Научная статья на тему 'Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования'

Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ / VIRTUAL INTERNSHIP / CONTINUING TEACHER EDUCATION / PROFESSIONAL REFLECTION OF THE TEACHER / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF TEACHERS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М. П., Романова Г. А.

Обоснована необходимость внедрения новых эффективных форм и технологий обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Подчеркивается роль виртуальной стажировки как эффективного ресурса в организации системы непрерывного педагогического образования, базирующегося на развитии профессиональной рефлексии педагога. Отмечено, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следующих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенствованию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педагогический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способности видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, распознавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев М. П., Романова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL INTERNSHIP AS AN EFFECTIVE RESOURCE OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

In the article the necessity of introduction of new effective forms and technologies to support continuous professional growth of teachers. Emphasizes the role of virtual internships as an effective resource in the organization of system of continuous pedagogical education based on the development of professional reflection of the teacher. Noted that the organization of virtual internships will allow teachers to build on the scientific basis of the technology of following tasks: formation of motivation of teachers to continuously improve their professional skills; developing the ability to analyze educational experience of their colleagues; the development of the ability to analyze the pedagogical experience through the prism of analysis of the “alien” experience; develop the ability to see your “strong” and “weak” parties in a professional way, to determine the cause of professional difficulties, to identify internal resources to build individual trajectory of their professional development.

Текст научной работы на тему «Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования»

ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.П. Нечаев, Г.А. Романова

Академия социального управления Старуватутинский проезд, 8, Москва, Россия, 129281

Обоснована необходимость внедрения новых эффективных форм и технологий обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Подчеркивается роль виртуальной стажировки как эффективного ресурса в организации системы непрерывного педагогического образования, базирующегося на развитии профессиональной рефлексии педагога. Отмечено, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следующих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенствованию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педагогический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способности видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, распознавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального совершенствования.

Ключевые слова: виртуальная стажировка, непрерывное педагогическое образование, профессиональная рефлексия педагога, профессиональное самообразование педагога, повышение квалификации учителя

Качество профессиональной подготовки педагогов во многом определяется уровнем развития системы непрерывного педагогического образования и ведущими тенденциями его модернизации. Обновляющаяся система профессионального педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом «Педагог» должна быть направлена на формирование и совершенствование необходимых компетенций учителя, реализующего функции воспитания, обучения и развития. В соответствии с социальным заказом педагог должен владеть современными образовательными технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать профессиональные затруднения, быть готовым к профессиональным перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить, обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.

Анализ теоретических исследований и российского педагогического опыта позволяет отметить, что содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями реальной школьной действительности, существует определенный разрыв между актуальными потребностями общеобразовательной школы и качеством подготовки учителей. Реализуемая ныне система подготовки специалиста в условиях вуза не отличается вариативностью, не в достаточной мере отвечает интересам, потребностям обучающегося контингента, не рассчитана на удовлетворение его возможных (потенциальных) специфических профессиональ-

ных интересов [4]. Не в полной мере обеспечивается и адресность дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов.

В связи с этим возникает потребность обновления системы дополнительного профессионального педагогического образования в области не только его содержания, но и технологий его организации, обеспечивающих его качество, доступность и соответствие реальным запросам педагогического сообщества. Система повышения профессиональной подготовки педагогических кадров должна основываться на результатах постоянного мониторинга, который будет положен в основу формирования и удовлетворения профессиональных прогнозных потребностей учителей.

Это обусловливает все возрастающую значимость разработки и внедрения современной системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающей профессионально-личностное развитие педагога, способного к осуществлению эффективной воспитательно-образовательной деятельности в контексте запросов современного социума.

Однако следует отметить, что непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагога можно обеспечить, если это становится не только важнейшей задачей государства, руководства, но и в первую очередь целью самого учителя. Следовательно, необходимо создать условия, определить ресурс формирования положительной мотивации учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

Роль стажировки в профессиональном развитии педагогических кадров подчеркивает Д.А. Махотин, отмечая ее практико-ориентированный характер, возможность освоения современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик, создание условий для накопления профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности [2].

Тем не менее надо признать, что педагоги современной школы порой в силу объективных причин не всегда способны повышать свою квалификацию с отрывом от производства, посещать открытые уроки своих коллег, не говоря уже о семинарах, научно-практических конференциях.

В связи с этим возрастает значимость дистанционных форм повышения квалификации, роль электронного обучения в обеспечении непрерывного роста профессионального мастерства [4].

В этих условиях одной из эффективных форм реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования является виртуальная стажировка, представляющая собой неиссякаемый ресурс профессионального самосовершенствования.

Следует отметить, что стажировка всегда индивидуальна, так как направлена на решение конкретных образовательных задач конкретного педагога, так как

обеспечивает профессиональный и личностный прирост в соответствии с индивидуальной траекторией саморазвития, выстроенной по результатам анализа собственного проблемного поля, собственных ресурсов и собственной мотивации к достижению образовательных целей.

Стажировка в виртуальном формате начинается с этапа консультирования. Консультационные тексты составляются на основе мониторинга профессиональных затруднений педагогов и отражают наиболее часто возникающие затруднения в реализации соответствующих профессиональных компетенций. Здесь не только даются рекомендации по поводу того, как можно решить проблему: консультирование должно отличаться оперативностью реагирования и направленностью на поддержку педагога в поиске его собственных ресурсов для решения возникающих в его практике проблем.

Сопоставляя свой собственный опыт с опытом других коллег и трудностями других, педагог имеет возможность актуализировать собственные затруднения, формируя собственное проблемное поле, работа с которым будет выстраиваться в соответствии с его профессиональными потребностями и возможностями (ресурсами), что, несомненно, инициирует его профессионально-личностный рост. Таким образом, разработка индивидуальной траектории профессионально-личностного самосовершенствования будет возможна на диагностической основе, что обеспечит ее адресную направленность.

Консультационный материал, как правило, помимо текстов для дополнительного самостоятельного изучения и анализа, содержит гиперссылки на материалы, помещенные на сайтах в сети Интернет. Это стимулирует обращение педагога к электронным ресурсам, формируя необходимые компетенции в нахождения информации, ее обработке, анализу и использованию как ресурса генерации собственного профессионального знания. Виртуальные консультации тогда становятся образовательным ресурсом, когда они нацелены на помощь не только в получении запрашиваемой информации, но и на то, чтобы педагог сам смог осознать причины, побудившие его обратиться за помощью.

Необходимо отметить, что процесс руководства группами стажеров, работающих в виртуальном формате, оказывается весьма полезным и для куратора курсов. Например, разрабатывая материалы консультационных текстов, он должен учитывать их востребованность, адресность, мотивационную направленность, а это требует определенных аналитических способностей, компетенций в подборе и обработке информационного материала, который должен стать не только полезным для педагогов-стажеров, но и должен побудить их двигаться самостоятельно в достижении поставленной цели.

Виртуальная стажировка расширяет возможности педагогических работников в изучении образовательной практики через использование нетрадиционных способов посещения образовательных организаций или занятий, проводимых учителями. Интернет-визиты на педагогические площадки сайтов школ или учителей, подкрепляемые виртуальными консультациями, материалами вебинаров и научно-практических конференций, составляют основу виртуальной стажировки [4].

Виртуальная стажировка становится сегодня важнейшим образовательным ресурсом, так как она нацелена на помощь не только в получении запрашиваемой информации, но и на то, чтобы педагог сам смог осознать причины, побудившие его обратиться за помощью [4].

Повышение квалификации в виртуальном формате развивает у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования: ресурса для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого профессионального знания.

Целью реализации данного проекта является развитие профессиональной компетентности педагогических работников не только в области использования различных образовательных технологий, но и, что более важно, инициация внутренних ресурсов для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного профессионального самосовершенствования.

Идет актуализация, осознание возникших профессиональных затруднений, раскрывается внутренний профессиональный ресурс педагога. Непрерывное целенаправленное развитие педагогического мастерства учителя обеспечивается единством его внутренней активности и внешнего воздействия [5].

При этом потребность в самосовершенствовании опирается на ясное представление целей и задач предстоящей трудовой деятельности и подкрепляется возможностью профессионально-личностной самореализации каждого педагогического работника. Кто-то из педагогов-стажеров в дальнейшем будет работать одновременно со всеми, кто-то изберет свой собственный путь продвижения. Важно одно — это самостоятельный творческий процесс поиска самого себя в профессии, самостоятельное определение своих «проблемных зон» и самостоятельный поиск путей разрешения профессиональных затруднений.

Это предусматривает реализацию определенных требований к выдвижению не только стратегических, но и промежуточных целей и задач, среди которых диагностичность, доступность (реальная достижимость), конкретность, осознанность и осознаваемость с точки зрения полезности для всех и для каждого, постоянное усложнение целей и задач, преемственность в системе общих целей [6].

Критическое осмысление опыта коллег, представленного в материалах виртуальной стажировки, развивает культуру профессионально-педагогического мышления, способность педагогической антиципации. Виртуализация педагогической практики и включение ее в число ресурсов стажировки нового формата — виртуальной стажировки, позволяет не только обогатить образовательное пространство и информационно-образовательную среду дополнительного профессионального образования. Посредством экспертной и проектной деятельности обучающихся (стажеров) интернет-образцы педагогической практики, достойные диссеминации, получают более широкое распространение. К конструктивному знакомству с образцами педагогической практики подключаются не только школьные учителя и преподаватели системы профессионального образования, но и сами специалисты дополнительного профессионального образования, что также способствует росту их профессионализма [1].

Феноменальность виртуальной стажировки, по мнению Л.Н. Горбуновой, обусловлена закономерной трансформацией образовательного пространства ДПО вследствие его интеграции с виртуальным пространством (там же) Виртуальную стажировку, считает она, можно рассматривать как способ окультурирования образовательного интернет-ландшафта регионов и его обогащения [1].

Проводимые курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, а особенно в форме виртуальных стажировок позволяют решить одну из проблем системы образования в современном обществе — обеспечить каждому слушателю свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и образовательных потребностей [3].

Таким образом, можно отметить, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следующих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенствованию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педагогический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способности видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, распознавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Горбунова Л.Н. Виртуальная стажировка педагогических работников как элемент развивающего образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Академия социального управления. 2015. № 2. С. 15—22.

[2] Махотин Д.А. Стажировка педагогов — современная новация для их развития // Учительская газета. 2014. № 26.

[3] Нечаев М.П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования // Наука и образование: новое время. 2015. № 2. С. 42—47.

[4] Романова Г.А. Виртуальная стажировка как форма повышения профессиональной компетентности педагогов // Альманах мировой науки. 2016. № 3-2(6). С. 69—71.

[5] Романова Г.А. О проблемах модернизации системы профессионального педагогического образования // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013 г. М.: АР-Консалт, 2013. №. 3. С. 133—136.

[6] Романова Г.А. Технологический подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя в условиях вуза // Реализация компетентностного подхода в подготовке современного специалиста: Сборник материалов VI учебно-методической конференции. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. С. 232—236.

VIRTUAL INTERNSHIP AS AN EFFECTIVE RESOURCE OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

M.P. Nechaev, G.A. Romanova

Academy of social management Starovatutinsky proezd, 8, Moscow, Russia, 129281

In the article the necessity of introduction of new effective forms and technologies to support continuous professional growth of teachers. Emphasizes the role of virtual internships as an effective resource in the organization of system of continuous pedagogical education based on the development of professional reflection of the teacher. Noted that the organization of virtual internships will allow teachers to build on the scientific basis of the technology of following tasks: formation of motivation of teachers to continuously improve their professional skills; developing the ability to analyze educational experience of their colleagues; the development of the ability to analyze the pedagogical experience through the prism of analysis of the "alien" experience; develop the ability to see your "strong" and "weak" parties in a professional way, to determine the cause of professional difficulties, to identify internal resources to build individual trajectory of their professional development.

Key words: virtual internship, continuing teacher education, professional reflection of the teacher, professional self-education of teachers, the professional development of teachers

REFERENCES

[1] Gorbunova L.N. Virtual'naja stazhirovkapedagogicheskih rabotnikov kakjelement razvivajushhego obrazovatel'nogo prostranstva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Virtual training of pedagogical staff as an element of the developing educational space of additional professional education]. Akademija social'nogo upravlenija [Academy of social management]. 2015. No 2. Pp. 15—22.

[2] Mahotin D.A. Stazhirovka pedagogov — sovremennaja novacija dlja ih razvitija [Training of teachers of modern innovation for their development]. Uchitel'skaja gazeta [Uchitelskaya gazeta]. 2014. No 26.

[3] Nechaev M.P. Povyshenie kvalifikaciizamestitelejdirektorovshkolpo vospitatel'noj rabote vsisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Increase principals vice qualifications for educational work in system of additional vocational training]. Nauka i obrazovanie: novoe vremja [Science and education: a new time]. 2015. No 2. Pp. 42—47.

[4] Romanova G.A. Virtual'naja stazhirovka kakforma povyshenija professional'noj kompetentnosti pedagogov [Virtual internship as a form of professional competence of teachers]. Al'manahmirovoj nauki [world Almanac of science]. 2016. No 3-2(6). Pp. 69—71.

[ 5] Romanova G.A. Oproblemah modernizacii sistemyprofessional'nogopedagogicheskogo obrazovanija [On the problems of modernization of vocational teacher education]. Problemy razvitija nauki i obrazovanija: teorija ipraktika: Sbornik nauchnyh trudovpo materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 30 sentjabrja 2013 g. [The collection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference on September 30, 2013]. M.: AR-Konsalt, 2013. No. 3. Pp. 133—136. [6] Romanova G.A. Tehnologicheskijpodhodk formirovanijuprofessional'nyh kompetencij budushhego uchitelja v uslovijah vuza [Technological approach to formation of professional competence of future teacher in the conditions of the University]. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v podgotovke sovremennogo specialista: Sbornik materialov VI uchebno-metodicheskoj konferencii [Collection of materials VI of educational and methodical conference]. Orehovo-Zuevo: MSOGI, 2012. Pp. 232—236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.