Научная статья на тему 'Рефлексивный опыт как средство формирования готовности будущего преподавателя-тренера физической культуры и спорта к педагогическому творчеству'

Рефлексивный опыт как средство формирования готовности будущего преподавателя-тренера физической культуры и спорта к педагогическому творчеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТРЕНЕР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОПЫТ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS TEACHER-TRAINER / A PREPAREDNESS TO PEDAGOGICAL CREATIVITY / A REFLECTION / A REFLECTIVE EXPERIENCE / A REFLECTIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Альфия Валеевна, Морозов Михаил Васильевич

В статье раскрываются основные компоненты, специфика, содержание и результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего специалиста к педагогическому творчеству средствами рефлексивного опыта. Содержание педагогического эксперимента, включающего творческие инновационные методы и формы рефлексивного взаимодействия, а также принципы и возможные педагогические барьеры их реализации, может найти применение в системе вузовской подготовки специалистов физической культуры и спорта. В качестве результатов исследования выступают: переосмысление студентами ценностей и смыслов собственной педагогической деятельности; изменение образовательной позиции будущих специалистов; рефлексивное осмысление задач творческой педагогической деятельности и будущих профессиональных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REFLECTIVE EXPERIENCE AS A MEANS OF A PREPAREDNESS FORMATION OF A PHYSICAL TRAINING AND SPORTS TEACHER-TRAINER TO PEDAGOGICAL CREATIVITY

In this article the basic components, the specificity, the maintenance, and the results of the theoretical analysis and skilled-experimental work dealing with the formation of future specialist preparedness to pedagogical creativity are revealed by the means of the reflective experience. The maintenance of the pedagogical experiment, including creative innovative methods and the reflective interaction forms, and also principles and possible pedagogical barriers of their realization, can be useful in higher education system of physical training and sports specialists preparation. As a result the following positions are considered: the students rethinking of values and senses of their own pedagogical activity; the reconsideration of the future specialists educational position; the reflective thinking of the creative pedagogical activity problems and the future professional positions.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный опыт как средство формирования готовности будущего преподавателя-тренера физической культуры и спорта к педагогическому творчеству»

УДК 378+7А РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ТРЕНЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

ТВОРЧЕСТВУ

Москвина А.В., Морозов М.В.

В статье раскрываются основные компоненты, специфика, содержание и результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего специалиста к педагогическому творчеству средствами рефлексивного опыта. Содержание педагогического эксперимента, включающего творческие инновационные методы и формы рефлексивного взаимодействия, а также принципы и возможные педагогические барьеры их реализации, может найти применение в системе вузовской подготовки специалистов физической культуры и спорта. В качестве результатов исследования выступают: переосмысление студентами ценностей и смыслов собственной педагогической деятельности; изменение образовательной позиции будущих специалистов; рефлексивное осмысление задач творческой педагогической деятельности и будущих профессиональных позиций.

Ключевые слова: преподаватель-тренер физической культуры и

спорта, готовность к педагогическому творчеству, рефлексия, рефлексивный опыт, рефлексивное взаимодействие.

A REFLECTIVE EXPERIENCE AS A MEANS OF A PREPAREDNESS FORMATION OF A PHYSICAL TRAINING AND SPORTS TEACHER-TRAINER TO PEDAGOGICAL CREATIVITY

Moskvina A.V., Morozov M.V.

In this article the basic components, the specificity, the maintenance, and the results of the theoretical analysis and skilled-experimental work dealing with the formation of future specialist preparedness to pedagogical creativity are revealed by the means of the reflective experience. The maintenance of the pedagogical experiment, including creative innovative methods and the reflective interaction forms, and also principles and possible pedagogical barriers of their realization, can be useful in higher education system of physical training and sports specialists preparation. As a result the following positions are considered: the students rethinking of values and senses of their own pedagogical activity; the reconsideration of the future specialists educational position; the reflective thinking of the creative pedagogical activity problems and the future professional positions.

Keywords: physical training and sports teacher-trainer, a preparedness to pedagogical creativity, a reflection, a reflective experience, a reflective interaction.

Современные инновационные процессы в области образования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. Активность, самостоятельность, инициативность и творчество являются ведущими качествами направленности личности учителя в развитии её готовности к педагогической деятельности. Создание условий для развития и реализации творческого потенциала будущего специалиста рассматривается как самостоятельная цель государственной политики в области образования. В российском Законе «Об образовании» официально закреплено не только право учителя, но и

обязанность творить, обновлять содержание, методы и формы обучения и воспитания в инновационной творческой педагогической деятельности.

Педагогическое творчество является одной из составляющих готовности специалиста физической культуры и спорта к

профессиональной деятельности. Однако анализ образовательной деятельности современной школы позволяет констатировать, что преподаватель физической культуры зачастую не готов к творческому решению педагогических задач. Результаты общепедагогических исследований показывают, что причины подобного явления во многом определяются состоянием подготовки студентов в педагогических вузах (Л.А.Подымова, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнова, Н.М.Яковлева). Необходимость овладения будущими специалистами физической культуры и спорта основами творческой деятельности, позволяющей обогащать личностный и профессиональный опыт, подчеркивается отечественными и зарубежными учеными (А.А.Деркач, Л.Е.Варфоломеева, А.А.Ефимов,

А.А.Исаев, Н.В.Кузьмина, С.Ф.Матвеев, С.Д.Неверкович, И.Н.Решетень, Г.И.Хозяинов, А.Annario и др.).

В исследованиях последних лет проблема подготовки будущего преподавателя физической культуры и спорта приобретают новое смысловое наполнение, основываются на концепции творческого подхода к подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта, позволяющей выявить и сформировать у них творческую индивидуальность, развить собственные педагогические взгляды и убеждения, способствовать созданию инновационных технологий. Идея формирования социально-гуманитарных, творческих аспектов развития личности молодого специалиста все активнее рассматривается в теории и методике профессионального образования, теории и методике физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуре.

Физическая культура и спорт имеют межпредметный характер как по содержанию, так и по реализуемой деятельности, предоставляющей широкие

возможности личности творчески выражать себя образовательными средствами. В частности в связи с усилением требований образовательных стандартов возникает необходимость интеграции учебного материала всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе. Кроме того, возникает необходимость интеграции содержания общего, дополнительного и профессионального образования по вопросам физического воспитания.

Следовательно, одним из важнейших аспектов подготовки будущего специалиста физической культуры и спорта к педагогическому творчеству является признание роли физического воспитания и физкультурноспортивной деятельности в формировании социально активной, творческой личности. В педагогике физкультурно-спортивная деятельность рассматривается как один из путей осуществления физического воспитания личности.

В последнее десятилетие роль физического воспитания в формировании творческих качеств воспитанников приобретает особую значимость в связи в актуализацией нового направления в подготовке будущего специалиста физической культуры - подготовки преподавателя-тренера. Спецификой данного вида деятельности в области физической культуры и спорта является ориентация субъекта образовательной деятельности на успешность, высокие спортивные показатели, что реализуется посредством включения в педагогическую тренерскую деятельность, требующую изобретательности, инициативы, творчества самореализации.

Анализ современной научной литературы позволяет выделить следующие основные аспекты педагогического творчества будущего преподавателя-тренера:

Личностный аспект - понимание себя как личности, самооценка, самоопределение, самореализация.

Интеллектуальный аспект - высокий уровень развития мышления, интеллекта, владение информационным источником знаний о профессионально-педагогической деятельности.

Социальный аспект - социализация личности, осознание себя как необходимого члена общества, ведение активного образа жизни.

Системный анализ каждого из аспектов педагогического творчества позволил предположить, что восхождение студента к педагогическому творчеству невозможно без поэтапного его включения в опыт рефлексии с целью самостоятельного выбора путей и способов осуществления профессиональной педагогической деятельности.

В соотношении с данной идеей под готовностью учителя физической культуры и спорта к педагогическому творчеству мы понимаем теоретическую и практическую готовность учителя решать профессиональные задачи методами педагогического творчества через последовательное развитие позитивного отношения студента к творческой профессионально-педагогической деятельности, понимание и осознание своих способностей и возможностей, желание их развивать

(мотивационная готовность); овладение знаниями и умениями творческой деятельности: полнота усвоения содержания понятия: полнота усвоения

объема понятия; полнота усвоения практических действий (когнитивная готовность); развитие личностных и профессионально-значимых качеств общительности, эмоциональной устойчивости, адекватности, чувствительности, воображения (коммуникативная готовность).

Быстрое обновление современной школы, креативные процессы, пронизывающие всю её деятельность, динамические изменения самой личности современного студента, требуют повышенной рефлексии в познании человеком себя и творческого освоения мира.

По мнению исследователей, функция рефлексии в образовании как раз заключается в том, чтобы построить новую (творческую) образовательную деятельность, которая призвана не транслировать устаревшие знания, а

способна научить учащихся (студентов) учиться самостоятельно, сделать их субъектами собственного образования. Но для этого необходимо формировать у субъекта способность к самостоятельному теоретическому познанию, основу которого составляет «теоретический тип мышления, содержанием которого является бытие опосредованное, рефлектированное, существенное» (В.В.Давыдов) (1, с.306)

Следует также отметить, что под педагогической рефлексией в общем случае понимают соотнесение себя, возможностей своего «Я», своей деятельности с тем, чего требует избранная профессия педагога. По мнению

В.В.Краевского, рефлексия есть важнейшее качество современного учителя, определяющее его методологическую культуру в аспекте «перехода от жесткой нормативности к к эвристичности, ...установки на проблемность, научный поиск, противостоящий информационному, рецептурноотражательному подходу» ( 3, с. 168-169).

Ю.Н. Кулюткин описывает психологическую структуру деятельности педагога с позиции рефлексивного управления «другой деятельностью» (деятельностью ученика), являющейся объектом управления со стороны педагога (4, с. 31). Главным моментом рефлексивного управления является постановка учащегося в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению. Такой подход к деятельности педагога дает возможность уяснить, во-первых, гуманистичность его позиции. Суть такой позиции состоит в ориентированности педагога на развитие у воспитанников способности к саморегуляции. Это достигается благодаря тому, что творчески работающий учитель не только ставит перед собой цели, но и стремится, чтобы они были приняты детьми; не только разрабатывает способы их достижения, но и учит детей (создает условия) осваивать эти способы; не только оценивает результаты деятельности воспитанников, но и формирует у них способность к самооценке, к оценке других (необходимое условие становления у детей ценностного отношения к себе и другим людям, к своей деятельности и

деятельности других; результатом такого отношения становится ценностная позиция воспитанника, способного рефлексировать.

Во-вторых, рефлексия как способность педагога осмысливать себя, свои действия, ученика и его действия, ведущая к осознанию и пониманию внутреннего мира ребенка, позволяет ему осуществлять выбор оснований деятельности как определенного типа отношений к творческой педагогической деятельности, к учащимся и к самому себе.

Данные теоретические основания позволили разработать основные подходы к проведению опытно-экспериментальной работы. Так как объектом измерения выступали свойства личности, мы использовали качественные показатели. Переход к количественным показателям, которые позволяют осуществить статистический анализ, мы осуществляли, опираясь на работы В. А. Беликова, М. И. Грабаря, К. А. Краснянской, Т. Е. Климовой, А. В. Усовой.

Мотивационно-рефлексивная готовность отслеживалась по следующим показателям: мотивы, интересы, ценностные ориентации, сила мотивации, потребность саморазвития, самооценка достижений, удовлетворенность своими достижениями. Средством диагностики выступали стандартизированные тесты В. И. Андреева, Л. Д. Столяренко, К. Замфира, Э. Ф. Зеера, О. Н. Шахматовой, Дж. Ротера, А. Реана, методика В. А. Ядова.

Содержательный анализ полученных результатов показал, что у будущих педагогов физической культуры и спорта недостаточный уровень сформированности мотивов, интересов, ценностных ориентаций в творческой педагогической деятельности. Так, проведенное тестирование по вышеописанным методикам, а также анкетирование показало, что низкий уровень у 38,3% студентов, причем все они не собираются работать в школе по окончании учебы. Среди ценностей педагогической профессии возможность творческого саморазвития осознается на одном из последних мест, студенты данной группы не видят перспектив и смыслов, не могут назвать форм и средств самореализации в избранной профессии. Более того,

они не видят взаимосвязи между знаниями, необходимыми учителю физической культуры и тренеру, поэтому считают, что психологопедагогические знания и знания основ творческой деятельности им не пригодятся в дальнейшем.

Средний уровень наблюдался у 47,3%, и только у 14% студентов выявлена выраженная профессиональная творческая направленность — им нравится выбранная профессия, они выбрали профессию учителя осознанно, но они слабо владеют умениями рефлексивной саморегуляции, у них практически нет опыта педагогического творчества. Все это свидетельствует о достаточно низком уровне мотивационно-рефлексивной готовности будущих педагогов по физической культуре к творчеству.

В то же время в теоретических основах готовности будущих педагогов по физической культуре и спорту к педагогическому творчеству заложены определенные возможности для более качественной организации данного процесса. В связи с этим возникла необходимость выяснить, насколько реализуются данные возможности в практике работы преподавателей. С этой целью в рамках констатирующего эксперимента проведено их анкетирование. Мы предлагали анкеты, содержание которых позволяло оценить знание и владение преподавателями физической культуры и спорта современными творческими технологиями и методиками обучения.

Нами получены следующие данные: в оценке роли различных педагогических технологий для решения данной проблемы большинство преподавателей (73,6%) справедливо отдало предпочтение технологиям, опирающимся на личностно ориентированный и дифференцированный подходы в обучении, и лишь 26,4% опрошенных отметило технологию рефлексивного обучения, основу которой составляют творческие методы игровых ситуаций, методы ситуаций выбора и успеха, задачные технологии, исследовательские технологии, тренинги, спортивные соревнования. Данный факт свидетельствует не столько о слабой информированности

преподавателей о практической значимости данных технологий, сколько о неумении ее использовать в практике.

Проведенное нами исследование качественных показателей мотивационно-рефлексивной готовности студентов факультета физвоспитания к педагогическому творчеству позволяет рассматривать её отдельные компоненты не в качестве произвольно выделенных тем или иным исследователем, а как необходимый и неизбежный результат образовательного процесса, глубже понять специфику каждого вида и их внутреннюю связь как элементов единой системы.

Исследуя проблему выбора профессии в сфере физической культуры и спорта, мы получили следующие результаты. Только 18, 6 % респондентов объяснили свой выбор фактором предназначения (призвания) к этой сфере деятельности, 23, 2% - предполагаемой успешностью в этой профессии. При этом показательно, что большая половина опрошенных студентов (51, 1%) не могли отчетливо сформулировать причины выбора, однако внушает оптимизм тот факт, что привлекательной стороной своего профессионального выбора студенты считают возможность общения, взаимодействия, творчества (32, 5% ), что подтвердило наше теоретическое предположение о необходимости развития коммуникативной готовности к педагогическому творчеству средствами рефлексивного взаимодействия.

О ценности педагогического творчества в контексте профессиональной педагогической деятельности заявили только 46, 5% опрошенных студентов. При этом показательно, что большая часть опрошенных учителей-практиков считают, что педагогическое творчество является необходимой составляющей педагогической деятельности учителя физвоспитания (67, 4 %) и имеют представление о сущности

педагогического творчества как способности к созданию нового в педагогической деятельности (нового знания, новых технологий, авторских программ, методических рекомендаций и др.) Отвечая на вопрос о наиболее

значимых (ценных) для учителя физической культуры способностях студенты называют следующие:

- умение действовать в меняющейся конкретной ситуации;

- способность изменять и модернизировать существующие методики преподавания и тренировки;

- умение применить нестандартный подход в обучении физической культуре;

- с помощью своих знаний доступно научить детей здоровому образу жизни.

При уточнении уровня рефлексивной готовности к педагогическому творчеству студентам было предложено выбрать условия своего творческого роста. Показательно, что среди предложенных условий:

- понимание и осознание своих способностей и возможностей, желание их развивать;

- взаимодействие в процессе обучения со значимыми и уважаемыми преподавателями;

- успешность в обучении,

студенты отдали предпочтение первому их них, подтвердив наше предположение о значимости для будущих специалистов развития своей рефлексивной готовности, то есть понимания, осознания и развития своих способностей.

Таким образом, существующая система организации обучения в университете обеспечивает недостаточный уровень мотивационнорефлексивной готовности будущих педагогов по физической культуре и спорту к педагогическому творчеству, что отражается на результатах их самостоятельной профессиональной деятельности в школе. Повышение уровня готовности будущих педагогов по физической культуре и спорту к педагогическому творчеству может быть обеспечено реализацией комплекса специально созданных педагогических условий, среди которых важнейшим является формирование рефлексивного опыта, обеспечивающего

осознанный выбор будущими специалистами образования педагогической профессии, мотивацию творческой педагогической деятельности.

В рамках технологического подхода к процессу формирования рефлексивного опыта в мировой практике образования существует большое разнообразие операционных механизмов. Среди них исследователи называют модели, которые по своим смысловым параметрам могут выступать как технологии рефлексивного взаимодействия: «Вызов -

осмысление - рефлексия» (Дж.Стил,Ч.Темпл), «Знаем - хотим узнать -узнали» (Д.Огл), «Взаимообучение» (Э.Браун), «Активное чтение-размышление под руководством преподавателя» (Р.Стаффер). Каждая из этих моделей имеет свои отличительные особенности и может быть использована в практике вузовского образования( 2).

Формирование рефлексивного опыта студентов в ходе исследования осуществлялось посредством творческих инновационных методов и форм: рефлексивное взаимодействие (рефлексивный полилог), методы игрорефлексики, исследовательские технологии. С точки зрения методов и форм развития педагогического творчества студентов была необходима переориентация студентов в ходе проведения специальных исследовательских тренингов от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом одним из перспективных ориентиров данных занятий была подготовка будущего преподавателя-тренера к профессиональной деятельности, основу которой составляют общение с детьми, умение выстроить такую образовательно-рефлексивную среду, которая будет способствовать творческому развитию учащихся, развитию их способностей к саморегуляции и самосовершенствованию. При этом мы исходили от установки, что творческий педагог-тренер должен уметь осуществлять помощь и поддержку ребенку, владеть разнообразными средствами создания ситуации успеха.

Центральным методом, определившим организационную структуру всего процесса рефлексивной деятельности будущих преподавателей-тренеров, стал метод рефлексивного взаимодействия, который мы рассматриваем как разновидность педагогического взаимодействия, важнейшей составляющей которого является рефлексия. Эффект данного типа взаимодействия обеспечивается общением субъекта взаимодействия как с внешним миром (взрослый, педагог, тренер и др.), так и со своим собственным внутренним, в котором он ищет хранящиеся там опыт и информацию (5, с.129). Можно обозначить суть данного метода как эффекта взаимодействия следующим образом: «больше сознания», «больше

понимания», «больше готовности самостоятельно, творчески жить» (7, с.82-83).

В таком контексте рефлексивное взаимодействие есть побуждение к системной рефлексивной позиции личности, задающей новые точки отсчета саморазвития личности в её работе над собой. Данные теоретические предпосылки дают нам возможность сформулировать нашу позицию в понимании рефлексивного взаимодействия как педагогически

целесообразного влияния на формирование рефлексивного опыта, побуждающего личность к социально и личностно значимым самопреобразованиям, поиску новых форм и способов продуктивной педагогической творческой деятельности.

При обосновании данного метода в контексте творческих занятий, тренингов мы базировались на следующих принципах :

1) принцип соотнесенности ситуаций рефлексивного взаимодействия с реальной профессиональной образовательной практикой, позволяющей осуществление переноса полученного рефлексивного опыта студента в образовательную и профессиональную область;

2) принцип нивелировки статусных барьеров, позволяющих выйти за рамки формального общения с целью генерирования новых идей без боязни критики и наказания за ошибку;

3) принцип взаимодополняемости и взаиморазвития интересов всех участников, что способствует углубленному слушанию идей друг друга, развитию способности слушать, аккумулировать не только свой личный опыт, но и достижения группы в целом;

4) мобилизационный принцип, включающий: способность к

рациональной организации своего времени; внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации и принятия решения; настойчивость в достижении цели, умение переживать неудачи.

Для проведения занятий в форме игрорефлексики был определены основные этапы, в ходе которых в групповых проектах участниками (студентами) осуществлялся анализ педагогических творческих задач различных уровней: практико-предметный (описание педагогических задач в соответствии с видами предметной педагогической деятельности преподавателя-тренера); предметно-смысловой (выход на смысловую интерпретацию предметных задач, на основе которой формулируется важнейшая педагогическая задача тренера - продуктивно-творческого сопровождения физкультурно-спортивной деятельности учащихся); рефлексивно-творческий (реализация творческих исследовательских программ в контексте образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих успешность, творческое развитие и самореализацию учащихся в различных видах физкультурной и спортивной деятельности).

Вышеуказанные формы и методы работы обеспечивали поэтапное развитие готовности студентов к педагогическому творчеству, включали их в опыт рефлексивной творческой деятельности, расширяли круг взаимодействия, что способствовало выявлению педагогических барьеров в аспекте педагогического творчества учителя-тренера: неуверенности в себе, неадекватность самооценки, эмоциональная неразвитость, ограниченность речевого развития, неспособность к созданию нового. На данном этапе студенты приобретали креативные умения и навыки, совершенствовали методы и формы деятельности педагога-тренера, что

обеспечило наиболее важные результаты (в аспекте качественных характеристик) данного этапа экспериментальной работы:

1) переосмысление студентами ценностей и смыслов собственной педагогической деятельности;

2) изменение образовательной позиции будущих специалистов;

3) рефлексивное осмысление задач творческой педагогической деятельности и будущих профессиональных позиций.

Данные качественные изменения отразились и на количественных показателях: значительно возрос средний уровень мотивационно-

рефлексивной готовности студентов к педагогическому творчеству (от 47, 3% до 72%), высокий изменился незначительно (от 14% до 15, 2%), соответственно изменился низкий уровень и составил 22. 8% от общего количества респондентов.

Таким образом, развитость рефлексии будущего специалиста образовательной сферы определяет меру его развития как субъекта творческой профессионально-педагогической деятельности. Достижение будущим преподавателем - тренером высокого уровня профессионализма -педагогического творчества- невозможно без включения в опыт рефлексии по поводу конкретных проблем профессиональной деятельности. Рефлексирующее мышление педагога «выводит на свет» все новые и новые педагогические задачи, возникающие как в результате практической деятельности, так и в результате анализа социогуманитарных процессов, социокультурных ситуаций, образовательного пространства.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480с.

2. Заир-Бек С.И. Стратегии рефлексивного обучения студентов в педагогических вузах : Педагогика как учебный предмет / Сб. научных трудов. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2001. 116с.

3. Краевский В.В. Методология педагогической науки/ пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. М.: Центр «Школьная книга». 2001. 248 с.

4. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительной деятельности // Психологические исследования. М. 1979.

5. Москвина А.В. Становление интеллектуального творчества старшеклассников: учебное пособие для студентов педвузов. Мин-во образования и науки РФ; Оренб.гос.ун-т. М.: Изд-во «Высшая школа», 2008. 352с.

6. Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии, профессионального образования. Материалы международного семинара / Отв.ред -составитель академик МАГО, проф. И.Н.Семенов М. Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования. 2000. 86с.

7. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности /Под редакцией А.А.Деркача. М.:Изд-во РАГС, 2004. 260с.

References

1. Davidof V.V. Vidy obobwenija v obuchenii: logiko-psihologicheskie problemy postroenija uchebnyh predmetov [The forms of generalization in education: logiko-psychological problems of construction of subjects]. Moscow, Russian pedagogical society, 2000. 480p.

2. Zaire-Bek S.I. Strategii refleksivnogo obuchenija studentov v pedagogicheskih vuzah : Pedagogika kak uchebnyj predmet / Sb. nauchnyh trudov [Strategies of students reflective training in pedagogical universities: Pedagogics as a subject / Sb. Proceedings]. SPb., Publishing house RGPU of A.I.Gertsena, 2001. 116 р.

3. Kraevsky V.V. Metodologija pedagogicheskoj nauki/ posobie dlja nauchnyh rabotnikov v oblasti obrazovanija, uchitelej, aspirantov, studentov pedagogicheskih vuzov [Methodology of a pedagogical science / the manual for the pedagogues, teachers, post-graduate students, students of pedagogical universities]. М: the Center «School book». 2001. p. 248.

4. Kuljutkin U.N. Refleksivnaja reguljacija myslitel'noj dejatel'nosti [A reflective regulation of cogitative activity]. М. 1979.

5. Moskvina A.V. Stanovlenie intellektual'nogo tvorchestva

starsheklassnikov: uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov [A formation of intellectual creativity of senior pupils: the manual for students of teacher training universities]. Ministry of science and education of the Russian Federation; Orenb.gos.un. "Higher school". 2008. 352 p.

6. Problemy refleksivnoj psihologii, pedagogiki, akmeologii, professional'nogo obrazovanija. Materialy mezhdunarodnogo seminara [The problems of reflective psychology, pedagogics, acmeology and professional education. Materials of the international seminar]. M. Institut of reflective psychology of creativity and a formation humanization. 2000. 86 р.

7. Seleznev E.V. Razvitie akmeologicheskoj kul'tury lichnosti [The development of acmeological cultures of the personality] / under A.A.Derkacha's edition. М: RAGS. 2004. 260 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москвина Альфия Валеевна, заведующий кафедрой специальной педагогики и методик обучения Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Оренбургский государственный педагогический университет ул. Советская, 19, г. Оренбург, 460844, Россия Е-mail: Moskwin-IL1@yandex.ru

Морозов Михаил Васильевич, старший преподаватель кафедры истории Отечества и социально-политических теорий Оренбургского государственного педагогического университета

Оренбургский государственный педагогический университет ул. Советская, 19, г. Оренбург, 460844, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Moskvina Alfia Valeevna, head of the chair of special pedagogic and educational methodic of the Orenburg state pedagogical university, doctor of pedagogical sciences, professor

Orenburg state pedagogical university 19, Sovetskaja st., Orenburg, 460844, Russia Е-mail: Moskwin-IL1@yandex.ru

Morozov Michael Vasilevich, senior lecturer of history and sociopolitical theories chair.

Orenburg state pedagogical university 19, Sovetskaja st., Orenburg, 460844, Russia

Рецензент:

Рындак В.Г., д-р пед. наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.