Научная статья на тему 'Формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 199-го3 по 2014 г'

Формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 199-го3 по 2014 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЕСЯ / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION / ELECTRONIC SCHOOL / TEACHER / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спивак Марина Владимировна

Изложены особенности и принципы формирования информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.; проанализировано место педагогов, учащихся, администраций школ и родителей как субъектов процесса формирования и развития информационно-образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спивак Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the features and principles of formation of the informational and educational space in Russian schools in the period of 1993-2014. The author analyzes the role of teachers, pupils, school administration and parents as the subjects of the process of formation and development of the informational and educational space.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 199-го3 по 2014 г»

история педагогики и образования

7. Дубинко И.А. Решительно улучшить качество преподавания естествознания // В помощь учителю. Ставрополь: Краевое кн. изд-во, 1946. С. 4352.

8. Ефремов И.С. За мичуринскую биологию // В помощь учителю. Ставрополь: Ставроп. правда, 1948. С. 12-22.

9. Иванов А.И. Физика летом // СевероКавказский учитель. 1936. № 7. С. 25-29.

10. Каспиев Б.Ф. Летние экскурсии школьников // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 60-68.

11. Малько И.П. Юннатская работа в школе // Из опыта работы школ (по материалам семинара директоров школ). Ставрополь: Ставроп. правда, 1957. С. 51-63.

12. Опыт работы школ по изучению родного края. М.: Учпедгиз, 1947.

13. Сорокин В.Л. Опыт организации пришкольного участка георгиевской НСШ № 4 // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 9. С. 92-101.

14. Тапешко Г.И. На первомайском участке // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 100-106.

12. Opyt raboty shkol po izucheniju rodnogo kraja. M.: Uchpedgiz, 1947.

13. Sorokin V.L. Opyt organizacii prishkol'nogo uchastka georgievskoj NSSh № 4 // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 92-101.

14. Tapeshko G.I. Na pervomajskom uchastke // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 100106.

Contents and organization of educational work in ecology in rural school of the Stavropol Krai in the postwar period (1945-1954)

The article deals with the areas of the educational work in ecology in the Stavropol Krai in the postwar period; describes its forms and methods.

Key words: natural world view, nature protection, junnats, local lore, school area.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

1. Bogdanov I.A., Byzov N.N. Iz opyta perestrojki prepodavanija biologii. Stavropol': Stavrop. pravda, 1952.

2. Buravchinskaja N.V. Voprosy shkol'nogo kraevedenija v Stavropol'skom krae // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 93-104.

3. V pomoshh' uchitelju biologii: Iz opyta raboty prepodavatelja biologii Barsukovskoj srednej shkoly Nevinnomysskogo rajona Ivanovoj N.I. Stavropol': Stavrop. pravda, 1949.

4. Gavrilin N.A. Meteorologicheskie nabljudenija v shkole. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 102-112.

5. Gavriljuk F.Ja. Provedenie pochvennoj jek-skursii // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 69-81.

6. Gnilovskij V.G. Metodika izuchenija geograficheskoj nomenklatury v srednej shkole. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1947.

7. Dubinko I.A. Reshitel'no uluchshit' kachestvo prepodavanija estestvoznanija // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1946. S. 43-52.

8. Efremov I.S. Za michurinskuju biologiju // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 12-22.

9. Ivanov A.I. Fizika letom // Severo-Kavkazskij uchitel'. 1936. № 7. S. 25-29.

10. Kaspiev B.F. Letnie jekskursii shkol'nikov // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 6068.

11. Mal'ko I.P. Junnatskaja rabota v shkole // Iz opyta raboty shkol (po materialam seminara direktorov shkol). Stavropol': Stavrop. pravda, 1957. S. 51-63.

М.В. СПИВАК

(с. Прасковея Ставропольского края)

формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.

Изложены особенности и принципы формирования информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.; проанализировано место педагогов, учащихся, администраций школ и родителей как субъектов процесса формирования и развития информационно-образовательного пространства.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда, информация, электронная школа, педагог, учащиеся.

В научной педагогической литературе вопросы формирования информационно-образовательного пространства в современной школе стали одними из самых актуальных,

О Спивак М.В., 2016

* *

*

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

определяющих особенности, направления и перспективы развития школы после распада СССР, новые требования общества к выпускникам школ, закрепленные в образовательных стандартах в 1993-2014 гг.

Требования и условия формирования информационно-образовательного пространства (ИОП) в отечественной педагогике стали разрабатываться еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В частности, коллективом авторов (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Кисилев, С.К. Ландо, И.С. Орешков, И.В. Роберт, Ю.М. Цевен-ков и др.) был предложен проект «Концепции информатизации образования». В нем понятие «информационно-образовательное пространство» выделено не было, но в п. 3. «Информатизация и изменение содержания обучения» было указано, что внедрение ИКТ в образовательный процесс требует изменения целей и содержания обучения. В качестве целей обновления содержания образования было выделено повышение роли гуманитарной подготовки выпускников школ, а также формирование у них последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

В качестве направлений информатизации процесса образования авторы Концепции выделили становление учебных дисциплин, которые бы обеспечивали общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики; расширение сфер использования средств информатизации, изменение предметного содержания на всех уровнях образования всех учебных дисциплин; формирование, благодаря влиянию информатизации на цели обучения, представлений об энциклопедической природе образования, необходимого каждому учащемуся как гражданину общества. В Концепции также было указано, что внедрение ИКТ в образовательный процесс предъявляет новые требования к уровню подготовки и профессиональным качествам педагогов общеобразовательного учреждения.

В целом текст Концепции содержал в себе первые положения, которые легли в основу дальнейшей разработки представлений об информационно-образовательном пространстве и особенностях его формирования в конкретном общеобразовательном учреждении. однако в связи с тем, что в Концепции не выдвигалось положение о формировании информационно-образовательного пространства или информационно-образовательной среды, в научной литературе того времени не содержалось и описания моделирования этого процесса. В то же время важно отметить, что в

1990-е гг. в школах процесс формирования информационно-образовательного пространства на практике реализовывался с учетом совершенствования технической базы, развития системы информационного управления и обеспечения образовательной деятельности, развития глобальных компьютерных сетей и включения в них общеобразовательных учреждений. В условиях длительного экономического кризиса и тенденции децентрализации образования министерство образования в этот период не выдвигало единые требования и стандарты формирования ИОП. Такая тенденция сохранялась до конца 1990-х гг., когда в течение нескольких лет было принято несколько программных документов.

Так, в Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» в качестве задач формирования информационно-образовательной среды выделялось формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образовательного учреждения; использование телекоммуникационных и информационных технологий в процессе обучения. Процесс формирования ИоП предполагал развитие информационных технологий сферы общеобразовательного учреждения; профессиональную подготовку и повышение квалификации административных, педагогических и инженерно-технических кадров школы; оснащение школ средствами информатизации; организацию в учреждениях технического обслуживания.

С.Л. Лобачев, A.A. Поляков, В.И. Солдат-кина разработали «Концепцию информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИоС оо РФ)». В ней авторы определили цели, задачи и принципы ИоС оо РФ. В концепции предполагалось создание на базе общеобразовательных учреждений электронных баз данных, библиотеки, каталогов, списков пользователей ИоС, формирование учебных планов и групп учащихся. Включение школы в ИОС оо РФ должно было быть основано на создании инструментально-программного комплекса «Электронная школа», состоящего из электронной библиотеки (учебников, журналов, учебной литературы, справочников и др.; специальных обучающих программ и программ контроля), учебно-методических материалов и нормативных документов.

Следует также отметить, что формирование информационно-образовательного пространства в общеобразовательной школе явля-

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

лось основой в общей «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В частности, в Концепции отмечался в качестве элемента новой образовательной политики России переход к постиндустриальному, информационному обществу, что позволяет обеспечить доступность образования, создать условия для повышения его качества и активизировать роль средств массовой информации в формировании культуры учащихся, воспитании у них гражданских качеств и т. д.

В программе «Дети России на 20032006 годы» была отмечена важность информатизации системы образования при работе с детьми с ограниченными возможностями. В дальнейшем эта тема стала предметом отдельных исследований Е.С. Полат, A.A. Пышкина и других авторов.

В вышеназванных документах главной целью создания информационно-образовательной среды определялось максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся разных учебных заведений, ступеней и профиля обучения с помощью современных телекоммуникационных и информационных технологий. Однако основной акцент в этих документах делался на технологическом аспекте.

Такой подход определил и направленность многих исследований на развитие различных электронных учебно-методических комплексов и пособий; создание систем контроля и мониторинга знаний учащихся с помощью ИКТ (A.A. Андреев [1], С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун [6], Ю.И. Лобанов [9] и др.). Тем не менее в ряде исследований было показано, что внедрение информационно-коммуникационных ресурсов и формирование информационно-образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях носили в первой половине 2000-х гг. недостаточный и несистематический характер на научном, учебно-методическом и административном уровнях деятельности школы [7].

С середины 2000-х гг. программы формирования информационно-образовательного пространства стали основываться на федеральных государственных образовательных стандартах первого и второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования было указано, что современная информационно-образовательная среда обеспечивает «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования».

Анализ этих документов показывает, что приоритетными направлениями формирования информационно-образовательного пространства школы являются:

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических, инженерно-технических, административных кадров общеобразовательного учреждения;

- информатизация процесса управления образованием школы и процессами ее развития;

- оснащение средствами информатизации общеобразовательного учреждения.

Анализ ФГОС для школ позволил П.Д. Рабиновичу выделить несколько групп требований к формированию информационно-образовательного пространства [11]:

- педагогические требования: индивидуализация процесса образования; создание для обучающихся ситуации успешности; обеспечение реализации деятельностного подхода; гибкость организационной структуры обучения, предполагающей использование дистанционных образовательных технологий и др.;

- функциональные требования: планирование процесса образования; сохранение и размещение материалов образовательного процесса (работ педагогов и учащихся и т. д.); фиксация хода и результатов освоения учащимися общеобразовательной программы; взаимодействие, в том числе и дистанционное, посредством сети Интернет, участников образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его обеспечения ресурсами; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; обеспечение современными процедурами создания, сбора, поиска, обработки, анализа, представления, хранения информации; обеспечение модульной структуры ИоП, которая позволяет при изменении внешних условий (изменении нормативно-правовых актов локального, муниципального, регионального и федерального значения, требований к формированию ИоП) его модернизировать, расширять и т. д.

О.Г. Петрова, опираясь на требования ФГоС, выделила следующие принципы формирования и развития информационно-образовательного пространства школы:

- нелинейность - формирование ИоП как компонента образовательного пространства более высокого уровня, который объединяет индивидуальные и предметные пространства;

- целостность - включение в ИОП всех необходимых компонентов;

- системность - все компоненты ИОП должны быть связаны единой личностно ориентированной концепцией обучения;

- конструктивная целостность - установление взаимосвязи между всеми компонентами ИОП, этапами формирования и развития информационно-образовательного пространства на практике;

- открытость - обеспечение взаимодействия ИОП с внешним окружением (социальным, культурным, образовательным, информационным);

- структурированная ресурсная избыточность - создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения [10].

Перечень принципов формирования ИОП, представленный О.Г. Петровой, не содержит в себе указания на такие важные психолого-педагогические принципы, как коммуникативность, социальная активность, создание благоприятной социально-психологической атмосферы и т. д., которые позволяют обеспечить субъектную направленность и личностно-развивающий характер взаимодействия участников образовательного процесса.

Т.В. Вострикова в качестве основных принципов формирования ИОП выделяет:

- принцип законосообразности (проектирование ИОП в школе должно соответствовать объективным закономерностям и законам работы с информацией, информатизации России и отечественного образования);

- принцип системности (создание ИОП в школе должно привести к изменениям системных свойств объектов структуры общеобразовательной организации: управленческой, подразделений административного центра, аттестационной, информационно-методической, психолого-медико-социальной и др.);

- принцип «точки опоры» (ИОП должно являться точкой опоры для различных социальных, научных, образовательных, воспитательных проектов школы);

- принцип направляемого развития (ИОП способствует созданию информационных потоков, используемых участниками образовательного процесса в решении административных, экономических, экспериментальных, учебных задач);

- принцип «островной» информатизации (создание основных управленческих, социальных, учебных, организационных подструктур, которые допускают интегральную информатизацию и служат «отправной точкой» для построения ИОП школы; создание условий, при которых опыт использования информацион-

ных технологий в одних подразделениях будет распространяться на другие);

- принцип саморазвития (детерминирует способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческой самореализации и практического преобразования);

- принцип самовоспроизводства (заключается в определяющей роли самовоспроизводства компьютерного общества, схема которого выражена в том, что учителей для работы в школах готовят вузы, для поступления в которые выпускников готовят учителя; вузы готовят специалистов по информатике, которые могут создать новые информационные технологии и проекты, развивающие информатику как науку и способствующие формированию информационной культуры педагогов) [3].

Как мы видим, все вышеперечисленные принципы по большей части отражают административные аспекты формирования информационно-образовательного пространства.

Т.В. Босых в качестве целей и задач формирования ИОП в своей работе определяет формирование информационной культуры и информационной компетентности всех участников образовательного процесса; создание условий для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучеб-ное время; организацию процесса критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях; обеспечение непрерывного развития технической инфраструктуры единой информационной среды [2].

Таким образом, формирование информационно-образовательного пространства для исследователей, прежде всего, связано с тремя основными аспектами: технологическим (оснащение образовательными, программными и аппаратными ресурсами); организационным (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности в образовательном процессе средств ИКТ); человеческим (информационная компетентность всех участников образовательного процесса).

Во многих исследовательских работах в качестве субъекта информационно-образовательного пространства рассматривается педагог, который в рамках формирования ИОП в школе должен, по мнению О.Г. Петровой, реализовать следующую программу действий: анализ и проектирование содержания (отбор

- история ПЕДАГОГ

информации, определение способов организации учебных ситуаций); управление учебной деятельностью (разработка операциона-лизированного и организованного содержания, предъявление учебной задачи); разработка критериев итогового и промежуточного оценивания; организация и обеспечение учебной деятельности (создание программы деятельности учащихся) [10].

Ряд исследователей отметили, что формирование ИоП в школе облегчает процесс учебного труда, т. к. техника позволяет выполнять рутинные операции, а учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники графической, аудиовизуальной, текстовой информации. Расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности.

О.В. Горбунова определила задачи, которые решаются педагогами в условиях формирования ИОП:

- обеспечение многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.);

- создание условий для продуктивной творческой деятельности учащегося - совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей собственных замыслов;

- создание пространства для социальных практик школьников и приобщение их к общественно значимым делам [4].

В условиях ИОП педагоги реализуют такие виды деятельности, как планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса; фиксирование хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет; использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью; контролирование доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; осуществление взаимодействия образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, с другими образовательными организациями [13].

В целом можно отметить, что в большинстве вышеупомянутых работ отмечалось, что

си и ОБРАЗОВАНИЯ -

формирование ИОП в школе позволяет педагогам повышать свою информационную культуру и компетентность; использовать ИОП в организации познавательной деятельности школьников на уроке, в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики; организовывать дистанционное образование, повышать квалификацию педагогических кадров; внедрять информационные технологии и ресурсы сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в профильных классах.

Рассматривая в качестве субъекта информационно-образовательного пространства учащегося, авторы отмечают, что формирование ИОП в общеобразовательном учреждении позволяет сделать обучение для них более эмоционально-позитивным и комфортным. Применяемые информационные технологии помогают снять у детей страх самовыражения, стимулируют их творческую активность, освобождают от физиологических ограничений. Учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями, т. к. учащиеся получают доступ к электронным учебным материалам, используемым для самообразования. Происходит формирование культуры школьника, т. к. он имеет широкий доступ к виртуальным музеям, историческим памятникам, картинным галереям и другим достопримечательностям. у учащихся появляется возможность принимать участие в различных дистанционных конкурсах, творческих конкурсах и олимпиадах [14].

Е.Э. Калаш отметила, что формирование единого информационно-образовательного пространства школы влечет за собой возможность:

- практического использования его в качестве средства обучения, которое повышает качество и эффективность подготовки учащихся; обеспечивает оперативную консультационную помощь;

- формирования навыков исследовательской деятельности учащихся путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных работ педагогов и учащихся, самостоятельной оперативной обработки результатов экспериментальной деятельности обучающимися;

- формирования умений и навыков получения необходимой информации из разнообразных источников;

- формирования навыков культуры общения и гуманитарного развития учащихся;

- индивидуализации обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- обеспечения интерактивного диалога за счет визуализации, хранения больших объемов учебной информации, ее передачи, легкого доступа пользователя к данным информационно-поисковой деятельности, автоматизации обработки результатов экспериментальной деятельности, контроля за результатами усвоения учебной информации;

- осуществления эффективного контроля и коррекции результатов учебной деятельности [8].

В целом в научно-практической литературе, посвященной анализу особенностей влияния процесса формирования ИОП на учащегося как субъекта информационно-образовательного пространства, можно выделить акцент на его влиянии на формирование общей информационной культуры учащихся; использовании ресурсов ИОП в ходе самообразования; организации дополнительного образования и дистанционного обучения детей; подготовке к уроку; организации внешкольной, кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии; тренировочном тестировании по учебным программам; участии в конкурсах компьютерных технологий и дистанционных обучающих олимпиадах; обсуждении актуальных проблем на интернет-форуме школьного сайта.

В ряде статей были рассмотрены особенности функционирования администрации школы как субъекта ИОП. Так, Т.В. Градова в качестве основных факторов, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса в условиях реализации модели ИОП, выделила оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений; снижение прямых и обратных потоков информации; оперативное получение и обработку отчетности; системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации и др. [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине 2000-х гг. приоритетные направления формирования ИОП для администрации школ свелись к автоматизации организационно-распорядительной деятель-

ности; мониторингу качества обучения; электронному документообороту; компьютеризации школьной библиотеки; созданию и ведению электронной базы педагогических кадров и учащихся; созданию и поддержанию сайта школы, web-страниц отдельных школьных проектов, размещению на нем локальных документов образовательной организации; проведению семинаров-практикумов по внедрению в образовательный процесс информационных технологий.

Рассматривая место родителей в процессе формирования и развития ИОП, следует отметить, что в российском законодательстве в этот период уже было закреплено право родителей на удовлетворение своих потребностей в получении информации о достижениях учащихся. В литературе 2000-х гг. анализ влияния ИОП на взаимодействие школы и родителей не являлся предметом отдельных исследований. Этот вопрос входил в обсуждение общих проблем формирования информационно-образовательного пространства.

Например, А. Рытов отмечал, что родители имеют возможность получать с помощью ИОП информацию о качестве образования по следующим направлениям [12]:

- все результаты внешней оценки качества образования по каждому образовательному учреждению;

- все результаты внешней оценки качества образования своего ребенка;

- результаты образовательной деятельности школы, в том числе данные о победителях олимпиад, конкурсов, состязаний;

- результаты внутреннего самоанализа (самооценки) образовательных учреждений;

- индивидуальные результаты освоения ребенком основной общеобразовательной программы с учетом вариативности программ;

- индивидуальные результаты освоения ребенком основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- индивидуальные достижения своего ребенка в области воспитания, образования и развития (система «Электронный портфо-лио») и т. д.

Родители как субъекты информационно-образовательного пространства общеобразовательного учреждения выступают как потребители информации о нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса, расписании учебных занятий, проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; а также как субъект взаимо-

история педагогики и образования

действия между ними и учителями, администрацией школы.

Обобщая особенности организации процесса формирования информационно-образовательного пространства в общеобразовательном учреждении, следует отметить, что отличительной особенностью проанализированных, а также других исследований в этой области в рассматриваемый период является описание положительного влияния процесса формирования ИОП на деятельность администрации, педагогов, учащихся школ. Тем не менее в этих работах не нашли отражения вопросы негативного влияния информационно-образовательного пространства на его субъектов. В частности, проблемы подавления межличностного общения в условиях общения ребенка с компьютером, понижающего количество и качество личных контактов и наносящего вред эмоциональному воспитанию; снижения роли устной и письменной речи, т. к. в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение; ослабления способностей к самостоятельному творческому мышлению, т. к. для компьютерных обучающих программ характерна так называемая «дигитали-зация» - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод, и т. д. Эти вопросы стали предметом исследования уже более поздних работ.

список литературы

1. Aндреев A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

2. Босых Т.В. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением // Интерактивное образование. 2011. № 35 (июнь) [Электронный каталог]. URL: http://io.nios.ru.

3. Вострикова Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2006. С. 96-98.

4. Горбунова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы как одно из требований ФГОС // Педагогический совет. 2011 [Электронный каталог]. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir.

5. Градова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2010. № 5 (9) [Электронный каталог]. URL: http://journal.kuzspa.ru.

6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М., 200S.

7. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2003.

S. Калаш Е.Э. Программа информатизации воспитательно-образовательного процесса «Школа - современное информационное пространство» (2011-2016). Новокузнецк, 2011.

9. Лобанов Ю.И. Универсальный метод предсказания эффективности электронных дидактических средств // Информационные технологии в открытом образовании: материалы конф. М., 2001. С. 298-303.

10. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. 2012. № 9 (238). С. 18-22.

11. Рабинович П.Д. Модель информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения // Информатика и образование. 2012. № 10 (239). С. 1, 4, 113.

12. Рытов A. Все о Московском регистре качества образования [Электронный каталог]. URL: http://www.ug.ru/archive/49046.

13. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды [Электронный каталог]. URL: http://nenuda.ru/%.html.

14. Тайлаков У.Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов //

Молодой ученый 2013. № S. С. 768-772.

* * *

1. Andreev A.A. Pedagogika vysshej shkoly. Novyj kurs. M.: Mosk. mezhdunar. in-t jekonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002.

2. Bosyh T.V. Informacionnye tehnologii v uprav-lenii obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Interaktivnoe obrazovanie. 2011. № 3S (ijun') [Jelektronnyj katalog]. URL: http://io.nios.ru.

3. Vostrikova T.V. Pedagogicheskoe proektir-ovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy obshhe-obrazovatel'nogo uchrezhdenija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Rostov n/D., 2006. S. 96-98.

4. Gorbunova O.V. Sozdanie informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly kak odno iz trebovanij FGOS // Pedagogicheskij sovet. 2011 [Jelektronnyj katalog]. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir.

5. Gradova T.V. Informacionno-kommuni-kacionnye tehnologii v upravlenii obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2010. № S (9) [Jelektronnyj katalog]. URL: http://journal. kuzspa.ru.

6. Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Informatizacija obrazovanija. Fundamental'nye osnovy. M., 200S.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

7. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Tjumen', 2003.

8. Kalash E.Je. Programma informatizacii vospitatel'no-obrazovatel'nogo processa «Shkola -sovremennoe informacionnoe prostranstvo» (20112016). Novokuzneck, 2011.

9. Lobanov Ju.I. Universal'nyj metod predskazanija jeffektivnosti jelektronnyh didakticheskih sredstv // Informacionnye tehnologii v otkrytom obrazovanii: materialy konf. M., 2001. S. 298-303.

10. Petrova O.G. Informacionno-obrazovatel'naja sreda sovremennoj shkoly kak uslovie realizacii FGOS obshhego obrazovanija // Informatika i obrazovanie. 2012. № 9 (238). S. 18-22.

11. Rabinovich P.D. Model' informacionno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Informatika i obrazovanie. 2012. № 10 (239). S. 1, 4, 113.

12. Rytov A. Vse o Moskovskom registre kachestva obrazovanija [Jelektronnyj katalog]. URL: http://www.ug.ru/archive/49046.

13. Semencova O.V. Sozdanie informacionno-obrazovatel'noj sredy [Jelektronnyj katalog]. URL: http://nenuda.ru/%.html.

14. Tajlakov U.N. Edinoe informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo shkoly kak faktor povyshenija kachestva obrazovatel'nyh processov // Molodoj uchenyj. 2013. № 5. S. 768-772.

Formation of the informational and educational space in Russian schools in the period of 1993-2014

The article deals with the features and principles of formation of the informational and educational space in Russian schools in the period of1993-2014. The author analyzes the role of teachers, pupils, school administration and parents as the subjects of the process of formation and development of the informational and educational space.

Key words: informational and educational space, informational and educational environment, information, electronic school, teacher, pupils.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.