Педагогика
УДК 377
РС! 10.21661/Г-113520 В.В. Дудко, В.Ю. Потапова
Организационно-педагогические условия повышения квалификации учителей Приморского края в области ИКТ
Аннотация
В статье представлены организационно-педагогические условия реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителя в области информационно-коммуникационных технологий. На основании многолетнего опыта практической работы обосновывается их эффективность.
Ключевые слова: учитель, повышение квалификации, программа дополнительного профессионального образования, организационно-педагогические условия, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-ком-петентность учителя, информационно-образовательная среда, ФГОС ОО, дистанционное обучение.
V.V. Dudko, V.J. Potapova
Organizational and pedagogical conditions of training teachers in Primorye in the area of ICT
Abstract
The article presents the organizational and pedagogical conditions for realization of additional professional programs to improve teacher training in information and communication technologies. Based on many years of practical experience the authors substantiate their effectiveness.
I
Keywords: teacher professional development, the program of additional vocational training, organizational and pedagogical conditions, information and communication technology, ICT competence of teachers, information and educational environment, FSES of GE, distance learning.
Специфика современной информационно-образовательной среды, включающей согласно ФГОС ОО технологические средства, информационно-образовательные ресурсы и систему педагогических технологий, предполагает обеспечение новых компетенций учителя средствами дополнительных профессиональных программ (далее ДПП). В то же время, доступность и востребованность ДПП повышения квалификации (далее ПК) в области информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в Приморском крае осложняется рядом причин:
- транспортная: значительная протяженность края и специфика природно-климатических условий, в том числе паводковый режим рек;
- кадровая: дефицит учителей в школах края при широком спектре актуальных ДПП в области переподготовки и повышения квалификации учителя по направлениям ФГОС, ЕГЭ и др.;
- социальная: необходимость оставить без внимания близких родственников, проблемы отопления частного дома, наличие приусадебного участка;
- мотивационная: недостаточная сформирован-ность представлений о требуемых компетенциях учителя в области использования и развития современной ИОС, а также опыте эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе негативно влияют на стремление учителя к освоению новых компетенций в области ИКТ.
Pedagogy
В силу представленных причин, важным направлением повышения доступности и востребованности ДПП в области ИКТ является организационно-педагогический аспект. По словам И.В. Роберт изменение парадигмы учебного информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся и интерактивным информационным ресурсом является основополагающей особенностью информатизации образования [4, с. 110].
Задача обеспечения учителей Приморского края доступной и актуальной поддержкой в области ИКТ была решена через конструирование специальных организационно-педагогических условий реализации ДПП повышения квалификации. В качестве ведущих условиями нами определены:
1 условие. Интегрируемость ДПП достигалась за счет определения оптимального объема программы от 24 до 36 часов. Проектирование краткосрочных программ повышения квалификации позволило использовать их в нескольких форматах:
- в качестве модуля в составе комплексных курсов повышения квалификации;
- в качестве отдельных модулей, реализуемых по накопительной системе в составе проблемных курсов повышения квалификации в области ИКТ;
- в качестве самостоятельного курса повышения квалификации.
Потенциал такой интеграции мы связываем с использованием различных намерений педагогов в области повышения квалификации.
2 условие. Безотрывность форм организации ПК обеспечивается:
- использованием дистанционных технологий на протяжении всего периода курсовой подготовки или большей его части;
- увеличением срока реализации ДПП в 2 раза по сравнению с очным курсом, что позволяет учителям совмещать основную работу с обучением;
- организацией асинхронного взаимодействия при решении учебных задач, что позволяет учителям основной школы, работающим в разные смены, а также педагогам дополнительного образования решать совместные задачи независимо от режима работы.
Важным фактором востребованности дистанционного обучения является доступность сети Интернет на территории Приморского края, а также уровень подготовленности учителей к дистанционному взаимодействию. В последние три года (2014 - 2016гг.) отмечается значительный уровень и некоторый рост удовлетворенности слушателей дистанционной формой организации курсов повышения квалификации. Так по результатам ответа вопрос «Насколько Вас устроила дистанционная форма повышения квалификации» при распределении баллов от 0 (неприемлемо) до 5 (очень удобно) в 2014 году средний балл составил 4,57, в 2015 - 4,77, в 2016 - 4,80 балла.
3 условие. Размещение учебной среды курса в сети Интернет позволяет использовать потенциал гипермедиа для повышения:
- наглядности за счет размещения коллекций картинок и видеороликов;
- избыточности учебно-методического материала за счет компактного и структурированного оформления материалов курса обеспечивающего доступ не только к обязательным, но и рекомендуемым источникам, а также за счет наличия инструментов свободного поиска в Интернет в сочетании тезаурусом курса, который в соответствии с личными потребностями может быть использован в качестве поискового запроса;
- индивидуализации процесса обучения, когда инструментарий аккаунта обеспечивает персонификацию вклада и позволяет зафиксировать личные позиции и предпочтения участника курсовой подготовки, что обеспечивает учебное взаимодействие с учетом персонального опыта и запроса;
- мобильности обучения, т.к. доступ к учебно-методическим материалам возможен с любого технического средства (рабочего, домашнего компьютера, смартфона или планшета).
4 условие. Активность учебного взаимодействия между слушателями курса достигалась:
- проектированием учебных задач, где личный профессиональный опыт входит в состав решения;
- организацией совместного пространства для решения учебных задач;
- открытостью механизмов управления, обеспечивающего эффективность самоконтроля и контроля.
Положительный эффект такой организации аргументируется учителями:
- такое ощущение, что работаешь не одна дома ночью, а в дружном коллективе;
- обмен опытом всегда помогает улучшить свою работу, а мнения и комментарии коллег настраивают на позитив, побуждают осваивать новые возможности.
- так как часто в рутине каждодневных дел не хватает моральной поддержки коллег;
- вот это было самым интересным, поскольку задания одни, а мысли и способы реализации у многих совершенно разные;
- интересно было увидеть как работают коллеги в практически сходных условиях ИОС, какими ресурсами они пользуются, в чём состоит успех их профессиональной деятельности;
- считаю, это ключевым моментом. именно в такой форме работа даёт максимум пользы;
- конечно, внимание коллег повышает ответственность за каждое написанное слово. приходилось несколько раз перечитывать теоретический материал, чтобы выполнить практические работы;
- как это ни парадоксально, заочная сессия заставил шевелить извилинами куда больше, чем очная. Там
Interactive science | 8 • 2016
37
Педагогика
ведь, что греха таить, всё равно зачёт поставят, хотя бы за присутствие...
5 условие. Межпредметный состав слушателей курса позволяет учителям обнаружить различные вариации организации учебного процесса с использованием ИКТ, расширяет их опыт. Изначально условия такого взаимодействия оцениваются некоторыми учителями как далекие от их опыта, но к завершению работы они относят такую межпредметность к положительным эффектам и просят ничего не менять.
Опыт реализации представленных организационно-педагогических условий дает нам основание утверждать, что проектирование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в области ИКТ на их основе положительно влияет на их доступность и востребованность, что соответствует требованиям времени и поддерживает процессы модернизации образования.
Литература
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф/документыШ6
2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф/документы/2937
3. Петров В.Л. Рекомендации по проектированию дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов / В.Л. Петров З.А. Корешева, З.А. Лалаева, А.Ю. Филиппович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru/uploadfiles/pddpo/DPP_PROFST_10_2013.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
4. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. -Выпуск №8. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cyberlemnka.m/artide/n/didaktika-perioda-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 15.09.2016).