УДК - 371.9 : 371.13 : 004 DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-211-216
АНДРУСЕНКО Евгений Юрьевич Evgeniy Yu. ANDRUSENKO
Армавирский лингвистический социальный Armavir Linguistic Social Institute
институт, Armavir, Russia
г. Армавир, Россия [email protected] [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности подготовки учителя информатики к работе в системе дополнительного образования. В связи с этим для подготовки учителя информатики к работе в системе дополнительного образования требуется выполнение определенных задач и создание необходимых материально-технических, социально-экономических и психолого-педагогических условий. Выявлено, что важным фактором подготовки учителя информатики к работе в системе дополнительного образования является формирование его готовности к творческой деятельности и информационной культуры. Выделены составляющие элементы, которые помогут подготовить учителя информатики к творческой деятельности. Подготовка будущих учителей информатики к творческой деятельности в системе дополнительного образования должна динамично происходить за пределами аудиторных часов. Представлены основные условия, необходимые для осуществления продуктивной подготовки педагогов к формированию творческой деятельности.
Рассмотрены критериальные показатели, с которыми связана проблема формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного образования. Формирование информационной культуры учителя на сегодняшний день неотрывно связано с курсами повышения квалификации как одного из видов дополнительного образования. Отмечено, что информационная культура учителя основывается на технологии формирования поэтапной постановки задач. Полученные данные помогают в определении содержания, форм и методов, необходимых для работы с обучающимися.
Ключевые слова: учитель информатики, дополнительное образование, система, подготовка, педагогическая деятельность, творческая деятельность, информационная культура.
PECULIARITIES OF TRAINING OF IT-TEACHER TO WORK IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL
EDUCATION
In the article deals with peculiarities of training of Informatics teachers to work in the system of additional education. In this regard, for the preparation of Informatics teachers to work in the system of additional education required to perform certain tasks and the creation of necessary materialtechnical, socio-economic and psycho-pedagogical conditions.
It was revealed that the formation of his readiness for creative activity and information culture are important factors in the preparation of the IT-teacher for work in the system of additional education. It has selected elements that will help to prepare teachers for creative activity. The preparation of future IT-teachers for creative activity in the system of additional education should dynamically take place outside the classroom hours. The basic conditions necessary for the implementation of productive training teachers to the formation of creative activity are presented. These are considered criteria indicators, which are associated with the problem of formation of information culture of a teacher in further education. The formation of the information culture of the teacher, to date back, is inextricably linked with the courses of professional development, as one of the types of additional education. It is noted that the teacher's information culture is based on the technology of forming a phased formulation of tasks. The obtained data help in determining the content, forms and methods necessary for working with trainees.
Keywords: IT-teacher, additional education, system, training, pedagogical activity, creative activity, information culture
В современном обществе информатика представляет собой одну из важнейших составляющих образования, которая играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, информационно-системной картины мира, коммуникативных и учебных навыков.
Составной частью системы воспитания и образования детей и подростков является дополнительное образование учащихся, которое нацелено на свободный выбор и изучение учащимися дополнительных образовательных программ.
Целью дополнительного образования, то есть внеурочной деятельности становится развитие мотивации учащихся к творчеству и познанию, помощь в
профессиональном и личностном самоопределении, привлечение и мотивация к здоровому образу жизни, их приспособление к жизни в обществе.
Воспитание и обучение сочетаются органически в системе дополнительного образования [5, с. 67].
Необходимо отметить, что система дополнительного образования дает возможность учащимся оказаться в благоприятной психологической атмосфере, приобрести стабильную потребность в творчестве и познании, предельно реализовать себя, личностно и профессионально самоопределиться.
Для подготовки учителя информатики к работе в системе дополнительного образования требуется выполнение определенных задач и создание необходимых материально-технических, социально-экономических и психолого-педагогических условий. Выделим следующие направления работы:
1. сопровождение информатизации системы образования на соответствующем уровне;
2. развитие системы образовательных информационных порталов и порталов по направлениям учебно-методических советов;
3. разработка рекомендаций по применению полного комплекса оборудования информационных и коммуникационных технологий и цифровых информационных ресурсов;
4. проведение мониторинга здоровья обучающихся в условиях использования информационных и коммуникационных технологий в дополнительном образовании;
5. использование информационных и коммуникационных технологий в методической поддержке, повышении квалификации, подготовке и переподготовке работников высшего образования [4, с. 78].
Подготовку учителя информатики к работе в системе дополнительного образования мы рассмотрим в качестве формирования его готовности к творческой деятельности и информационной культуры.
В системе дополнительного образования педагогическая деятельность крепко связана с созданной в ней культурно-образовательной средой, в которую происходит внедрение инновационных процессов.
Одной из важных социальных задач системы дополнительного образования сегодня является профориентационная. Это развитие профессионально-ориентированных, познавательных интересов, знаний и умений; на основе реализации индивидуального подхода к личности созданы условия для самовыражения, которые влияют на качество знаний; профессиональное самоопределение происходит наиболее эффективно.
Исходя из всего вышеперечисленного, следует выделить цели системы дополнительного образования: создание такой образовательной обстановки, которая будет способствовать осознанному профессионально-личностному определению и самореализации обучающихся и их адаптации к жизни в современном мире; направленность на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них необходимости в саморазвитии, изучении особенностей будущей профессии [1, с. 49].
В отношении требований, которые предъявляются к учителю в системе дополнительного образования, возникают некоторые сложности. Сравнивая систему дополнительного образования и общеобразовательную школу, следует отме-
тить тот факт, что учитель работает в условиях конкуренции. Учреждения дополнительного образования предоставляют широкий спектр услуг. Учащиеся посещают учреждения данного вида по собственному желанию, выбирают предметную деятельность, учителей, срок обучения.
Учитель информатики дополнительного образования - один из необходимых специалистов, который реализует образовательные программы данного направления, развивает способности учащихся, привлекает их в различные виды творческой деятельности. Он формирует группу учащихся, следит за сохранением их численности, участвует в воспитательном процессе, подбирает формы, методы и содержание деятельности.
Ознакомившись с исследованиями психологов и педагогов Н.В. Бордовской, В.А Сластенина, нами были выделены составляющие элементы, которые помогут подготовить учителя информатики дополнительного образования к творческой деятельности:
- когнитивный элемент включает в себя владение знаниями механизмов и законов творческой сферы, в педагогической деятельности - творческими особенностями, фундаментальными знаниями предмета, к тому же психологическими особенностями, потребностями и интересами учащихся;
- деятельный элемент представляет собой умение решать возникающие проблемы, всегда доделывать работу до конца, быть заинтересованным результатами учащихся, применять индивидуальный подход в творческой деятельности, умения и навыки педагогической деятельности;
- ценностно-мотивационный компонент выражает откровенное желание принимать участие в воспитании и образовании учащихся, понимание своей пользы в обществе и важности своей деятельности в развитии культуры учащихся;
- рефлексивный элемент как опыт самооценки своей деятельности и сопоставление его с деятельностью учащихся, способность к исправлениям в ходе творческого процесса [2; 6].
В образовательный процесс в высших учебных заведениях необходимо вводить тренинги, способствующие развитию творческого мышления, тем самым помогая студентам, прежде всего, понять самих себя, расширить их творческий кругозор, научить слушать и слышать других, так как все эти способности пригодятся в будущей профессиональной деятельности учителя информатики. В ходе занятий студентами будут приобретаться умения участвовать и организовывать дискуссии.
В дополнительном образовании дискуссия может применяться в таких ситуациях, когда необходим обмен мнениями, знаниями с целью организации насыщенной мыслительной и ориентирующей деятельности учащихся, для развития навыков общения с участниками дискуссии. К целям проведения дискуссии можно отнести следующие: изменение направления, обучение, побуждение к творческому процессу.
Подготовка будущих учителей информатики к творческой деятельности в системе дополнительного образования должна динамично происходить за пределами аудиторных часов. Непосредственное участие студентов в жизни учебного заведения ведет к развитию необходимых качеств личности, которые помогут развить творческие способности.
Для осуществления продуктивной подготовки педагогов к формированию творческой деятельности требуется создание основных условий:
- основательные знания принципов и закономерностей творческой деятельности;
- индивидуальный учет возможностей в творчестве каждого студента в ходе приобретения педагогических знаний и умений;
- владение инновационными технологиями в обучении;
- построение творческой среды;
- применение различных видов индивидуальной и коллективной работы, как аудиторной, так и внеаудиторной, для развития творческой направленности обучающихся.
Следовательно, одним из актуальных вопросов улучшения подготовки учителей информатики к работе в системе дополнительного образования выступает потребность формирования готовности у студентов к творческой деятельности. Не кто иной, как креативный педагог сможет адаптироваться к современным потребностям современного общества, привлечь учащихся в нравственно-духовную, полезную с социальной точки зрения деятельность.
Информационная культура учителя связана с особенностями его педагогической деятельности в системе дополнительного образования. На фоне изменяющейся системы научных знаний о человеке и мире разворачивается традиционная деятельность учителя. Образование как инновационный, ориентированный на будущее процесс зависит в современных условиях от способности удовлетворять потребности новых поколений в информации опережающим образом. Отсюда следует, что информационная культура учителя в качестве методологической основы процесса образования имеет детерминированность и ее текущую роль интерпретирует как компетентности особого вида в информационных условиях.
Информационная культура учителя включает в себя ценностное отношение к информации и информационной деятельности, умение применять современные информационные технологии в межличностном и профессиональном взаимодействии, которые направлены на осуществление психолого-педагогических целей в образовании, а также представляет собой личностную, многоуровневую, целостную характеристику педагога.
Проблема формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного образования связана со следующими критериальными показателями:
- сформированность технологических и информационных навыков: использование в решении важных задач информационных технологий; содействие обеспечению в образовательном учреждении информационного взаимодействия;
- информационное самосознание учителя информатики: использование для самообразования образовательных информационных ресурсов; профессиональная и культурная осведомленность; понимание важности информационной деятельности;
- активное отношение к информационной деятельности: проявление интереса к данной деятельности; профессиональная положительная самооценка; удовлетворение итогами личной информационно- педагогической деятельности;
- самостоятельность и творческая активность: причастность к использованию необходимых информационных ресурсов и возможность к их выбору; проектирование личных информационных продуктов;
- результативность и успешность информационно-педагогической деятельности: личные успехи в области информатики; взаимодействие и участие с другими педагогами в различных проектах [3, с. 65].
Формирование информационной культуры учителя на сегодняшний день неотрывно связано с курсами повышения квалификации как одного из видов дополнительного образования. Система повышения квалификации обладает такими возможностями, которые помогают отвечать на актуальные вопросы системы образования. Содержание курсовой подготовки имеет важное значение, так как оно направлено на приобщение к современным методам в работе с информацией, на организацию по применению информационных и коммуникационных технологий, необходимых для решения тематических задач, которые поставлены перед образовательным учреждением.
Информационная культура учителя основывается на технологии формирования поэтапной постановки задач. Полученные данные помогают в определении содержания, форм и методов, необходимых для работы с обучающимися.
Таким образом, в системе дополнительного образования переход на новый уровень сформированности информационной культуры учителя происходит при существовании ряда психолого-педагогических условий, к которым следует отнести:
- самореализацию учителя как одного из субъектов информационной культуры в профессиональной деятельности;
- создание многосоставляющего информационного поля в качестве окружения учителя;
- формирование структур психики у учителя вследствие приобретения жизненного опыта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - М. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2000. - 400 с.
3. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. - М. - 2003. - № 1. - С. 65-74.
4. Дерешко Б.Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы / / Телекоммуникации и информатизация образования. - М. - 2008. - № 4. - С. 78-85.
5. Золотарева А.В. Инновационное развитие системы дополнительного образования в современных условиях: Метод. пособие / А.В. Золотарева. - Воронеж, 2013. - 96 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. - 327 с.
REFERENCES
1. Bondarevskaya E.V. Value foundations of personality-oriented education, [Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya]. Moscow, 1995, no. 4. Pp. 29-36.
2. Bordovskaya N.V. Pedagogy. Textbook for High School. [Pedagogika. Uchebnik dlya Vuzov]. St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000. 400 p.
3. Danilchuk E.V. Methodological preconditions and essential characteristics of the teacher's information culture. [Metodologicheskie predposylki i sushchnostnye harakteristiki informacionnoj kul'tury pedagoga]. Moscow, 2003. no.1. Pp. 65-74.
4. Dereshko B.Yu. Computer technologies in education: new opportunities and perspectives. [Komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii: novye vozmozhnosti i perspektivy]. Moscow, 2008, no. 4. Pp. 78-85.
5. Zolotareva A.V. Innovative development of the system of additional education in modern conditions. Methodical allowance. [Innovacionnoe razvitie sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya v sov-remennyh usloviyah. Metodicheskoe posobie ]. Voronezh, 2013. 96 p.
6. Slastenin V.A. Pedagogy: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. [Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij ]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2002, 327 p.
Информация об авторе:
Андрусенко Евгений Юрьевич, кандидат психологических наук, кафедра гуманитарных, педагогических дисциплин и физической культуры, Армавирский лингвистический социальный институт, сотрудник г. Армавир, Россия [email protected]
Получена: 18.04.2017
Для цитирования: Андрусенко Е.Ю., Особенности подготовки учителя информатики к работе в системе дополнительного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 211-216. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-211-216.
Information about the author:
Evgeniy Yu. Andrusenko, Candidate of Psychological Sciences, Department of Humanities, Pedagogical Disciplines and Physical Training, Armavir Linguistic Social Institute, Officer, Armavir, Russia [email protected]
Received: 18.04.2017
For citation: Andrusenko E. Yu. Peculiarities of training of it-teacher to work in the system of additional education. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 211-216.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-211-216. (in Russian)