Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность студента - будущего юриста как педагогическая проблема'

Коммуникативная компетентность студента - будущего юриста как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ЮРИСТА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЮРИСТА / LAWYER'S PROFESSIONAL PERSONALITY PROFILE / LAWYER'S PROFESSIONAL COMMUNICATION / LAWYER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Д. Д.

В статье раскрывается предназначение коммуникативной компетентности юриста в структуре его профессиональной деятельности; освещаются противоречия и проблемы ее формирования; указываются пути успешного формирования коммуникативной компетентности студента будущего юриста в условиях образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of the future law student as a pedagogical issue

The article reveals the function of a lawyer's communicative competence in the structure of his/her professional activity; highlights contradictions and problems of its development; indicates ways of successful forming of the law student's communicative competence within the conditions of the university educational process.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность студента - будущего юриста как педагогическая проблема»

3. Graburn H.H., Barthel-Bouchier D. Relocating the Tourist // International Sociology. 2001. V. 16 (2). P. 148.

4. Clifford J. Routes I'ravel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, 1997. P. 24.

5. Culler J. Semiotics of Tourision // American Journal of Semiotic. 1981. № 1. Р. 127.

6. Urry J. Ihe Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L., 1990. P. 2.

7. Rojek С. Indexing, Dragging and the Social Construction of Tourist Sights // Тouring Cultures: Transformations of Travel and Theory. L.,

1997. P. 70-71.

8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 2003.

9. Флиер А.Я. Массовая культура и се социальные функции // ОНС. 1998. № 6. С. 144-146.

Поступила в редакцию 13.07.2009 г.

Zasimovich E.S. Potential of tourist activity in formation of culture of international dialogue of youth. The article is devoted to a problem of formation of culture of interethnic dialogue as bases of consolidation of society and strengthening of the state with the help of tourist activity. Today formation of culture of the interethnic relations became priority direction of state cultural and educational policy. Analysis of modern approaches to the researched problem, and also the experience of the teachers of past and present draws to a conclusion, that usage of potential of tourist activity will promote formation of culture of interethnic dialogue of youth.

Key words: dialogue, tourist activity, culture, youth.

УДК 371

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ЮРИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Д.Д. Жуков

В статье раскрывается предназначение коммуникативной компетентности юриста в структуре его профессиональной деятельности; освещаются противоречия и проблемы ее формирования; указываются пути успешного формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста в условиях образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: профессиональный портрет личности юриста; профессиональное общение юриста; коммуникативная компетентность юриста.

На современном этапе развития отечественной системы высшего профессионального образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, компетентной, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина. Однако полное решение данной задачи представляется затруднительным без организации целенаправленных усилий по развитию профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств юриста, который является важной фигурой прогресса общества.

Проблеме профессиональной компетентности специалиста посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых - В.И. Байденко, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, Э.Ф. Зеера, М.В. Кроза, В.М. Лисовцевой, А.К. Марковой, Л.Г. Пет-

ровой, Д. Равена, В.В. Романова, В.А. Сла-стенина, А. Шелтона, Е.С. Шишова и др.

Вслед за рядом исследователей можно утверждать, что ведущим компонентом профессионального потенциала педагога является компетентность (Б.С. Гершунский, В.И. Звягинцев, Г. А. Козберг, Н.В. Кузьмина,

A.К. Маркова, А.Р. Ратинов, В.Н. Софьина и др.). Изучение словарных источников показывает, что компетентность в самом обобщенном виде предстает как интегративное личностное свойство, позволяющее специалисту выполнять должностные полномочия, поставленные задачи на определенном хорошем уровне.

Анализ научной литературы (Л.В. Аб-далина, О.С. Анисимов, Ю.С. Артемов,

B.И. Байденко, Б.С. Гершунский, В.Г. Зазы-кин, В.И. Звягинцев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Софьина, Т.Л. Худякова и др.) показывает, что компетент-

ность предстает как интегративный личностный ресурс, имеющий свою характерную и достаточно сложную структуру, компонентами которой являются компетенции, как те аспекты профессиональной деятельности, от которых непосредственно зависит конечный результат и по которым судят о компетентности специалиста в целом [1].

Вслед за Б.С. Гершунским мы определяем профессиональную компетентность специалиста как уровень собственного профессионального образования, опыт и индивидуальные способности юриста, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, ответственное отношение к делу [2].

Проблема исследования профессиональной компетентности юриста осложняется тем, что это понятие пока еще имеет множественную интерпретацию в научной литературе и единый подход к его определению (С.А. Батышев, И.Б. Голдованская, В.В. Романов, А.Р. Ратинов и др.).

Мы полагаем, что обнаружить сущность профессиональной компетентности юриста, проявляющуюся в реализации им конкретных компетенций, возможно на основе идей компетентностного, профессиографического, задачного подходов, анализирующих и раскрывающих структуру, содержание, виды, функции, задачи профессиональной деятельности юриста.

В рамках профессиографического подхода сложная, многоцелевая профессиональная юридическая деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру. Согласно В. Л. Васильеву, каждая из шести сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности. Исследования показывают, что характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется. Необходимо указать на то,

что данная деятельность имеет выраженный педагогический аспект, который нередко не осознается, не учитывается, сознательно и компетентно не рассматривается, в т. ч. в условиях профессионально-образовательного процесса подготовки юристов.

Структурно-психологический анализ

профессиональной деятельности юриста позволил обратить внимание на следующие ее наиболее обобщенные подструктуры: познавательно -прогностическую (когнитивную), организационно-управленческую, воспита-

тельную, коммуникативную (общения).

Рассмотрим коммуникативную под-

структуру профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда -профессиональным общением. Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности выступило важной методологической предпосылкой при определении места и роли общения в юридической деятельности. Учитывалось, что общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений и носит во многих случаях профессионального общения юриста самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса или судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т. д.

Важным для изучения разработанности проблемы формирования профессиональной, включая коммуникативную, компетентности юриста является профессиональный портрет личности юриста (В.М. Лисовцева, Л.Г. Петрова и др.). В настоящем исследовании учитывалось, что макроструктура общего профессионального портрета личности юриста включает в себя такие основные свойства, как: профессиональную направленность, морально-психологическую подготовленность, профессионально-деловую подготовлен-

ность. Они взаимосвязаны с общей и профессиональной образованностью, обученностью, воспитанностью и развитостью личности юриста, совершенствуются вместе с ними и опосредованы коммуникативной компетентностью. Как видно, профессиональный портрет воплощает обобщенные объективные требования деятельности к личности юриста и соответствие ему - важнейшее условие успеха каждого выпускника в первые годы самостоятельной юридической деятельности, а также и во всей дальнейшей жизни.

Мы считаем, что профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона), где каждая сторона имеет как внутренние, так и внешние аспекты. Если психология сосредотачивает внимание на первом, то педагогика - на втором аспекте. Речь идет о том, что педагогическую теорию и практику интересуют и психологические процессы, происходящие между общающимися и способы эффективного управления ими. Мы полагаем, что юристу в процессе профессионального общения важно понимать не только психологические закономерности межличностных, межсубъектных отношений, но и знать технологию их целенаправленного формирования. В целом это обнаруживает такие важные блоки в структуре коммуникативной компетентности юриста, как: социально-психологический, нравственно-этический и технологический. Следовательно, способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Мы рассматриваем коммуникативную компетентность юриста в самом общем виде, как совокупность профессионально-обусловленных ценностей, знаний, умений, свойств, качеств и отношений личности юриста, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и его наиболее полную самореализацию в профессии.

Анализ литературы, опыт правоохранительной и преподавательской деятельности явились основанием для рассмотрения коммуникативной компетентности юриста в рамках следующих качеств личности:

- способности устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

- развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

- адекватную самооценку и чувство юмора [3].

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, согласно ученым, являются: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, интравер-тированность; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования коммуникативной компетентности будущего юриста в учебнопрофессиональной деятельности еще недостаточно глубоко изучена, не избраны оптимальные концепции образовательного процесса, способствующие ее успешному формированию.

В связи с этим возникают противоречия, требующие своего разрешения, между:

- подчеркиваемой в исследованиях важностью формирования коммуникативной

компетентности юриста и реализуемыми на практике моделями его организации;

- потребностью, стремлением студента -будущего юриста быть профессионально компетентным и его недостаточной готовностью к этому и др.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема формирования коммуникативной компетентности юриста, которая проявляется в том, что профессиональная компетентность юриста как личностное и деятельностное явление постулируется, декларируется, но не всегда достигается, не до конца изучена структура, содержание коммуникативной компетентности, а ее формирование нередко обнаруживает стихийность и непредсказуемость процесса.

Конкретизация сути рассмотрения и решения проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего юриста как педагогической проблемы, на наш взгляд, состоит в том, что:

- не систематизированы методологические подходы к ее исследованию;

- отсутствует четкая структура и содержание коммуникативной компетентности юриста;

- не выявлены критерии, показатели и уровни ее функционирования;

- не конкретизированы технологии, формы и методы, обеспечивающие ее успешное формирование;

- не описаны этапы педагогического процесса во взаимосвязи со стадиями овладения студентами коммуникативной компетентностью;

- не изучена степень готовности преподавательского коллектива и самих студен-

тов к реализации целенаправленного процесса по формированию коммуникативной компетентности последних в условиях профессионально-образовательного процесса;

- не освещены должным образом педагогические, социальные, психологические условия, обеспечивающие качество процесса;

- все еще отсутствуют системные мониторинговые исследования в данной области.

Выделенные положения составляют предмет дальнейшего научно-практического поиска решения проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего юриста в условиях высшего профессионального образования.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

3. Романов В.В. Юридическая психология. М.,

1998.

Поступила в редакцию 6.07.2009 г.

Zhukov D.D. Communicative competence of the future law student as a pedagogical issue. The article reveals the function of a lawyer’s communicative competence in the structure of his/her professional activity; highlights contradictions and problems of its development; indicates ways of successful forming of the law student’s communicative competence within the conditions of the university educational process.

Key words: lawyer’s professional personality profile; lawyer’s professional communication; lawyer’s communicative competence.

29б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.