Научная статья на тему 'Особенности формирования информационнокоммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств'

Особенности формирования информационнокоммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / INFORMATION SCIENCE / HIGHER EDUCATION / CULTURE AND ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык Сергей Владимирович

Рассматриваются специфические особенности формирования информационнокоммуникационной среды обучения в вузах культуры и искусств. Автор рассматривает данный процесс как комплекс взаимосвязанных аспектов: компьютерной техники, сетевой инфраструктуры, информационных технологий, структурно-кадрового и научно-образовательного потенциала информатизации. В качестве примеров использования комплексного подхода приводятся результаты деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) за период с 2003 по 2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT FOR LEARNING IN THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The article is devoted to the specific characteristics of the formation of information and communication environment for learning in the universities of culture and the arts. The author considers the process as a set of interrelated aspects: computer hardware, network infrastructure, information technology, human resources and scientifically-educational opportunities of the informatization. As examples of an integrated approach provides the results of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts from 2003 to 2010.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационнокоммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств»

УДК 378+004:002

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

С.В. Буцык

FEATURES OF THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT FOR LEARNING IN THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

S.V. Butsyk

Рассматриваются специфические особенности формирования информационнокоммуникационной среды обучения в вузах культуры и искусств. Автор рассматривает данный процесс как комплекс взаимосвязанных аспектов: компьютерной техники, сетевой инфраструктуры, информационных технологий, структурно-кадрового и научно-образовательного потенциала информатизации. В качестве примеров использования комплексного подхода приводятся результаты деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) за период с 2003 по 2010 гг.

Ключевые слова: информатика, высшее образование, культура и искусство.

The article is devoted to the specific characteristics of the formation of information and communication environment for learning in the universities of culture and the arts. The author considers the process as a set of interrelated aspects: computer hardware, network infrastructure, information technology, human resources and scientifically-educational opportunities of the informatization. As examples of an integrated approach provides the results of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts from 2003 to 2010.

Keywords: information science, higher education, culture and art.

Введение

Системная модернизация, провозглашенная Президентом России Д.А. Медведевым, требует для своей практической реализации и соответствующей модернизации системы образования. При этом важную роль в обновлении могут сыграть вузы культуры и искусств, деятельность которых в ближайшие годы должна стать существенно эффективней, в том числе - за счет более широкого использования современных средств информатики и информационных технологий. В этой связи представляется особенно актуальным не просто практическое изучение отдельных информационных процессов высшего образования, а всестороннее комплексное научное осмысление текущего состояния и специфики информатизации российских вузов культуры и искусств.

Рассмотрим информационно-коммуникационную среду обучения в указанной сфере как комплекс взаимосвязанных аспектов: компьютерной техники, сетевой инфраструктуры, информационных технологий, структурно-кадрового и научно-

образовательного потенциала информатизации вузов. При этом подчеркнем в каждом из аспектов как вопросы общевузовского характера, так и специфические особенности обучения студентов по специальностям вуза культуры и искусств.

1. Компьютерная техника

Технической основой учебного процесса любого вуза являются компьютерные классы так называемого общего назначения, в которых проводится значительное число занятий по дисциплинам естественно-научного и общепрофессионального циклов. Каждый такой класс, как правило, оснащается «типовыми» наборами техники для работы студентов и преподавателя. В то же время для максимально эффективной организации работы таких классов можно создать целый ряд дополнительных условий: сосредоточить все классы, а также профильную кафедру и лабораторию поддержки, максимально компактно; наряду с кабельными системами смонтировать системы беспроводной связи и цифрового видеонаблюдения; под-

Буцык Сергей Владимирович канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе, Челябинская государственная академия культуры и искусств; [email protected]

Butsyk Sergey Vladimirovich - PhD, assistant professor, vice rector for academic affairs of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts; [email protected]

ключить мобильные аудиосистемы. Данные меры позволяют при минимальном количестве обслуживающего персонала добиться оперативного управления, расширить временной диапазон режима работы и при этом обеспечить необходимую безопасность. Кроме того, можно вести цифровую запись открытых занятий, что позволит обсуждать их на заседаниях кафедры (в том числе в режиме реального времени), а затем использовать в качестве цифрового образовательного ресурса.

Важное значение сегодня придается компьютерным классам, ориентированным исключительно на самостоятельную работу студентов и аспирантов. По нашему мнению, они должны быть полностью выведены из учебного процесса, располагаться в библиотеке, фактически реализовывая идею залов открытого доступа к разнообразным электронным ресурсам - на дисках СЭ и ЭУЭ. внутри сети вуза или в сети Интернет.

Особое же место в вузе культуры и искусств занимают специализированные компьютерные классы, доля которых может доходить до 30, а иногда и 50 %. Они предназначены для учебной и самостоятельной работы студентов музыкальных специальностей, будущих звукорежиссеров, режиссеров кино и телевидения, дизайнеров и т. п. Каждый такой класс имеет специфические особенности технического и технологического оснащения, например: звуковая, видео-плата или плата видеомонтажа; писН-клавиатура, ЭУ-рекордер или графический планшет; музыкальные, графические редакторы или программы видеомонтажа и т. п.

Любой современный вуз культуры и искусств, по нашему мнению, должен уделять значительное внимание и другим компьютерным комплексам, среди которых можно условно выделить два основных вида. Во-первых, это стационарные (аудиторные) комплексы, служащие для проведения учебных занятий (в основном лекционного типа), конференций, презентаций, которые обычно имеют в своем составе компьютер, плазменную панель (интерактивную доску, проектор) и ЭУЭ-проигрыватель. Необходимо заметить, что в отличие от технических и педагогических вузов в образовательных учреждениях культуры и искусств более популярны не интерактивные доски, а именно широкоформатные плазменные панели. Эго, безусловно, определяется спецификой преподавания дисциплин, где зачастую важнее получить на большом экране высокую яркость, контрастность и качественную цветовую гамму, нежели обеспечить непосредственное управление электронной доской.

Широкое распространение (во многом, благодаря киноиндустрии) современных 3О-технологий требует незамедлительного изучения в вузах культуры и искусств как организационно-технологических, так и психолого-педагогических особенностей их внедрения в образовательный процесс. В первую очередь это касается обучения так назы-

ваемым «визуальным искусствам», т. е. таким направлениям (специальностям), как: «Дизайн»,

«Режиссура кино и телевидения» и т. п.

С функцией ЗЭ-просмотра уже сегодня выпускаются не только плазменные телевизоры, но и проекционные аппараты, которые мы выделили во второй вид комплексов - мобильные. Особую роль такие комплексы приобретают в разнообразной концертно-творческой деятельности вуза культуры и искусств, где компьютерная и проекционная техника могут быть дополнены специализированным сценическим оборудованием. В последние годы фактически становится нормой использование на всех крупных вузовских представлениях одновременно нескольких проекционных аппаратов разного типа в сочетании со световыми пушками, «вращающимися головами» и другим оборудованием для создания спецэффектов.

Уже сегодня в театральных и хореографических постановках активно используются различные способы проекций (в том числе и на воздушную поверхность). А с появлением так называемых гибких дисплеев значительных размеров полиэкранные технологии могут существенным образом изменить наше представление о технических средствах в обучении целому ряду направлений сферы искусств.

2. Сетевая инфраструктура

Для любого высшего учебного заведения считается важным построение локальной вычислительной сети - фундамента развития современных информационных технологий. В то же время анализ, проведенный в 2007-2009 гг., показал, что многие вузы культуры и искусств, создавая сеть, в основном уделяют внимание количественным показателям, в том числе тем, которые требуются для официальной статистики. Вопросам же качества сетевой инфраструктуры вуза (например, таким как сертификация в соответствии с отечественными или международными стандартами), к сожалению, в большинстве случаев отводится второстепенная роль [1]. С точки зрения качества сети для вузов культуры и искусств особую важность представляет наличие наряду с вычислительной и других сетей, имеющих учебное или организационное назначение, например, системы внутривузовского телевидения и радиовещания. Наличие таких систем - прекрасная возможность создать собственную базу практики для студентов по таким популярным для сферы специальностям, как «Режиссура кино и телевидения» и «Звукорежиссура».

Не меньшим по значению для вузов культуры и искусств является создание сетевых хранилищ цифровых образовательных ресурсов, особое место среди которых должно уделяться учебной видео-, аудио- и графической информации. Весьма существенный вклад в развитие данного направления внес Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ, собрав и

Особенности формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузе культуры и искусств

распространив в 2008 г. среди всех подведомственных вузов более 200 видеоматериалов проекта «Культура Comsat».: студенческие работы, мастер-классы, спектакли, конференции и т. п. Данные материалы необходимо обязательно дополнять вузовской составляющей, которая при эффективном использовании коллективом технических средств в учебно-методической работе может раскрыть огромный потенциал. Так, срез, проведенный в 2009 г. в ЧГАКИ, показал наличие более 3000 дисков и кассет с аудио- и видеозаписями, используемыми различными подразделениями (кафедрами, факультетами, отделами и центрами) [2]. Данный пример ярко демонстрирует, что подобные цифровые коллекции сегодня можно организовать в любом современном вузе культуры и искусств.

3. Информационные технологии

Основным направлением информационных технологий в образовании, безусловно, являются электронные учебники и дистанционные курсы. В нашей стране уже более десятка лет уделяется большое внимание технологиям их разработки, теоретическим основам и особенностям методики обучения с использованием электронных книг. На этом фоне можно отметить, что внимание, уделяемое электронным изданиям для специальностей сферы искусств, незначительно. В то же время Ксщдое из таких изданий уникально, обладает своей спецификой, которая может выражаться как в особой структуре учебника, где методика и практика значительно преобладают над теорией, так и в нетипичном подборе видов информации, где над текстом превалирует графика, аудио- или видеоинформация и др.

Разработка каждого нового «творческого» электронного издания в вузах культуры и искусств, как правило, сразу становится значимым событием. Так, за последние годы коллективом ЧГАКИ были разработаны электронный учебник по народно-сценическому танцу, дистанционный курс по сценографии, интерактивная музыкальная медиатека, которые обсуждались на четырех крупных конференциях в Самаре (2007), Санкт-Петербурге (2009), Иркутске (2010) и Челябинске (2010). Отдельные материалы докладов опубликованы в центральной печати - жу рналах «Медиатеки и мир» (2008) и «Открытое образование» (2009), что показало высокую степень заинтересованности информационного сообщества в подобных научно-практических исследованиях.

Особое место в информационно-технологическом развитии вузов культуры и искусств занимают библиотеки, которые, на наш взгляд, должны не просто быть готовы к новому этапу, связанному с переходом от бумажных носителей к электронным. Они во многом должны стать передовыми вузовскими библиотеками, поскольку являются естественной базой практики, моделью для буду-

щей работы библиотекарей-библиографов, рефе-рентов-аналитиков, технологов, руководителей. В вузах культуры и искусств, готовящих магистров библиотечно-информационной деятельности, уже сегодня должны быть: современная компьютерная база (включая средства автоматизированной оцифровки книг), современная сетевая инфраструктура, залы электронных ресурсов, различные электронно-библиотечные системы, содержащие значительный объем полнотекстовых учебных и научных изданий.

4. Структурно-кадровый и научнообразовательный потенциал

информатизации

Наличие достаточно высокого собственного кадрового потенциала специалистов, работающих в ИТ-службах, является одной из важнейших задач, влияющих не только на перспективное развитие вуза в информационной сфере, но и на жизнеспособность самих структур, поддерживающих текущий уровень информатизации. В то же время ресурсы государственного образовательного учреждения относительно ограничены. Решением проблемы для вузов культуры и искусств во многом стало наличие специальности 080801.65 «Прикладная информатика» (по различным областям применения). Она лицензирована и успешно развивается практически во всех крупнейших вузах культуры, а контингент студентов-информатиков в некоторых вузах составляет несколько сотен человек. Таким образом, имеется возможность заменить часть штатных сотрудников ИТ-служб лучшими студентами, например, заочного отделения. Подобная взаимосвязь, на наш взгляд, является оптимальной и учитывает экономические, организационные, учебно-практические задачи управления образовательным процессом. Например, можно организовать достаточно эффективное взаимодействие между кафедрой информатики, вычислительным центром и факультетами искусств в рамках курсовых, выпускных квалификационных работ, а также производственной практики студентов-информатиков. Результатом такого взаимодействия в ЧГАКИ стало создание целого ряда оригинальных информационных технологий, которые затем внедряются в процесс обучения данных факультетов.

В то же время за динамичным развитием технических средств, информационных технологий обучения, появлением новых возможностей, конечно же, не должен значительно отставать и педагогический коллектив. Проведенное около года назад социологическое исследование среди 200 штатных преподавателей ЧГАКИ выявило ряд проблем, таких как: недостаток знаний о возможностях современных ИКТ, методике их применения в учебном процессе, отсутствие навыков эффективного использования технических и программных средств обучения. Одним из «типовых»

решений таких проблем в вузах являются ИКТ-курсы (повышения квалификации), которые, как правило, со временем дают определенный результат.

Инновационный подход, реализующий идею более эффективной интеграции академической науки и высшей школы, в начале 2010 г. предложил главный научный сотрудник Института прикладной информатики Российской академии наук профессор К.К. Колин. По его инициативе решением ученого совета в ЧГАКИ был организован первый российский научно-образовательный центр по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество», который, на наш взгляд, мог бы в перспективе стать типовой моделью для всех российских вузов сферы культуры и искусств [3].

За достаточно короткий период существования центр получил ряд конкретных результатов в информационном развитии содержания образования: подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Информационное общество»; апробируются авторские курсы «Информационные ресурсы», «Информационная культура», «Социальная информатика» и «Философские проблемы информатики»; создан сайт центра, формируется система электронных образовательных ресурсов; организована крупная научная конференция. Доклад о деятельности центра в июле 2010 года заслушивался на Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество».

Заключение

Описанный комплексный подход позволяет вузу культуры и искусств выйти на более высокий уровень информационного развития. Эго, в частности, подтверждают и результаты, достигнутые ЧГАКИ за относительно небольшой период по всем обозначенным направлениям [1, 2]. Следует заметить, что подобный подход неразрывно связан с наличием в вузе стратегического планирования информационных процессов в целом, что обеспечивает постановку задач, решение важнейших вопросов, связанных с информатизацией, на самом высоком уровне руководства учреждением. По нашему мнению, такая взаимосвязь обеспечит поступательное инновационное развитие современного вуза культуры и искусств.

Литература

1. Буцык, С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: моногр. / С. В. Буцык; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 131 с.

2. Буцык, С. В. Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2008. -№ 1. - С. 73-78.

3. Научно-образовательный центр «Информационное общество» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://noc.chgaki.ru/ (04.03.2011), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Поступила в редакцию 2 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.