1) когнитивный дизайн ЭОР, объединивший подходы теории когнитивного восприятия, когнитивной нагрузки и когнитивно-аффективной теории, повлиял на качество усвоения лекционного курса студентами - в экспериментальной группе 95,1% верных ответов, и 58,3% в контрольной (2014 г.) и при повторной проверке (2015 г.) - 95,8% и 71,2%;
2) образование с помощью мультимедийного ресурса значительно повысило итоговую успеваемость по дисциплине в экспе-
Библиографический список
риментальной группе - 95,1% верных ответов (2014 г.) и 95,8% (2015 г.).
Аппробация экспериментальных электронных учебных ресурсов должна стать обязательным условием их повсеместного внедрения. Формирование специальных подразделений дистанционного и электронного обучения в ВУЗах превращает данную проблему в одну из самых перспективных направлений развития современного образования.
1. Moreno R., Mayer R.E. Cognitive principles of multimedia learning: The Role of Modality and Contiguity. Journal of Educational Psychology. 1999; Vol. 91, № 2: 358 - 368.
2. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2009.
3. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2001.
4. Крейденко B.C. Библиотечные исследования. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
5. Scheiter K., Schuler A., Gerjets P., Huk T., Hesse F. Extending multimedia research: How do prerequisite knowledge and reading comprehension affect learning from text and pictures. Computers in Human Behavior. 2014; 31: 73 - 84.
References
1. Moreno R., Mayer R.E. Cognitive principles of multimedia learning: The Role of Modality and Contiguity. Journal of Educational Psychology. 1999; Vol. 91, № 2: 358 - 368.
2. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2009.
3. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2001.
4. Krejdenko B.C. Bibliotechnye issledovaniya. Moskva: Russkaya shkol'naya bibliotechnaya associaciya, 2007.
5. Scheiter K., Schuler A., Gerjets P., Huk T., Hesse F. Extending multimedia research: How do prerequisite knowledge and reading comprehension affect learning from text and pictures. Computers in Human Behavior. 2014; 31: 73 - 84.
Статья поступила в редакцию 01.12.15
УДК 378
Gantemirova Z.E., postgraduate, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNICATION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL FUTURE OF LAWYERS. This article studies a problem of communication, reveals its importance in shaping communicative competence among future lawyers as a factor of success in their future career. The work identifies the main features, objectives and methods of modern communication. Public communication in the modern society plays a huge role in the development of communicative competence and professional communication. The author concludes that the development of the Internet, cellular communication, satellite systems and other technological means give the universities an important task of the formation of informative component of the training of the future lawyer, which ensures the effectiveness of implementation in practice of communicative competence in the modern information and communicative space.
Key words: communication, professional activity, future lawyer, communicative competence.
З.Э. Гантемирова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО
«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
В данной статье изучены проблемы коммуникации, выявлено её значение в формировании у будущего юриста коммуникативной компетентности, как фактора успешности в дальнейшей профессиональной деятельности. Определены главные функции, цели и способы современной коммуникации. Общественная коммуникация в современном обществе играет огромную роль в становлении коммуникативной компетентности и профессиональной коммуникации. Автор делает вывод о том, что развитие Интернета, сотовой связи, спутниковой системы и других технологических средств ставят перед вузами важную задачу формирования у будущего юриста информативной составляющей его профессиональной подготовки, которая обеспечивает эффективность реализации на практике его коммуникативной компетентности в современном информацио-но-коммуникативном пространстве, тем самым формируется общественная коммуникативная компетентность современного юриста.
Ключевые слова: коммуникация, профессиональная деятельность, будущий юрист, коммуникативная компетентность.
Коммуникация сегодня является необходимым компонентом любой профессиональной деятельности. Особо это касается юридической профессии, относимой к разряду «человек-человек», отражающей её суть через коммуникации юриста с окружающими людьми, клиентами, группами, разными сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. Знание юристом механизмов коммуникационного взаимодействия, понимание им характера его влияния на решение поставленных задач, выбор в организации определенного типа общения, будут способствовать, с одной стороны - повышению показателей деятельности самого учреждения; с другой - повысят уровень удовлетворенности специалистом собственной деятельностью и сформируют у него чувства сопричастности к реализации профессиональных задач [1].
Если, в ходе коллективной деятельности, люди обмениваются друг с другом разнообразными суждениями, взглядами, мыслями, особым миропониманием относительно каких-то явлений, а также знаниями, умениями, тогда данный процесс можно определить как обмен информацией между участниками общения, а само общение-коммуникацию можно назвать процесс обмена информацией. По этой причине, главной составляющей результативности коммуникации юриста с клиентами, главным инструментом эффективного общения выступает та информация, которой он располагает. Е.А. Ганин отмечает: «Процесс обмена информацией как бы встроен во все основные виды консультативной юридической деятельности. Используя и транслируя эту информацию в процессе общения, получая обратные сигналы с клиентом, он как бы руководит всем процессом коммуникации,
поэтому многое зависит от его умений и способности транслировать нужную информацию для достижения адекватного ее восприятия» [2].
Для анализа проблемы коммуникации, как фактора успешности профессиональной деятельности современного юриста, достаточно важным является определение её главных функций, определяющих эффективность общения. Е.Ф. Усманова в диссертации «Речевая коммуникация в юридической практике» определяет следующие важные, для практики коммуникации юристов с клиентами, функции: информативная, интерактивная, перцептивная и экспрессивная [3].
Отмечая многофункциональность коммуникации, можно заключить, что цель коммуникативной деятельности юристов не может быть простой, решать какую-то одну отдельную задачу, поскольку коммуникация и обмен информацией имеют также сложное структурное содержание. Поэтому цель, которую преследует процесс коммуникации имеет несколько подцелей. Среди них ученые отмечают - познавательную, поскольку коммуниканты обмениваются информацией, транслируют друг другу различные знания, умения и навыки. Другая цель коммуникации - стимулирующая, которая через получение определенной информации может побуждать и стимулировать коммуникантов к определенным действиям. И еще одна цель, которую преследуют коммуниканты - это эмоциональная, в ходе которой стороны взаимодействия выражают собственные эмоции, чувства, переживания. Чтобы обозначенную цель и её подцели претворить в практику коммуникативной деятельности, необходимо: а) вооружить коммуникантов знаниями, умениями и техниками трансляции той информации, которой они обладают, чтобы поделиться с другими людьми нужной информацией (юридической); б) научить коммуникантов волевым воздействиям на партнеров, которые должны стимулировать их действия; в) научить коммуникантов выражать свои эмоции, получить сочувствие, сопереживание, поскольку клиент во взаимодействии с юристами всегда ждет сочувствия от специалиста, сопереживания и понимания эмоции.
Значение коммуникации в формировании у юристов коммуникативной компетентности постоянно растёт, что обусловлено тем, что группам, организациям, предприятиям, их сотрудникам необходимо получать, понимать, воспринимать и осваивать информацию, которая способствует решению возникающих профессиональных проблем и вопросов. Руководители судебных органов, адвокатских фирм, чтобы облегчить работу организации, эффективно достичь поставленные цели, осознают необходимость эффективного обмена информацией между партнерами и другими коммуникантами. Если работники не смогут грамотно обмениваться информацией, то не будет качественной результативной работы организации, а её члены не смогут работать вместе, правильно формулировать общие цели и, самое главное, их достигать.
Сегодня коммуникативный акт тяготеет, как правило, к меньшей временной продолжительности, поскольку люди устремлены и нацелены на более быстрое усвоение, постижение новых знаний, новых умений и навыков. С этой целью создаются, изобретаются многообразные технические приспособления,
Библиографический список
которые серьезно облегчают, упрощают коммуникацию между людьми и увеличивают скорость передачи информации. «Но, как отмечает А.Н. Дахин, сама быстрота трансляции и передачи информации не так значима для коммуникантов, сколько важна сама окружающая среда, в которой проходит коммуникация» [4]. Традиционная коммуникация, как правило, осуществляется при непосредственном общении коммуникантов, через письма, послания, письменные документы и тексты, через своеобразные телефонные разговоры, другие сигналы на расстоянии, телеграф, радио, телевидение. Теперь же, информатизация современного общества диктует современные виды коммуникации - Интернет, разработка и внедрение комплексных систем спутникового мониторинга транспорта на основе GPS / ГЛОНАСС, сотовые сети связи, GPRS, спутниковые каналы связи и др.
Эффективность коммуникационного процесса обусловлен, с одной стороны, грамотно подобранными приёмами и средствами коммуникации; с другой - наличием сформированных важных качеств, отвечающих за эффективность взаимодействия - определённых знаний, умений, социальных навыков, профессиональных компетенций. В профессиональной коммуникации важно также владеть культурой речи, умением задавать вопросы, проводить анализ и синтез ответов клиента, уметь правильно интерпретировать ответы, заключать и делать выводы. Наряду с этим, эффективная коммуникация зависит от умения партнеров справляться с возникающими на пути различными коммуникативными барьерами.
Сегодня современное гражданское общество должно формироваться на принципах равенства, справедливости, исполнения общественных законов, что в большей степени обеспечивает судебно-правовая система. Множество возникающих ассоциативных общественных групп - клубы по интересам, неформальные молодежные группы, молодежные субкультуры, общественные организации, политические партии - часто приводит к нарушению интересов групповых норм и конфликтов, проявляющихся в различных формах общественной коммуникации. Сложно переоценить роль эффективной общественной коммуникации в развитии гражданского общества.
Общественная коммуникация в современном обществе играет огромную роль в становлении коммуникативной компетентности и профессиональной коммуникации. Профессиональная коммуникация юриста - это комплекс специфических коммуникационных навыков, которые диктует профессия, главным компонентом которой и функцией является необходимость вступать в коммуникацию.
Итак, развитие Интернета, сотовой связи, спутниковой системы, использование видеофонов и других технических средств ставят перед вузами важную задачу формировать у будущего юриста информативной составляющей его профессиональной подготовки, которая неотделима и обеспечивает эффективность реализации на практике его коммуникативной компетентности в современном информационо-коммуника-тивном пространстве, которая приобретает название в рамках юридической специальности - общественная коммуникативная компетентность.
1. Алипханова Ф.Н., Маллаева З.А. Соблюдение и реализация прав ребенка в педагогической теории и практике. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 128 - 129.
2. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий в самообразовании будущего учителя. Высшее образование. 2012; 2: 107 - 110.
3. Усманова Е.Ф. Речевой коммуникативный процесс в профессиональной юридической деятельности. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012; 2: 201 - 203.
4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. Педагогика. 2013; 2: 55 - 57.
References
1. Aliphanova F.N., Mallaeva Z.A. Soblyudenie i realizaciya prav rebenka v pedagogicheskoj teorii i praktike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 128 - 129.
2. Ganin E.A. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v samoobrazovanii buduschego uchitelya. Vysshee obrazovanie. 2012; 2: 107 - 110.
3. Usmanova E.F. Rechevoj kommunikativnyj process v professional'noj yuridicheskoj deyatel'nosti. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012; 2: 201 - 203.
4. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: suschnost', 'effektivnost' i neopredelennost'. Pedagogika. 2013; 2: 55 - 57.
Статья поступила в редакцию 05.12.15
УДК 378.1
Gerbeth O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities Education, branch KGBU STR AKIPKRO
(Byisk, Russia), E-mail: [email protected]
Kolpakova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Studies Teaching Methods, branch KGBU
STR AKIPKRO (Byisk, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN PROFESSIONAL EDUCATION AND SELF-DETERMINATION OF A TEACHER IN ITS VALUES. The article studies a problem of self-determination of personality, and personality of a teacher, his or her work in various Humanities. The paper reveals the meaning of a term "self-determination" as a process of considering oneself, a landmark for self-organization. The authors emphasize that the most important issue in the task of self-determination of the teacher is its semantic contents. With regard to self-determination process of the human meaning, according to the authors, it is one of the most important determinants of the process that allows projecting yourself into the future, gives an individual the semantic perspective. The work also lists mechanisms of self-determination of the individual: communication; relationship; love, freedom, self-determination as a prerequisite. In conclusion, the authors argue that freedom, love, communication are dialogical in a way that brings together and unites people, creates an atmosphere of humanistic communication, stimulates the process of self-determination.
Key words: self-determination, identity, values, teacher education, technology dialogue, self-development, dialogue communication, human socialization.
О.И. Гэрбет, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарного образования, филиал КГБУ ДПО АКИПКРО, г. Бийск,
E-mail: [email protected]
Н.В. Колпакова, канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания общественных дисциплин, филиал КГБУ ДПО
АКИПКРО, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ЕГО ЦЕННОСТЯХ
В данной статье рассматривается проблема самоопределения личности, и в том числе личности педагога, её возникновение в разных гуманитарных науках, раскрывается смысл термина «самоопределение», как процесса полагания себя, ориентир для самоорганизации. Авторы подчёркивают, что наиболее важным вопросом в проблеме самоопределения педагога является её смысловая наполняемость. Применительно к процессу самоопределения человека смысл, по мнению авторов, является одной из важнейших детерминант данного процесса, позволяющий проецировать себя в будущее, обеспечить личности смысловую перспективу. В статье перечислены механизмы самоопределения личности и, в частности, личности педагога: общение; отношения; любовь, свобода, как предпосылка самоопределения. В заключении авторы утверждают, что свобода, любовь, диалогическое общение являются способом, который сближает и объединяет людей, создаёт атмосферу гуманистического общения, стимулирует процесс самоопределения.
Ключевые слова: самоопределение личности, самоопределение педагога, ценности образования, технология диалога, саморазвитие, диалогическое общение, социальность человека.
Проблема самоопределения не нова, её возникновение в разных науках (философии, литературе, психологии, педагогике) восходит ко времени Сократа и Сенеки, имеет свое продолжение в творчестве Ницше и Федорова, Сартра и Бердяева, и, как видно, не исчерпана до сегодняшних дней (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Г.С. Сухобская и др.). Ориентируясь на время, можно предположить, что острое обсуждение темы самоопределения человека характерно для эпох кризиса культур, основополагающих ценностей, для ситуаций, в которых встает необходимость переосмысления или восстановления жизненных ориентиров. Именно в такие исторические периоды возникают новые горизонты в понимании самоопределения, иной интерпретации пересекающихся с данным понятием феноменов, таких как, свобода, ответственность, самостоятельность, совесть.
В самом общем смысле самоопределение человека представляет собой свободное волеизъявление в выборе жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение - это процесс полагания (основания) себя, ориентир для самоорганизации и строительства своей жизни, поиск ответов на вопросы: «Что должно быть?», «Что я должен делать?». Выбор ответа, скорее всего, зависит от взгляда самоопределяющегося человека на жизнь, но также и от ценностей общества, государства. Именно за качество путей выбранных субъектом для поиска ответов, впрочем, как и за качество самого ответа, предполагается ответственность, а условием качества является наличие свободы, самостоятельности, совести, веры.
Однако, существует принципиальное различие между «самоопределенностью» и «самоопределением», самоопределенность рассматривается как предопределенность. В контексте самоопределенности в человеческой жизни все заранее обусловлено, большинство значимых вопросов уже имеют свои ответы, судьба, рок, карма предопределяют выбор и линию жизни человека, «ответы даны и надо, самое большое, их разгадать, понять и соответствовать им» [1]. Понятие самоопределения,
наоборот, предполагает, что человек сам решает, какая высшая истина будет руководить им, чему он будет служить.
Современная психолого-педагогическая наука рассматривает проблему самоопределения с точки зрения субъектно-дея-тельностного подхода. В данном подходе человек рассматривается как субъект своего жизненного пути «в основе этого свойства лежит отношение к себе как деятелю, характеризующийся внутренней активностью, самостоятельностью и ответственностью» [2, с. 204]. Применительно к проблеме самоопределения субъектные проявления человека заключаются в обращенности его сознания к поиску задач самоопределения, средств их успешного решения.
В настоящее время рынок педагогической продукции достаточно велик: передовые технологии, разнообразие учебных изданий, варианты получения образования и прочее. Закономерно встаёт вопрос самоопределения в современной, порой виртуальной реальности: следовать ли массовому имиджу (нормативно заданной свободе), жесткому предписыванию, направляя свою деятельность по общепринятому образцу или воплощать собственную идею, предварительно определившись и выносив этот плод самоутверждения? Такая проблема в настоящее время стоит как перед педагогом, так и перед учеником.
Вероятно, вопрос поставлен слишком категорично «или-и-ли», в действительности нет дихотомии и столь строгих границ в жизненных ситуациях. Но, на наш взгляд, важно уяснить, что самоопределение - это, прежде всего, осознание и выявление из всего мирового разнообразия своего должного, забота о его достижении. Таким образом, образование предотвращает многие из негативных тенденций развития современного общества, именно поэтому важно изучить пути и способы привнесения ценностей в образовательный процесс.
На пути к самоопределению педагогу (как, впрочем, и любому человеку) необходимо преодолеть некоторые крайности. Вероятно, первой является заданность профессиональных рамок. Учитель, сознательно избравший технологию, программу, учеб-