ОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК 37.062
В. П. Косырев, В. В. Стрельцов
Московский государственный институт культуры
Разработка, внедрение и поддержка единой информационной образовательной среды современного вуза в настоящее время представляет собой актуальную, сложную и высокотехнологичную задачу. Но именно от её решения зависят модернизация системы образования на новой технологической базе, переход к высокотехнологичной информационной образовательной среде и в целом возможность осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, информационная образовательная среда.
V. P. Kosyrev, V. V. Strel'tsov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE FORMATION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
The development, implementation and support of unified educational information environment of a modern University currently represents an actual complex task. But it was her decision depends on the modernization of the education system on a new technological basis, the transition to high-tech information educational environment and in General the ability to make the transition towards open education system that meets the requirements of modern society. Keywords: information and communication technologies, electronic educational resources, educational information environment.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения образовательных организаций позволяет существенно улучшить качество подготовки специалистов, способствует эффективному формированию общекультурных и профессиональных компетенций, а также оптимизации организации учебного процесса. Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содер-
жанию и организации учебных и внеурочных занятиях. При этом они органично вписываются в рамки традиционного обучения, способствуют активному включению студентов в учебный процесс, эффективному усвоению учебного материала, его пониманию и продуктивному запоминанию и поддерживают познавательный интерес к изучению дисциплины.
По мнению специалистов [1, 3, 4, 6, 8 и др.],
1КОСЫРЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления научной работой Московского государственного института культуры KOSYREV VASILIY PETROVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Board
of scientific work, Moscow State Institute of Culture
2СТРЕАЬЦОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ — доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, проректор Московского государственного института культуры по научной работе
STREL'TSOV VLADIMIR VASIL'EVICH — Full Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored worker of higher school of the Russian Federation, Winner of the Award of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology, Vice-Rector for Research of Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected], [email protected] © Косырев В. П., Стрельцов В. В., 2015
занимающихся исследованием влияния применения разнообразных средств обучения на качество и эффективность учебного процесса, новые информационные коммуникационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют существенно повысить эффективность учебной деятельности.
Поэтому организация дидактически обоснованной образовательной среды на основе применения современных информационных технологий становится актуальным направлением совершенствования образовательной деятельности учебного заведения. Её реализация даст преимущества в эффективной организации образовательной деятельности и дополнительные организационно-дидактические возможности, среди которых:
• применение личностно-ориентированных персонифицированных технологий в изучении дисциплин за счёт представления полной информации о ней (рабочая программа, формы и порядок организации обучения, материалы для самоаттестации, банки тестов, тематика индивидуальных заданий, проектов и т.д.);
• дифференциация учебного процесса за счёт использования разноуровневых заданий, организации самостоятельного продвижения по разделам курса по мере усвоения материала с возможностью возврата к плохо
усвоенному материалу;
• реализация индивидуальной персонифицированной траектории продвижения по предметной области за счёт выбора уровня и вида представления материала в зависимости от уровня развития индивидуального стиля мышления;
• возможность использовать различные формы самостоятельного обучения.
В последние годы формирование, функционирование и развитие образовательной среды (ОС) рассматриваются в двух аспектах: а) с активным применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе; б) организация самостоятельной учебной деятельности в условиях высокотехнологичной информационной коммуникационной образовательной среды на базе современных средств ИКТ [2, 5, 8].
Для проверки и оценки их эффективности было проведено исследование с целью выявления актуальных проблем применения ИКТ в учебном процессе, в рамках которого была разработана специальная анкета для преподавателей и студентов [9], поскольку внедрение ИКТ в учебный процесс невозможны без соответствующей подготовленности преподавателей и студентов к их использованию.
Анализ данных, полученных в рамках проведённого исследования, показал следующие результаты (см. таблицу 1):
Таблица 1. Исследование эффективности применения ИКТ преподавателями
Содержание вопроса Да Нет Частично
Разработана ли Вами для преподаваемых дисциплин: • рабочая программа 84,6% 15,4% —
• курс лекций 88,4% 11,6% —
• тестовые задания 69,2% 15,4% 15,4%
• презентации 38,4% 23,2% 38,4%
Испытываете ли Вы потребность в использовании электронных образовательных ресурсов на своих занятиях? 80,8% 7,7% 11,5%
Считаете ли Вы, что часть учебных занятий Вы бы могли проводить дистанционно? 42,3% 19,3% 38,4%
Позволяют ли аудитории, в которых Вы работаете, использовать мультимедиа проектор, выход в локальную сеть МГАУ, на сайт и другие ресурсы? 26,9% 19,3% 53,8%
Имеете ли Вы опыт или подготовку создания электронных УМК по дисциплинам? 19,4% 34,6% 46%
Содержание вопроса Да Нет Частично
Считаете ли Вы, что студенты не готовы к использованию электронных образовательных ресурсов? 23% 34,6% 42,4%
Получите ли Вы учебный эффект от применения ИКТ на занятиях? 53,8% 23,1% 23,1%
Станет ли Ваш труд более производительным и продуктивным от внедрения ИКТ и электронных образовательных ресурсов? 53,8% 42,4% 3,8%
Пользуетесь ли Вы компьютером? 88,5% 3,8% 7,7%
• для подготовки материалов в Word 84,6% 0% 15,3%
• для подготовки презентаций Power Point 65,4% 3,8% 30,8%
• для таблиц и расчётов в Excel 53,8% 11,8% 34,4%
• для обработки изображений и фото 34,6% 11,5% 53,9%
• для создания анимации и 3D моделей 11,6% 7,6% 80,8%
• для видеомонтажа 11,6% 15,4% 73%
Имеете ли Вы опыт работы в системах дистанционного обучения? 23% 19,2% 57,8%
Имеете ли Вы доступ к ресурсам Интернет на рабочем месте (кафедре или аудитории)? 53,8% 3,9% 42,3%
Считаете ли Вы, что в перспективе доля электронных образовательных ресурсов увеличится? 84,6% 7,7% 7,7%
В данной таблице показаны результаты исследования эффективности применения ИКТ, которое было проведено среди преподавателей вузов [9]. Самый поверхностный анализ позволяет сделать следующие выводы: при сравнительно невысоких показателях уровня владения ИКТ-компетенциями большинство преподавателей считает, что получают положительный дидактический эффект от применения ИКТ на своих занятиях.
Проведённое исследование среди студентов также выявило ряд тенденций и проблем в реализации информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. По результатам анкетирования студентов по выявлению наиболее значимых проблем применения ИКТ получены следующие данные.
Опрос показал, что 79% обучающихся указывают на редкость применения преподавателями средств ИКТ на занятиях, 14% ответили, что преподаватели используют средства ИКТ почти всегда и только 7% — на каждом занятии.
По итогам обработки полученных данных было также выявлено: 65% обучающихся указали на применение преподавателями мульти-
медийных средств обучения; 34% — на применение компьютерных технологий и только 1% — на прямое использование в учебном процессе ресурсов Интернет.
Для исследования проблем применения средств ИКТ в процессе работы в высокотехнологичной дидактической среде на базе учебно-методического портала анкета была дополнена вопросами, связанными с особенностями работы студентов в среде портала.
Анализ полученных в результате проведённого анкетирования данных позволил сделать следующие выводы по каждому рассматриваемому аспекту проблемы.
У многих студентов возникают трудности в работе с учебно-методическим порталом, что свидетельствует о недостаточной информированности о существовании портала и невысоком уровне навыков его применения.
20% респондентов указывают на возможность занятия самостоятельной работой, 36% указывают на доступность и понятность учебных ресурсов, 31% считает преимуществом и экономией времени, а 13% студентов отмечают финансовую экономию (в связи с тем, что нет необходимости распечатывать текст).
По результатам обследования студентов было выявлено: что 24% респондентов считают основным недостатком сложности контролирования посещаемости студентов (по их мнению, преподаватели забывают проверять наличие студентов на занятии и фиксировать их присутствие); 16% опрошенных указали на то, что при проверке заданий преподаватели часто выставляют оценки, не рецензируя ответы и не указывая на замечания; у 10% студентов возникает проблема со скачиванием материала; 35% опрошенных утверждают, что в процессе работы на портале информация усваивается частично, поэтому появляется необходимость дополнительной консультации с преподавателем, 15% считают недостатком отсутствие возможности выкладывать на портал весь материл.
Все перечисленные недостатки, по нашему мнению, носят организационно-технический характер и могут быть устранены после небольшой корректировки применяемой педагогической технологии. обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в вузах существует ряд проблем, ограничивающих организацию учебной деятельности на основе применение средств ИКТ, среди которых главными являются отсутствие необходимой материально-технической базы, недостаточный уровень владения ИКТ-компетенциями преподавателями и студентами.
На основании полученных в исследовании данных целесообразно уточнить организационно-педагогические условия применения средств ИКТ, провести ряд мероприятий по
компенсации и устранению организационно-методических и технических проблем, что будет способствовать повышению эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Итак, необходимо:
1) повысить квалификацию преподавателей в области применения ИКТ. При этом имеются в виду разнообразные формы работы, такие как:
• обеспечение преподавателей соответствующими рабочими местами;
• организация различных многоуровневых обучающих курсов, семинаров, мастер-классов, учитывающих уровень начальной подготовки и характер целевых групп (преподаватели, разработчики материалов, администраторы и др.);
• распространение аннотированных описаний современных технологий преподавания с помощью информационных изданий, ознакомительных и обучающих семинаров;
2) обеспечить необходимый уровень компетенций студентов в области ИКТ, для чего должны быть сформированы механизмы, позволяющие регламентировать преподавание необходимых разделов по использованию ИКТ в рамках учебных планов, а также осуществлять мониторинг компетенций студентов в этой области;
3) оснастить материально-техническую базу современным оборудованием;
4) провести диагностику результатов обучения, что позволит своевременно выявить недостатки учебного процесса.
Примечания
1. Информационные технологии в инженерном образовании : [монография] / [И. Б. Федоров и др.] ; под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гузненкова. Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 427, [4] с. ил., табл.
2. Косырев В. П. Применение дидактических интернет-сервисов в управлении учебной деятельностью студентов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 11—14 ноября 2013 года) / науч. ред.: Е. М. Дорож-кин, В. А. Федоров. Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2013. Том II. С. 264—267.
3. Кулюткин Ю, Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. // Новые знания. 2009. № 1.
4. Машбиц е. и. Компьютеризация обучения : проблемы и перспективы. Москва : Знание, 2010.
5. Михайленко о. а. Учебно-методический портал вуза как адаптивная дидактическая среда // Современные проблемы информатизации профессионального образования : материалы Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 9—30 мая 2012 года). Москва : МГАУ им. В. П. Горячкина, 2012. С. 17.
6. Образцов П. И. Дидактические аспекты эффективного применения компьютерных средств обучения в вузе. Орел, 2008.
7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Москва : Школа-Пресс, 2004.
8. Роберт И. В. Прогноз развития информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания // Современные проблемы информатизации профессионального образования : материалы Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 9—30 мая 2012 года). Москва : МГАУ им. В. П. Горячкина, 2012. С. 6—8.
9. Стаханова М. В. Исследование информационной образовательной среды агроинженерного вуза // Актуальные проблемы информационных технологий в агропромышленном комплексе : материалы молодёжной конференции (Москва, 17 октября 2012 года). Москва : МГАУ им. В. П. Горячкина, 2012. С. 108—112.
10. Таркаева О. П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса. Казань : КГПИ, 2007.
References
1. Fedorov I. B., etc. Informatsionnye tekhnologii v inzhenernom obrazovanii [Information technology in engineering education]. Moscow, Publishing house of Bauman Moscow State Technical University, 2007. 431 p.
2. Kosyrev V. P. Primenenie didakticheskikh internet-servisov v upravlenii uchebnoy deyatel'nostyu studentov [Application of didactic Internet services in managing the educational activities of the students]. Innovatsionnye protsessy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Ekaterinburg, 11—14 noyabrya 2013 goda). Tom II [Innovative processes in education: strategy, theory and practice of development: materials of VI All-Russian scientific-practical conference (Yekaterinburg, on November 11—14, 2013). Volume II]. Yekaterinburg, Publishing house of RSVPU, 2013. Pp. 264—267.
3. Kulyutkin Yu., Tarasov S. Obrazovatel'naya sreda i razvitie lichnosti [Learning environment and personal development]. Novye znaniya [New knowledge]. 2009, № 1.
4. Mashbits E. I. Kompyuterizatsiya obucheniya: problemy i perspektivy [Computerization of education: problems and prospects]. Moscow, Znanie Publ. [Knowledge Publ.], 2010.
5. Mikhailenko O. A. Uchebno-metodicheskiy portal vuza kak adaptivnaya didakticheskaya sreda [Educational-methodical portal of the University as an adaptive learning environment]. Sovremennye problemy informatizatsii professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii (Moskva, 9—30 maya 2012 goda) [Modern problems of Informatization of professional education: materials of International scientific-practical Internet-conference (Moscow, on May 9—30, 2012)]. Moscow, Publishing house of The Moscow state agroengineering university of V. P. Goryachkin, 2012. P. 17.
6. Obraztsov P. I. Didakticheskie aspekty effektivnogo primeneniya kompyuternykh sredstv obucheniya v vuze [Didactic aspects of effective use of computer-aided education]. Orel, 2008.
7. Robert I. V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispolzovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems and prospects of use]. Moscow, Shkola-Press Publ. [School-press Publ.], 2004.
8. Robert I. V. Prognoz razvitiya informatizatsii obrazovaniya kak transfer-integrativnoy oblasti nauchnogo znaniya [The forecast of development of informatization of education as a transfer — integrative area of scientific knowledge]. Sovremennye problemy informatizatsii professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii (Moskva, 9—30 maya 2012 goda) [Modern problems of Informatization of professional education: materials of International scientific-practical Internet-conference (Moscow, on May 9—30, 2012)]. Publishing house of The Moscow state agroengineering university of V. P. Goryachkin, 2012. P. Pp. 6—8.
9. Stakhanova M. V. Issledovanie informatsionnoy obrazovatel'noy sredy agroinzhenernogo vuza [Study information educational environment Agroengineering University]. AktuaVnye problemy informatsionnykh tekhnologiy v agropromyshlennom komplekse: materialy molodezhnoy konferentsii (Moskva, 17 oktyabrya 2012 goda) [Actual problems of information technologies in agriculture: proceedings of the youth conference (Moscow, on October 17, 2012)]. Moscow, Publishing house of The Moscow state agroengineering university of V. P. Goryachkin, 2012. Pp. 108—112.
10. Tarkaeva O. P. Didakticheskie usloviya primeneniya EVM v organizatsionnoy strukture uchebnogo protsessa [Didactic conditions of the use of computers in the organizational structure of the educational process]. Kazan, KGPI Publ., 2007.