Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда вуза как необходимое условие реализации требований ФГОС'

Информационно-образовательная среда вуза как необходимое условие реализации требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сеногноева Наталия Анатольевна

В статью включен материал по проблеме развития информационно-образовательной среды вуза в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Приводятся наиболее актуальные точки зрения на организацию обучения студентов в информационной образовательной среде, такие как необходимость ориентироваться при обновлении ИОС на профессиональные стандарты, обеспечивать информационную безопасность, соблюдать приоритет системности, реализовать парадигму смарт-образования. Рассматривают возможности их воплощения в ИОС педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information educational environment of the university as a necessary condition for implementation of Federal State Educational Standart''s Requirements

In the article the author consider the material on the issue of development of the university's information-educational environment in the process of implementation of new Federal State Educational Standart's requirements. It provides the most relevant points of view on the organization of learning, such as the need to be guided when upgrading information-educational environment by professional standards, information security, system priority, the implementation of smart education paradigm. Consider the possibility of translating them into pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда вуза как необходимое условие реализации требований ФГОС»

признать свою неосведомленность в некоторых вопросах;

- психология. В психологии рефлексия изучается как развернутый процесс мышления человек, в котором задействованы естественные функции мозга: осознание ситуации, приложение личного опыта, знаний, осознание отсутствия нужных навыков или информации и выход в рефлексивную позицию;

- педагогика. В педагогике понятие рефлексии было образовано на основе исследования этого понятия в психологии, следовательно этапы педагогической рефлексии предполагают следование природному умению человека исследовать новые знания. Можно выделить следующие этапы: постановка задачи, проблемы; получение новых знаний; анализ новых знаний, приобретенных в процессе обучения новой деятельности или при получении ответов на вопросы, поставленные на первом этапе, осознание собственной большей осведомленности в данном вопросе или дисциплине.

Примечания:

1. Вартазарян К.А. Способы формирования рефлексии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -

№65. - С. 364-367

2. Грубер Е. Словарь иностранных слов для школьников и студентов. - М.: Локид Пресс, 2005. -С. 656-442.

3. Козырева Т. В. Понятие рефлексии в истории философии // Вестник угроведения. - 2013. - №2. (12).-С. 75-85

4. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1).-С. 35-40.

5. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I - Челябинск : Два комсомольца, 2011,- С. 146-151.

6. Рябышева E.H. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии // Территория науки. - 2016. - № 4. - С. 17-19.

7. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития : дис. докт. пед. наук. -Таганрог, 2006. - 533 с.

8. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся : методическое пособие. - Красноярск, 2007. - 88 с. - С. 7.

9. Хачатрян А. А. Рефлексия как принцип философского мышления // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2003. - №3. - С. 13-23.

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A NECESSARY CONDITION FOR IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS REQUIREMENTS

Senognoeva Nataliya Anatolyevna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy and Psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekarerinburg

in the article the author consider the material on the issue of development of the university's information-educational en vironment in the process of implementation of new Federal State Educational Standart's requirements, it provides the most relevant points of view on the organization of learning, such as the need to be guided when upgrading information-educational environment by professional standards, information security, system priority, the implementation of smart education paradigm. Consider the possibility of translating them into pedagogical university.

Keywords: pedagogical technologies; information educational environment; information educational technologies.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

В статью включен материал по проблеме развития информационно-образовательной среды вуза в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Приводятся наиболее актуальные точки зрения на организацию обучения студентов в информационной образовательной среде, такие как необходимость ориентироваться при обновлении ИОС на профессиональные стандарты, обеспечивать информационную безопасность, соблюдать приоритет системности, реализовать парадигму смарт-образования. Рассматривают возможности их воплощения в ИОС педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогические технологии; информационная образовательная среда; информационные образовательные технологии.

УДК 378.14.014.13 ВАК РФ 13.00.08

© Сеногноева Н.А., 2018

СЕНОГНОЕВА Наталия Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра Профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург senna taiiya2005iS>yan dex. ru

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

78

Проблема обновления информационно-образовательной среды вуза сегодня приобрела острую актуальность в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Так, ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) предусматривает, что электронная информационно-образовательная среда должна "обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" [...] как на территории организации, так и вне ее" [1,12]. В аналогичном документе, регламентирующем процесс обучения в магистратуре, указывается на необходимость овладения способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах [2].

Информационно-образовательная среда (ИОС) приобрела статус неотъемлемой части профессиональной подготовки в вузе. Однако ее структурная сложность и высокая ресур-соемкость при создании не уравновешены достаточной методической разработанностью, что затрудняет свободное использовании данной системы как инструмента обучения [3].

К настоящему времени хорошо изучен ряд аспектов проблемы, представленных в публикациях 2005 - 2013 гг.

Так, И.Н. Розина обратила внимание, что компьютерно-опосредованная коммуникация приобретает первостепенное значение в вузах [4]. При этом стремительно развиваются дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, используемых в качестве компонентов образовательной электронной среды: чата, электронного журнала и ДР-

Г.М. Киселев подчеркивает, что современное профессиональное образование направлено на формирование информационной культуры выпускника [5, 47]; предлагает определение ИОС педагогического вуза как программно-телекоммуникационной среды, реализующей едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, администрации, общественности.

По мнению Н.Б. Стрекаловой, в ИОС возможно эффективное управление учебной деятельностью студентов и формирования ихлич-ностных качеств [6,175-176].

Ю.С. Романова убеждена: основой ИОС являются модульные сетевые учебники, обеспечивающие все дисциплины учебного плана [7].

Но стремительность развития технологий требует обращения к новейшим публикациям, чтобы уточнить содержание основного понятия статьи, а также обобщенно охарактеризовать вектор их развития.

М.Н. Мысин приводит достаточно полное определение ИОС как педагогической системы, объединяющей в себе "информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций" [8]. ИОС на современном этапе дает возможность реализовать принцип доступности организационного и учебно-методического обеспечения образовательных программ, использовать экономически доступные и обладающие надежной масштабируемостью "облачные" технологии. С позиций ФГОС ВО, наиболее просто реализовать требование доступа студентов к электронным учебным материалам; сложнее фиксировать в электронном формате ход образовательного процесса и освоение программы студентами.

С точки зрения В.И. Гребенюкова, при обновлении ИОС необходимо базовую часть вузовской программы наполнить материалом, позволяющим студенту дать четкое представление о будущей профессии, получить необходимые практические умения и навыки [9].

Ю.А. Байков обращает внимание на значительные резервы ИОС в формировании "интеллектуально развитой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональной компетентности" [10, 164-165], объединении сред учебных заведений в единую среду.

В статье А.Н. Привалова, Ю.И. Богатыревой и В.А. Романова рассматриваются методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза [11], т. е. защищенности персональных и уникальных данных студентов и преподавателей при взаимодействии с ИОС через модернизацию компьютерной техники, обеспечение информационного единства и доступности ресурсов. Авторы подчеркивают целесообразность структурирования информационно-образовательной среды на внутреннем и внешнем уровнях.

В статье B.B. Глухова и Н.О. Васецкой информационно-образовательная система рассматривается в контексте смарт-образования как инструмента повышения качества профессиональной подготовки, новой парадигмы развития общества, для которого необходимы возможности Интернета [12].

Таким образом, новыми сторонами в постановке проблемы информационно-образовательной среды вуза как необходимого условия реализации требований ФГОС являются:

- появление новых аспектов понятия "информационно-образовательная среда", которое сегодня необходимо рассматривать через призму требований ФГОС 3++;

- акцентирование проблемы отсутствия достаточной методической поддержки ИОС российских вузов, что затрудняет свободное использовании данной системы как инструмента обучения.

Тема статьи требует дальнейшего исследования, т. к. представленный материал не позволяет детально определить перспективы развития ИОС.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат) Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf (дата обращения: 01.01.2018)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (магистратура) Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. С. 5. [Электронный ресурс]: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401 .pdf (дата обращения: 01.01.2018)

3. Мысин М.Н. Особенности построения информационно-образовательной среды вуза в контексте требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) [Электронный ресурс]: Преподаватель как субъект и объект ин-

формационно-образовательной среды вуза: XLIII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников / под редакцией O.A. Корниловой. - 2016. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27312743 (дата обращения: 01.01.2018)

4. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. -М. : Логос, 2005. - 460 с.

5. Киселев Г.М. Информационная образовательная среда вуза // Научный поиск. - 2013. - № 2(5). -С. 47-49.

6. Стрекалова Н.Б. Управление учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 2 (103). -С. 175-180.

7. Романова Ю.С. Электронный учебник в информационно-образовательной среде вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 38-40.

8. Мысин М.Н. Особенности построения информационно-образовательной среды ВУЗа в контексте требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза : сборник трудов LUI научно-методической конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников / под ред. O.A. Корниловой.

- Самара : СГИК, 2016. - С. 15-23.

9. Гребенюков В.И. Модернизация ФГОС ВПО в связи с утверждением ФГОС ВО // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. М.В. Худжина. - Нижневартовск : Изд-во Ниж-неварт. ун-та, 2015. - 207 с. - С. 5-6.

10. Байков Ю.А. Информационная образовательная среда: на пути к новому качеству военного образования // Военный академический журнал.

- 2017. - № 2 (14). - С. 163-165.

П.Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза // Образование и наука. - 2017. - Том 19. -№ 4,- С. 169-183.

12.Глухов В.В., Васецкая Н.О. Смарт-образова-ние как инструмент повышения качества профессиональной подготовки // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Том б. - № 21. -С. 8-17.

MODELING PROBLEM-SOL VING TASKS WHEN READING IN A FOREIGN LANGUAGE USING THE ELECTRONIC MANUALS Sergievskaya Irina Leonidovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Anisimova Irina Vladimirovna, Lecturer

Department of Foreign Languages, Penza Artillery Engineering institute (branch), Military Academy of logistics named after the Army General A. V. Hruiev, Penza

The article discusses the use of electronic textbook for problem solving in reading professionally-oriented texts in the military College. The possibilities of electronic textbook for the modeling of the problem-solving tasks as tools of managed monitoring and managed clarity are described. A managed control is characterized as a gradual control of the process of problem-solving tasks. A controlled clarity is defined as modeling text by means of visual-visual

Keywords: electronic textbook; modeling of problem-solving task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.