оперативность выполнения внешних практических действий, быстроту установления контактов с партнерами-музыкантами и слушателями, высокую адаптивность к изменениям внешней среды и условиям профессиональной деятельности [12, с. 125].
Таким образом, рассмотрев содержание категорий «коммуникация» и «мобильность» в различных аспектах научного знания, мы трактуем коммуникативную мобильность как интегральное личностно-профессиональное качество, позволяющее эффективно устанавливать межличностные контакты, быстро реагировать на возникающие нестандартные ситуации, изменение слушательских потребностей, обеспечивать вербальное и невербальное взаимодействие и взаимовосприятие всех участников процесса профессионального общения.
Применительно к профессиональной деятельности музыковеда, где преобладают вербально-коммуникационные формы взаимодействия, коммуникативная мобильность является одним из важнейших профессиональных качеств. Она позволяет специалисту эффективно применять полученные в процессе музыкального обучения знания о специфике коммуника-
ции в области музыкального искусства в практических целях, устанавливать межличностные контакты различных уровней, обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников творческого процесса.
Учитывая охарактеризованные в начале статьи виды деятельности музыковеда (научно-исследовательская, культурнопросветительская, музыкально-журналистская, редакторская, творческая, педагогическая и др.), коммуникативная мобильность музыковеда должна интегрировать в себе несколько компонентов: когнитивный (знания о содержании, способах и средствах коммуникации, о специфике коммуникативных процессов в музыкальном искусстве и музыковедческой деятельности); мотивационный (интерес к музыкально-коммуникативным видам деятельности, стремление к овладению ораторским мастерством и искусством слова, направленность на многовариантное социальное и межличностное взаимодействие в сфере искусства); деятельностный (владение средствами музыкальной коммуникации, способами ведения художественного диалога, методами социально-ролевого взаимодействия).
Библиографический список
1. Алгаев, А.Н. Коммуникативная мобильность в структуре профессиограммы педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/106-8020
2. Смирнова, О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2013.
3. Большая российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. - М., 2009. - Т. 14.
4. Всемирная энциклопедия. Философия / под ред. А.А. Грицанова. - М., 2001.
5. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
7. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. - М., 2012.
8. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М., 2002.
9. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / пер с англ. М.В. Соколовой. - М., 2005.
10. Немов, РС. Психология: в 3 кн. - М., 1999. - Кн. 1. Основы общей психологии.
11. Луданова, Т.В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: дис....канд. пед. наук. - Ярославль, 2006.
12. Бутова, И.А. Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3(28).
Bibliography
1. Algaev, A.N. Kommunikativnaya mobiljnostj v strukture professiogrammih pedagoga-psikhologa // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 6 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/106-8020
2. Smirnova, O.V. Formirovanie kommunikativnoyj mobiljnosti studentov ehkonomicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2013.
3. Boljshaya rossiyjskaya ehnciklopediya: v 30 t. / otv. red. S.L. Kravec. - M., 2009. - T. 14.
4. Vsemirnaya ehnciklopediya. Filosofiya / pod red. A.A. Gricanova. - M., 2001.
5. Kagan, M.S. Mir obtheniya: problema mezhsubjhektnihkh otnosheniyj. - M., 1988.
6. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1984.
7. Sharipov, F.V. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posob. - M., 2012.
8. Abdullin, Eh.B. Metodologicheskaya kuljtura pedagoga-muzihkanta. - M., 2002.
9. Sorokin, P.A. Socialjnaya mobiljnostj / per s angl. M.V. Sokolovoyj. - M., 2005.
10. Nemov, R.S. Psikhologiya: v 3 kn. - M., 1999. - Kn. 1. Osnovih obtheyj psikhologii.
11. Ludanova, T.V. Formirovanie pedagogicheskoyj mobiljnosti u buduthikh uchiteleyj muzihki: dis....kand. ped. nauk. - Yaroslavlj, 2006.
12. Butova, I.A. Soderzhanie i struktura professionaljnoyj mobiljnosti muzihkanta-koncertmeyjstera // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. -№ 3(28).
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 37.013.42
Nebolyubova IV., Ezhov S.G. HERMENEUTIC APPROACH TO THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND LEGAL COMPETENCE OF PERSONALITY. In this paper the theoretical foundations of the hermeneutic-based approach to the process of formation of communicative competence of future legal jurists. The mechanism of hermeneutic interpretation of communicative and legal knowledge. Examined the content of external and internal factors of formation of legal communication in vocational education.
Key words: communicative-legal competence, hermeneutic approach, hermeneutic interpretation, factors of vocational education.
И.В. Неболюбова, аспирантка ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]; С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассмотрены теоретические основы реализации герменевтического подхода к процессу формирования коммуникативно-правовой компетентности будущих юристов. Раскрыт механизм герменевтической интерпретации коммуникативно-правового знания. Рассмотрено содержание внешних и внутренних факторов
формирования правовой коммуникации в системе профессионального образования.
Ключевые слова: коммуникативно-правовая компетентность, герменевтический подход, герменевтическая интерпретация, факторы профессионального образования.
В современных изменяющихся социально-экономических и политических условиях жизни общества, когда правотворческая деятельность должна реагировать и сопровождать динамично развивающиеся общественные отношения, роль закона возрастает, но вместе с тем возрастает и роль осмысления всего правового поля, природы правовых норм, их смысла, значения, социальной обоснованности.
Эффективность правотворческой деятельности в настоящее время во многом зависит от уровня сформированности у будущих юристов коммуникативно-правовой компетентности, которую мы рассматриваем как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к организации правового общения и взаимодействия, в процессе которого происходит систематическое распространение и передача информации о правилах и нормах поведения, с целью упорядочивания и регулирования поведения субъектов права. То есть, коммуникативный аспект понимания права сводится к рассмотрению права как системы отношений, субъекты которых получают правовую информацию путем интерпретации правовых текстов.
Формирование готовности будущих юристов к правовой коммуникации - это неотъемлемая часть их профессиональной подготовки и самообразования. Анализ научных источников показал, что наиболее целесообразным для организации данного процесса является герменевтический подход, привлекающий в последнее десятилетие внимание все большего числа исследователей. Особое значение для нас имели труды по педагогической герменевтике А.Ф. Закировой, Д.М. Назарова, И.И. Сулима, в которых подчеркивается, что герменевтическое направление в образовании разрабатывается с целью определения методов и приемов эффективного познания и понимания объектов и явлений действительности [1].
В рамках исследуемой проблемы в системе профессионального образования важно обратить внимание на герменевтическую триаду: «междисциплинарность - трансдисциплинарность
- мультидисциплинарность» [2].
«Трансдисциплинарность» характеризует герменевтику как научную методологию, исследования в рамках которой идут «через» и «сквозь» различные дисциплины и выходят на более высокий уровень, некий мета-уровень, который независим от той или иной конкретной дисциплины.
«Междисциплинарность» означает, прежде всего, перенос методов исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую.
«Мультидисциплинарность» характеризует герменевтику как научную методологию, в которой предмет исследования изучается одновременно несколькими научными дисциплинами.
Именно эти свойства позволяют применять герменевтику в процессе преподавания различных дисциплин в их интеграционном единстве и целевом взаимодействии. В данном контексте важно обратить внимание на ключевые категории герменевтики - понимание и интерпретация, которые могут быть рассмотрены в различных аспектах и исследуются в таких отраслях научного знания, как философия, литературоведение, юриспруденция, педагогика, психология и т.д.
Как отмечает А.Ф. Закирова « в обыденном толковании «понимание» означает усвоение смысла чего-либо: слова, предложения, поступка, поведения, цели или мотивации. При таком подходе постигаемый смысл остается заданным и неизменным. Однако в герменевтике усвоение не сводится к овладению готовым заданным смыслом, напротив, понимание приводит к раскрытию новых аспектов смысла, его глубинного уровня. Понимание зависит не только от того смысла, который придал предмету понимания его автор. Интерпретатор не просто открывает готовый смысл, но привносит нечто от себя, так как подходит к предмету с определенных позиций личного опыта, своих идеалов и убеждений» [3, с. 12].
Базируясь на данной идее, можно рассмотреть технологический механизм герменевтической интерпретации коммуникативно-правовой информации [4]:
на первом этапе - постановка проблемы, поиск и погружение в коммуникативные аспекты правового пространства;
второй этап - анализ, осмысление, понимание и трактовка универсальных общекультурных смыслов коммуникативно-правовой информации;
третий этап - рефлексивная оценка индивидуального коммуникативно-правового опыта деятельности.
Обращение к герменевтике в системе профессионального образования обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема смыслообразо-вания, которая имеет уникальное значение, так как затрагивает интересы всех структур современного правового общества и объединяет в единой коммуникативно-целевой установке различных субъектов социума. Герменевтика непосредственно обращена к проблеме выработки личностных смыслов, ценностно-смысловым аспектам коммуникативно-правовой деятельности. Ее использование позволит актуализировать коммуникативный потенциал правовых ресурсов и решать следующие задачи в процессе коммуникативно-правовой подготовки будущего юриста [5]:
- умение самостоятельно находить смыслообразующий концепт, анализировать коммуникативно-правовую информацию на различных уровнях, в зависимости от целей и задач, применять полученные знания в правотворческой деятельности;
- развитие проблемного, концептуального видения, самостоятельности суждений;
- умение концентрировать внимание и мыслительную, творческую активность;
- развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, задачи, осмыслить ее в контексте правовой коммуникации;
- анализировать семантическое поле правового предмета и объекта исследования, устанавливать между ними связь;
- умение устанавливать структурные связи между элементами теоретических и практических коммуникативно-правовых знаний, и в более широком значении, формулировать межкуль-турную коммуникацию;
- умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений коммуникативно-правовой сферы.
Таким образом, герменевтика в современном понимании это не только истолкование текстов, искусство перевода и интерпретации, но и осознание смыслообразующего характера коммуникативно-правовой информации, основанная на принципах историчности и междисциплинарности. Процесс применения герменевтики как совокупность средств преобразования исходной информации в ценностную, реализующую поставленные правовые цели, можно подразделить на три этапа: поиск необходимой информации; осознание ее смысловой и ценностноправовой составляющей; представление результата и его правовая оценка.
Организация коммуникативно-правовой подготовки будущих юристов на основе герменевтического подхода позволит:
- погрузить обучающихся в процесс освоения объективного значения коммуникативно-правового знания;
- постичь общекультурные универсальные смыслы явлений правовой коммуникации;
- выработать личностные смыслы правовой коммуникации на основе самопознания и рефлексии результатов коммуникационной деятельности в правовой сфере.
Возможность эффективного внедрения герменевтического подхода в систему коммуникативно-правовой подготовки будущих юристов во многом будет зависеть от учета при проектировании данного процесса следующих факторов:
- психолого-педагогических: уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, возможность повышения квалификации в рамках менеджмента качества юридического образования, избранного направления образовательных стратегий герменевтической направленности по подготовке будущих юристов к правовой коммуникации, актуализации коммуникативно-правовых ресурсов и потенциала образовательного процесса, обеспечивающего качество юридического образования; выбор педагогических технологий, создание условий для самообразования, развития самостоятельности и инициативности личности;
- социокультурных: развитие российских образовательных традиций по подготовке будущих юристов к правовой коммуникации; возможность сохранения и развития коммуникативноправовых ценностей в образовательном учреждении; культурно-исторические истоки становления и функционирования образовательного учреждения; уровень взаимодействия и взаимо-сотрудничества всех субъектов образовательного пространства, наличие общих целей и установок в формировании коммуникативно-правовой компетентности будущих юристов;
- экономических: финансовозатратность реализации герменевтических моделей профессиональной подготовки будущих юристов в сфере правовых коммуникаций;
- социальных: социальные требования к уровню профессиональной компетентности кадров на рынке правовых услуг; реализация инновационных подходов к образовательной системе; целевое взаимодействие и сотрудничество всех субъектов образовательной деятельности при реализации герменевтичес-
Библиографический список
кого подхода в процесс подготовки будущих юристов к правовой коммуникации.
К внутренним факторам мы относим те, которые отражают специфические особенности изучаемого объекта. В данном случае - это специфика подготовки будущего юриста в современных условиях, его социально-значимые виды профессиональной деятельности, среди которых коммуникативно-правовая деятельность является одной из приоритетных, его социальный опыт и ценностные ориентации, потребности и мотивации, условия, средства и технологии погружения будущего специалиста в правовую жизнь общества.
Таким образом, эффективность профессиональной деятельности современного юриста предполагает высокий уровень его коммуникативно-правовой компетентности, наличие навыков работы с коммуникативно-правовой информацией, умений на основе ее понимания и интерпретации выстраивать коммуникативные отношения и взаимоотношения в правовой сфере деятельности.
1. Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. - 1999. - № 1.
2. Назаров, Д.М. Герменевтическая концепция дистанционного образования: монография / Д.М. Назаров, Т.Н. Райхер. - Екатеринбург, 2011.
3. Закирова, А.Ф. Понятийно-терминологическая система педагогики: герменевтико-интерпретационный подход: учеб. пособ. - Тюмень, 2007.
4. Голошумов, А.Ю. Активизация герменевтического потенциала инфокоммуникационных ресурсов в профессиональной подготовке будущих юристов / А.Ю. Голошумов, Т.Ю. Федорова, А.М. Балак // Управленец. - 2013. - № 4.
5. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография. - М., 2006.
Bibliography
1. Sulima, I.I. Filosofskaya germenevtika i obrazovanie // Pedagogika. - 1999. - № 1.
2. Nazarov, D.M. Germenevticheskaya koncepciya distancionnogo obrazovaniya: monografiya / D.M. Nazarov, T.N. Rayjkher. - Ekaterinburg, 2011.
3. Zakirova, A.F. Ponyatiyjno-terminologicheskaya sistema pedagogiki: germenevtiko-interpretacionnihyj podkhod: ucheb. posob. - Tyumenj, 2007.
4. Goloshumov, A.Yu. Aktivizaciya germenevticheskogo potenciala infokommunikacionnihkh resursov v professionaljnoyj podgotovke buduthikh yuristov / A.Yu. Goloshumov, T.Yu. Fedorova, A.M. Balak // Upravlenec. - 2013. - № 4.
5. Zakirova, A.F. Pedagogicheskaya germenevtika: monografiya. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 7: 378.015.3
Rakhimbaeva I. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF QUALITY MANAGEMENT OF ART EDUCATION. The article considers the psychological and pedagogical bases of quality management education in the arts, presented through the prism of development of subjectivity of the student, the most important characteristics of which are set of different types of activities, personal meaning, unique experience, subjective position.
Key words: quality management, artistic education, subjectivity of student, personal sense, the experience of creative activity, creative subjective position.
И.Э. Рахимбаева, д-р пед. наук, проф., директор Института искусств Саратовского гос. университета им. Н.Г Чернышевского, зав. каф. теории, истории и педагогики искусства, г. Саратов,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЦЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы управления качеством художественного образования, представленные через призму развития субъектности студента, наиболее важными характеристиками которой являются совокупность различных видов деятельности, личностный смысл, уникальный опыт, субъектная позиция.
Ключевые слова: управление качеством, художественное образование, субъектность студента, личностный смысл, опыт творческой деятельности, творческая субъектная позиция.
Глобальные процессы модернизации образования в современных условиях экономического реформирования в России в значительной степени определяются тем, насколько стратегически верно осуществляется управление образованием. Обществу на данном этапе развития нужны образованные люди, способные к взаимодействию и сотрудничеству. Модернизация нацеливает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Об-
разовательные учреждения (школы, колледжи, вузы) должны создавать и развивать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опираясь на опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Именно это лежит в основе ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу применительно к общеобразовательной, профессиональной и высшей школам (Н.И. Булынский,