Научная статья на тему 'Содержание и организация учебно-воспитательной работы экологической направленности в сельских школах Ставропольского края в послевоенный период (1945-1954 гг. )'

Содержание и организация учебно-воспитательной работы экологической направленности в сельских школах Ставропольского края в послевоенный период (1945-1954 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЮННАТЫ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК / NATURAL WORLD VIEW / NATURE PROTECTION / JUNNATS / LOCAL LORE / SCHOOL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Александр Сергеевич

Изложены направления учебно-воспитательной работы экологической направленности на Ставрополье в послевоенный период, описаны ее формы и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the areas of the educational work in ecology in the Stavropol Krai in the postwar period; describes its forms and methods.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация учебно-воспитательной работы экологической направленности в сельских школах Ставропольского края в послевоенный период (1945-1954 гг. )»

4. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Т. 1. М.: Мариос, 2011.

5. Отчёт Исполнительной Комиссии по управлению детскими приютами в г. Симбирске за 1886 год. Оп. 1. Ед. хр. 3.

6. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.

1. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti. F. 46. Op. 2. Ed. hr. 150. (O bibliotekah-chital'njah, otkrytyh v s. Undory i Tushna - 18 l.).

2. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti. F. 46. Op. 2. Ed. hr. 72. (Po hodatajstvu Direktora narodnyh uchilishh i subsidij v 150 r. Na biblioteku -14 l.).

3. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti. F. 932. Op. 1. Ed. hr. 113. S. 4-5.

4. Dneprov Je.D. Rossijskoe obrazovanie v XIX -nachale XX veka. T. 1. M.: Marios, 2011.

5. Otchjot Ispolnitel'noj Komissii po upravleniju detskimi prijutami v g. Simbirske za 1886 god. Op. 1. Ed. hr. 3.

6. Slovar' russkogo jazyka / S.I. Ozhegov; pod obshh. red. prof. L.I. Skvorcova. 24-e izd., ispr. M.: Oniks: Mir i Obrazovanie, 2007.

7. Firsov M.V. Istorija social'noj raboty v Rossii: ucheb. posobie dlja stud. vuzov. M.: VLADOS, 1999.

Charity activities as the form of state and public administration (based on the material of the Simbirsk province from the second half of the XIX century till 1917)

The article deals with the influence of charity in the Simbirsk province on the establishment and development of the educational system in the province in the XIX century. New archival materials are introduced; they allowed widening the contents of the historical and pedagogical science. The archival materials and extracts from the manuscripts of the state archives of the Ulianovsk region allowed regarding the issue through the prism of the state, private and social participation in the development of the system of education of the Simbirsk province.

Key words: educational charity, sociocultural development, zemstvo, social and state administration.

(Статья поступила в редакцию 17.05.2016)

A.C. АМИРОВ (Будённовск)

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1954 гг.)

Изложены направления учебно-воспитательной работы экологической направленности на Ставрополье в послевоенный период, описаны ее формы и методы.

Ключевые слова: натуралистическое мировоззрение, охрана природы, юннаты, краеведение, пришкольный участок.

Экологическое воспитание и образование как самостоятельная отрасль педагогического знания получили широкое распространение и стали рассматриваться как эффективное средство преодоления экологического кризиса на национальном уровне и формирования экологического сознания, подготовки образованных и высоконравственных людей, которые способны решать сложные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, начиная со второй половины XX в. До середины 1950-х гг. работа школ по охране природы преимущественно опиралась на эмпирический опыт учителей-энтузиастов и не имела теоретической концепции. Однако именно на послевоенном этапе развития отечественной системы образования были заложены основные направления, формы и методы организации учебно-воспитательной работы экологической направленности, что подчеркивает актуальность и важность его изучения.

Целью нашей работы являлось изучение содержания и организации учебно-воспитательной работы экологической направленности в сельских школах Ставрополья в период с 1945-го по 1954 г.

После окончания Великой Отечественной войны в советской системе образования начались дискуссии, касающиеся реформирования различных областей науки, в том числе и биологии. В 1948 г. на августовской сессии ВАСХНИЛ был заслушан доклад Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке», в котором был обозначен полный отказ от ге-

О Амиров A.C., 2016

* *

*

нетики «Вейсмана-Менделя-Моргана» и переход к направлению «Мичурина-Вильям-са-Лысенко». Отрицая значение наследственности, представители мичуринского подхода основной акцент делали на влияние внешней среды на развитие растительных и живых организмов.

Разработка мичуринского подхода в биологии привела к необходимости реформирования системы ее преподавания в школах. Была обозначена задача школы по перестройке преподавания биологических дисциплин с таким расчетом, чтобы ребенку прививались материалистическое мировоззрение, «уверенность в силе человеческого разума, уверенность в познании всего непознанного, уверенность в творческой роли человека в природе и обществе» [8, с. 21-22].

В Ставропольском крае научной разработкой данного вопроса со второй половины 1940-х гг. занимался целый ряд ученых и практиков: И.А. Богданов и H.H. Бызов [1], И.А. Дубинко [7], И.С. Ефремов [8] и др. Перед Ставропольским краевым отделом образования и Институтом усовершенствования учителей была поставлена задача - оказать помощь учителям биологии, повысить их идейный и научно-теоретический уровень, расширить знания о мичуринском и павловском учениях и развить практические навыки, связанные с применением этих знаний в школьном преподавании биологии и в сельском хозяйстве.

На основе новых учебников и программ учителя биологии должны были излагать на уроках учебный материал в духе павловского и мичуринского учений, формировать у учащихся естественнонаучные основы диалектико-материалистического, натуралистического мировоззрения.

Под натуралистическим мировоззрением Б.Е. Райков понимал систему обобщенных знаний о природе, конкретные представления учащихся о явлениях природы, закономерностях окружающего мира; любовь и интерес к родной природе, желание изучать ее, определенное логическое мышление, способствующее познанию реального мира и правильной ориентировке в нем.

Для изучаемого периода понятие натуралистического мировоззрения являлось одним из первых в ряду определений, характеризующих экологическое сознание учащихся. Отмечалось, что при изучении курса биологии и зоологии учащиеся должны были получать знания по охране природы в СССР, по рациональному использованию природных богатств,

знакомиться с мерами борьбы с сельскохозяйственными вредителями (колорадским жуком, грызунами, гусеницами, виноградной улиткой) и т. д.

Новые программы обучения предполагали внедрение в образовательный процесс разнообразных форм и методов формирования натуралистического мировоззрения. Так, в частности, И.А. Богданов, H.H. Бызов, И.А. Дубин-ко и др. выделяют следующие формы работы:

1) улучшение постановки лабораторных работ;

2) иллюстрирование теоретических положений фактическими данными из практики колхозов и совхозов (в первую очередь, местных);

3) экскурсии в природу, на колхозные и совхозные производства;

4) организация кружка юннатов;

5) организация творческой работы на пришкольных участках;

6) показ работ юннатов и юных мичуринцев на специальных выставках, конференциях, слетах в школах, селах, районах;

7) оснащение биологических кабинетов и т. д.

Особую значимость приобрела в исследуемый период учебно-опытническая работа. В научной литературе Ставропольского края опытничество как форма работы с детьми и подростками в школах широко освещалось еще в конце 1930-х - начале 1940-х гг. [4; 13; 14].

Ставропольский краевой отдел народного образования в приказе № 96 от 6 марта 1945 г. «О мероприятиях по улучшению работы школы» потребовал ото всех горрайоно, областного отдела народного образования Черкесской Автономной области, директоров средних и семилетних школ выделить учебно-опытные земельные участки с постановкой на них учебных практических занятий по программам курса естествознания [7, с. 45-46].

Организация учебно-опытного пришкольного участка преследовала следующие цели:

1. Укрепить и конкретизировать знания учащихся по ботанике и основам дарвинизма на живых, растущих растениях.

2. Дать представление учащимся о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.

3. Привить учащимся навыки выращивания растений и ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агротехнических приемов, приемов управления растительными организмами.

4. Заготовить необходимый для уроков биологии наглядный материал.

В работах И.А. Богданова и H.H. Бызова [1], И.А. Дубинко [7], А.И. Иванова [9] отмечалось, что на учебно-опытном участке предпо-лагется проведение следующих занятий: часть уроков по ботанике весной и осенью; выполнение обязательных заданий во время весенних и зимних занятий, а также летних заданий; в период организации участка - дополнительная работа после уроков с классом или половиной класса по особому расписанию; работа юннатского кружка; внеклассные работы по сбору и заготовке раздаточного и демонстрационного материала к урокам по всему курсу.

В большинстве случаев пришкольные участки были организованы в 1948-1949 гг. на базе мужских и женских средних школ. Ш пришкольных учебно-опытнических участках чаще всего создавались отделы огородных культур (высеивание капусты, кабачков, томатов, огурцов и т. д.); полевых культур (высеивались озимая пшеница, яровая ветвистая, яровая пшеница, травы, хлопчатник и др.); плодово-ягодный отдел (закладывание питомника плодово-ягодных культур, плантации ягодников и др.); цветочно-декоративный отдел (выращивались цветы из Ставропольского ботанического сада и др.); отдел биологии развития растений.

Во многих школах Ставропольского края на учебно-опытных участках, в уголках живой природы, при проведении экскурсий, практической работы закреплялись теоретические знания. При помощи этих форм, методов и направлений работы на пришкольных учебно-опытных участках дети усваивали знания о природе, предметах, явлениях и закономерностях окружающего мира. При этом важно отметить, что вся эта работа, основанная на овладении учением И.В. Мичурина и Т.Д. Лысенко, была направлена на «умножение нашего богатства», «увеличение нашей власти над природой», «плановое переделывание природы животных на основе мичуринского и павловского учений». Таким образом, происходил процесс формирования натуралистического мировоззрения как системы обобщенных знаний о природе, конкретных представлений учащихся о ее предмете и явлениях. Важно, однако, отметить, что этот процесс был практически ориентирован на сельское хозяйство. Этот вывод подтверждается следующим списком умений и навыков, которые дети должны были освоить в процессе внеурочной деятельности: размножение растений (размножение делением куста; размножение кор-

невыми отпрысками и т. д.); развитие растений (яровизация озимых; пасынкование помидор; яровизация картофеля и т. д.); систематизация растений; применение основ дарвинизма на практике (опыты с посевами не-яровизированных и яровизированных семян; внутрисортовое скрещивание; опыты с различными сроками яровизации семян и др.) [7, с. 50].

Еще одной формой формирования натуралистического мировоззрения являлся общественно полезный труд учащихся на полях совхозов и колхозов, который еще в годы Великой Отечественной войны прочно вошел в быт сельских школ Ставрополья. Эта традиция соблюдалась и в первые послевоенные годы. Ежегодно во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. десятки тысяч школьников принимали активное участие в прополке и уборке пропашных и зерновых культур, новой для Ставропольского края культуры хлопчатника.

Перестройка на основе мичуринского учения преподавания биологии в школе способствовала подъему общественно полезной работы учащихся, которая имела своей целью создание условий для реализации стремлений школьников применить полученные на уроках знания из мичуринской биологии в «такой практике, которая выразила бы их маленькое участие в больших задачах, которые решает Родина» [1, с. 42].

Руководители сельских школ Ставропольского края и учителя биологии высоко оценивали огромное воспитательное значение общественно полезного труда учащихся и включали его в систему учебно-воспитательной работы как необходимое ее звено. Они вносили в работу учащихся целенаправленность, плановое начало, связывали труд учащихся с теоретическими знаниями, организовывали его и вели учет его результатов.

Общественно полезный труд учащихся заключался в посадке и прополке лесозащитных полос; сборе косточек плодовых деревьев для передачи их под посадку в садовые хозяйства и питомники; выращивании древесных культур; сборе семян дикорастущих и культурных растений; сортоиспытаниях злаковых культур и многолетних трав для последующего внедрения их в практику местных колхозов; охране лесополос, птиц и т. д.

Под руководством районных отделов народного образования в сельских школах организовывались массовые общественно полезные ежегодные мероприятия (День птиц, Неделя сада, Неделя леса и др.), доклады и беседы о пользе птиц и леса, уголки, посвящен-

ные полезным птицам, выпускались журналы и стенгазеты, проводились пионерские сборы и утренники. На этих и других мероприятиях учащиеся изготавливали дуплянки, скворечники, жерди для птиц, которые размещались в парках и на деревьях школьных дворов, улиц, при домах школьников. Во всех школах проводились разъяснительные беседы о значении зеленых насаждений и их охране.

В рамках внеклассной работы по биологии в школах Ставропольского края широко развернулась юннатская работа. «Внедрение мичуринского учения в школьное преподавание биологии вызвало к жизни много нового и во внеклассной работе. Юннатская работа учащихся на пришкольных участках и в сельском хозяйстве становится неотъемлемой составной частью преподавания биологии. С каждым годом не только растет количество юннатов в школах, но изменяется и самое качество юннатской работы. Она становится строго целенаправленной, приобретает опытнический, исследовательский характер, тесно связывается с нуждами и запросами сельского хозяйства, с задачами колхозов и совхозов, направляется на содействие преобразованию природы. Эти черты работы юннатов отчетливо видны в опыте многих школ нашего края» [1, с. 29].

И.П. Малько так определила задачи юннатской работы:

1. Углубить знание программного материала по биологии и химии.

2. Изучить и практически освоить агротехнику основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в районах.

3. Добиться права на участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке [11, с. 51].

Реализация этих задач предполагала использование следующих форм деятельности: выращивание семян культурных растений; проведение опытов по переделке яровой ветвистой пшеницы и т. д.; уборка урожая; наблюдения за развитием растений; выведение новых сортов злаковых растений; внедрение новых для данного района сельскохозяйственных культур (арахис, рис, хлопок и др.).

В результате этих и других видов работ учащиеся приобретали практические умения и навыки (приемы окулировки, ведения дневников наблюдений за растениями, природой; отбор растений для посадки и выращивания; прополка и рыхление; выявление лучших сроков посева; определение общего веса семян, чистоты семян в процентах и т. д.).

Методисты Института усовершенствования учителей также разрабатывали вопросы

школьного краеведения в рамках формирования натуралистического мировоззрения учащихся школ Ставропольского края. Работа в этом направлении проводилась ставропольскими учеными (доцентом Ворошиловского пединститута Б.Ф. Каспиевым [10], а также Ф.Я. Гаврилюком [5], А.И. Ивановым [9]) еще до войны.

Н.В. Буравчинская отмечала, что краеведение является важным средством воспитания патриотизма. При этом между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к Родине питает любовь к родному краю и наоборот; познать и изучить свой край - это значит, по мнению ученого, полюбить Родину «еще больше, еще глубже». При изучении края дети имеют возможность развивать свои способности, приобретают умение наблюдать, мыслить и действовать [2].

Разработка вопросов краеведения была обусловлена принятием решения СНК РСФСР от 31 октября 1945 г. о создании кабинета школьного краеведения при Научно-исследовательском институте методов обучения Академии педагогических наук РСФСР. Также решение вопросов краеведения было продолжено на заседании коллегии МП РСФСР 3 апреля 1947 г., материалы работы которой были опубликованы в сборнике «Опыт работы школ по изучению родного края» [12].

Бюро крайкома ВКП (б) в постановлении «Об улучшении работы сельской школы» обратило внимание руководителей школ на изучение школьниками местной природы и культурного ведения сельского хозяйства. Перед всеми учителями Ставропольского края была поставлена задача - включиться в работу по изучению родного края, проводить обучение учащихся совместно с местными краеведческими обществами, метеорологическими станциями, музеями, исследовательскими институтами, вузами, библиотеками и т. д.

В крае школьное краеведение реализовы-валось по трем основным направлениям:

1) краеведческая работа находилась в непосредственной связи с уроком и входила в него как результат наблюдения и исследования; в этом случае в краеведческой работе принимали участие все ученики класса, а краеведческий материал являлся своеобразным наглядным пособием;

2) краеведческая работа выходила за пределы класса и школьного предмета; в этом случае она тесно была связана с общественно полезными заданиями, с культурной ролью школы для местного населения и велась членами школьных краеведческих кружков;

- известия вгпу. пе,

3) краеведческая работа преследовала обе цели.

В области краеведения главными формами работы были экскурсии в природу и на производство, организация вечеров, лекций на краеведческие темы. Тематикой краеведения в кружках юных натуралистов и географов было изучение рельефа и геологического строения местности, почвы, оврагов, прудов и рек, местной фауны и флоры.

Hara^^ следует выделить и уроки географии в школах как форму развития натуралистического мировоззрения учащихся. В Ставропольском крае работу в этом направлении начали еще в 1930-х гг. Л.Б. Беме, HA. Бем, А.В. Билькевич, М.М. Головина, П.А. Кулешин, В.А. Охотникова и др.

В послевоенный период методика преподавания географии в изучаемом нами аспекте была создана В.Г. Гниловским [6]. Так, например, при рассмотрении ландшафтных зон и физико-географических условий стран и областей В.Г. Гниловский рекомендовал учителям останавливаться на выяснении закономерностей изменения ландшафта под воздействием хозяйственной деятельности.

В географических кружках с целью формирования натуралистического мировоззрения использовались следующие формы работы: экскурсии, подготовка докладов, изготовление стенгазет и журнала «Юный географ», чтение художественной литературы и т. д. Ha занятиях географических кружков с учащимися обсуждалась взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека. Предполагалось, что такие формы и методы обучения содействуют выработке диалек-тико-материалистического, натуралистического мировоззрения учащихся.

Итак, в период с 1945-го по 1954 г. доминирующим подходом в экологическом воспитании учащихся сельских школ Ставропольского края являлось формирование натуралистического мировоззрения. В этот период его содержание составляла система знаний, умений и навыков в области естествознания (биологии, зоологии) и географии.

Внедрение в биологической науке мичуринского подхода, постановка перед школой задачи формирования у школьников материалистического мировоззрения, составной частью которого являлся лозунг о том, что человек является «хозяином природы», привели к началу реформирования системы обучения школьников, что было обозначено в

гогические науки -

нормативно-правовых актах и решениях как на государственном, так и на краевом уровне.

В Ставропольском крае И.А. Богданов, H.H. Бызов, И.А. Дубинко, И.С. Ефремов и др. сформулировали основные методы и способы формирования натуралистического мировоззрения учащихся сельских школ: учебно-опытническая работа; общественно полезный труд; внеклассная работа (юннатское движение, краеведческие и географические кружки); экскурсии на колхозные и совхозные производства и др.

Использование этих форм работы с детьми в сельских школах способствовало формированию натуралистического мировоззрения, выраженного в совокупности знаний (о растительных богатствах, животном мире, полезных ископаемых родного края, о сущности взаимосвязи между средой и живыми существами, о системе связей всех живых существ, сельскохозяйственных знаний), практических умений и навыков в ведении сельского хозяйства (обработка школьных и колхозных участков), проведении опытнической деятельности, охране природы, а также формировании чувства любви и интереса к родной природе, желания ее изучать.

Так в процессе формирования натуралистического мировоззрения обеспечивалась связь между обучением на уроках естествознания, географии, химии и др. и практической деятельностью школьников, направленной на «лучшее использование каждого уголка природы» края. Эта работа легла в основу последующей разработки экологического воспитания учащихся в сельских школах Ставропольского края.

список литературы

1. Богданов И.А., Бызов H.H. Из опыта перестройки преподавания биологии. Ставрополь: Ставроп. правда, 1952.

2. Буравчинская НВ. Вопросы школьного краеведения в Ставропольском крае // В помощь учителю. Ставрополь: Ставроп. правда, 1948. С. 93-104.

3. В помощь учителю биологии: Из опыта работы преподавателя биологии Барсуковской средней школы Hевинномысского района Ивановой КИ. Ставрополь: Ставроп. правда, 1949.

4. Гаврилин КА. Метеорологические наблюдения в школе. Пятигорск, 1941. Вып. 9. С. 102-112.

5. Гаврилюк Ф.Я. Проведение почвенной экскурсии // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 69-81.

6. Гниловский В.Г. Методика изучения географической номенклатуры в средней школе. Ставрополь: Краевое кн. изд-во, 1947.

7. Дубинко И.А. Решительно улучшить качество преподавания естествознания // В помощь учителю. Ставрополь: Краевое кн. изд-во, 1946. С. 4352.

8. Ефремов И.С. За мичуринскую биологию // В помощь учителю. Ставрополь: Ставроп. правда, 1948. С. 12-22.

9. Иванов А.И. Физика летом // СевероКавказский учитель. 1936. № 7. С. 25-29.

10. Каспиев Б.Ф. Летние экскурсии школьников // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 60-68.

11. Малько И.П. Юннатская работа в школе // Из опыта работы школ (по материалам семинара директоров школ). Ставрополь: Ставроп. правда, 1957. С. 51-63.

12. Опыт работы школ по изучению родного края. М.: Учпедгиз, 1947.

13. Сорокин В.Л. Опыт организации пришкольного участка георгиевской НСШ № 4 // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 9. С. 92-101.

14. Тапешко Г.И. На первомайском участке // В помощь учителю. Пятигорск, 1941. Вып. 10. С. 100-106.

12. Opyt raboty shkol po izucheniju rodnogo kraja. M.: Uchpedgiz, 1947.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sorokin V.L. Opyt organizacii prishkol'nogo uchastka georgievskoj NSSh № 4 // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 92-101.

14. Tapeshko G.I. Na pervomajskom uchastke // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 100106.

Contents and organization of educational work in ecology in rural school of the Stavropol Krai in the postwar period (1945-1954)

The article deals with the areas of the educational work in ecology in the Stavropol Krai in the postwar period; describes its forms and methods.

Key words: natural world view, nature protection, junnats, local lore, school area.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

1. Bogdanov I.A., Byzov N.N. Iz opyta perestrojki prepodavanija biologii. Stavropol': Stavrop. pravda, 1952.

2. Buravchinskaja N.V. Voprosy shkol'nogo kraevedenija v Stavropol'skom krae // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 93-104.

3. V pomoshh' uchitelju biologii: Iz opyta raboty prepodavatelja biologii Barsukovskoj srednej shkoly Nevinnomysskogo rajona Ivanovoj N.I. Stavropol': Stavrop. pravda, 1949.

4. Gavrilin N.A. Meteorologicheskie nabljudenija v shkole. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 9. S. 102-112.

5. Gavriljuk F.Ja. Provedenie pochvennoj jek-skursii // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 69-81.

6. Gnilovskij V.G. Metodika izuchenija geograficheskoj nomenklatury v srednej shkole. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1947.

7. Dubinko I.A. Reshitel'no uluchshit' kachestvo prepodavanija estestvoznanija // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Kraevoe kn. izd-vo, 1946. S. 43-52.

8. Efremov I.S. Za michurinskuju biologiju // V pomoshh' uchitelju. Stavropol': Stavrop. pravda, 1948. S. 12-22.

9. Ivanov A.I. Fizika letom // Severo-Kavkazskij uchitel'. 1936. № 7. S. 25-29.

10. Kaspiev B.F. Letnie jekskursii shkol'nikov // V pomoshh' uchitelju. Pjatigorsk, 1941. Vyp. 10. S. 6068.

11. Mal'ko I.P. Junnatskaja rabota v shkole // Iz opyta raboty shkol (po materialam seminara direktorov shkol). Stavropol': Stavrop. pravda, 1957. S. 51-63.

М.В. спивак

(с. Прасковея Ставропольского края)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛАХ РОССИИ В ПЕРИОД С 1993-го ПО 2014 г.

Изложены особенности и принципы формирования информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.; проанализировано место педагогов, учащихся, администраций школ и родителей как субъектов процесса формирования и развития информационно-образовательного пространства.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда, информация, электронная школа, педагог, учащиеся.

В научной педагогической литературе вопросы формирования информационно-образовательного пространства в современной школе стали одними из самых актуальных,

О Спивак М.В., 2016

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.