Научная статья на тему 'Готовность педагога к творческой деятельности в условиях инновационной парадигмы'

Готовность педагога к творческой деятельности в условиях инновационной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИЯ / АНДРАГОГИКА / МЕТАПРОГРАММА / МОДУЛИ / ПРОДУКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА / PERSONALITY DEVELOPMENT / INNOVATION / ANDRAGOGY / METAPROGRAM / MODULES / PRODUCT OF CREATIVE ACTIVITY / DIVERGENT THINKING / IMAGINATION / MOTIVATION / STAGES OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Ирина Николаевна

С позиции системного подхода в статье решается задача определения позитивного потенциала и рисков современной российской науки и школы, нацеливающих образование на необходимость приобретения субъектом образования не только широкого спектра разносторонних знаний, но и на проявление творческого опыта, которым можно овладеть в условиях креативного образования. В данном контексте автором выявляется императив современного образования: обеспечение готовности педагога к творческой деятельности, проявляющейся в многообразии аспектов, связей, взаимоотношений, важнейшими из которых являются взаимоотношения «человек-природа», «человек-социум», «человек-культура». В связи с тем, что разработанные критерии творческого потенциала, полученные на конкретном материале педагогики, имеют универсальный характер, они могут быть применены к выработке новых стратегических линий в формировании регионального образовательного кластера. Для этого эксперту необходима предварительная формализация исходных данных, предусматривающая описание входных факторов состояний системы управления педагогической деятельностью. Устанавливается, что в совокупности влияния указанных аспектов педагог формируется как творческая личность, как учитель «нового типа», как компетентный специалист, способный к профессиональному и личностному саморазвитию, владеющий широким спектром педагогических инноваций и способный осуществлять дальнейшую преобразовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER''S READINESS FOR CREATIVE ACTIVITY IN AN INNOVATIVE PARADIGM

From the point of view of the system approach the problem of definition is solved in the article positive potential and risks of stratification of modern Russian science and school, focusing education on the need for the subject of education not only a wide range of diverse knowledge, but also the manifestation of creative experience, which can be mastered in terms of creative education. In this context, the author reveals the imperative of modern education: ensuring the readiness of the teacher for creative activity, manifested in a variety of aspects, relationships, relationships, the most important of which are the relationship "man-nature", "man-society", "man-culture". Due to the fact that the developed criteria of creative potential, obtained on the specific material of pedagogy, have a universal character, they can be applied to the development of new strategic lines in the formation of the regional educational cluster. The expert needs a preliminary formalization of the initial data, providing for a description of the input factors of the state of the pedagogical activity management system. It is established that in the aggregate of influence of the specified aspects the teacher is formed as the creative personality, as the teacher of "new type", as the competent specialist capable to professional and personal self-development, owning a wide range of pedagogical innovations and capable to carry out further innovative educational activity.

Текст научной работы на тему «Готовность педагога к творческой деятельности в условиях инновационной парадигмы»

УДК 316.3 (37)

САМОЙЛОВА Ирина Николаевна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

г. Таганрог, Россия [email protected]

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

С позиции системного подхода в статье решается задача определения позитивного потенциала и рисков современной российской науки и школы, нацеливающих образование на необходимость приобретения субъектом образования не только широкого спектра разносторонних знаний, но и на проявление творческого опыта, которым можно овладеть в условиях креативного образования. В данном контексте автором выявляется императив современного образования: обеспечение готовности педагога к творческой деятельности, проявляющейся в многообразии аспектов, связей, взаимоотношений, важнейшими из которых являются взаимоотношения «человек-природа», «человек-социум», «человек-культура». В связи с тем, что разработанные критерии творческого потенциала, полученные на конкретном материале педагогики, имеют универсальный характер, они могут быть применены к выработке новых стратегических линий в формировании регионального образовательного кластера. Для этого эксперту необходима предварительная формализация исходных данных, предусматривающая описание входных факторов состояний системы управления педагогической деятельностью. Устанавливается, что в совокупности влияния указанных аспектов педагог формируется как творческая личность, как учитель «нового типа», как компетентный специалист, способный к профессиональному и личностному саморазвитию, владеющий широким спектром педагогических инноваций и способный осуществлять дальнейшую преобразовательную деятельность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-152-156

Irina N. SAMOYLOVA Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov

(branch) Taganrog, Russia [email protected]

TEACHER'S READINESS FOR CREATIVE ACTIVITY IN AN INNOVATIVE PARADIGM

From the point of view of the system approach the problem of definition is solved in the article positive potential and risks of stratification of modern Russian science and school, focusing education on the need for the subject of education not only a wide range of diverse knowledge, but also the manifestation of creative experience, which can be mastered in terms of creative education. In this context, the author reveals the imperative of modern education: ensuring the readiness of the teacher for creative activity, manifested in a variety of aspects, relationships, relationships, the most important of which are the relationship "man-nature", "man-society", "man-culture". Due to the fact that the developed criteria of creative potential, obtained on the specific material of pedagogy, have a universal character, they can be applied to the development of new strategic lines in the formation of the regional educational cluster. The expert needs a preliminary formalization of the initial data, providing for a description of the input factors of the state of the pedagogical activity management system. It is established that in the aggregate of influence of the specified aspects the teacher is formed as the creative personality, as the teacher of "new type", as the competent specialist capable to professional and personal self-development, owning a wide range of pedagogical innovations and capable to carry out further innovative educational activity.

Ключевые слова: развитие личности, инновация, Keywords: personality development, innovation, an-

андрагогика, метапрограмма, модули, продукт dragogy, metaprogram, modules, product of creative

творческой деятельности, дивергентное мышле- activity, divergent thinking, imagination, motivation,

ние, воображение, мотивация, этапы творчества stages of creativity

Вектор готовности педагога к творческой деятельности в условиях инновационной парадигмы («поп-образование», виртуализация, дигитализация, геймификация, конструирование моделей кооперации и сетевых подходов в университетском образовании, существенная трансформация социальных и профессиональных ролей, возвращение в сферу университетов научно-исследовательской деятельности и др.) нам видится в реализации диады: образование-самообразование:

1. Подготовка будущих педагогов в системе колледж-вуз;

2. Самообразование педагога [3, с. 28].

Рассмотрим обозначенные направления подробнее.

I. Подготовка будущих педагогов в системе колледж-вуз. В контексте данной идеи подготовка творческого учителя рассматривается нами как социальный проект,

выполнение которого возможно благодаря разворачиванию творческого потенциала образовательных учреждений. Мы понимаем творческий потенциал как особым образом организованную совокупность имеющихся или подлежащих актуализации ресурсов, средств, возможностей и условий совершенствования практико-ориентированной деятельности в области социокультурного развития личности, действие которых актуально или может быть актуализировано с определенной целью при определенных социально-экономических и исторических условиях [7, с. 121].

К определению мощности творческого потенциала образовательных учреждений может быть применена параметрическая процедура измерений, показателями которой являются: количество часов, отводимых на изучение предметов; число школ; количество научных исследований и созданных на их основе учебно-методических разработок; контингент специально подготовленных профессионалов различной квалификации и специализации [5, с. 96].

Формирование, накопление и развитие творческого потенциала учебных заведений зависит от

а) наличия общественного спроса на знания;

б) состояния образования;

в) потребности общества в духовной, всесторонне развитой личности [4, с. 314].

II. Самообразование будущего педагога реализуется через совершенствование

творчества субъекта образования (развитие способностей субъекта: дивергентное мышление, воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества). Этапами творческого процесса являются:

- анализ проблемы - фрустрация (возникновение барьера на пути решения проблемы) [8, с. 129];

- инкубация (работа над проблемой на подсознательном уровне);

- инсайт (неожиданное уяснение решения проблемы);

- разработка (проверка истинности решения);

- оценка продукта творчества [6, с. 160].

Продукт творческой деятельности - это нечто новое, оригинальное, способ деятельности, знание.

На основе выявленных нюансов преобразовательной деятельности мы провели анкетирование, на основе которого выявили состояние проблемы готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Группу респондентов (108 человек) составляли студенты первого и четвертого курсов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)». Анкетирование проводилось с целью выявления представлений будущих учителей о формировании творчества и инновационной деятельности в образовании.

Анализ результатов анкетирования показывает, что студенты первого курса в 74,7% не могут дать определение понятия «инновация», назвать сущностные характеристики инновационной деятельности, затрудняются назвать те инновационные технологии, которые применялись учителями в школе. В основном инновационные технологии студенты сводят к применению ИКТ. Творчество у 36,5% респондентов ассоциируется с использованием презентаций в Power Point. Результат ответа приводится в таблице 1.

Табл. 1. Инновации в образовании. Table 1. Innovations in education.

№№ Вопрос Студенты 1 курса Студенты 4 курса

1. Что такое инновация? 25,3 % 63,4 %

22. Известны ли вам творческие технологии/приемы? 36,5% 78,2 %

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что сложившаяся практика подготовки будущих педагогов не позволяет достичь высокого уровня их готовности к инновационной деятельности. Для формирования образовательной организации инновационного типа мы предлагаем ввести в образовательный процесс технологию коллективной мыслительной деятельности, метод кейс стади, мастер-классы, мастерские, интерактивные методы и приемы обучения, позволяющие формировать готовность будущих учителей к творческой деятельности [1].

Нами проводилось анкетирование для оценки уровня самообразования студентов. В результате анализа анкет, мы определили, что главные позиции, отличающие самообразование будущих педагогов, это формирование следующих умений: систематизация поиска нужной информации; сопоставление различных точек зрения; анализ своих предположений, суждений, мнения; принятие коллективного решения; выступления перед аудиторией; сформированность аналитической компетентности; оформление полимнений; влияние планирования на качество образовательных результатов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что основными мотивами формирования образовательной самостоятельности и потребности осуществлять информационный поиск у студентов являются: контроль со стороны преподавателя; задания для самостоятельной работы; интерес к содержанию; формы работы, актуальность заданий; желание учиться; саморазвитие; интерес к науке. Мотивы у респондентов условно разделяются на внешние (необходимость публичных выступлений, новые формы работы); внутренние (интерес к содержанию, саморазвитие).

Исходя из сказанного, можно констатировать, что современному образованию необходимы педагоги с дивергентным мышлением, с разноплановой подготовкой, голо-графическим образованием - носители инновационной деятельности [2, с. 76]. Для реализации данного положения мы сформулировали ряд инициатив. В образовательных организациях целесообразно, по нашему мнению,

- создавать базовые и пилотные площадки, обеспечивающие реализацию федеральной и/или региональной программы / проекта;

- обеспечить вариативность образовательного процесса;

- использовать кейсы, отражающие особенности региона / страны.

Мы предполагаем, что будущие педагоги будут без искажений доносить суть процесса инновации до региональных сообществ, содействуя ее внедрению на территориях. На площадках могла бы быть реализована метапрограмма, содержащая несколько модулей: политика государства в сфере образования; нормативно-правовое обеспечение модернизации системы образования в РФ; проблемы современной науки и образования; опыт зарубежных педагогических систем и др.

Резюмируя сказанное, отметим, что для современного педагога, подготовленного в условиях инновационной парадигмы, важна образовательная действительность, обладающая эвристическим потенциалом, объединяющая в себе компоненты: образовательная среда (индивидуальный смысловой контекст, образовательная компетентность, образовательный маршрут); педагогическая действительность (инфраструктура системы образования, педагогическая деятельность, профессиональное педагогическое сознание); образовательный контекст (стратегия образования, социальная востребованность образования, ментальность, сформированное общественное сознание).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Андреева, К.В., Быкасова, Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе / / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. (http//www/science-education.ru /113-11421 дата обращения 29.12.2013).

2. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. - М.: Белые альвы, 2002. - 320 с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с.

4. Быкасова, Л.В. Постструктуралистическая педагогика: источники, анализ, методология // Эволюция педагогическои теории и практики в истории человеческого общества. М: АСОУ, 2016. С. 313-321. Серия историко-педагогическое знание. Том 96. Под ред. Г.Б. Корнетова.

5. Быкасова, Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму. Вестник Череповецкого государственного университета. № 2 (71). Череповец, 2016. С. 9699.

6. Быкасова, Л.В. Индивидуальность как медиум современной культуры. Всероссийская конференция «Клио и логос: история и культурология в пространстве взаимодействия»/ -СПб.: Астерион, 2017. С. 159-165.

7. Быкасова, Л.В., Подберезный, В.В., Панова, В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. Том 9. № 1. Часть 1. С. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125 (in Russ.).

8. Быкасова, Л.В. Когнитивная коммуникация в образовательной среде / / Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2016. - № 2. - С. 129-132.

9. Быкасова Л.В., Самойлова И.Н. Педагогическая философия В.С. Соловьева// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 2. - часть 1. - С. 123-128. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-123-128

10. Корнетов, Г.Б., Салов, А.И. Мировоззрение. Образование. Учитель. Монография. М.: АСОУ, 2016. 160 с.

REFERENCES

i. Andreev, K.V., Bykasova, L.V., Sredoorientirovannoe-obuchenie-v-sovremennom-vuze. [Credo oriented teaching in the modern University]. Modern problems of science and education. 2013. No. 6. (Available at: http/ / www / science-education.EN / 113-11421 circulation date 29.12. 2013).

2. Astafyev B.A. Osnovy-mirozdaniya-genom-zakony-i-tvorenie-mira. [The foundations of the universe: Genome, Laws and the creation of the World]. M: White Alva, 2002. 320 p.

3. Bondarevskaya E.V. Teoriya-i-praktika-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya. [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-on-don: Bulat, 2000. 351 p.

4. Bykasova, L.V. Poststrukturalisticheskaya pedagogika: istochniki, analiz, metodologiya. [Post-structuralists pedagogy: sources, analysis methodology]. the Evolution of educational theory and practice in the history of human society. M: ASOU, 2016. Pp. 313-321. A series of historical and pedagogical knowledge. Tom 96. Ed. by G.B. Kornetov.

5. Bykasova, L.V. Pedagogicheskaya epistemologiya: ot structuralisma k dekonstructivismu. [Pedagogical epistemology: from structuralism to deconstruction]. Bulletin of Cherepovets state University. No. 2 (71). Cherepovets, 2016. Pp. 96-99.

6. Bykasova, L.V. Individual'nost' kak medium sovremennoy kul'tury. [Individuality as the medium of contemporary culture]. National conference on "Clio and logo: history and cultural studies in the interaction space". St. Petersburg.: Asterion, 2017. Pp. 159-165.

7. Bykasova L.V., Podberezny V.V., Panova V.A. Teoriya strukturalisma o diversificazii I modernisazii obrasovaniya. [Theory of structuralism on the diversification and modernization of education]. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol. 9. No.1. Part.1. Pp.121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125 (in Russ.).

8. Bykasova, L.V. Kognitivnaya kommunikatsiya v obrazovatel'noy srede. [Cognitive communication in the educational environment]. Bulletin of the Siberian Institute of business and information technology, 2016. No. 2. Pp. 129-132.

9. Bykasova L.V., Samoilova, I.N. Pedagogicheskaya-filosofiya V.S. Soloveva. [The pedagogical philosophy of V. S. Solovyov]. Historical and socio-educational thought. 2017. Volume 9. No. 2. Part. 1. Pp. 123-128. . DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-123-128

10. Kornetov G.B., Salov A.I. Mirovozzrenie. Obrazovanie. Uchitel. [Worldview. Education. Teacher]. Monograph. М.: ASOy, 2016. 160 p.

Информация об авторе:

Самойлова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и философии права, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия [email protected]

Получена: 26.01.2018

Для цитирования: Самойлова И.Н. Готовность педагога к творческой деятельности в условиях инновационной парадигмы. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1 . с.152-156. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-152-156.

Information about the author:

Irina N. Samoylova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Philosophy of Law, Rostov State Economic University (RINE), Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Taganrog, Russia molot28 @yandex.ru

For citation: Samoylova I.N. Teacher's readiness for creative activity in an innovative paradigm. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.1. Pp. 152-156.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-152-156. (in Russ)

Received: 26.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.