Научная статья на тему 'Об основных направлениях деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «Информационное общество» в вузе культуры и искусств'

Об основных направлениях деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «Информационное общество» в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-образовательный центр / Информационное общество / вуз культуры и искусств

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колин Константин Константинович, Буцык Сергей Владимирович

В статье рассматриваются основные направления деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «информационное общество» в вузе культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «Информационное общество» в вузе культуры и искусств»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ PHILOSOPHY AND CULTUROLOGY

УДК 002

К. К. Колин, С. В. Буцык

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОБЛЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В статье рассматриваются основные направления деятельности научно-образовательного центра по комплексной проблеме «информационное общество» в вузе культуры и искусств.

Ключевые слова: научно-образовательный центр, информационное общество, вуз культуры и искусств.

K. K. Kolin, S. V. Butsyk

ON THE MAIN ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC EDUCATION CENTER

ON THE COMPLEX PROBLEM «INFORMATION SOCIETY» AT THE INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS

The article reviews main trends of activity of scientific educational centre on the complex problem «Information society» at the institute of culture and art.

Keywords: scientific educational centre, information society, institute of culture and art.

1. Назначение и организация деятельности Научно-образовательного центра

В целях повышения качества образования и его адекватности новым условиям жизни и профессиональной деятельности человека в информационном обществе в составе Челябинской государственной академии культуры и искусств (далее -ЧГАКИ) создан Научно-образовательный центр (далее - НОЦ) по комплексной меж-

дисциплинарной проблеме «Информационное общество». Его основной задачей является проведение научных исследований и учебно-методических разработок в области изучения гуманитарных аспектов процесса развития информационного общества в России и других странах и использование результатов этих работ в научно-образовательной деятельности Академии, включая подготовку научных кадров и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

В организационном плане НОЦ является самостоятельным научно-методическим подразделением Академии, которое подчинено проректору по научной работе и инновационной деятельности и имеет свой тематический план работы.

Директором НОЦ является специалист ЧГАКИ кандидат педагогических наук Ю. В. Гушул, а научным руководителем - главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор К. К. Колин.

Так как проблемы развития информационного общества имеют междисциплинарный характер, для оказания необходимой научно-методической поддержки деятельности НОЦ при нем образован Научно-методический совет, председателем которого является проректор по научной работе доктор педагогических наук, профессор Т. Ф. Берестова.

В состав Совета вошли ученые и преподаватели различных специальностей из ЧГАКИ, других вузов Уральского региона, а также из институтов РАН. В их числе:

- проректор по учебной работе ЧГА-КИ кандидат педагогических наук, доцент С. В. Буцык;

- руководитель кафедры ЮНЕСКО «Информационное общество и новые информационные технологии» Российского Нового университета академик РАО В. Г. Кинелев;

- профессор кафедры философии ЧГАКИ, доктор философских наук В. С. Невелева;

- заместитель директора Департамента науки и образования, начальник отдела науки и инноваций Минкультуры России кандидат технических наук А. В. Сукон-кин;

- директор Центра исследований гло -бальных проблем и устойчивого развития РГТЭУ академик АН Молдавии, доктор философских наук, профессор А. Д. Урсул.

2. Основные направления деятельности НОЦ

В Положении о НОЦ «Информационное общество» ЧГАКИ определены следующие основные направления его деятельности:

1. Реализация стратегии ЧГАКИ в области информатики, информационных технологий и исследования проблем развития информационного общества;

2. Эффективное воспроизводство современных научных и научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям развития науки за счет интеграции в инновационные научно-образовательные структуры, развития научно-исследовательской деятельности и включения в освоение инновационных образовательных систем и программ на основе сотрудничества и кооперации с учреждениями и структурами, в том числе международными.

Для решения этих задач в тематическом плане НОЦ на ближайший период предусмотрены: разработка и апробация новых учебных курсов для студентов и аспирантов ЧГАКИ, создание электронных образовательных ресурсов, издание научных монографий и учебных пособий, информационная поддержка подготовки курсовых и дипломных работ, подготовка кандидатских и докторских диссертаций, организация и проведение научных конференций, семинаров по проблемам развития информационного общества.

Научно-образовательный центр по комплексному междисциплинарному изучению информационного общества призван стать в ЧГАКИ центром координации научных исследований процессов формирования информационного общества, поскольку в настоящее время комплексного исследования проблем формирования информационного общества в вузах культуры и искусств на должном уровне еще не проводится.

ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета культуры и искусств 13/2010

3. НОЦ как перспективная форма интеграции академической науки и высшей школы России

При создании центра подразумевалось, что его деятельность будет содействовать обеспечению государственного сектора науки и высшего образования современными научными и научно-педагогическими кадрами за счет реализации мер по привлечению молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этой сфере с целью удовлетворения потребностей государства и экономики в кадрах по перспективным направлениям науки; кадрах, соответствующих мировому уровню и способных работать в обществе знаний (в настоящий момент -в информационном обществе). Для достижения этой цели предполагается:

- разработка программ и методов, способствующих внедрению в ЧГАКИ международной практики эффективной интеграции науки и образования, в частности, программ подготовки работников высшей квалификации в рамках так называемых дуальных программ «магистр-кандидат наук», в том числе - по курсу «Информационное общество»;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, включая подготовку кадров высшей квалификации и повышение квалификации преподавателей по курсу «Информационное общество»;

- разработка и экспертиза инновационных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов для обеспечения учебного процесса, в частности, по курсу «Информационное общество»;

- формирование образовательной среды на базе информационно-коммуникационных технологий, издание современных учебно-методических и информационных материалов по инновационным на-

правлениям науки, образования и высоких технологий;

- выполнение совместных со специалистами РАН проектов по информатизации вузов;

- организация и проведение выставок, конкурсов, семинаров, конференций, симпозиумов, конгрессов, для участия в которых будут приглашаться ученые РАН и РАО.

4. Первые результаты деятельности НОЦ и ближайшие планы

Курс «Информационное общество» изучается студентами ЧГАКИ уже в течение ряда лет [8]. В 2010 г. было запланировано внедрение в учебный процесс вуза новой программы данного курса, в которой учтены и современные реалии, и перспективные тенденции процессов развития глобального информационного общества.

Содержание курса построено таким образом, чтобы изучившие его студенты смогли получить не только достаточно полные представления о современном состоянии и основных проблемах развития информационного общества в России и других странах, но также и определенное мировоззрение, основанное на понимании ими взаимосвязи между процессами информатизации общества, его глобализации, социально-экономического и культурного развития, национальной безопасности. С этой целью уже подготовлено и издано соответствующее учебно-методическое пособие [2] и осуществляется подготовка преподавателей. В дальнейшем предполагается их стажировка в Институте проблем информатики РАН.

Для студентов ряда гуманитарных специальностей разработаны и апробированы авторские курсы «Информационные ресурсы общества», «Информационные потребности», «Информационная культура

личности». Кроме того, для студентов специальности «Прикладная информатика», широко распространенной в вузах культуры и искусств, разрабатываются курсы «Социальная информатика» и «Философские проблемы информатики».

Разработка и изучение последнего курса предусмотрено также и для аспирантов, что определено требованиями ВАК, которые предъявляются сегодня к соискателям ученой степени по некоторым научным специальностям при их подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». С этой целью уже осуществляются подготовка и издание научных монографий и учебных пособий [1; 3-7; 9; 10], а также создание на их основе электронных ресурсов, необходимых для самостоятельной работы аспирантов и магистров.

В октябре 2010 г. на базе ЧГАКИ была проведена Всероссийская научная конференция на тему: «Информационно-

коммуникативные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств». Основное тематическое направление данной конференции определено следующим образом: «Опыт и проблемы использования информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов в интересах повышения качества образования в вузах культуры и искусств».

Содержание научной проблематики этой конференции свидетельствует о том, что процессы развития информационного общества рассматриваются, прежде всего, как новый фактор развития личности и обогащения внутренней сущности человека.

Именно в этом нам видится главное содержание современных проблем развития информационного общества в России.

Список литературы

1. Берестова Т. Ф. Информационные потребности: учеб. пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 113 с.

2. Колин К. К. Информационное общество: учеб.-метод. пособие для вузов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 27 с.

3. Колин К. К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 42 с.

4. Колин К. К. Социальная информатика: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2003. - 432 с.

5. Колин К. К. Информационная цивилизация. - М.: ИПИ РАН, 2001. - 112 с.

6. Колин К. К. Актуальные философские проблемы информатики. Теоретические проблемы информатики. Т. 1. - М.: КОС*ИНФ, 2009. - 222 с.

7. Колин К. К. Гуманитарные проблемы информационной безопасности // Информационные технологии. Приложение. - 2007. - № 12. - 32 с.

8. Моргенштерн И. Г. Информационное общество: учеб. пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2007. - 109 с.

9. Урсул А. Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

10. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке (Философские очерки). - М.: Наука, 1975. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.