- технологии, необходимые для эффективного участия в сетевых педагогических сообществах;
- основы электронного документооборота (электронный журнал, дневник, электронный архив документов);
- работа с интерактивной доской и другое.
Выбор большинством учителей именно этого направления является вполне закономерным в условиях продолжающегося процесса информатизации системы школьного образования. В сложившейся системе ПК программы повышения ИКТ-компетентности учителя были и остаются преобладающими и представлены большим количеством образовательных модулей, учитывающих разный уровень подготовки и предметной специфики. Программа курсов базируется на освоении какого-либо метода или на алгоритме какой-либо деятельности, например: «Использование ИКТ в управленческой деятельности», «Создание электронного учебника средствами Е-РиЬ^» (такие программы сейчас предлагают практически все центры ПК округа). Например, в Ханты-Мансийске только за 2012-2013 гг. реализованы 3 модуля (каждый по 72 часа) программы «Освоение инновационного потенциала информационно-коммуникационных технологий», курсы для
учителей начальных классов «Использование цифровой лаборатории AFS на уроках», курсы «Заполнение электронного журнала» и т.д.
Уверенное владение ИКТ обеспечивает учителю возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в послекурсовой период, что практически невозможно сделать, используя традиционные формы ПК.
2. На необходимость обучения новым формам организации образовательного процесса указали 66 % респондентов. В разных муниципалитетах учителям предлагались такие курсы, как: «Проектное обучение», «Модульная технология обучения», «Система дистанционного обучения Моо^е», «Организация учебно-исследовательской деятельности школьника» и т.д.
Анализ литературы и образовательной практики показал, что сегодня в рамках линейной с частичным переходом к нелинейной системе обучения реализуются новые формы организации образовательного процесса, направленные, в том числе, и на использование возможностей информационных и коммуникационных технологий [3]. В условиях ФГОС развитие получают модульное, виртуально-распределенное, дистанционное, бесклассно-курсовое обучение, а также обучение в открытых студиях [4].
3. Правовое направление для повышения квалификации выбрали 33 % опрошенных. В курсы данного направления вошли программы, посвященные изучению новых государственных стандартов в образовании (далее - ФГОС), а также новому закону «Об образовании в Российской Федерации». Например, «ФГОС основного общего образования: содержание и технологии реализации» (г. Сургут), «Нормативно-правовые основы финансово-хозяйственной деятельности ОУ в условиях реформирования экономики РФ» (г. Нижневартовск).
Столь низкий интерес свидетельствует об отсутствии у них понимания роли правовой грамотности в образовательном пространстве. Между тем, современное общество в условиях изменившейся образовательной парадигмы (переход от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»), новых приоритетов в образовании, а также постоянно меняющегося законодательства в этой сфере, обязывает учителя быть юридически грамотным, понимающим социальную ценность права; соблюдающим права ребенка, с одной стороны, и воспитывающим будущего законопослушного гражданина государства - с другой. В правовое направление входят программы, посвященные изучению новых государственных стандартов в образовании (ФГОС), а также новому закону «Об образовании в Российской Федерации».
4. Согласно полученным данным, 34 % респондентов нуждаются в развитии предметного направления. Тем не менее, несмотря на востребованность, количество таких курсов в общей массе учебных программ остается чрезвычайно низким из-за ограниченного числа узкоспециализированных методистов в образовательных учреждениях дополнительного образования. Ни в одном муниципалитете округа нет курсов, направленных на повышение квалификации пе-дагога-предметника.
5. Необходимость в организации психолого-педагогического направления видят 38 % педагогов. Оно пользуется большой популярностью не только у учителей, но и у социальных педагогов. Оно представлено разнообразными курсами прикладного характера: «Вопросы духовно-нравственной культуры и воспитания» (г. Сургут, г. Нижневартовск), «Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГТ» (г. Сургут), «Профессиональная этика педагога в образовательном пространстве» (г. Нефтеюганск) и т.д.
Высокий интерес к данному направлению обусловлен тем, что организация воспитательного процесса является важной составной частью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Социальный заказ как одно из внешних требований к профессиональной деятельности учителя делает актуальными программы повышения квалификации, направленные на обучение учителей современным технологиям воспитательной работы, усиление воспитательной функции учебного процесса.
На втором этапе исследования объектом рассмотрения было содержание курсов ПК учителей в форме стандартных программ объемом 72 часа, а также применяемые формы и методы обучения. Анализ доступных нам материалов позволил выделить следующие характерные черты действующей системы ДППО округа:
1. Образовательные программы являются актуальными с точки зрения их соответствия требованиям сегодняшнего дня. Они направлены на обновление имеющихся профессиональных знаний и умений и, следовательно, имеют компенсационный характер. Мы не обнаружили программ, в которых ставилась бы задача развития новых для педагогов компетентностей, востребованных в современной школе, например, владение технологиями открытого образования, организация образовательного процесса как сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся, работа с разноуровневым содержанием образования в рамках массовой школы и т.д.
2. В курсах ПК используются как традиционные формы учебной деятельности (классноурочные), так и новые (дистанционные технологии). Закрепление уже имеющихся у педагогов ключевых компетентностей (работы с информацией, решения проблем, коммуникации и другое) проводится в форме мастер-классов, других форм обмена опытом. Однако эти компетенции не направлены на достижение результата, то есть освоения ими новых способов деятельности.
3. В образовательные программы включены модули ИКТ, направленные в основном на освоение различных программных средств и продуктов, на формирование у учителей в основном пользовательских умений базового уровня, хотя есть и вполне специфические модули, подразумевающие наличие у обучаемых исходной ИКТ-грамотности (например, работа с РадеМакег, поиск в сети Интернет, вопросы интернет-безопасности и т.п.) [5].
4. Следует отметить, что традиционные программы повышения квалификации не показывают работнику образования уникальных возможностей, открываемых социальными сервисами интернета для самообразования, выстраивания общения на профессиональные темы, профессиональной самореализации и личностного роста. Сегодня лишь отдельные учреждения дополнительного образования округа могут предложить учителям изучение сервисов Web 2.0, а между тем, как предсказывают специалисты, уже не за горами технологии Web 3.0.
Кроме перечисленных выше, в ходе проведенного опроса учителей ХМАО-Югры были выявлены и другие недостатки системы дополнительного образования, снижающие его эффективность:
1. Часто нарушается принцип добровольности при направлении учителя на курсы повышения квалификации. Между тем, даже если слушатели осознают полезность обучающих мероприятий, то их «обязательность» снижает мотивацию.
2. В большинстве случаев предлагаемые курсы не совпадают с личными потребностями и желаниями педагога, поскольку их тематика обычно формируется не на основе учета их мнения, а исходя из возможностей штата преподавателей институтов повышения квалификации.
3. Руководители школ, как правило, не заинтересованы в повышении квалификации учителей, поскольку их обучение проходит в очной форме, то есть с отрывом от основной работы, что нарушает учебный процесс в школе (замена преподавателя, переносы занятий и прочее).
Таким образом, действующая в настоящее время система повышения квалификации учителей исключает всякую гибкость программ, не создает условия для индивидуализации образовательных маршрутов на основе выбора слушателями предметных модулей и тем самым не обеспечивает реализацию непрерывного профессионального развития учителя.
Научным и профессиональным сообществом предлагаются различные пути решения проблемы совершенствования системы ДППО, в том числе:
1. Включение учителя в процесс формирования тематики курсов повышения квалификации.
2. Использование максимального количества достижений современной индустрии информационных технологий, в том числе педагогического потенциала сетевых профессиональных сообществ, что позволит перейти от дискретного характера процесса повышения квалификации к непрерывному образованию [6]. Другими словами, в основе образовательной парадигмы должно лежать не приобретение готовой суммы знаний и набора базовых компетенций, обеспечивающих педагога на всю жизнь, а формирование таких компетенций и мотиваций, которые позволят ему осознанно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в течение всей жизни в соответствии с потребностями в профессиональном и личностном развитии.
3. Обучение учителей технологии создания персональной образовательной среды (далее -ПОС), формируемой самим преподавателем средствами информационно-коммуникационных технологий и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности. ПОС - механизм адаптации преподавателя к происходящим изменениям и, одновременно, средство организации учебной и познавательной деятельности обучаемых в информационно насыщенной образовательной среде [7].
4. Подготовка методистов дистанционного обучения, методистов по предметным областям, специалистов по сетевому взаимодействию («сетевых предметных методистов») позволит расширить тематику образовательных программ по актуальным направлениям, реализовать программы по всем востребованным направления повышения квалификации учителей.
Анализ тематики и контента действующей в регионе системы повышения квалификации позволяет сделать вывод о том, что в целом запросы учителей обеспечиваются региональными программами повышения квалификации. Однако высокие темпы развития инструментов и технологий коммуникации, постоянная необходимость учителей овладения ими, заставляет предположить, что действующая система едва ли сможет в ближайшем будущем обеспечить непрерывное развитие учителя без интеграции с другими моделями образования: неформального образования и самообразования.
В практическом плане результаты проведенного исследования помогут быть полезными для выстраивания более эффективно функционирующей системы повышения квалификации педагогов округа.
Ссылки:
1. Синенко В.Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. 2010. № 2. URL: http://www.nipkipro.ru/slovo-rektoru/slovo-rektoru/sistema-povisheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya-ot-krizisa-v-soznanii-do-realnich-perspektiv.html (дата обращения:
23.08.2013).
2. Профессиональный стандарт педагога // Проект профессионального стандарта педагога. М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения:
27.08.2013).
3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М., 2003. 415 с.
4. Маленкова Л.О. Новые формы образовательного процесса // Письма в Emissia. Offline. 2006. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1046.htm (дата обращения: 25.08.2013).
5. Игнатович Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-7606 (дата обращения: 06.09.2013).
6. Рыбаков Д.С. Информатизация процесса повышения квалификации педагогов // Вестник РУДН. 2010. № 1. URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2010/2010_1/8.pdf (дата обращения: 07.09.2013).
7. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учеб. пособие. Томск, 2012. 124 с.