ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОСЛОЙНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ЧТЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА
И.Л. Сергиевская, канд. пед. наук, доцент, профессор А.Д. Жаренков, курсант
Пензенский филиал Военной академии материально-технического обеспечения (Россия, г. Пенза)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10014
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения чтению иноязычного текста с помощью электронного учебника. Способом организации чтения выступает решение смысловых задач. Управление решением смысловой задачи осуществляется в многослойной структуре электронного учебника по определенному алгоритму. Алгоритм решения смысловой задачи представлен наглядно в слоях. Процесс решения смысловой задачи становится наглядным. Это помогает обучающемуся видеть результаты своих действий и корректировать их таким образом, чтобы решить смысловую задачу.
Ключевые слова: смысловая задача, электронный учебник, многослойное поле решения.
Одной из главных характеристик электронного учебника является многослойность. Это значит, что в нем возможно реализовать послойное решение смысловой задачи при чтении иноязычного текста.
Создание многослойного поля решения смысловой задачи предполагает постепенное развёртывание
информационного пространства текста на экране.
Многослойное информационное
пространство состоит из множества информационных полей, непрерывно сменяющих друг друга, в каждом из которых развертывается микротекст. В этом смысле каждый новый слой представляет собой новую ситуацию и новую задачу. Деятельность курсанта в многослойном информационном
пространстве реализуется как система последовательно развертывающихся
операций, каждая из которых направлена на решение частной задачи и рассматривается как алгоритм решения главной смысловой задачи.
Такая трансформация главной цели в систему подцелей происходит за счет изменения структуры и содержания информационного пространства (текста).
Слои могут быть многокомпонентными. Они могут быть в виде фрагмента текста,
иметь вид схем, символов или пиктограмм.
При создании многослойного поля решения смысловой задачи необходимо учитывать последовательное раскрытие информационных полей на том или ином слое, а также взаимодействие слоев.
Поле решения смысловой задачи, имеющее несколько слоев, позволяет переводить курсанта с одного слоя на другой и постоянно направлять его на смысловое ядро высказывания (основной слой), раскрывать логику
последовательного развертывания слоев (переход от основного к вспомогательным слоям и возвращение обратно).
В многослойном поле решения смысловой задачи количество слоев (информационных полей) равно количеству отрабатываемых частных задач. В каждом слое отрабатывается та или иная частная задача, необходимая для решения главной проблемной задачи. Таким образом, текст отрабатывается в семантических и грамматических трансформациях текстов-фрагментов на разных слоях (в разных информационных полях).
Курсант открывает информационные поля, расположенные в разных слоях. Раскрытие информационных полей происходит постепенно. Открытие слоев и их взаимодействие придаёт структуре
решения смысловой задачи черты самоорганизующейся, «движущейся» системы.
Многослойное информационное
пространство можно сравнить с пирамидой, в которой каждый слой отвечает за слой, расположенный непосредственно под ним.
Важнейшим условием эффективности многослойности является оптимальное структурирование его основных минимальных элементов -слоев.
Под слоем мы понимаем микроэтап в овладении курсантом некоторой единицы знаний и навыков, самостоятельное законченное действие, направленное на решение одной частной задачи.
Слой обеспечивает курсанта определенной информацией, которая должна быть достаточной для прохождения следующих фаз:
1) создание плана выполняемого действия;
2) реализация самого действия согласно плану;
3) проверка результата действия.
То или иное решение проблемы слоя определяет пути обеспечения
познавательной активности курсантов в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Реализация решения смысловой задачи осуществляется подбором и расположением в определенной последовательности слоев.
Процесс решения смысловой задачи находит выражение в создании в электронном учебнике двух режимов обучения: основного (обучающе-контролирующего) и вспомогательного (корректирующе-обучающего). Вспомогательный режим электронного учебника сохраняет черты, свойственные основному режиму, точно также, как в процессе познавательной деятельности специфическая единица «операция» сохраняет в наиболее простом виде качества и свойства «действия», а «действия» отражают свойства основной деятельности. Такими общими чертами являются: цель, мотив, объект, образец, операционный состав, значение единиц.
Количество слоев - величина
переменная. Она зависит от условий обучения, которые включают уровень подготовленности курсанта и особенности как учебного материала, так и формируемого вида речевой деятельности.
Таким образом, структура электронного учебника является многослойной, состоящей из двух режимов, включающих решение проблемных задач по тексту: основной режим (слой) включает основные задачи, в которых называется основное формируемое умение и основной объект, на который это умение направлено; вспомогательный режим (слой) включает дополнительные задачи, в которых называются частные умения и вспомогательные объекты.
Вспомогательные слои являются частями основного слоя.
Перевод курсанта во вспомогательный слой сопровождается переводом его на другой уровень понимания - с уровня понимания смысла отдельных смысловых кусков на уровень уяснения связей между предложениями смыслового куска и т.д. Имеющееся в данном случае место переключение внимания курсанта с одного объекта на другой, с более крупного на более мелкий внутри крупного, дает возможность такой методической организации учебного материала, которая позволяет сочетать коммуникативную деятельность при чтении с формированием соответствующих умений этой
деятельности, т.е. структурным подходом.
Реализация многослойности в структуре электронного учебника позволяет экстериоризовать внутренние планы действий курсанта при решении им смысловой задачи. Она способствует осознанию курсантом своих частных действий в структуре общего действия.
Вспомогательный слой электронного пособия предполагает не только перевод курсанта на другой уровень усвоения с изменением объекта и способа контроля понимания этого объекта, но и предоставление в распоряжение курсанта определенных средств, помогающих ему понять текст как условие решения смысловой задачи.
Основной слой электронного учебника
содержат основную смысловую задачу и текст/фрагмент текста для ее решения. Текст/фрагмент текста должен быть логически завершен в смысловом отношении. Информация в
тексте/фрагменте текста должна быть достаточной для решения смысловой задачи.
Вспомогательный слой электронного учебника содержит частные задачи, выполнение которых курсантом должно обеспечить ему гарантию выполнения
смысловой задачи. Вспомогательный слой дает указания курсанту о маршруте поиска необходимой информации для решения смысловой задачи. Такие указания создаются постановкой наводящих вопросов. Вспомогательный слой электронного учебника также
предоставляет в распоряжение курсанта дополнительную информацию
относительно как предметных, так и языковых знаний.
Рисунок 1. Решение смысловой задачи в слоях
Наличие в структуре электронного управляемую коммуникативно-
учебника вспомогательного слоя как направленную тренировку умений и обязательного компонента основного слоя навыков работы с текстом (рис. 1). позволяет организовать более
Библиографический список
1. Демин, И.С. Многослойные гипертекстовые среды: дис... доктора экономических наук: Москва, 2004. - 240 с.
2. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л.П. Доблаев. - М: Педагогика, 1982. - 176 с.
3. Зорина Е.М., Чиркова Е.И. Использование педагогических опор при чтении для развития алгоритмического мышления [Текст] / Е.М. Зорина, Е.И. Чиркова // Перспективы науки. - 2018. №1 (100). - С. 66-71.
4. Кабанов, А.М. Электронный учебник как средство повышения качества обучения иностранному языку в техническом университете: диссертация ... кандидата
педагогических наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2009. - 206 с.
5. Ковалева, Т.А. Решение коммуникативно-познавательных задач при обучении профессионально-ориентированному иноязычному информативному чтению будущих учителей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 - Екатеринбург, 2005. - 24 с.
USE OF ELECTRONIC TEXTBOOK MULTIPLE STRUCTURE TO SOLVE SEMANTIC PROBLEMS WHEN READING FOREIGN LANGUAGE TEXT
I.L. Sergievskaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor A.D. Zharenkov, cadet
Penza branch of the Military academy of logistics (Russia, Penza)
Abstract. The article discusses the features of teaching reading a foreign text using an electronic textbook. The way of organization of reading is the solution of semantic tasks. The solution of the semantic task is controlled in a multi-layer structure of the electronic textbook according to a certain algorithm. The algorithm for solving the semantic problem is presented clearly in layers. The process of solving the semantic task becomes evident. This helps the students to see the results of their actions and adjust them so as to solve the semantic problem. Keywords: semantic problem, electronic textbook, multilayer field of solution.