Научная статья на тему 'Многокомпонентное содержание информационно- образовательного пространства школьников'

Многокомпонентное содержание информационно- образовательного пространства школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛЬНИК / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE / SCHOOLCHILDREN / HEALTH SAVING COMPONENT / EDUCATIONAL COMPONENT / INFORMATION COMPONENT / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL POTENTIAL / FAMILY EDUCATION / PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капалыгина И. И.

Статья посвящена характеристике информационно-образовательного пространства школьников. Представленное пространство состоит из информационного, образовательного и здоровьесберегающего компонентов. Поэтапное подробное описание каждого из них представляет собой рассмотрение всех составляющих элементов пространства и его свойств, изучение нормативно-правовых основ в рамках образовательной системы и анализ деятельности участников, причастных к процессу здоровьесбережения в учреждениях. Субъекты образовательного процесса способны влиять на мобильность и вариативность процесса в лучшую сторону. Это педагоги, психологи, педагог социальный, администрация, воспитатели, родители, сверстники. Акцент делается на воспитательный потенциал семьи, в которой осуществляется передача от родителей детям установленных правил поведения, предпочтений в выборе печатной продукции, просмотра фильмов и телепередач, слушание музыкальных произведений и многое другое. Таким образом, цель статьи определить позитивные и негативные особенности влияния каждого из предложенных компонентов информационно-образовательного пространства на здоровьесбережение школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to characterization of the information educational space of schoolchildren. Presented space consists of informational, educational and health protection components. Phased detailed description of each of them is a consideration of all the components of space and its properties, the study of regulatory frameworks within the educational system and analysis of the activities of the participants involved in the process of health care institutions. The subjects of the educational process can affect the mobility and variability of the process in a better way. It is teachers, psychologists, social educator, the administration, teachers, parents, and peers. The emphasis is on the educational potential of the family transfers from parents to children the house rules, preferences in the selection of printed materials, viewing films and TV, listening music and many more. Thus, the aim of this article is to identify the positive and negative aspects of the impact of each proposed component of the information educational space on the health of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Многокомпонентное содержание информационно- образовательного пространства школьников»

УДК 373: 005. 336.2: 613. 955

МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ

MULTICOMPONENT CONTENT OF SCHOOLCHILDREN'S INFORMATION AND

EDUCATIONAL SPACE

И.И. Капалыгина I.I. Kapalygina

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, г. Гродно, 230023, ул. Э. Ожешко, 22

Grodno University of Janka Kupala, Republic of Belarus, Grodno, 230023, E. Ozheshko St., 22

E-mail: hielga@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена характеристике информационно-образовательного пространства школьников. Представленное пространство состоит из информационного, образовательного и здоровьесберегающего компонентов. Поэтапное подробное описание каждого из них представляет собой рассмотрение всех составляющих элементов пространства и его свойств, изучение нормативно-правовых основ в рамках образовательной системы и анализ деятельности участников, причастных к процессу здоровьесбережения в учреждениях. Субъекты образовательного процесса способны влиять на мобильность и вариативность процесса в лучшую сторону. Это педагоги, психологи, педагог социальный, администрация, воспитатели, родители, сверстники. Акцент делается на воспитательный потенциал семьи, в которой осуществляется передача от родителей детям установленных правил поведения, предпочтений в выборе печатной продукции, просмотра фильмов и телепередач, слушание музыкальных произведений и многое другое. Таким образом, цель статьи - определить позитивные и негативные особенности влияния каждого из предложенных компонентов информационно-образовательного пространства на здоровьесбережение школьников.

Abstract

The article is devoted to characterization of the information educational space of schoolchildren. Presented space consists of informational, educational and health protection components. Phased detailed description of each of them is a consideration of all the components of space and its properties, the study of regulatory frameworks within the educational system and analysis of the activities of the participants involved in the process of health care institutions. The subjects of the educational process can affect the mobility and variability of the process in a better way. It is teachers, psychologists, social educator, the administration, teachers, parents, and peers. The emphasis is on the educational potential of the family transfers from parents to children the house rules, preferences in the selection of printed materials, viewing films and TV, listening music and many more. Thus, the aim of this article is to identify the positive and negative aspects of the impact of each proposed component of the information educational space on the health of schoolchildren.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, школьник, здоровьесберегающий компонент, образовательный компонент, информационный компонент, субъекты образовательного процесса, учебно-воспитательный потенциал, семейное воспитание, физиолого-гигиенические условия.

Keywords: information and educational space, schoolchildren, health saving component, educational component, information component, the subjects of the educational process, the educational potential, family education, physiological and hygienic conditions.

Введение

Характер доступных для ребенка сведений должен содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в сознании ребенка искаженные образы, вызывающие страх, агрессию, своевременный интерес к взрослой жизни и вредным привычкам. Принимая во внимание данный факт, необходимо рассмотреть структуру информационно-образовательного пространства школьников, элементы этой структуры и влияние каждого компонента на сознание и поведение подрастающего человека.

Руководствуясь определением, что информационно-образовательное пространство школьников представляет собой упорядоченные взаимосвязанные между собой элементы, которые обладают коммуникативными возможностями взаимодействия для субъектов, мы выделили три компонента, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку и в целом является интегрированным условием личностного развития.

Характеристика информационного компонента

Первый компонент информационный включает в себя культурно-информационный ресурс, информационно-правовой ресурс и информационно-коммуникативный ресурс.

Раскрывая сущность культурно-информационного ресурса, можно отметить, что современный мир достаточно информативен. Это музыка, живопись, архитектура, кино, радио, телевидение, театр. Информационная культура гораздо богаче физической культуры. Культурно-информационный ресурс представляет собой осуществление образовательной деятельности с учетом реализации образовательных программ, создание условий для охраны здоровья обучающихся, которые обеспечивают: контроль за состоянием здоровья учащихся; проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; обучение и воспитание в области охраны здоровья; повышение квалификации и аттестацию работников в образовательной организации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляемой образовательную деятельность [3; 4; 7].

Воспитательная функция образовательной системы закреплена в международном и национальном законодательстве. Согласно конвенции о правах ребенка образование должно быть направлено на развитие личности ребенка. Она утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, но и представление всего этого, в первую очередь, всегда в приоритетном порядке детям [12].

Логично продолжить, что существует ряд нормативных документов, необходимых для исполнения в отношении прав ребенка, его безопасности, сохранении здоровья. Например, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», дополненный главой 4 настоящего документа «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно документу, причинить вред здоровью и развитию детей, оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории способна информация: вызывающая желание употреблять алкогольные напитки, наркотические и психотропные вещества; побуждающая к совершению преступления; положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников; отображающая издевательства над человеком или

группой людей; поощряющая или положительно оценивающая насилие; побуждающая к нанесению телесных повреждений или самоубийству; поощряющая привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни; содержащая нецензурные слова и выражения; дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения; устрашающего характера [15].

Закон запрещает распространение информпродукции в виде СМИ, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий без присвоения знака возрастной категории. Родителям также предлагается обеспечить меры по защите от «вредной» информации из интернета, заключив договоры на оказание услуг по ограничению доступа с провайдерами, либо «путем применения организационных мер, программно-аппаратных и программных средств»[15; 19].

Нормативно-правовые документы представляют информационно-правовой ресурс информационного компонента информационно образовательного пространства.

Информационно-коммуникативный ресурс состоит из информационных элементов изучаемого пространства — это средства массовой информации и коммуникации, мобильные телесистемы, электронные системы развлекательного сегмента коммерческой продукции и много другое. Исходя из проанализированных источников, ученые выделяют следующие элементы: телевидение, фильмы, реклама, радио, печатная информация, интернет, электронные игры, мобильная телефония, музыка [21]. Многочисленные исследования показывают, что указанные единицы нелегально распространяются, на них не обозначены возрастные ограничения, существуют в открытом доступе. Поэтому отношение широкой общественности к ним весьма не однозначно. Опишем наиболее востребованные школьниками из них.

Всемирная сеть занимает все более крепкие позиции в современном обществе. Интернет по сравнению с остальными каналами информации обладает значительным преимуществом. Он может аккумулировать в себе все позитивные качества более ранних информационных ресурсов: периодичность, вербальность, многоаспектность и многообразность. Таким образом, использование Интернета в сфере образования как особой области информационного производства является весьма перспективным. Однако существуют и другие обстоятельства, влияющие на развитие личности: интернетзависимость, изучение информации сомнительного характера, эффект творческой смерти и др. [30].

Мобильные телефоны удобны для связи со сверстниками, родными и другими людьми. Ученые выявили мотивы, которыми руководствуются школьники в использовании мобильной связи: аффилиативные, нравственные и криминальные мотивы, мотивы сострадания. Кроме того телефон выступает как инструмент самоорганизации (стал организованнее), как средство самосохранения («звоню, так как иду домой через пустырь»), развлечения, соответствия (быть как все, разыгрывать других) [9, с. 155-157].

Имеются доказательства, что мобильная телефония может оказывать вредное воздействие, если она используется для вызывания страха путем распространения угроз и оскорблений. Новые технологии уже используются для вызывающего поведения, нарушения спокойствия и других норм преднамеренного телефонного вредительства [7].

Электронные игры являются развлекательным сегментом для школьников. Существует деление игр по степени их влияния на ребенка: игры, оказывающие психологическое давление на ребенка, которые несут в себе вредоносный эффект для детской психики; игры, оказывающие позитивное культурное развитие на личность, содержащие элементы развлечения, новые знания [7, с. 22]. Однако видеоигры требуют большого включения и внимания к игре, предоставляя опыт «первого лица», а не стороннего наблюдателя - «третьего лица», что может сделать игры небезопасными.

Особую роль играет реклама. Если учесть, что образование - это целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития, подготовки к жизни, то очевидно влияние массовой коммуникации в целом и рекламы в частности [17]. При этом реклама практически индифферентна к таким последствиям увещевания, как сужение круга интересов до потребительских, насаждение социальной пассивности, снижение эстетических и этических критериев. В результате дети становятся иждивенцами, рекламозависимыми, черствыми и неэмоциональными.

Просмотр телевидения, фильмов задает определенные ориентиры: моральные, духовные, социальные, экономические, в том числе и те, которые уже существуют в обществе и выступают в качестве доминантных моделей общественного мнения, на которые общество будет ориентироваться, прививая необходимые в будущем навыки поведения [14]. Причем информация, содержащаяся на телевидение, может нести в себе грубость, порождать насилие, жестокость, аморальное поведение. Меняется отношение личности к себе и окружающему миру, появляется поведение, далекое от нравственности и культуры. Трудно стать человеком, верящим в любовь и семейные ценности, если присутствует такая информация.

Огромной информативностью для школьников обладает музыка. Она занимает центральное место еще и потому, что исполняется самой молодежью. Специфика исполнения не всегда соответствует нравственным нормам, мало эстетического самоконтроля. Возрастающий шум остро ритмичной и громкой музыки может явиться источником психического и эмоционального напряжения. Музыка может привлечь к себе современная музыка ритмом, гармоничностью, бешеным темпом. Это как будто внутренний взрыв эмоций, переживание дисгармонии. Школьники испытывают разрядку эмоционального напряжения [10].

Однако есть и другая сторона данного музыкального увлечения. Некоторые музыкальные жанры сильно будоражат еще не созревшую психику молодого человека. Появляется желание что-то совершить, проявить себя, быть заметным. Это подкрепляется различными энергетическими напитками, употреблением пива, алкоголя, что отрицательно сказывается на здоровье и поведение школьников.

Анализируя информационный компонент, можно выделить позитивные его аспекты в данном случае: возможность общения, обмена опытом, совместное решение общих проблем, экономия времени, социальное равноправие. Однако присутствуют и отрицательные моменты в использовании информационных ресурсов в жизни школьников: изменение поведения детей после просмотра телевизионных передач, рекламы, печатной продукции; отреченность от домашних мероприятий, отказ от питания, сна, других реальных развлечений; возникновение страхов, развития бесчувствия и др.

Характеристика образовательного компонента

Следующий компонент в структуре информационно-образовательного пространства - образовательный. Образование выполняет воспитательную функцию, влияет на духовную жизнь общества. Содержание его такого, что он раскрывает суть учебно-воспитательного и семейного потенциала, потенциал речевой среды школьников.

Учебно-воспитательный потенциал представляет собой педагогический процесс, где присутствует педагогическое взаимодействие, систематизированное постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызывать соответствующую реакцию со стороны учащегося, это воздействие на самого учащегося, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего [25]. Так, одним из возможностей в работе педагога является научить детей, как работать с информацией, какая информация полезна и какая оказывает вредное воздействие на школьников. Потенциал учебно-воспитательного процесса открывает перспективы для

формирования здорового информационно-образовательного пространства на психолого-педагогической основе, а именно создание комфортности этого процесса.

Здоровьесбережение школьников в условиях информационно-образовательного пространства неразрывно связано с процессом семейного воспитания, потенциалом семьи. Педагогическая позиция родителей в этом отношении является результатом их развития и зависит от личностных особенностей или «наследуется» из прародительской семьи, или формируется в результате присвоения родителями социальных установок на ребенка и его воспитании. Таким образом, осуществляется сохранение и передача от родителей детям установленных правил поведения и деятельности, предпочтений в выборе печатной продукции, просмотра фильмов и телепередач, слушание музыкальных произведений и многое другое.

В совокупности условий, предоставляемых школой и семьей, у детей формируется жизненная позиция, ценностные установки, происходит личностный рост - и все это возможно, если создана здоровая речевая среда, которая представляет собой потенциал для развития школьников. Речь наделена особой функцией - коммуникативной, что есть получение и передача информации, специфическая форма отражения действительности. С помощью речевого поведения происходит самовыражение, связанное с показом своих чувств, убеждений и установок окружающему миру. Школьник как бы сообщает, что он таков, и хочет, чтобы его таким воспринимали и другие [10].

Большое значение для здоровой речевой среды имеет выбор собеседника. Поиск благоприятных условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах с хорошим собеседником приводят к здоровому и безопасному общению вне школы. Такое общение становится приятным и важным. Оно может влиять на речь и накладывать положительный отпечаток на духовное состояние и развитие личности.

Речь учителя - основное орудие педагогического воздействия и для ученика зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. Достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащать себя [10].

Обобщая изложенное, можно отметить позитивные аспекты образовательного компонента информационно-образовательного пространства: реализация учебно-воспитательных задач, которые будут способствовать формированию умений работать с информацией, производить ее отбор; использование воспитательного потенциала семьи, который может благоприятно воздействовать на информационную сферу ребенка. Однако можно отметить присутствие отрицательных моментов образовательного компонента изучаемого пространства: присутствие жаргона, разговорного сленга в ближайшем социальном окружении среди сверстников, в компании, что тормозит формирование позитивной грамотной речи, здорового позитивного общения; бесконтрольное отношение родителей к детям в процессе детского просмотра телепередач, взрослых программ, присутствие детей в период трансляции разного рода информации, травмирующей детскую психику; личный отрицательный пример взрослых в выборе информации, предпочтении источника информации, демонстрации поведения, неблагоприятно влияющих на детское сознание.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс, семейный потенциал, речевая среда является источником формирования умений работать с информацией, общаться у школьников. Одновременно указанные дефиниции могут иметь негативный эффект в воспитании учащихся в заданном направлении.

Характеристика здоровьесберегающего компонента

Здоровьесберегающий компонент является третьим компонентом в системе информационно-образовательного пространства, где необходимо взять во внимание психическое, физическое, нравственное благополучие школьников. Поэтому данный компонент включает физиолого-гигиенические условия, которые необходимы в помещении для учебной деятельности ребенка и для работы за компьютером, эмоционально-психологические условия взаимодействия с людьми и техникой, информационно-безопасные условия для работы с информационными ресурсами.

Физиолого-гигиенические условия включает примерный перечень факторов, представляющих угрозу для здоровья школьников, разработанный медиками на современном этапе.

1. Воздушная среда. При гигиенической оценке воздуха учитываются: физические свойства воздуха, теплопродукция и теплоотдача, воздушно-тепловой режим [20]. Совокупность физико-химических, биологических свойств воздушной среды образует понятие микроклимата [22].

2. Освещенность. При характеристике светового освещения рассматривается: достаточность, равномерность, отсутствие теней на рабочем месте, отсутствие слепимости, отсутствие перегрева помещения [20].

3. Видеоэкологическая среда изучает связь человеческого самочувствия с тем, что он видит: мебель, цвет, размер, линии, зрительное восприятие любых предметов, конфигурация проемов, окон, арок. [25].

Эмоционально-психологические условия представляют собой внутреннюю удовлетворенность, психологический комфорт школьника при работе с людьми и техникой. Про человека говорят, что он существо социальное, а умение взаимодействовать - одна из наиважнейших человеческих качеств [26]. При этом не последнюю роль играет понимание между людьми. В противном случае отношения могут разрушиться. Когда человек чувствует себя хорошо, его удовлетворяют условия жизни, тогда и возникают положительные эмоции - радость, удовольствие, душевное спокойствие. Если человеческие потребности не реализуются и условия жизни не устраивают, то возникают негативные эмоции - неудовлетворенность, страх, гнев, неуверенность в завтрашнем дне.

Эмоционально-психологические условия представляют собой умение запрашивать необходимую информацию; умение задавать вопросы (включенность, познавательная активность, развитость коммуникативных навыков, взаимный интерес, подавляющий утомление); количество видов учебной деятельности их продолжительность и чередование; наличие, место, содержание и продолжительность моментов оздоровления; эмоциональная разрядка; момент наступления утомления и снижение работоспособности; наличие и место методов, способствующих активизации; место и длительность применения технических средств; поза учащегося, чередование позы [25].

Состояние психологического здоровья ребенка зависит от его защищенности не только дома, в семье, но также и в различных учебных заведениях, в различных ситуациях. Создание информационно-безопасных условий связано с поддержанием психологического здоровья школьника [2; 16; 18]. Чтобы не превратить школьника в придаток компьютерной или телевизионной техники необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над СМИ и коммуникациями, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения [19]. Родителям и учителям учитывать некоторые особенности при работе с информацией и каналами ее получения в сфере образования подрастающего поколения: заблаговременная изученность информации и фактов; контроль посещаемых школьниками страниц; собеседования о вреде незнакомых сайтов и сообщений; критичность по отношению к информации; отработка личной точки зрения на факты и

комментарии к страницам; проявление осторожности к привлекательной информации на различных сайтах [11].

При разработке стратегии информационной безопасности школьников необходимо учитывать уровень развития общества, степень влияния информации на сознание, поведение и точку зрения учащихся. Необходимо рассматривать вопросы о доступности и вседозволенности средств массовой информации детям. Социально-педагогические аспекты создания информационно-безопасных условий являются актуальными и нуждаются в дальнейшем внимании со стороны ученых и педагогов для создания благоприятного информационного пространства в социуме и воспитания подрастающего поколения.

Анализируя здоровьесберегающий компонент информационно-образовательного пространства, можно выделить позитивные аспекты: учет физиолого-гигиенических и эмоционально-психологических условий, позволяющих создавать комфортный психологический микроклимат в общении с людьми в реальном и виртуальном виде, благоприятную физиологичную микросреду для школьника во взаимодействии с компьютером. Однако можно отметить присутствие отрицательных моментов здоровьесберегающего компонента изучаемого пространства: проявление агрессивного поведения при работе с компьютером; быстрая утомляемость, скачкообразное изменение артериального давления, повышенное потоотделение, глазные стрессы, головные боли, обмороки; нередкое совершение компьютерных преступлений с помощью взрослых хакеров, имеющих соответствующее образование.

Характеристика субъектов образовательного процесса

Информационно-образовательное пространство обладает свойствами подвижности, мобильности, вариативности. Субъекты образовательного процесса, причастные к процессу здоровьесбережения школьников, способны изменять данные свойства в лучшую сторону, либо наоборот [1; 13; 27, с. 224-231]. Это педагоги, психологи, педагог социальный, администрация, воспитатели, родители, сверстники. Включение названных субъектов обусловлено совместным переживанием событий, личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанностью собственной значимости в его развитии, расширением педагогического потенциала, возможностью представлять объективную картину развития детей [8].

Исходя из определения, что образовательное пространство образуется социальными институтами образования, природными объектами, имеющими образовательный потенциал. Одним из элементов информационно-образовательного пространства являются учреждения образования [26]. Образовательное учреждение представляет собой социальный институт общества, имеющий цель трансляции знаний норм, ценностей и эталонов культуры подрастающим поколениям. Оно должно быть ориентированно на формирование гражданственности и правовой культуры у несовершеннолетних.

Вопрос защиты детей от негативной информации необходимо рассматривать как составляющую воспитательного процесса, формируя правильный выбор и чувство ответственности, понимание места информации в современном мире. Учебным заведениям необходимо формировать у детей правильное отношение к информации, а также механизмы, которые бы помогали определять целесообразность и возможность доступа к ней [7].

Возможности учебной деятельности не являются безграничными. Общение с людьми и умения работать с информацией формируются в практической деятельности учащихся, в повседневной жизни. В этой связи процесс может продолжаться и во внеучебной деятельности. Использование возможностей учебной и внеучебной

деятельности позволяет осуществлять данный процесс целенаправленно и педагогически действенно.

Формирование умений работать с информацией, сохраняя здоровье, имеет целостный характер. В процессе жизнедеятельности младшие школьники вступают в разнообразные отношения с родителями, общаться в социальных сетях. В семье ребенок больше может проявить свою индивидуальность. Ведь в каждой семье присутствуют свои семейные традиции, обычаи, привычки [28; 29].

Истинная сущность воспитательной работы заключается не столько в беседах с детьми и непосредственном прямом воздействии на них, запретах на посещение сайтов и пользовании компьютера, сколько в укладе семьи, личной и общественной жизни родителей, общении родителей с окружающими. Поведение родителей, которые работают за компьютером весьма не однозначно. Наблюдаются нервные реакции в сторону аппаратуры, раздражительное отношение к поступающей информации, а также посещение сомнительных сайтов с разного рода информацией, слушание жаргонных высказываний, диалога с использованием нецензурных слов и т.д. Поступки, манеры, формы проявления эмоций родителей довольно точно копируются детьми, а затем воспроизводятся в их поведении. Следовательно, образ жизни семьи, родителей, их моральный облик, манера поведения и привычки влияют на формирование взглядов и убеждений ребенка, на выработку у него воли и характера [5; 6]. Поэтому социальный институт семьи имеет большое значение в нашем исследовании.

Как правило, жизнь школьников протекает во взаимоотношениях с разными группами. Сообщество сверстников представляет собой социальное окружение, которое может возникнуть добровольно, либо быть созданным с помощью педагогического руководства. Это школьный коллектив учащихся, детские объединения по интересам, компания. Так или иначе, почти все школьники либо входят в какую-нибудь компанию, а то и не в одну, либо мечтают о ней. Социальное окружение, в которое попадают школьники, направлено на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие из них собирают людей добрых, духовно щедрых, самоотверженных. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченное проявление инициативы и самодеятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых общения [10].

Стремление к новому опыту, необходимость решить образовавшиеся проблемы, заставляют школьников надеяться, что среди новых людей их ждет много интересных важных необычных знакомств. Интерес вызывает каждый новый человек, появившийся в поле зрения. Каждый желает найти компанию для того, чтобы ощутить свой контакт со сверстниками, свою принятость ими. Создается чувство принадлежности к сообществу равных. Такой принцип действует и в социальных сетях. Общаясь в чатах, школьник ощущает, что он принадлежит этой группе контактов, его принимают сверстники, Однако бывает, что он не испытывает чувства защищенности, уверенности, понимание себя партнерами. Не у всех есть друзья, братья или сестры. Такие дети проводят свободное время в одиночестве: слушают музыку, смотрят видеофильмы, находят что-то увлекательное в Интернете. Это приводит к замыканию в узком мире, нередко и отходу от обязанностей, предписываемых учебным процессом в школе. Недостаток в общении компенсируется объединениями, куда и попадают подростки.

Часто уход в объединения провоцируется состоянием тревожности, в котором постоянно пребывает школьник. Это состояние усугубляется по мере взросления. Тревога - ощущение неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. Она выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, а возможно и родителей. Чтобы чувствовать себя уверенным, избавиться от тревожности, не испытывать психологический дискомфорт, подросток находит себя в объединении.

Не все объединения контакты вносят позитивное в жизнь школьника. Порой в социальном окружении присутствует насилие: физическое: побои, драки, изъятие денег, вещей, физическое издевательство, запирание в помещениях, унижения; психическое: угрозы, запреты, клички, дразнилки, обидные слова, предупреждения, вымогательства, запугивания, ненормативная лексика. Поэтому необходимо с понимание и осторожностью относиться к группам, где может находиться школьник [23].

Не обязательно, чтобы все школьники попадали в объединения по причине одиночества или тревоги. Они вообще могут с ними не столкнуться. Приносить радость и удовлетворения во всех делах и начинаниях способна школьная жизнь, полная сюрпризов, интересные учителя по предметам, одноклассники, родители. Социальное окружение в школе, если правильно организовано, способствует созданию условий для жизнедеятельности детей. Необходим комплексный подход к организации работы всех участников педагогического процесса на основе взаимодействия, взаимосвязи и единства их деятельности в педагогической системе.

Заключение

В нашем исследовании имеет место трехкомпонентная структура информационно-образовательного пространства, основанная на информационной, образовательной и здоровьесберегающей функции. Каждый заявленный компонент имеет существенное значение для развития ребенка, поддержания семейного воспитания и осуществления образовательного процесса в школе.

Настоящий потенциал такого современного пространства влечет за собой положительные и отрицательные аспекты влияния на личность, многие из которых доказаны учеными еще в прошлом веке (несовершенство образовательной системы, неблагополучный воспитательный потенциал семьи и т.д.). Также выявлены новые аспекты, возникновение которых связано с появлением новых информационных технологий, возможностей общения, компьютерными реалиями.

В структуру информационно-образовательного пространства входят субъекты образовательного процесса, которые прямым или косвенным образом влияют на процесс здоровьесбережения школьников. Таким образом, можно говорить об обусловленном включении в это пространство педагогов, родителей, психологов, воспитателей и т.д.

Совокупность учреждений, которые отвечают за образование и воспитание школьников представляется возможным, так как речь идет о партнерстве, единстве целей и содержания образования. Учреждения образования, социальный институт семьи, а также социальное окружение являются основателями организации обучения школьников, досуга, общения где каждый учащийся имеет возможность сформировать мотивацию к деятельности, получить необходимые знания, развить умения. В нашем исследовании встают новые задачи: какими конкретными знаниями и умениями должен овладеть школьник в процессе работы с информацией, общения, взаимодействия, чтобы в основе заявленного информационно-образовательного пространства было здоровьесбережение.

Библиографический список

1. Богатырева, Ю.И. Системный подход к формированию компетентности в области информационной безопасности студентов педагогических вузов / Ю.И. Богатырева // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. № 20 (163). -Вып. 19. С. 181 188.

2. Горелов, А.А. Новый взгляд на механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. № 13 (184). - Вып. 22. С. 273 282.

3. Давыденко, Т.М. Проблемы формирования довузовской подготовки в информационно-образовательной среде вуза / Т.М. Давыденко, Е.Н. Шафранова // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. № 6 (177). - Вып. 21. С. 213 216.

4. Дереклеева, Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей учащихся: метод. реком. / Н.И. Дереклеева. - Минск : Бестпринт, 1998. - 59 с.

5. Дуброва, В.П. Узаемадзеянне дзщячага сада i сямЧ у педагапчнай карэкцьи бацькоускай пазщып гшерапею : этапы работы / В.П. Дуброва // Адукацыя i выхаванне. - 1997. -№ 4. - С. 71-79.

6. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 239 с.

7. Кабуш, В.Т. Педагогическая поддержка - технология воспитания XXI века / В.Т. Кабуш // Праблемы выхавання. - 2005. - № 3. - С. 3-4.

8. Казанская, В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей / В. Казанская. - СПб. : Питер, 2011. - 288 с.

9. Капалыгина, И.И. Здоровый образ жизни и безопасное поведение : пособие для педагогов к факультат. занятиям для учащихся 6-го кл. общеобразоват. учреждений / И.И. Капалыгина ; под науч. ред. Н.Н. Яковлевой. - Минск : Нац. ин-т образования, 2010. - 136 с.

10. Капалыгина, И.И. Информационная безопасность школьников / И.И. Капалыгина, О.В. Лапа // Народная асвета. - 2010. - № 7. - С. 37-41.

11. Конвенция о правах ребенка : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций : конвенции и соглашения. - 2000. Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. Дата доступа : 10.08.2016.

12. Крылова, Н.Б. Организация индивидуального образования в школе / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова ; под. общ. ред. М.А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2004. 208 с.

13. Масленченко, С.В. СМИ как фактор трансформации ценностных ориентиров / С.В. Масленченко, Т.В. Рязанцева // Управление защитой информации. - 2006. - №4. - С. 475-482.

14. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь от 17.05. 2016 № 2/2360 [Электронный ресурс] / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. Минск, 2016. Режим доступа : http://pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=H11600362&p1=1&p5=0. дата обращения 08.08.2016).

15. О некоторых вопросах регулирования деятельности средств массовой информации : пост. Совета М-ов Респ. Беларусь от 25.12.2008 №2015 [Электронный ресурс] / Законодательство Респ. Беларусь. - 2007. Режим доступа : http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm4/sovm329.htm (дата обращения 08.08.2016).

16. О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» : пост. Совета М-ов Респ. Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 [Электронный ресурс] / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. Минск, 2016. Режим доступа : http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20701497. Дата доступа : 08.08.2016.

17. Об информации, информатизации и защите информации : Закон Респ. Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З [Электронный ресурс] / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. Минск, 2016. Режим доступа : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1552. Дата доступа : 08.08.2016.

18. Об утверждении положения о министерстве информации Республики Беларусь» : пост. Совета М-ов Респ. Беларусь от 26 октября 2001 г. № 1545 [Электронный ресурс] / Законодательство стран СНГ : WEB версия. - 2003. Режим доступа : http://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=27911. Дата доступа : 08.08.2016.

19. Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами : пост. М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 28.06.2013 № 59 [Электронный ресурс] / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. Минск, 2016. Режим доступа : http://pravo.newsby.org/belarus/postanov0/pst548.htm (дата обращения 08.08.2016).

20. Политические коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Ю. Петрунин [и др.]; под ред. A.^ Соловьева. - М. : Aспект Пресс, 2004. - 332 с.

21. Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. - СПб. : Союз, 199S. - 250 с.

22. Профилактика домашнего насилия: пособие. для педагогов / Н.Н. Яковлева [и др.] ; под общ. ред. Н.Н. Яковлевой. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014. - 133 с.

23. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М. : Пед. о-во России, 2001. 2S4 с.

24. Советова Е.В. Оздоровительные технологии / Е.В. Советова/. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 2SS с.

25. Татарникова Л.Г. Культура здоровья как интегратор проблем современной молодежи в ноосферной образовательной реальности / Л.Г. Татарникова // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. № 27 (170). - Вып. 20. С. 1SS 194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе: сб. материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ/ Т.И. Шамова [и др.] ; под. ред. Т.И. Шамовой. - М.: Изд-во ООО УЦ «Перспектива», 200S. - 2S0 с.

27. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. - Минск : ООО «Красико-Принт», 199S. - 256 с.

28. Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение : взаимодействие в интересах ребенка : пособие для педагогов дошк. учреждений / В.В. Чечет, Т.М. Коростелева. - Минск : Университетское, 2000. - 156 с.

29. Этот плохой хороший интернет. Техника безопасности в компьютерных сетях / сост. A. Добровольских М. : Даниловский благовестник, 2013. - 176 с.

References

1. Bogatyreva, YU.I. Sistemnyj podhod k formirovaniyu kompetentnosti v oblasti informacionnoj bezopasnosti studentov pedagogicheskih vuzov / YU.I. Bogatyreva // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2013. № 20 (163). - Vyp. 19. S. 181 188.

2. Gorelov, A.A. Novyj vzglyad na mekhanizmy konstruirovaniya fizkul'turno-ozdorovitel'nyh tekhnologij v obrazovatel'nom prostranstve vuza / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2014. № 13 (1S4). - Vyp. 22. S. 273 282.

3. Davydenko, T.M. Problemy formirovaniya dovuzovskoj podgotovki v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza / T.M. Davydenko, E.N. SHafranova // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2014. № 6 (177). - Vyp. 21. S. 213 216.

4. Derekleeva, N.I. Napravlenie raboty klassnogo rukovoditelya s sem'ej uchashchihsya: metod. rekom. / N.I. Derekleeva. - Minsk : Bestprint, 1998. - 59 s.

5. Dubrova, V.P. Uzaemadzeyanne dzicyachaga sada i syam'i y pedagagichnaj karehkcyi bac'koyskaj pazicyi giperapeki : ehtapy raboty / V.P. Dubrova // Adukacyya i vyhavanne. - 1997. - № 4. - S.71-79.

6. Efimova, L.L. Informacionnaya bezopasnost' detej. Rossijskij i zarubezhnyj opyt: monografiya / L.L. Efimova, S.A. Kocherga. M. : YUNITI-DANA, 2013. 239 s.

7. Kabush, V.T. Pedagogicheskaya podderzhka - tekhnologiya vospitaniya XXI veka / V.T. Kabush // Prablemy vyhavannya. - 2005. - № 3. - S. 3-4.

8. Kazanskaya, V. Podrostok: social'naya adaptaciya: kniga dlya psihologov, pedagogov i roditelej / V. Kazanskaya. - SPb. : Piter, 2011. - 288 s.

9. Kapalygina, I.I. Zdorovyj obraz zhizni i bezopasnoe povedenie : posobie dlya pedagogov k fakul'tat. zanyatiyam dlya uchashchihsya 6-go kl. obshcheobrazovat. uchrezhdenij / I.I. Kapalygina ; pod nauch. red. N.N. YAkovlevoj. - Minsk : Nac. in-t obrazovaniya, 2010. - 136 s.

10. Kapalygina, I.I. Informacionnaya bezopasnost' shkol'nikov / I.I. Kapalygina, O.V. Lapa // Narodnaya asveta. - 2010. - № 7. - S. 37-41.

11. Konvenciya o pravah rebenka : prinyata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20.11.1989 g. [EHlektronnyj resurs] / Organizaciya ob"edinennyh nacij : konvencii i soglasheniya. -2000. Rezhim dostupa : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. Data dostupa : 10.08.2016.

12. Krylova, N.B. Organizaciya individual'nogo obrazovaniya v shkole / N.B. Krylova, E.A. Aleksandrova ; pod. obshch. red. M.A. Ushakova. - M. : Sentyabr', 2004. 208 s.

13. Maslenchenko, S.V. SMI kak faktor transformacii cennostnyh orientirov / S.V. Maslenchenko, T.V. Ryazanceva // Upravlenie zashchitoj informacii. - 2006. - №4. - S. 475-482.

14. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakony Respubliki Belarus' ot 17.05. 2016 № 2/2360 [EHlektronnyj resurs] / Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. Minsk, 2016. Rezhim dostupa : http://pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=H11600362&p1=1&p5=0. data obrashcheniya 08.08.2016).

15. O nekotoryh voprosah regulirovaniya deyatel'nosti sredstv massovoj informacii : post. Soveta M-ov Resp. Belarus' ot 25.12.2008 №2015 [EHlektronnyj resurs] / Zakonodatel'stvo Resp. Belarus'. - 2007. Rezhim dostupa : http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm4/sovm329.htm (data obrashcheniya 08.08.2016).

16. O realizacii Zakona Respubliki Belarus' «O reklame» : post. Soveta M-ov Resp. Belarus' ot 12 noyabrya 2007 g. № 1497 [EHlektronnyj resurs] / Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. Minsk, 2016. Rezhim dostupa : http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20701497. Data dostupa : 08.08.2016.

17. Ob informacii, informatizacii i zashchite informacii : Zakon Resp. Belarus' ot 10 noyabrya 2008 g. № 455-Z [EHlektronnyj resurs] / Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. Minsk, 2016. Rezhim dostupa : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1552. Data dostupa : 08.08.2016.

18. Ob utverzhdenii polozheniya o ministerstve informacii Respubliki Belarus'» : post. Soveta M-ov Resp. Belarus' ot 26 oktyabrya 2001 g. № 1545 [EHlektronnyj resurs] / Zakonodatel'stvo stran SNG : WEB versiya. - 2003. Rezhim dostupa : http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27911. Data dostupa : 08.08.2016.

19. Ob utverzhdenii Sanitarnyh norm i pravil «Trebovaniya pri rabote s videodisplejnymi terminalami i ehlektronno-vychislitel'nymi mashinami», Gigienicheskogo normativa «Predel'no dopustimye urovni normiruemyh parametrov pri rabote s videodisplejnymi terminalami i ehlektronno-vychislitel'nymi mashinami : post. M-va zdravoohraneniya Resp. Belarus' ot 28.06.2013 № 59 [EHlektronnyj resurs] / Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. Minsk, 2016. Rezhim dostupa : http://pravo.newsby.org/belarus/postanov0/pst548.htm (data obrashcheniya 08.08.2016).

20. Politicheskie kommunikacii: ucheb. posobie dlya stud. vuzov / YU.YU. Petrunin [i dr.]; pod red. A.I. Solov'eva. - M. : Aspekt Press, 2004. - 332 s.

21. Popov, S.V. Valeologiya v shkole i doma / S.V. Popov. - SPb. : Soyuz, 1998. - 250 s.

22. Profilaktika domashnego nasiliya: posobie. dlya pedagogov / N.N. YAkovleva [i dr.] ; pod obshch. red. N.N. YAkovlevoj. - Minsk : Nac. in-t obrazovaniya, 2014. - 133 s.

23. Razvitie lichnosti shkol'nika v vospitatel'nom prostranstve: problemy upravleniya / Pod red. N.L. Selivanovoj. - M. : Ped. o-vo Rossii, 2001. 284 s.

24. Sovetova E.V. Ozdorovitel'nye tekhnologii / E.V. Sovetova/. - Rostov n/D: Feniks, 2006 -

288 s.

25. Tatarnikova L.G. Kul'tura zdorov'ya kak integrator problem sovremennoj molodezhi v noosfernoj obrazovatel'noj real'nosti / L.G. Tatarnikova // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2013. № 27 (170). - Vyp. 20. S. 188 194.

26. Upravlenie razvitiem zdorov'esberegayushchej sredy v shkole: sb. materialov fakul'teta povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya MPGU/ T.I. SHamova [i dr.] ; pod. red. T.I. SHamovoj. - M.: Izd-vo OOO UC «Perspektiva», 2008. - 280 s.

27. CHechet, V.V. Pedagogika semejnogo vospitaniya / V.V. CHechet. - Minsk : OOO «Krasiko-Print», 1998. - 256 s.

28. CHechet, V.V. Sem'ya i doshkol'noe uchrezhdenie : vzaimodejstvie v interesah rebenka : posobie dlya pedagogov doshk. uchrezhdenij / V.V. CHechet, T.M. Korosteleva. - Minsk : Universitetskoe, 2000. - 156 s.

29. Etot plohoj horoshij internet. Tekhnika bezopasnosti v komp'yuternyh setyah / sost. A. Dobrovol'skih M. : Danilovskij blagovestnik, 2013. - 176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.