Научная статья на тему 'Роль и место профессиональной компетентности, ключевых компетенций и квалификаций в культуре профессиональной деятельности будущего юриста в условиях информационного образования'

Роль и место профессиональной компетентности, ключевых компетенций и квалификаций в культуре профессиональной деятельности будущего юриста в условиях информационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1426
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ И КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE OF FUTURE LAWYER'S PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE AND LEADING QUALIFICATIONS / INFORMATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдеева Наталья Анатольевна

Раскрывается роль и место профессиональной компетентности, ключевых компетенций и квалификаций в культуре профессиональной деятельности будущего юриста (КПДЮ) в условиях информационного образования. В рамках обозначенного автором понятийного поля определены структуры профессиональной компетентности, ключевых квалификаций и компетенций, их особенности формирования в КПДЮ под влиянием информационного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of Professional Competence and Leading Qualifications in the Culture of Future Lawyer's Professional Activity Subjected by the Process of Informational Education

The article reveals the role and place of professional competence and leading qualifications in the culture of future lawyer's professional activity subjected by the process of informational education. In the notional sphere of «lawyer's professional activity culture» the structures of professional competence and leading qualifications are described, their peculiarities in future lawyer's professional activity culture formation subjected by informational education are underlined

Текст научной работы на тему «Роль и место профессиональной компетентности, ключевых компетенций и квалификаций в культуре профессиональной деятельности будущего юриста в условиях информационного образования»

Педагогика

УДК 378

Абдеева Наталья Анатольевна

Natalya Abdeeva

РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ В КУЛЬТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE AND PLACE OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND LEADING QUALIFICATIONS IN THE CULTURE OF FUTURE LAWYER'S PROFESSIONAL ACTIVITY SUBJECTED BY THE PROCESS OF INFORMATIONAL EDUCATION

Раскрывается роль и место профессиональной компетентности, ключевых компетенций и квалификаций в культуре профессиональной деятельности будущего юриста (КПДЮ) в условиях информационного образования. В рамках обозначенного автором понятийного поля определены структуры профессиональной компетентности, ключевых квалификаций и компетенций, их особенности формирования в КПДЮ под влиянием информационного образования

The article reveals the role and place of professional competence and leading qualifications in the culture of future lawyer's professional activity subjected by the process of informational education. In the notional sphere of «lawyer's professional activity culture» the structures of professional competence and leading qualifications are described, their peculiarities in future lawyer's professional activity culture formation subjected by informational education are underlined

Ключевые слова: профессиональная компетент- Key words: professional competence and leading qualifica-ность, ключевые квалификации и компетенции, куль- tions, culture of future lawyer's professional activity, informa-тура профессиональной деятельности будущего юри- tional education ста, информационное образование

Исследуя феномен культуры профессиональной деятельности юриста (КПДЮ) в условиях информационного образования, мы пришли к выводу, что это интегрированное качество личности, основывающееся на высокой теоретической общей и специальной образованности, профессио-

нальном опыте, способностях к саморазвитию

и самосовершенствованию на базе общей культуры, а также умение эффективно применять личностные и профессиональные качества в процессе повседневной профессиональной деятельности с учетом возможностей и условий информационного образования.

Исходя из данного определения, в понятийное поле «культура профессиональной

деятельности юриста» могут войти следующие понятия: профессиональная компетент-

ность, ключевые квалификации и компетенции, информационные элементы. Данные понятия объединены наличием профессионального содержания, ориентацией на человека, потребности общества и информационного образования. Выделенные компоненты отражают общемировые тенденции, обуславливающие формирование профессиональной деятельности юриста в условиях информационного образования.

Говоря о юристе как о личности, владеющей культурой профессиональной деятельности, следует заметить, что он, в первую очередь, должен обладать качествами и свойствами, которые, так или иначе, отражаются на его профессиональной деятельности. Такими качествами, по мнению Е.А. Лукашева, являются психические элементы отражения внешних объективных условий (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства (способности, характер); «идеологические» свойства сознания (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); профессиональные свойства (мышление, направленность, ценности и предпочтения, опыт) и т.п.

В силу сказанного необходимо рассматривать такие компоненты, как компетенция,

компетентность и квалификация в качестве фундамента формирования КПДЮ.

Понятие «компетенция» выступает в качестве одного из центральных понятий категории профессиональная культура, т.к. объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения проблемы. Компетенция также предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний [4; С. 54].

Определяя компетенции будущего юриста как общую способность и готовность активизировать в профессиональной деятельности собственные знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий, приобретённые в процессе обучения, опираясь на теорию компетенций, разработанную Ю.А. Тихомировым, Т.Н. Лобановым [1], и вслед за Э.Ф. Зеером, А.М. Павловой Э.Э. Сыманюк мы предлагаем ввести в КПДЮ социально-профессиональные компетенции (табл. 1) [4; С. 60-61].

Таблица 1

Характеристика социально-профессиональных компетенций

Показатель качества образования Содержание показателя Критерии оценки показателя

Социальные компетенции Способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей и др. Обмениваться информацией Способствовать сотрудничеству Использовать критику и самокритику Уметь улаживать разногласия и конфликты Проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности Проявлять терпимость к другим мнениям и позициям Оказывать при необходимости помощь Участвовать в работе команды

Окончание табл. 1

Показатель качества образования Содержание показателя Критерии оценки показателя

Познавательные компетенции Способность к систематизации, оценке учебнопрофессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др. Способность обрабатывать информацию Структурировать информацию Уметь конспектировать Переносить освоенные способы учения в новые ситуации Устанавливать межпредметные связи Находить источники информации

Методические компетенции Способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебнопрофессиональных заданий Применять различные приёмы учения Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами Правильно обращаться с аудиовизуальной техникой Выбирать соответствующие методы решения проблемы Находить и оценивать альтернативы решения проблем

Организованные компетенции Способность и готовность самостоятельно организовывать учебнопрофессиональную деятельность на основе её планирования и оценки Определять цели работы Определять порядок работы Обобщать результаты Осуществлять самоконтроль Выявлять ошибки Использовать в работе ранее полученные результаты Оценивать и корректировать планы Определять временной режим работы Уметь противостоять неуверенности и неоп-ределённости

Специальные компетенции Способность самостоятельно решать учебнопрофессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм Применять знания и умения на практике Рационализировать отдельные производственные процессы Г ибко перестраиваться в новых ситуациях Обеспечивать качество выполняемой работы Определять параметры рабочих процессов и оценивать их Использовать профессиональную терминологию Соблюдать технику безопасности Уметь использовать новые технологии информационного и коммуникационного взаимодействия

Критерии оценки показателя сформиро-ванности социально-профессиональных компетенций позволяют говорить о том, что наличие данных качеств образования у специали-

ста служит основой выполнения им профессиональных юридических действий, таких как:

- работа с источниками информации и собственно информацией (поиск и уяснение

содержания нормативных правовых актов, изучение юридических досье, отдельных документов и др.);

- подготовка различных документов (проекты договоров, решений, заявлений, ходатайств и др.);

- осуществление межличностных контактов (беседы, допросы, переговоры, обсуждения, дискуссии и др.).

Параллельно с компетенциями будущему специалисту необходимо формировать квалификации, которые в зарубежной педагогике получили название ключевых квалификаций [8].

Ключевые квалификации - личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обуславливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни [5; С. 63].

Впервые данное понятие появляется в работах ведущих немецких педагогов и психологов Р. Бадера, У. Клейна, А. Шелтона и др., которые предложили создать каталог ключевых квалификаций. Так, в частности, А. Шелтон выделил следующие ключевые квалификации широкого профиля:

- общеобразовательные знания, умения, навыки широкого профиля (культура речи, иноязычная компетентность, базовое профессиональное образование);

- общеобразовательные знания и умения в области профессиональной деятельности;

- когнитивные способности (способности к переносу знаний и умений из одного вида профессиональной деятельности в другой, самостоятельность и критичность мышления);

- общие психомоторные способности (координация действий, выносливость, быстрота реакций, ручная сноровка, концентрация внимания и др.);

- личностные качества (надежность, ответственность, оптимизм, мотивация достижения, стремление к повышению качества работы);

- социальные способности (ориентация на сотрудничество, готовность к кооперации,

коммуникативность, толерантность, справедливость) [8].

Аналогичные требования к подготовке специалистов были сформулированы и в отечественной педагогике С.Я. Батышевым, Т.И. Заславской, А.К. Марковой и др. [2; 3; 6]. Главное внимание обращалось на подготовку специалистов в плане развития их личностных и межличностных качеств.

Главным отличием зарубежного и отечественного подходов является то, что первыми был введен дополнительный термин «ключевые квалификации», имеющий самостоятельное значение и не связанный с определенной профессией, а вторыми - дополнено само понятие «квалификация».

Говоря о профессиональной деятельности юриста, считаем важным заметить, что, несмотря на определенные успехи в решении ряда проблем юридического образования, не полностью раскрытым остается вопрос о развитии его профессиональных качеств как полноценном итоге образовательного процесса, с одной стороны, и реализации этих качеств в практической деятельности, с другой.

Формирование и развитие профессиональных и личностных качеств юриста - длительный процесс, который начинается в вузе, проходит несколько этапов и продолжается в период самостоятельной трудовой деятельности специалиста. Поэтому юристы, как правило, имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы наряду с общественными.

Профессиональные и личностные качества юриста существенно различаются в зависимости от направления юридической деятельности. Однако имеются и общие черты, позволяющие сформировать единую часть образовательно-квалификационных требований, отражающих фундаментальные, стабильные и общие качества специалиста, приобретаемые им в любом юридическом вузе как гарантированный уровень подготовки и соответствия современным потребностям рынка труда.

В нашем исследовании при составлении квалификационной характеристики будущего юриста в условиях информационного образования с акцентом на формирование культуры его профессиональной деятельности мы использовали анализ профессиограмм, разработанных А.И. Алексеевым, Р.С. Белкиным, А.Э. Жалинским, В.Н. Ивановым.

Данные профессиограммы представляют собой государственный документ, где определены обобщенные требования к личности

юриста как специалиста, его профессиональной культуре, квалификации и компетентности. В соответствии с основными требованиями нами была составлена следующая классификация личностных и профессиональных качеств юриста в условиях информационного образования (табл. 2).

Названные качества полностью не исчерпывают личность юриста. Каждое из качеств должно рассматриваться с позиции задач профессиональной деятельности юриста.

Таблица 2

Классификация личностных и профессиональных качеств юриста в зависимости от компонентов юридической деятельности

Структурные компоненты юридической деятельности Личностные качества юриста Профессиональные качества юриста

Конструктивный компонент: текущий и завершающий анализ собранной информации по делу, выдвижение на базе ее синтеза и специальных знаний рабочих гипотез; планирование и проектирование коллективной деятельности и ее субъектов, а также собственной деятельности Интеллектуальные качества: умение отличать существенное от несущественного, главное от не основного, эрудиция, глубина и логичность мышления, здравый смысл, рассудительность, конструктивность, продуктивная память и др. Профессионально-деловые качества: ответственность, любовь к профессии, способность самокритично оценивать свою деятельность, дисциплинированность и пунктуальность, аккуратность в работе и др. - высокий уровень профессиональной подготовки; - целеустремленность; - активность в работе; - высокая работоспособность; - знание компьютера

Организационный компонент: разрешение организационноуправленческих вопросов; реализация и проверка рабочих гипотез; самоорганизо-ванность и организация людей в коллективном решении профессиональных задач; информирование субъектов правоохранительной деятельности Организационные качества: умение организовывать собственную работу эффективно, а также работу коллег и всего коллектива. Эмоционально-волевые качества: терпимость, рассудительность, уважение, сдержанность, выдержанность, уравновешенность и др. - высокий уровень профессиональной подготовки; - целеустремленность; - активность в работе; - высокая работоспособность; - знание компьютера; - умение работать в коллективе; - умение отстаивать свои позиции и независимость суждений; - творческий подход к организации работы

Окончание табл. 2

Структурные компоненты юридической деятельности Личностные качества юриста Профессиональные качества юриста

Коммуникативный компонент: получение необходимой информации в процессе общения; установление оптимальных отношений с субъектами деятельности; разрешение конфликтных ситуаций в процессе межличностных отношений Морально-этические качества: твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, ответственность, гуманность, культура речевого действия и др. Эмоционально-волевые качества: терпимость, тактичность, коммуникативность, рассудительность, уважение, сдержанность, выдержанность, уравновешенность и др. - высокий уровень профессиональной подготовки; - активность в работе; - высокая работоспособность; - знание компьютера; - умение работать в коллективе; - умение руководить людьми

Гностический компонент: исследование объекта, процесса и результатов деятельности; изучение индивидуально-личностных и возрастных особенностей субъектов профессионального взаимодействия; рефлексия особенностей процесса и результатов индивидуальной юридической деятельности Интеллектуальные качества: умение отличать существенное от несущественного, главное от не основного, эрудиция, глубина и логичность мышления, здравый смысл, рассудительность, конструктивность, продуктивная память и др. Психологические качества: развитость волевого начала, психологическая выдержка, терпение, восприимчивость (эмпатия), правдивость, самооценка и др. - высокий уровень профессиональной подготовки; - активность в работе; - высокая работоспособность; - знание компьютера; - навыки научно-исследовательской работы; - принципиальность

Поскольку профессиональная деятельность юриста по своей направленности не однородна, то здесь в качестве определяющих компонентов будут не только личностные и межличностные качества, а также соответствующий профессиональный опыт, мастерство и культурно-нравственные ценности. В связи с этим целесообразно рассмотрение нами в составе КПДЮ такого компонента, как профессиональная компетентность.

Под компетентностью мы понимаем некоторое актуальное, формируемое личностное

качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности человека (т.е. реальную деятельность в конкретных ситуациях). Учитывая, что информационное образование в рамках нашего исследования выступает фактором, опосредующим качество подготовки будущих юристов, структуру его профессиональной компетентности можно представить в виде взаимосвязи ее элементов (см. схему).

Личностный

Творчество

Функциональный

Мышление Опыт + Профессионализм

Схема структуры профессиональной компетентности юриста

Гносеологический элемент предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессионального долга, постоянное их обновление, совершенствование.

Основу профессиональных знаний в данном случае составляет специальное образование. Однако уровень современных требований, предъявляемых к правоприменительной практике, диктует необходимость владения будущим юристом информационно-

коммуникационным обеспечением, поскольку области применения права на современном этапе настолько различны и многогранны, что получение юридического образования как такового уже недостаточно для эффективной работы в той или иной юридической профессии.

Профессиональные умения и навыки также включены нами в гносеологический элемент профессиональной компетентности юриста. В определении умений и навыков мы придерживаемся классического подхода, понимания под ними конкретных приемов и средств профессиональной деятельности юриста, включая область информационных технологий.

Нормативный элемент предполагает объем полномочий юриста-специалиста или

должностного лица, установленных законом или уставом органа (организации).

Говоря о нормативном элементе, нам представляется возможным выделить подструктуры юридической деятельности и соотнести их с функциями и полномочиями специалиста. Так, классифицируя юридическую деятельность, согласно полномочиям, выполняемым юристом-специалистом, мы учли ме-тодолого-теоретический подход, изученный В.В. Романовым, дополнив его ведущие положения требованиями, предъявляемыми обществом к современному юристу [7]. Так, на основе структурно-психологического анализа деятельности юристов мы выделили основные подструктуры.

1. Поисковая подструктура представляет собой разновидность познания и оценки юристами окружающей действительности, конкретных условий и обстоятельств юридической деятельности. Конкретными результатами таких операций следует считать создание и формирование информационных массивов, содержащих сведения юридического характера

- деятельностный компонент, и формирование умений отличать существенное от несущественного, главное от неосновного, конструктив-

ность, продуктивная память и др. - личностный компонент.

2. Предупредительная подструктура деятельности юристов проявляется в их психической активности и предметной деятельности, направленных на предупреждение преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих. Такая деятельность требует от юристов хорошего владения эмоционально-волевыми (терпимость, рассудительность, уважение, сдержанность, выдержанность, уравновешенность) и морально-этическими (твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, ответственность, гуманность) качествами.

3. Подструктура пресечения в юридической деятельности направлена на устранение угрозы преступления путем задержания лица в процессе его совершения, когда невозможно другим образом предотвратить его перерастание в окончательное преступление. В ходе осуществления подструктуры пресечения юристами, работающими в подразделениях, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, используются такие профессиональные качества, как высокий уровень профессиональной подготовки, глубина и логичность мышления, здравый смысл, психологическая выдержка, умение работать в коллективе, дисциплинированность и пунктуальность, аккуратность в работе.

4. Удостоверительная подструктура профессиональной деятельности юриста состоит в получении объективной информации, подтверждающей правоту выдвинутой версии, обоснованность проведенных следственных действий. Деятельность юриста в рамках данной подструктуры успешно осуществляется, как правило, при наличии у специалиста здравого смысла, рассудительности, способности самокритично оценивать свою деятельность, а также умении эффективно организовывать собственную работу и работу всего коллектива.

5. Коммуникативная подструктура характеризуется наличием специфического вида труда - профессионального общения. Именно

в процессе общения, установления и развития межличностных коммуникаций наглядно проявляются коммуникативные и профессионально-деловые качества, свидетельствующие об уровне их профессиональной подготовки, а в конечном итоге - культуре профессиональной деятельности юриста.

6. Организационная подструктура профессиональной деятельности состоит в умелом использовании организационных ресурсов в юридической деятельности. Юрист должен уметь координировать деятельность подчиненных ему лиц, контролировать усвоение ими заданий и ход их выполнения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе, находить адекватные способы разрешения межличностных конфликтов, осуществлять сбор, документальное закрепление и реализацию информации. Этому во многом способствует высокий уровень культуры профессиональной деятельности юриста и, в частности, информационный компонент, ключевые компетенции и квалификации как одни из основных ее элементов.

7. Педагогическая подструктура в процессе юридической деятельности определяется задачами обучения и воспитания подчиненных, регламентируемыми ведомственными нормативными актами, а также спецификой участия юристов в предупреждении преступлений, проведении профилактических мероприятий с потенциальными преступниками, различными категориями граждан, психологопедагогическим воздействием на них. В данной связи у юристов необходимо развивать профессионально-деловые и психологические личностные характеристики, которые со временем превратятся в устойчивые качества, сопровождающие формирование культуры профессиональной деятельности юриста.

Личностный элемент включает осознание юристом своего предназначения, оценку своих профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу своих профессиональных качеств с целью преодоления их негативных сторон, а также творче-

ский подход к решению профессиональных задач.

Большинство авторов, исследующих профессиональную деятельность специалиста, выделяют личностный аспект как важную составляющую процесса профессионального самосовершенствования. Следовательно,

можно предположить, что профессиональное самосовершенствование сотрудника есть фактор развития личности, повышения качества и уровня культуры его профессиональной деятельности. Условием и результатом такой деятельности являются сознательность и активность, которые предполагают умение и потребность юриста оперативно усваивать новые теоретические знания и успешно применять их на практике.

Функциональный элемент выражается в способности юриста действовать, выполнять свои профессиональные обязанности на основе правового опыта - личного, коллективного, территориального.

Профессиональный опыт является про-

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентно-стного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-11.

2. Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов / С.Я. Батышев // Российская академия образования: ассоц. «Проф. образование». -М.: АПОБ, 1995. - 243 с.

3. Заславская Т.И. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования / Т.И. Заславская. - Новосибирск, 1974. -256 с.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессиональ-

Коротко об авторе_________________________________

Авдеева Н.А., доцент кафедры прикладной информатики и математики, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ARF-05@mail.ru

Научные интересы: методика преподавания информатики; изучение роли и возможностей информационнокоммуникационного обеспечения в процессе формирования профессиональной культуры будущего юриста

фессиональной характеристикой специалиста. Его приобретение напрямую зависит от уровня профессионального мышления. Профессиональное мышление специалиста-юриста сопряжено с такими качествами, как умственная активность, высокая работоспособность, любознательность и др. Способность специалиста самостоятельно думать, критически оценивать сложившуюся ситуацию, проявлять инициативность и творческий подход - является важным звеном на пути становления профессионализма.

Таким образом, закладывая фундамент КПДЮ в виде сформированных ключевых компетенций и квалификаций, а также профессиональной компетентности, мы даем возможность будущему специалисту с наибольшей эффективностью реализовать свой человеческий и профессиональный потенциал, успешно адаптироваться в новых производственных условиях и в дальнейшем стать конкурентоспособным в своей профессиональной деятельности.

__________________________________Литература

ного образования: компетентностный подход /

Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

5. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера / Э.Ф. Зеер. - Свердловск: УрГУ, 1998. - 120 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.

1, Романов В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. - М., 1998. - С. 151-159.

8. Gipson, J. Career Education: one promising alternative / J. Gipson, B. Hall. - Geneva, 1914. - 153 p.

_______________________Briefly about the author

N. Abdeeva, Assistant Professor of Applied Informatics and Mathematics Department

Areas of expertise: methodics of informatics, study of the role and opportunities of communicable and informational providing in the process of future lawyers' professional culture formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.