Научная статья на тему 'Принципы и закономерности дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования'

Принципы и закономерности дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-НАСЫЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATORS / ADVANCED TRAINING / DISTANCE SUPPORT OF ADVANCED TRAINING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY / ICT-RICH LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

Автор выдвигает и обосновывает основные принципы и закономерности повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также определяет место дистанционных образовательных технологий в процессе обоснования научной концепции педагогического содействия в освоении образовательной программы повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES AND LAWS OF DISTANCE SUPPORT OF ADVANCED TRAINING OF EDUCATORS

The need of deliberate and targeted „intervention subjects of organization of distance support of advanced training of educators in the corresponding process was determined by the requirement to nominate and justify the main principles and laws of advanced training of educators with the help of distance education technology, and to identify their place in the process of justification of the scientific concept of pedagogical assistance in development of advanced educational training programs with distance education technology

Текст научной работы на тему «Принципы и закономерности дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования»

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

THE PRINCIPLES AND LAWS OF DISTANCE SUPPORT OF ADVANCED TRAINING OF EDUCATORS

О. П. Осипова

Автор выдвигает и обосновывает основные принципы и закономерности повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также определяет место дистанционных образовательных технологий в процессе обоснования научной концепции педагогического содействия в освоении образовательной программы повышения квалификации.

Ключевые слова: работники образования, повышение квалификации, дистанционное сопровождение повышения квалификации, дистанционные образовательные технологии, ИКТ-насыщенная образовательная среда.

В организации дистанционного сопровождения повышения квалификации (ДСПК) работников образования важно учитывать наличие существенной неопределенности, свойственной соответствующей системе. Наличие такой неопределенности обуславливает необходимость при подготовке и организации ДСПК работников образования основываться на проявляющиеся в явном виде свойства системы повышения квалификации работников образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. Такой вывод вытекает из единства методологии системного, личностно ориентированного и андра-гогического подходов, обоснованного нами в рамках нашего исследования. Поэтому целесообразность опоры на проявляющиеся свойства повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), а также необходимость намеренного и адресного «вмешательства» субъектов организации и сопровождения в соответствующий процесс предопределила необходимость выдвинуть и обосновать основные принципы ДСПК, а также определить их место в процессе обоснования научной концепции педагогического сопровождения освоения образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ.

Научное обоснование в данном случае выступает как процесс, структурными элементами которого являются отображение действительности в научном знании и формируемая в ходе обоснования нормативная область, включающая научно-теоретическое представление о содержании, принципах, методах образовательной деятельности и проекте (модели) такой деятельности. Отсюда можем сделать следующие выводы: обоснование должно быть фор-

O. P. Osipova

The need of deliberate and targeted „intervention" subjects of organization of distance support of advanced training of educators in the corresponding process was determined by the requirement to nominate and justify the main principles and laws of advanced training of educators with the help of distance education technology, and to identify their place in the process of justification of the scientific concept of pedagogical assistance in development of advanced educational training programs with distance education technology.

Keywords: educators, advanced training, distance support of advanced training, distance education technology, ICT-rich learning environment.

мирующим; исследование закономерностей ДСПК работников образования должно быть адекватно задаче научного обоснования, нормативной области, в рамках которой решается данная задача исследования; должна быть установлена связь между познавательным описанием и планом образовательной деятельности [1, с. 23].

В современных философских теориях принципы чаще всего определяются как «основополагающие мировоззренческие положения, обеспечивающие адекватность познания и служащие основой для разработки всей системы методологии. Они представляют из себя систематизированные, подчиняющиеся общей теории, знания, направленные на получение нового знания» [2, с. 43]. В диалектической теории познания различают общие и частные принципы, которые находятся в тесном диалектическом единстве и применяются не в отдельных исследованиях, для решения конкретных философских проблем, а во всем объеме философских исследований.

В философской литературе встречаются различия, касающиеся формулировок принципов, их количества, классификации, соотношения с требованиями общенаучных и специальных методов познания. Например, Ф. И. Георгиев различает пять принципов диалектического метода: отражение; развитие; единство исторического и логического; единство конкретного и абстрактного; связь теории и практики [3].

Каждый принцип диалектического метода связан со строго определенной ступенью развития познания, на которой выявляются, выражаются в соответствующих категориях и теоретически осмысливаются всеобщие свойства и связи действительности. Диалектика как метод познания представляет собой не простую совокупность принципов, а це-

лостную систему, в которой каждый из принципов занимает вполне определенное место и необходимым образом связан с остальными принципами. В процессе познания его субъекты руководствуются полной совокупностью принципов в определенной их последовательности, учитывая конкретную область познаваемой действительности.

Принципы определяют направленность, концептуаль-ность познавательной деятельности. Они направляют познавательную деятельность человека на раскрытие внутренних механизмов, логики и организации знаний. Вполне очевидно, что принципы носят субъективный характер, поскольку вырабатываются человеком на основе познания объективных законов (и закономерностей). Они представляют собой исходные положения, требования, которыми целесообразно руководствоваться в деятельности, чтобы она не противоречила объективным законам (и закономерностям).

Решая данную задачу исследования, обратимся вначале к словам В. Л. Матросова о том, что, рассматривая вопросы подготовки нового поколения учителей, «...мы прекрасно понимаем, что первоочередное значение приобрела сегодня проблема повышения квалификации действующих учителей и переподготовки специалистов без педагогического образования» [4]. Данную проблему можно эффективно решать в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), прежде всего с помощью ДОТ, активно используя средства и возможности региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.

В. М. Монахов считает, что процесс непрерывного образования (школьное, высшее, повышение квалификации и переподготовка) необходимо дополнить различными формами параллельного образования, что относится, несомненно, к дистанционному образованию, которое обобщает в себе прогрессивные стороны классического образования с современными инновационными и информационными технологиями и в значительной мере является дополнительной или альтернативной формой получения образования [5, с. 11].

Разработка структурно-функциональной региональной модели ДСПК работников образования требует вывода соответствующих ориентиров, определяющих теоретические основы развития ДСПК. Таковыми ориентирами могут являться принципы. Общие принципы следует разрабатывать в соответствии со всеми методологическими подходами, составляющими стратегию нашего исследования. Состав и целостность принципов ДСПК определяет круг теорий, составляющих методологическое основание построения теоретических основ повышения квалификации в инновациях. Обоснованной нами, в рамках проведенного исследования, теоретико-методологической стратегией повышения квалификации с использованием ДОТ в условиях ДПО является единство системного, личностно ориентированного и андрагогического подходов.

Традиционные дидактические принципы образования, безусловно, могут являться основой для ДСПК работников образования, но в то же время они должны быть трансформированы, дополнены и адаптированы для новой учебной среды системы дополнительного профессионально-педагогического образования (ДППО), применительно к

условиям ИКТ-насыщенной образовательной среды. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме (Л. Н. Горбунова, Д. Ф. Ильясов, О. И. Котля-рова, Т. А. Лавина, И. В. Роберт, И. В. Сергиенко, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и другие) были выделены основные принципы организации и сопровождения ДСПК работников образования. В данных принципах сделана попытка сформулировать основные требования к повышению квалификации работников образования с использованием ДОТ как целостному явлению, протекающему в рамках системы ДПО в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды, а также дано обоснование научной концепции педагогического содействия в освоении образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в рамках ДСПК работников образования. Проектирование региональной модели ДСПК работников образования необходимо начинать с теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Использование данного принципа не противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на слушателя с целью формирования необходимых компетенций/компетентностей и профессионально-личностное развитие. Такой подход отождествляет данный педагогический процесс с деятельностью преподавателя (тьютора), педагогической деятельностью - особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для профессионально-личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Данный подход закрепляет субъект-объектные отношения в процессе ДСПК [6]. Опыт компьютеризации и информатизации образовательного процесса, создание региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды позволяет утверждать, что, когда приоритетной является педагогическая сторона, образовательная система получается более эффективной (данное обстоятельство нашло свое подтверждение в рамках апробации региональной модели ДСПК).

Принцип системности означает подход к ДСПК как к системе. Сущность принципа системности заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты ДСПК работников образования рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Данный принцип позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Системообразующим фактором в ней выступают цели повышения квалификации. Основаниями построения системы повышения квалификации с использованием ДОТ являются социальный заказ общества и соответствующая ему цель, изменившиеся требования к компетенциям/компетентностям работников образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной

среды и, соответственно, потребности практики образования, состояния квалификации педагогов и условия, в которых они исполняют свои педагогические обязанности. Стратегической целью реализации региональной ДСПК работников образования, обусловленной социальным заказом и потребностями работников образования является эффективная организация повышения квалификации слушателей (педагогических и руководящих работников системы образования) с использованием ДОТ, направленная на формирование необходимых компетентностей и профессионально-личностное развитие слушателей с использованием сетевой методической поддержки в межкурсовой период.

Принцип синергии означает, что ДСПК происходит в условиях воздействия множества факторов. Синергия (греч. ouvspyia 'сотрудничество, соучастие', от греч. auv 'вместе' + spyov 'действие1) - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. В социологии понимается как совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности. Таким образом, термин «синергизм» является общенаучным и означает «сотрудничество, содружество», «совместное действие». Применительно к предмету нашего исследования он наиболее точно описывает многообразие всевозможных внешних влияний на работника образования, которые в конечном итоге способствуют формированию необходимых компетенций/компетентностей и профессионально-личностному развитию слушателя, используя сетевую методическую поддержку в межкурсовой период. В рамках нашего исследования осуществлялось педагогическое сопровождения работника образования в освоении образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ. Характеризуя принцип синергии в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды содержательно и в целом, назовем следующие его составные части: отсутствие прямых причинно-следственных связей, которым подчиняется ДСПК; статистический характер закономерностей согласованного развития ДОТ и квалификации; множественность и неоднозначность воздействия факторов на повышение квалификации (один и тот же фактор может действовать по-разному и даже разнонаправленно в зависимости от индивидуальности работника образования).

Принцип самореализации задает один из значимых ориентиров для повышения квалификации с использованием ДОТ: имеющаяся квалификация должна позволять педагогу самореализоваться в социально приемлемых проявлениях, удовлетворить свои познавательные, профессиональные, творческие потребности, а также потребности в самореализации и в социальном признании. Самореализация -одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Процесс ДСПК, ориентированный на этот принцип, может стать эффективным средством профессионально-личностного развития педагога. Он объединяет развитие квалификации и созидание педагогом продуктов профессиональной деятельности (как результатов самореализации). Данный принцип обосновы-

вает результативность выстроенной слушателем индивидуальной образовательной траектории в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Принцип педагогической целесообразности применения ИКТ. Целесообразность - устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Целесообразным является также определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости различный функций. В рамках проектирования модели организации и сопровождения повышения квалификации слушателей с использованием ДОТ необходима педагогическая оценка эффективности каждого шага проектирования и применения ИКТ. На первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение информационных образовательных ресурсов, в том числе и модульных курсов с использованием ДОТ и предоставляемых образовательных услуг в межкурсовой период с использованием средств ИКТ (межкурсовое сетевое взаимодействие, консультирование, вебинары и другое).

Принцип отбора содержания повышения квалификации. Программы ДППО с использованием ДОТ должны соответствовать учебной нагрузке слушателей и принятым правилам оформления программ («Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Официальные документы в образовании»: приказ МОПО РФ № 1221 от 18.06.1997).

Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе дистанционного сопровождения повышения квалификации. В рассматриваемой нами региональной модели ДСПК слушателей с использованием ДОТ необходимо предусматривать нормативные, программно-технические и организационные способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений; обеспечения безопасности информации при хранении, передаче и использовании, а также обеспечение конфиденциальности при обращении с информацией, содержащей персональные данные, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Принцип стартового уровня образования слушателей. Эффективное обучение в рассматриваемой нами региональной модели ДСПК слушателей требует определенного набора знаний, умений и навыков (компетенций/компетентностей) от слушателя. Для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером, то есть владеть как базовой, так и предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью.

Принцип педагогической готовности работника образования к дистанционному сопровождению повышения квалификации. Такая готовность рассматривается как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способности к систематической учебной деятельности (умения свободно ориентироваться в различных источниках информации, критически анализировать их и самостоятельно находить ответы на все актуальные вопро-

сы жизни) [7, с. 133] с использованием ИКТ. Педагогическая готовность слушателей к ДСПК характеризуется мотивационно-ценностными ориентациями, определенным уровнем знаний и ИКТ-компетентности, проявляющимися в способностях и умениях работника образования к профессионально-личностному развитию в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Принцип соответствия технологий обучения. Образовательные технологии понимаются нами как система деятельности преподавателя (тьютора) и слушателя, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования [8, с. 174]. Технологии обучения, применяемые в рамках организации ДСПК, должны быть адекватны заявленным моделям дистанционного обучения. В процессе становления региональной модели ДСПК работников образования могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проект-но-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, вебинары, те-леконсультанции, проектные работы и многое другое.

Принцип неантагонистического дистанционного сопровождения повышения квалификации существующим формам образования. Проектируемая нами региональная модель ДСПК работников образования сможет дать необходимый системный эффект при условии, если создаваемые и внедряемые ИКТ станут не инородным элементом в педагогической системе, а будут естественным образом интегрированы в данный процесс.

Кроме того, реализация основных принципов в образовательном процессе ДСПК осуществляется в комплексе с основными традиционными дидактическими принципами: принципами наглядности, доступности, следования от простого к сложному, индивидуального подхода и других.

Организация ДСПК в дополнение к основной системе или как самостоятельной системы обучения по определенным проблемам педагогической теории и практики предполагает разработку различных информационных образовательных ресурсов, модульных курсов, образовательных программ; создание системы консультационной помощи в рамках методической поддержки в межкурсовой период. Как показывает практика организации ДСПК, прежде всего необходимо разработать типологию модульных курсов, чтобы четко определить их специфику и назначение. Предлагаемую М. В. Моисеевой и Г. М. Троян классификацию дистанционных курсов попытаемся рассмотреть с позиции ДППО, в частности образовательных программ повышения квалификации:

По характеру управления учебным процессом: для самостоятельного индивидуального обучения; для работы под руководством преподавателя. По дидактической цели: базовый уровень; продвинутый уровень; углубленный; профессионально-профилированный уровень. По охвату темы: целевые тематические; интегрированные (межпредметные и надпредметные). По структуре: модульные; однородные. По уровню интерактивности: интерактивные;

неинтерактивные. По технологической основе преимущественного использования: только электронной почты; электронной почты, телеконференций и информационных ресурсов Интернет; электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов Интернет и компакт-дисков; гипермедийных систем Интернет; комплексного использования различных технологий [9]. От выбора того или иного типа модульного дистанционного курса, несомненно, во многом зависит успешность обучения в целом и способ подготовки материала и организации в частности.

Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения высокой эффективности ДСПК работников образования является преподаватель. Профессорско-преподавательский состав учреждения ДППО условно разделяется на две основные группы. В первую группу входят преподаватели, осуществляющие занятия с обучающимися, организующие промежуточную и итоговую аттестации, консультации с применением технологий дистанционного образования, включая обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, Интернет, электронной почты, телефонных линий и других средств, без непосредственного контакта. Вторую группу составляют преподаватели-технологи (консультанты), которые методически, технологически и организационно обеспечивают процесс обучения и все виды аттестации в учебных центрах.

В зарубежной практике преподаватели-технологи стали именоваться тьюторами. Тьютор (англ., от лат. tutor 'защитник, покровитель, опекун') - в нашем случае методист, преподаватель или консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения. В связи с таким разнообразием функций, разноплановой и разноролевой деятельностью преподавателя при дистанционном обучении в зарубежной практике принята более расширенная классификация преподавателей-технологов, что подтверждается введением специальных терминов для обозначения их деятельности: преподаватель-разработчик учебно-методических материалов, консультант по методам обучения (фасилитатор), специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор), специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор).

Как показывает собственная практика ДСПК работников образования, порой бывает трудно развести функциональные обязанности преподавателя и тьютора дистанционного обучения. Чаще всего преподаватель совмещает в своей деятельности функциональные обязанности тьютора, что является наиболее удобным вариантом для слушателей курсов повышения квалификации с использованием ДОТ. Поэтому в рамках апробации региональной модели ДСПК было принято решение преподавателя, участвующего в процессе повышения квалификации с использованием ДОТ, называть преподаватель (тьютор), тем самым делегируя ему права как преподавателя, так и тьютора. Нормативно данное обстоятельство закреплено в разработанном локально-нормативном акте «Положение об организации и проведении повышения квалификации

с использованием дистанционных образовательных технологий в ГОУ ДПО ЧИППКРО».

В настоящее время складываются благоприятные условия для организации дистанционного обучения работников образования, поскольку и в подавляющем большинстве школ России, и в институтах повышения квалификации, и в прочих государственных и негосударственных учреждениях системы образования, занятых подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, уже имеются основные составляющие для организации и сопровождения повышения квалификации с использованием ДОТ. Но в то же время одной из серьезнейших проблем ДСПК является подготовка преподавателей (тьюторов) для организации и сопровождения образовательного процесса. В качестве основных задач подготовки преподавателей (тьюторов) для организации ДСПК выделим следующие:

- разъяснение целей и задач дистанционного обучения, перспектив его развития на базе ИКТ и средств телекоммуникаций;

- ознакомление с особенностями информационного взаимодействия в ИКТ-насыщенной образовательной среде, создающей совокупность условий для осуществления деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, которые взаимодействуют с обучаемым и обучающимся как с субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения;

- обеспечение необходимой базовой и предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью всех участников образовательного процесса;

- формирование практических навыков работы с программной средой, в которой реализуется ДСПК (в нашем случае Мос^1е), ознакомление с возможностями осуществления консультаций, проверки знаний, диалога с обучаемым, передачи информации и многое другое;

- возможности использования основных средств ИКТ, а также возможности средств телекоммуникации для проведения дистанционного обучения и методической поддержки слушателей в межкурсовой период;

- изложение методики подготовки модульных курсов соответствующих дисциплин, в совокупности составляющих программу обучения.

Всесторонняя подготовка преподавателей (тьюторов) для ДСПК позволяет рассматривать их не только как интерпретаторов знаний, но и как координаторов учебного процесса в гибкой открытой системе ДСПК работников образования.

Как показала практика ДСПК работников образования, для организации процесса дистанционного обучения также необходима подготовка учебно-вспомогательного состава (в нашем случае методистов, работников центра дистанционного образования), на который возлагаются следующие обязанности:

- пересылка информационных писем, индивидуальных планов и графиков обучения;

- отправка учебной литературы, кейсов, учебно-методических материалов и заданий;

- оказание помощи преподавателю (тьютору) в ведении и поддержке баз данных по ходу учебного процесса для каждого обучаемого (текущий контроль за выполнением заданий, сдачей зачетов и экзаменов, отправкой и получением учебных материалов и т. д.);

- решение организационных вопросов в рамках сетевого взаимодействия со слушателями в межкурсовой период;

- прием сообщений от обучаемых и их регистрация;

- помощь преподавателю (тьютору) в оформлении содержания курса и проведении дистанционного обучения;

- подготовка и пересылка слушателям итоговых документов о повышении квалификации.

Учебно-вспомогательный состав (методисты ДСПК) должен быть достаточно квалифицированным и знать:

• основы работы на персональном компьютере в текстовых редакторах, желательно в электронных таблицах, иметь базовый и предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности;

• программную среду организации и сопровождения дистанционного обучения;

• возможности использования основных средств ИКТ, а также возможности средств телекоммуникации для проведения дистанционного обучения и методической поддержки слушателей в межкурсовой период.

В рамках апробации региональной модели ДСПК работников образования в ГОУ ДПО ЧИППКРО определены и подтверждены закономерности повышения квалификации с использованием ДОТ, делающие данный процесс наиболее конкурентоспособным и перспективным в системе ДПО. К таким закономерностям отнесем следующие.

Гибкость. Слушатели, повышающие квалификацию с использованием ДОТ, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Слушатели имеют возможность на организацию своего обучения в собственном временном ритме, необходимом ему для освоения образовательной программы и получения необходимых зачетов и экзаменов по выбранным модулям, таким образом выстраивая индивидуальную траекторию обучения.

Модульность. В основу программ ДСПК положен модульный принцип. Данное обстоятельство позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать образовательную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям слушателей. Данное обстоятельство позволяет осуществлять подготовку работников образования по модульно-накопительной системе в межкурсовой период, что активно применяется в ЧИППКРО.

Параллельность. ДСПК может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности работника образования с учебой, то есть «без отрыва от производства». Как показала практика организации ДСПК, смогли повысить свою квалификацию не только работники образования Челябинской области и города Челябинска, но и работники образования различных территорий РФ. Так, в 2010 г. на внебюджетных курсах ДСПК обучалось 66 слушателей из 14 регионов РФ: Московская, Тюменская, Мурманская, Самарская, Нижегородская, Калуж-

ская, Курганская, Ростовская, Саратовская области; Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Красноярский край. В первом полугодии 2011 г. обучались слушатели следующих территорий: Пермский край; города: Норильск, Уфа, Белоярск; Ростовская, Иркутская, Мурманская, Вологодская, Тверская, Тульская, Московская, Воронежская, Тюменская, Астраханская области; Ямало-Ненецкий АО, Чувашская Республика, Республика Коми.

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса ДСПК.

Асинхронность. В процессе обучения преподаватель (тьютор) - обучающий и обучаемый (слушатель) могут реали-зовывать технологию обучения и учения независимо во времени, то есть по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе (но строго в рамках образовательной программы).

Охват. Количество обучающихся (слушателей) в представленной нами региональной модели ДСПК работников образования не является критичным параметром. Но, как показывает опыт внедрения региональной модели ДСПК, наиболее эффективным является количество слушателей в группе от 15 до 25. Во время всего периода обучения слушатели имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и другим ресурсам), а также могут общаться друг с другом и преподавателем (тьютором) через глобальные сети связи или с помощью других средств ИКТ. В рамках нашей модели слушателям оказывалось методическое сопровождение и в межкурсовой период.

Рентабельность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что обучение с использованием ДОТ обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств. При повышении квалификации слушателей с использованием ДОТ не нужно оплачивать командировочные расходы, проезд до места обучения и назад. Все вышесказанное нашло свое подтверждение в рамках реализации региональной модели ДСПК работников образования.

Информационно-коммуникационные технологии. В представленной нами региональной модели ДСПК используются преимущественно ИКТ на базе современного компьютерного и сетевого оборудования: персональные компьютеры, аудио- и видеотехника, системы и средства телекоммуникаций, серверное оборудование, локальные сети и другое. Технология дистанционного обучения - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе само-

стоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний [10].

Новая роль преподавателя (тьютора). В рамках апробации региональной модели ДСПК работников образования нами определена новая роль преподавателя (тьютора). На преподавателя (тьютора) возлагаются новые функции, такие как координирование образовательного процесса, корректирование преподаваемого курса, педагогическое сопровождение (в том числе педагогическое консультирование, педагогическое наставничество и педагогическое партнерство); оказание необходимого сопровождения при составлении индивидуального учебного плана, при руководстве учебными проектами, выполнении промежуточного и итогового контроля и др. Преподаватель (тьютор) как создает сам информационные образовательные ресурсы, модульные курсы с использованием ДОТ, так и руководит данным процессом. Он управляет учебными группами, осуществляет педагогическое сопровождение слушателей в освоении образовательной программы с использованием ДОТ. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя (тьютора) в системе повышения квалификации с использованием ДОТ предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Преподаватель (тьютор) оказывает слушателям методическую поддержку и в межкурсовой период.

Неготовность субъектов образовательного процесса к ДСПК Данное обстоятельство нам представляется особенно важным в рамках ДСПК и нашло свое подтверждение в рамках апробации разработанной нами модели. 37,5% из числа профессорско-преподавательского состава ЧИППКРО на момент начала нашего исследования не считали нужным принимать участие в организации процесса повышения квалификации с использованием ДОТ по самым разным причинам (отсутствие мотивации, недостаточный уровень владения ИКТ-компетентностью, психологическая боязнь средств ИКТ, возрастные ограничения, дополнительная нагрузка и другие причины). Число потенциальных слушателей курсов ДСПК варьировалось от 84 до 42,8% в разных территориях Челябинской области. Свое нежелание принимать участие в ПКДОТ они объясняли похожими причинами (отсутствие мотивации, недостаточный уровень владения ИКТ-компетентностью, психологическая боязнь средств ИКТ, возрастные ограничения, дополнительная нагрузка), но были и такие, как отсутствие технических возможностей на рабочем месте, отсутствие домашнего персонального компьютера, низкое качество связи, отсутствие желания у руководителя образовательного учреждения участвовать в данном процессе и другие.

Специализированный контроль качества образования. Данное обстоятельство нам представляется крайне важным в организуемой региональной модели ДСПК и имеет принципиальное значение для успеха всей организуемой работы. В качестве форм контроля в системе ДСПК используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и дру-

гие. Уникальность контроля качества в модели ДСПК проявляется в достоверности (идентификации слушателей). Данное обстоятельство нормативно закреплено в разработанном Положении. Организация и проведение контроля осуществляется в специальной программной среде Moodle.

Обоснованность основных принципов и закономерностей, выделенных нами, нашла свое подтверждение в рамках обоснования научной концепции педагогического сопровождения работника образования в освоении образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с. С. 23.

2. Емельянов Б. В., Любутин К. Н. Введение в историю философии: учеб. пособие для ун-тов. М.: Высш. шк., 1987. 160 с.

3. Георгиев Ф. И. Категории материалистической диалектики. М.: Высш. шк., 1960. 102 с.

4. Матросов В. Л. Новый учитель для новой российской школы // Alma mater: Вестн. высш. шк. 2011. № 3. С. 9-14.

5. Монахов В. М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. 2004. № 6. С.11-20.

6. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педаго-

гическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 185 с.

7. Психолого-педагогический словарь / сост. Рапацевич Е. С. Минск: Соврем. слово, 2006. 928 с. С. 133.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Бол. Рос. энцикл., 2002. 528 с.

9. Моисеева М. В., Троян Г. М. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: программа специализированного учебного курса. - М.: Изд. дом «Обучение Сервис», 2006. 16 с.

10. Стратегии, программы и планы в области дистанционного и электронного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/index. php?option=com_docman&task=doc_download& gid=233 (дата обращения 26.03.2012).

11. Осипова О. П. Организация повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования: моногр. Челябинск: Изд-во ИИММЦ «Образование», 2009. 196 с.

12. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

13. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд., доп. М.: ИИО РАО, 2010. С. 355.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ

REALIZATION OF MODEL FORMATION OF MATHEMATICAL CULTURE

OF THE FUTURE INFORMATION SCIENCE AT TRAINING OF MATHEMATICAL LOGIC

М. С. Мирзоев

В статье рассматривается реализация модели формирования математической культуры будущего учителя информатики, в обучения курса математической логике в рамках стандарта ФГОС ВПО третьего поколения.

Ключевые слова: математическая культура, ФГОС ВПО, математическая логика, модульный подход, средства тестирования.

M. S. Mirzoev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article realization of model of formation of mathematical culture of the future information science in training of a course to the mathematical logic within the limits of the standard of FGOS HVT of 3rd generation is considered.

Keywords: mathematical culture, FGOS HVT, mathematical logic, the modular approach, testing means.

Современное педагогическое образование в условиях бурного развития компьютерных наук, 1Т-технологий подвергается колоссальным изменениям, содержание которого связано с актуализацией про-

блемы качества образования, новациями в области проектирования и организации учебных курсов, усилиями по профессионализации специалиста. Глобальные изменения, происходящие в информационном обществе, требуют от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.