педагогические науки
УДК 378:347.96
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Абдеева Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная информатика и математика» Забайкальский государственный университет (672039, Россия, Чита, улица Александро-Заводская, 30, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье автор рассматривает формирование современного специалиста, который находится под влиянием процесса информатизации общества. Автор выявил, что в области юриспруденции информатизация образования развивается не так стремительно, как в других отраслях науки. Одним из первоочередных направлений модернизации российского юридического образования должна стать необходимость развития и совершенствования личности будущего юриста, обладающей высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Следует отметить, что современную личность формируют такие важнейшие компоненты, как система ценностных ориентаций, потребность в самовыражении и творчестве. В работе представлен авторский анализ понятия «культура» в истории науки, обосновывается необходимость ее формирования у будущего юриста в условиях информатизации образования. Деятельность юриста, задачи, решаемые с профессиональной точки зрения, автор рассматривал, опираясь на деятельностный подход. При изучении системы ценностей юриста в рамках информатизации образования использовался аксиологический подход. В целях формирования культуры профессиональной деятельности юриста был задействован культурологический подход. Опираясь на противоречие между социальным заказом общества и базовой подготовкой специалистов, автор определяет адекватную научную методологию формирования культуры профессиональной деятельности будущего юриста с учетом требований информатизации образования.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура специалиста, формирование культуры профессиональной деятельности будущего юриста, информатизация, информатизация образования, концепция информатизации образования, компоненты формирования личности
THE CULTURE OF FUTURE LAWYER'S PROFESSIONAL ACTIVITY AS PEDAGOGICAL PROBLEM OF INFORMATIONAL EDUCATION
© 2017
Abdeeva Nataliya Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Applied Informatics and Mathematics department Transbaikal State University, Chita, (Russia) (672039, Russia, Chita, Alexandro-zavodskaya street, 30, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article the author describes the formation of a modern specialist who is under the influence of the informatization process. The author has revealed that the sphere of law the informatization of education is not developing so quickly as in many other branches of science. One of the main directions of Russian law education modernization must become the necessity to develop and improve a future lawyer's personality which possesses high level of general and professional culture. It should be noted that the modern personality is formed due to such major components as the system of valuable orientations, need for self-expression and creativity. The author's analysis of the term «culture» in the history of science is presented in the article, proves the necessity of its formation for the future lawyer in the process of informational education. The lawyer's activity and the professional tasks, the lawyer is dealing with are observed by the author on the basis of activity approach. Studying the system of values of the lawyer within informational education, the author has addressed to axiological approach. When forming culture of professional activity of the lawyer the cultural approach has been involved. Due to the contradiction between the social order and the basic training of specialists, the author gives the adequate scientific methodology of the lawyer's culture of professional activity under the conditions of informational education.
Keywords: culture, professional culture of a specialist, formation of culture of future lawyer professional activity, informatization, informational education, components of personality's formation.
В условиях конкретной экономической и социокультурной ситуации направление и характер развития профессиональной сферы определяет рост профессионализма, обусловленный реконструкцией различных отраслей, а также изменения, происходящие под влиянием интеллектуально развитых специалистов.
Ведущая роль информационного рынка становится более значимой, поскольку востребованность информации растёт быстрее, чем востребованность любых других услуг.
В связи с этим на первый план выходит формирование новой личности специалиста, который будет способен анализировать проблемные ситуации, уметь правильно ставить задачи, принимать решения для их реализации, обладать высокой степенью гражданской ответственности, высоким уровнем личностных и профессиональных качеств, ориентироваться в условиях информатизации образования.
С.Е.Каплина акцентирует внимание на том, что «в прежние эпохи техническое развитие приводило к тому, что профессиональные навыки сохраняли свою актуальность в течение длительных периодов, передаваясь от поколения к поколению, а человек выбирал себе профессию пожизненно или просто присоединялся к тому занятию, которое доставалось ему от предков. В этих условиях профессиональная подготовка происходила
одновременно с социализацией и не требовала в дальнейшем переквалификации. Сегодня ускорение темпов научно-технического прогресса, изменения производственных технологий происходят столь быстро, что полученные в высшей школе профессиональные знания устаревают за срок, гораздо меньший периода трудовой жизни человека» [1; с.5].
Согласно утверждению Э.Ф.Зеера, «образование традиционно определяется как создание человека по образцу и подобию существующей в данное историческое время культуры. При этом культура понимается как воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества» [2; с.16].
Т.И.Заславская пишет, что «общий культурный уровень является одной из ступеней на пути к непрерывному образованию, его основой, нужной для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни. Именно сегодня требуется такое развитие личности студента в процессе образования, которое даст ей возможность в дальнейшем предвидеть существующую в каждый момент времени востребованность знаний путём собственной познавательной активности, умения сочетать достаточно широкие общие знания с возможностью постижения ограниченного числа дисциплин» [3; с. 47].
Процесс становления современного специалиста,
pedagogical sciences
по мнению И.В.Яковлевой, «происходит под влиянием технологического переворота, связанного с информатизацией общества. На смену добыче (в традиционном обществе) и переработке (в индустриальном обществе) продуктов природы происходит поиск и переработка информации, а также развитие сферы услуг. Современная цивилизация входит в принципиально новый, информационный (постиндустриальный) этап своего развития, где качество жизни, культура и перспективы социально-экономического развития зависят от информации и ее переработки. Информация из сопутствующего фактора развития общества превращается в индикатор его прогресса» [4].
Информатизация образования, которая протекает в рамках глобализации информационного пространства, позволяет специалистам за счет использования новых информационных технологий, Интернета, поисковых систем и моделирующих программ, познавательных способностей, открывать для себя огромные возможности развития интеллектуального потенциала. Использование альтернативной образовательной среды приведет к повышению уровня профессиональной культуры специалиста любой сферы деятельности.
По мнению академика А.П.Ершова, «информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех областях общественно значимых видов человеческой деятельности; в широком смысле под информатизацией понимается система методов, процессов, явлений и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, целенаправленной обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей этой информации» [5].
В Концепции региональной информатизации, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2769-р, обозначены «основные принципы развития информационно-коммуникационных технологий по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов Федерации, в том числе в образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности и других» [6]. Несомненно, что в сфере образования намечен новый виток, целью которого является информатизация образования, позволяющая формировать культуру профессиональной деятельности будущего специалиста с учётом информационного компонента.
Веяния времени таковы, что в сложившейся ситуации необходимо делать акцент на подготовку специалистов в сфере юриспруденции, не только хорошо ориентирующихся в своей профессиональной области, но и свободно владеющих навыками работы с компьютером. Формирование навыков будет успешным, по мнению В.С.Згурского, «если специалист будет иметь четкое представление о том, какие действия должен совершить работающий, учитывая специфические особенности данного вида труда» [7; с. 25].
Таким образом, учитывая новые подходы в системе образования, требуется подготовка юристов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, умеющих решать поставленные задачи, используя информационные технологии.
Несмотря на то, что в стране подготовлено большое количество юристов, не все они отвечают требованиям сегодняшней действительности, остро ощущается потребность в подготовке юристов, соответствующих уровням сформированности тех профессионально значимых качеств, которые смогут значительно повлиять на успешность профессиональной деятельности в современном обществе.
По утверждению О.В.Хоршевой, «в настоящее время специалист должен уметь всесторонне анализировать любую профессиональную задачу, быстро адаптиро-
ваться к революционным переменам в своей и смежных специальностях, уметь внедрять в предметную область компьютерные технологии, стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень и не только «поспевать» за научно-техническим прогрессом, но и активно в нем участвовать» [8].
Необходимо подчеркнуть, что личность в двадцать первом веке формируют такие важнейшие компоненты, как система ценностных ориентаций, потребность в самовыражении и творчестве. Это говорит о том, что будущие специалисты, обладающие специальными знаниями, в условиях быстро развивающегося общества должны быть готовыми приобрести новые, которые и будут составлять основу профессиональной культуры.
На протяжении нескольких десятилетий многие ученые, в том числе американские культурологи А.Кребер и К.Клахорн, занимались проблемами культуры и деятельности. Исследуя понятие «культура», они утверждают, что «в период 1871 - 1950 г.г. было дано более 164 определений данного феномена, первое из которых принадлежит английскому этнографу Э. Тейлору» [9].
Понятие культуры рассматривается с точки зрения педагогики, философии, истории, культурологии. Этот термин, по мнению А.С.Кармина, «употребляется в европейской историко-философской литературе со второй половины XVIII в. - века Просвещения в качестве понятия, которым охватываются особенности людского, культурного бытия в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке»: его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей» [10; С. 13-14].
Социологический энциклопедический словарь под редакцией Г.В.Осиповой трактует «культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культуру как сферу духовной жизнедеятельности общества, включающую систему образования, воспитания, духовного творчества; культуру как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культуру как форму социального поведения человека, обусловленного уровнем его воспитания и образования; культуру как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования» [11; С. 151].
В.А.Сластёнин выделяет, что «ряд исследователей, рассматривая культуру на обыденном уровне, трактует её как образец для подражания, отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определённое качество личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу» [12; С. 6]. Очевидно, что культура выступает решающим фактором цивилизованного общества, двигателем социального прогресса, показывающим личностный и профессиональный рост человека.
Вопрос подготовки специалиста, который будет конкурентоспособным в условиях современного рынка труда, необходимо рассматривать с точки зрения личност-но-деятельностного подхода. В соответствии с данным подходом деятельность определяется как активность людей, направленная на процесс совершения действий, способный изменить социальную действительность. «Каждый из имеющихся подходов имеет право на существование, но мы придерживаемся той позиции, при которой личность специалиста рассматривается как субъект его профессиональной деятельности, формирующийся в этой деятельности и в общении с другими людьми», - так утверждала Н.В.Бордовская [13; С. 13].
По мнению Э.Ф.Зеера, «под профессиональной деятельностью человека понимается социально-значимая
педагогические науки
деятельность, выполнение которой требует наличия специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [14].
Чтобы составить полное представление о профессиональной деятельности юриста и поставленных профессиональных задачах, в работе был использован деятель-ностный подход. В новых условиях информатизации общества современный специалист вынужден заниматься не только профессиональной деятельностью, но и осуществлять деятельность, способствующую формированию активного и деятельного специалиста. Только деятельный человек может достаточно быстро ориентироваться и осваивать новые технологии, постоянно самообразовываясь и совершенствуясь.
На данный момент, основываясь на проведённом анализе литературы, посвященной профессиональной деятельности юриста, можно сделать вывод о том, что работ, которые систематизированно и полно отразили процесс формирования культуры профессиональной деятельности юриста (далее - КПДЮ) в условиях информатизации образования, нет. Отправной точкой в определении содержания данного процесса послужили работы Л.Г.Богачевой, В.Н. Карташова, Е.А. Лукашовой, Р. Давида, Л. Фридмена и др., которые анализировали юридическую деятельность.
При изучении системы ценностей юриста в рамках информатизиции образования был использован аксиологический подход. Данный подход позволил проанализировать процесс формирования КПДЮ в условиях информатизации образования через определение системы ценностей и отношения личности к профессиональной деятельности, к своему духовному состоянию. Характеризуя систему ценностей, Л.Н.Коган и В.С.Библер «справедливо выделили три ее составляющие: духовные ценности, общение и творческая деятельность - как форму свободного решения и совершенствования жизнедеятельности в сознании и всеобщей ответственности, как процесс порождения каждым индивидом своего бытия» [15, 16, 17]. В свою очередь Г.П.Выжлецов считает, что «культура «есть реализация высших ценностей», а ценности являются также «ядром правовой и моральной культуры»» [18]. Очевидно, чтобы сформировать профессиональную культуру будущего юриста, необходимы ценностные ориентации, придающие целевую направленность поставленным профессиональным задачам.
Новые требования, которые предъявляет процесс информатизации образования к юристу, характеризуются культурологическим подходом. Целью такого подхода является развитие познавательных способностей, выявление и приведение в соответствие с нормами информационного общества субъективного опыта личности, способной самоопределяться и самореализовываться, а не останавливаться на заранее определённых свойствах.
Культура профессиональной деятельности юриста с точки зрения культурологического подхода определяется как выражение его персональности.
Её проявление можно наблюдать в двух разных направлениях:
адаптированности к требованиям, которые предъявляет процесс информатизации общества;
творческого подхода, формирующегося в процессе изучения спецкурсов, которые позволят специалисту находить нестандартное решение в сложившейся ситуации.
Эти противоположные направления лежат в основе проектирования индивидуального подхода к формированию КПДЮ в условиях информатизации образования.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что системообразующим элементом профессиональной деятельности человека является культурная сущность.
Как утверждает Э.С.Маркарян, «культура - это не сама деятельность, а во многом тот способ или средство, которым она проявляется, то есть культура в своей сути
есть тот феномен, который обеспечивает реализацию деятельности, ее имманентный механизм, способ ее существования. Фундаментальное свойство культуры заключается в том, что она является средством деятельности людей» [19].
В свою очередь С.Е.Каплина выделяет в структуре понятия «профессиональная культура» две составляющие. Одна традиционно связана с профессиональными знаниями, которыми должен владеть специалист (ключевые компетенции), другая связана с качественной гуманитарной характеристикой профессиональной культуры как части общей духовной культуры личности (ключевые квалификации) [20-23].
Проведенный анализ не только показал, насколько многообразны подходы к исследованию понятия «культура» и культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, но и продемонстрировал отсутствие в науке системных знаний о формировании КПДЮ в условиях информатизации образования.
Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к уровню подготовки специалистов -профессионалов. Поэтому информатизация образования является важнейшим фактором, оказывающим плодотворное влияние не только на формирование профессиональных качеств, но и информационных качеств юриста нового поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность -залог качества подготовки будущих инженеров: научное издание / С.Е. Каплина. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 350 с.
2. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера / Э.Ф. Зеер. - Свердловск: УрГУ, 1998.
- 120 с.
3. Заславская Т.И. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования / Т.И. Заславская. - Новосибирск, 1974. - 256 с.
4. Яковлева И.В. Социально-философский анализ проблем развития Российского высшего образования: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / И.В. Яковлева. -Красноярск, 2004. - 148 с.
5. Власова С.А. К формированию гуманистической модели MEDIEN - образования / С.А. Власова. // Модель российской образовательной системы. Профессиональные компетенции и проблемы подготовки современного специалиста: материалы всерос. науч. конф. - Волгоград - Москва - Глобус, 2010. - С. 107112.
6. Концепция региональной информатизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/Ea8O35fPr3I.pdf
7. Згурский В.С. Человек и профессия / В.С. Згурский // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Промышленность.
- Москва, 1972. - С. 25.
8. Хоршева О.В. Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Хоршева.
- Рязань, 2003. - 192 с.
9. Kroeber A.L. Culture. A critical review of concepts and definitions / A.L. Kroeber, C. Kluchorn - Cambridge. Massachusetts, 1952. - 152 p.
10. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры / А.С. Кармин. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
- 512 с.
11. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - Москва: ИНФРА-М; НОРМА, 1998 - 448с.
12. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. - Москва: Новая шк., 2000. - 512 с.
13. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 304 с.
14. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф Зеер, А.М.
pedagogical sciences
Павлова, Н.О. Садовникова. - Москва: Академический проект, 2006. - 192 с.
15. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность / В.С. Библер. // Этическая мысль. -Москва, 1990.
16. Библер В.С. Школа диалога культур / В.С. Библер.
- Кемерово: Алеф, 1992. - 93 с.
17. Коган Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. -Москва, 1982. - Выпуск 2. - С. 16-39.
18. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996.
19. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры / Э.С. Маркарян. - Ереван, 1969. - С. 57.
20. Каплина С.Е. Результаты анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 44-49.
21. Каплина С.Е. Электронные образовательные ресурсы: плюсы и минусы (на основе анализа зарубежных источников) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 88-92.
22. Каплина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 111-114.
23. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность: Основы. Концепции. Технологии. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. - KG, 2011.
- 490 p.
Статья поступила в редакцию 19.07.2017. Статья принята к публикации 25.09.2017.