17. Plutchik R., Van Praag H. M., Conte H. R., Picard S. Correlates of suicide and violence risk, the suicide risk measure // Comp. Psychiatry. 1989. N 30. P. 296-302.
18. Rodríguez de Cossío A., Granada Jiménez O. Trastornos depresivos en la infancia y la adolescencia // Rev Clin Med Fam. 2007. N 1. P. 270-276.
О. В. Демчук
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В статье информационно-образовательная среда вуза рассмотрена как неотъемлемая составляющая современного пространства вуза. Описаны ее модель и задачи, перечислены основные компоненты лингвистического обеспечения, используемые в образовательном процессе преподавателями и студентами. Рассмотрены проблемы внедрения и распространения различных компонентов лингвистического обеспечения в образовательной, научной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: открытый образовательный ресурс, лингвистическое обеспечение, информационно-образовательная среда, непрерывное образование, профессиональное образование.
O. Demchuk
INNOVATIVE INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT IN MODERN UNIVERSITY EDUCATION
The article concerns innovative information educational environment as an essential part of educational process. The model and aims of such environment and its linguistic components are shown. The problems of using different linguistic components are discussed.
Keywords: open educational resource, lingware, information educational environment, lifelong learning, higher education.
Сегодня выпускник вуза при устройстве на работу должен продемонстрировать не только высокий уровень сформированно-сти профессиональных компетенций, но и информационные компетенции специалиста или метапредметные профессионально значимые компетенции. Последние в условиях постоянной глобализации всех сфер жизни человека включают в себя не только навыки использования текстовых и табличных редакторов и процессоров, но и умения непрерывно работать с информацией и данными, делая ее тем самым активной [1]. Подобные умения включают в себя [2, с. 1]:
- использование контента, произведенного и переданного в цифровом формате, то есть извлечение знания из информации, раз-
мещенной в сети Интернет, для решения образовательных и профессиональных задач;
- создание нового контента в цифровом формате;
- поиск и переработку информации самостоятельно и при помощи специализированного программного обеспечения;
- взаимодействие с другими пользователями в виртуальной среде для создания нового знания и его последующего распространения.
Кроме того, информационная компетенция специалиста включает в себя непрерывное овладение совершенствующимися «компьютерными орудиями профессионального труда» [1, с. 12], другими словами, навыками использования специализированных программных продуктов.
Наиболее оптимальным способом формирования информационных компетенций специалиста является использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном образовании посредством создания и включения в образовательный процесс информационно-образовательной среды — Virtual Learning Environment (VLE) или Learning Management System (LMS). Качество информационно-образовательных сред (ИОС) определяется степенью их соответствия запросам общества к подготовке специалиста, поэтому ИОС для студента должна стать действенным средством формирования актуальных общекультурных и профессиональных компетенций [11]. Основными характерными чертами ИОС являются [11]:
- использование сетевых технологий / сетевых средств обмена информацией;
- сетевая образовательная коммуникация / сетевое взаимодействие [12];
- электронные образовательные ресурсы (электронные библиотечные системы (ЭБС), порталы, сайты, депозитарии);
- активная самостоятельная внеаудиторная исследовательская и образовательная работа студентов;
- нелинейный, индивидуализированный образовательный маршрут;
- информационная избыточность;
- интенсификация процессов обновления знаний;
- актуализация новых образовательных целей;
- появление новых разнообразных информационных инструментов.
Включение ИОС в образовательный процесс позволило [3] создавать качественную электронную ресурсную базу виртуальной образовательной среды, проектировать и поддерживать вариативную сетевую образовательную коммуникацию, трансформировать управление образовательной деятельностью субъектов в сетевой среде. Поэтому ИОС стали неотъемлемыми составляющими процесса подготовки специалиста в вузе и
представляют собой совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств [4, с. 56]. Модель обучения в ИОС включает в себя [5]:
- информацию в любом формате (текстовом, графическом, аудио, видео и пр.) и различные средства ее передачи для доставки объекту обучения;
- самостоятельные индивидуальные и групповые работы студентов по изучению теоретического материала и выполнению практических работ, нацеленных на формирование компетенций;
- систему тестов, которая позволяет осуществлять текущий и промежуточный контроль, тем самым контролируя процесс обучения и оценивая уровень знаний обучающихся;
- систему инструкций, содержащих подробное описание методов работы обучающегося и его шагов по изучению материалов курса;
- системы фиксации результатов, достигнутых обучаемым;
- системы сетевого взаимодействия: видеоконференции, форумы, общение по e-mail и т. д.
ИОС позволяют реализовать следующие задачи [2, 4, 6, 7, 8]:
- создать условия для социальной и профессиональной адаптации обучающегося;
- создать системы влияний и условий становления у обучающихся свойств субъекта учения, самообучения и самовоспитания в локальной и глобальной среде взаимодействий;
- сформировать универсальные учебные действия и умения (компетенции, необходимые для самостоятельного обучения посредством ИКТ), а также профессиональные компетенции у студентов;
- обеспечить доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образователь-
ным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксировать ход образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- поддерживать проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формировать электронное портфолио обучающегося, в том числе хранить работы обучающегося, рецензии и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- поддерживать взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет;
- формировать навыки сетевого взаимодействия у участников образовательного процесса;
- хранить, отслеживать информацию из различных источников и предоставлять к ней доступ:
а) индексировать и классифицировать новые ресурсы, разработанные в рамках вуза или заимствованные из других источников;
б) вести библиографическую работу, анализировать документы и извлекать из них информацию и знания при помощи содержащихся в ИОС интеллектуальных средств;
в) осуществлять межъязыковое и многоязычное извлечение, презентацию и распространение информации в сети Интернет.
Таким образом, ИОС должна включать в себя средства обучения и воспитания, программное обеспечение и парк автоматизированных рабочих мест (АРМ), а также базы данных и знаний, автоматизированные обучающие системы (АОС) и программные и технические средства связи. В совокупности все эти компоненты должны обеспечить «освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [4, с. 57].
Другими словами, у ИОС должно быть соответствующее образовательным целям и задачам лингвистическое обеспечение, которое позволит сформировать соответствующие общепрофессиональные, профессиональные и личностные компетенции, а также компьютерную грамотность.
Анализ 20 ИОС (см. рис.) показал, что преподаватели и студенты в образовательном процессе применяют следующее лингвистическое обеспечение, сетевой доступ к которому возможен за счет подписок вуза на ЭБС, информацию издательств, наукометрические базы данных, сетевые лингвистические ресурсы и т. п. (как в сети вуза, так и с любого другого IP-адреса) через предоставление пользователю индивидуального логина и пароля:
- полнотекстовые базы данных (например, Springer Link и др.);
- полнотекстовые базы данных нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс;
- лексикографические базы данных (например, Cambridge Dictionaries online, Wordnet, Framenet);
- национальные и учебные корпуса текстов (например, Национальный корпус русского языка);
- базы данных тестовых заданий (например, Кембриджский корпус экзаменационных заданий);
- базы данных видео- и аудиоматериа-лов (например, видеозаписи лекций на порталах Универсариум, Интуит и др.);
- базы данных адаптированных статей (например, Кембриджский корпус адаптированных статей The Guardian);
- коллекции диссертаций (полнотекстовые и реферативные);
- коллекции тестов, упражнений, задач;
- коллекции студенческих работ, экзаменационных ответов и др.;
- ЭБС [9]:
а) электронная библиотека вуза (например, полнотекстовая база данных работ сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена);
Состав проанализированных информационно-образовательных сред
■ Отечественные ИОС; Зарубежные ИОС
б) электронные библиотеки сторонних организаций (например, Elibrary, Лань и др.);
- профильные информационные образовательные ресурсы (например, Linguist List);
- электронные ресурсы справочного, фактографического и проблемно-тематического характера, созданные вне сферы науки, образования и культуры и размещенные в сво-
бодном доступе (например, Единое окно доступа к образовательным ресурсам);
- патентные базы (например, Orbit.com).
Доступ к лингвистическому обеспечению осуществляется посредством локального доступа (в помещениях библиотеки), в сетях вуза, в глобальных сетях (полный удаленный доступ без ограничений (открытый удаленный доступ), ограниченный удаленный доступ).
В результате анализа стало очевидно, что состав лингвистического обеспечения неоднороден (см. табл.) и не исчерпывается перечисленными выше компонентами. Но, к сожалению, участники образовательного процесса (преподаватели и студенты) используют ограниченное количество лингвистического обеспечения по ряду причин, к которым относятся: отсутствие навыков использования конкретного лингвистического обеспечения, незнание о существовании тех или иных лингвистических программных продуктов, негативное отношение к применению информационных технологий в образовательном процессе, технические проблемы и т. п.
Сравнительный анализ информационно-образовательных сред
Название ИОС Лингвистическое обеспечение, характерное только для данной ИОС
Открытый доступ Закрытый доступ (по паролю)
РГПУ им. А. И. Герцена Полнотекстовые БД сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена БД обзора СМИ
Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ Полнотекстовая база основных образовательных программ, рабочих программ учебных курсов Коллекция видеолекций БД для бизнеса Полнотекстовая БД Экономического журнала Высшей школы экономики Отечественные и зарубежные словари и энциклопедии Ресурсы для историков и искусствоведов
Единая электронная образовательная среда ГУАП Нормативная база (полнотекстовая база ФЗ, стандартов и др.) ЭБС
Cambridge LMS — Cambridge Learning Management System Cambridge English Corpus (Cambridge International Corpus) Новости Bloomberg БД Discovery Education Кембриджский международный корпус академического английского Научные и публицистические статьи, научно-популярные и культурологические книги
Название ИОС Лингвистическое обеспечение, характерное только для данной ИОС
Открытый доступ Закрытый доступ (по паролю)
Компьютерный корпус устного и письменного делового английского языка Записи интервью, переговоров, презентаций, совещаний, телефонных переговоров Тексты контрактов, корпоративных документов Аудиозаписи устных выступлений в суде, бесед адвокатов с клиентами Cambridge Learner Corpus Видеозаписи устной части экзаменов Exam and Study tips (Exam skills, exam practice)
Prince of Songkla University (PSU) Банк знаний университета
Oxford University Press LMS Инфографика Электронные блокноты Грамматические и лексические блоки-справки Полнотекстовые рабочие тетради и учебники
Macmillan Education (Macmillan Practice Online, Macmillan English Practice) Адаптированные статьи из Guardian Скрипты
Следует отметить, что на данном этапе развития информационно-образовательных сред отсутствует единый поиск по всем компонентам системы, не определен точный состав ее неотъемлемых и опциональных компонентов, не описаны единые требования к представлению ссылок на сторонние электронные ресурсы, не представлены способы интеграции и взаимодействия различных информационно-образовательных сред.
Информационно-образовательные среды вузов — это непрерывно изменяющиеся и совершенствующиеся системы, состав которых все еще формируется и уточняется. Безусловно, каждой ИОС необходима со-
ответствующая лингвистическая поддержка. От этого зависит результативность и продуктивность образовательной, научной и исследовательской деятельности. Вопросы состава и структуры лингвистического обеспечения стоят особенно остро. Это обусловлено непрерывным качественным и количественным развитием лингвистического инструментария и лингвистического наполнения, отслеживание которого пока что не автоматизировано. Поэтому информация о них представлена в виде разрозненных, фрагментарных упоминаний в различных источниках (сайтах, порталах, тематических ресурсах и т. п.), что только усложняет исследование данного вопроса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 178 с.
2. Butcher N. Technologies in Higher Education: Mapping the Terrain. M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2014. 12 p.
3. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза // Педагогика и психология образования. 2011. № 3. С. 39-49.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.09.2016).
5. Кревский И. Г., Глотова Т. В., Деев М. В., Матюкин С. В., Ширканов А. В. Сетевая образовательная среда подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1000-1004. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35667 (дата обращения: 21.10.2016).
6. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
7. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 № 40536). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
8. Носкова Т. Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды. URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/ustyugovat/files/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B2%D0%B0%D0%A2%D0%9D.pdf (дата обращения: 9.10.2016).
9. Племнек А. И., Дементьева Е. В., Соколова Н. В., Стрелкова Е. В. Образовательные ресурсы сетевого доступа в распределенной информационно-библиотечной среде. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/ 005708/68354e2-st10.pdf (дата обращения: 14.10.2016).
10. Беляева Л. Н. Компьютерные лингвистические ресурсы в современной образовательной среде / Л. Н. Беляева, О. В. Демчук, А. Н. Ефремова // Труды Казанской школы по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2014: сб. ст. / Академия наук Республики Татарстан. Казань, 2014. С. 28-34.
11. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза // Педагогика и психология образования. 2011. № 3. С. 39-49.
12. Шубина Н. Л., Виландеберк А. А. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы. СПб., 2011.
REFERENCES
1. Noskova T. N. Setevaya obrazovatelnaya kommunikatsiya: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 178 s.
2. Butcher N. Technologies in Higher Education: Mapping the Terrain. M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2014. 12 p.
3. Noskova T. N., Pavlova T. B. Vektoryi izmeneniy deyatelnosti pedagoga v setevoy obrazovatelnoy srede vuza // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2011. N 3. S. 39-49.
4. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (dey-stvuyuschaya redaktsiya, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obra-scheniya: 15.09.2016).
5. Krevskiy I. G., Glotova T. V., Deev M. V., Matyukin S. V., Shirkanov A. V. Setevaya obrazovatelnaya sreda podgotovki spetsialistov v sfere innovatsionnoy deyatelnosti // Fundamentalnyie issledovaniya. 2014. N 11-5. S. 1000-1004. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35667 (data obrascheniya: 21.10.2016).
6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 N 1505 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obra-zovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obra-zovanie (uroven magistraturyi)» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2014 N 35263). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (data obrascheniya: 15.09.2016).
7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 04.12.2015 N 1426 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obra-zovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obra-zovanie (uroven bakalavriata)» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.01.2016 N 40536). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (data obrascheniya: 15.09.2016).
8. Noskova T. N. Problemyi vospitaniya sredstvami informatsionnoy obrazovatelnoy sredyi. URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/ustyugovat/files/NoskovaTN.pdf (data obrascheniya: 9.10.2016).
9. Plemnek A. I., Dementeva E. V., Sokolova N. V., Strelkova E. V. Obrazovatelnyie resursyi setevogo dostupa v raspredelennoy informatsionno-bibliotechnoy srede. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005708/ 68354e2-st10.pdf (data obrascheniya: 14.10.2016).
10. Belyaeva L. N. Kompyutemyie lingvisticheskie resursyi v sovremennoy obrazovatelnoy srede / L. N. Belyaeva, O. V. Demchuk, A. N. Efremova // Trudyi Kazanskoy shkolyi po kompyuternoy i kognitivnoy lingvistike TEL-2014: sb. st. / Akademiya nauk Respubliki Tatarstan. Kazan, 2014. S. 28-34.
11. Noskova T. N., Pavlova T. B. Vektoryi izmeneniy deyatelnosti pedagoga v setevoy obrazovatelnoy srede vuza // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2011. N 3. S. 39-49.
12. Shubina N. L., Vilandeberk A. A. Formirovanie obrazovatelnogo klastera: setevoe vzaimodeystvie i akademicheskaya mobilnost: nauchno-metodicheskie materialyi. SPb., 2011.
Т. Б. Павлова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена исследованию отношения преподавателей вуза к использованию дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения с учетом меняющихся требований к подготовке современного специалиста. Приведена сравнительная характеристика данных опроса преподавателей ряда университетов с целью выявления факторов, способствующих комплексному внедрению электронного обучения для обеспечения качества образования.
Ключевые слова: результаты образования, качество образования, информационные и коммуникационные технологии, информационная среда, педагогическая деятельность.
T. Pavlova
ACADEMIC TEACHER ACTIVITIES WITHIN THE CONTEXT OF GLOBAL INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT TRENDS
The article investigates the attitude of academic teachers to implementation of distance learning technologies and e-learning to meet changing requirements for training modern specialists. The results of comparative study conducted in several universities allow to allocate factors contributing to the comprehensive implementation of e-learning to provide quality education.
Keywords: learning outcomes, quality of education, information and communication technologies, information environment, pedagogical activities.
Элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии широко используются в современном высшем образовании. Студентам предоставляются онлайн-курсы; образовательные программы и отдельные дисциплины реализуются в форме смешанного (blended learning) и дистанционного обучения. Совершенствуется техническая инфраструктура вузов, растет запрос студентов на предоставление образовательных услуг в электронной форме. Информатизация образовательной деятельности признается
многими исследователями значимым фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, осознающих ценность передовых профессиональных знаний, обладающих высоким потенциалом саморазвития, готовых к постоянному профессиональному совершенствованию [2, с. 2; 7, с. 279]. Подчеркивается особая роль высокотехнологичной информационной образовательной среды в достижении качественных образовательных результатов, поскольку в различных сферах деятельности человека все более возрастает значимость