УДК 37.013.73
Goloshumov A.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), Supervisor of projects of management of project practice, "Electronic Moscow" OJSC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Assisting Director of Scientific Work, Ural State Economic University, professor, Department of Artistic Education, Academy of Educational Development and Professional Retraining of Education Workers (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Yezhov S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sports Games, Institute of Physical Education of Sports and Youth Policy, Ural Federal University n.a. B.N. Yeltsin, First President of Russia (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Yefimova P.S., specialist in personnel management, Nizhny Tagil Federation of Basketball (Nizhny Tagil, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INFORMATIONAL HERMENEUTICS. The article is dedicated to a relevant problem of modern time and is connected with education of skilled personnel in conditions of informatization of the society. The idea of importance of theoretical and practical development of the formation of a new scientific trend of informational hermeneutics is aimed at comprehending information reality through reflexive perception of the richest evaluative society experience. Special attention is paid to socio-pedagogical potential of information hermeneutics, to mechanism of hermeneutic interpretation of the contents of information resources. Possibilities for actualizing of the informational hermeneutics as an important socio-pedagogical potential are traced by the team of the authors of the article in conditions of informational educational environment at different levels: monocultural, intercultural and transcultural levels.
Key words: informational hermeneutics, socio-pedagogical potential, information resources, mechanism of hermeneutic interpretation, information educational medium.
А.Ю. Голошумов, канд. пед. наук, руководитель проектов управления проектной практики ОАО «Электронная Москва», г. Москва, E-mail: [email protected]
Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, зам. директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет», проф. каф. художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. каф. игровых видов спорта института физической культуры спорта и молодежной
политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
г. Екатеринбург; E-mail: [email protected]
П.С. Ефимова, специалист по управлению персоналом Нижнетагильской федерации баскетбола, г. Нижний Тагил, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовке кадров в условиях информатизации социума. Обосновывается идея о значимости развития в теории и практике образования нового научного направления - информационной герменевтики, направленной на постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума. Особое внимание уделено социально-педагогическому потенциалу информационной герменевтики, механизму герменевтической интерпретации контента информационных ресурсов, прослеживаются возможности актуализации социально-педагогического потенциала информационной герменевтики в условиях информационной образовательной среды на моно-, интер- и транскультурных уровнях.
Ключевые слова: информационная герменевтика, социально-педагогический потенциал, информационные ресурсы, механизм герменевтической интерпретации, информационная образовательная среда.
В настоящее время становление и развитие информационной герменевтики обусловлено, прежде всего, внутренними тенденциями самой социально-экономической системы, с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям субъектности личности, что является базовым для поиска инновационного пути подготовки кадров в системе современного образования.
Герменевтика (греч. 1пегтепеий^ - разъясняющий, истол-ковыващий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов [1, с. 174]. Информационную герменевтику мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижения информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума. Обращение к информационной герменевтике обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для процесса подготовки кадров в условиях информатизации социума уникальное значение.
Герменевтическое направление в условиях информатизации сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих наиболее полному и всестороннему постижению человеком социокультурной реальности в целом, в
контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал инновационной деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании окружающего социума.
Информационная герменевтика непосредственно обращена к проблеме выработки личностных смыслов. В данном аспекте необходимо обратить внимание на значимость актуализации социально-педагогического потенциала информационной герменевтики в системе современного образования.
Рассматривая сущностную характеристику понятия «потенциал» [2] как источник, возможность, средство, запас, то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, выделяем следующие составляющие социально-педагогического потенциала информационной герменевтики, обеспечивающей полноценное погружение личности в контент информационных ресурсов: многообразие видов, форм и технологий интерпретации информации, отражение ценностных установок окружающего социума, гибкость и адаптивность, многофункциональность, персонифи-цированность информационной деятельности и т.д. Развитие потенциала студента рассматривается как личностная характеристика, которая изменятся при усилении психологизации знаний в вузе методами социально-психологического обучения в форме
тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий, проектирования квазипрофессиональной деятельности и профессионально-личностного консультирования [3].
Реализация социально-педагогического потенциала информационной герменевтики в образовательном процессе позволит обеспечить обучающихся не только информационным банком знаний, умениями самостоятельно исследовать и использовать информацию, но и актуализировать в их сознании систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения в информационное пространство как самоценное явление, обеспечить повышение уровня информационной компетентности студентов в единстве с развитием ценностно-смысловых оснований их информационно-образовательной деятельности.
В рассматриваемом контексте важно учесть, что в настоящее время информация и знания становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества в условиях конкурентной среды. Развитие сетевой инфраструктуры и Интернет-технологий, современный программный инструментарий создали объективные предпосылки перехода от отдельных проблемно-ориентированных информационных систем к интегрированным информационным средам различного назначения. Информационные и коммуникационные технологии из разряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из главных условий эффективного развития образовательного процесса. В данном контексте необходимо обратить внимание на информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса, разнообразие видов и форм информационно-коммуникационных ресурсов.
Необходимо подчеркнуть, что всякий контент информационно-коммуникационных ресурсов интертекстуален. В нем выделяются гипертексты различного уровня иерархии, восприятие которых предполагает осознание и интерпретацию разных знаковых систем в единстве с содержанием информационного объекта. Система герменевтической интерпретации контента информационного ресурса нам представляется в следующей логической последовательности: 1) постановка проблемы, поиск и погружение в ценности информационного пространства; 2) анализ, интерпретация, осмысление и понимание универсальных общекультурных смыслов информации; 3) рефлексивная оценка индивидуального информационного опыта деятельности [4].
Данные аспекты целесообразно рассмотреть в рамках ценностно-смысловых информационных ситуаций, которые можно структурировать по следующим направлениям:
- конкретно-познавательные информационные ситуации -формирование у обучающихся готовности работать с контентом информационных ресурсов, находить необходимую информацию по исследуемой проблеме;
- коммуникативно-развивающие ситуации - формирование умения анализировать представленное содержание информационных ресурсов с позиций различных участников социума, с учётом критериально-оценочного аппарата качества представленной информации;
- социально-ориентационные ситуации - формирование ценностно-смысловой позиции, направленной на формирование у обучающихся отношения к информации как к ценности.
Таким образом, технологическим механизмом реализации герменевтического подхода в системе ценностно-смысловых информационных ситуаций выступает цепочка следующих действий:
Первый этап - формирование у студентов готовности и умения оценивать представленную и постигаемую информацию с разных позиций.
Второй этап - выявление направления ценностно-смыслового поля информационной деятельности каждого обучающегося, исходя из специфики, условий и уровня его информационной компетентности.
Третий этап - формирование умений организации конструктивного целевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по реализации социально-педагогического потенциала информационной герменевтики.
Таким образом, технология герменевтической интерпретации воспринимаемой и постигаемой информации соединяет в себе, с одной стороны, учебно-познавательную деятельность, регулируемую целеполаганием, а с другой, - собственно понимание, сопровождающееся формированием смысловой сферы личности, её ценностно-смысловых установок. А учет особенностей восприятия и интерпретации текста, опыта рефлексивной оценки полученной информации позволяет в полной мере актуализировать социально-педагогический потенциал информа-
ционной герменевтики в процессе подготовки кадров и решать следующие профессионально-образовательные задачи: развитие проблемного видения, самостоятельности суждений; умение концентрировать внимание и мыслительную активность; умение самостоятельно находить в представленной информации главный элемент; развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, её суть; умение устанавливать структурные связи между элементами научных знаний; умение проникать в противоречивую сущность постигаемых инноваций, видеть отношения единства и противоположности их сторон [4; 5].
В данном контексте герменевтическая интерпретация выступает как аналитико-синтетическая деятельность личности по творческому освоению (присвоению) информации, предшествующая непосредственному использованию этой информации в практической деятельности. В основе социально-педагогического механизма герменевтической интерпретации информационного объекта - установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации (предвосхищения) и рефлексии субъекта деятельности.
В центре внимания социально-педагогических механизмов информационной герменевтики - проблема смыслообразования, смыслосозидания в контексте отношений объективно-содержательных характеристик смысловых образований и конкретных форм их функционирования. В связи с этим социально-педагогические аспекты реализации информационной герменевтики актуализируют обращение к субъективно-эмоциональной и ценностно-смысловой стороне в анализе и оценке объектов и явлений информационного пространства.
С позиций информационной герменевтики понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или учебно-познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона [6].
Данный процесс целесообразно организовать на моно-, интер- и транскультурных уровнях информационной образовательной среды, где моноуровень связан с освоением форм и методов самостоятельной работы с информационными ресурсами, направлен на обеспечение формирования у будущих специалистов установки по ценностному отношению к информации. На интеруровне определяются формы и методы целевого и ценностно-смыслового взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. Транскультурный уровень направлен на активизацию самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации социума, развитие умений и навыков ставить и решать конкретные социально-профессиональные цели и задачи в процессе работы с информацией в Интернет-пространстве на основе осмысления, понимания и постижения универсальных общекультурных смыслов.
Педагогическое сопровождение организации информационной образовательной среды на моно-, интер- и транскультурных уровнях позволило определить и роль педагога как интерпретатора информации. В условиях избыточности информационных потоков особое значение приобретает не прямая передача информации преподавателем, а опосредованная им: он учит оценивать различные источники информации по их качеству, достоверности, полноте и ценностно-смысловому наполнению.
Таким образом, образовательный процесс важно рассматривать как многокомпонентную систему, направленную на реализацию социально-педагогического потенциала информационных ресурсов и включающую в себя информационное обеспечение педагогической и управленческой деятельности, соответствующее программно-методическое обеспечение, базы данных, информационно-справочные системы, электронные учебно-методические материалы, объединенные в иерархическую сетевую систему. Данные компоненты определили значимость ценностно-смыслового единства взаимодействия и взаимосотрудничества всех субъектов образовательного процесса вуза. В этом аспекте необходимо отметить, что уровень информатизации определяется не только повышением информационной компетентности студентов в процессе обучения, но и уровнем повышения этой компетентности у педагогов.
Библиографический список
1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва, 2002.
2. Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов. Минск, 2003.
3. Сорокоумова С.Н., Волков И.В. Психологическая подготовка студентов - будущих менеджеров в двухуровневой системе высшего образования. Инициативы XXI века. 2012; 1.
4. Голошумов А.Ю., Федорова Т.Ю., Балак А.М. Активизация герменевтического потенциала инфокоммуникационных ресурсов в профессиональной подготовке будущих юристов. Управленец. 2013; 4.
5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М., 2006.
6. Ежов С.Г., Неболюбова И.В. Реализация герменевтического подхода к процессу формирования коммуникативно-правовой компетентности личности. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6.
References
1. Krysin L.P. Tolkovyj slovar'inoyazychnyh slov. Moskva, 2002.
2. Novejshij filosofskij slovar'. Sostavitel' A.A. Gricanov. Minsk, 2003.
3. Sorokoumova S.N., Volkov I.V. Psihologicheskaya podgotovka studentov - buduschih menedzherov v dvuhurovnevoj sisteme vyss-hego obrazovaniya. Iniciativy XXI veka. 2012; 1.
4. Goloshumov A.Yu., Fedorova T.Yu., Balak A.M. Aktivizaciya germenevticheskogo potenciala infokommunikacionnyh resursov v pro-fessional'noj podgotovke buduschih yuristov. Upravlenec. 2013; 4.
5. Zakirova A.F. Pedagogicheskaya germenevtika. M., 2006.
6. Ezhov S.G., Nebolyubova I.V. Realizaciya germenevticheskogo podhoda k processu formirovaniya kommunikativno-pravovoj kompetentnosti lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 37.013.43
Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Assisting Director of Scientific Work, Ural State Economic University, professor, Department of Artistic Education, Academy of Educational Development and Professional Retraining of Education Workers (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Artistic Education, Academy of Educational Development and Professional Retraining of Education Workers (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Yezhov S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sports Games, Institute of Physical Education of Sports and Youth Policy, Ural Federal University n.a. B.N. Yeltsin, First President of Russia (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Yefimova P.S., specialist in personnel management, Nizhny Tagil Federation of Basketball (Nizhny Tagil, Russia), E-mail: [email protected]
ON SOCIAL UPBRINGING OF RURAL SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ARTISTIC EDUCATION. In the paper the authors study a problem of social upbringing of youth generation in conditions of a rural community. The importance of additional artistic education is substantiated as well as the possibility of actualization of its sociocultural potential in the country on the basis of revival of spiritual background and the Russian national and cultural values. The specific character of social upbringing of rural schoolchildren (traditional values of peasants' culture and modern means of communication) due to active influence on a personality is revealed. The structure and contents of different variable educational social and cultural patterns as well as the technical mechanism of their realization within the framework of the additional artistic education is submitted for consideration. The authors' paper contributes to substantiation of proving the importance of more extensive teaching Russian rural schoolchildren to ethnic culture.
Key words: social upbringing, rural community, additional artistic education, different variable sociocultural patterns.
Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, зам. директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», профессор кафедры художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
B.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: [email protected],
C.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. каф. игровых видов спорта института физической культуры спорта и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
г. Екатеринбург; E-mail: [email protected]
П.С. Ефимова, специалист по управлению персоналом Нижнетагильской федерации баскетбола, г. Нижний Тагил, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема социального воспитания подрастающего поколения в условиях сельского социума. Обосновывается значимость дополнительного художественного образования, возможность актуализации его социокультурного потенциала на селе на основе возрождения духовных истоков и национально-культурных российских ценностей. Раскрывается специфика социального воспитания сельских школьников с учётом активного воздействия на личность, как традиционных ценностей крестьянской культуры, так и современных средств массовой коммуникации. Представлена структура и содержание вариативных воспитательных социокультурных моделей и технологический механизм их реализации в рамках дополнительного художественного образования