Научная статья на тему 'Технология актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды'

Технология актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА / АКТУАЛИЗАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION / BRINGING-UP POTENTIAL / MODELING OF DEVELOPMENT OF BRINGING-UP POTENTIAL / ACTUAL-IMPLEMENTATION STAGE OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

В статье описываются содержание и технология этапа актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды на всех уровнях общеобразовательной организации. В последовательность данного этапа входит: планирование, внедрение, рефлексия и анализ (корректировка) результатов внедрения воспитывающего потенциала, что и отражает в сущности его задачи. Характеристики этих задач представлены пошагово. Как одна из технологических характеристик актуализационно-внедренческого этапа автором выделена особенность свойств образовательной среды и ее воспитывающего потенциала. Распределены позиции участников образовательной среды (администрации образовательной организации, педагогического коллектива, обучающихся, их родителей или семьи в целом). При этом раскрываются ведущие направления в развитии воспитывающего потенциала, конкретизирующиеся линиями их развития для участников образовательных отношений и методами реализации данных линий. Особое внимание уделено материальному и методическому обеспечению внедрения модели образовательной среды, способствующей актуализации и развитию ее воспитывающего потенциала на всех уровнях общеобразовательной организации, что позволит перевести ее воспитательную систему в новое качественное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF UPDATING AND IMPLEMENTATION OF MODEL OF DEVELOPMENT OF THE BRINGING-UP POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In article the author described content and technology of a stage of updating and implementation of model of development of the bringing-up potential of the educational environment at all levels of the general education organization. The sequence of this stage contains: planning, implementation, reflection and analysis (adjustment) of results of implementation of the bringing-up potential that reflects in effect of its tasks. Characteristics of these tasks are made by steps. As one of technical characteristics on an actual-implementation stage in article the author has marked out features of properties of the educational environment and its bringing-up potential, distributed line items of participants of the educational environment (administrations of the educational organization, the pedagogical collective which are trained of their parents or a family in general) and revealed at the same time the leading directions in development of the bringing-up potential, their developments concretized lines for participants of the educational relations and implementation methods of these lines. The author paid special attention to material and methodical security of implementation of model of the educational environment promoting updating and development of its bringing-up potential at all levels of the general education organization that will allow to transfer its educational system to a new high-quality condition.

Текст научной работы на тему «Технология актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды»

УДК 37.01; 37.06 10.20310/1810-231Х-2016-15-2-72-78

ТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Нечаев Михаил Петрович

Академия социального управления, Россия, г. Москва, е-шай: [email protected]

В статье описываются содержание и технология этапа актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды на всех уровнях общеобразовательной организации. В последовательность данного этапа входит: планирование, внедрение, рефлексия и анализ (корректировка) результатов внедрения воспитывающего потенциала, что и отражает в сущности его задачи. Характеристики этих задач представлены пошагово. Как одна из технологических характеристик актуализаци-онно-внедренческого этапа автором выделена особенность свойств образовательной среды и ее воспитывающего потенциала. Распределены позиции участников образовательной среды (администрации образовательной организации, педагогического коллектива, обучающихся, их родителей или семьи в целом). При этом раскрываются ведущие направления в развитии воспитывающего потенциала, конкретизирующиеся линиями их развития для участников образовательных отношений и методами реализации данных линий. Особое внимание уделено материальному и методическому обеспечению внедрения модели образовательной среды, способствующей актуализации и развитию ее воспитывающего потенциала на всех уровнях общеобразовательной организации, что позволит перевести ее воспитательную систему в новое качественное состояние.

Ключевые слова: образовательная среда; воспитание; воспитывающий потенциал; моделирование развития воспитывающего потенциала; актуализационно-внедренческий этап технологии

В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст [1].

Практика функционирования образовательных сред школ различного типа показывает, что вопросы актуализации и развития воспитывающего потенциала, роли администрации и педагогов, а также обучающихся и их родителей в его реализации оставались долгое время в педагогической науке, и особенно в ее практике, на втором плане [2].

В этой связи рассмотрим содержание и технологию актуализации и внедрения модели развития воспитывающего потенциала образовательной среды на всех уровнях общеобразовательной организации как важной составляющей преобразования ее воспитательной системы, т. е. обозначим основные технологические характеристики актуализа-

ционно-внедренческого этапа технологии внедрения модели образовательной среды, способствующей актуализации и развитию ее воспитывающего потенциала.

Основной целью данного этапа является создание оптимальных условий для реализации определенного и актуализированного на предыдущем поисково-проектировочном этапе развития воспитывающего потенциала образовательной среды. Ожидаемым результатом актуализационно-внедренческого этапа являются апробированные и откорректированные в публичном обсуждении, готовые к систематическому внедрению методики и частные педагогические технологии развития воспитывающего потенциала на различных уровнях образовательной среды [3].

В последовательность данного этапа входит: планирование, внедрение, рефлексия и анализ (корректировка) результатов внедрения воспитывающего потенциала, что и отражает в сущности его задачи. Остановимся на характеристиках этих задач по шагам.

1. Планирование представляет собой итог проектирования и начальный этап реализации модели. На этом этапе составляются и реализуются учебные планы, программы и проекты по актуализации и развитию воспитывающего потенциала на всех уровнях образовательной среды, планы работы методистов или руководителей методических объединений педагогов, а также различных других объединений (например, школы обмена педагогическим опытом «Мастер-класс», творческого объединения «Инициатива» по реализации творческих проектов и социальных инициатив школьников, клубов по интересам, кружков и секций и пр.). В таких планах обязательно выделяются мероприятия, имеющие четко определенный воспитывающий потенциал.

2. Внедрение воспитывающего потенциала происходит на уровне:

кратковременного или ситуативного педагогического приема, рассчитанного на решение актуального или насущного воспитательного вопроса в режиме откликаемости образовательной среды образовательной организации, класса, группы обучающихся или одного обучающегося на средовые влияния извне и возмущения изнутри. К таким приемам можно отнести грамотно выстроенный диалог с обучающимся или краткую беседу с классом, дискуссию - отклик на произошедшее событие любого масштаба;

педагогического взаимодействия в реальном педагогическом процессе на всех уровнях образовательной среды с использованием определенных способов, последовательных педагогических приемов или авторских методических находок. К таким находкам мы относим персонифицированный подход к отдельному обучающемуся на основе знаний его психологических особенностей, специфическую манеру преподавания, построенную на демонстрации, театрализации учебного материала, а также использование современных средств подачи информации;

- педагогической технологии с четко просчитанным конечным результатом, используемой в ходе урока, в процессе преподавания учебной дисциплины, в межпредметных связях учебного процесса и пр.

3. Рефлексия и анализ результатов внедрения воспитывающего потенциала с последующей корректировкой (при необходимости) может сопровождаться промежу-

точной диагностикой. Подобные рефлексии основываются на экспресс-опросе обучающихся, экспресс-конференции педагогов, основанных на видеопросмотрах фрагментов занятий или мероприятий и пр. Рефлексия также может проходить в виде обсуждения на форумах сайта образовательной организации, в виде эссе-откликов или размышлений. Кроме того, можно использовать систему голосования среди педагогов и обучающихся, преследующую целью оценить внедренную или апробируемую модель, методику, авторскую технологию.

Как одну из технологических характеристик актуализационно-внедренческого этапа рассмотрим особенности свойств образовательной среды и ее воспитывающего потенциала. Поскольку на этом этапе ведущей деятельностью является внедренческая, постольку образовательная среда должна обладать следующими ведущими характеристиками:

- откликаемость в виде сопереживания и поддержки со стороны администрации, педагогического коллектива, обучающихся; откликаемость на эмоциональное состояние педагога, нашедшего и реализующего некий воспитывающий потенциал, заразительность позитивными эмоциями, оптимизмом, верой в успех;

- активность как направленность и концентрация усилий на всех уровнях образовательной среды на получение позитивных результатов в реализации воспитывающего потенциала;

- мобильность как способность к эволюционным изменениям, в контексте происходящих преобразований, быстрота реагирования на внедрение воспитывающего потенциала и изменения тактики воспитательного воздействия;

- осознаеаемостъ как показатель освоенности норм функционирования образовательной среды всеми ее субъектами в момент реализации некого воспитывающего потенциала;

- социальная активность в поиске и внедрении воспитывающего потенциала на всех уровнях образовательной среды как социально значимого продукта, активное его распространение: реализация творческих проектов, участие в конкурсах, оказание различного рада помощи и поддержки и пр.

- кооперативность как слаженность, синхронность в работе по актуализации и

развитию воспитывающего потенциала, построенная на корпоративности всех участников образовательной среды;

- инноеационностъ как допустимая, разрешенная новизна, актуальность, эври-стичность и экспериментальность образовательной среды, являющаяся нормой в деятельности образовательной организации.

Позиции участников образовательной среды (администрации образовательной организации, педагогического коллектива, обучающихся, их родителей или семьи в целом) на актуализационно-внедренческом этапе распределяются следующим образом:

- администрация образовательной организации на данном этапе выступает источником информации о происходящих преобразованиях, контроля и поддержки инновационной деятельности педагогов образовательной организации по внедрению авторских технологий, методик и приемов актуализации и развития воспитывающего потенциала на различных уровнях образовательной среды. Это гарантируется гласностью и открытостью проводимых отборочных и конкурсных мероприятий, заинтересованностью в открытости и обсуждаемости педагогических проектов, закреплении авторских прав педагога на данный проект, четкостью критериев отбора и оценки педагогических инноваций, поощрением творческой деятельности педагогов и обучающихся;

- педагогический коллектив является не только источником педагогических инноваций, но и сообществом творцов, которые ситуативно выступают советчиками и партнерами по обсуждению авторских находок коллег, экспериментаторами, внедряющими новации и рефлексирующими над их результатами, а также арбитрами, оценивающими продукты собственной деятельности и деятельности других новаторов. Следует отметить, что при всей демократичности процедуры конкурса, ведущая роль в обсуждении и оценке авторских проектов принадлежит методистам образовательной организации, лучшим и авторитетным педагогам, которые аргументировано и достоверно представляют творческие изыскания коллег;

- обучающиеся на данном этапе являются не пассивными, а достаточно активными личностями, принимающими участие в освоении новых авторских технологий, методик и приемов. Их роль строится на живом отклике

на инновацию в виде групповой рефлексии, публичном обсуждении, обмене мнениями и впечатлениями от урока, учебного материала, учебного процесса в целом. В данном случае наиболее адекватными методами можно считать мини-сочинение или эссе, анкетирование, ученическое голосование;

- родители обучающихся или семья в целом выступает уже не только источником поддержки и контроля, но и полноправным соучастником школьной образовательной среды. Освоение родителями учащегося воспитательного опыта образовательной организации в основном происходит на основе инициативы самих родителей, построенной на обмене информацией с классным руководителем ребенка и самим ребенком. В противном случае побудителем интереса к школьной воспитательной среде должна стать сама школа через вовлечение и включение семьи в педагогическое взаимодействие: совместные виды общественно полезной деятельности, традиционные для образовательной организации праздничные и досуговые мероприятия, поисковую и историко-реконструктивную, туристическую и краеведческую и прочие виды деятельности.

Ведущей позицией на данном этапе опять же является позиция администрации образовательной организации, к которой присоединяются методисты и наиболее авторитетные педагоги образовательной организации. Школьная администрация гарантирует качество организации внедрения и реализации воспитывающего потенциала, стимулирует педагогов посредством соревновательного компонента и гласности результатов конкурса, создает условия для групповой рефлексии и совершенствования методических изысканий педагогов, внедрения их лучших проектов, разработанных на предыдущем этапе.

Ведущим направлением в развитии воспитывающего потенциала на актуализацион-но-внедренческом этапе является методическое, при постоянном управленческом сопровождении, координирующем ситуативно-деловые отношения между всеми участниками образовательной среды. Соответственно на данном, созидательном и творческом этапе должна доминировать организационная составляющая методической работы, за которую отвечают методисты образовательной организации или ведущие педагоги, возглав-

ляющие методические объединения. Именно этим структурам - методическим объединениям - принадлежит важнейшая организаторская, контролирующая и образовательная функции, которые заключаются в активизации самостоятельности и ответственности педагогов в поиске, актуализации и развитии воспитывающего потенциала, повышение их педагогической компетентности, стимуляция творчества в работе по развитию воспитывающего потенциала урока, учебной дисциплины, образовательного процесса. В работе методических объединений следует придерживаться следующего алгоритма:

1) подготовка долгосрочной программы по развитию воспитывающего потенциала на уровне образовательного процесса внутри образовательной организации, что должно быть отражено в:

- ее общей образовательной политике (например, наличие индивидуальных учебных планов, возможности экстерната и дистанционного обучения);

- межпредметных связях учебных дисциплин, логике построения учебного процесса, вовлечении в учебный процесс специалистов вузов;

- комфорте и эстетичности учебных аудиторий, слаженной работе персонала, обеспечивающей стабильность и безопасность образовательной среды;

2) наличие планов (программ) методических объединений педагогов-предметников по развитию воспитывающего потенциала на уровне цикла или отдельных учебных дисциплин, а также деятельность рабочих групп педагогов, разрабатывающих и апробирующих отдельные направления или темы;

3) наличие планов образовательных семинаров для педагогического коллектива образовательной организации, направленных на обучение молодых и мотивирование кадровых педагогов к разработке и внедрению собственных воспитательных приемов, авторских методик, частных педагогических технологий на уровне урока, а также организация работы методического кабинета (библиотеки) содержащей и накапливающей банк педагогических инноваций по развитию воспитывающего потенциала школьного урока;

4) рефлексия результатов апробации авторских педагогических технологий, авторских методик и воспитательных приемов в режиме:

педагогических фестивалей, практических конференций, форумов (в том числе и виртуальных), на которых происходит заинтересованный обмен мнениями и критическими замечаниями;

- педагогических советов (для педагогического состава, администрации и персонала образовательной организации с целью активизации воспитывающего потенциала в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности);

- методических объединений (для педагогов-предметников с целью переноса и внедрения другими педагогами воспитывающего потенциала цикла учебных дисциплин и уроков);

- совещаний при заместителе директора образовательной организации по воспитательной работе (для классных руководителей, воспитателей (тьюторов) с целью переноса внедренного в конкретный урок или дисциплину воспитывающего потенциала в воспитательный процесс и во внеурочную деятельность);

психолого-педагогических консилиумов (для специалистов образовательной организации: педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя с целью реализации воспитывающего потенциала в ходе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и в индивидуальной работе с их родителями). Кроме того, совместно с заместителем директора по воспитательной работе эти специалисты проводят в режиме семинаров, тренингов или методических конференций ознакомление педагогов с правилами проведения диагностики, способами активизации учащихся в ее осуществлении, помогают освоить алгоритм сбора информации об обучающихся путем индивидуальных бесед со школьниками и их родителями, использования интервью и фиксированного наблюдения, прочих методов доступной педагогам диагностики [4; 5].

Такая система мер логично должна осуществляться в ходе реализации психолого-педагогического направления технологии, в функцию которого входит установление оптимальных взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды и развитие коммуникативных умений педагогов.

Линиями развития воспитывающего потенциала на данном этапе для участников образовательной среды являются:

- управленческая деятельность администрации образовательной организации по отбору, поддержке и внедрении лучших пе-дагогнческнх инноваций;

заинтересованность педагогов в обсуждении, взаимооценке и переносе (адаптации) внедряемого образца воспитывающего потенциала в образовательную среду на горизонтальном и вертикальном уровнях;

- совместная осознанная деятельность, творческая активность, активное решение учебных и личностных задач со стороны обучающихся;

- осознанность родителей как степень ответственности за воспитание учащегося вне образовательной организации.

Каждая из указанных линий развития должна быть отражена в планах воспитательных мероприятий образовательной организации, работы методических объединений и педагогического совета, индивидуальных планах работы педагогов-предметников и классных руководителей, а также педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов, где развитию воспитывающего потенциала должна быть отведена отдельная графа.

Материалом для реализации линий развития воспитывающего потенциала на поисково-проектировочном этапе являются установленные администрацией образовательной организации, ее педагогическим советом и методическими объединениями педагогов нормы и правила:

- общешкольного конкурса педагогических инноваций по активизации и развитию воспитывающего потенциала на всех уровнях образовательной среды: от совместного обсуждение проектов педагогов, отбора лучших образцов, до внедрения в образовательный процесс;

- рефлексии и корректировки педагогами образовательной организации собственных технологий, методик, приемов, освоения лучших педагогических проектов коллег;

- жизнедеятельности конкретного класса, группы, с применением новых стимулов, собственных потенциалов, актуализированных авторскими технологией, методикой, приемом;

учебной дисциплины или цикла учебных дисциплин (в виде конкретных методиче-

ских разработок, направленных на усиление воспитывающего воздействия учебного материала).

К общему методу реализации линий развития на данном этапе мы относим метод моделирования, который помогает продемонстрировать и осуществить перенос педагогических инноваций по реализации воспитывающего потенциала. Данный метод складывается из ряда других методов:

- осуществление длительного планового мониторинга реализации воспитывающего потенциала путем диагностики воспитанности обучающихся, педагогического мастерства педагогов и управленческой эффективности администрации образовательной организации [6; 7];

грамотно организованная внутришко-льная педагогическая рефлексия на различных уровнях образовательной среды;

наблюдение, беседы с обучающимися, с классом, с родителями;

- фестивали и научно-практические конференции, обучающие семинары, тренинги и деловые игры с педагогами и администрацией, выходящие за рамки конкретной образовательной организации.

Основой материальной части ресурсного обеспечения актуализационно-внедренчес-кого этапа стоит считать учебное и техническое оборудование учебных аудиторий, оснащенность уроков и учебных дисциплин, наличие библиотечного и электронного ресурса образовательной организации, наличие оборудованных эстетичных помещений для осуществления внеурочной деятельности. Кадровое обеспечение представлено: администрацией образовательной организации в лице заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогическим коллективом, педагогами-психологами, социальным педагогом, классными руководителями, воспитателями, тьюторами, программистами и пр.

К методическому обеспечению данного этапа следует отнести следующую документацию, отражающую эффект от внедрения педагогических инноваций, направленных на развитие воспитывающего потенциала образовательной среды:

- рефлексивные дневники (альбомы), в которых, как в книгах отзывов и предложений, педагоги, родители и сами обучающиеся должны в открытой форме фиксировать свои

понимания, рефлексии, замечания, пожелания и пр.;

личные и коллективные планшеты, своего рода персональные или коллективные органайзеры, которые принадлежат обучающимся и в которых, за счет специальной зна-ково-схематической организации, дети могут фиксировать свои замыслы, цели, задачи, этапы продвижения и достижения, позиционную структуру наличных общностей и требуемые позиционные структуры, т .е. представлять факты своего мышления об образовательной деятельности;

- антропотехнические карты, которые являются собственностью образовательной организации и педагогического коллектива, в который входят и родители, эксперты и пр., и которые собирают представления о жизнедеятельности, образовательных маршрутах и проектируемых формах развития потенциала обучающихся.

Такие и другие средства наиболее эффективно могут быть реализованы через интернет в виде электронного (виртуального) WEB-сайта (странички), электронного журнала, персональных и групповых сайтов.

Для актуализационно-внедренческого этапа разработанной нами технологии характерна стохастическая система управления образовательной средой. Процесс поиска и актуализации воспитывающего потенциала, запущенный на предыдущем этапе и основанный на результатах диагностики, в дальнейшем лишь поддерживается и контролируется путем демократического конкурсного отбора в котором задействованы все участники образовательной среды, но не регламентируется жестко, через административное управление.

К условиям, способствующим эффективности организации данного этапа, можно отнести участие наиболее активных педагогов образовательной организации во внешних конкурсах педагогических инноваций, в региональных и национальных образовательных проектах.

Таким образом, нами обозначены основные технологические характеристики актуа-лизационно-внедренческого этапа технологии внедрения модели образовательной среды, способствующей актуализации и развитию ее воспитывающего потенциала на всех уровнях общеобразовательной организации,

что позволит вывести ее воспитательную систему на новый качественный уровень.

Литература

1. Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012.

2. Нечаев М. П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды. М., 2015.

3. Нечаев М. П. Теория и практика управления воспитанием. М., 2005.

4. Нечаев М. П. Системно-квалиметри-ческая характеристика понятия «качество воспитания» и особенности его оценивания // Воспитание школьников. 2012. № 2. С. 19-27.

5. Нечаев М. П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 2007.

6. Нечаев М. П. Диагностика воспитанности школьников. М., 2006.

7. Нечаев М. П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. М., 2008.

References

1. Nechaev M. P. Teoreticheskiye osnovaniya razvitiya vospityvayushchego potentsiala obrazova-tel'noj sredy shkoly [The theoretical bases of development of the bringing-up potential of the educational environment of school]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2012.

2. Nechaev M. P. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy razvitiya vospityvayushchego potentsiala obra-zovatel'noj sredy [Theoretic-methodological bases of development of the bringing-up potential of the educational environment]. M., 2015.

3. Nechaev M. P. Teoriya i praktika upravle-niya vospitaniyem [Theory and practice of bringing-up management]. M., 2005.

4. Nechaev M. P. Sistemno-kvalimetricheskaya kharakteristika ponyatiya «kachestvo vospitaniya» i osobennosti yego otsenivaniya [System and qualime-trical characteristic of the concept «quality of education» and feature of its estimation] // Vospitaniye shkol'nikov. 2012. № 2. S. 19-27.

5. Nechaev M. P. Soderzhaniye i tekhnologiya upravlencheskoj deyatel'nosti zamestitelya direktora shkoly po vospitatel'noj rabote [Content and technology of a management activity of the deputy principal for educational work]. M., 2007.

6. Nechaev M. P. Diagnostika vospitannosti shkol'nikov [Diagnostics of good breeding of pupils]. M., 2006.

7. Nechaev M. P. Diagnostika rezul'tatov vos-pitatel'nogo protsessa v shkole [Diagnostics of results of educational process at school]. M., 2008.

* * *

TECHNOLOGY OF UPDATING AND IMPLEMENTATION OF MODEL OF DEVELOPMENT OF THE BRINGING-UP POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Nechaev Mikhail Petrovich

Academy of Social Management, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

In article the author described content and technology of a stage of updating and implementation of model of development of the bringing-up potential of the educational environment at all levels of the general education organization. The sequence of this stage contains: planning, implementation, reflection and analysis (adjustment) of results of implementation of the bringing-up potential that reflects in effect of its tasks. Characteristics of these tasks are made by steps. As one of technical characteristics on an actual-implementation stage in article the author has marked out features of properties of the educational environment and its bringing-up potential, distributed line items of participants of the educational environment (administrations of the educational organization, the pedagogical collective which are trained of their parents or a family in general) and revealed at the same time the leading directions in development of the bringing-up potential, their developments concretized lines for participants of the educational relations and implementation methods of these lines. The author paid special attention to material and methodical security of implementation of model of the educational environment promoting updating and development of its bringing-up potential at all levels of the general education organization that will allow to transfer its educational system to a new high-quality condition.

Key words: educational environment, education, bringing-up potential, modeling of development of bringing-up potential, actual-implementation stage of technology

Об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нечаев Михаил Петрович, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой воспитательных систем Академии социального управления, г. Москва

About the author:

Nechaev Mikhail Petrovich, Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Educational Systems Department, Academy of Social Management, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.