УДК 378.1, 004.4 ББК 74
Токтарова Вера Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра прикладной математики и информатики Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола
Коробейникова Александра Андреевна
студент
физико-математический факультет Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола
Toktarova Vera Ivanovna
Candidate of Pedagogics, Associate Professor Department of Applied Mathematics and Computer Science Mari State University Yoshkar-Ola
Korobeynikova Alexandra Andreevna
student
Physics and Mathematics Faculty Mari State University Yoshkar-Ola [email protected]
Проектирование и реализация педагогических сценариев обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза2
Design and implementation of pedagogical scenarios in the university
e-educational environment
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проектированием и реализацией педагогических сценариев обучения в контексте современной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Описаны компоненты, этапы и критерии формирования педагогических сценариев, приведены модель и результаты экспериментальной работы.
The article deals with the problem of design and implementation of pedagogical scenarios in modern university e-learning environment. It explores the ways in which technology is used in higher education settings. The components, steps and criteria of pedagogical scenarios are considered, the model and results of the experimental work are given.
2
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для молодых российских ученых - кандидатов наук, проект № МК-1634.2014.6
Ключевые слова: информатизация образования, электронное обучение, педагогический сценарий, информационно-образовательная среда, образовательный процесс, высшая школа.
Key words: informatization of education, e-learning, pedagogical scenarios, educational e-environment, educational process, university.
Активное внедрение электронного обучения в среду высших учебных учреждений обосновано как стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и средств, так и появлением нормативных актов, поддерживающих их применение в образовательном процессе. Согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», при реализации электронного обучения в организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя совокупность электронных образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств; и обеспечения освоения обучающимися образовательных программ [7].
В различных источниках под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается:
- система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [2];
- педагогическая структура, целью которой является создание условий, обеспечивающих организацию и развитие инновационных процессов взаимодействия объектов и активных субъектов этой среды [5];
- многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам [4].
Все эти определения в той или иной мере включают в себя программно-технические и психолого-педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективное сопровождение образовательного процесса. С учетом специфики времени сегодня ИОС вуза должна позволять реализовывать концептуальные подходы федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Согласно исследованиям [3], выделяют четыре основополагающих принципа, которыми характеризуется информационно-образовательная среда:
- открытость, обеспечивающая свободный доступ студентов к учебному материалу;
- структурированная и ресурсная избыточность, обуславливающие развивающее воздействие среды на обучаемых на основе индивидуальных образовательных траекторий;
- интегративность, связанная с содержательным и деятельностным компонентом ИОС, предоставляющая возможность оптимально подобрать учебный материал и выбрать виды деятельности;
- нелинейность, предполагающая наличие трех уровней архитектуры среды, среди которых первый - инвариантный (общий), второй -специализированный, включающий в себя профессиональную направленность, и третий - индивидуальный, создающийся в ходе учебной деятельности студентов.
Современная информационно-образовательная среда вуза должна предоставлять каждому студенту набор учебно-методических комплексов, доступ в виртуальные библиотеки, связь с преподавателями и другими обучающимися, а также возможность проведения вебинаров, реализации личных календарей, новостных досок, зачетных книжек. Кроме этого, для эффективной реализации ИОС необходима поддержка системы адаптации в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых, начального уровня подготовленности и других показателей. Разработка такого алгоритма - трудоемкий и высокотехнологичный
процесс, но имеет ряд очевидных преимуществ. Одним из видов реализации адаптивного подхода является технология педагогических сценариев.
В соответствии с исследованиями [6], педагогический сценарий - целенаправленная, личностно ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей. Авторы выделяют функции и этапы проектирования в условиях реализации электронных средств образовательного или учебного назначения. Согласно работе [8], педагогическим сценарием называют форму индивидуализации и дифференциации профессионального образования, основанную на свободе выбора обучаемым целей, содержания, форм, методов, средств, способов рефлексии и темпа обучения в совместной деятельности с преподавателем. Анализ работ по проектированию педагогических сценариев обучения выявил комплекс рассматриваемых вопросов: теоретические и методологические аспекты реализации образовательных сценариев и программ (В.П. Беспалько, Н.В. Рыбалкина, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской, А.А. Ярулов и др.); построение индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова, М.В. Мякотина, Н.Н. Суртаева и др.), моделирование учебного деятельности (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц и др.).
Педагогический сценарий в условиях информационно-образовательной среды представляет собой модель обучения, которая состоит из описания целей и результата обучения, способов и методов представления учебного материала. Данная характеристика включает в себя определение структуры и содержания учебного контента, соотношений между его элементами, в том числе теоретическими, практическими, контрольными и справочными, а также способы управления обучением. Педагогический сценарий является не только формой предъявления учебного материала, но и описания способов управления процессом обучения и контроля, от его качества во многом зависит эффективность проектирования учебно-методического обеспечения информационно-образовательной среды.
Авторы исследования [1] выделяют следующие компоненты педагогического сценария:
- установочный, включающий в себя сведения инструктивного и справочного характера: постановку цели, описание назначения, характеристику учебного материала и практических заданий, категории обучающихся и др.;
- предметный, содержащий структурированный учебный материал по дисциплине, перечень лабораторных и практических заданий;
- обучающий, включающий в себя процесс решения задач и выполнения заданий;
- контролирующий, объединяющий информацию для установления параметров контроля и оценки результатов;
- корректирующий, содержащий сведения об этапах процесса обучения, предусматривающий ведение статистических данных о результатах работы студентов, предоставляющий правила управления учебно-познавательной деятельностью для дальнейшей коррекции (в случае необходимости);
- инструктивный, включающий справочную информацию и инструкции для работы в условиях компьютерной среды, систему помощи обучающемуся при работе с учебным материалом.
Проектирование и разработка педагогических сценариев в контексте современной информационно-образовательной среды высшей школы включает в себя следующие этапы:
1) определение и конкретизация целей и задач;
2) описание назначения педагогического сценария и параметров достижения результатов обучения;
3) отбор содержания учебного материала;
4) разбиение материала на учебные элементы (фрагменты);
5) оформление учебных элементов в различных интерпретациях в зависимости от сложности, вида (графического, текстового, символьного и др.) представления материала, объему и др.
6) систематизация и структурирование учебных элементов в соответствии с целями и задачами;
7) логический анализ и дидактическая оценка содержания педагогического сценария.
Учебный материал, систематизированный в рамках педагогического сценария, должен опираться на начальный уровень подготовленности студента, ориентироваться на его индивидуальные способности, стимулировать познавательную активность. Благодаря созданию системы различных образовательных траекторий студент может изучать дисциплины в удобном для него формате, выбирая содержание и объем материала, способ его представления, форму контроля знаний, а также получать рекомендации и комментарии ИОС в процессе обучения, что закрепляет за педагогическим сценарием понятие диалога. Условно модель проектирования и реализации педагогических сценариев обучения в рамках информационно-образовательной среды вуза можно представить в следующем виде (рис.1).
Педагогические сценарии б условиях информационно-образовательной среды
Цели и задачи:
- повышение качеств а. обучения и эффективности образовательного процесса;
- адаптивность сисге:мы образования к уровню подготовки. особенностям развития, способностям и интересам студента
I
Принципы:
- научность, доступность:
- си сте^шосгь и
п о следов ательн о сгь;
- наглядность;
- модульность, комп л ясность;
- преемственность;
- гибкость и ин тер активно сгь
X
Компоненты:
- установочный;
- предметный;
- обучающий;
- контролирующий;
- корректирующий;
- инструктивный
X
Критерии:
- вид представления учебного материала;
- уровень сложности;
- о бьем материала;
- форма организации учебной деятельности
Этапы проектирования и разработки:
1 \ постановка и конкретизация цел ей н задач
2 \ опнс анне на знач ення, функций н парамегров эффективно стн
3 | отбор содержания учебного контента
4 | фрагментация материала на учебные элементы
5 | оформление учебных элементов в зависимости от критериев
6 | систематизация н структурирование учебных элементов ——1-----------------------------------------------------------------------------------
7 | анализ и дидактическая оценка содержания
Основные требования к проектированию и реализации:
- организация нелинейной структуры обучения, осуществляющей личносгно-ориен тированную разноуровневую учебную деятельность;
- поддержка адаптивности системы в зависимости от индивидуальных особенностей студентов: типа мыслительной деятельности, развития памяти, темп а и уровня усвоения материала, начального уровня подготовки и др.;
- обеспечение целостности и результативности освоения студентами ООП
Рис.1. Модель проектирования и реализации педагогических сценариев в рамках информационно-образовательной среды В условиях ИОС кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по дисциплинам профессионального цикла учебного плана основной образовательной программы направления подготовки 010400 - Прикладная математика и информатика реализована система педагогических сценариев.
В рамках данной работы были разработаны следующие виды педагогических сценариев в зависимости от критериев:
- вида представления учебного материала:
■ текстовое описание;
■ видеозанятия (видеолекции, видеопрактикумы, вебинары);
■ аудиолекции (аудиословари, аудиосправочники);
- уровня сложности:
■ начальный;
■ средний;
■ высокий;
- объема учебного материала:
■ краткое ознакомление;
■ подробное изучение;
- формы организации учебной деятельности:
■ теоретическое обучение;
■ выполнение лабораторно-практических работ;
■ подготовка к зачету, экзамену;
■ комплексное изучение курса.
В течение 2013-2014 учебного года со студентами 2-4 курсов было проведено экспериментальное обучение в условиях информационно-образовательной среды. По итогам анкетирования и интервьюирования были получены следующие результаты. Абсолютное большинство опрошенных считают электронное обучение актуальной формой образования - 96,8%, о необходимости разработки и организации обучения в условиях современной информационно-образовательной среды заявили 94,4% респондентов. Важным преимуществом ИОС, по мнению студентов, является возможность обучаться в условиях постоянного свободного доступа, вне зависимости от времени и места. На вопрос «Как Вы считаете, влияет ли наличие педагогических сценариев в электронной среде на качество обучения?» положительно ответили 87,6% респондентов. Так, 96,8% опрошенных заявили, что обучение в ИОС с учетом педагогических сценариев педагогических сценариев позволило систематизировать свои зна-
ния; 88,7% - привить навыки самостоятельной работы; 98,2% студентов отметили о повышении уровня мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, проектирование и разработка системы педагогических сценариев в условиях информационно-образовательной среды способствует обеспечению адаптивности обучения к индивидуальным особенностям и способностям студента, целостности и результативности освоения ими ООП, и, как следствие, повышению качества и эффективности образовательного процесса вуза.
Библиографический список
1. Белицин, И.В. Лекционный мультимедийный комплекс как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед наук / И.В. Белицин. - Барнаул, 2003. - 22 с.
2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы [Текст]. - Москва: Стандартинформ, 2011. - 12 с.
3. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 46 с.
4. Красильникова, В. А. Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа [Текст]/ В.А. Красильникова // Вестник ОГУ №2. - 2002. - С. 105-110.
5. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст] / Лебедева М.Б. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
6. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
7. Российская Федерация. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный.
8. Черняева, Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника [Текст]: / автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.П. Черняева. - Ставрополь, 2008. - 178 с.
Bibliography
1. Belitsin, I.V. Lektsionnyy mul'timediynyy kompleks kak sredstvo aktivizatsii uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped nauk / I.V. Belitsin. -Barnaul, 2003. - 22 s. [in Russian]
2. GOST R 53620-2009 Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy . - Moskva: Standartinform, 2011. - 12 s. [in Russian]
3. Zakharova, I.G. Formirovanie informatsionnoy obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / I.G. Zakharova. - Tyumen', 2003. - 46 s. [in Russian]
4. Krasil'nikova, V.A. Metodologiya sozdaniya edinoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy universitetskogo okruga/ V.A. Krasil'nikova // Vestnik OGU №2. - 2002. - S. 105-110. [in Russian]
5. Lebedeva, M.B. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii: proektirovanie i realizatsiya uchebnykh kursov / Lebedeva M.B. - SPb.: BKhV-Peterburg, 2010. - 336 s. [in Russian]
6. Robert, I.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie / I. V. Robert, S. V. Panyukova, A. A. Kuznetsov, A. Yu. Kravtsova. - M.: Drofa, 2008. - 312 s. [in Russian]
7. Rossiyskaya Federatsiya. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. №273-FZ [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru svobodnyy. [in Russian]
8. Chernyaeva, E.P. Realizatsiya individual'nykh obrazovatel'nykh traektoriy studentov vuzov v protsesse ispol'zovaniya elektronnogo uchebnika: avtoref. dis. . kand. ped. nauk / E.P. Chernyaeva. - Stavropol', 2008. - 178 s. [in Russian]