В статье B.B. Глухова и Н.О. Васецкой информационно-образовательная система рассматривается в контексте смарт-образования как инструмента повышения качества профессиональной подготовки, новой парадигмы развития общества, для которого необходимы возможности Интернета [12].
Таким образом, новыми сторонами в постановке проблемы информационно-образовательной среды вуза как необходимого условия реализации требований ФГОС являются:
- появление новых аспектов понятия "информационно-образовательная среда", которое сегодня необходимо рассматривать через призму требований ФГОС 3++;
- акцентирование проблемы отсутствия достаточной методической поддержки ИОС российских вузов, что затрудняет свободное использовании данной системы как инструмента обучения.
Тема статьи требует дальнейшего исследования, т. к. представленный материал не позволяет детально определить перспективы развития ИОС.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат) Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf (дата обращения: 01.01.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (магистратура) Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. С. 5. [Электронный ресурс]: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401 .pdf (дата обращения: 01.01.2018)
3. Мысин М.Н. Особенности построения информационно-образовательной среды вуза в контексте требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) [Электронный ресурс]: Преподаватель как субъект и объект ин-
формационно-образовательной среды вуза: XLIII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников / под редакцией O.A. Корниловой. - 2016. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27312743 (дата обращения: 01.01.2018)
4. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. -М. : Логос, 2005. - 460 с.
5. Киселев Г.М. Информационная образовательная среда вуза // Научный поиск. - 2013. - № 2(5). -С. 47-49.
6. Стрекалова Н.Б. Управление учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 2 (103). -С. 175-180.
7. Романова Ю.С. Электронный учебник в информационно-образовательной среде вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 38-40.
8. Мысин М.Н. Особенности построения информационно-образовательной среды ВУЗа в контексте требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза : сборник трудов LUI научно-методической конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников / под ред. O.A. Корниловой.
- Самара : СГИК, 2016. - С. 15-23.
9. Гребенюков В.И. Модернизация ФГОС ВПО в связи с утверждением ФГОС ВО // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. М.В. Худжина. - Нижневартовск : Изд-во Ниж-неварт. ун-та, 2015. - 207 с. - С. 5-6.
10. Байков Ю.А. Информационная образовательная среда: на пути к новому качеству военного образования // Военный академический журнал.
- 2017. - № 2 (14). - С. 163-165.
П.Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза // Образование и наука. - 2017. - Том 19. -№ 4,- С. 169-183.
12.Глухов В.В., Васецкая Н.О. Смарт-образова-ние как инструмент повышения качества профессиональной подготовки // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Том б. - № 21. -С. 8-17.
MODELING PROBLEM-SOL VING TASKS WHEN READING IN A FOREIGN LANGUAGE USING THE ELECTRONIC MANUALS Sergievskaya Irina Leonidovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Anisimova Irina Vladimirovna, Lecturer
Department of Foreign Languages, Penza Artillery Engineering institute (branch), Military Academy of logistics named after the Army General A. V. Hruiev, Penza
The article discusses the use of electronic textbook for problem solving in reading professionally-oriented texts in the military College. The possibilities of electronic textbook for the modeling of the problem-solving tasks as tools of managed monitoring and managed clarity are described. A managed control is characterized as a gradual control of the process of problem-solving tasks. A controlled clarity is defined as modeling text by means of visual-visual
Keywords: electronic textbook; modeling of problem-solving task.
УДК 37.013 ВАК РФ 13.00.01
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ ПРИ ЧТЕНИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ
© Сергиевская И.Л., 2018 © Анисимова И.В., 2018
ЪС
LU
s: ъс и
UJ
<
О. ш
80
В статье рассматривается использование электронного пособия для решения проблемных задач при чтении профессионально-ориентированных текстов в военном вузе. Анализируются возможности электронного пособия для моделирования решения проблемной задачи как средства управляемого контроля и управляемой наглядности. Дается характеристика управляемого контроля как поэтапного контролирования процесса решения смысловой задачи. Дается определение управляемой наглядности как моделирования текста средствами наглядно-визуальной подсказки.
Ключевые слова: электронное пособие; моделирование решения проблемной задачи.
I
СЕРГИЕВСКАЯ Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент
АНИСИМОВА Ирина Владимировна,
преподава тель alexiz- [email protected]
кафедра Иностранных языков, Пензенский ар тиллерийский инженерный институт (филиал), Военная академия ма териально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулева, Пенза
Реализации целей обучения иностранному языку в военном вузе предполагает обновление содержания языкового образования за счет усиления его коммуникативной направленности и с учетом личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированная образовательная среда в сфере высшего военного образования характеризуется инновационными методами обучения, которые направлены на развитие умений решать проблемы на основе критического и рефлексивного мышления.
Разработка модели личностно-ориентированной образовательной среды, направленной на адаптацию образования к различным потребностям курсантов в современных военных вузах, как правило, подразумевает создание интерактивной среды обучения. Личност-но-ориентированное обучение в интерактивной среде военных вузов становится стратегией адаптации образования к потребностям курсантов с различным уровнем языковой подготовки.
Встает вопрос о том, чтобы информационно-коммуникационные технологии, которые последнее время становятся очень действенным инструментом личностно-ориентированного обучения в военных вузах, помогали курсантам не только получить доступ к информации, но и обеспечивали интерактивность обучения. Информационно-коммуникационные технологии должны стать эффективным инструментом управления обучением, при котором цель, содержание (и последовательность его реализации), а также механизмы коммуникации были оптимизированы с учетом потребностей каждого курсанта.
Актуальность нашего исследования продиктована тем, что на современном этапе развития военной науки особое значение приобретает формирование способности военнослужащего к реализации коммуникации на иностранном языке в профессиональных целях, в частности к такой составляющей, как развитие навыков и умений чтения профессионально-ориентированных текстов.
М.Г. Евдокимова считает, что иноязычное (прежде всего англоязычное) общение инженеров в контексте выполнения ими профессиональных обязанностей должно включать, прежде всего, поиск и обработку профессионально значимой информации [1, с. 24].
Практика в чтении профессионально-ориентированных текстов на иностранном языке в военном вузе протекает преимущественно в виде самостоятельной работы. Поскольку, как указывает М.Г. Евдокимова, "на уровне организационных форм обучения акцент должен быть перемещен на самостоятельную внеаудиторную работу студентов" [2, с. 57], в методическом плане особую важ-
ность приобретает управление самостоятельной деятельностью, а именно процессом понимания при чтении.
При традиционном обучении процесс понимания при чтении на иностранном языке скрыт от наблюдения и проявляется во внешнем плане только на этапе контроля. Процессы понимания, имеющие место при чтении, поддаются лишь косвенному воздействию извне, поэтому одним из условий реализации этой деятельности является ее специальная организация. Встает вопрос о поиске эффективного средства управления восприятием и пониманием профессионально значимой информации в процессе чтения при решении военным специалистом каких-либо проблемных задач.
Многие исследователи указывают на необходимость максимально полного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления процессом чтения. Они ориентируются на новые возможности текста.
Текст утрачивает прежнюю статичность и приобретает новые функции, среди которых главенствующей является функция интерактивного обмена информацией. Став интерактивным (гипертекстом), текст предоставляет субъекту возможность быть не пассивным реципиентом (читателем, слушателем), а активно проявлять свое личное отношение к мгновенно ему поставляемой и воспринимаемой информации [3, с. 186].
Рассматривая перспективы использования электронного пособия для управления самостоятельным чтением на иностранном языке, мы приводим данные исследования, проведенного на базе военного вуза.
В ходе исследования были изучены особенности электронного пособия как эффективного средства управляемого контроля и управляемой наглядности при решении проблемных задач в процессе чтения и сделаны выводы о целесообразности использования его для обучения.
Совершенствование процесса обучения чтению, а в частности решение проблемных задач, в контексте электронного пособия основывается на том, что электронное пособие может выступать:
1. Средством управляемого контроля.
2. Средством управляемой наглядности.
Под управляемым контролем мы понимаем создание оптимального алгоритма решения проблемной задачи, в котором деятельность понимания реализуется как система последо-
вательно развертывающихся мыслительных операций, каждая из которых направлена на решение микрозадачи и рассматривается как некоторый шаг по направлению к решению проблемной задачи.
Для реализации такой системы последовательно развертывающихся мыслительных операций мы создаем в электронном пособии многослойное информационное поле, где в основном слое дается основная задача, называется объект и умение, направленное на этот объект; во вспомогательном слое представлена серия вспомогательных/частных задач, называются вспомогательные объекты, которые являются частями основного объекта, и указываются частные умения, направленные на эти объекты.
В многослойной структуре решения проблемной задачи в контексте электронного пособия представлена последовательность действий (операций) курсанта, обеспечивающих решение. Иначе говоря, проходя через много-слойность, курсант овладевает способом решения проблемной задачи в его исполнительной части.
В электронном пособии процесс решения проблемной задачи представлен двумя режимами обучения: основным и вспомогательным. Вспомогательный слой располагает набором подслоев. В подслое курсант овладевает некоторой единицей знаний и навыков, решает микрозадачу, т.е. совершает самостоятельное законченное действие.
Многослойное информационное поле раскрывается на экране таким образом, что курсант может видеть последовательность своих действий. Четкий план последовательных действий может быть хорошей мотивацией для него. Курсанту приятно осознавать, что, следуя этим действиям, он достигнет конечного результата.
В подслоях в качестве наглядно-визуальной подсказки мы используем пиктограммы (символы, рисунки). Использование пиктограмм предполагает трансформацию вербальной информации в изобразительную для ускорения понимания описываемых в тексте предметов, явлений и их характеристик. Возможности электронного пособия позволяют успешно вводить данные приемы управляемой наглядности в содержание упражнений, т.к. языковой материал военно-технических текстов характеризуется однозначностью и ограниченной сочетаемостью терминологических единиц.
Итак, реализация алгоритма решения проблемной задачи осуществляется подбором и
расположением в определенной последовательности слоев и подслоев.
Ниже дана иллюстрация предлагаемого нами подхода.
Учебный текст на экране включает проблемную задачу: Почему американский бронетранспортер "Страйкер" в тексте называют боевой машиной пехоты?
Курсанту, конечно, можно предложить дополнительную (не содержащуюся в тексте) информацию в виде справочного фрейма или набора фреймов. Но мыслительной деятельности при этом не будет происходить. Чтобы активизировать мыслительную деятельность, мы предлагаем курсанту решить задачу совместно и прийти к самостоятельным умозаключениям:
1. Выясняем главныехарактеристики боевой машины пехоты (БМП): высокая огневая мощь (наличие крупнокалиберного оружия), укрепленный бронированный корпус машины.
2. Сравниваем характеристики Страйкера с характеристиками БМП.
3. Находим в тексте предложения, в которых говорится, что:
- страйкер обладает большей огневой мощью, чем обычный бронетранспортер;
- бронированный корпус Страйкера имеет высокую степень защиты;
- Страйкер оснащен специальной решетчатой броней, что позволяет ему быть неуязвимым для всех видов снарядов.
Для создания логической цепочки выполнения вышеуказанных операций в структуре электронного пособия создается группа вспомогательных подслоев.
Вспомогательный слой сохраняет черты, свойственные основному слою. Такими общими чертами являются: цель - решить проблемную задачу, объект - текст. Вспомогательный слой содержит учебные задачи, выполнение которых должно обеспечить курсанту гарантию решения главной задачи, предложенной в основном слое.
Перевод курсанта на вспомогательный слой сопровождается переводом его на другой уровень понимания - с уровня понимания текста на уровень понимания отдельных фрагментов текста, предложений, далее - на уровень уяснения связей между предложениями и т.д. Это дает возможность такой методической организации текстового материала, которая позволяет сочетать коммуникативную деятельность при чтении с формированием соответствующих умений этой деятельности.
APCS IFV*
яг? u-sect to transport sohtiers | are iLsçri m imnsport saktiers
can)' weapons kss than 20 mm | arie amied uilh iCHO mm weapons
have wheels | are fined w-'iili heavier annor Uian APCs
| Ьагте Hacks
**
Даем основные характеристики БМП а Б TP в таблице. Поможетли информация сделать правильный выбор?
1. Stryker is APC
2. Stoker is [FV
» m HhHm I . ADiyHmi
sj Ь^втач Vrieo
■»■ „ № 1 ij Dift; îi^imr
л u, HikoKa tu*y)
, Ijl-a flMri r'l
Ccjïp-ÎHHÎ
Пани. up
** Listen tolbe track, rod the lext
When infantry need to Ik turned to its battlefield quickly aid safely. Uien; are specialized vehicles to get tlK job done. Sinkers arc eight-wbeeled, al wheel drive infantry lighting vehicles. Иву are used in light or mobile units of Stiyker Itilgatle Cmtibat Teams. These IFVs can cany nine passengers at speeds of lip to 100 fcmb.
Пне Sstryker^ primary armament is an M2 .5Û-caJiber machine gun or ал \DC19 -10 nini gmiade laniicher mounted cm a remote weapoa siatton (R\VS)l Tls Snyka's exterior is (Jiick «nous!) to slop 14.5 mm armor piercing machine etui rounds, il features sliii umior which is «îpalile of detonating eqjlosive miuids before they hil llie hull. The Snyker is also equipped nin-llat tirts, desiejtsrf tostii! beofuse after being punctured.
lAMX .1 I Exwèh» f Tait 1 i Tart 2 i
ie P о
» \ И w
Jb Г1 I
СЛйДЭ
Даем сокращенный фрагмент текста
TheSttyker's armament is an МК19 40 mm grenade launcher. The Striker's exterior istiJckesjoiiah tostoparmor-pifrring munds. It features slat am»r ntiich is enable о f detonating вфккпе rounds.
Поможет ли эта информация дать правильный ответ?
1. Stiyker is APC
2. Striker is IFV
j
■f u u Cc^pl'y'L- tit ~T " PasMpny'b Kf
■ ЧЙ № Sjswnj
В Ц WVl№C
. bsiift^g
ii
bà
A L» «FY » Li Otfb: i-^lwTri
:± ut
Сслер. whî
Плчи m? ШЩРК?
Listai to the track, rear! the text
When infantry need to be moved to tire battlefield quickly aid safely, tliere are specialized vehicles to get the job doue» Snykets at riglit-ulieeLed, aiivhoH drive infatmy fighting vehicles. They arc used in light or mobile luiits of Strjker Brigade Coniljal Teams. These IFVs can cany nine passenger at speeds of up to J 00 hi vli.
Hie Sttyfca's niinay armament is an N12 ;5(Kaliber machins gun or m MK19 40 mm grenade launcher [nounted oil a remote weapon station (RWS), Tîk Stryta-Vs exlerior is ilick etmisli to stop 14.5 ni» armoi'-pleiving inachnre crin irauids. It fèaturie-j sbil aiinoi1 îvhicii is capable of detosHtnig explosive rounds before ihcy liit tlw luull. The Stiyker is also equipped with ma-flat tir«, désjgiied tostillheofuseaflerbd»^ wmcluned.
, MH* ) , y .J . ) . T*n 1 J TO* 2 I
•» "0 йф Щ (Mfj
i j r g bjir il—il—(—il—ir
- s¡ **
&
J
l i
ь
Л *
™ * ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1
yb Kf
EE
riOtKK (Yj
APCs ify*
are used to transport soldiers are used to transport soldiers
[ carry weapons 1¿ss than 20 mm ait inn«! mth 20-10 nun weapons
[ have wheels are fitted uith beamier amior than APCs
kave tracks
. i Vd» M¡V
¡jt Qpét 'zy'jef i - „ Hrk.tt«rr|jín: QrjriTiw
A c KiKsiM tpajxíM raáiEUKbt Bh cmsmh óm ny ] tmjKjpMauj no?
It features dat armor wliich is capable of detonating explosive rounds, Aibivít
T*IIVJL IJ IJ'.Ü ILL j JUAU IV LA. I.LhSlVU LU UK. IK3LLHIJI.JLI I^LLLIIU? OI BU u«Jt are specialized
vefckleslogetdiejob done. Sorters are eight-wteded. al-wtied drive infamy fighting vehicles. Thcv arc used in light or mobile luiits of Stiykei Brigade Combat Teams. These IFVs cui carry i line passenacrs at speed;-, of up to 100 kmli
The Strata's primar. aniiniKii! is an N12 ,50-<alÍbtt niachhie cun or an MK19 40 mm guv nade launcfcer mounted os¡ a remote weapco stalkm (RWS), Tte Stiykei's exterior is thick cuoush to stop 14.5 nun unnor picrcui« machine aim rounds. !t features slat armor which is capable of dcloaiatins! explosive rounds befo« the;' hit the hull. Hie Soaker is also equipped with mu flint tires, designed to still be of use afta' being pmctwrd
atHMD ] Exsnjw» I 'fast -
Ta
^ № ■. a<n m ™ l4lijai,
1
r в t: Свернут» К*
APCs IFYs
are used lo transport soldiers are used to transport soldiers
earn1 weapons less lhau nun are armed «.tili 2CMÖ mill weapons
ha« wlitils 1 are filled ivWi heavier amior than APCs
have tracks
j Video
:+; ^ HP.1
ЕЕ C^pHc Sy^im* -t ki Hrieocí« MifyJ , GiMVfhM fi v?ieo
What is true? LS tryket is APC
, Stryfcer is 1FV
spsiahzed
vcracicsio геттс_ют oonc. snyioers are cienr-wrKcica а« «не« am e irnrnny пеплпв vehicks. Иву1 are usedin ligltt от motile unte nfSiryker Rifarte Cmnbai Tea ras, These IFVs can сапу nine passengers at sjeeds of 141 to 100 fcinh.
'¡lis Sstiyfcer^ priman" annament is ari M2 .5Ú-caJiber machine .eun or an MK.19 -10 mm gmtade laitiicher mountedon s re mofe weapoa siatfofl (RWS), lis Snyka's coerior is Üsick encugh lo stop 14.5 :rcn iinuor piercin« machine siim nounds. il fealuies ¿Jal umior wlncb is capadle of detoaiating cqjlosive munds before Üiey hil Ük hull. The Snyker is also oquipped nm-IIaf tires, desmjted lostií! beofiise añerbetni; piuKtiued.
Пан,. Ир «ПК,
Lea« I GkwMfy I btaxtow f Tart 1 Í Tart 2 I
щ p о e в * ®
mm im П1Ш17
Примечания:
1. Евдокимова М. Г. Предметный и социокультурный контексты профессии как источник развития иноязычного образования в неязыковом вузе // Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистическом вузе. - М.: МГЛУ, 2017. - С. 20-32. (Вестн. Моск. гос. лингвист, ун-та Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 4(775) / 2017; URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2017/vest-775.pdf.
2. Евдокимова М.Г. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в неязы-
ковом вузе как система // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. Педагогические науки. - М.: МГЛУ, 2013. - С. 49-58 (Вест. Моск. гос. лингвист, ун-та. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 12 (672). / 2013; URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2013/vest-672.pdf. 3. Тарева Е.Г. Текст и дискурс: модусы сосуществования на пересечении лингводидактических парадигм / Е.Г. Тарева // Текст: Дискурсивное проявление и коммуникативная практика. - М. : Языки Народов Мира, 2017. - С. 179-193.
PROSPECTIVES OF PROFESSIONAL?APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF PEDAGOGUES
Simonyan Asya Arturovna, Postgraduate student, Shirak State University after M. Naibandyan, Gyumri, Armenia
The necessity of using applied means of physical education for the development of specific motor abilities and psycho-physiological possibilities which are necessary for the future pedagogues, is shown on the basis of the study of literary sources and analysis of the sociological survey. The need of increasing the professional-applied physical training proportion during pedagogue's education process is proven. The results of the following research may be prerequisite for the development of the methodic of professional-applied physical preparation for the female students of pedagogical specialties.
Keywords: professional-applied physical preparation; pedagogues; teacher; profession; physical education.
УДК 796.011. i ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ВАК РФ 13.00.04 ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
© Симонян А.А., 2018 На основе изучения литературных источников и анализа результатов социо-
логического опроса, показано необходимость применения прикладных средств физического воспитания для развития специфичных двигательных способно-