Сведения об авторе:
Анфалов Евгений Владимирович,
аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация. &mail: eanfalov66@mail.ru
Information about the author: Anfalov Evgeny Vladimirovich,
Postgraduate student, Department of Subject Methods and Training Vocational Teachers, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: eanfalov66@mail.ru
УДК 378 ББК 74.480
С.В. Буцык
информационно-образовательная среда вузов
культуры: к новому периоду исследований
Статья посвящена проблеме, связанной с изучением информационно-образовательной среды (ИОС) вузов российским научно-образовательным сообществом, начиная с 1990-х гг. Автор выделяет три исторических периода и приходит к выводу, что исследование ИОС вузов культуры в настоящее время приобретает особое значение.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда; вузы культуры; информатизация образования; информационная культурология.
S.V. Butsyk
information-educational environment of institutes of culture: to new period of researches
The information-educational environment of the Russian scientific and educational community is discussed. Three historical periods of development are identified and the conclusion is that the research of information-educational environment of institutes of culture in the present period is of particular importance.
Key words: information-educational environment; institutes of culture; informatization of education; information culturology.
Внимание со стороны российского государства и научно-образовательного сообщества к исследуемой проблеме приковано с начала 1990-х гг. и было обусловлено острой необходимостью переосмысления целого ряда категорий ввиду происходившего на стыке 1980-90-х гг. в развитых странах мира перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Значительное развитие персональной компью-
терной техники, появление глобальных общедоступных сетей и соответствующих информационно-коммуникационных технологий вызвало бурный рост популярности Internet у обычных пользователей.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в этот период в России, понимание стратегической важности новых явлений повлекло за собой действия на высоком государственном уровне. Так, утвержденная в сентябре 1993 года
.а
ш т
с.)
Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [5] увязывала возрождение государства в сложный для него период с преобразованием высшего образования, основываясь на том, что современные знания и умение их использовать являются наиважнейшим источником экономического роста страны, будущее которой должна в значительной степени определять интеллектуальная составляющая. Для достижения данной цели требовалось создание условий для осуществления комплексной информатизации всей системы высшего образования, что позволило бы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий.
Так, к основным направлениям работ было отнесено создание современной информационной среды, которая рассматривалась в качестве важнейшего фактора (раздел 10 Концепции), сформулировано определение информационной среды, «которая представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах» [5]. В то же время первоочередной задачей Концепции являлось развитие сетевой инфраструктуры, распределенной по всей территории России, что на тот момент считалось самой слабо развитой составной частью среды. Таким образом, технико-технологический вектор, связанный с обеспечением современной связью (посредством общедоступных видов сетей), стал превалирующим в последующие несколько лет.
Понятие «информационно-образовательная среда» (далее - ИОС) в России впервые появилось в 1995 г. и фактически вошло в обиход из дистанционного образования (ДО). Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования [6] определяла ИОС как «системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаи-
модействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [6]. Структура данного определения во многом коррелировала с дефиницией Концепции 1993 года, выделяя четыре основные составляющие среды (технико-технологическую; информационно-коммуникационную; информационно-ресурсную и организационно-методическую). При этом ИОС рассматривалась уже не просто как совокупность, а как системно организованная совокупность.
В течение последующих нескольких лет в сфере образования в целом и вопросах применения информационных технологий в частности произошел ряд изменений. Так, в 1996 году в России было создано единое Министерство общего и профессионального образования, у специалистов появился первый (как положительный, так и отрицательный) опыт информатизации образования, а само российское образование стало значительней интегрироваться в мировое образовательное пространство, в том числе и в вопросах осмысления практики использования информационных технологий в образовании. Как следствие, в 1998 году была принята новая Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, которой были определены задачи, основные направления, приоритеты развития информатизации в российском образовании в целом в условиях экономики переходного периода. Заметим, что в новой Концепции сохранились и терминология (информационная среда), и определение аналогичного документа 1993 года.
Однако вплоть до начала 2001 г. реализация принятой Концепции на государственном уровне была фактически приостановлена. В качестве основной причины данного явления исследователи отмечают разразившийся в стране экономический кризис, повлекший за собой, в том числе, и процессы децентрализации в сфере образования. В то же время приоритетность технико-технологической составляющей в перечисленных выше Кон-
цепциях, на наш взгляд, за эти годы заложила основу научных исследований ИОС соответствующей направленности. Так, по данным электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ), за 1998-2000 гг. было защищено несколько диссертаций (технические науки) по проблемам организации ИОС, включая докторскую Г. П. Путилова.
Таким образом, первый, выделенный нами период развития ИОС в российском образовании, продлившийся около восьми лет, отмечен утверждением трех Концепций, соответствующих исследуемой проблематике, которые ввели в нормативный оборот понятие ИОС, а также дали толчок научным разработкам ИОС технико-технологического характера.
Утверждение в конце 2000 года Национальной доктрины образования [10] послужило мощным сигналом к возвращению централизованной государственной политики в области информатизации образования. Для ее последовательной реализации в течение нескольких лет был утвержден целый ряд Постановлений Правительства, полностью или частично затрагивающих вопросы информатизации образования. Так, Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» [9] было сформировано две группы задач, связанных с формированием ИТ-инфраструктуры системы образования и использованием ИКТ в процессе обучения. Одним из направлений Приоритетного национального проекта «Образование» была определена поддержка инновационных образовательных программ вузов, предусматривающих применение новых информационных и образовательных технологий [7]. В ФЦП развития образования на 2006-2010 гг. [8] важным показателем был определен удельный вес численности вузов, использующих методы ДО. Такая политика государства, на наш взгляд, во многом способствовала и росту числа научных исследований, посвященных ИОС. По данным ЭБД РГБ, по сравнению с 1998-2001 гг.
за отрезок 2002-2012 гг. защищалось (в среднем в год) в четыре раза больше диссертаций, содержащих в своем названии соответствующую ИОС терминологию. Защищены докторские работы по педагогическим наукам, а доля диссертационных исследований педагогического направления в целом составила около 80%.
Формулировки определений ИОС (информационной среды), изложенные в Концепциях 1993, 1995, 1998 гг., специфика вопроса, находящегося, фактически на стыке нескольких областей знания, послужили причиной разделения научных исследований ИОС в данный период на два основных направления: педагогическое и технико-технологическое. Значительный вклад в исследование ИОС как педагогической проблемы внесли докторские диссертации А.Г. Абросимова, С.Л. Атанасяна, И.Г. Захаровой, А.С. Ку-рылева, Е.В. Лобановой и др., а также работы А.А. Андреева, В.И. Солдаткина, Е.С. Полат и др., посвященные вопросам открытого образования и ДО. Практически половина педагогических диссертационных исследований ИОС данного периода связана с вузами и посвящена либо методике обучения студентов различных направлений и специальностей с использованием ИКТ, либо формированию у студентов профессиональной компетентности, информационной культуры в ИОС или проектированию ИОС. К числу наиболее важных работ технико-технологического характера, связанных с ИОС, можно отнести диссертацию С.Л. Лобачева, а также научное издание И.А. Башмакова и В.А. Старых «Принципы и технологические основы создания открытых образовательных сред», где излагаются основы методологии открытых ИОС. Отметим, что большинство работ обоих направлений рассматривают ИОС в качестве системы или совокупности, имеющей системный характер, основываясь, таким образом, на дефиниции 1995 года. В целом свойство системности является основополагающим при использовании собственных формулировок авторами, при этом некоторые исследователи ИОС как педагогической системы выделяют в качестве ее элемен-
-О
¡2
СО
о
со >
ей го Ч
Ф ^
О CK
го
X >s -О S с; I
ф го
ГО о
О £
о Ф ^
о о
о
-e-S
X X
.0
ш т
с.)
тов и подсистемы иного характера, в том числе материально-технического, управленческого и др.
Однако вопросам информатизации отраслевых вузов культуры уделялось несущественное внимание [1], несмотря на государственную политику в этой сфере и значительное количество программ и проектов в этот период в образовании в целом. Данное противоречие нашло свое отражение как при реализации перечисленных выше федеральных документов, так и при проведении научных разработок. Так, в число организаций -победителей конкурсного отбора вузов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» не вошло ни одно образовательное учреждение сферы культуры. В ведомственной ФЦП «Культура России» на 2006-2011 гг. [11] соответствующие мероприятия хотя и имелись в основном перечне, но не были напрямую связаны с деятельностью вузов отрасли, а педагогические исследования ИОС данного периода не затронули ни одного соответствующего направления подготовки студентов. В то же время у ряда российских исследователей сформировалось четкое понимание информационной культуры как одного из важнейших направлений информатизации образования, требующего более комплексного подхода, нежели используемые учеными узкопрофессиональные трактовки, а формирование информационной культуры начинает увязываться с возможностью дальнейшей модернизации образования.
Достаточно своевременно в этой связи в 2006 году появилось крупное научное издание по проблеме формирования информационной культуры личности, подготовленное группой ученых Кемеровского вуза культуры [2], где была изложена концепция формирования информационной культуры личности, включившая определение, обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования, разработку условий организации информационного образования. «Информационная культура личности - это часть общей культуры чело-
века, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» [2, с. 59] - определение, которое дают авторы концепции. Соглашаясь с перспективностью содержания понятия «информационная культура личности», профессор К.К. Колин отметил, что можно говорить еще и о корпоративной информационной культуре, и об информационной культуре общества [3].
С начала 2010-х гг. начинают происходить изменения, отразившиеся как в научных исследованиях ИОС конца периода, так и в нормативной терминологии, употребляемой в образовании. Так, при сохранении среднегодового числа диссертаций, посвященных ИОС, в основном на тех же уровнях не произошло ни одной защиты докторской работы. ДО, трактовавшееся в ряде работ как самостоятельная форма обучения, так и не стала таковой де-юре. В обороте все чаще стал употребляться термин «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ), использовавшийся в первой половине 2000-х в двух соответствующих Приказах Министерства образования, последний из которых [12] уже практически не рассматривал ДОТ и ДО в качестве синонимов. В 2010 г. были введены требования, которые подразумевали наличие у вузов электронно-библиотечных систем (ЭБС), оформленных и зарегистрированных в установленном порядке [13], что также ввело в оборот новую терминологию. Все перечисленные изменения вписывались в общие тенденции острой необходимости существенной замены действовавших с 1992 г. нормативно-правовых актов в сфере образования, претерпевших за прошедший период значительное число редакций.
Таким образом, централизованная государственная политика в области информатизации образования способствовала значительному росту числа научных исследований, посвященных ИОС в целом, и педагогических работ в частности. Произошло фактическое разделение исследований ИОС на два
основных научных направления: педагогическое и технико-технологическое. Для сферы культуры период отмечен осмыслением проблемы формирования информационной культуры личности.
Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [14] можно считать началом нового периода в вопросах, касающихся ИОС. Так, статьей 16 закона вводятся определения понятий «Электронное обучение» (ЭО) и «ДОТ» для применения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но в рамках традиционных форм обучения. Там же описывается структура электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), включившая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, а также совокупность информационных, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств. Отметим, что на законодательном уровне по-прежнему не вводится четкого определения такой среды, а по сравнению со структурой ИОС Концепции 1995 года, предложенная структура намного более расплывчата. Стандарты высшего образования (ФГОС ВО), вступавшие в силу с середины 2014 г., обязывали вузы обеспечить студентов индивидуальным доступом к ЭБС (электронным библиотекам, ЭБ) и к ЭИОС, трактуя первые два термина в качестве синонимов. При этом понятие ЭБС (ЭБ) можно считать в достаточно уточненным, с учетом требования их обязательной регистрации в качестве электронного СМИ, что фактически переводит ЭБС в разряд внешних систем, определенных конкретными параметрами и взаимодействующих с ЭИОС вуза, которая является внутренней средой, включающей в себя, в том числе, электронные информационные и электронные образовательные ресурсы. Сопоставляя структуру ЭИОС 2013 г. со структурой ИОС Концепции 1995 г., можно предположить, что разработчиками учитывалось более широкое понимание ИОС по сравнению с ЭИОС, причем именно в педагогической составляющей, куда входят не только электронные информационные и образователь-
ные ресурсы, но и аналогичные ресурсы в неоцифрованном виде, организационно-методическое обеспечение, а также системообразующие принципы среды.
Важным научным событием в развитии ИОС отрасли культуры стало издание в 2015 году работы К.К. Колина и А.Д. Урсула «Информация и культура. Введение в информационную культурологию» [4]. В монографии рассматривается взаимосвязь информации и культуры, поскольку «...становление информационного общества - это не только социо-технологическая, но и социокультурная трансформация, которая на современном этапе человеческой истории продолжилаинформационно-культурную эволюцию. Информация в совокупности с технологиями материального и духовного производства является основой культуры. В соответствии с этим имеет право на существование информационное видение культуры.» [4, с. 9]. Авторы рассматривают информационный подход к культуре как к самоорганизующейся социально-информационной системе, т.е. системе, которую можно отнести к кибернетическим системам с управлением, характеризующимся семантическими и ценностными аспектами информации. Анализируется ряд современных культурологических исследований, в которых культура представлена как особая информационная система, дается определение информационной культуры, которая «. представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности» [4, с. 106], а также выделяются ее основные компоненты. К.К. Колин и А.Д. Урсул подчеркивают один из крупных недостатков современной системы образования, которая пока еще не нацеливает свое содержание на подготовку человека к жизнедеятельности в условиях формирования нового информационного общества.
Таким образом, текущий исторический период, начавшийся несколько лет
.о
¡2
СО
о
со >
ей го
ч ф
^
о к го
X >2 -й ^ с; I
ф го
ГО о
О £
о Ф ^
о о
о
X X
назад, обусловлен рядом существенных изменений в вопросах, затрагивающих ИОС вузов культуры. Так, новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и последующими нормативно-правовыми актами введены понятия ЭО и ДОТ для их применения в рамках традиционных форм обучения, дано описание структуры ЭИОС, без введения четкого определения, что позволяет считать ЭИОС составляющей ИОС и исследовать взаимодействие между ними.
В работе К.К. Колина и А.Д. Урсула рассматривается информационный подход к культуре, дается определение информационной культуры, указывается соотношение понятий «информационная культура» и «электронная культура». Можно сказать, что исследование ИОС в вузах культуры в настоящий период приобретает в особое значение, учитывая новое понимание культуры как самоорганизующейся социально-информационной системы.
-О
ш т
о
Библиографический список
1. Буцык, С.В. Особенности формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств [Текст] / С.В. Буцык // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2011. -№ 23(240). - С. 49-52.
2. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колко-ва, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
3. Колин, К. К. Об основных направлениях деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «информационное общество» в вузе культуры и искусств [Текст] / К.К. Колин, С.В. Буцык // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2010. - № 13. - С. 6-9.
4. Колин, К.К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию [Текст] / К.К. Колин, А.Д. Урсул. - М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. - 300 с.
5. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. Утверждена Председателем Государственного комитета по высшему образованию Г. Никелевым 28 сентября 1993 года [Текст].
6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Утверждена постановлением Государственного комитета по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 [Текст].
7. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» [Текст].
8. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 (ред. от 11.03.2011) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» [Текст].
9. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» [Текст].
10. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Текст].
11. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740 «О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)"» [Текст].
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Текст].
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2010 г. № 588 «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для
реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2009 г. N 323» [Текст].
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст].
1. Butsyk S.V. Features of formation of information and communication of the learning environment at the university of culture and arts. Bulletin of South Ural State University. Series: Computer technology, management, electronics, 2011. № 23 (240). P 49-52. [in Russian].
2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Y.V. Formation of information culture ofthe person: theoretical basis and modeling ofthe maintenance of discipline. M.: Interregional Center for Library Cooperation, 2006. [in Russian].
3. Colin K.K., Butsyk S.V. On the main directions of activity of the scientific and educational center on the complex problem of "information society" in institute of culture and arts. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitetakultury i iskusstv, 2010. № 13. P. 6-9. [in Russian].
4. Colin K.K., Ursul A.D. Information and Culture. Introduction to information culturology. M.: Strategicheskie prioritety, 2015. [in Russian].
5. The Russian Federation Higher Education Informatization Concept. Approved September 28, 1993. [in Russian].
6. The concept of establishment and development of a unified system of distance education in Russia. Approved May 31, 1995. [in Russian].
7. Resolution ofthe Russian Government dated February 14, 2006 № 89 "On measures of state support of educational institutions implementing innovative educational programs". [in Russian].
8. Resolution ofthe Russian Government dated December 23, 2005 № 803 "On the Federal target program of education development for2006-2010". [in Russian].
9. Resolution ofthe Russian Government dated August 28, 2001 № 630 "On the Federal Target Program "Development of a unified educational information environment (2001 - 2005)". [in Russian].
10. Resolution ofthe Russian Government dated 4 October, 2000 № 751 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation". [in Russian].
11. Resolution ofthe Russian Government dated December 8, 2005 № 740 "On the federal target program" Culture of Russia (2006- 2010)". [in Russian].
12. Order ofthe Ministry of Education of Russia dated May 6, 2005 № 137 "On the use of distance learning technologies". [in Russian]. LJ
13. Order ofthe Ministry of Education of Russia dated June 7, 2010 № 588 "On Amendments to the reference shape..." [in Russian]. ¡5
14. The Federal Law dated December 29, 2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation".
[in Russian]. o
References
Сведения об авторах: Буцык Сергей Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант,
кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: bsv@chgaki.ru
Information about the authors: Butsyk Sergey Vladimirovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Doctoral candidate,
Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. Russia. E-mail: bsv@chgaki.ru
о
к го
us -0 s
X X
S *