о соА'йс т,^
УДК 378.046.4
Электронно-образовательные ресурсы в информационной среде
дополнительного профессионального образования
М. П. Нечаев
Electronic learning resources in the information environment of additional professional education
M. P. Nechaev
Аннотация. Статья посвящена системе научно-образовательной деятельности кафедры воспитательных систем на основе использования электронно-образовательных ресурсов.
Описывается инновационная программа развития кафедры (ведущая идея и принципы ее реализации). Представляются результаты научно-исследовательской работы по теме «Создание информационной системы полифункционального регионального вуза как средства проектирования и достижения нового качества образования в контексте новых стандартов (на примере „Академии социального управления ")».
Особое внимание уделено дистанционным курсам повышения квалификации педагогических работников по теме «Развитие воспитательной деятельности образовательной организации в новых условиях». Раскрываются суть и содержание виртуальных (электронных) стажировкам обучающихся по теме «Современные педагогические технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в рамкахреализации ФГОС ООО».
Делается вывод о том, что электронно-образовательные ресурсы и современные информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности кафедры воспитательных систем позволяют вывести дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень.
Abstract. The article is devoted to the research and educational activities of the Department of educational systems based on the use of electronic learning resources.
The innovative development program of the Department (leading idea and principles of its implementation) are described. The results of research work on the theme of "Creation of information system of the multifunctional regional institution as a means of designing and achieving new quality of education in the context of the new standards (on the example of "Academy of social management") " are presented.
Special attention is paid to remote courses of advanced training of pedagogical workers on the theme of "Development of educational activities of educational organizations in the new environment". The essence and content of virtual (electronic) training of students on the theme of "Modern educational technology of organization of extracurricular students ' activities in the framework within adoption of the Russian Federal State Educational Standard of basic general education " are revealed.
The conclusion is that the electronic learning resources and modern information and communication technologies in the educational activities of the department of educational systems make it possible to bring additional professional education to a new level.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, кафедра воспитательных систем, электронно-образовательные ресурсы, дистанционная поддержка, виртуальная стажировка.
Keywords: additional professional education, department of educational systems, electronic learning resources, remote support, virtual training.
Кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» является разноуровневым, вариативным и полифункциональным научно-образовательным структурным подразделением дополнительного профессионального образования (ДПО) с набором разнообразных образовательных услуг. Мы ориентированы на руководящих и педагогических работников самых разных категорий обучающихся, с учетом их интересов, способностей и образовательных потребностей, что позволяет обеспечить каждому слушателю свободный персонифицированный доступ к образованию на протяжении всей его профессиональной жизни [1].
Задаваясь целью поставить воспитание («вскармливание», «духовное питание») подмосковных школьников на высокий профессиональный уровень, а также учитывая, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, нами была разработана и принята инновационная программа развития кафедры воспитательных систем. Ведущая идея деятельности кафедры - опережающее обучение слушателей посредством разработки и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учитывающих повышение профессиональной готовности специалистов к управлению развитием воспитательных систем, духовно-нравственному воспитанию детей, успешному социальному лифтингу подростков и молодежи [2].
Воплощение данной идеи предполагает следование следующим основным принципам реализации программы развития кафедры:
1. Принцип демократизации образования, предполагающий открытость кафедры к сотрудничеству, утверждение в ее работе отношений равноправия и сотрудничества преподавателей и слушателей, готовность к взаимодействию с педагогическими коллективами любых образовательных организаций.
2. Принцип партисипативности управления системой ДПО, предполагающий вовлечение профессорско-преподавательского состава кафедры в установление ключевых проблем, определение и реализацию приоритетных средств их решения.
3. Принцип гуманизации образования, предполагающий ориентацию в образовательном процессе на гуманно-личностную и компетент-ностно-ориентированную парадигмы, реализацию личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу в системе ДПО.
4. Принцип сотрудничества в образовательном процессе, заключающийся в реализации похода «Наши слушатели - наши коллеги».
5. Принцип социально-психологической поддержки индивидуального профессионального развития каждого слушателя.
6. Принцип развития научно-исследовательской компетентности слушателей как основы непрерывного профессионального образования.
7. Принцип эволюционного характера изменений, предполагающий преемственность и последовательность программных мероприятий, паритет функционирования и развития системы образования, преемственности и последовательности целезадающих и целереали-зующих положений программы, взаимообусловленность традиций и инноваций в деятельности ДПО.
8. Принцип социокультурного характера образовательной деятельности и территориальной образовательной интеграции. Данный принцип позволяет реализовать кластерный подход, который предполагает развитие социального партнерства кафедры с учреждениями общего, профессионального образования, науки и культуры, независимо от их ведомственной подчиненности, в интересах удовлетворения новых образовательных потребностей слушателей.
9. Принцип реализуемости программы означает, что ее содержание направлено на разрешение актуальных проблем образовательного процесса и предполагает выбор направлений и масштаба программных мероприятий, адекватных реальным возможностям ДПО, а также привлечение социокультурных партнеров из различных сфер.
10. Принцип сопряженности развития кафедры с общим ходом развития системы образования Московской области. Данный принцип основывается на интеграции инновационной Программы развития кафедры в стратегические планы академической, региональной, федеральной систем образования. Соподчиненность и включенность кафедры обеспечивает возможность обмена информацией с заинтересо-
ванными научными и учебными подразделениями Академии, учреждениями, организациями, органами управления [3].
Реализация ведущей идеи деятельности кафедры при соблюдении вышеобозначенных принципов на практике затруднено тем, что на территории Московской области, составляющей около 46 тыс. км2, функционирует свыше 1600 общеобразовательных организаций.
С учетом этого обстоятельства, профессорско-преподавательский состав кафедры на академическом уровне включился в научно-исследовательскую работу Академии по теме «Создание информационной системы полифункционального регионального вуза как средства проектирования и достижения нового качества образования в контексте новых стандартов (на примере ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)».
Активно участвуя в развитии единого образовательного пространства, подразумевающего обеспечение возможности получения ностри-фицированного образования в любой точке Московской области, нами активно внедряются электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) в развитии информационной среды дополнительного профессионального образования.
Мы используем ЭОР в таких формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей, как:
- очно-заочные курсы с дистанционной поддержкой;
- учебно-методические вебинары;
- интернет-конференции;
- интерактивные дистанционные занятия;
- электронные (виртуальные) педагогические стажировки и др.
Особой популярностью среди заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей и специалистов отдельных направлений воспитательной работы пользуется 72-часовой (два зачетных кредита) курс повышения квалификации «Развитие воспитательной деятельности образовательной организации в новых условиях», который проходит в форме очно-заочного обучения с дистанционным сопровождением на основе кейс-технологий.
Автором программы является заведующий кафедрой М. П. Нечаев.
Программа предлагаемого курса предусматривает рассмотрение как проблемы управления инновационной деятельностью образователь-
ной организации в системе воспитания, так и вопросы использования современных воспитательных технологий, обновления функций педагогического управления.
Главный акцент при этом делается на управление развитием воспитательной системы школы.
Ведущая цель курса состоит в обеспечении понимания основ современных научных теорий и инновационной практики управления воспитательным процессом в образовательной организации, необходимых для реализации задач эффективной социализации личности школьника.
При разработке программы курса в системе дополнительного профессионального образования была учтена необходимость решения следующих задач:
- развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в области воспитания;
- формирование представлений о воспитательной системе школы как составной части социокультурного пространства, об особенностях управленческой деятельности на разных этапах развития воспитательной системы;
- формирование методологической культуры руководителей как основы развития компетентности в области проектирования управленческой деятельности;
- развитие инновационно-творческих процессов в системе воспитания.
На очной установочной конференции, проводимой в стенах Академии, предусматривается:
- проведение тренинга «Знакомство»;
- ознакомление с целями и задачами, содержанием, технологией и сроками освоения программы;
- выдача раздаточного материала на бумажном и электронном (кейс) носителях.
Помимо содержания программы курса и методических рекомендаций к его изучению, слушатель получает через сайт программы доступ к следующим кейс-файлам:
1. Современные теории и концепции воспитания личности школьника.
2. Воспитательная система школы и управление ее развитием.
3. Управление развитием системы школьного самоуправления.
4. Понятие качества воспитания. Педагогический мониторинг в управлении качеством воспитательного процесса.
5. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе.
Кейс-файлы содержат всю исчерпывающую информацию, необходимую для выполнения учебно-тематического плана. Слушатель приступает к занятиям в любое удобное время, самостоятельно рационально распределяя свои силы и время.
Проверка качества знаний осуществляется в процессе выполнения участниками программы контрольных работ и практических заданий (управленческие модели, проекты, методические разработки и т. д.) и итогового контроля в форме практико-значимой работы.
Все выполненные задания отправляются на сайт программы и оцениваются преподавателем по балльно-рейтинговой системе. Оценка знаний предусматривает установленную для всех участников региональной сети повышения квалификации единую балльную шкалу и максимальное количество баллов, которые слушатель может получить за академические успехи в процессе освоения модулей в соответствии с установленным объемом кредита (кредитно-модульная система ДПО). Максимальное количество баллов складывается из совокупности баллов за все виды деятельности, предусмотренные программой курса, а также дополнительные баллы за высокое качество итоговой практико-значимой работы и ее защиту.
В процессе обучения слушатель может получать консультации преподавателя и оценки своей работы по электронной почте, вести обсуждение на новостном форуме и иметь возможность онлайн-общения с педагогом по запросу, что позволяет максимально эффективно повышать квалификацию.
Заниматься таким образом можно в любом месте и в любое время, электронно-образовательные ресурсы (учебные материалы) всегда доступны. Интерактивность обучения позволяет обмениваться информацией с преподавателем, а для проведения консультаций нет необходимости лично встречаться. Во время учебы доступны все самые актуальные данные. Таким образом, дистанционное обучение и предлагаемые нами ЭОР позволяют использовать практически все преимущества, которые дает повышение квалификации учителей в Московской области. Дистанционное повышение квалификации позволяет руководителям школ за-
ниматься по индивидуальному графику и самостоятельно планировать свое время, эффективно осваивая помимо прочего и основы современного тайм-менеджмента.
В результате изучения данного курса участник программы должен:
- знать основы современных научных теорий и инновационной практики управления воспитательным процессом в образовательной организации;
- уметь организовывать эффективный воспитательный процесс в соответствии с нормативно-правовой базой, разрабатывать внутри-школьную нормативную документацию в соответствии принципами государственной политики в области образования и воспитания;
- владеть современными технологиями воспитания и методикой оценки качества воспитательной деятельности образовательной организации.
По завершении курса на очной итоговой конференции предусматривается:
- презентация и защита итоговой практико-значимой работы;
- подведение итогов и групповая рефлексия курсового обучения;
- выдача документов об окончании курса повышения квалификации.
Освоение вышеописанной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации помогает слушателям при реализации ФГОС ОО и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» осуществлять в своих образовательных организациях целостный воспитательный процесс в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся, а также активно внедрять научные подходы к воспитанию подрастающего поколения, инновационные методики и технологии воспитывающей деятельности [4].
Одной из эффективных форм освоения программ повышения квалификации педагогических работников в образовательной системе кафедры воспитательных систем является 36-часовая (один зачетный кредит) виртуальная стажировка «Современные педагогические технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО», представляя собой неиссякаемый ресурс профессионального самосовершенствования. Автором программы является доцент кафедры
Г. А. Романова. Данная программа разработана и апробирована под научным руководством проректора по научной работе и информационным технологиям Л. Н. Горбуновой.
Цель реализации стажерской программы заключается в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических работников, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности в области организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Электронная виртуальная стажировка состоит из четырех учебных блоков:
1) организационного;
2) психолого-педагогического;
3) практико-педагогического;
4) научно-практического.
Организационный блок включает в себя знакомство с программой, «дорожной картой» стажировки, регистрацию в личном кабинете (в среде электронного обучения на дистанционной платформе do.asou-mo.ru).
Психолого-педагогический блок предполагает изучение трех виртуальных консультаций (электронно-образовательных ресурсов) по темам:
- «Компетентностный подход к раскрытию содержания, целей и задач внеурочной деятельности обучающихся»;
- «Использование интерактивных технологий в организации внеурочной деятельности обучающихся»;
- «Технология составления рабочей программы по внеурочной деятельности», а затем работу по темам виртуальных консультаций на форуме виртуальной стажировки.
Практико-педагогический блок «Виртуальные стажировочные площадки образовательных организаций и учителей». Изучение опыта предполагает изучение информации по теме программы, представленной на сайтах как самих школ, так и конкретных педагогических работников Московской области.
Научно-практический блок заключается в изучении и анализе материалов вебинара и научно-практической конференции по темам программы с последующей работой по теме научно-практической конференции на форуме виртуальной стажировки.
Итоговая аттестация по программе стажировки состоит в выполнении итоговой практи-
ко-значимой работы в процессе изучения программы с последующей защитой на форуме (в дистанционной форме). Итоговая практико-значимая работа представляет собой электронную презентацию, включающую, в том числе, слайды с «дорожной картой» изменения своей педагогической практики по итогам стажировки (файл-презентация MS Power Point, содержащий от 10 до 15 слайдов в форме эссе по основным разделам программы).
Стажер защищает свою презентацию, участвуя в итоговом форуме, который ведет руководитель стажировки.
По результатам прохождения программы виртуальной (электронной) стажировки слушатель должен:
а) знать:
- современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательного процесса на уровне основного общего образования конкретной общеобразовательной организации;
- условия педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- условия организации сотрудничества обучающихся, поддержания их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, их творческих способностей;
- особенности проектирования образовательного пространства, в том числе в условиях инклюзии;
б) уметь:
- применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательного процесса на уровне основного общего образования конкретной общеобразовательной организации;
- осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
- проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии.
Виртуальная стажировка расширяет возможности педагогических работников в изуче-
нии образовательной практики через использование нетрадиционных способов посещения образовательных организаций или занятий, проводимых учителями. Интернет-визиты на педагогические площадки сайтов школ или учителей, подкрепляемые виртуальными консультациями, материалами вебинаров и научно-практических конференций, составляют основу виртуальной стажировки [5].
Целенаправленного подобранные интернет-источники по организации внеурочной деятельности обучающихся позволяют показать и доказать стажерам, что воспитательный процесс как процесс развития личности обретает сегодня приоритетное значение, его расположение в образовательном процессе становится регентальным (ведущим) [6]. Таким образом, электронно-образовательные ресурсы и современные информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности кафедры воспитательных систем, выводя дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень, позволяют:
- индивидуализировать образовательный процесс;
- повысить познавательную активность слушателей;
- помочь интенсифицировать обучение;
- повысить мотивацию к повышению квалификации;
- создать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся;
- сформировать профессионально-личностную комфортную информационно-образовательную среду.
Использование ЭОР открывает нам широкие возможности для повышения качества образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования.
Все больше преподавателей и специалистов образования признают перспективность использования компьютерной техники и возможностей сети Интернета как эффективного средства обучения.
Описанная деятельность кафедры воспитательных систем позволила нам достигнуть следующих результатов:
1. Увеличение контингента слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, соискателей и аспирантов из числа работников образовательных
организаций Московской области, позволяющего обеспечить всех преподавателей необходимой учебной нагрузкой.
2. Расширение контингента слушателей ДПО: магистры, молодые специалисты, дублеры сотрудников управлений образования и т. п.
3. Совершенствование учебно-методического обеспечения профессиональной переподготовки и повышения квалификации, направленных на решение актуальных проблем образования, и публикация электронного сборника обновленных учебных программа курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
4. Обновление учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса в системе ДПО с учетом изменений социального заказа и потребностей педагогических сообществ.
5. Углубление исследовательской и научно-методической работы в академических площадках и публикация сборников аналитико-информационных материалов, составленных в союзе педагогической науки и практики.
6. Развитие социального партнерства с педагогическими сообществами различных образовательных организаций регионов Московской области и страны, открытие дистанционных экспериментальных площадок.
7. Совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса, оснащенного современным компьютерами и необходимым программным обеспечением.
Библиографический список:
1. Нечаев М. П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования / М. П. Нечаев // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 2. -С.42-47.
2. Нечаев М. П. Управление развитием качества воспитательного потенциала образовательной среды Московской области / М. П. Нечаев // Известия АСОУ. Научный ежегодник. -2014 (2). - С. 35-48.
3. Нечаев М. П. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников московской области в сфере воспитания / М. П. Нечаев // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практи-
ческих конференций. Вып. 2 / науч. ред. Л. Н. Горбунова. - М. : АСОУ, 2015. - С. 386-392.
4. Нечаев М. П. Основные тенденции и перспективы реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 3-12.
5. Романова Г. А. Виртуальная стажировка как форма повышения профессиональной компетентности педагогов / Г. А. Романова // Альманах мировой науки. - 2016. - № 3-2 (6). -С.69-71.
6. Нечаев М. П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. - 2014. - № 7. -С.14-12.
References:
1. Nechaev M. P. Advanced training of Deputy Directors of schools of educational work in the system of additional professional education // Science and education in new times [Povyshenie kvalifikacii zamestitelej direktorov shkol po vospi-tatel'noj rabote v sisteme dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovanija // Nauka i obrazovanie: novoe vremja], 2015, N 2, pp. 42-47.
2. Nechaev M. P. Managing of quality development of educational potential of the educational environment of the Moscow region // News of Social Management Academy. Scientific Yearbook [Upravlenie razvitiem kachestva vospitatel'nogo potenciala obrazovatel'noj sredy Moskovskoj ob-
lasti // Izvestija ASOU. Nauchnyj ezhegodnik], 2014 (2), pp. 35-48.
3. Nechaev M. P. Development of professional competence of pedagogical workers of the Moscow region in the sphere of education // Social Management Academy: collection of scientific papers and materials of scientific-practical conferences. Vol. 2 / Scientific edited by L. N. Gorbunova [Razvitie pro-fessional'noj kompetentnosti pedagogicheskih rabot-nikov moskovskoj oblasti v sfere vospitanija // Kon-ferencium ASOU : sbornik nauchnyh trudov i mate-rialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2 / Nauch. red. L. N. Gorbunova]. M. : Social Management Academy, 2015, pp. 386-392.
4. Nechaev M. P. Major trends and prospects of strategy realization of education development in the Russian Federation ^ for the period until 2025 // Education of pupils [Osnovnye tendencii i perspek-tivy realizacii Strategii razvitija vospitanija v Ros-sijskoj Federacii na period do 2025 goda // Vospi-tanie shkol'nikov], 2015, N 8, pp. 3-12.
5. Romanova G. A. The virtual internship as a form of professional competence of teachers // Almanac of world science [Virtual'naja stazhirovka kak forma povyshenija professional'noj kompetentnosti pedagogov // Al'manah mirovoj nauki], 2016, N 3-2(6), pp. 69-71.
6. Nechaev M. P. New emphasis of education within adoption of the Russian Federal State Educational Standard // Education of pupils [Novye akcenty vospitanija v uslovijah realizacii FGOS // Vospitanie shkol'nikov], 2014, N 7, pp. 14-12.