Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров'

Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1799
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЕБИНАРЫ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / GOOGLE ИНСТРУМЕНТЫ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / IN-SERVICE TEACHER TRAINING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SYSTEMS OF DISTANCE LEARNING / WEBINARS / ONLINE SERVICES / GOOGLE TOOLS / MODULAR TECHNOLOGY / CASE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Семенова Татьяна Викторовна

В статье описываются возможности реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов: использование систем дистанционного обучения, сетевых сервисов и инструментов Google и проведение вебинаров. Обосновывается целесообразность использования при построении курсов деятельностных педагогических технологий: модульной и кейс-технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Семенова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education technologies in the system of in-service teacher training

The article describes the opportunities of distance learning technologies implementation in the system of in-service teacher training: the use of distance learning systems, network services and Google tools, organization of webinars. The feasibility of using activity-based pedagogical technologies such as case technologies and modular ones in the educational course designing is substantiated

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров»

М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова

(Санкт-Петербург)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В статье описываются возможности реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов: использование систем дистанционного обучения, сетевых сервисов и инструментов Google и проведение вебинаров. Обосновывается целесообразность использования при построении курсов деятельностных педагогических технологий: модульной и кейс-технологии

В современных условиях серьезное внимание обращается на решение следующих задач совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников:

- программы в системе ПК должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей;

- средства на повышение квалификации предоставляются коллективам школ на принципах подушевого финансирования. Педагоги могут выбирать программы и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации;

- необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы;

- директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей [8].

Решение этих задач возможно, если система повышения квалификации работает на опережение и реально меняет образовательную среду, влияющую на качественные изменения образовательных систем. Результативно изменить информационную образовательную среду в настоящее время можно только при условии широкого использования дистанционных образовательных технологий.

«Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии] или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].

Обычно исследователи называют следующие преимущества дистанционных образовательных технологий:

- обучение происходит без отрыва от дома, от работы, без дополнительных семейных расходов на проживание во время обучения в другом городе;

- возможна индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий;

- обучение можно проходить у лучших отечественных и зарубежных преподавателей на месте проживания;

- электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценивания учебных достижений обучающихся;

- консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи можно реализовать в любое удобное время;

- осуществляется непрерывное обучение;

- наряду с обучением в конкретной предметной области происходит профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций [1, 6, 16].

Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации происходит очень низкими темпами. Авторами на протяжении трех лет проводился анкетный опрос с целью изучения уровня использования дистанционных образовательных технологий. Участниками анкетирования были педагоги, обучающиеся в системе ПК, а также педагоги-андрагоги, которые занимаются повышением квалификации педагогических работников.

Анкетируемые отвечали на три вопроса:

1. Имеете ли Вы представление о дистан-

Таблица

Участники образовательного процесса 2010 год 2011 год 2012 год

1* 2 3 1 2 3 1 2 3

Педагоги, обучающиеся в системе ПК 5/95 3/97 2/98 7/93 5/95 8/92 15/85 12/88 20/80

Педагоги, обучающие в системе ПК 6/94 3/97 5/95 12/88 10/90 18/82 25/75 20/80 28/73

* 1, 2, 3 - номера вопросов

ционных образовательных технологиях (да/нет)?

2. Знакомы ли Вы с нормативно-правовыми документами в области дистанционного образования (да/нет)?

3. Имеете ли Вы опыт преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий (да/нет)?

Данные анкетирования приведены в таблице (в числителе процент ответивших «да», в знаменателе «нет»).

Анализ данных в таблице позволяет сделать следующие выводы:

- уровень осведомленности педагогических работников (как обучающихся в системе ПК, так и обучающих), несмотря на постепенный рост, остается низким;

- очень незначительное количество педагогов используют дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности (в 2012 году 20% среди обучающихся педагогов, 28 среди обучаемых).

Возможности использования дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации велики, поскольку:

- обеспечивается признание значимости современных ИКТ в реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на всех уровнях системы образования;

- происходит «ценностно-целевая переориентация системы постдипломного образования на профессиональное развитие педагога в соответствии с его актуальными образовательными потребностями» [4, с. 13];

- реализуются современные требования к ПК, связанные с «обеспечением открытости, опережающего характера образовательной деятельности, вариативности содержания и форм обучения» [Там же].

Исследование использования дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогов показывает, что внедрение их в учебный процесс требует коренного изменения условий и содержания образования, что позволяет рассматривать дистанционные образовательные технологии в качестве системообразующего элемента в организации повышения квалификации педагогов [6, 16].

Однако анализ дистанционных курсов, которые используются в системе повышения квалификации педагогов, показывает, что при их построении в настоящее время есть немало проблем:

- структура курсов выдержана в основном в логике репродуктивного подхода к организации обучения (слушатели работают с готовыми информационными материалами, выполняют задания, направленные на воспроизведение информации, представленной педагогом);

- не формируется итоговый портфолио по результатам работы в курсе, и участники обучения не видят работ друг друга и не могут их проанализировать;

- не велика роль сетевого общения при реализации дистанционного курса (это особенно касается заданий, которые выполняются совместно).

Таким образом, необходимо искать пути более оптимального использования дистанционных образовательных технологий. Одно из направлений поиска - выбор наиболее оптимальных технологических решений.

В настоящее время при реализации дистанционных образовательных технологий обычно используются два технологических решения: дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения (СДО), дистанционные семинары - вебинары.

Системы дистанционного обучения (СДО] (в английской интерпретации LM] и LCMS (Learning Content Management Systems -Система управления учебным контентом] -это программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучающего, учебного контента и преподавателя [3, 6]. Наиболее популярной в мире и в России СДО в настоящее время является система Moodle.

«Moodle - система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов. Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда]» [2, с. 15].

Основные возможности Moodle:

- «система реализует философию „педагогики социального конструкционизма" (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.];

- на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;

- система дистанционного обучения Moodle является простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;

- система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP, требует только одну базу данных» [14];

- в списке курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;

- дистанционные курсы могут быть распределены по категориям;

- возможен поиск по дистанционным курсам;

- особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;

- материалы курсов (ресурсы и элементы курса] могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора [14, 2, 3, 6].

Система Moodle, таким образом, обладает широким спектром возможностей. Но ее изолированное использование не всегда позволяет достичь оптимальных результатов. Система, в частности, реализует только виртуальные коммуникации (форум и чат], не позволяет организовать совместную работу в сети по созданию документов, не обладает широким спектром возможностей для осуще-

ствления рефлексии. Хорошим дополнением к системе Moodle являются сетевые семинары - вебинары.

«Онлайн-семинар (веб-конференция, веби-нар, англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение» [9].

Еще одно технологическое решение, которое позволяет расширить возможности дистанционных образовательных технологий, -это сетевые сервисы Google. «Кроме обычного поиска система Google предлагает ряд сервисов и инструментов для различных нужд. Большинство из них - веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру... Преимущества сервисов и инструментов Google - наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс» [15].

Возможности ДОТ наиболее оптимально позволяют реализовать документы Google и сайты Google. «Документы Google - бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена» [7 и др.].

Google Sites «позволяет при помощи технологии wiki сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в её быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например Google Docs, Google Calendar, YouTube, Picasa и из других источников» [12].

В системе повышения квалификации оптимальным технологическим решением в использовании дистанционных образовательных технологий является совместное проведение вебинаров, курсов на базе СДО и сетевых материалов на основе сервисов Google.

На вебинаре слушатели узнают, как построены курсы, на что нужно обратить внимание при работе с материалами курса, како-

вы наиболее проблемные места в курсе, каковы цели обучения и какой планируется результат, как обеспечить достижение поставленных целей.

Вебинары дают возможность расширить коммуникационные возможности дистанционных образовательных технологий. После вебинаров слушатели более легко переходят к самостоятельной работе с материалами курса, построенного с использованием СДО.

Дополнительные возможности для общения и совместной сетевой работы дают сервисы Google. С их использованием обеспечивается совместная работа слушателей с сетевыми документами (текстовыми, таблицами, презентациями, рисунками). Сайты Google предоставляют также удобные возможности для формирования итогового электронного портфолио группы, в котором систематизированы и структурированы все работы, выполненные в процессе обучения.

При реализации ДОТ очень важно выбрать те педагогические технологии, которые обеспечат их результативную реализацию.

В основу построения дистанционных курсов, проводимых в ходе исследования на кафедре математики и информационных технологий Ленинградского областного института развития образования, были положены идеи модульной технологии и кейс-технологии.

Модульная технология является основной для структурирования материала дистанционного курса. Каждый модуль в обязательном порядке включает информационный материал и деятельностный материал. Перечень необходимых для изучения модулей определяется на основе анализа профессиональной деятельности и определения задач, стоящих перед педагогом.

На современном этапе очень важно, чтобы информационный материал, который является обязательным элементом любого дистанционного курса, был представлен не в готовом, а в проблемном виде. Более простой путь

- дать слушателям всю готовую информацию, тщательно отобранную и отсортированную преподавателем системы ПК. Но более сложная задача - организовать работу слушателей над структурированием и систематизацией материала, оценкой достоверности информации. В основу построения информационного материала была положена кейс-технология.

Метод case-study, метод конкретных ситуаций (альтернативное название кейс-технология, от английского case - случай, ситуа-

ция) - метод активного проблемно-сигуаци-онного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [16, с. 10]. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса -оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [9].

Кейс-технология сегодня активно используется и в обучении в школе, но ее применение в системе повышения квалификации педагогов оптимально.

В основе описываемой технологии лежат образовательные кейсы. «Кейс представляет собой описание деловой ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения слушателей анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс сопровождается вопросами к нему и методической запиской. Вопросы к кейсу (обычно 5-7 вопросов) направлены на то, чтобы помочь работающим с этим кейсом понять его основное содержание, сформулировать проблему» [17 и др.] и соотнести ее с соответствующей тематикой курса повышения квалификации.

«Методическая записка к кейсу содержит пояснения для преподавателя по использованию кейса в учебном процессе, дополнительную информацию по ситуации или эпилог (то, что реально произошло в реальной ситуации)» [Там же].

В курсах, которые строятся на основе дистанционных образовательных технологий, оптимально может быть организована работа с кейсами. Система дистанционного обучения Moodle, с использованием которой создавались кейсы для системы повышения квалификации, позволяет:

- представить необходимый информационный материал (причем есть возможность не разместить весь необходимый учебный материал в интерпретации преподавателя, а организовать поиск в сети, его систематизацию и обобщение и др.);

- организовать деятельность слушателей по выполнению заданий, совместную работу слушателей в сети (создание совместных

документов], организовать сетевое обсуждение проблемы, поставленной в кейсе.

В нашем исследовании в основу построения дистанционных курсов обычно положены кейсы, связанные с конкретными педагогическими ситуациями, чаще всего встречающимися в профессиональной деятельности педагогов.

При этом педагогическая ситуация трактуется как «факт, жизненная история, с которой педагог столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные] встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные] - редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разре-

шения ситуации, а иногда и вовсе неразрешимые» [11].

При создании кейсов мы в основном ориентируемся на ситуации, часто встречающиеся в педагогической практике: работа учащихся с большими объемами информации, работа с таблицами, работа со схемами, представление выполненной работы на уроке, работа в командах.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии играют важную роль в подготовке слушателей в системе повышения квалификации на современном этапе; технологические решения, которые могут быть использованы для реализации ДОТ - дистанционные курсы, построенные на основе систем дистанционного обучения (Moodle), вебина-ры, сетевые сервисы и инструменты Google; эффективность ДОТ достигается при использовании модульных и кейс-технологий.

Литература

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение : учеб.-методич. пособие. - М. 2007.

2. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко, И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

3. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учеб. пособие. - Харьков, 2009.

4. Городецкая Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования : дис. канд. пед. наук : Н. Новгород, 2010. - 237 с.

5. Державина Н. В., Суслов А. А. Состояние и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий при обучении студентов-заочников, зачисленных через представительства вузов // Новые информационные технологии в образовании : материалы международ. науч.-практич. конф., Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2012. -C. 124-127 [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/ resource/090/78090/files/nito2012.pdf/ (дата обращения 15.01.13).

6. Дистанционные образовательные технологии : проектирование и реализация учебных курсов : учеб. пособие / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СПб: БХВ-Петербург, 2010. - 330 с.

7. Климко А. И. Применение Google Docs в деятельности организаций... / А. И. Климко ; Донецкий нац. технич. ун-т [Электронный ресурс]. - URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/ fknt/klimko/ind/index.htm/(дата обращения 28.12.2012).

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр-271 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kpmo.ru/ (дата обращения 28.12.2012)

9. Онлайн-семинар // Википедия : свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн-семинар/ (дата обращения 15.01.2013)

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/ 188453/ (дата обращения 28.12.2012)

11. Райзинк Е. В. Педагогическая ситуация // ProShkolu.ru : Интернет-портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proshko-lu.ru/club/todayatschool/blog/34519/ (дата обращения 15.01.2013)

12. Сайты Google // Википедия : свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Google_Sites/ (дата обращения 27.02.2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя. - СПб: БХВ-Петербург, 2010. - 282 с.

14. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. - URL: http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=23&Itemid=23/ (дата обращения 27.02.2013)

15. Список сервисов и инструментов Google // Википедия : свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Список сервисов и инструментов Google/ (дата обращения 27.02.2013)

16. Троян Г. М. Организация обучения на курсах повышения квалификации педагогических кадров с использованием дистанционных технологий // Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития : сб. ст. / под ред. Ф. Ф. Харисова. - М.: ФИРО, 2008.

17. Что такое образовательные кейсы? Для чего они нужны? // Сетевая школа управленческих кадров общего образования : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://school.apkpro.ru/consul/node/ 51 (дата обращения 30.01.2013)

18. Ярыкина И. Г., Кофанова С. Л. Метод case study (разбор конкретных ситуаций) : как один из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий [Электронный ресурс]. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/153-kofanova-yarikina/ (дата обращения 28.12.2012)

----------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.