УДК 378.1+004
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА: НОВЫЙ ПУТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© 2018
Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Всероссийский государственный университет юстиции (367008, Россия, Махачкала, проспект Акушинского, 7, e-mail:[email protected])
Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость создания единого информационного образовательного пространства (далее ЕИП) Северо-Кавказский институт (филиал) (далее СКИ) ВГУЮ (РПА Минюста России) в условиях развития информационного общества и модернизации образовательной системы в РФ. Модернизация высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов для различных сфер деятельности является одной из актуальных проблем образования в РФ. Процесс создания ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) должен начаться с создания единой информационной среды, которая обеспечит доступ к образовательным, информационным и научным ресурсам образовательного комплекса. Конечной целью создания единой информационной среды вуза является повышение уровня информационной культуры профессиональной деятельности будущих юристов в условиях модернизации образования, разработку компетентностно-ориентированных, личностно-развивающих комплексов образовательных программ, создание различных технологических платформ для дистанционного, электронного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг. Содержание ЕИП ВУЗа должно не только расширять представления студентов в конкретной предметной области, но и создавать предпосылки осознания необходимости дальнейшего саморазвития в профессиональной сфере. Эффективность этого процесса будет зависеть от общего уровня информационной, правовой культуры студентов.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, единое информационное образовательное пространство вуза, единая информационная образовательная среда, образовательный Интернет-ресурс, электронные образовательные ресурсы.
UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION: A NEW WAY OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM
© 2018
Ismailova Nupaisat Pakhrudinovna, Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Russian State University of Justice (367008, Russia, Makhachkala, Akushinsky Avenue, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. This article discusses the need to create a unified information educational space (UIS) of North-Caucasian Institute (NCI) of RSUJ (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in the conditions of the development of the information society and the modernization of the educational system in Russia. Modernization of higher education in order to improve the quality of training specialists for various fields of activity is one of the topical problems of education in the Russian Federation. The process of creating of the (UIS) NCI RSUJ (RLA of the Ministry of Justice of Russia) should begin with the creation of a unified information environment that will provide access to the educational, information and scientific resources of the educational complex. The ultimate goal of creating a unified information environment of the university is to raise the level of the information culture of the professional activity of future lawyers in the context of modernization of education, the development of competence-oriented, personal-development complexes of educational programs, the creation of various technological platforms for distant and e-learning in order to increase the availability of quality educational services. The content of the UIS of the university should not only expand students' ideas in a specific subject area, but also create the prerequisites for understanding the need for further self-development in the professional sphere. The effectiveness of this process will depend on the overall level of information, legal culture of students.
Keywords: informatization of education, information technologies, unified information educational space of the university, unified information educational environment, educational Internet resource, electronic educational resources.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В настоящее время, как отмечают многие исследователи (Иванов В.А. [1], Новикова В.А. [2], Бейсетаев Д.Б. [3] и др. [4-10]), все актуальнее становится проблема модернизации высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов для различных сфер деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Теоретической основой исследования в этой области послужили работы авторов [1-25], в которых рассматриваются проблемы информатизации образования с применением новых информационных технологий и обосновывается необходимость создания единого информационного пространства вуза (ЕИП ВУЗа).
Проблемам создания информационного образовательного пространства посвящены теоретико-методологические труды и научно-практические исследования Иванова В.А. [1], Новиковой В.А. [2], Бейсетаева Д.Б. [3], В.И.Степанова В.И. [4], Берулава Г.А. [5], Желябина П.В. [6], Карпика А.П. [7], Годиной Т.А.[8], Барановой Т.А. [9], Захаровой Г.И. [10], Волкова Т.В.
[11], Абрасимова М.А. [12], Самерхановой Э.К. [13], Абдеева Н.А. [14], Полат Е.С. [15] и т.д.
Проведенный анализ работ в этой области позволил установить, что проблема формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста средствами информационного образовательного пространства вуза является недостаточно разработанной и изученной в педагогике.
Необходимость создания единого информационного пространства в СКИ ВГУЮ (РПА Минюста), как и в других высших учебных заведениях, обусловлена, с одной стороны, повышением требований к качеству правовой информации и юридического образования в контексте текущей реформы образования РФ, а с другой, информатизацией в области юридического образования [2628]. Одним из основных направлений информатизации в правовой сфере, согласно Концепции правовой информатизации России, является информатизация правового образования и воспитания [28].
Таким образом, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий и создание ЕИП ВУЗа являются в современных условиях развития информационного общества одним из ключевых факторов модернизации системы высшего образования. Создание ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста) позволит повысить
Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ...
уровень информационной культуры профессиональной деятельности будущих юристов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является выявление условий формирования единого информационного образовательного пространства вуза как фактора формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одним из наиболее важных государственных стратегических направлений развития общества, на сегодняшний день, является проблема информатизации образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества.
Согласно Государственной программе реформирования системы образования в Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» основными целями информатизации образования являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории России [27].
ЕИП ВУЗа - это набор баз данных и баз знаний программного и аппаратного обеспечения для их обслуживания и использования, локальных компьютерных сетей и телекоммуникационных систем для передачи данных, функционирующих в соответствии с общепринятыми правилами формирования, формализации, систематизации, хранения и передачи информации [5].
Таким образом, ЕИП ВУЗа включает в себя:
- информационные ресурсы, содержащие данные, информацию и знания;
- организационные структуры, обеспечивающие сбор, обработку, хранение, распространение информации;
- средства информационного взаимодействия, в том числе программные, технические и документальные, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам с помощью соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий [1].
Основная цель создания ЕИН ВУЗа - предоставить сотрудникам и студентам объективную, надежную и актуальную информацию, которая обновляется в режиме реального времени и создает условия для удовлетворения их потребностей в непрерывном развитии, в получении высококачественных знаний, развитии общекультурных и профессиональных компетенций [2,3].
Создание ЕИП ВУЗа - это сложная организационная и техническая задача, которая требует больших как материальных, так и финансовых затрат. При выполнении этой задачи необходимо учесть весь комплекс технологических, социально-экономических и правовых аспектов информатизации вуза [6,7].
Процесс создания ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) должен начаться с формирования единой информационной среды, что обеспечит доступ к образовательным, информационным и научным ресурсам программного комплекса.
Единая информационная среда СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) должна соответствовать:
- «Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства Образования России» [29],
- «Требованиям к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации» [30],
- Отраслевому стандарту Госкомвуза РФ «Информационные технологии в высшей школе» [31],
- «Концепции информатизации Министерства Юстиции Российской федерации» [32].
На наш взгляд, решение последней задачи и предполагает разработку ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста
России) и рекомендаций по ее использованию.
Конечной целью создания единой информационной среды вуза является повышение качества подготовки специалистов и уровня научных и теоретических разработок в области права [8].
Формирование и развитие ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) позволит решить следующие основные задачи:
- обеспечение преподавателей СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) и студентов информацией, необходимой для их педагогической деятельности, научной работы и обучения;
- создание и поддержание уровня информационного потенциала, который необходим для устойчивого и динамичного развития СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России);
- повышение уровня правосознания сотрудников и студентов путем предоставления им свободного доступа к нормативно-правовым документам;
- повышение научной и общественной активности преподавателей и студентов путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными государственными фондами в сфере образования, культуры и т.д. [27];
- повышение качества подготовки специалистов в области права;
- интеграция с региональным, федеральным информационным пространством.
Информатизация образования является необходимым условием перехода страны на инновационный путь развития и повышения качества подготовки специалистов на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий [9-10].
Информатизация образования предусматривает:
- повышение скорости доступа высших учебных заведений к Интернету;
- проведение курсов повышения по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности для преподавательского состава;
- оснащение рабочих мест современной компьютерной техникой и подключение их к сети Интернет;
- обеспечение эффективного использования студентами и педагогами информационных образовательных ресурсов не только России, но и мирового сообщества;
- развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные, образовательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения.
На сегодняшний день, невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов нового поколения [2].
Согласно Самерхановой Э.К. автору работы [13] образовательный Интернет-ресурс - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания, и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса, и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки.
Современные Интернет-ресурсы должны отвечать потребностям пользователей в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. В рамках существующей сетевой инфраструктуры ВГУЮ (РПА Минюста России) предоставляется следующий набор сетевых сервисов:
- доступ к ресурсам Интернет;
- доступ к электронной библиотеке образовательных ресурсов университета (liber.rpa-mjust.ru);
- доступ к сайту дистанционного образования (dis-tance.rpa-mu.ru);
- доступ к внутренней системе тестирования;
- авторизованный доступ к компонентам АСУ вуза.
Модернизация и дальнейшее развитие технико-технологической базы существующей информационно-вычислительной системы СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) должна предусматривать:
- наращивание и своевременное обновление парка компьютеров и оргтехники;
- внедрение в образовательный процесс новейших информационно-телекоммуникационных технологий;
- формирование распределенной системы баз данных, которая будет построена на основе единой технологической базы, включающей в себя все информационные ресурсы СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России);
создание единой системы баз данных;
- обеспечение доступа пользователей СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) к единой системе баз данных на - основе его функционального разграничения;
- анализ новейших тенденций развития программного обеспечения и использование суперсовременного лицензионного программного обеспечения, что, в свою очередь, увеличит длительность активного функционирования разрабатываемых систем;
- создание баз знаний по различным учебным дисциплинам;
- создание электронных учебников, учебно-методических пособий, рабочих тетрадей для самостоятельной работы студентов, вузовской электронной библиотеки и электронных виртуальных лабораторных практикумов;
- систематическое обучение преподавательского состава и сотрудников научно-исследовательских лабораторий СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) основам использования новых информационных технологий;
- дальнейшая модернизация существующей в виде отдельных фрагментов автоматизированной системы управления институтом и создание единой информационной среды института;
- обеспечение требований безопасности информации и режима секретности.
Создание единой информационной среды СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) предусматривает несколько этапов, на первом из которых уже реализованы следующие подсистемы:
- «Учебно-методическое обеспечение и планирование учебного процесса»;
- «Планирование и проведение текущего и семестрового контроля»;
- «Кадры»;
- «Деканат»;
- «Заработная плата»;
- «Сведения о студентах»;
- «Абитуриент»;
- «Нормативно-правовая поддержка» (на базе справочно-правовых систем «Консультант плюс» и «Гарант»).
Создание информационного образовательного пространства СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) в первую очередь направлено на реализацию стратегической задачи, повышение уровня информационной культуры профессиональной деятельности будущих юристов в условиях информатизации образования.
Информатизация образования предусматривает создание различных технологических платформ для дистанционного, электронного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг и разработку компетентностно-ориентированных, лич-ностно-развивающих комплексов образовательных программ [13].
Проблема формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста не сводится только к способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи
информации [2].
При изучении учебной информации студент должен подходить к ее выбору и осмыслению с позиций новизны, актуальности и значимости в его будущей профессиональной деятельности.
Содержание информационного образовательного пространства должно не только расширять представления студентов в конкретной предметной области, но и создавать предпосылки осознания необходимости дальнейшего саморазвития в профессиональной сфере. Эффективность этого процесса будет зависеть от общего уровня информационной, правовой культуры студентов [14].
С этой целью нами был реализован формирующий информационную профессиональную культуру будущего специалиста педагогический эксперимент среди студентов 1 и 2 курса СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России), в ходе которого были задействованы три группы: две экспериментальные (25 и 27 человек) и одна контрольная (23 человека).
В этих группах был организован интенсивный, углубленный образовательный процесс, отличающийся профессиональной информационной насыщенностью теоретического материала, ориентированный на глубину изучаемой дисциплины и решение профессионально-ориентированных задач.
С целью удовлетворения профессионально-познавательных потребностей студентов, формирования общекультурных и профессиональных компетенций нами использовались различные инновационные методы и формы обучения: проблемные лекции, кейс-задачи, «мозговой штурм», дискуссии, круглые столы, имитационные лабораторные занятия, консультации, самостоятельная и кружковая работа.
В ходе формирующего эксперимента проводился промежуточный контроль, затем при завершении эксперимента, был проведен итоговый контроль, которые выявили высокие результаты усвоения фундаментальных знаний студентами данных групп.
Таким образом, непрерывное личностно-ориентиро-ванное профессиональное обучение студентов, посредством включения студентов в информационно-образовательную деятельность, позволило сформировать у студентов информационную профессиональную культуру будущего специалиста.
А в перспективе это позволит выпускать высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод и определить перспективы дальнейших исследований в данном направлении:
Одним из важнейших составляющих факторов интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения в единое информационное образовательное пространство является профессиональная ориентация образовательной деятельности, которая проявляется в преимуществе целей развития и саморазвития личности студентов, раскрытия их потенциальных возможностей.
Преподавателям вузов необходимо делать акцент не только на анализ содержания учебной деятельности, но и на проблему ее адекватного формирования у студентов (особенно на младших курсах).
Как показывают проведенные исследования, при интуитивном формировании учебной деятельности студенты слабо дифференцируют ее компоненты от конкретного содержания учебного материала и ситуаций его усвоения. До 70% студентов первого курса не систематизируют учебный материал для его лучшего усвоения.
Создание ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) позволит подняться на качественно новую ступень развития образования, модернизировать и эффективно использовать все имеющиеся инновационные возможно-
Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ...
сти, предоставляемые новейшими информационными технологиями, и тем самым, повысить качество подготовки будущих юристов.
В связи с постоянным прогрессом информационных технологий необходимо постоянно совершенствовать информационное образовательное пространство вуза. Таким образом, эта проблема модернизации ЕИП ВУЗа в современных изменяющихся условиях может стать предметом дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы. // Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С.52-56.
2. Новикова В.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: Дис. канд. пед. наук : Рязань, 2009. 200 с.
3. Бейсетаев Д.Б., Султанова Б.К. Создание единого информационного пространства вуза // Молодой ученый. 2015. №23. С.107-110.
4. Степанов В.И., Сафронова Т.И. Информатизация высшего юридического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5. С.1195-1200.
5. Берулава Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий. // Высшее образование в России. 2014. № 12. С.83-89.
6. Желябин П.В. Информационное пространство университета как важный фактор развития образовательного процесса и оптимизации работы вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. №4. С.111-113.
7. Карпик А.П., Твердовский О.В, Середович С.В., Николаев Н.А., Ушаков О.К., Дементьев Ю.В. Единое информационно-образовательное пространство современного университета // Тр. региональная научно-методическая конференция «Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития ВУЗа». Новосибирск, 2011. С.14-18.
8. Година Т.А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения: С использованием зарубежного опыта : Дис. канд. экон. наук : М., 2005. 147 с.
9. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. 2007. № 1. С.83-85.
10. Захарова Г.И. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: Дис. Доктора пед. наук : Тюмень, 2003. 412 с.
11. Волкова Т.В. Совершенствование процессов формирования информации для управления вузом на основе интегрированной автоматизированной системы: Дис. канд. тех. наук : Оренбург, 2008. 175 с.
12. Абрасимова М.А., Валиев Ш.З. Управление информационными ресурсами в вузе.//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. т.16. №2. С.130-133.
13. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Под ред. Э.К. Самерханова. Н.Новгород: НГПУ, 2011. 129 с.
14. Абдеева Н.А. Формирование культуры профессиональной деятельности будущих юристов в условиях информатизации образования: Дис. канд. пед. наук : Чита, 2011.169 с.
15. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Полат Е.С.. М.: Издательский центр
«Академия», 2010. 214 с.
16. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.
17. Колобова Е.А., Малецкий Р.В., Чигирева И.В., Полянская Н.А. Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 1525.
18. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 12-16.
19. Добудько Т.В., Пугач В.И., Бурцев Н.П., Пугач О.И., Тюжина И.В., Данилюков П.А. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-188.
20. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
21. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
22. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
23. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
24. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
25. Ивинская М.С. Повышение качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 73-75.
26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р об утверждении Государственной программы реформирования системы образования в Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
27. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»
28. Указ Президента РФ от 28.06.1993 №996 (ред.от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России»
29. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства образования России. М., 2000.
30. Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации 2000 г. // URL: http://www.informika.ru/text/inftech/iais/- concept. doc
31. Отраслевой стандарт Госкомвуза РФ. «Информационные технологии в высшей школе. Общие
положения. ОСТ ВШ 01.001-94».
32. Приказ Минюста России от 21.01.2000 №10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».
Статья поступила в редакцию 17.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018