Научная статья на тему 'О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры'

О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / КАФЕДРА / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / TRAINING / DISCIPLINE / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович, Филатова Лина Михайловна, Склярова Марина Александровна, Лихоманова Людмила Михайловна, Попова Валентина Ивановна

В статье рассмотрены основные моменты организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры. Приведены основные преимущества, проблемы, перспективы совершенствования при применении данных технологий в процессе реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович, Филатова Лина Михайловна, Склярова Марина Александровна, Лихоманова Людмила Михайловна, Попова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Results of Implementation of E-Learning and Distant Learning Technologies in the Disciplines of the Chair

The article describes the main aspects of e-learning and distance learning technologies in the disciplines of the Department. The main advantages, problems and prospects of improvement in the application of these technologies in the implementation of educational programs.

Текст научной работы на тему «О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры»

Бобренко И.А., Филатова Л.М., Склярова М.А., Лихоманова Л.М., Попова В.И., Болдышева Е.П. О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00384.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:378.018.43:004.9

Бобренко Игорь Александрович

Доктор сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ia.bobrenko@omgau.org

Филатова Лина Михайловна

И.о. начальника Управление методической работы, образовательных инноваций, дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск lm. filatova@omgau.org

Склярова Марина Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ma.sklyarova@omgau.org

Лихоманова Людмила Михайловна

Кандидат сельскохозяйственных наук, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск lm. likhomanova@omgau.org

Попова Валентина Ивановна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск vi.popova@omgau.org

Болдышева Елена Павловна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ep.boldysheva@omgau.org

О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий по дисциплинам кафедры

Аннотация. В статье рассмотрены основные моменты организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры. Приведены основные преимущества, проблемы, перспективы совершенствования при применении данных технологий в процессе реализации образовательных программ.

1

доцент

доцент

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение, дисциплина, кафедра.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (Омский ГАУ) является родоначальником высшего сельскохозяйственного образования за Уралом, готовится в 2018 году отметить столетний юбилей. При этом Омский ГАУ -единственный омский вуз, обеспечивающий возможность населению региона получить и систематически повышать профессиональную квалификацию, необходимую для успешной работы в сфере сельского хозяйства.

Кафедра агрохимии и почвоведения является одной из старейших в университете - она организована путем объединения кафедры агрохимии (образована в 1926 г.) и почвоведения (1920 г.) [1-4]. В настоящее время кафедра выполняет функции организационно-учебного, научного и методического центра подготовки бакалавров и магистров по направлению Агрохимия и агропочвоведение - является выпускающей. Подготовка бакалавров по основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение ведется в Омском ГАУ с 2004 г., а первый набор на одноименный специалитет в вузе осуществлен в 1964 г. Подготовка магистров по направлению 35.04.03 - Агрохимия и агропочвоведение осуществляется с 2009 г. [5-7].

Кроме того кафедра обеспечивает преподавание дисциплин агрохимического и почвоведческого профиля по ряду направлений подготовки (35.03.04 - Агрономия, 35.03.05 - Садоводство, 35.03.01 - Лесное дело и др.).

Развитие открытого образования и применение электронного обучения в образовательных организациях высшего образования - обязательный элемент развития высшего образования, обеспечение его конкурентоспособности. В университете введено электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) по основным образовательным программам и программам дополнительного образования.

Основными целями реализации ЭО, ДОТ в университете являются:

- интеграция ЭО, ДОТ и новых форм обучения с классическими формами обучения;

- расширение доступа различных категорий населения к качественным образовательным услугам согласно тенденции развития современного информационного общества;

- повышение качества образовательного процесса, применение наиболее современных технологий обучения и представления учебного материала, в том числе, позволяющих реализовать гибкие графики обучения и индивидуальные образовательные траектории;

- расширение межвузовского взаимодействия в области обмена компетенциями, технологиями и ресурсами ЭО;

- внедрение современных инструментальных средств контроля качества образования, в том числе средств контроля за самостоятельной работой обучающихся со стороны научно-педагогических работников;

- предоставление обучающимся возможности частичного освоения ООП непосредственно по месту их жительства или временного их пребывания (нахождения);

- повышение степени использования научного, методического и технического потенциала университета.

В университете созданы нормативные и организационные условия внедрения ЭО; введен в эксплуатацию образовательный портал «Информационно-образовательная среда ОмГАУ-Moodle»; сформирован электронный образовательный контент по дисциплинам,

реализация которых предусмотрена с применением ЭО, ДОТ; проведены мероприятия по формированию информационной компетентности преподавателей и обучающихся.

Системно внедрением в вузе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий занимается управление методической работы, образовательных инноваций, дополнительного образования и профессионального обучения (УМРОИДОиПО). Кроме того, по направлениям на факультетах назначены ответственные за ЭО, ДОТ, осуществляющие организацию взаимодействия обучающихся с научно-педагогическими работниками по возникающим в процессе обучения вопросам, а также взаимодействие с отделом образовательных инноваций по вопросам администрирования и методической поддержки образовательного процесса на факультете с использованием ЭО, ДОТ.

Техническую поддержку ИОС ОмГАУ-Moodle осуществляет отдел информационных технологий.

Схема организации учебы предусматривает четкую постановку и разграничение задач для участников образовательного процесса. Для быстрой адаптации обучающихся в информационно-образовательной среде разработаны инструктивно-методические документы системы ЭО, позволяющие быстро освоить правила работы в ИОС, порядок работы с основными элементами курсов. Организована система технической поддержки обучающихся.

Деканат факультета, участвующего в образовательном процессе с применением ЭО, ДОТ, определяет сроки и продолжительность учебной сессии обучающихся университета, в обучении которых используются ЭО, ДОТ и согласует их с методическим отделом.

На выпускающей кафедре назначается ответственный по образовательной программе, реализуемой с применением ЭО, ДОТ по направлениям подготовки, который осуществляет организацию образовательного процесса и контроль за его результатами на факультете.

Ответственный координирует свою деятельность совместно с ведущими преподавателями и сотрудниками деканата. Функции ответственного:

Перед сессией (или в начале учебного года):

1. Проведение вводного собрания для обучающихся (назначение ИОС, процедура авторизации, какие материалы представлены в курсе в ИОС, инструкции по работе в ИОС).

2. Организация процедуры получения информированного согласия обучающихся на освоение основной образовательной программы с частичным применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий.

3. Заполнение форм на регистрацию обучающихся 1 курса, академистов и др.

4. Формирование в ИОС ОмГАУ-Moodle студенческих групп, закрепление профессорско-преподавательского состава в ИОС за дисциплинами, реализуемыми ими с применением ЭО, ДОТ.

5. Заполнение КАЛЕНДАРЯ в ИОС ОмГАУ-Moodle по дисциплинам (даты экзаменов, очных занятий), а также предоставление расписаний занятий в период сессии в УМРОИДОиПО для размещения его в разделе РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ в ИОС ОмГАУ-Moodle.

6. Обеспечение контроля за работой ППС по своевременному предоставлению учебно-методических материалов для формирования электронных обучающих курсов в ИОС ОмГАУ-Moodle, а также обновлению и пополнению материалов.

В течение учебного года:

7. Обновление списков контингента обучающихся в ИОС ОмГАУ-Moodle в соответствии с приказами по личному составу (перевод с курса на курс, зачисление/отчисление, удаление участников учебного курса, закончивших в нем обучение и т.д.)

8. Консультирование обучающихся по работе в ИОС ОмГАУ-Moodle, в том числе через Форумы, созданные для каждого потока в ИОС ОмГАУ-Moodle.

9. Организация взаимодействия обучающихся с научно-педагогическими работниками, сотрудниками университета по возникающим в процессе обучения вопросам (прием информации от обучающихся, оценка полученной информации на предмет наличия в ней проблемного аспекта и определения конкретного специалиста, либо руководителя службы, отдела, компетентных в решении предъявленной проблемы).

10. Организация деятельности сотрудников факультета, участвующих в образовательном процессе с применением электронного обучения, ДОТ.

11. Взаимодействие с УМРОИДОиПО по вопросам администрирования и методической поддержки образовательного процесса на факультете с использованием ЭО, ДОТ.

12. Осуществление мониторинга количественных и качественных показателей внедрения ЭО, в том числе такие показатели как:

- академическая активность обучающихся (посещаемость ИОС);

- работа (активность) научно-педагогических работников в ИОС университета (посещаемость ИОС, работа в консультационном форуме дисциплины, своевременность проверок работ, выполняемых обучающимися в соответствии с графиками освоения дисциплин; процент заполнения электронного журнала);

- наполненность электронных обучающих курсов учебно-методическими материалами (наличие рабочих программ, методических руководств по изучению дисциплины, графиков изучения и пр.).

13. Участие в работе педагогических, методических советов и других формах методической работы, организованных по вопросам ЭО, ДОТ.

14. Мобильный сбор и/или распространение необходимой информации обучающимся, научно-педагогическим работникам, сотрудникам деканата и т.д.

Обучающемуся обеспечен доступ в ИОС, как на базе компьютерных классов, лабораторий университета, так и иных точек выхода в Интернет.

Обучающийся, используя электронные ресурсы, изучает теоретическую часть дисциплины в соответствии с планом, выполняет практические задания, отвечает на контрольные вопросы, участвует в электронных дискуссиях с преподавателем по вопросам учебного курса.

Все выполненные обучающимся письменные работы передаются на проверку посредством личного кабинета ИОС университета, либо с использованием других средств телекоммуникационных технологий и формируют электронное портфолио обучающегося. После проверки работ в электронном виде все выполненные письменные работы сдаются обучающимися на соответствующие кафедры в распечатанном виде.

В течение всего периода обучения обучающийся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине как при непосредственном общении (в соответствии с графиком консультаций), так и через платформу ИОС университета и электронную почту, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.

Деятельность преподавателей, задействованных в реализации ОПОП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организационно можно разделить на 2 этапа:

I. Разработка электронного обучающего курса согласно «Требованиям по разработке электронного учебно-методического комплекса дисциплины для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО Омский ГАУ» (Требования размещены в Методическом кабинете преподавателя в GoogleApps в разделе Электронное обучение).

II. Сопровождение электронного обучающего курса, которое включает в себя осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием элементов Moodle:

- проверку отчетных файлов по выполненным заданиям (если такие предусмотрены рабочей программой дисциплины) каждые 3 дня в период сессии и 1 раз в 10 дней в межсессионный период;

- отслеживание результатов пройденного тестирования;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций по расписанию (чат), а также проведение консультаций по возникшим у обучающихся вопросам (консультационный форум). Проверка появившихся вопросов в консультационном форуме дисциплины должна осуществляться не реже 1 раза в 3 дня.

- проверку активности работы обучающихся на курсе (как часто обучающиеся посещают курс, контроль выполнения графика изучения дисциплины);

- заполнение электронного журнала по результатам обучения обучающихся (текущие оценки за выполненные письменные задания, экзаменационные оценки, написание комментариев к выставленной оценке за работу студента или рекомендаций по устранению допущенных ошибок).

- по желанию преподавателя сопровождение страниц читаемых дисциплин в ИОС (размещение ресурсов и работа по наполнению содержания дисциплин - запрос о предоставлении прав редактирования в читаемом курсе) подается в электронном виде;

- проверка корпоративной электронной почты не реже 1 раза в 3 дня.

На практике учебный процесс состоит из изучения теоретического курса в межсессионный период и экзаменационных сессий, включающих в себя лабораторные занятия и итоговый контроль по дисциплинам.

На основе существующей нормативной базы федерального уровня в университете разработаны локальные нормативные акты:

- Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- Положение об электронных образовательных ресурсах;

- Требования по разработке электронного учебно-методического комплекса дисциплины для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Согласно принятым локальным нормативным актам, образовательный процесс с использованием ЭО, ДОТ в университете может осуществляться при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся [8-10].

При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ университет применяет модель частичного использования ДОТ, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

На сегодняшний момент посредством системы Moodle можно решать практически все задачи образовательного процесса: создавать, изменять и дополнять учебные материалы, проводить опросы, тестирование, аттестацию и получать отчеты по результатам. Данная система предоставляет широкие возможности для преподнесения учебной педагогической информации в разнообразных формах: лекции, презентации, глоссарий, тесты, задания, опросники, отсылки к веб-страницам, графические материалы, видео- и аудиоматериалы. Оболочка предлагает определенные технологии не только представления учебной информации, но и технологию работы с учебным материалом, а также технологию проверки результатов обучения. В системе предоставляется возможность обмена вложенными файлами с преподавателем, общения посредством форума, чата, обмена личными сообщениями, ведения блогов.

На портале осуществляется сопровождение образовательного процесса по основным образовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в т.ч. по образовательным программам Агрохимия и агропочвоведение, Агрономия, Садоводство и др., в реализации которых активное участие принимают преподаватели кафедры. В настоящее время идет активное наполнение учебным и методическим материалом программ аспирантуры.

В ИОС ОмГАУ- Moodle создана электронная база тестовых заданий по дисциплинам, используемая для контроля остаточных знаний, что привело к созданию комфортных условий для студентов в период прохождения тестирования, регулярного мониторинга уровня знаний обучающихся в разных видах контроля. Например, база по дисциплине «Агрохимия» состоит из 900 тестовых заданий, «Общее почвоведение» - 700.

По каждой дисциплине преподавателями разрабатывается электронный учебно-методический материал, который проходит комплексную экспертизу (содержательный, учебно-методический и дизайн-эргономический компонент), которая включает:

- внутреннюю экспертизу на кафедре;

- рассмотрение ЭУМК методической комиссией соответствующего направления подготовки/специальности;

- учебно-методическую экспертизу на соответствие предъявляемым требованиям ЭУМК сотрудниками УМРОИДОиПО.

При этом активно используются и ранее разработанные учебные издания и разработки кафедры [11-19 и др.], которые проходят соответствующую подготовку для использования в процессе электронного обучения.

Созданные электронные учебно-методические комплексы дисциплин при самостоятельном изучении позволяют студентам:

- осваивать теоретический материал;

- выполнять задания на воспроизведение и закрепление изученного материала;

- производить отработку умений на творческих заданиях, необходимых для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;

- производить самоконтроль знаний (выполняя тестовые контрольные задания);

- общаться с преподавателем через электронную почту, а также внутреннюю систему коммуникации (получать консультацию от преподавателя);

- отправлять на проверку преподавателю выполненные работы по изучаемым темам посредством внутренней системы коммуникации.

Окончательное закрепление знаний происходит на очных занятиях.

Таким образом, созданная информационно-образовательная среда ОмГАУ-Moodle обеспечивает:

- доступ к рабочим программам дисциплин, практик, к электронным образовательным ресурсам;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы;

- проведение процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Новые технологии и внедрение их в учебный процесс требуют от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности. Поэтому для повышения уровня знаний, умений и навыков научно-педагогических работников по организации учебного процесса с использованием ЭО, ДОТ на базе университета были:

1. реализованы курсы повышения квалификации преподавателей:

- реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (на примере Moodle v.2.9);

- информационно-коммуникационные технологии в образовании,

- по технологии создания электронных учебных курсов;

- по разработке электронных слайд-лекций и подготовке мультимедийных презентаций;

- по использованию сервисов и технологий;

- по организации самостоятельной работы студентов в ИОС и т.д.

2. Для автоматизации процессов подготовки методических разработок, учебно-методических комплексов, а также применения результатов разработок в образовательном процессе университета с использованием ИКТ организована система методической и консультационной поддержки преподавателей университета:

- в ИОС Омский ГАУ - Moodle создан курс «Автор электронного обучающего курса», в котором размещаются материалы, освещающие различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

- разработаны рекомендации и инструкции для преподавателей по работе в системе ИОС ОмГАУ - Moodle (инструкции разработаны для работы ППС с уже готовым курсом);

- УМРОИДОиПО университета создан и регулярно пополняется информационный ресурс - электронный методический кабинет преподавателя, в котором размещается информация по ЭО, ДОТ.

Применение данных технологий позволит разнообразить формы представления электронных материалов и способы образовательного взаимодействия обучающихся с преподавателями.

Для того чтобы узнать мнение преподавателей об электронном обучении, применяемом в образовательном процессе университета, а также мнение обучающихся о качестве преподаваемых электронных обучающих курсов в университете запущено анкетирование.

Обучающиеся отмечают следующее:

- они в целом удовлетворены составом УМК по дисциплинам, размещенным в ИОС, но отмечаются пожелания по разнообразию учебного материала, например видеоконтентом, ссылками на сторонние источники информации.

- содержание учебных материалов, а также требования преподавателей к выполнению заданий в курсе ясны и понятны.

- преподаватели не всегда доступны для обратной связи со студентами «онлайн», а также не совсем своевременно проверяются работы и выставляются оценки за выполненные в системе задания.

- большинство обучающихся, ответивших на анкету, отмечают, что изучение электронных обучающих курсов соответствует их ожиданиям от электронного обучения.

Большинство опрошенных ППС по вопросам использования ЭО считает целесообразным использование элементов электронного обучения по своим дисциплинам, поскольку ведение занятий с использованием ЭО, по их мнению, является неотъемлемой составляющей процесса обучения в настоящее время. В то же время они отмечают, что на сегодняшний момент большинство преподавателей психологически не готовы использовать технологии ЭО в учебном процессе. Необходимо понять, что для того, чтобы обучение было

качественным, преподавателю необходимо не только предоставить ЭУМК для размещения в ИОС, но и своевременно и регулярно отслеживать процесс обучения, работать индивидуально с каждым обучаемым. Респонденты отмечают следующее:

- недостаток времени на работу со студентами в ИОС, в связи с большой нагрузкой в первой половине дня. Если бы в ставке были предусмотрены часы на ведение электронного курса, то они бы занимались этим направлением;

- отсутствие специального рабочего места на кафедре, в связи, с чем приходится заниматься этой работой дома, что не всегда удобно.

- недостаток технических знаний.

Таким образом, наличие проблем у преподавателей связано с большой педагогической нагрузкой и недостатком времени, а также отсутствием должной мотивации к активному участию в данном процессе.

ЭО меняет характер взаимодействия преподавателя и студента, требует от студента высокой мотивации и самодисциплины, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучающегося. Что касается студентов, особенно младших курсов, то они не умеют учиться самостоятельно, поэтому им необходима поддержка, как со стороны преподавателей, так и со стороны ответственных за ЭО на факультетах.

Все эти проблемы могут быть преодолены, если:

- внести разработку ЭУМК в индивидуальный план-отчет работы преподавателя;

- сформировать у обучающихся систему мотиваций к использованию дистанционных образовательных технологий. Студент должен быть убежден, что использование ДОТ обеспечивает необходимый уровень знаний, позволяющий не только сдавать экзамены, но и успешно формировать профессиональные компетенции.

Для решения этой задачи необходима разработка учебно-методических материалов, предназначенных для электронного обучения и применения ДОТ (учебные видеоматериалы, тренинговые учебные программы, интерактивные упражнения, мультимедийные лекции-презентации, анализ конкретных ситуаций (case-study) и прочее). В создаваемых ЭУМК необходимо переносить акцент на практическое применение получаемых знаний, выполнение упражнений и контрольных заданий; следует уделить больше внимания системе самотестирования обучаемых и тренинговым тестам, организовать активное общение обучаемых между собой, используя чаты и форумы.

В процессе анкетирования по вопросам возможности использования ЭО, ДОТ в образовательном процессе преподаватели отметили, что технологии электронного обучения позволяют:

- более четко регламентировать самостоятельную работу студентов,

- обеспечить постоянный доступ к учебным материалам дисциплины,

- упростить взаимодействие преподаватель-студент,

- сделать процесс обучения более управляемым,

- активизировать познавательную активность студента,

- возможность представления обучающимся материалов в виде первоисточников (нормативы, приказы, отчеты с официальных сайтов и т.д.),

- упростить текущую и итоговую проверку знаний,

- упростить работу с отстающими студентами,

- сделать более прозрачным и объективным обучение.

В заключение хотелось бы отметить, что электронное обучение выступает в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. Меняется характер взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. При ЭО преподаватель вместо транслятора готового знания превращается в консультанта, помогающего студенту выстроить индивидуальную траекторию обучения, научить его

добывать знания. Обучающиеся, в свою очередь, из пассивных потребителей образовательного продукта превращаются в активных участников процесса создания и накопления новых знаний. Все эти изменения требуют дальнейшего изучения вопросов применения ЭО, ДОТ в учебной деятельности, изучения существующих технологий, методик обучения и планомерного их внедрения в образовательную деятельность университета.

Ссылки на источники:

1. Ермохин Ю.И. Агрохимия в Омском государственном аграрном университете / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Агрохимия в высших учебных заведениях России / Под редакцией В.Г. Минеева. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 48-57.

2. Ермохин Ю.И. Научное наследие академика Д.Н. Прянишникова и развитие агрохимической школы в Омском государственном аграрном университете (к 100-летию Омского ГАУ) / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №1 (8). - С. 4.

3. Ермохин Ю.И. Кафедра агрохимии / Ю. И. Ермохин // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 1998. - №4. - С. 10-14.

4. Ермохин Ю.И. Кафедра агрохимии / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Вестник ОмГАУ. - 2004. - №3. - С. 11-15.

5. Бобренко И.А. Факультету агрохимии, почвоведения и экологии - 40 лет / И.А. Бобренко // Вестник ОмГАУ. - 2004. - №3. - С.3-5.

6. Бобренко И.А. Подготовка бакалавров агроэкологического профиля по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение / И.А. Бобренко, М.А. Склярова, Л.Н. Андриенко // Международная научно-практическая конференция «Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения - 2017)». - Омск: ЛИТЕРА, 2017. - С. 54-57.

7. Магистерская программа «Управление почвенным плодородием и питанием культурных растений» / И.А. Бобренко, Ю.А. Азаренко, Л.Н. Андриенко, М.А. Склярова // Международная научно-практическая конференция «Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения - 2017)». - Омск: ЛИТЕРА, 2017. - С. 57-60.

8. Бобренко И.А. Виды занятий и направления совершенствования практической подготовки обучающихся по образовательной программе 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение / И.А. Бобренко, М.А. Склярова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №S3. - С. 6.

9. Бобренко И.А. Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, М.А. Склярова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №3(6). - С. 24.

10. Трубина Н.К. Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение / Н.К. Трубина, М.А. Склярова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №S1. - С. 10.

11. Агроэкологический мониторинг в Омской области: учеб. пособие / В.М. Красницкий, И.А. Бобренко, В.И. Попова, И.В. Цыплёнкова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - 52 с.

12. Бобренко И.А. Агрохимия: учебно-методический комплекс / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2010. - 116 с.

13. Бобренко И.А. Агрохимия: учебно-методический комплекс по дисциплине /И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. -147 с.

14. Бобренко И.А. Биоиндикация и биотестирование в исследованиях экосистем: учеб. пособие / И.А. Бобренко, О.П. Баженова, Е.Г. Бобренко. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. - 116 с.

15. Бобренко И.А. Тестовые задания по агрохимии: сб. контр. заданий / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. - 168 с.

16. Ермохин Ю.И. Применение органических удобрений в Западной Сибири: учеб. пособие / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 124 с.

17. Использование птичьего помета в земледелии Западной Сибири: учеб. пособие / В. М. Красницкий, И.А. Бобренко, А.Г. Шмидт, Н.В. Гоман, В.И. Попова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - 60 с.

18. Лихоманова Л.М. Курс лекций по агрохимии: учеб. пособие / Л.М. Лихоманова. -Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006. - 224 с.

19. Словарь агрохимических терминов и определений / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, В.И. Попова, И.В. Цыплёнкова. - Омск: Изд-во ФГОУ ВО ОмГАУ, 2016. - 60 с.

Igor Bobrenko

Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Lina Filatova

Head of the Department of methodical work, educational innovation, vocational education and professional training FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Marina Sklyarova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Ludmila Lihomanova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Valentina Popova

Senior lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Elena Boldysheva

Senior lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

On the Results of Implementation of E-Learning and Distant Learning Technologies in

the Disciplines of the Chair

Abstract: The article describes the main aspects of e-learning and distance learning technologies in the disciplines of the Department. The main advantages, problems and prospects of improvement in the application of these technologies in the implementation of educational programs.

Key words: e-learning, distance education technologies, training, discipline, Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.