Научная статья на тему 'Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов'

Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2035
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЕЙСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО СЛУШАТЕЛЯ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES (DET) / SYSTEM OF TEACHERS’ TRAINING / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM (LMS) / CASE TECHNOLOGY / EDUCATIONAL CASES / ELECTRONIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Семенова Татьяна Викторовна

В статье описывается опыт проектирования и реализации дистанционных курсов в системе дистанционного обучения Moodle на базе кейс-технологии, который накоплен в Ленинградском областном институте развития образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Описываются достоинства и проблемы дистанционных образовательных технологий (ДОТ), возможности использования систем дистанционного обучения (СДО) и вебинаров для реализации ДОТ. Обосновывается роль образовательных кейсов в реализации ДОТ. Описывается возможная структура кейсов в условиях проектирования и реализации ДОТ. Показана роль итогового электронного портфолио слушателя при повышении квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий и описаны подходы к его созданию (сайты Google ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Семенова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов»

УДК 378.091.398

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ОСНОВА

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова

Аннотация. В статье описывается опыт проектирования и реализации дистанционных курсов в системе дистанционного обучения Moodle на базе кейс-технологии, который накоплен в Ленинградском областном институте развития образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Описываются достоинства и проблемы дистанционных образовательных технологий (ДОТ), возможности использования систем дистанционного обучения (СДО) и вебинаров для реализации ДОТ. Обосновывается роль образовательных кейсов в реализации ДОТ. Описывается возможная структура кейсов в условиях проектирования и реализации ДОТ. Показана роль итогового электронного портфолио слушателя при повышении квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий и описаны подходы к его созданию (сайты Google).

The authors of the article describe the experience of projecting and implementation of online courses in distance learning system Moodle, based on case-technologv that has accumulated in the Leningrad regional institute of educational development in conditions of implementation of Federal state educational standards of new generation. It's characterized the advantages and disadvantages of distance education technologies (DEI), the possibility of using distance learning systems (LMS), and webinars for the implementation of DET. It is justified the role of educational case study in the implementation of DET. The possible structure of the case studies in the design and implementation of the DET is described in the article. The role of the final electronic portfolio of teachers in advanced training with use of distance learning technologies and the approach to its creation with the Google's sites are shown.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии (ДОТ), система повышения квалификации педагогов, системы дис-

танционного обучения (СДО), кейс-технология, образовательные кейсы, электронный портфолио слушателя.

Distance education technologies (DET), system of teachers ’ training, learning management system (LMS), case technology, educational cases, electronic portfolio.

Необходимость обновления системы повышения квалификации обусловлена теми изменениями, которые происходят в образовании и предъявляют к ней новые требования. Система повышения квалификации должна работать на опережение и реально менять образовательную среду, влияющую на качественные изменения образовательных систем [8]. Изменяется специфика, меняются ожидания субъектов, определяющих ее существование (федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти, выступающие, в том числе, и учредителями организаций дополнительного профессионального образования, работники системы образования).

Специфика современной системы повышения квалификации (ПК) связана с принципами, на базе которых она выстраивается: персонифицированного финансирования, адресности, конкуренции, индивидуализации, непрерывности. Учредители ожидают от системы ПК повышения мобильности дополнительных образовательных программ, эффективности расходования бюджетных средств, улучшения качества оказываемых услуг. Работники образования, как заказчики и потребители ее услуг, ожидают от системы ПК комфортности и безопасности условий обучения, доступности и качества информационных ресурсов и сервисов, доступности и качества «сопутствующих услуг» (проживание, питание, культурная составляющая услуг повышения квалификации). Во многом изменения в системе повышения квалификации могут быть обеспечены за счет внедрения информационных и коммуникаци-

онных технологий (ИКТ) и дистанционных образовательных технологий, которые строятся на их основе [6].

Потенциальными возможностями использования дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации являются [7]:

- признание значимости современных ИКТ в обеспечении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на всех уровнях системы образования;

- ценностно-целевая переориентация системы постдипломного образования на профессиональное развитие педагога в соответствии с его актуальными образовательными потребностями;

- формирование современных требований к ПК, связанных с обеспечением открытости, опережающего характера образовательной деятельности, вариативности содержания и форм обучения.

Исследование использования дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогов показывает, что внедрение их в учебный процесс требует коренного изменения всего комплекса отношений, условий, содержания образования, что позволяет рассматривать дистанционные образовательные технологии в качестве системообразующего элемента в организации повышения квалификации.

Анкетирование слушателей показывает, что к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий педагогов стимулирует:

- «Возможность учиться без отрыва от основной работы, не надо бросать свой класс на другого учителя...»

- «Индивидуальный подход, всегда можно уточнить то, что непонятно, можно обучаться в приемлемом для себя темпе...»

- «Экономия времени и средств...»

- «Возможность получения консультации в любое удобное время: сидишь дома один, а на связи с тобой весь институт... »

- «Психологический комфорт: равняешься только на себя, нет смущения перед коллегами оттого, что не понимаешь чего-то сразу....»

- «Яркая и удобная подача информации, интересно оформлены программы, ярко и образно написаны тексты и примеры...»

В использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) есть свои подводные камни. Сегодня часто звучат нарекания в адрес специалистов, получивших образование с применением дистанционных технологий. Нередко учителя задают такой вопрос: «А вы хотели бы, чтобы вашего ребенка обучал учитель, получивший дистанционную подготовку?».

Действительно в условиях получения профессионального образования дистанционные образовательные не могут помочь в решении абсолютно всех задач профессиональной подготовки. Но в системе повышения квалификации учатся люди, которые уже имеют высшее профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности, и поэтому дистанционные образовательные технологии могут найти широкое применение, они могут стать звеном непрерывного образования, которое столь востребовано в современном информационном обществе.

Многие ученые отмечают, что при организации повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий важно создавать условия, когда педагог оказывается перед необходимостью осознания и выделения собственных способов деятельности, осмысления своего опыта и понимания необходимости его непрерывного развития [1, 7]. Для этого следует внедрять в процесс обучения взрослых именно андрагогиче-скую модель повышения квалификации, позволяющую передать ведущую роль взрослому обучающемуся, удовлетворить его стремление к самореализации, самостоятельности, самоуправлению, принимая за основу его субъективный жизненный и профессиональный опыт.

В настоящее время при реализации дистанционных образовательных технологий обычно используются два технологических решения: дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения (СДО), дистанционные семинары - вебинары.

Системы дистанционного обучения (в английской интерпретации LMS (Learning management system - система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems -Система управления учебным контентом) - это программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учиты-

вать взаимодействие обучающего, учебного контента и преподавателя. Наиболее популярной в мире и в России СДО в настоящее время является система Moodle [2].

Moodle - система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов.

Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Основные возможности Moodle:

- система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т. д.);

- на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;

- система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;

- система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих РНР;

- система требует только одну базу данных;

- список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;

- дистанционные курсы могут быть катего-ризированы;

- возможен поиск по дистанционным курсам;

- особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;

- большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.

Онлайн-семинар (веб-конференция, веби-нар, англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.

В системе повышения квалификации оптимальным технологическим решением в исполь-

зовании дистанционных образовательных технологий является совместное использование вебинаров, курсов на базе СДО и сетевых материалов на основе сервисов Google.

На вебинаре слушатели узнают, как построены курсы, на что нужно обратить внимание при работе с материалами курса, каковы наиболее проблемные места в курсе, каковы цели обучения и какой планируется результат, как обеспечить достижение поставленных целей.

Затем слушатели переходят к самостоятельной работе с материалами курса, построенного с использованием системы дистанционного обучения Moodle.

Сервисы Google предоставляют удобные возможности для формирования итогового электронного портфолио группы, в котором систематизированы и структурированы все работы, выполненные в процессе обучения.

Однако анализ дистанционных курсов, которые используются в системе повышения квалификации педагогов, показывает, что при их построении в настоящее время есть немало проблем. Основные из них следующие:

- структура курсов выдержана в основном в логике репродуктивного подхода к организации обучения (преподаватель выкладывает всю необходимую для обучения информацию, слушатели работают с готовыми информационными материалами, выполняют задания, направленные на воспроизведение информации, представленной педагогом);

- низкая активность слушателей при работе с курсом (нет работы в группах, слушатели не оценивают свои работы и работы коллег по учебной группе);

- не формируется итоговый портфолио по результатам работы в курсе и участники обучения не видят работ друг друга и не могут их проанализировать;

- не очень велика роль сетевого общения при реализации дистанционного курса (это особенно касается заданий, которые выполняются совместно).

В этой связи перед кафедрой математики и информационных технологий Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО) встала задача: разработать модель реализации дистанционных образовательных технологий, которая отвечала бы требованиям деятельностного подхода в образовании.

В основу построения дистанционных курсов были положены идеи образовательной кейс-технологии.

Метод case-study, метод конкретных ситуаций (альтернативное название кейс-технология) (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [3, 4, 5]. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Кейс-технология сегодня активно используется и в обучении в школе, но ее применение в системе повышения квалификации педагогов оптимально.

При использовании кейс-технологии у слушателей формируются следующие умения и навыки:

- аналитические (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично);

- практические (пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования теоретических знаний, методов и принципов);

- творческие (одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить, очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);

- коммуникативные (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);

- социальные (в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргумен-

тировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.);

- навыки самоанализа (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного, возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).

В основе описываемой технологии лежат образовательные кейсы. Кейс представляет собой описание деловой ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения слушателей анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейс сопровождается вопросами к нему и методической запиской.

Вопросы к кейсу (обычно 5-7 вопросов) направлены на то, чтобы помочь работающим с этим кейсом понять его основное содержание, сформулировать проблему и соотнести ее с соответствующей тематика курса повышения кв алиф икации.

Методическая записка к кейсу содержит пояснения для преподавателя по использованию кейса в учебном процессе, дополнительную информацию по ситуации или эпилог (то, что реально произошло в реальной ситуации).

В курсах, которые строятся на основе дистанционных образовательных технологий, оптимально может быть организована работа с кейсами. Система дистанционного обучения Moodle, с использованием которой создавались кейсы для системы повышения квалификации, позволяет:

- представить необходимый информационный материал (причем есть возможность не разместить весь необходимый учебный материал в интерпретации преподавателя, а организовать работу слушателей с материалом -поиск в сети, его систематизацию и обобщение и др.);

- организовать деятельность слушателей по выполнению заданий;

- организовать совместную работу слушателей в сети (создание совместных документов);

- организовать сетевое обсуждение проблемы, поставленной в кейсе.

В нашем исследовании в основу построения дистанционных курсов обычно положены

кейсы, связанные с конкретными педагогическими ситуациями.

При этом педагогическая ситуация трактуется факт, жизненная история, с которой педагог столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) - редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения ситуации, а иногда и вовсе неразрешимые.

При создании кейсов мы в основном ориентируемся на ситуации, часто встречающиеся в педагогической практике.

Рассмотрим примеры ситуаций и кейсов, построенных на их основе.

I. Учащиеся на уроке работают с текстом большого объема (это может быть на любом учебном предмете).

В описании ситуации приводятся высказывания учителей о том, какие трудности возникают при организации работы с текстами на разных предметах.

К данной ситуации слушателям даются следующие вопросы:

1. Как обеспечить внимательное и вдумчивое чтение текста учащимися?

2. Как заставить учащихся читать и осмысливать тексты из Интернета, а не просто копировать куски текста и вставлять в выполняемые задания?

3. Какую роль должны играть ИКТ при работе с текстами?

4. Как обеспечить проблемную, а не репродуктивную работу с учебными текстами?

5. Какие приемы работы с текстами целесообразно использовать на разных учебных предметах?

На основании анализа ситуации и вопросов, сформулированных преподавателем системы ПК, педагоги должны сформулировать проблему и найти пути ее решения.

Методические материалы для сопровождения кейса включают:

- описание приемов работы с текстами (схемы и таблицы);

- описание способов представления информации средствами ИКТ;

- описание рекомендуемых компьютерных инструментов работы с текстами.

По результатам работы с кейсом слушатели должны подготовить задание для учащихся в своей предметной области или надпредмет-ное, которое нужно выполнить с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Задание должно включать текст задания; критерии выполнения задания (сформулированные понятно для учащихся).

Этапы работы с кейсом:

- дополнение списка проблем работы с текстами (коллективная работа с документами Google);

- формирование списка проблем работы с текстами в конкретной предметной области (индивидуальное выполнение задания в Moodle);

- обсуждение в форуме возможных путей решения проблемы;

- проектирование задания для учащихся;

- представление разработанных заданий в форме коллективного электронного портфолио (сайты Google).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Учащиеся на уроке обыгрывают ситуацию, предложенную педагогом (например, осваивают содержание сказки или рассказа, изучают исторический материал (историю битвы, праздника, события), знакомятся с обстоятельствами научного открытия и др.). Для обыгрывания ситуации нужно использовать возможности интерактивных обучающих систем.

В описание педагогической ситуации говорится о том, что на любом предмете есть определенные темы, которые после изучения необходимо еще раз надо обыграть желательно в наглядной форме, для более глубокого осмысления и погружения в тему. Для наглядного представления ситуации удобно использовать возможности интерактивных обучающих систем.

При этом после обыгрывания ситуации есть возможность пошагового анализа и оценки всех действий, выполняемых учащимися.

К данной педагогической ситуации педагогам для осмысления даются следующие вопросы:

1. Надо ли писать сценарий обыгрывания ситуации заранее?

2. Как обеспечить активное участие учащихся в обыгрывании ситуации?

3. Как правильно распределить роли между учащимися в предложенной ситуации?

4. Как заставить учащихся воспроизводить информацию при обыгрывании ситуации своими словами?

5. Как заставить учащихся оценить свою работу и работу своих одноклассников (напарника)?

На основании анализа ситуации и вопросов, сформулированных преподавателем, педагоги должны сформулировать проблему и найти пути ее решения.

Методические материалы для сопровождения кейса включают:

- описание приемов работы с используемыми инструментами НОС;

- описание методов представления информации средствами НОС.

В методических материалах приводится также перечень инструментов НОС, используемых в работе с кейсом: ресурсы НОС (фоны, фото, изображения, звуки); перо (маркер); фигуры; средство фотокамеры (захват экрана); средство видеозаписи (видеокамеры), и описываются возможности данных инструментов.

По результатам работы с кейсом слушатели должны подготовить задание для учащихся в своей предметной области или надпредмет-ное, которое нужно выполнить с использованием определенного типа ИОС.

Задание должно включать задание; критерии выполнения задания (сформулированные понятно для учащихся).

Этапы работы с кейсом:

- подбор ресурсов для обыгрывания ситуации (встроенные ресурсы ИОС, папки с заготовками, интернет);

- изучение работы с инструментарием ИОС для создания задания

- формирование списка проблем работы с обыгрыванием ситуации в конкретной предметной области (индивидуальное выполнение задания на ИОС и представление на сервер ДО);

- обсуждение в форуме возможных путей решения проблемы;

- проектирование задания для учащихся;

- представление разработанных заданий в форме электронного портфолио (представление на сервер ДО).

Следует обратить внимание на то, что при работе с этим кейсом главным является не просто формальное использование инструментов интерактивных обучающих систем, а оптимальное решение педагогической проблемы.

При решении кейсов большая роль отводится обсуждению проблем кейсов в форуме. При организации работы форумов модераторами являются сами слушатели, при этом они приобретают опыт в организации и проведении сетевого обсуждения, учатся направлять сетевую дискуссию, ставить провокационные вопросы, активизировать и стимулировать участников форума, формулировать выводы.

Материалы дистанционной поддержки работы слушателей с кейсами размещены на сайте системы дистанционного обучения moodle.loiro.ru. Опыт использования дистанционных курсов, построенных на основе дистанционных образовательных технологий, показывает сделать следующие выводы:

- повышается активность слушателей при работе с курсом;

- создается индивидуальный образовательный маршрут для каждого слушателя;

- формируется итоговый портфолио по результатам работы в курсе и участники обучения видят работ друг друга и могут их проанализировать и взять на вооружение интересные педагогические идеи;

- повышается роль сетевого общения при реализации дистанционного курса;

- происходит развитие компетентности педагогов в области информационных и коммуникационных технологий;

- меняется роль преподавателя в системе ПК, он становится менеджером учебного процесса, оказывает консультационную помощь обучающимся педагогам, направляет и корректирует их действия при работе с курсом.

Литература

1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение : учеб.-метод, пособие / А. А. Андреев. - М. : ВУ, 2009.

2. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог : изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

3. Гостев, А. Г. Современные образовательные технологии и создание инновационной образовательно-профессиональной среды в практике лицейского образования : моногр. / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2009.

4. Педагогические технологии / под общ. ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ»; Феникс. - 2010.

5. Педагогические технологии в образовательном процессе / авт.-сост. О. М. Новрузова.

- Волгоград : Учитель, 2008.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - иЯЬ : http://base.garant.ru /188453/ [дата обращения: 28.12.2012].

7. Троян, Г. М. Организация обучения на курсах повышения квалификации педагогических кадров с использованием дистанционных технологий / Г. М. Троян // Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития : сб. ст. / под ред. Ф. Ф. Харисова. - М. : ФИРО, 2008.

8. Яковлева, Н. И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов / Н. И. Яковлева // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.