история педагогики и образования
7. Дубинко И.А. Решительно улучшить качество преподавания естествознания // В помощь учителю. Ставрополь: Краевое кн. изд-во, 1946. С. 4352.
8. Ефремов И.С. За мичуринскую биологию // В помощь учителю. Ставрополь: Ставроп. правда, 1948. С. 12-22.
9. Иванов А.И. Физика летом // СевероКавказский учитель. 1936. № 7. С. 25-29.
10. Каспиев Б.Ф. Летние экскурсии школьников // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 60-68.
11. Малько И.П. Юннатская работа в школе // Из опыта работы школ (по материалам семинара директоров школ). Ставрополь: Ставроп. правда, 1957. С. 51-63.
12. Опыт работы школ по изучению родного края. М.: Учпедгиз, 1947.
13. Сорокин В.Л. Опыт организации пришкольного участка георгиевской НСШ № 4 // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 9. С. 92-101.
14. Тапешко Г.И. На первомайском участке // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 100-106.
12. Opyt raboty shkol po izucheniju rodnogo kraja. M.: Uchpedgiz, 1947.
13. Sorokin V.L. Opyt organizacii prishkol'nogo uchastka georgievskoj NSSh № 4 // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 92-101.
14. Tapeshko G.I. Na pervomajskom uchastke // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 100106.
Contents and organization of educational work in ecology in rural school of the Stavropol Krai in the postwar period (1945-1954)
The article deals with the areas of the educational work in ecology in the Stavropol Krai in the postwar period; describes its forms and methods.
Key words: natural world view, nature protection, junnats, local lore, school area.
(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)
1. Bogdanov I.A., Byzov N.N. Iz opyta perestrojki prepodavanija biologii. Stavropol': Stavrop. pravda, 1952.
2. Buravchinskaja N.V. Voprosy shkol'nogo kraevedenija v Stavropol'skom krae // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 93-104.
3. V pomoshh' uchitelju biologii: Iz opyta raboty prepodavatelja biologii Barsukovskoj srednej shkoly Nevinnomysskogo rajona Ivanovoj N.I. Stavropol': Stavrop. pravda, 1949.
4. Gavrilin N.A. Meteorologicheskie nabljudenija v shkole. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 102-112.
5. Gavriljuk F.Ja. Provedenie pochvennoj jek-skursii // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 69-81.
6. Gnilovskij V.G. Metodika izuchenija geograficheskoj nomenklatury v srednej shkole. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1947.
7. Dubinko I.A. Reshitel'no uluchshit' kachestvo prepodavanija estestvoznanija // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1946. S. 43-52.
8. Efremov I.S. Za michurinskuju biologiju // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 12-22.
9. Ivanov A.I. Fizika letom // Severo-Kavkazskij uchitel'. 1936. № 7. S. 25-29.
10. Kaspiev B.F. Letnie jekskursii shkol'nikov // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 6068.
11. Mal'ko I.P. Junnatskaja rabota v shkole // Iz opyta raboty shkol (po materialam seminara direktorov shkol). Stavropol': Stavrop. pravda, 1957. S. 51-63.
М.В. СПИВАК
(с. Прасковея Ставропольского края)
формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.
Изложены особенности и принципы формирования информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.; проанализировано место педагогов, учащихся, администраций школ и родителей как субъектов процесса формирования и развития информационно-образовательного пространства.
Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда, информация, электронная школа, педагог, учащиеся.
В научной педагогической литературе вопросы формирования информационно-образовательного пространства в современной школе стали одними из самых актуальных,
О Спивак М.В., 2016
* *
*
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
определяющих особенности, направления и перспективы развития школы после распада СССР, новые требования общества к выпускникам школ, закрепленные в образовательных стандартах в 1993-2014 гг.
Требования и условия формирования информационно-образовательного пространства (ИОП) в отечественной педагогике стали разрабатываться еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В частности, коллективом авторов (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Кисилев, С.К. Ландо, И.С. Орешков, И.В. Роберт, Ю.М. Цевен-ков и др.) был предложен проект «Концепции информатизации образования». В нем понятие «информационно-образовательное пространство» выделено не было, но в п. 3. «Информатизация и изменение содержания обучения» было указано, что внедрение ИКТ в образовательный процесс требует изменения целей и содержания обучения. В качестве целей обновления содержания образования было выделено повышение роли гуманитарной подготовки выпускников школ, а также формирование у них последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.
В качестве направлений информатизации процесса образования авторы Концепции выделили становление учебных дисциплин, которые бы обеспечивали общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики; расширение сфер использования средств информатизации, изменение предметного содержания на всех уровнях образования всех учебных дисциплин; формирование, благодаря влиянию информатизации на цели обучения, представлений об энциклопедической природе образования, необходимого каждому учащемуся как гражданину общества. В Концепции также было указано, что внедрение ИКТ в образовательный процесс предъявляет новые требования к уровню подготовки и профессиональным качествам педагогов общеобразовательного учреждения.
В целом текст Концепции содержал в себе первые положения, которые легли в основу дальнейшей разработки представлений об информационно-образовательном пространстве и особенностях его формирования в конкретном общеобразовательном учреждении. однако в связи с тем, что в Концепции не выдвигалось положение о формировании информационно-образовательного пространства или информационно-образовательной среды, в научной литературе того времени не содержалось и описания моделирования этого процесса. В то же время важно отметить, что в
1990-е гг. в школах процесс формирования информационно-образовательного пространства на практике реализовывался с учетом совершенствования технической базы, развития системы информационного управления и обеспечения образовательной деятельности, развития глобальных компьютерных сетей и включения в них общеобразовательных учреждений. В условиях длительного экономического кризиса и тенденции децентрализации образования министерство образования в этот период не выдвигало единые требования и стандарты формирования ИОП. Такая тенденция сохранялась до конца 1990-х гг., когда в течение нескольких лет было принято несколько программных документов.
Так, в Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» в качестве задач формирования информационно-образовательной среды выделялось формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образовательного учреждения; использование телекоммуникационных и информационных технологий в процессе обучения. Процесс формирования ИоП предполагал развитие информационных технологий сферы общеобразовательного учреждения; профессиональную подготовку и повышение квалификации административных, педагогических и инженерно-технических кадров школы; оснащение школ средствами информатизации; организацию в учреждениях технического обслуживания.
С.Л. Лобачев, A.A. Поляков, В.И. Солдат-кина разработали «Концепцию информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИоС оо РФ)». В ней авторы определили цели, задачи и принципы ИоС оо РФ. В концепции предполагалось создание на базе общеобразовательных учреждений электронных баз данных, библиотеки, каталогов, списков пользователей ИоС, формирование учебных планов и групп учащихся. Включение школы в ИОС оо РФ должно было быть основано на создании инструментально-программного комплекса «Электронная школа», состоящего из электронной библиотеки (учебников, журналов, учебной литературы, справочников и др.; специальных обучающих программ и программ контроля), учебно-методических материалов и нормативных документов.
Следует также отметить, что формирование информационно-образовательного пространства в общеобразовательной школе явля-
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
лось основой в общей «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В частности, в Концепции отмечался в качестве элемента новой образовательной политики России переход к постиндустриальному, информационному обществу, что позволяет обеспечить доступность образования, создать условия для повышения его качества и активизировать роль средств массовой информации в формировании культуры учащихся, воспитании у них гражданских качеств и т. д.
В программе «Дети России на 20032006 годы» была отмечена важность информатизации системы образования при работе с детьми с ограниченными возможностями. В дальнейшем эта тема стала предметом отдельных исследований Е.С. Полат, A.A. Пышкина и других авторов.
В вышеназванных документах главной целью создания информационно-образовательной среды определялось максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся разных учебных заведений, ступеней и профиля обучения с помощью современных телекоммуникационных и информационных технологий. Однако основной акцент в этих документах делался на технологическом аспекте.
Такой подход определил и направленность многих исследований на развитие различных электронных учебно-методических комплексов и пособий; создание систем контроля и мониторинга знаний учащихся с помощью ИКТ (A.A. Андреев [1], С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун [6], Ю.И. Лобанов [9] и др.). Тем не менее в ряде исследований было показано, что внедрение информационно-коммуникационных ресурсов и формирование информационно-образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях носили в первой половине 2000-х гг. недостаточный и несистематический характер на научном, учебно-методическом и административном уровнях деятельности школы [7].
С середины 2000-х гг. программы формирования информационно-образовательного пространства стали основываться на федеральных государственных образовательных стандартах первого и второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования было указано, что современная информационно-образовательная среда обеспечивает «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования».
Анализ этих документов показывает, что приоритетными направлениями формирования информационно-образовательного пространства школы являются:
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических, инженерно-технических, административных кадров общеобразовательного учреждения;
- информатизация процесса управления образованием школы и процессами ее развития;
- оснащение средствами информатизации общеобразовательного учреждения.
Анализ ФГОС для школ позволил П.Д. Рабиновичу выделить несколько групп требований к формированию информационно-образовательного пространства [11]:
- педагогические требования: индивидуализация процесса образования; создание для обучающихся ситуации успешности; обеспечение реализации деятельностного подхода; гибкость организационной структуры обучения, предполагающей использование дистанционных образовательных технологий и др.;
- функциональные требования: планирование процесса образования; сохранение и размещение материалов образовательного процесса (работ педагогов и учащихся и т. д.); фиксация хода и результатов освоения учащимися общеобразовательной программы; взаимодействие, в том числе и дистанционное, посредством сети Интернет, участников образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его обеспечения ресурсами; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; обеспечение современными процедурами создания, сбора, поиска, обработки, анализа, представления, хранения информации; обеспечение модульной структуры ИоП, которая позволяет при изменении внешних условий (изменении нормативно-правовых актов локального, муниципального, регионального и федерального значения, требований к формированию ИоП) его модернизировать, расширять и т. д.
О.Г. Петрова, опираясь на требования ФГоС, выделила следующие принципы формирования и развития информационно-образовательного пространства школы:
- нелинейность - формирование ИоП как компонента образовательного пространства более высокого уровня, который объединяет индивидуальные и предметные пространства;
- целостность - включение в ИОП всех необходимых компонентов;
- системность - все компоненты ИОП должны быть связаны единой личностно ориентированной концепцией обучения;
- конструктивная целостность - установление взаимосвязи между всеми компонентами ИОП, этапами формирования и развития информационно-образовательного пространства на практике;
- открытость - обеспечение взаимодействия ИОП с внешним окружением (социальным, культурным, образовательным, информационным);
- структурированная ресурсная избыточность - создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения [10].
Перечень принципов формирования ИОП, представленный О.Г. Петровой, не содержит в себе указания на такие важные психолого-педагогические принципы, как коммуникативность, социальная активность, создание благоприятной социально-психологической атмосферы и т. д., которые позволяют обеспечить субъектную направленность и личностно-развивающий характер взаимодействия участников образовательного процесса.
Т.В. Вострикова в качестве основных принципов формирования ИОП выделяет:
- принцип законосообразности (проектирование ИОП в школе должно соответствовать объективным закономерностям и законам работы с информацией, информатизации России и отечественного образования);
- принцип системности (создание ИОП в школе должно привести к изменениям системных свойств объектов структуры общеобразовательной организации: управленческой, подразделений административного центра, аттестационной, информационно-методической, психолого-медико-социальной и др.);
- принцип «точки опоры» (ИОП должно являться точкой опоры для различных социальных, научных, образовательных, воспитательных проектов школы);
- принцип направляемого развития (ИОП способствует созданию информационных потоков, используемых участниками образовательного процесса в решении административных, экономических, экспериментальных, учебных задач);
- принцип «островной» информатизации (создание основных управленческих, социальных, учебных, организационных подструктур, которые допускают интегральную информатизацию и служат «отправной точкой» для построения ИОП школы; создание условий, при которых опыт использования информацион-
ных технологий в одних подразделениях будет распространяться на другие);
- принцип саморазвития (детерминирует способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческой самореализации и практического преобразования);
- принцип самовоспроизводства (заключается в определяющей роли самовоспроизводства компьютерного общества, схема которого выражена в том, что учителей для работы в школах готовят вузы, для поступления в которые выпускников готовят учителя; вузы готовят специалистов по информатике, которые могут создать новые информационные технологии и проекты, развивающие информатику как науку и способствующие формированию информационной культуры педагогов) [3].
Как мы видим, все вышеперечисленные принципы по большей части отражают административные аспекты формирования информационно-образовательного пространства.
Т.В. Босых в качестве целей и задач формирования ИОП в своей работе определяет формирование информационной культуры и информационной компетентности всех участников образовательного процесса; создание условий для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучеб-ное время; организацию процесса критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях; обеспечение непрерывного развития технической инфраструктуры единой информационной среды [2].
Таким образом, формирование информационно-образовательного пространства для исследователей, прежде всего, связано с тремя основными аспектами: технологическим (оснащение образовательными, программными и аппаратными ресурсами); организационным (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности в образовательном процессе средств ИКТ); человеческим (информационная компетентность всех участников образовательного процесса).
Во многих исследовательских работах в качестве субъекта информационно-образовательного пространства рассматривается педагог, который в рамках формирования ИОП в школе должен, по мнению О.Г. Петровой, реализовать следующую программу действий: анализ и проектирование содержания (отбор
- история ПЕДАГОГ
информации, определение способов организации учебных ситуаций); управление учебной деятельностью (разработка операциона-лизированного и организованного содержания, предъявление учебной задачи); разработка критериев итогового и промежуточного оценивания; организация и обеспечение учебной деятельности (создание программы деятельности учащихся) [10].
Ряд исследователей отметили, что формирование ИоП в школе облегчает процесс учебного труда, т. к. техника позволяет выполнять рутинные операции, а учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники графической, аудиовизуальной, текстовой информации. Расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности.
О.В. Горбунова определила задачи, которые решаются педагогами в условиях формирования ИОП:
- обеспечение многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.);
- создание условий для продуктивной творческой деятельности учащегося - совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей собственных замыслов;
- создание пространства для социальных практик школьников и приобщение их к общественно значимым делам [4].
В условиях ИОП педагоги реализуют такие виды деятельности, как планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса; фиксирование хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет; использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью; контролирование доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; осуществление взаимодействия образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, с другими образовательными организациями [13].
В целом можно отметить, что в большинстве вышеупомянутых работ отмечалось, что
си и ОБРАЗОВАНИЯ -
формирование ИОП в школе позволяет педагогам повышать свою информационную культуру и компетентность; использовать ИОП в организации познавательной деятельности школьников на уроке, в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики; организовывать дистанционное образование, повышать квалификацию педагогических кадров; внедрять информационные технологии и ресурсы сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в профильных классах.
Рассматривая в качестве субъекта информационно-образовательного пространства учащегося, авторы отмечают, что формирование ИОП в общеобразовательном учреждении позволяет сделать обучение для них более эмоционально-позитивным и комфортным. Применяемые информационные технологии помогают снять у детей страх самовыражения, стимулируют их творческую активность, освобождают от физиологических ограничений. Учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями, т. к. учащиеся получают доступ к электронным учебным материалам, используемым для самообразования. Происходит формирование культуры школьника, т. к. он имеет широкий доступ к виртуальным музеям, историческим памятникам, картинным галереям и другим достопримечательностям. у учащихся появляется возможность принимать участие в различных дистанционных конкурсах, творческих конкурсах и олимпиадах [14].
Е.Э. Калаш отметила, что формирование единого информационно-образовательного пространства школы влечет за собой возможность:
- практического использования его в качестве средства обучения, которое повышает качество и эффективность подготовки учащихся; обеспечивает оперативную консультационную помощь;
- формирования навыков исследовательской деятельности учащихся путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных работ педагогов и учащихся, самостоятельной оперативной обработки результатов экспериментальной деятельности обучающимися;
- формирования умений и навыков получения необходимой информации из разнообразных источников;
- формирования навыков культуры общения и гуманитарного развития учащихся;
- индивидуализации обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обеспечения интерактивного диалога за счет визуализации, хранения больших объемов учебной информации, ее передачи, легкого доступа пользователя к данным информационно-поисковой деятельности, автоматизации обработки результатов экспериментальной деятельности, контроля за результатами усвоения учебной информации;
- осуществления эффективного контроля и коррекции результатов учебной деятельности [8].
В целом в научно-практической литературе, посвященной анализу особенностей влияния процесса формирования ИОП на учащегося как субъекта информационно-образовательного пространства, можно выделить акцент на его влиянии на формирование общей информационной культуры учащихся; использовании ресурсов ИОП в ходе самообразования; организации дополнительного образования и дистанционного обучения детей; подготовке к уроку; организации внешкольной, кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии; тренировочном тестировании по учебным программам; участии в конкурсах компьютерных технологий и дистанционных обучающих олимпиадах; обсуждении актуальных проблем на интернет-форуме школьного сайта.
В ряде статей были рассмотрены особенности функционирования администрации школы как субъекта ИОП. Так, Т.В. Градова в качестве основных факторов, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса в условиях реализации модели ИОП, выделила оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений; снижение прямых и обратных потоков информации; оперативное получение и обработку отчетности; системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации и др. [5].
Во второй половине 2000-х гг. приоритетные направления формирования ИОП для администрации школ свелись к автоматизации организационно-распорядительной деятель-
ности; мониторингу качества обучения; электронному документообороту; компьютеризации школьной библиотеки; созданию и ведению электронной базы педагогических кадров и учащихся; созданию и поддержанию сайта школы, web-страниц отдельных школьных проектов, размещению на нем локальных документов образовательной организации; проведению семинаров-практикумов по внедрению в образовательный процесс информационных технологий.
Рассматривая место родителей в процессе формирования и развития ИОП, следует отметить, что в российском законодательстве в этот период уже было закреплено право родителей на удовлетворение своих потребностей в получении информации о достижениях учащихся. В литературе 2000-х гг. анализ влияния ИОП на взаимодействие школы и родителей не являлся предметом отдельных исследований. Этот вопрос входил в обсуждение общих проблем формирования информационно-образовательного пространства.
Например, А. Рытов отмечал, что родители имеют возможность получать с помощью ИОП информацию о качестве образования по следующим направлениям [12]:
- все результаты внешней оценки качества образования по каждому образовательному учреждению;
- все результаты внешней оценки качества образования своего ребенка;
- результаты образовательной деятельности школы, в том числе данные о победителях олимпиад, конкурсов, состязаний;
- результаты внутреннего самоанализа (самооценки) образовательных учреждений;
- индивидуальные результаты освоения ребенком основной общеобразовательной программы с учетом вариативности программ;
- индивидуальные результаты освоения ребенком основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- индивидуальные достижения своего ребенка в области воспитания, образования и развития (система «Электронный портфо-лио») и т. д.
Родители как субъекты информационно-образовательного пространства общеобразовательного учреждения выступают как потребители информации о нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса, расписании учебных занятий, проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; а также как субъект взаимо-
история педагогики и образования
действия между ними и учителями, администрацией школы.
Обобщая особенности организации процесса формирования информационно-образовательного пространства в общеобразовательном учреждении, следует отметить, что отличительной особенностью проанализированных, а также других исследований в этой области в рассматриваемый период является описание положительного влияния процесса формирования ИОП на деятельность администрации, педагогов, учащихся школ. Тем не менее в этих работах не нашли отражения вопросы негативного влияния информационно-образовательного пространства на его субъектов. В частности, проблемы подавления межличностного общения в условиях общения ребенка с компьютером, понижающего количество и качество личных контактов и наносящего вред эмоциональному воспитанию; снижения роли устной и письменной речи, т. к. в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение; ослабления способностей к самостоятельному творческому мышлению, т. к. для компьютерных обучающих программ характерна так называемая «дигитали-зация» - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод, и т. д. Эти вопросы стали предметом исследования уже более поздних работ.
список литературы
1. Aндреев A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.
2. Босых Т.В. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением // Интерактивное образование. 2011. № 35 (июнь) [Электронный каталог]. URL: http://io.nios.ru.
3. Вострикова Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2006. С. 96-98.
4. Горбунова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы как одно из требований ФГОС // Педагогический совет. 2011 [Электронный каталог]. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir.
5. Градова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2010. № 5 (9) [Электронный каталог]. URL: http://journal.kuzspa.ru.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М., 200S.
7. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2003.
S. Калаш Е.Э. Программа информатизации воспитательно-образовательного процесса «Школа - современное информационное пространство» (2011-2016). Новокузнецк, 2011.
9. Лобанов Ю.И. Универсальный метод предсказания эффективности электронных дидактических средств // Информационные технологии в открытом образовании: материалы конф. М., 2001. С. 298-303.
10. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. 2012. № 9 (238). С. 18-22.
11. Рабинович П.Д. Модель информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения // Информатика и образование. 2012. № 10 (239). С. 1, 4, 113.
12. Рытов A. Все о Московском регистре качества образования [Электронный каталог]. URL: http://www.ug.ru/archive/49046.
13. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды [Электронный каталог]. URL: http://nenuda.ru/%.html.
14. Тайлаков У.Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов //
Молодой ученый 2013. № S. С. 768-772.
* * *
1. Andreev A.A. Pedagogika vysshej shkoly. Novyj kurs. M.: Mosk. mezhdunar. in-t jekonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002.
2. Bosyh T.V. Informacionnye tehnologii v uprav-lenii obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Interaktivnoe obrazovanie. 2011. № 3S (ijun') [Jelektronnyj katalog]. URL: http://io.nios.ru.
3. Vostrikova T.V. Pedagogicheskoe proektir-ovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy obshhe-obrazovatel'nogo uchrezhdenija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Rostov n/D., 2006. S. 96-98.
4. Gorbunova O.V. Sozdanie informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly kak odno iz trebovanij FGOS // Pedagogicheskij sovet. 2011 [Jelektronnyj katalog]. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir.
5. Gradova T.V. Informacionno-kommuni-kacionnye tehnologii v upravlenii obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2010. № S (9) [Jelektronnyj katalog]. URL: http://journal. kuzspa.ru.
6. Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Informatizacija obrazovanija. Fundamental'nye osnovy. M., 200S.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
7. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Tjumen', 2003.
8. Kalash E.Je. Programma informatizacii vospitatel'no-obrazovatel'nogo processa «Shkola -sovremennoe informacionnoe prostranstvo» (20112016). Novokuzneck, 2011.
9. Lobanov Ju.I. Universal'nyj metod predskazanija jeffektivnosti jelektronnyh didakticheskih sredstv // Informacionnye tehnologii v otkrytom obrazovanii: materialy konf. M., 2001. S. 298-303.
10. Petrova O.G. Informacionno-obrazovatel'naja sreda sovremennoj shkoly kak uslovie realizacii FGOS obshhego obrazovanija // Informatika i obrazovanie. 2012. № 9 (238). S. 18-22.
11. Rabinovich P.D. Model' informacionno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Informatika i obrazovanie. 2012. № 10 (239). S. 1, 4, 113.
12. Rytov A. Vse o Moskovskom registre kachestva obrazovanija [Jelektronnyj katalog]. URL: http://www.ug.ru/archive/49046.
13. Semencova O.V. Sozdanie informacionno-obrazovatel'noj sredy [Jelektronnyj katalog]. URL: http://nenuda.ru/%.html.
14. Tajlakov U.N. Edinoe informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo shkoly kak faktor povyshenija kachestva obrazovatel'nyh processov // Molodoj uchenyj. 2013. № 5. S. 768-772.
Formation of the informational and educational space in Russian schools in the period of 1993-2014
The article deals with the features and principles of formation of the informational and educational space in Russian schools in the period of1993-2014. The author analyzes the role of teachers, pupils, school administration and parents as the subjects of the process of formation and development of the informational and educational space.
Key words: informational and educational space, informational and educational environment, information, electronic school, teacher, pupils.
(Статья поступила в редакцию 13.05.2016)