Научная статья на тему 'Реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций чувашской республики'

Реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ / ФОРМЫ И МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ И ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ / СТАЖИРОВКА / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михуткина Марина Геннадьевна, Игнатьева Светлана Геннадьевна

В статье отражен опыт реализации программ повышения квалификации учителей начальных классов Чувашской Республики. Представлены рекомендации по использованию разных форм повышения квалификации (очная, очно-заочная, дистанционная, сетевая модель, стажировка), по определению соотношения инновационных и традиционных форм, вариативных и инвариантных моделей повышения квалификации. Вариантов и форм много. Главное компетентно выбрать программу и своевременно пройти курсы. С 2013 года повышение квалификации предлагается проходить через каждые 3 года. По всем формам работы каждого преподавателя приоритет отдается интерактивным практико-ориентированным методам обучения. Одна из проблемных тем «Новые формы новые возможности: электронные образовательные ресурсы в начальной школе», определенная для работы с учителями на курсах повышения квалификации, занимает особое место в образовательной деятельности учреждения. Современное образование немыслимо без современных средств и новых форм обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе это предоставление творческой среды для реализации образовательной деятельности. Электронный образовательный ресурс в начальной школе является готовым инструментом для активного участия обучающихся в развитии формирования универсальных учебных действий, для развития планируемых результатов. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. ИКТ-технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, поэтому в нормативных документах определены требования и к учителям, что «…должны владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of programs of further training of teachers of educational institutions of the Chuvash Republic

The article reflects the experience of implementing the programs for the upgrading of qualifications of primary school teachers of the Chuvash Republic. Recommendations on the use of different forms of advanced training are presented (full-time, part-time, distance, network model, internship), by determining the ratio of innovative and traditional forms, variational and invariant models of professional development. There are many options and forms. The main thing is to select the program competently and to pass the courses on time. Since 2013, upgrading is proposed to take place every 3 years. For all forms of work of each teacher, the priority is given to interactive practice-oriented teaching methods. One of the problematic topics “New forms new opportunities: electronic educational resources in the primary school”, defined for working with teachers in courses of professional development, occupies a special place in the educational activities of the institution. Modern education is inconceivable without modern means and new forms of education. The use of electronic educational resources in elementary school is to provide a creative environment for the implementation of educational activities. Electronic educational resource in elementary school is a ready-made tool for the active participation of students in the development of formation of universal educational actions for the development of planned results. Nowadays, the teacher should not only teach the student to learn, but also educate the person, oriented to self-development. The use of information and communication technologies in educational activities is a requirement of modern methodology and orientation to the interests and opportunities of students. ICT-technologies are designed primarily to improve the quality of education, to increase the motivation of children to acquire new knowledge, and to speed up the process of learning. Therefore, the following requirements are also specified for teachers in the normative documents: “... they must possess ICT-competence: general ICT-competence; general pedagogical ICT-competence; subject-pedagogical ICT-competence (reflecting the professional ICT-competence of the relevant field of human activities)”.

Текст научной работы на тему «Реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций чувашской республики»

УДК 371.14(470.344)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

М. Г. Михуткина, С. Г. Игнатьева

Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары

В статье отражен опыт реализации программ повышения квалификации учителей начальных классов Чувашской Республики. Представлены рекомендации по использованию разных форм повышения квалификации (очная, очно-заочная, дистанционная, сетевая модель, стажировка), по определению соотношения инновационных и традиционных форм, вариативных и инвариантных моделей повышения квалификации. Вариантов и форм много. Главное - компетентно выбрать программу и своевременно пройти курсы. С 2013 года повышение квалификации предлагается проходить через каждые 3 года. По всем формам работы каждого преподавателя приоритет отдается интерактивным практико-ориентированным методам обучения. Одна из проблемных тем «Новые формы - новые возможности: электронные образовательные ресурсы в начальной школе», определенная для работы с учителями на курсах повышения квалификации, занимает особое место в образовательной деятельности учреждения. Современное образование немыслимо без современных средств и новых форм обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе - это предоставление творческой среды для реализации образовательной деятельности. Электронный образовательный ресурс в начальной школе является готовым инструментом для активного участия обучающихся в развитии формирования универсальных учебных действий, для развития планируемых результатов. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. ИКТ-технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, поэтому в нормативных документах определены требования и к учителям, что «...должны владеть ИКТ-ком-петентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации учителей начальных классов, федеральные государственные стандарты начального общего образования, категории слушателей, формы и модели обучения, вариативные и инвариантные модули, стажировка, дистанционная форма обучения, электронные образовательные ресурсы.

IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF FURTHER TRAINING OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHUVASH REPUBLIC

M. G. Mikhutkina, S. G. Ignatieva

Chuvash Republic Institute of education, Cheboksary

The article reflects the experience of implementing the programs for the upgrading of qualifications of primary school teachers of the Chuvash Republic. Recommendations on the use of different forms of advanced training are presented (full-time, part-time, distance, network model, internship), by determining the ratio of innovative and traditional forms, variational and invariant models of professional development. There are many options and forms. The main thing is to select the program competently and to pass the courses on time. Since 2013, upgrading is proposed to take place every 3 years. For all forms of work of each teacher, the priority is given to interactive practice-oriented teaching methods. One of the problematic topics "New forms - new opportunities: electronic educational resources in the primary school", defined for working with teachers in courses of professional development, occupies a special place in the educational activities of the institution. Modern education is inconceivable without modern means and new forms of education. The use of electronic educational resources in elementary school is to provide a creative environment for the implementation of educational activities. Electronic educational resource in elementary school is a ready-made tool for the active participation of students

in the development of formation of universal educational actions for the development of planned results. Nowadays, the teacher should not only teach the student to learn, but also educate the person, oriented to self-development. The use of information and communication technologies in educational activities is a requirement of modern methodology and orientation to the interests and opportunities of students. ICT-technologies are designed primarily to improve the quality of education, to increase the motivation of children to acquire new knowledge, and to speed up the process of learning. Therefore, the following requirements are also specified for teachers in the normative documents: "... they must possess ICT-competence: general ICT-competence; general pedagogical ICT-competence; subject-pedagogical ICT-competence (reflecting the professional ICT-competence of the relevant field of human activities)".

Keywords: additional professional education, training of primary school teachers, Federal State Standard of Primary general education, category of students, forms and models of learning, variable and invariant modules, internships, distance learning, e-learning resources.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития образования реализуемые и вводимые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (в том числе и профессиональные) предъявляют новые профессиональные требования к специалистам. При этом существенно меняются функциональные обязанности специалистов и повышается ответственность администраторов учреждений, которым необходимо подобрать кадровый состав, способный реализовывать поставленные задачи по новым стандартам, сохраняя высокое качество работы.

Система дополнительного профессионального образования для педагогов образовательных организаций сегодня является основной формой выполнения индивидуальных профессиональных запросов по повышению квалификации для значительной части специалистов данной категории. Профессиональные запросы обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательной деятельности в системе образования в контексте реализации требований ФГОС.

Профессиональный стандарт педагога определяет требования к обновлению содержания образовательной деятельности в системе повышения квалификации и к профессиональной переподготовке педагогов. Инновационные идеи ФГОС, предполагающие значительное изменение отношения к педагогической деятельности, уже реализовы-ваются, в связи с этим постоянно обновляется и осуществляется значительное количество новых программ курсов повышения квалификации.

В данной статье дается обоснование и общая характеристика системы развития образования в сфере повышения квалификации педагогов до-

школьных образовательных учреждений и учителей начальной школы.

Целью исследования является раскрытие педагогических условий развития профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов чувашской республики.

Материал и методика исследований. Исследование процесса формирования профессионализма проводилось на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. В ходе исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ реально складывающегося опыта (анкетирование, интервью, самооценка, оценивание, изучение практической деятельности учителей), методы опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследований и их обсуждение. Процесс развития профессионализма педагогов протекает успешно при создании определенных педагогических условий.

Апробация системы работы по развитию профессионализма осуществлялась в ходе опытно-экспериментального исследования. Для этого разработана специальная методика ее развития, включающая комплексную программу обучения, программу отдельных курсов повышения квалификации, педагогические задачи и ситуации. Базой для проведения исследования был БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.

Профессиональные запросы специалистов могут быть совершенно разными, что обусловлено такими факторами, как уровень образования специалиста, стаж работы в данной области,

специфика деятельности его образовательного учреждения, индивидуальные профессиональные интересы или проблемы. Следующая возможность выявить проблемные зоны в структуре профессиональной компетентности педагога -результаты прохождения квалификационного испытания на категории. Определение компетенций, сформированных на уровне, недостаточном для эффективного осуществления педагогической деятельности, становится отправной точкой в планировании дальнейшего индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации, поэтому разработчики программ - специалисты института повышения квалификации кроме инвариантных программ обращают особое внимание на вариативность и модульность предлагаемых курсов.

Содержание инвариантных программ определяется для всех педагогов как необходимое и обязательное для достижения запланированных результатов обучения, куда входит оптимальный объем теоретических знаний, необходимых для формирования профессиональных практических компетенций, заявленных в данной программе. Например, в содержание обязательной части, направленной на изучение ФГОС ДО и НОО, включены следующие темы, как: «Дошкольное образование в системе современного российского образования»; «Нормативно-правовое обеспечение образовательной работы в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»; «Теоретические основы ФГОС дошкольного образования»; «Структура, основное содержание и особенности ФГОС дошкольного образования»; «Содержание и организация образовательной деятельности при получении дошкольного образования»; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии его реализации», «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС НОО», «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС НОО», «Содержание и актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», «Преподавание предметов в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения на деятель-ностной основе в соответствии с требованиями ФГОС НОО» и т. д.

С целью формирования следующих профессиональных компетенций педагога дошкольного

образования, помогающих реализовывать в своей образовательной деятельности пять направлений развития и образования детей, заложенных в стандарте ДО (раздел 2, п. 2.6.): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие кафедрой также разработаны вариативные модули, программы.

Без изучения содержания вышеназванных инвариантных тем сложным становится изучение предлагаемых кафедрой вариативных модулей, поэтому изучение содержания обязательной части программы является фундаментом для освоения любого из вариативных модулей.

Содержание вариативной части программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования формируется для расширения и углубления содержания инвариантной части, дополнения инвариантной части освоением других компетенций, не содержащихся в инвариантной части. Оно не является необходимым для достижения запланированного результата и не является обязательным для всех.

Выбор вариативных программ дополнительного профессионального образования (ПК) для педагогов напрямую зависит от образовательного ценза слушателя, от опыта педагогической работы и, как уже было выше отмечено нами, от результата прохождения им квалификационного испытания. Молодому специалисту, начинающему самостоятельную профессиональную деятельность после окончания вуза, в первую очередь будет рекомендовано прохождение обучения по программам, содержание которых носит практико-ориен-тированный характер.

В ходе опытно-экспериментальной работы были реализованы следующие педагогические условия:

1. Обоснование и внедрение в учебный процесс программы подготовки педагогов, использование модели системы развития их профессионализма. Данная модель включает цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения и формы аттестации. Разработанная система подготовки педагогов апробирована с педагогами дошкольного образования и учителями начальных классов в течение всего периода обучения на курсах. Целевой компонент системы обеспечивал педагогическую направленность образовательной

деятельности на развитие профессиональной компетентности. Понятие профессиональной компетентности педагога, по мнению В. А. Сла-стенина, «выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм»1. Содержательный компонент системы реализовывался поэтапно.

Поэтапное развитие профессионализма предусматривало использование разнообразных форм, методов и средств, интерактивных технологий. Применялись активные формы работы со слушателями, знакомства с опытом работы педагогов-новаторов, определенных школ, активно реализующих требования ФГОС НОО; продуманы темы курсовых проектов, позволяющих заниматься над самообразованием педагогов, деловые, ролевые игры, тренинги, круглые столы, стажировки, полилоги, диалоги, лекции-визуализации, лекции-беседы, элементы Сингапурской технологии, практические занятия: практикумы, проблемные семинары с основным дидактическим приемом создания проблемной ситуации (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы), творческие мастерские.

На современном этапе развития образования реализуемые федеральные государственные стандарты (в том числе и вводимые профессиональные) предъявляют новые профессиональные требования к специалистам. При этом существенно меняются функциональные обязанности специалистов и повышается ответственность администраторов учреждений, которым необходимо подобрать кадровый состав, способный реализовывать новые поставленные в образовании задачи, сохраняя высокое качество работы.

Система дополнительного профессионального образования для педагогов образовательных учреждений сегодня является основной формой выполнения индивидуальных профессиональных запросов по повышению квалификации для значительной части специалистов данной категории. Профессиональные запросы обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательной деятельности в системе образования в контексте требований ФГОС.

Инновационные идеи ФГОС, предполагающие значительное изменение отношения к педа-

1 Как работать в сервисе Leamingapps.org. С. 30. URL: https://

sites.google.com/site/netprojectshans/v-pomos-ucastnikam/kak-

rabotat-v-servise-learningapps-org

гогической, образовательной деятельности, уже реализовываются, в связи с этим постоянно обновляется и реализовывается значительное количество новых программ курсов повышения квалификации.

Профессиональные запросы специалистов могут быть совершенно разными, что обусловлено такими факторами, как уровень образования специалиста, стаж работы в данной области, специфика его образовательного учреждения, индивидуальные профессиональные интересы или проблемы, запросы не менее важных участников образовательной деятельности как обучающихся и их родителей (законных представителей). Следующая возможность выявить проблемные зоны в структуре профессиональной компетентности педагога - результаты прохождения квалификационного испытания на категории. Определение компетенций, сформированных на уровне, недостаточном для эффективного осуществления педагогической деятельности, становится отправной точкой в планировании дальнейшего индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации. Предлагаются традиционные (безотрывные) (на 72 часа) и накопительные (инвариантные и вариативные) системы прохождения курсов. Разработчики программ -специалисты института повышения квалификации, кроме традиционных, инвариантных (на 18, 24, 36 часов) программ, обращают особое внимание на вариативность и модульность предлагаемых курсов.

Содержание инвариантных программ определяется для всех педагогов как необходимое и обязательное для достижения запланированных результатов обучения, куда входит оптимальный объем теоретических знаний, необходимых для формирования профессиональных практических компетенций, заявленных в данной программе.

Без изучения содержания вышеназванных инвариантных тем сложным становится изучение предлагаемых кафедрой вариативных модулей, поэтому изучение содержания обязательной части программы является фундаментом для освоения любого из вариативных модулей.

Содержание вариативной части программ ПК формируется для расширения и углубления содержания инвариантной части, дополнения инвариантной части освоением других компетенций, не содержащихся в инвариантной части.

Оно не является необходимым и обязательным для всех педагогов для достижения запланированного результата.

Выбор вариативных программ ПК напрямую зависит от образовательного ценза слушателя, от опыта педагогической работы и, как уже выше отметила, от результата прохождения им квалификационного испытания. Молодому специалисту, начинающему самостоятельную профессиональную деятельность после окончания вуза, в первую очередь будет рекомендовано прохождение обучения по программам, содержание которых носит прак-тико-ориентированный характер.

Итак, предполагается, что процесс повышения квалификации будет значительно эффективнее при условии обучения педагогов по отдельным блочно-модульным краткосрочным инвариантным и вариативным программам (это по программам кроме 72-часовым - 18-, 24- и 36-часовым) с учетом конкретных потребностей педагогов в овладении той или иной компетентностью.

Формы обучения слушателей повышения квалификации специалистами института образования также продумываются разные.

Классическое - очное обучение (с началом занятий с утра или во вторую часть дня) - это обучение, построенное на непосредственном, личном общении с преподавателем на лекциях и семинарах в максимальном объеме и с опытными коллегами на стажировках. Только малая часть программы выносится на самостоятельное изучение - с помощью литературных источников (это самостоятельное изучение дополнительного материала для подготовки к семинарам, выступлениям, круглым столам; на выходе слушателям предлагается разработка проектов на проблемные темы и т. д.).

Одной из наиболее востребованных в последнее время является дистанционная форма обучения. Это разновидность очно-заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий. На кафедре такие курсы проводятся, форма стала актуальной и, скажем, потребной. Особенностью данной формы обучения является осуществление процесса освоения и контроля знаний слушателей с использованием образовательного интернет-портала. Дистанционные образовательные технологии выгодно отличаются от традиционных технологий рядом особенностей:

гибкость - возможность для обучающегося заниматься в удобное для него время, в удобном месте и темпе;

параллельность - параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;

большие возможности - одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний, интернет-ресурсам и т. д.) большого количества обучающихся, возможность общаться через сети друг с другом и преподавателями;

экономичность - эффективное использование учебных помещений, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней (система коллективного пользования ими), что снижает затраты на подготовку специалистов;

технологичность - использование в образовательной деятельности новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Следующий плюс для учителя (по отзывам учителей) - весь материал, который отсылается преподавателями для изучения, можно скачать, сделать для себя методичку, которую можно держать всегда под рукой.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 76) легитимизировано понятие «сетевые формы реализации образовательных программ и сетевой способ организации образования», одна из форм которого -стажировка.

Очевидно, что для решения профессиональных задач педагога в современных условиях реализации ФГОС требуется создание новой инновационной модели повышения квалификации педагога, где работа строится с использованием образовательных ресурсов образовательных организаций с учетом реальных конкретных потребностей слушателя в овладении той или иной профессиональной компетенцией через практи-ко-ориентированные формы. Как уже сказано, сетевая образовательная программа выступает формой организации образовательной деятельности. Она может быть представлена отдельными направлениями, курсами, курсами по отдельным областям и темам, стажировками на базе стажировочных площадок как сетевого ресурсного центра, где слушатели имеют возможность

увидеть практико-ориентированное содержание работы коллег.

Требования к выбору образовательной организации, которая может выполнять функции стажировочных площадок как сетевого ресурсного центра:

- сложившаяся образовательная организация с достижениями в сфере модернизации образования в условиях реализации ФГОС, то есть деятельность педагогов не стоит на одном уровне, где постоянно обновляются формы работы, педагоги ищут инновационное, активное и эффективное;

- тем самым высококвалифицированный кадровый состав;

- достойные технические и материальные условия образовательной деятельности учреждения.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается сертификат о прохождении стажировки в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Главной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; обогащение полученного багажа слушателей дополнительным изучением практического передового опыта коллег, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности. Сроки стажировки устанавливаются и утверждаются договором, заключаемым организацией, предлагающей программу стажировки, с конкретной образовательной организацией. Договор о сотрудничестве с образовательным учреждением является основанием для направления слушателя на стажировку в данное образовательное учреждение. Руководителем стажировки назначается опытный педагог или из администрации (директор, заместитель директора) образовательной организации, в обязанности которого входят консультации стажера, контроль за результатом его практической деятельности.

Образовательный уровень слушателя является также первоочередным фактором при определении объема необходимых учебных часов, а также процентного соотношения теории и практико-ориенти-рованных форм обучения. Например, для специалиста, не имеющего специального педагогического образования, длительность обучения по программе ПК должна быть максимальной и обязательно включать изучение достаточно широкого спектра

научно-методологических знаний по начальному общему образованию. Данная категория слушателей безусловно нуждается в теоретической базе перед освоением практических компетенций. Для таких «специалистов» кафедрой предлагается пройти профессиональную переподготовку по программам на 520 или 252 часа обучения. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, после чего обучающиеся получают Диплом с правом работы в образовательных организациях.

Вариантов и форм много. Главное - компетентно выбрать программу и своевременно пройти курсы. С 2013 года повышение квалификации предлагается проходить через каждые 3 года.

По всем формам работы каждого преподавателя приоритет отдается интерактивным прак-тико-ориентированным методам обучения. Одна из проблемных тем «Новые формы - новые возможности: электронные образовательные ресурсы в начальной школе», определенная для работы с учителями на курсах повышения квалификации, занимает особое место в образовательной деятельности учреждения.

Современное образование немыслимо без современных средств и новых форм обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе - это предоставление творческой среды для реализации образовательной деятельности. Электронный образовательный ресурс в начальной школе является готовым инструментом для активного участия обучающихся в развитии формирования универсальных учебных действий, для развития планируемых результатов.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. ИКТ-тех-нологии призваны, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, поэтому в нормативных документах определены требования и к учителям, что «...должны владеть ИКТ-компетентностя-ми: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компе-тентность соответствующей области человеческой деятельности)».

Получение учащимися новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении и готовности к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни, например, критическая оценка информации СМИ, умения создавать и поддерживать индивидуальную и личную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Много делается сотрудниками института образования по активному использованию учителями республики электронных образовательных ресурсов, что дает ученику существенное расширение возможностей самостоятельной работы (заглянуть в любой музей мира, просмотреть анимационные ролики, провести лабораторные работы) и тут же проверить свои знания; для учителя - увеличение времени общения с обучающимися в режиме дискуссии. Самые эффективные электронные ресурсы - мультимедиаресурсы. Они не заменяют учителя и учебники, а создают новые возможности для усвоения учебного материала, поэтому нужно стараться применять электронные образовательные ресурсы и на уроках, и во внеурочной деятельности. По нормативно-правовым документам в федеральный перечень включены те учебники, которые имеют и печатную форму учебника, и электронную форму учебника.

Некоторые педагоги под «электронной формой учебника» понимают электронные приложения, которые представляют собой набор обособленных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Но электронные учебники сильно отличаются от электронных приложений. Электронный учебник - это полноценный учебник, включающий в себя электронные образовательные ресурсы, которые дополняют и расширяют основной учебный материал.

Электронные учебники сохраняют неразрывную связь со своей печатной формой учебника,

но и добавляют новые возможности: демонстрация видеороликов (мультипликационные отрывки, анимационные лабораторные работы); прослушивание аудиоматериалов (художественные тексты, тексты диктантов и изложений, упражнения разного характера, разъяснения); использование интерактивных тестов для контроля и самоконтроля.

Интерактивные тесты, интерактивные иллюстрации, «музей в твоем классе» (виртуальный музей), электронные прописи, универсальные тренажеры...

Электронные формы учебников, к примеру, по ПНШ представлены по 11 предметам начальной школы. Их дополняют:

• интерактивные тетради и тренажеры по всем предметам;

• материалы подготовки к ВПР (Всероссийской проверочной работе) по разным предметам;

• электронные пособия для педагогов, методистов, руководителей и родителей и т. д.

Аудиофрагменты и видеоролики обогащают учебный процесс не типичными, но важными источниками информации, встраивая школу как социальный институт в широкий социокультурный контекст, являются социокультурной базой для индивидуальной и самостоятельной работы школьников. Интерактивные галереи изображений формируют необходимые в процессе учебной деятельности и накопления жизненного опыта обширные коллекции зрительных образов, являющиеся важным наглядным способом познания изучаемого материала. Интерактивные схемы, графики, диаграммы помогают учащимся осваивать разные способы изображения и наглядного представления разнообразных статистических данных, что является необходимым практико-ориентированным умением в дальнейшей взрослой жизни. Интерактивные карты развивают способность к масштабному и целостному взгляду на мир, являясь особым способом (языком, инструментом) интерпретации природных и общественных явлений. Средства контроля и самоконтроля автоматически проверяют тестирования, помогают сделать процесс обучения на каждом его этапе осознанным, способствуют формированию механизмов самоконтроля и самооценки.

На сегодняшний день в современной педагогике накоплено множество различных форм интерактивных упражнений и заданий. Перечень

интерактивных методов обучения в настоящее время активно расширяется различными информационными технологиями, используемыми в обучении. Речь идет о веб-сервисе LearшngApps (http://learningapps.org/). Сервис LearningApps -сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий. Целью его является также создание хранилища интерактивных упражнений по различным предметным областям и возможность сделать его общедоступным.

Хотелось бы отметить огромный потенциал использования сервиса LearningApps для разработки интерактивных упражнений для любого учебного предмета. Разнообразные интерактивные упражнения, разработанные в данном сервисе, будут способствовать:

• повышению мотивации и вовлеченности учащихся в решение обсуждаемых проблем;

• активизации процесса понимания, усвоения знаний при решении задач;

• осуществлению переноса способов деятельности в новые ситуации;

• более гибкому и гуманному контролю за усвоенными знаниями и умениями;

• развитию личностной рефлексии учащихся.

Хочется отметить, что прогресс не стоит на месте. Учителю начальных классов важно держать руку на пульсе новых информационных технологий, осваивать их самому и привлекать к этому своих учеников. Сервисы онлайн стремительно набирают популярность и предлагают учителю огромные возможности сделать урок ярким, запоминающимся, продуктивным. Возможности сервиса LearningApps.org можно использовать на любом уроке.

А как во всех этих возможностях нуждаются сельские учителя. В этом направлении сотрудниками кафедры делается немало. Образ сельского учителя, наверное, еще связан с творчеством. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Не всегда имея возможности воспитывать, развивать детей на реальных образцах, как вести себя в гостях ли, театре, на городском транспорте, музее... учителю приходится постоянно искать, находить, устраивать эти возможности. И ему интересны изменения, происходящие в ребенке. А ребенок доверяет прежде всего тому, кому он действительно интересен.

Нужно сказать - учитель в сельской школе владеет профессиональными компетенциями на более высоком уровне в виду того, что сельская школа как никакой другой социальный институт решает задачу качественного обучения, воспитания и обеспечения равного доступа к нему всех детей, независимо от социального, экономического, культурного уровня их семей, интеллектуальных возможностей и здоровья. Именно приобретенный в школе социальный капитал (и в аспекте продолжительности обучения, и в аспекте приобретенных общих и социальных компетенций) определяет успешную социализацию и жизненные достижения сельского ученика. Для воспитания человека, любящего землю, природу, труд, ... понимающего, откуда хлеб берется, парное молоко и натуральная сметана, сельский учитель должен владеть дополнительными многофункциональными компетенциями сельского работника и жителя села, чтобы мог мотивировать, заинтересовывать каждого ребенка живым миром села, малой родины, расширяя его знания о сельской жизни, как интересной, насыщенной, постоянно развивающейся с учетом всех возможностей., работать с семьями не просто как «голая» интеллигенция, а как «всезнающий», который мог бы общаться с любым родителем на одном языке, понимая каждого родителя (только через такое сотрудничество можно эффективно заниматься развитием, воспитанием каждого ученика). Чтобы и школа, и родители, и дети, сельская общественность жили полной жизнью, используя всю инфраструктуру, местные ресурсы. дети должны получать «живые» уроки, «живые» занятия внеурочной деятельности, воспитывающие умение защищать, беречь, охранять природу, умение уважать труд сельского человека. Сельский учитель (не только историки и учителя родного языка) хорошо должен владеть знаниями о своем регионе, достижениях, великих людях., т. е. культурой родного края для компетентного приобщения учеников к этнокультурным ценностям, должен быть компетентным в организации внеурочной деятельности исследовательского характера с учетом места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Престиж учителя в селе должен оставаться на высоте, так как он выполняет историческую миссию сохранения нравственных истоков российского культурного менталитета через

сочетание диалога культур в традиции и новаторстве современного поликультурного пространства.

Современных возможностей много. Хотелось бы, чтобы они не были праздными, на показ (на открытых уроках, при аттестации, в Дни открытых дверей.).

Как говорил В. Г. Белинский, «без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Эти слова (сказаны давно, но вечны!) о современном учителе, который стремится вперед, осваивая новое, инновационное и с творческим подходом успешно применяет это новое на практике.

Литература

1. Васькина Л. Н., Игнатьева С. Г. Развитие личности современного школьника // Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы: сборник научных статей / отв. ред.: В. П. Ковалёв, В. И. Бычков. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. С. 90-92.

2. Вашуркина В. А., Игнатьева С. Г. Развивающая лич-ностно-ориентированная дидактическая система «Перспективная начальная школа // Современные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник научных статей / отв. ред.: В. И. Бычков, С. Л. Михеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. С. 21-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Игнатьева С. Г., Михуткина М. Г. Актуальные проблемы использования новых технологий в системе современного образования // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований: материалы международной научно-практической конференции для аспирантов и соискателей (электронный сборник) (январь 2017 г., г. Москва).

4. Игнатьева С. Г. Проектирование учебного процесса в условиях современной информационной образовательной среды // Современный урок в новой информационной образовательной среде: планирование, проектирование, анализ. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2017.

5. Игнатьева С. Г. Современные образовательные технологии и методики организации учебной деятельности при проектировании современного урока // Современный урок в новой информационной образовательной среде: планирование, проектирование, анализ. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2017.

6. Игнатьева С. Г., Купцова Н. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в период обучения грамоте // Актуальные проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: сборник научно-методических статей / отв. ред. С. Е. Архи-пова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. С. 105-108.

7. Михуткина М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании филологических дисциплин (на примере начальной школы) // Национальные языки и литературы в поликультурных условиях: сборник всерос-

сийской научно-практич. конф. с международным участием. Чебоксары: издательство ЧТПУ им. И. Я. Яковлева, 2016.

References

1. Vas'kina L. N., Ignat'eva S. G. Razvitie lichnosti sovre-mennogo shkol'nika [Development of personality of the modern student]. Aktual'nye problemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya nachal'noi shkoly: sbornik nauchnykh statei = Actual problems of training teachers for the primary school: collection of scientific articles, ed. by: V. P. Kovalev, V. I. Bychkov. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2013, pp. 90-92. (In Russ.)

2. Vashurkina V. A., Ignat'eva S. G. Razvivayushchaya lichnostno-orientirovannaya didakticheskaya sistema «Perspek-tivnaya nachal'naya shkola [Educational, student-oriented didactic system "Prospective elementary school"]. Sovremennye problemy pedagogiki i metodiki nachal'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh statei = Modern problems of pedagogy and methodology of primary education: collection of scientific articles, ed. by: V. I. Bychkov, S. L. Mikheeva. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2014, pp. 21-26. (In Russ.)

3. Ignat'eva S. G., Mikhutkina M. G. Aktual'nye problemy ispol'zovaniya novykh tekhnologii v sisteme sovremennogo obrazovaniya [Actual problems of use of new technologies in the system of modern education]. Filosofiya obrazovaniya, psikhologiya i pedagogika: teoreticheskie i prakticheskie aspek-ty sovremennykh issledovanii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii dlya aspirantov i soiskatelei (elektronnyi sbornik) (yanvar' 2017 g, g. Moskva) = Philosophy of education, psychology and pedagogy: theoretical and practical aspects of modern research: proceedings of the International scientific-practical conference for postgraduate students (e-book) (January 2017, Moscow). (In Russ.)

4. Ignat'eva S. G. Proektirovanie uchebnogo protsessa v usloviyakh sovremennoi informatsionnoi obrazovatel'noi sredy [Design of the educational process in the modern information educational environment]. Sovremennyi urok v novoi infor-matsionnoi obrazovatel'noi srede: planirovanie, proektirovanie, analiz. Uchebno-metodicheskoe posobie = Modern lesson in the new information-educational environment: planning, design, analysis. Educational-methodical manual, Cheboksary: Novoe vremya, 2017. (In Russ.)

5. Ignat'eva S. G. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i metodiki organizatsii uchebnoi deyatel'nosti pri proektirovanii sovremennogo uroka [Modern educational technologies and methods of organization of educational activities in the design of a modern lesson]. Sovremennyi urok v novoi informatsionnoi obrazovatel'noi srede: planirovanie, proektirovanie, analiz. Uchebno-metodicheskoe posobie = Modern lesson in the new information-educational environment: planning, design, analysis. Educational-methodical manual, Cheboksary: Novoe vremya, 2017. (In Russ.)

6. Ignat'eva S. G., Kuptsova N. N. Ispol'zovanie tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov v period obucheniya gramote [Use of digital educational resources during the learning to read and write]. Aktual'nye problemy ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovanii: sbornik nauchno-metodicheskikh statei = Actual problems of use of information and communication technologies in education: collection of scientific articles, ed. by S. E. Arkhipova. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2011, pp. 105-108. (In Russ.)

7. Mikhutkina M. G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v prepodavanii filologicheskikh distsiplin (na primere nachal'noi shkoly) [Information and communication technology in teaching of philological disciplines (on the example of primary school)]. Natsional'nye yazyki i literatury v polikul'tumykh usloviyakh: sbornik vserossiiskoi nauchno-praktich. konf.

s mezhdunarodnym uchastiem = «National language and literature in multicultural conditions»: Collection of the all-Russian scientific-practical conference with international participation, Cheboksary: publishing house of Chelyabinsk state pedagogical University named. I. Yakovlev, 2016. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 25.11.2017 г.

Submitted 25.11.2017.

Для цитирования: Михуткина М. Г., Игнатьева С. Г. Реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций Чувашской Республики // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 45-54.

Citation for an article: Mikhutkina M. G., Ignatieva S. G. Implementation of programs of further training of teachers of educational institutions of the Chuvash Republic. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 45-54.

Михуткина Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары,

marina-wasjanowa@yandex. т

Игнатьева Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары, ignateva-s@mail.ru

Marina G. Mikhutkina, Ph. D. (Philology), associate professor, Chuvash Republic Institute of education, Cheboksary,

marina-wasjanowa@yandex.ru

Svetlana G. Ignatieva, Ph. D. (Philology), associate professor, Chuvash Republic Institute of education, Cheboksary,

ignateva-s@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.