Научная статья на тему 'Структура и содержание герменевтической компетентности будущего юриста'

Структура и содержание герменевтической компетентности будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ / ПОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / HERMENEUTICS / HERMENEUTIC COMPETENT / INTERPRETATION OF LAW KNOWLEDGE / KNOWLEDGE / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балак А. М.

В статье обосновывается значимость формирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов такого качества личности как герменевтическая компетентность. Рассмотрено содержание герменевтической компетентности в единстве ее структурных компонентов: «Я-концепции», социально-правового сознания, информационно-инструментальной готовности к герменевтической деятельности. Представлен механизм герменевтической интерпретации правового знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF HERMENEUTICS COMPETENCE OF THE FUTURE LAWYER

In the article substantiates the importance of the formation in the process of professional preparation of future lawyers of that quality of personality ashermeneutics competence.The article considers the content of hermeneutics competence in the unity of its structural components «I conception», socio-legal consciousness, awareness-instrumental willingness to hermeneutics activities. The mechanism of hermeneutics interpretation of law knowledge is also presented.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание герменевтической компетентности будущего юриста»

а как помощника. Ожидая помощи от преподавателя, студенты становятся более дисциплинированными и восприимчивыми к словам преподавателя, что намного облегчает для преподавателя процесс обучения.

С применением имитационных компьютерных моделей из процесса оценки действий обучаемого и преподавателя в значительней мере уходят субъективные факторы. Появляется возможность воспроизведения действий обучаемого, во время которого студент может попробовать самостоятельно определить свои сшибки. Возможно также коллективное обсуждение работы студента. Студент уже не может взвалить вину за неудачное выполнение работы на негативное отношение к нему препода-

Библиографический список

вателя, так как имитационные компьютерные модели относятся ко всем студентам одинаково. Таким образом, внедрение имитационных компьютерных моделей в систему обучения, самосовершенствования, благотворно влияет не только на работу обучаемого, но и на работу преподавателя.

На данный момент времени имитационные компьютерные модели, реализованные в виде тренажерных комплексов, можно рассматривать как высокоэффективное средство обучения, которое переводит процесс обучения из принудительной формы в творческую деятельность, что позволяет студентам не только сдать необходимые зачеты, но и получить радость от процесса обучения и, как следствие, качественные знания.

1. Кваша, В.П. Управление инновационными процессами в образовании: дис. ... канд. пед. наук. - М.,1994.

2. Абрамова, И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М., 2008.

3. Новик, М. Активные методы обучения. - М., 1999.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. - М., 2007.

Bibliography

1. Kvasha, V.P. Upravlenie innovacionnihmi processami v obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk. - M.,1994.

2. Abramova, I.G. Aktivnihe metodih obucheniya v sisteme vihsshego obrazovaniya. - M., 2008.

3. Novik, M. Aktivnihe metodih obucheniya. - M., 1999.

4. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 37.013.42

BalakA.M. THE STRUCTURE AND CONTENT OF HERMENEUTICS COMPETENCE OF THE FUTURE LAWYER.

In the article substantiates the importance of the formation in the process of professional preparation of future lawyers of that quality of personality ashermeneutics competence.The article considers the content of hermeneutics competence in the unity of its structural components «I - conception», socio-legal consciousness, awareness-instrumental willingness to hermeneutics activities. The mechanism of hermeneutics interpretation of law knowledge is also presented.

Key words: hermeneutics, hermeneutic competent, interpretation of law knowledge, knowledge, reflection.

А.М. Балак, адвокат московской городской коллегии адвокатов «Юрискон», г. Москва; E-mail: g-gs@mail.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

В статье обосновывается значимость формирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов такого качества личности как герменевтическая компетентность. Рассмотрено содержание герменевтической компетентности в единстве ее структурных компонентов: «Я-концепции», социально-правового сознания, информационно-инструментальной готовности к герменевтической деятельности. Представлен механизм герменевтической интерпретации правового знания.

Ключевые слова.терменевтика, герменевтическая компетентность, интерпретации правового знания, познание, рефлексия.

В настоящее время эффективность профессиональной деятельности современного юриста предполагает высокий уровень его информированности, наличие навыков работы с информацией, умений ее истолковывать, интерпретировать, понимать и трактовать.

В силу указанной специфики общие принципы организации образовательного процесса в сфере юриспруденции должны быть существенно дополнены развернутым анализом системы знаний конкретных профессиональных информационных ресурсов, отражающих весь комплекс специфических задач, опреде-ляющихбудущее содержание профессиональной правовой деятельности как в специальных вопросах, так и в широком круге общих вопросов. Кроме того, в связи с тем, что работа юриста складывается главным образом из информационных отношений, связанных с оборотом информации, необходимо рассмотреть вопросы оснащения будущих юристов методами, приемами и технологиями по получению, сбору, переработке и хранению информации, ее преобразованию и передаче.

Данные позиции говорят о значимости формирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов такого интегративного качества личности как герменевтическая компетентность, обеспечивающего формирование умений и навыков истолкования и интерпретации правовых знаний.

Анализ научных источников (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской)позволил сделать вывод, что для различных интерпретаций понятия «компетентность» общим является то, что все ученые видят в его основе действие. Понимание компетентности включает: а) помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний; б) знания человека, которые выступают потенциалом, научно-практическим багажом, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при реализации своих функций; в) качества личности, позволяющие эффективно и адекватно ситуации осуществить реализацию своих знаний и умений [1].

Следовательно, компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам, в чьей деятельности реализуются соответствующие способности, наклонности индивида. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [2]. Такая характеристика компетентности органично связана с понятием «герменевтическая компетентность».

Герменевтика (греч. Ьюгтепеий^ - разъясняющий, истолковывающий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов [3].Герменевтикув системе правовой деятельности будущих юристов мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимание и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностно-правового опыта социума.

С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный ха-рактер,обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретациип-редставляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную правовую проблему или задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием профессиональных знаний, личного жизненного опыта и социального фона [4].

Сущность герменевтической интерпретации правового знания состоит в аналитико-синтетической деятельности по его глубоко личностному творческому освоениюи постижению, предшествующей непосредственному использованию этого знания в практической правовой деятельности и представляющей собой рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учётом условий широкого социально-культурного контекста.

Психологический смысл герменевтической интерпретации правового знания раскрывается через трактовку понимания как процесса, как психической мыслительной деятельности, представляющей собой, с одной стороны, дифференцировку, анализ вещей, явлений в соответствующих контексту качествах и, с другой стороны, синтез образующих этот контекст [5]. Таким образом, характерной особенностью герменевтической интерпретации знания является органичное соединение в едином процессе перспективы с ретроспективой, познания и рефлексии.

В основе механизма герменевтической интерпретации правового знания, его эффективного присвоения - установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками информационно-аналитической деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе предвосхищения и рефлексии субъекта деятельности [6].

Мы согласны с А.Ф. Закировой, что процесс герменевтической интерпретации знания носит вероятностный характер и имеет много общего с процессом выдвижения научной гипотезы. Гипотеза как форма научного мышления присутствует в процессе интерпретации знания в явном и скрытом виде. Как и в процессе создания гипотез, в интерпретации участвуют способности человека разного рода: и способность к логическомумышлению, и память, привлекающая на помощь всё наличное знание и жизненный опыт, и умение замечать аналогии между данным случаем и другими, отличными от него, и способность воображения и фантазии, дающая возможность уму выходить далеко за пределы известного и порождать принципиально новые идеи, и интуиция, позволяющая высказывать догадку.

Что касается характера герменевтической интерпретации в процессе освоенияправовой действительности, то проблема широты гипотетических предположений напрямую связана с вопросом о «горизонтах» герменевтического понимания и с проблемой принципиальной невозможности единственно правильного понимания. Кроме того, для научных гипотез характерна относительность, поскольку в них присутствует два начала, отражающих, с одной стороны, стремление к изобретению гипотез, а с другой, -стремление к критике [6].

Необходимо подчеркнуть, что вопросы толкования и интерпретации правовых норм всегда были в центре дискуссии в истории и теории государства и права, и, оказываясь в центре внимания отечественного правоведения, получили по отдельности необходимую разработку. Комплексное же изучение правоприменительного толкования велось при этом преимущественно фрагментарно и бессистемно. А.Н. Атарщикова подчеркивает, чтов научной литературе все ещё отсутствует признанное родовое определение правоприменительного толкования, не выяснены его юридическая природа, признаки и основные черты, не раскрыты в полной мере его роль и функциональные возможности в механизме правового регулирования. Наконец не выявлены герменевтические методы и принципы толкования правовых норм [7]. Далее автор подчеркивает, что в данном контексте необ-

ходимо обратиться к идеямМ. Хайдеггера. Суть его «герменевтики фактичности» состоит в том, чтобы в разработке герменевтической рефлексии научная тема гарантировалась самими фактами. Понимание смысла текста должно, прежде всего, быть заверено системой фактов и осуществляться с «методологической осознанностью». А это есть не что иное, как требование объективности в гуманитарном познании. М. Хайдеггер и Х.-Г. Гадамер стремились преодолеть субъективизм герменевтической методологии своих предшественников, особенно там, где речь шла об истолковании социально-правовых феноменов [7-9].

Базируясь на идеях А.Ф. Закировой, можно утверждать, что на фоне сложившихся общенаучных моделей объяснения и интерпретации знания герменевтическая компетентность будущего юриста непосредственно связано с такими понятиями, характеризующими интерпретирующую деятельность, как «познание», «исследование», «объяснение», «постижение», «изучение», «освоение», «присвоение». Результатами интерпретирующей деятельности могут быть либо объективные характеристики ос-ваиваемогоправового знания (выведенные в ходе сугубо рациональной деятельности наиболее общие понятия и причинноследственные зависимости), либо субъективно-эмоциональная трактовка постигаемых знаний (ценностное отношение к предмету, понимание, формирующееся в контексте конкретного жизненного опыта). В соответствииможно условно будет говорить о двух видах (а точнее, сторонах) интерпретации: с одной стороны, об интерпретации как собственно объяснении, и с другой - об интерпретации как понимании [10].

В соответствии с разработками А.А. Воротниковой структуру и содержаниегерменевтической компетентности будущего юриста можно представить как интеграцию трех структурообразующих компонентов: «Я-концепции», соцально-правового сознания (способность к рефлексии оснований, средств, результатов собственных действий), информационно-инструментальной готовности (к анализу, интерпретации,преобразованию, проектированию) [11].

Следует подчеркнуть, что системообразующим принципом даннойструктуры, придающим ей относительную целостность и внутреннюю согласованность, является субъектностьличнос-ти, ее способность быть организатором и распорядителем собственной деятельности.

«Я-концепция» в данной структуре является основополагающей. Свое концентрированное выражение она обнаруживает в социальной позиции, которая отражает комплекс представлений о себе. На ее основе выстраиваются отношенияв социуме, определяется отношение к процессу профессионального становления и результатамправовой деятельности, осуществляется личная самооценка. «Я-концепция» является смыслообразующей компонентой герменевтической компетентности будущего юриста, так как в ней заключены направляющие, стимулирующие и оценивающие функции его герменевтической деятельности. Это обусловлено тем, что «Я-концепция» направлена на осознание будущим юристом себя, своих возможностей в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе социально-правового общения, в системе собственной личности. Вследствие чего складывается личностно-смысловой уровень субъективного контроля и характер саморегуляции функционирования в условиях социально-правовой реальности.

Социально-правовое сознание представляет собой осмысление будущим юристом содержания своей социально-значимой правовой деятельности, ее целей, задач и технологий выполнения в контексте герменевтической интерпретации и постижения правовой реальности. Социально-правовое сознание -это рефлексивное сознание. Масштабное осмысление своей герменевтической деятельности, ее конкретного содержания и сам характер социально-деятельностного сознания находятся в прямой зависимости от формы базового рефлексивного процесса (полагания, сравнения, определения, синтеза), который фактически и задает динамику развития герменевтической компетентности будущего юриста.

Информационно-инструментальная готовность к герменевтической деятельности позволяет будущему юристу самостоятельно определяться в проблемах социума, самостоятельно отвечать на возникающие правовые вопросы. Свобода в выборе средств своей герменевтической деятельности позволяет будущему юристу гибко использовать их, новаторски перерабатывать опыт других, изобретать принципиально новые технологии взаимодействия. Сегодня, в парадигме развивающего обра-

зования, проблема информационно-инструментальной готовно-стиличности приобрела принципиально новое звучание. Здесь речь идет уже о готовности к проектированию собственной социально-значимой деятельности, где первым вопросом является вопрос о целях и смыслах правовой деятельности в информационном пространстве. Информационно-инструментальная готовность данного вида позволяет будущему юристу встать в практическое отношение к выполняемой им правовой деятельности с целью ее герменевтического преобразования и самосовершенствования; позволяет моделировать, проектировать собственную деятельность; самостоятельно ставить цели, задачи, смыслы выполняемой деятельности, объективно оценивать и анализировать себя и свою деятельность.

Информационно-инструментальная готовность к проектированию социальной деятельности включает в себя: способность

Библиографический список

практически разворачивать ее на любом уровне, удерживать ее предметность в многообразииправовых ситуаций; готовность идти в случае необходимости против общепринятого, готовность изменять существующую теорию и практику. Информационноинструментальная готовность к герменевтической деятельности обнаруживает себя в целостной интеграции всех составляющих герменевтической компетентности будущего юриста, так как модифицирует в соответствии со своей направленностью и социально-правовое сознание, и содержание «Я-концепции». Она задает триединство всех образующих герменевтической компетентности будущего юриста. Именно триединство, иначе: представленность трех в одном, а не компонентное сложение специфических особенностей каждой из образующих составляет содержательную сущность герменевтической компетентности будущего юриста.

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

2. Зеер, Э.Ф. Компетентный подход к образованию// Образование и наука. “ 2005. “ №3.

3. Абдуллин, А.Р Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. - Уфа, 2000.

4. Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. “ 1999. “ № 1.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т.1.

6. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография. - М., 2006.

7. Атарщикова,Е.Н. Герменевтика в праве (историко-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1999.

8. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М., 1998.

9. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.

10. Закирова, А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. - Тюмень, 2001.

11. Воротникова, А.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1998.

Bibliography

1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya// Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.

2. Zeer, Eh.F. Kompetentnihyj podkhod k obrazovaniyu// Obrazovanie i nauka. ? 2005. ? №3.

3. Abdullin, A.R. Filosofskaya germenevtika: iskhodnihe principih i ontologicheskie osnovaniya. - Ufa, 2000.

4. Sulima, I.I. Filosofskaya germenevtika i obrazovanie // Pedagogika. ? 1999. ? № 1.

5. Rubinshteyjn, C.L. Osnovih obtheyj psikhologii: v 2 t. - M., 1989. - T.1.

6. Zakirova, A.F. Pedagogicheskaya germenevtika: monografiya. - M., 2006.

7. Atarthikova,E.N. Germenevtika v prave (istoriko-pravovoyj analiz): dis. ... d-ra yurid. nauk. - SPb., 1999.

8. Gadamer, Kh.-G. Istina i metod: osnovih filosofskoyj germenevtiki. - M., 1998.

9. Khayjdegger, M. Vremya i bihtie: statji i vihstupleniya. - M., 1993.

10. Zakirova, A.F. Teoreticheskie osnovih pedagogicheskoyj germenevtiki: monografiya. - Tyumenj, 2001.

11. Vorotnikova, A.A. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh pedagogov: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1998.

Статья поступила в редакцию 18.05.13

УДК 377

Basharina O. У MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT MULTI-SERVICE DISTRIBUTED INSTITUTION OF SECONDARY EDUCATION. The article defines a set of methods and approaches to design, idea, conceptual and terminological apparatus. A model of the educational process as a pedagogical planning stage is submitted. The kind and content of blocks of the model are substantiated.

Key words: informational and educational environment, multi-service distributed institution of secondary education, the stages of design, model, modeling of the educational process of the multi-service distributed institutionof secondary education.

О.В. Башарина, соискатель ЧГАА, ст. преп. Челябинского института развития профессионального

образования (ЧИРПО) г. Челябинск, E-mail: basholgachel@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МНОГОПРОФИЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определена совокупность методов и подходов к проектированию, идея, понятийно-терминологический аппарат; представлена модель образовательного процесса как этап педагогического проектирования; обоснован вид и содержательное наполнение блоков модели.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, многопрофильное распределенное учреждение среднего профессионального образования, этапы проектирования, модель, моделирование образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения среднего профессионального образования.

Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей

профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному професси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.