УДК 027.7
БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВУЗА
Л .Н .Андреева
THE LIBRARY AS AN INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL CENTER OF A UNIVERSITY
L.N.Andreeva
Научная библиотека НовГУ, [email protected]
Рассматривается информационно-образовательная среда вуза как необходимое условие достижения качественного высшего образования, обозначены различные подходы к определению понятия информационно-образовательной среды, выявлены её компоненты. Создание качественной информационно-образовательной среды вузовской библиотеки во многом определяется качеством информационно-образовательной среды вуза. Расширение спектра услуг в части осуществления доступа к информации способствует преобразованию традиционных библиотек и появлению на их базах различных инновационных специализированных структурных подразделений. Библиотеки — информационно-образовательные центры, являющиеся конгломератом систем информационно-библиотечного обслуживания пользователей и сетевых технологий, способствуют появлению новых возможностей образовательной организации и распространению информации с целью расширения знаний учащихся и повышения востребованности вуза.
Ключевые слова: библиотеки вузов, информационно-образовательная среда, информационно-образовательный центр
This article describes the information-educational environment of a university as a necessary condition for providing high-quality higher education, outlines various approaches to the definition of information-educational environment, and identifies its components. The creation of competent informational and educational environment of university libraries is largely determined by the quality of university environment. The service extension in the implementation of access to information contributes to the transformation of traditional libraries into various innovative specialized units. Library is the information-educational center, which is a conglomerate of systems of library client services and network technologies that contributes to some new opportunities for educational organizations, and to dissemination of information in order to expand the knowledge of students and increase the popularity of a university. Keywords: university libraries, information-educational environment, information-educational center
Важнейшим направлением модернизации сис-темы образования является информатизация. В про -цессе информатизации участвуют все субъекты образовательного процесса. Информатизация образовательной среды невозможна без создания и использо-вания информационно-образовательной среды вуза. Создание информационно-образовательной среды
(ИОС) вуза является одним из условий достижения нового качества высшего образования. К информационно -образовательной среде вуза принято относить различные информационные процессы — учебный процесс, управление учебным процессом, научные исследования, проводимые в вузе, управление вузом как организацией и др. Активное внедрение инфор-
мационных и коммуникационных технологий в сферу высшего образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую
— информационно-образовательную среду.
Существуют различные подходы к определению информационно-образовательной среды учебного заведения.
По мнению С.В.Зенкина, А.А.Кузнецова, ИОС
— это открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [1].
ИОС как педагогическая система нового уровня, включающая, с одной стороны, материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение, с другой — являющаяся единым информационно-
образовательным пространством, объединяющим информацию как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия, дидактические средства, рассматриваются А.А.Андреевым, Б.С.Ахметовым, Е.Ы.Бидайбековым, А.А.Калюжным [2-5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте законодательно закреплено понятие ИОС как система образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС определяет состав ИОС: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [6, с. 49].
Таким образом, информационно-
образовательная среда определяется, с одной стороны, как программно-технический комплекс, с другой стороны, как педагогическая система, возникающая как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства.
На основе обобщения результатов исследований по вышеназванной проблеме можно определить информационно-образовательную среду вуза как педагогическую систему, объединяющую в себе информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приёмы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций.
В контексте нашего исследования особое значение имеют научные работы А.Г.Абросимова, Н.Б.Андреевой, Е.Н.Остроумовой, в которых выделе-
ны компоненты информационно-образовательной среды вуза:
— информационно-образовательные ресурсы;
— компьютерные средства обучения;
— система управления образовательным процессом.
Под информационно-образовательными ресурсами понимаются традиционные и электронные учебные и учебно-методические материалы, интернет-классы с доступом в Интернет и пр. К компьютерным средствам обучения относится компьютерная техника и её программное обучение, автоматизированная система контроля знаний. Учебно-методические комплексы, инновационные технологии обучения, организация научно-исследовательской работы, участие в научно-практических конференциях — составляющие системы управления учебным процессом [7].
Библиотечные ресурсы вуза включены в информационно-образовательный компонент ИОС, представляющий совокупность традиционных и информационных ресурсов вуза, влияющих на повышение эффективности процесса обучения, посредством разработки оптимальной структуры учебного курса, учебных, контрольно-обучающих и оценочных материалов [8].
Электронная библиотека относится к информационно-образовательным ресурсам, обеспечивающим возможность накопления и предоставления пользователям через корпоративную сеть информационных ресурсов, со своей системой документирования и защиты [9].
Из этого можно сделать вывод, что библиотека включена в образовательный, научный и педагогический процесс. Адаптация библиотеки вуза к новым задачам, адекватным современной парадигме образования и изменившимся социально-экономическим условиям системы высшего образования, связана с применением информационно-коммуникационных технологий.
Интегрированная в ИОС вуза, автоматизированная система библиотеки обеспечивает доступ к электронной информации и предоставляет возможность электронного взаимодействия субъектов образовательного процесса. От того, насколько органично и быстро вузовские библиотеки интегрируются в ИОС вуза, зависит их будущее в структуре высшей школы.
Библиотеки современных высших учебных заведений органично включены в систему информационно-образовательной деятельности вузов. В условиях широкого внедрения информационных технологий библиотеки вузов становятся важным элементом как информационной, так и образовательной инфраструктуры общества.
Реализуя образовательную функцию в ИОС вуза, библиотека в помощь учебному процессу собирает, анализирует и интерпретирует информацию, перерабатывает ее в формы, удобные для хранения и последующего поиска, готовит и распространяет материалы для определенной аудитории, использует информацию для достижения конкретных целей.
Библиотека как информационно-образовательный центр вуза при участии специалистов разного профиля и использовании разных методов обучения способна решить конкретные задачи [10].
Информационная функция, реализуемая благодаря объединению с организациями, работающими с образовательной информацией и с рынком образовательных услуг, созданию специализированных подразделений, информированию пользователей, по мнению И.Б.Михновой, позволяет библиотекам становиться востребованными информационно-образовательными центрами (ИОЦ).
Задачами ИОЦ являются наиболее полное обеспечение информационными и технологическими ресурсами своих пользователей и поддержка педагогической инициативы. Работа ИОЦ направлена на оказание помощи преподавателям в получении профессиональной информации, информационно-методической поддержки образовательных учреждений региона, содействию формирования единого образовательного пространства. ИОЦ предоставляет библиотечно-информационные услуги субъектам образовательного процесса: руководителям и преподавателям образовательных учреждений, студентам, учащимся, библиотекарям по актуальным проблемам развития образования [11].
Информационно-образовательная деятельность библиотек включает:
— посредничество между информацией и потребителем (между коллективом учебного заведения и мировым информационным пространством);
— помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
— квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
— базы и банки данных по методике и образованию;
— систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных информационных технологий.
Отличительной особенностью библиотеки как информационно-образовательного центра является сочетание традиционной библиотеки (бумажных, аудио- и видеоматериалов, электронных носителей информации, сетевых ресурсов и т.п.) и специализированных служб (электронных библиотек, электронной доставки документов и т.д.), дающих доступ ко всем видам информации, что позволит обеспечить более высокое качество подготовки специалистов за счёт включения в образовательный процесс информационных технологий.
Обобщение вышеизложенного материала позволяет констатировать, что информационно-образовательные центры являются необходимой и эффективной формой инновационного развития вузовских библиотек; становление библиотек информационно-образовательными центрами вузов позволяет обеспечить взаимодействие информационных и образовательных процессов в пространстве университета;
информационно-образовательные центры способствуют повышению качества образования.
1. Зенкина С.В., Кузнецов А.А. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда // Основы общей теории и методики обучения информатике. М.: Бином, 2009. 154 с.
2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.
3. Основы открытого образования / А. А. Андреев [и др.]. Т. 2. М.: Рос. гос. ин-т открытого образования, 2002. 680 с.
4. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [Электр. ресурс] // 3-я Всерос. науч.-практ. конф.-выст. Омск, 2006. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/6922.doc (дата обращения: 30.03.2015).
5. Ахметов Б.С., Калюжный А.А. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе [Электр. ресурс]. URL: http://www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ ahmetov1.htm (дата обращения: 30.03.2015).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
7. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2001. № 4. С. 37-40.
8. Андреева Н.Б. Информационно-образовательная среда вуза: современные возможности для взаимосвязи и развития методов обучения // Современные информационные технологии. 2012. № 16. С. 122-125.
9. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда вуза [Электр. ресурс] // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2004. № 1. URL: imp.rudn.ru/vestnik/2004/3.pdf: (дата обращения: 30.03.2015).
10. Гиляревский Р.С. Основы информатики. Курс лекций. М.: Экзамен, 2003. С. 56-60.
11. Михнова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения. М.: Либерея, 2000. 128 с.
References
1. Zenkina S.V., Kuznetsov A.A. Novaia informatsionno-kommunikatsionnaia obrazovatel'naia sreda [New information and communication educational environment]. Osnovy obshchei teorii i metodiki obucheniia informatike [Foundations of General theory and methods of teaching computer science]. Moscow, "Binom" Publ., 2009. 154 p.
2. Andreev A.A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremen-nykh informatsionno-obrazovatel'nykh sredakh [Some problems of education in modern information-educational environments]. Innovatsii v obrazovanii — Innovation in education, 2004, no. 6, pp. 98-113.
3. Andreev A.A. et al. Osnovy otkrytogo obrazovaniia [Open education basis]. Vol. 2. Moscow, Russian State Institute of Open Education Publ., 2002. 680 p.
4. Akhmetov B.S., Bidaibekov E.Y. Informatsionnaia obra-zovatel'naia sreda vuza: razrabotka, vnedrenie, perspektivy [Information-educational environment of a university: development, implementation, prospects]. 3-ia Vseros. nauch.-prakt. konf.-vyst [Proc. of the 3rd All-Russia Scient. and Pract. Conf.-Expo.]. Omsk, 2006. Available at: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/6922.doc (accessed 30.03.2015).
5. Akhmetov B.S., Kaliuzhnyi A.A. Osobennosti postroeniia in-formatsionnoi obrazovatel'noi sredy v vuze [Features of constructing information-educational environment in higher education institutions]. Available at: http://www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ahmetov1.htm (accessed 30.03.2015).
6. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnov-nogo obshchego obrazovaniia. [Federal State Educational
Standard of Basic General Education]. Moscow, "Prosve- 9.
shchenie" Publ., 2011. 48 p.
7. Ostroumova E.N. Informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza kak faktor professional'no-lichnostnogo samorazvitiia budushchego spetsialista [Information-educational environment of a university as a factor of professional and personal development of the future professional]. Fundamental'nye 10. issledovaniia — Fundamental research, 2001, no. 4, pp. 37-40.
8. Andreeva N.B. Informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza: sovremennye vozmozhnosti dlia vzaimosviazi i razvitiia me- 11. todov obucheniia [Educational environment of a university: the modern relationship and opportunities for the development of teaching methods]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii — Modern information technologies, 2012, no. 16, p. 122-125.
Abrosimov A.G. Informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza [Information-educational ambience of the high school]. Vest-nik RUDN. Seriia «Informatizatsiia obrazovaniia» — PFUR Bulletin. Series Informatization of education, 2004, no. 1. Available at: imp.rudn.ru/vestnik/2004/3.pdf: (accessed 30.03.2015).
Giliarevskii R.S. Osnovy informatiki. Kurs lektsii [Foundations of computer science. Course of lectures]. Moscow, "Ekzamen" Publ., 2003, pp. 56-60.
Mikhnova I.B. Biblioteka kak informatsionnyi tsentr dlia naseleniia: problemy i ikh resheniia [Library as an information center for population: problems and solutions]. Moscow, "Libereia" Publ., 2000. 128 p.