Научная статья на тему 'Осознанное целеполагание как ключевая компетенция в рефлексии учебной деятельности студентов'

Осознанное целеполагание как ключевая компетенция в рефлексии учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богородская Ольга Викторовна

В статье рассматривается феномен рефлексии учебной деятельности студентов и целеполагание как его ключевая компетенция. Особое значение рефлексивная деятельность имеет в системе помогающих профессий в субъектной деятельности: она помогает осознать и осмыслить содержание деятельности другого человека, значимо влияет на процесс оказания помощи. Эффективность процесса рефлексивного самоуправления невозможна без важнейшего рефлексивного навыка: осознанного целеполагания. Наличие осознанной цели является важным ориентиром в организации собственной рефлексивной деятельности. В статье приводятся результаты оценки эффективности рефлексивной деятельности студентов. Наибольшие затруднения у студентов вызывают: осознанность и умение формулировать цели; умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности; умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности. Организация системы управления самостоятельной работой учащихся способствует развитию рефлексивной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богородская Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS GOAL SETTING AS A KEY COMPETENCE IN THE STUDENTS` REFLECTION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article demonstrates the phenomenon of students` reflection of educational activity and goal setting as its key competence. Especially important is the reflective activity in the system of helping professions in the activity of a subject: it helps to understand and comprehend the content of the activity of other people, has a significant impact on the process of rendering help. The efficiency of the process of reflective self-management is impossible without the most important reflective skill: conscious goal setting. The article gives the results of the evaluation of students` reflective activity. Students have more difficulties with the following: awareness and ability to formulate goals; ability to highlight and formulate the key criteria of evaluation and questions on the content of the activity; ability to highlight steps to achieve the goals and criteria of their effectiveness. Organization of independent work of students management system contributes to the development of reflective activity of students.

Текст научной работы на тему «Осознанное целеполагание как ключевая компетенция в рефлексии учебной деятельности студентов»

УДК 159.9

О.В. БОГОРОДСКАЯ1

'Нижегородской государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ОСОЗНАННОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается феномен рефлексии учебной деятельности студентов и целеполагание как его ключевая компетенция. Особое значение рефлексивная деятельность имеет в системе помогающих профессий в субъектной деятельности: она помогает осознать и осмыслить содержание деятельности другого человека, значимо влияет на процесс оказания помощи. Эффективность процесса рефлексивного самоуправления невозможна без важнейшего рефлексивного навыка: осознанного целеполагания. Наличие осознанной цели является важным ориентиром в организации собственной рефлексивной деятельности. В статье приводятся результаты оценки эффективности рефлексивной деятельности студентов. Наибольшие затруднения у студентов вызывают: осознанность и умение формулировать цели; умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности; умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности. Организация системы управления самостоятельной работой учащихся способствует развитию рефлексивной деятельности студентов.

Ключевые слова: рефлексия, модернизация образования, самостоятельная работа студентов, целеполагание.

O.V. BOGORODSKAYA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

CONSCIOUS GOAL SETTING AS A KEY COMPETENCE IN THE STUDENTS" REFLECTION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Annotation. The article demonstrates the phenomenon of students' reflection of educational activity and goal setting as its key competence. Especially important is the reflective activity in the system of helping professions in the activity of a subject: it helps to understand and comprehend the content of the activity of other people, has a significant impact on the process of rendering help. The efficiency of the process of reflective self-management is impossible without the most important reflective skill: conscious goal setting. The article gives the results of the evaluation of students' reflective activity. Students have more difficulties with the following: awareness and ability to formulate goals; ability to highlight and formulate the key criteria of evaluation and questions on the content of the activity; ability to highlight steps to achieve the goals and criteria of their effectiveness. Organization of independent work of students management system contributes to the development of reflective activity of students.

Keywords: reflection, modernization of education, students' independent work, goal-setting.

Векторы изменений современного образования во многом обусловлены выявлением противоречий, связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Несоответствие реального уровня подготовки выпускника требованиям рынка труда является острейшим из них. При этом речь идет не только о недостаточной сформированности необходимых компетенций, но о проблеме формирования профессионального самосознания студента как фундамента, на котором выстраивается профессиональный опыт специалиста. Феномен профессионального самосознания рассматривается, прежде всего, в контексте осознания своей принадлежности к профессиональной группе (Б.Д. Парыгин); анализа самого себя в рамках профессиональной деятельности (М.И. Кряхтунов); избирательной деятельности самосознания личности по понимание своего соответствия выбранной профессии (М.С. Гуткина, А.П. Шавир). Активно изучается самосознание педагогов (Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, И.В. Вачков, В.Н. Козиев, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская и др.). Анализируя существующие определения профессионального самосознания (С.В. Кошелева, С.В. Васьковская, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова и др.), можно трактовать высокий уровень развития профессионального самосознания как интегрированные в целостную систему «Я-концепции», осознанные и конгруэнтно проявленные:

• в когнитивном аспекте - система знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности;

• в аффективном аспекте - позитивное отношение к себе в сочетании с реалистично-адекватной профессиональной самооценкой;

• в поведенческом аспекте - действия, основанные на стремлении к самоактуализации и мотиве саморазвития.

Профессиональное самосознание строится на основе рефлексии получаемого в процессе обучения и деятельности опыта, поэтому развитие рефлексии учебной деятельности студентов является в настоящее время ключевой задачей построения процесса обучения будущих профессионалов.

Многогранность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность и полифоничность, широкий спектр индикаторов и свойств свидетельствуют об уникальном и интегральном значении данного феномена в системе личности человека. Практически все сферы психологической действительности имеют в своем содержании рефлексивные процессы. Рефлексивная психология выделена в отдельную область психологического знания и связана с именем А. Буземана.

Рефлексия (от позднелат. гейехю - обращение назад) - осознание субъектом себя самого, содержания своей личности (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), своих знаний и состояний. Рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова,

A.П. Сопиков, С.Ю. Степанов и др.), мышления (Н.Г. Алексеев, А.В. Брушлинский,

B.В. Давыдов, А.З. Зак, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов,

C.Ю. Степанов и др.), творчества (Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.), общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.), личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).

Обобщение данных о сущности и механизмах рефлексивных процессов может быть сведено к ряду основных идей:

• рефлексия является результатом высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, А. З.Зак, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн);

• рефлексия является ведущим механизмом сознательной саморегуляции, с помощью нее осуществляется контроль содержания и средств мышления (Л.Н. Алексеева, И.Н. Семенов, Д. Дьюи);

• рефлексия обеспечивает и определяет продуктивность и эффективность мыслительной деятельности (И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев).

Рефлексия играет огромную роль в саморегуляции и самодетерминации жизнедеятельности в целом. Первые работы о роли рефлексии в процессах регуляции и саморегуляции жизнедеятельности вышли в 70-е годы XX века. В частности, Ю.Н. Кулюткин (1979), основываясь на идеях Л.С. Выготского о высших психических функциях как интериоризированных социальных отношениях и об орудийном характере деятельности человека, рассматривает рефлексивный механизм саморегуляции, основанный на выделении субъекта и объекта управления внутри иерархической структуры личности.

Процесс рефлексии в саморегуляции деятельности имеет сложную структуру, частью которой являются: анализ опыта, когнитивное конструирование возможностей, внутренняя ролевая игра, выработка решения и осознанный переход к действиям. По мнению Ю.Н. Колютина, наиболее явно рефлексивность саморегуляции проявляется при необходимости перестраивать сложившийся способ действия, анализируя структуру своих действий, не приводящих к успеху.

Ю.Н. Кулюткин выделяет два уровня рефлексивного отображения: отображение и контроль отдельных исполнительных стандартных действий и отображение самого себя как контролера, осуществляющего планирование и оценку своих действий. По мере усложнения рефлексивной деятельности она переходит в саморефлексию уже не только операциональных, но и личностных аспектов регуляции деятельности, выводя их на уровень осознанного управления.

Ряд авторов акцентирует внимание на амбивалентности рефлексивных процессов с точки зрения их роли в регуляции жизнедеятельности: чрезмерная концентрация на процессе осознания, в ущерб самой профессиональной деятельности, может обеднять личностный и профессиональный опыт и приводить к негативным последствиям. В частности, такие негативные последствия обнаруживаются при анализе рефлексии как способа реагирования на дистресс: «заключающийся в повторяющемся и пассивном сосредоточении на симптомах дистресса, возможных причинах и последствиях этих симптомов» вводят понятие «сфокусированного на Я внимания», которое является фактором, влияющим на удержание субъектом самого себя вне деятельности и активности, сосредотачиваясь на внутренних процессах. В данной статье мы рассматриваем профессиональную деятельность и рефлексию этой деятельности как две среды личностного и профессионального развития в контексте их гармоничной взаимосвязанности и взаимовлияния.

Особое значение рефлексия и осознанное целеполагание как важнейший ее компонент имеет в сфере так называемых помогающих профессий в субъектной деятельности: она

позволяет осознать и осмыслить содержание деятельности другого человека, значимо влияет на процесс оказания помощи (Ю.Н. Кулюткин, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская). Взаимодействие в этом профессиональном поле строится прежде всего на партнерском взаимодействии в психологической реальности бытия человека. И именно здесь его мышление напрямую связано с личностными особенностями. В частности, исследование продуктивности мышления показало, что в значительной мере оно зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия (А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.Н. Семенов). И именно рефлексия в партнерских отношениях, выстраиваемых в поле профессиональной деятельности психолога, педагога, социального работника и т.д.:

• является фундаментом позитивных и конструктивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов);

• активизирует процессы самосознания, направляя развитие «Я-концепции» человека по пути личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко);

• способствует гармоничному, целостному и динамичному обогащению внутренней жизни человека, стабилизирует эмоциональный мир и способствует самоуправлению с использованием волевого потенциала человека (В.В. Столин, К. Роджерс).

Эффективность этого процесса рефлексивного самоуправления невозможна без важнейшего рефлексивного навыка: осознанного целеполагания. Профессиональное самосознание требует целенаправленного развития. Умение ставить осознанные БшаЛ-цели как в плане своей деятельности, так и в плане организации рефлексии этой деятельности важной задачей является уже на этапе обучения. Именно это умение осознанного целеполагания в рефлексии своей деятельности и обеспечивает базовую готовность выпускника к профессии, делает его свободным в выборе своего профессионального пути. Безусловно, развитие способности к рефлексивной деятельности должно находиться в гармоничном сочетании собственно практического опыта. А.К. Маркова определяет формирование способности к целеполаганию к качестве ключевого элемента развития профессионализма специалиста в субъектной деятельности.

Осознанное целеполагание, являясь самостоятельным психическим процессом, одновременно является и направляющим механизмом рефлексивной деятельности и подчинено ей. Проблема самой постановки цели обсуждается с момента ее зарождения как науки, поскольку именно она является ключевым компонентом любой деятельности. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение

результата и традиционно рассматривается в потребностно-мотивационной структуре в соотнесении с деятельностью (Леонтьев, 10 статья). Целеполагание, по определению В.А. Петровского, - это «формирование индивидом предметной основы, необходимой ему деятельности, ее мотивов, целей и задач. Именно в процессе целеполагания реализуется развитие деятельности и происходит самопорождение человека как субъекта активности».

Исходя из этого организация рефлексивной деятельности студентов в основе своей должна задействовать механизмы осознанного целеполагания, что и было реализовано в рамках программы модернизации образования в НГПУ им. К.Минина и апробации проекта «Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся». Организация рефлексивной деятельности студентов включала в себя следующие цели и задачи.

Цель - формирование рефлексивного мышления студента как основы сознательной саморегуляции процесса формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Задачи:

1. Повысить рефлексивную культуру студентов

2. Повысить уровень осознанности студентом саморегуляции процесса обучения и процесса формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

3. Использовать мониторинг продуктов рефлексивной деятельности студентов для повышения эффективности обучающих модулей

На предварительном этапе были выявлены следующие проблемы:

• отсутствуют подходящие инструменты рефлексии процесса освоения учебных дисциплин;

• недостаточно разработаны индикаторы эффективности рефлексивной деятельности;

• малый опыт преподавателей разных профилей сопровождать рефлексию в психологическом контексте;

• недостаточно высокая осознанность студентами процесса и результата своей учебной деятельности.

В качестве инструментов рефлексивной деятельности студентов были разработаны лист групповой рефлексии и индивидуальный дневник рефлексии, а также выделены критерии оценки рефлексивной деятельности:

• осознанность и умение формулировать и анализировать цели (свои, дисциплины, модуля);

• умение определять и оценивать свою активность и вклад в освоение модуля;

• способность выделять ключевые события, идеи, людей и оценивать степень и механизм их влияния на собственное профессиональное развитие;

• умение анализировать то, какой опыт получен, и определять потребности, которые еще не удовлетворены в профессиональной деятельности;

• умение анализировать неуспехи и их причины, определять потенциальные пути преодоления неуспеха.

На предварительном этапе по оценке самих студентов и оценке преподавателей ряд критериев имеет большее количество затруднений, приводящих к снижению эффективности рефлексивной деятельности:

□ осознанность и умение формулировать цели;

□ умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности.

Именно эти критерии, на наш взгляд, определяют приоритетные направления дальнейшей работы по организации и обучению студентов рефлексивной деятельности.

Качественный анализ умения осознавать и анализировать цели показал, что цели преподавателей студенты видят чаще всего в контексте донесения информации и создании условий для освоения дисциплин модуля, а собственные - в получении знаний и новой информации.

Таким образом, одной из главных проблем в рефлексивной деятельности студентов, влияющей на эффективность освоения модуля и приобретения компетенций, является недостаточно осознанное целеполагание. В связи с этим актуальной является задача активного использования методов работы, направленных на повышение осознанности собственных целей. Овладения способами коррекции, в том числе и с точки зрения целей, своего личного профессионального плана, умение планировать задачи по его реализации, определение своих личных целей в процессе освоения каждого модуля, дисциплины в профессиональной образовательной программе способствует расширению перспектив и вариантов профессионального развития.

В процессе проведения первого этапа реализации проекта «Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся» упор был сделан именно на проблемные точки. Проведены вебинары и мастер-классы со студентами и преподавателями. В процессе исследования были проанализированы более 400 дневников рефлексии в экспериментальной группе (участники проекта) и студентов, обучающих в традиционных условиях. На основании проведенного контент-анализа можно сделать выводы о том, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной:

• студенты выше оценивают свои навыки рефлексивной деятельности;

• цели прописываются более конкретно;

• формулировка целей совпадает в целом по группе;

• дают более конкретные ответы, отмечая свой вклад в обучение;

• дают более разнообразные ответы, перечисляя различные формы деятельности, которые они реализовывали по своей инициативе, чтобы освоить программы дисциплин.

Таким образом, работа по развитию рефлексии с использованием специальных технологий (дневник рефлексии, лист групповой рефлексии), основанная на создании системы управления самостоятельной работой обучающихся, способствует большей осознанности профессиональной деятельности, более четкому пониманию целей и своей позиции в процессе освоения материалов различных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Белова Е.А., Быстрицкая Е.В., Занозин Д.А., Киселева Е.С. Функции полипозиционного подхода в создании оптимизирующей молодежной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №4.

2. Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Быстрицкая Е.В., Занозин Д.А., Потравко Ж.А. Научно-технологические подходы в педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2014. №1.

3. Гуцу Е.Г. Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов // Вестник Мининского университета. 2014. №3.

4. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2014. №1.

5. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Вестник Мининского университета. 2013. №1.

6. Кардовская Е.К. Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов // Теория и практика общественного развития. 2011. Выпуск 4.

7. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 22-28.

8. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. №3.

9. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М., 2009.

10. Минаева Е.В., Казакова М.В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах // Вестник Мининского университета. 2014. №4.

11. Нолен-Хексема С., Уиско Б.Е., Любомирский С. Переосмысляющая рефлексия // Перспективы психологической науки. М.: Наука, 2006.

12. Огородова М.В., Курылёва О.И., Куль Т.Н. О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта «Шаг в профессию/ STEPS TO PROFESSION» // Вестник Мининского университета. 2015. №2.

13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

14. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №1.

REFERENCES

1. Aksenov S.I., Arifulina R.U., Belova E.A., Bystrickaja E.V., Zanozin D.A., Kiseleva E.S. Funkcii polipozicionnogo podhoda v sozdanii optimizirujushhej molodezhnoj sredy vuza [Functions polypositional approach in the creation of youth-optimizing university]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 4. (In Russian)

2. Aksenov S.I., Arifulina R.U., Bystrickaja E.V., Zanozin D.A., Potravko Zh.A. Nauchno-tehnologicheskie podhody vpedagogicheskom obrazovanii [Scientific and technological approaches in teacher education]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 1. (In Russian)

3. Gucu E.G. Integrativnaja dejatel'nost' mnogopredmetnoj vypuskajushhej kafedry vuza kak uslovie razvitijaprofessional'noj kompetencii studentov [Integrative activities of multi-subject chair of higher educational institutions as a way of enhancement to professional competence of students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. (In Russian)

4. Gucu E.G. Problema celepolaganija v dejatel'nosti prepodavatelja pedagogicheskogo vuza [The problem of goal-setting activity in pedagogical high school teacher Mininskogo]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 1. (In Russian)

5. Dubrovina I.V. Psihologicheskaja kul'tura lichnosti kakfenomen [The psychological culture of the personality as a phenomenon]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 1. (In Russian)

6. Kardovskaja E.K. Refleksija i celepolaganie kak mehanizmy razvitija professional'nogo samosoznanija studentov [Reflection and statement of purposes as mechanisms of development of students' professional self-consciousness]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2011, Vypusk № 4 (in Russian).

7. Kuljutkin Ju.N. Refleksivnaja reguljacija myslitel'nyh dejstvij [Psychological research on intellectual activity]. Psikhologicheskie issledovaniya intellektual'noy deyatel'nosti. Pod red. O.K. Tikhomirova. Moscow, Mosk. un-ta Publ., 1979. Pp. 22-28 (in Russian).

8. Markova S.M., Gorlova V.G. Proektirovochnaja dejatel'nost'pedagoga kak tvorcheskijprocess [Gorlova Designing activity of teachers as a creative process ]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. (In Russian)

9. Materialy Vserossijskoj jubilejnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 120-letiju so dnja rozhdenija S.L. Rubinshtejna, 15-16 oktjabrja 2009 g. [Materials of the National anniversary scientific conference dedicated to the 120th anniversary of S.L. Rubinstein, October 15-16th, 2009]. Otv. red. A.L. Zhuravlevidr. Moscow, 2009. (In Russian)

10. Minaeva E.V., Kazakova M.V. Osobennosti razvitija vnutrennego plana dejstvij na raznyh vozrastnyh jetapah [The development of internal action plan for different age stages]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. (In Russian)

11. Nolen-Heksema S., Uisko B.E., Ljubomirskij S. Pereosmysljajushhaja refleksija [Rethinking Rumination ]. Perspektivypsikhologicheskoy nauki. Moscow, «Nauka Publ., 2006 g (In Russian)

12. Ogorodova M.V., Kuryljova O.I., Kul' T.N. O portfolio abiturienta Mininskogo universiteta v ramkah realizacii proekta «Shag v professiju/ STEPS TO PROFESSION» [Portfolio entrants of mininsky university within the framework of the project «step to profession»]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 2. (In Russian)

13. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma subektnosti [Personality psychology: the paradigm of subjectivity ]. Rostov-on-Don, 1996 (In Russian)

14. Povshednaja F.V., Lebedeva O.V. Osobennosti vosprijatija fenomena «psihologicheskoe zdorov'e» studentami pedagogicheskogo vuza [Peculiarities of pedagogical high school students' comprehension of "psychological health" phenomenon ]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1. (In Russian)

© Богородская О.В. ,2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Богородская Ольга Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская федерация, e-mail: olgluzd@yandex. га

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Bogorodskaya Olga Viktorovna - PHD, Assistant Professor, Dean of Faculty of Pedagogy and Psychology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.