УДК 378.1, 004.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА*
PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF LEARNING PROCESS OF STUDENTS AT UNIVERSITY INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT
В. И. Токтарова
V. I. Toktarova
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией педагогического управления процессом обучения студентов в контексте современной информационно-образовательной среды. Приведено описание требований, функциональных этапов, режимов и алгоритмов управления. Предложена авторская модель реализации педагогического управления в информационно-образовательной системе (ИОС), направленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса вуза в условиях электронного обучения.
Abstract. The paper surveys the issues related to the design and implementation of pedagogical management of the learning process of students in the context of modern e-learning environment at university. The author provides the description of the functional stages, modes and algorithms of management suggests the author's model of implementation of pedagogical management of information and education system in order to improve the quality and efficiency of the educational process in the context of e-learning.
Ключевые слова: педагогическое управление, образовательный процесс, электронное обучение, информационно-образовательная среда, высшая школа.
Keywords: pedagogical management, educational process, e-learning, information and education environment, university.
Актуальность исследуемой проблемы. Существенные изменения в информационном обеспечении общества объективно требуют пересмотра подходов в системе высшего профессионального образования [4].
Развитие электронного обучения в нашей стране является одним из стратегических задач образовательной системы. Согласно положениям Федерального закона «Об образовании в РФ», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение при реализации образовательных программ
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для молодых российских ученых - кандидатов наук, проект № МК-1634.2014.6
[10]. При этом должны быть созданы все условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися основных образовательных программ в полном объеме. В подписанном в текущем году приказе Министерства образования и науки РФ [7] определен порядок применения организациями электронного обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Сегодня с учетом специфики времени ИОС высшего учебного заведения должна позволять полностью реализовывать концептуальные подходы федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), являться эффективным средством для осуществления электронного обучения.
В связи с этим исследование проблемы проектирования и реализации системы педагогического управления процессом обучения студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза в настоящее время является актуальным.
Материал и методика исследований. В процессе подготовки статьи был использован следующий комплекс методов:
- теоретических: изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по педагогическому управлению обучением в компьютерных средах, анализ литературы и источников по педагогическим, психологическим и техническим проблемам, связанным с информатизацией образования и электронным обучением; анализ действующих и проектируемых нормативных документов, федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и др.;
- эмпирических: проведение педагогических измерений, сравнительно -сопоставительный анализ, статистическая обработка результатов исследования, экспериментальное преподавание.
Результаты исследований и их обсуждение. Процесс обучения с использованием компьютера можно представить в виде системы управления, где студент выступает в качестве субъекта обучения, а компьютер - средства обучения [5]. В данной системе студент переходит в новую категорию вследствие того, что по своей форме учебно -познавательная деятельность в электронной среде является индивидуальным процессом, но осуществляемым по определенному алгоритму.
Согласно методологии кибернетического подхода, управление рассматривается как процесс преобразования информации в соответствии с некоторой целью. Для реализации управления необходима среда как совокупность условий, в которых происходит взаимодействие. Для современного образовательного процесса в высшем учебном заведении в контексте реализации электронного обучения это информационно-образовательная среда, представляющая собой системно организованную совокупность информационного, учебно-методического и технического обеспечения [3]. Организация образовательного процесса в ИОС приводит к изменению методов и средств обучения, источников знаний, трансформированию роли и функции педагога, а также способов его коммуникации со студентами. На преподавателя возлагаются новые задачи: формирование актуального знания, активная работа в электронной среде, постоянное повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий и др.
Процесс обучения в условиях ИОС можно представить как дидактическую систему с определенной совокупностью взаимодействующих компонентов и функций управления. При этом в роли управляющего выступает преподаватель или компьютерная обучающая система, управляемого - студент. Взаимодействие между ними происходит на основе технических средств посредством передачи, восприятия и преобразования информационных потоков в интерактивном режиме [5]. Эффективность управления будет достигнута при условии четко сформулированной цели, алгоритмизации действий, способов и критериев организации каналов прямой и обратной связи.
Согласно исследованиям [1], алгоритм управления - это система слежения и коррекции учебно-познавательной деятельности студента, направленная на поддержание достаточной стабильности в усвоении учебного материала и достижение целей обучения. Успешная деятельность обучающегося напрямую зависит от обоснованного алгоритма; при этом наличие канала обратной связи является основой качественного управления процессом обучения. В своих работах В. П. Беспалько подчеркивает значимость обратной связи в системах, предполагающих непрерывный анализ и диагностику основных показателей, к которым относит уровень усвоения (а), научность изучения предмета (Р), осознанность усвоения (у) и степень его автоматизации (Кт) [1].
Педагогическое управление - особый вид деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленный на достижение поставленных целей и использующий формы и методы, способствующие его функционированию и развитию как педагогической системы [2].
В результате анализа работ по педагогическому управлению был выявлен комплекс рассматриваемых вопросов: теоретико-исторические и методологические аспекты социального управления (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг и др.); управление образовательными организациями (Т. М. Давыденко, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.); управление учебно-познавательной деятельностью учащихся (В. П. Беспалько, В. В. Гу-ра, В. А. Красильникова, Н. В. Кузьмина, Л. Н. Ланда и др.); психологические особенности процесса управления (С. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Фридман и др.), управление образовательным процессом (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Талызина и др.).
В соответствии с исследованиями [8], педагогическое управление неразрывно связано с определенными воздействиями, необходимыми для осуществления целевых установок образовательного процесса: поддержания в рамках установленных границ (функционирование) или перехода в новое состояние (развитие). По мнению авторов [11], данный вид управления направлен на регулирование педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень.
При рассмотрении учебного процесса в условиях электронного обучения большое значение при разработке информационно-образовательной среды имеет алгоритмизация действий студента, передача определенных функций преподавателя компьютерному средству обучения. При проектировании алгоритма управления обучением в ИОС целесообразно учесть специфические фазы процесса обучения, предложенные В. П. Бес-палько и Н. Ф. Талызиной (рис. 1).
Рис. 1. Фазы процесса обучения
Анализ системы педагогического управления в условиях современной информационно-образовательной среды с позиции положений классической школы менеджмента позволил заключить, что она включает в себя все функциональные этапы:
- планирование: проектирование общей модели учебного курса, описание целей, стратегии достижения результатов, набора компетенций студентов, методических приемов, критериев и показателей оценивания и диагностики; календарное планирование процесса обучения; описание индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов; анализ начального уровня подготовленности, индивидуальных особенностей и личностных качеств обучаемого;
- организация: обучение студентов на основе индивидуальных образовательных маршрутов и гибкого алгоритма адаптации; активизация процесса самообразования;
- мотивация: стимулирование интереса посредством создания комфортных условий в соответствии с психологическими и личностными особенностями обучающихся; принятие студентами идеи свободы и ответственности; обеспечение вовлечения в процедуру выбора, самоопределения, рефлексии;
- контроль: использование разнообразных способов оценивания и диагностики; ориентирование студентов на процедуры самооценивания и самоконтроля;
- координация: применение технологических приемов и гибкого алгоритма адаптации, обеспечивающих системное согласование компонентов образовательной системы, направленных на совершенствование учебной деятельности и процесса управления.
В общем виде модель реализации педагогического управления в условиях информационно-образовательной среды вуза можно представить следующим образом (рис. 2):
Рис. 2. Модель реализации педагогического управления в условиях ИОС
Представленная модель была использована при проектировании системы педагогического управления в рамках информационно-образовательной среды кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» [9] (рис. 3).
Кафедра ПМиИ
Ш гплвнуп Дисциплины Л»«ИЫН НАННСН
ШММПиш и и^кцИиМЧв'ц. ЙГБОКНЮ "ЫфьйСюй .ЕИИШШ ** К'ТЧшPW.ii^'
Рис. 3. Фрагмент ИОС кафедры
Результаты экспериментального внедрения подтвердили эффективность реализации модели, способствующей осуществлению стратегии системных изменений образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения.
Резюме. Специфика педагогического управления в условиях информационно-образовательной среды вуза заключается в необходимости ее разработки на более высоком уровне, в придании ей профессиональной направленности и тщательном дидактическом оформлении. Внедрение предложенной модели способствует обеспечению целостности и результативности освоения студентами ООП, повышению качества обучения и эффективности образовательного процесса вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. - М. : МПСИ, 2002. - 352 с.
2. Игнатьева, Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе / Е. Ю. Игнатьева. - СПб. : ЛЕМА, 2012. - 300 с.
3. Ильченко, О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. А. Ильченко. - М., 2002. - 22 с.
4. Киселев, Г. М. Информационные и информационно-деятельностные модели обучения / Г. М. Киселев, А. А. Червова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1 (81). - С. 168-172.
5. Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования / В. А. Кра-сильникова. - М. : Дом педагогики ; ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с.
6. Машбиц, Е. И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е. Ю. Комисарова. -Киев : Вища школа, 1989.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 9 января 2014 г. № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - М. : МГУ, 1984. - 344 с.
9. Токтарова, В. И. Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационно-образовательной среды вуза / В. И. Токтарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2013. - № 2 (77). - С. 28-32.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/
11. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие / Т. И. Шамова и др. -М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.