Библиографический список
1. Романова, Л.С. Краткий курс истории, теории и методики отечественного художественного образования / Л.С. Романова, Л.Н. Мещанова. - Саратов, 2012.
2. Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: автореф. дис. д-ра. пед. наук.
- М., 2003.
3. Ботякова, О.А. Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных
учреждений / О.А. Ботякова, А.К. Зязева, С.А. Прокофьева. — СПб., 2001.
4. Новиков, А.М. Методология /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М., 2007.
5. Юсов, Б.П. К проблеме взаимосвязи в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания: сб. науч. трудов. -
М., 1995. - Вып. 3.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М., 1999.
Bibliography
1. Romanova, L.S. Kratkiyj kurs istorii, teorii i metodiki otechestvennogo khudozhestvennogo obrazovaniya / L.S. Romanova, L.N. Methanova.
- Saratov, 2012.
2. Chelihsheva, T.V. Neprerihvnoe khudozhestvennoe obrazovanie kak celostnaya obrazovateljnaya sistema: avtoref. dis. d-ra. ped. nauk. -M., 2003.
3. Botyakova, O.A. Rossiyjskiyj Ehtnograficheskiyj muzeyj - detyam: metodicheskoe posobie dlya pedagogov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / O.A. Botyakova, A.K. Zyazeva, S.A. Prokofjeva. — SPb., 2001.
4. Novikov, A.M. Metodologiya /A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M., 2007.
5. Yusov, B.P. K probleme vzaimosvyazi v detskom khudozhestvennom razvitii // Teoriya ehsteticheskogo vospitaniya: sb. nauch. trudov. -M., 1995. - Vihp. 3.
6. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednikh i vihsshikh pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 378 (075.8)
Vezirov T.G. DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE MAGISTRACY IN CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT PEDAGOGICAL UNIVERSITY. В работе выделены роль и место информационной образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании». В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение.
Key words: information and methodical preparation of future teachers, new information technologies, electronic educational-methodical complexes.
Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет»,
г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДВУЗА
В работе выделены роль и место информационной образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании». В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты магистратуры, информационная образовательная среда, учебно-методическое обеспечение.
Модернизация системы высшего профессионального образования, связанная с технологизацией, компьютеризацией и гуманизацией, требует поиска средств и технологий повышения качества подготовки специалистов.
В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста.
Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции информатизации сферы образования в России, Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006-2010 годы» и других нормативно-правовых документах сферы образования.
Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать, актуализирует необходимость подготовки педагога к постоянному обновлению знаний, что создает потребность в овладении различного рода компетенциями в процессе всей профессиональной деятельности человека.
Компетентностный подход широко распространен в странах Западной Европы и США. Более того, Совет Европы реко-
мендовал использовать набор так называемых «ключевых компетенций» (познавательные, общественные, информационные и другие компетенции) как основу для интеграции учебных планов и программ общего образования для всей Европы.
Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.
Существуют различные подходы к понятию компетентности. Вместе с тем, следует отметить, что сама теория компетентностей (в иной транскрипции - «компетенций»), в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сложились значимые теоретические и практические предпосылки исследуемой проблемы. Однако вопросы, связанные с формированием и развитием профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза, все еще не приведены в соответствие с потребностями системы педагогического образования.
Необходимость развития информационных знаний и умений студентов магистратуры обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств в обучении, в условиях которых формирование исследуемой компетентности пред-
ставляет собой не столько результат, сколько процесс, механизм, обеспечивающий непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности.
Эффективность процесса развития профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:
- научно-обоснованной организацией процесса формирования информационной и коммуникативной компетентности студентов магистратуры;
- актуализацией субъектной позиции студентов магистратуры в процессе работы с информацией;
- специальной организацией информационной образовательной профессионально ориентированной среды;
- мотивацией обучающихся на получение личностно значимого образовательного продукта;
- осуществление мониторинга, предметом которого выступает уровень профессиональной компетентности будущего магистра.
Информационная и коммуникативная компетентности являются базовыми среди ключевых компетентностей. Формированию их в профессиональной подготовке будущих педагогов в рамках магистерской подготовки мы уделяем первоочередное внимание.
Ориентации на данные компетентности связана с вовлеченностью студентов магистратуры в профессиональные ситуационные задачи педагогической практики на основе современных информационных и коммуникационных технологий. Это включение ведет к развитию компонент профессиональной деятельности будущих магистров, специфических для образовательной практики в современной информационной образовательной среде педвуза.
В процесс развития профессиональной компетентности студентов магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании» большую роль играет информационная образовательная среда педвуза, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
- системность и структурно-функциональная связность представления учебного материала;
- максимальная реализация возможностей компьютерной визуализации учебного материала;
- возможность творческой самореализации и моделирования;
- возможность самостоятельной постановки учебной задачи;
- модульность представления учебного материала.
Нужна система обучения информатике и ИКТ, позволяющая
наиболее эффективно реализовать высокий уровень подготовки студентов магистратуры при наличии современной высокоразвитой информационной образовательной среды педвуза.
Такая подготовка является существенным элементом развития профессиональной компетентности будущих магистров.
Характерными признаками высокоразвитой информационной образовательной среды педвуза являются:
1. Высокий уровень оснащенности преподавателей современными средствами ИКТ.
2. Высокий уровень оснащенности студентов магистратуры современными средствами ИКТ.
3. Высокий организационно-методический уровень обучения информатике и ИКТ: активно используется учебно-методическое обеспечение [1].
В рамках самостоятельной работы зачастую возникает необходимость конструирования по тематике изучаемого предмета. Следует отметить, что благодаря возможностям ресурсов Интернет концептуально меняет подход к общению студентов магистратуры с преподавателями. Обучающийся может в любое время через Интернет ознакомиться с необходимой информацией в рамках изучаемого курса, задать вопрос и получить ответ на него.
Основной подход, принятый нами заключается в том, что методика развития профессиональной компетентности студентов магистратуры может быть основана на деятельности по решению исследовательских задач с использованием Интернет. В процессе освоения дисциплин блоков СДМ «Специальные дисциплины» и ДВМ «Дисциплины по выбору студента» целый ряд существенных вопросов оставляются без развернутого объяснения. Студентам магистратуры предлагается найти ответ на эти
вопросы на основе информации, полученной из Интернет. При этом студенты магистратуры должны сформировать свою точку зрения на поставленные вопросы и представить ее в наиболее убедительной форме.
Особая роль в связи с этим отводится учебному Web-сайту. Нами разработан учебный Web-сайт «Магистры математического факультета», включающий следующие блоки:
1. Сведения о руководителях магистерских направлений.
2. Сведения о студентах магистратуры.
3. Учебно-методическое обеспечение.
В блок «Учебно-методическое обеспечение» включены авторские электронные издания, магистерские диссертации, мультимедийные проекты по содержательным линиям школьной информатики и ИКТ, полезные ссылки на образовательные сайты.
Создание учебного Web-сайта дает студентам магистратуры импульс к творчеству, так как, имея в своем распоряжении Интернет-технологии, они приобретают новый и необычный инструмент для усовершенствования учебного процесса, тем самым у них формируется информационно-коммуникативная компетентность, являющаяся одной из составляющей профессиональной компетентности.
Внедрение дисциплин блоков СДМ «Специальные дисциплины» и ДВМ «Дисциплины по выбору студента» в практику подготовки будущих магистров по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании» происходит на основе сконструированной модели, включающей виды занятий (лекционные, семинарские и практические занятия) и компоненты системы (мотивационно-целевой, содержательный, операционный и результативно-диагностический) [2].
Сконструированная модель позволяет выделить логику развития профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза, а также разработанная система заданий предполагает развитие не только умений использовать прикладные программные средства в своей будущей педагогической деятельности, но и создавать свои собственные, оценивать их эффективность применительно к конкретным ситуациям.
В последнее время образовательный процесс в высших учебных заведениях претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART технологий, которые являются составляющими информационной образовательной среды педвуза. Преподаватели сталкиваются с проблемой эффективного использования нового оборудования, в частности, адаптирования своих учебных курсов под медийный и интерактивный стандарт. Меняется и способ передачи учебной информации - применение средств мультимедиа.
Следующей составляющей информационной образовательной среды педвуза является интерактивная доска, которая способствует высокой заинтересованности и активности студентов магистратуры, занятия проходят динамичнее, знания усваиваются лучше.
Из всех существующих в настоящее время средств обучения только цифровые образовательные ресурсы могут составить конкуренцию учителю, поскольку являются носителями содержательного учебного взаимодействия.
Сегодня студенты магистратуры, владея базовыми ИКТ -компетенциями, могут разрабатывать и использовать различные цифровые образовательные ресурсы.
На математическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета сформирована ИКТ насыщенная среда. Большой эффект дает использование цифровых образовательных ресурсов в различных направлениях: в учебной деятельности, во внеурочное работе по дисциплинам, самостоятельной работе студентов магистратуры, в написании магистерских диссертаций.
Большую помощь в организации учебного процесса в магистратуре оказывают материалы сети Интернет:
1. Федеральный портал «Российское образование».
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. Российский общеобразовательный портал (http:// www.school.edu.ru/).
4. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (http://www.ict.edu.ru/).
Эти материалы студентами магистратуры используются при изучении дисциплин «Портальная технология в физико-математическом образовании» и «Мультимедийные технологии в физико-математическом образовании», а также при подготовке
магистерских диссертаций. Используя их, они разрабатывают электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по различным разделам математики и информатики, которые размещаются в их электронное портфолио.
Совместно со студентами магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании» нами осуществляется работа по разработке учебных курсов и учебных модулей, предполагающих их подготовку к использованию в своей профессиональной деятельности информационных и коммуникационных технологий.
Нами разработаны электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам «Биология с основами экологии», «Зоология беспозвоночных» и «Языки и методы програм-
Библиографический список
мирования», электронные учебно-методические модули (ЭУММ) по дисциплинам «Основы линейного программирования» и «Математика», а также электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по курсам «Социальная информатика», «ИКТ в управлении», «Мультимедийные технологии в физико-математическом образовании», «Портальная технология в образовании», «Методология информатизации общего и высшего образования», «Традиционная культура народов Дагестана».
Некоторые электронные издания регистрированы ФГУП НТЦ «Информрегистр» Депозитарий электронных изданий (г. Москва).
Все разработанные нами электронные издания размещены на сайте магистров (http://dgpu-f.narod.ru/mag/).
1. Везиров, Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета. - 2012. - № 10.
2. Зияудинова, О.М. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе / О.М. Зияудинова, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).
Bibliography
1. Vezirov, T.G. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v formirovanii proektnoyj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik universiteta. - 2012. - № 10.
2. Ziyaudinova, O.M. Podgotovka buduthikh pedagogov professionaljnogo obucheniya k ispoljzovaniyu ehlektronnihkh uchebno-metodicheskikh kompleksov v obrazovateljnom processe / O.M. Ziyaudinova, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).
Статья поступила в редакцию 12.06.13
УДК 371.253:5:614
Voronenko A. PROFILES OF INNOVATIVE COMPETENCE OF LEADERS OF THE HIGHER EDUCATION AS INDICATORS OF THEIR READINESS TO REGULATE ACTIVITIES IN THE FIELD OF TRANSFER OF TECHNOLOGY.
This article analyzes the main profiles of innovative competence of heads of higher educational institutions of Ukraine as indicators of their readiness to regulate activities in the field of transfer of technology. The correlation of the key competencies and the qualification requirements for managers of higher education in Ukraine has been analyzed.
Key words: competence, innovation competency, key competencies, qualification requirements, leaders of higher education, transfer of technology.
А.В. Вороненко, главный специалист отдела фундаментальных и прикладных исследований департамента научной деятельности и лицензирования Министерства образования и науки Украины, ученый-исследователь Государственного высшего учебного заведения «Университет менеджмента образования» Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, E-mail: a_voronenko@mon.gov.ua
ПРОФИЛИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ГОТОВНОСТИ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена анализу основных профилей инновационной компетентности руководителей высших учебных заведений Украины, как показателей их готовности к регулированию деятельности в сфере трансфера технологий. Проанализировано соотношение ключевых компетенций и квалификационных требований к руководителям системы высшего образования Украины.
Ключевые слова: компетентность, инновационная компетентность, ключевые компетенции, квалификационные требования, руководители системы высшего образования, трансфер технологий.
Инновационная компетентность выступает ключевым требованием к руководителям системы высшего образования в контексте динамики образовательных реформ в Украине. На нынешнем этапе такого реформирования назревает переломный момент - или же инновационная образовательная политика начнет давать ощутимые практические результаты и укажет направление для обновления всей системы образования, или же в сложных социальных условиях система образования вынуждена будет перенаправлять основные ресурсы на сохранение достойного уровня оплаты работников образования. По мнению автора статьи, перспектива за инновационным путём развития. Так, наиболее перспективным направлением инновационной политики в системе высшего образования - как с точки зрения развития науки и образования, так и с точки зрения приобретения реальной прибыльности - является трансфер технологий. Для успешного развития трансфера технологий необходимы два ос-
новных условия: предмет трансфера технологий и необходимая компетентность в его осуществлении. Если предмет трансфера уже имеется (как иностранные технологии, так и отечественные научные и образовательные разработки), то компетентность относительно успешного осуществления деятельности в сфере трансфера технологий нуждается в существенном изучении и повышении. Речь идет, прежде всего, об инновационной компетентности руководителей системы высшего образования, поскольку именно они способны как подавать положительный пример собственными действиями, так и поощрять развитие инновационной компетентности у своих подчиненных.
Перед тем, как перейти к определению профилей инновационной компетентности, на основании анализа специальной литературы по данному вопросу следует выяснить, что мы имеем в виду под понятием «компетентность». В конце 80-х годов прошлого века понятие «key competencies» - ключевые компетен-