Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационного обеспечения в подготовке будущих юристов'

Роль информационно-коммуникационного обеспечения в подготовке будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА / COMMUNICATIVE AND INFORMATIONAL SUPPORT / PROFESSIONAL CULTURE OF A LAWYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдеева Наталья Анатольевна

Рассматривается роль и возможности информационно-коммуникационного обеспечения в процессе подготовки будущих юристов, формирования у них культуры профессиональной деятельности. Раскрываются проблемы, а также возможные пути их решения в условиях современного информационного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдеева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Informational-communicative Support in the Process of Future Lawyers' Education

The article considers role and opportunities of communicative and informational support in the process of future lawyers' education and formation of their professional culture. The author describes the problems and their possible solutions under the conditions of contemporary informational education

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационного обеспечения в подготовке будущих юристов»

Педагогические науки

УДК 378

Абдеева Наталья Анатольевна Natalya Abdeeva

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

ROLE OF INFORMATIONAL-COMMUNICATIVE SUPPORT IN THE PROCESS OF FUTURE LAWYERS’ EDUCATION

Рассматривается роль и возможности информационно-коммуникационного обеспечения в процессе подготовки будущих юристов, формирования у них культуры профессиональной деятельности. Раскрываются проблемы, а также возможные пути их решения в условиях современного информационного образования

Ключевые слова: информационно-коммуника-

ционное обеспечение, профессиональная культура юриста

The article considers role and opportunities of communicative and informational support in the process of future lawyers’ education and formation of their professional culture. The author describes the problems and their possible solutions under the conditions of contemporary informational education

Key words: communicative and informational support, professional culture of a lawyer

С целью сближения и гармонизации систем образования стран Европы, а также создания единого европейского пространства высшего образования принята Болонская декларация.

В соответствии с декларацией, основными целями профессионального образования являются подготовка квалифицированных специалистов, свободно владеющих профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, компетентных, ответственных, обладающих наряду с перечисленным и культурой профессиональной деятельности [3].

Следовательно, в условиях глобализации и информатизации общества остро встаёт проблема подготовки высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспо-

собных на рынке труда. Решение данной проблемы нам видится в совершенствовании методов и форм подготовки современных специалистов различного профиля.

Система высшего юридического образования сложна и взаимодействует с политическими, экономическими, культурными и социальными системами. Высшее профессиональное юридическое образование должно существенно и динамично влиять на социальную среду, формируя цивилизованное демократическое гражданско-правовое общество.

Современное обучение в юридическом вузе предъявляет высокие требования к студентам. Одним из требований выступает знание информационно-коммуникационного обеспечения вообще и в области профессиональной деятельности, в частности.

Под информационными коммуникациями мы понимаем пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к её потребителю.

Информационно-коммуникационное обеспечение (ИКО) — совокупность методов, способов сбора, хранения, обработки и передачи информации.

В настоящее время информатизация образования рассматривается как область педагогического знания, интегрирующая методологию, технологию и практику решения комплекса проблем роста-развития современного человека в контексте тенденций движения общества. Кроме того, процесс информатизации оказывает влияние на духовное состояние общества, его информационные и идеологические ресурсы, систему информационной, культурной и социальной безопасности личности, ее психическое здоровье. Информационный бум конца XX столетия уже вызвал глубокие изменения в сфере культуры, оказывающие серьезное влияние на эволюцию ценностных ориентаций и взглядов молодежи [1].

Осознавая значимость информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса, мы определяем основные педагогические цели использования ИКО:

— развитие личности студента, подготовка его к профессиональной деятельности в условиях информационного общества;

— реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;

— интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время существует ряд периодических изданий, посвященных данной проблеме, выпускаются монографии [2], в Интернете создан специальный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

В то же время опыт работы в данной сфере позволяет выделить круг проблем, требующих немедленного решения.

Традиционно все проблемы в первом приближении делятся на две группы. Первая группа — объективные проблемы материально-технического обеспечения внедрения новых технологий. Вторая — проблемы, связанные с субъективным фактором.

Рассмотрим некоторые из этих проблем применительно к подготовке юристов и преподавательской деятельности. Именно проблема, которая еще несколько лет назад рассматривалась как наиболее сложная и требующая больших затрат, обеспечение учебного заведения достаточным количеством компьютеров, наличие компьютерных классов, соответствующего программного обеспечения и т.п. — сегодня практически решена. Так, в настоящее время студенты юридических специальностей российских вузов имеют возможность работать в современных компьютерных классах, оснащенных последними моделями вычислительной техники.

Тем не менее, и в этой сфере проблемы остаются. Во-первых, остро стоит вопрос о современном программном обеспечении. Известно, что в странах, давно использующих информационно-коммуникационные технологии, стоимость самой вычислительной техники значительно ниже стоимости программных продуктов, особенно при его своевременном обновлении. В условиях российской действительности данное соотношение имеет противоположный знак. Прежде всего, требуется серьезное изменение стратегии финансирования информационного обеспечения образовательного процесса. Встает вопрос дополнительного финансирования.

Проблема современного программного обеспечения, при ее более внимательном рассмотрении, не сводится к выделению дополнительных средств на закупку программ. Программный рынок России в настоящее время зачастую не удовлетворяет формирующегося спектра потребностей, особенно в области подготовки специалистов юридического профиля, а именно в таких важнейших составляющих, как специализированные обучающие программы и информационное обеспечение исследовательской работы.

Наличие базовых информационных комплексов, таких, например, как «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», «Референт» для юристов — большой прогресс

в сравнении с серединой 90-х гг. Однако этого явно недостаточно для современного этапа развития высшей школы, тем более, в условиях предстоящего и неизбежного сокращения аудиторной работы и увеличения доли самостоятельной работы студентов. На протяжении ряда лет основное внимание обращалось на формирование компьютерных классов, обеспечение доступности компьютеров, а затем и Интернета именно для студентов. Работа же со студентами ограничилась созданием системы компьютерного «всеобуча». Простое владение компьютером, умение пользоваться Windows, MS Word, MS Excel, MS Access, FrontPage и т.п. общими программами рассматривалось как основная задача, т.е. обучали студентов как рядовых пользователей, а не как специ-алистов-исследователей.

Необходимо разрабатывать обучающие программы, отражающие специфику вуза, специальности, учебных планов и программ и даже особенностей чтения курса конкретным преподавателем. Осуществление задуманного возможно лишь при совместном творчестве специалистов в области информатики и данной науки. И здесь мы сталкиваемся с известным парадоксом. Компьютер становится инструментом работы студента, а значительная часть преподавателей по-прежнему пользуется современнейшей техникой как печатной машинкой или хранилищем большого количества информации.

Предполагаем, что решение перечисленных проблем заключается в понимании того, что знания в области теории информации, современных методов ее получения и обработки становятся обязательной частью профессиональной культуры юриста и представителя любой другой специальности. То есть это не просто проблема информационно-коммуникационных технологий, это проблема изменения содержания профессиональной культуры. Формирование навыков специалиста-исследователя, применяющего в своем творчестве информационные технологии, многократно более сложная задача, требующая не только фор-

мирования навыков и приемов индивидуального пользователя, но и внедрения его в совместную работу в составе группы, включающей и специалистов в области информатики, и юристов. Формирование такого рода исследовательских групп, несомненно, даст гораздо больший эффект, чем традиционное обучение первичным навыкам пользователя.

Другим результатом перехода к тактике совместной работы специалистов в области информатики и юристов должна стать гораздо более высокая эффективность их исследовательской работы и повышение конкурентоспособности вуза на рынке данного рода услуг. Однако, согласно опросам, проведенным нами среди преподавателей юридической специальности, лишь весьма малая часть готова к такой работе. Согласно проведенным исследованиям, причина кроется в чрезмерной загруженности преподавателей подготовкой к занятиям в традиционной форме.

Вступление российской высшей школы в Болонский процесс должно способствовать созданию условий для снижения нагрузки преподавателя в виде аудиторных занятий и высвобождения времени для научной деятельности, занимающей зачастую лишь номинально вторую часть рабочего дня. Современный преподаватель высшей школы, по нашему мнению, это, прежде всего, исследователь, способный передать навыки постоянного обновления системы знаний студенту в процессе исследовательской деятельности.

Таким образом, решение большинства базовых проблем во многом связано с совершенствованием всей системы образования, новой трактовкой его целей и задач, формированием новых требований к самому преподавателю, изменением методической базы преподавания в высшей школе.

Наряду со столь масштабными проблемами перед нами стоят и другие, весьма значимые вопросы. Одним из них является использование нелицензионных программ. К сожалению, эта проблема не решена в общероссийском масштабе, поскольку ос-

новная часть программных продуктов массовых потребителей нелицензирована. Особенно это касается владельцев собственных домашних компьютеров. Наведение порядка с использованием только лицензионных программных продуктов в организациях принципиально решается достаточно просто, и в результате принятия в сентябре 2006 г. Государственной Думой России поправок к Гражданскому Кодексу создает современную правовую базу защиты интеллектуальной собственности.

Однако с учетом специфики работы высшей школы, наличием большого количества домашних персональных компьютеров у студентов (в настоящее время, например, на юридическом факультете до 90 % студентов имеют домашние компьютеры) и весьма дорогим для рядового потребите-ля-студента лицензионного программного обеспечения, данная проблема приобретает особую остроту. Несомненно, ее кар-

динальное решение возможно лишь при условии удешевления этих программ. В то же время, по нашему мнению, в программы подготовки юристов необходимо включать специальные курсы по защите интеллектуальной собственности в Интернете. То есть встает вопрос не просто о доступе к компьютеру или к Интернету, а о воспитании цивилизованного и законопослушного пользователя Интернетом.

Несомненно, что в связи с широким распространением соответствующих информационных технологий неизбежны существенные изменения во всей российской высшей школе. Осознание факта включения информационной культуры в профессиональную культуру специалиста в качестве обязательного элемента позволит российской высшей школе стать эффективной и высококонкурентной на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Дружинина С.В. Формирование профессионального самоощущения в условиях информатизации образования / С.В. Дружинина, Е.Ю. Черкашина // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы междунар. науч. конф. — Красноярск: СФУ, 2007.

- Ч. I. - С. 327-331.

2. Золотарёв А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения. Дидактические основы создания эффективных систем обучения. Раздел 1: Концепция систем интенсивного информатизированного обучения / А.А. Золотарёв. — М.: ГУУ, 2005.

3. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность — залог качества подготовки будущих инженеров / С.Е. Каплина. Чита: ЧитГУ, 2008. — 350 с.

Коротко об авторе___________________________________________Briefly about the author

Абдеева Н.А., доцент кафедры прикладной инфор- N. Abdeeva, Assistant Professor of Applied Informatics матики и математики, Читинский государственный and Mathematics Department университет (ЧитГУ)

ARF-05@mail.ru

Научные интересы: методика преподавания информатики; изучение роли и возможностей информационно-коммуникационного обеспечения в процессе формирования профессиональной культуры будущего юриста

Areas of expertise: methodology of informatics, research of the role and opportunities of communicative and informational support in the process of future lawyers’ professional culture formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.