Научная статья на тему 'Совершенствование и модификация педагогических технологий в информационной образовательной среде вуза'

Совершенствование и модификация педагогических технологий в информационной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абуллаев Джебир Авадиевич, Панкратова Ольга Петровна

В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования педагогических технологий в условиях информатизации образования, предлагают наиболее актуальные технологии для организации обучения студентов в информационной образовательной среде вуза, такие как информационные образовательные технологии, технологии личностно-ориентированного и опережающего обучения, технологии проблемного обучения и другие. Рассматривают возможности применения информационных технологий для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абуллаев Джебир Авадиевич, Панкратова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement and modification of pedagogical technologies in the information educational environment of the university

In the article the authors consider the issues of improving pedagogical technologies in the context of the informatization of education, offering the most relevant technologies for organizing the training of students in the information educational environment of the university, such as information educational technologies, personal-oriented and advanced learning technologies, problem-learning technologies, and others. Consider the possibilities of using information technologies for their implementation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и модификация педагогических технологий в информационной образовательной среде вуза»

IMPROVEMENT AND MODIFICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Abulfaev Jebir Avadievich, PhD of Pedagogical sciences

Pankratova Oiga Petrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic

in the article the authors consider the issues of improving pedagogical technologies in the context of the informatization of education, offering the most relevant technologies for organizing the training of students in the information educational environment of the university, such as information educational technologies, personai-oriented and advanced learning technologies, problem-learning technologies, and others. Consider the possibilities of using information technologies for their implementation.

Keywords: pedagogical technologies; information educational environment; information educational technologies.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ уд к 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВАК рф 13 0002 ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования педагогических ©АбуллаевД.А., 2017 технологий в условиях информатизации образования, предлагают наиболее © Панкратова О.П. актуальные технологии для организации обучения студентов в информационной образовательной среде вуза, такие как информационные образовательные технологии, технологии личностно-ориентированного и опережающего обучения, технологии проблемного обучения и другие. Рассматривают возможности применения информационных технологий для их реализации. Ключевые слова: педагогические технологии; информационная образовательная среда; информационные образовательные технологии.

Педагогической системой нового уровня является информационная образовательная среда (ИОС), которая выступает одновременно как средство и условие достижения нового образовательного результата и предполагает использование в ней для организации и сопровождения процесса обучения особых педагогическихтехно-логий, методов и форм обучения, которые в этой среде будут ориентированы на потенциал, предоставляемый информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).

Исследования в области образовательных технологий проводятся уже в течение нескольких десятилетий (начиная с 50-х годов XX столетия). Среди наиболее значимых работ, посвященных теории педагогическихтехнологий, можно назвать труды ведущих российских и зарубежных ученых: Л. Андерсона, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Гузеева, В.М. Монахова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, М.А. Чошанова и др. Эти и другие авторы рассматривали педагогическиетехнологии с различных позиций, проводили их классификацию и анализ, обосновывали необходимость технологизации учебного процесса, выявляли закономерности, содержание, структуру, принципы и условия их конструирования.

Рассматривая тенденции современного развития российского образования, Н.З. Торгай и Л.А. Ястребкова пишут "Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим, главная задача российской образова-

АБУЛЛАЕВ Джебир Авадиевич, кандидат педагогических наук djebir_ 00 Wmaii. ru

ПАНКРАТОВА Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент

о!да_рапкга ?о va_ @таИ. г и

кафедра Информационных технологий и методики преподавания информатики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская республика

ЪС

LU

s ъс u

UJ

<

d UJ

*

10

тельной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства" [5].

Таким образом, в связи с происходящими изменениями в образовании, появлением и развитием информационной образовательной среды, с новыми требованиями к результатам обучения в этой среде, поиск технологий, адекватных образовательным запросам современного общества, и путей адаптации существующих педагогических технологий в условиях информационной среды становится актуальной научной задачей.

Исследование содержания современного высшего образования,требований новых стандартов, изучение вопросов отбора педагоги-ческихтехнологий для применения в ИОС вуза позволило выявить происходящие изменения в технологиях обучения и определило проблему исследования: проследить модификацию современных педагогических технологий и предложить наиболее актуальные технологии для организации обучения студентов в информационной образовательной среде вуза.

Информационные технологии и коммуникации, которые образуюттехнологическую составляющую ИОС, давно стали неотъемлемым компонентом образовательного процесса, привнесли в этот процесс свою специфику в виде единства информационных и образовательных технологий, методов и средств обучения. Педагогические технологии, основанные на использовании информационных и коммуникационных средств, изменились и теперь обладают колоссальным обучающим потенциалом, который влияет на учебный процесс, увеличивая его возможности и способствуя развитию свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, готовой к выполнению профессиональных функций и социальных ролей.

Заметим, что педагогические технологии, применяемые в ИОС, представляют собой синтез традиционных и инновационных подходов, иначе говоря, изменения педагогических технологий в ИОС связаны с дидактическими возможностями ИКТ. По мнению В. С. Тоискина и В. В. Красильникова, с которым мы полностью согласны, взаимодействие образовательных и информационныхтехнологий выражается в [4]:

- использовании информационных технологий как средства информационной поддержки образовательных технологий;

- формировании новых образовательных технологий на основе методических и дидактических свойств информационных и коммуникационных технологий.

Проследим развитиепедагогическихтехно-логий в условиях информатизации общества и образования.

В период информатизации общество характеризуется внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы, в том числе и в сферу образования. И естественно, что в качестве новых источников и новых способов получения информации выступают информационные и коммуникацион-ныетехнологии.Информационныетехнологии являются педагогическим инструментарием, который позволяет достичь требуемых результатов в обучении. А это значит, что появились новые педагогические технологии, которые можно назвать информационными образовательными технологиями.

Применяя информационные образовательные технологии, преподаватели используют новые средства обучения, такие как: аудиовизуальные и мультимедийныеучебно-методичес-кие материалы, электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, автоматизированные системы обучения и др.

Таким образом, можно утверждать, что создана новая дидактическая концепция обучения в вузе на основе информационных образовательных технологий, которая нацелена на открытое и дистанционное образование, на организацию сайтов поддержки учебного процесса и на создание виртуальных университетов. А это значит, что процесс обучения в современном вузе все больше нацелен на личность конкретного студента, он строится, в основном, на самостоятельной познавательной деятельности студента, что вполне соответствует концепции развития вузовского образования.

Информационные образовательные технологии эффективно взаимодействуют с другими педагогическими технологиями. Они не только изменяют формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформируют и обогащают существующие педагогические технологии.

* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

Рассматривая педагогическиетехнологии с точки зрения осуществления дидактического процесса и возможности их применения в ИОС, в своем исследовании мы выделяем следующие информационные образовательные технологии [1; 3]:

- интернет-ориентированные образовательные технологии,

- технологии дистанционного образования,

- технологии медиаобразования,

- технологии электронного обучения (е-learning),

- технологии smart-образования (smart-education).

Несмотря на то, что информационные образовательные технологии являются приоритетными для ИОС, однако их использование не исключает возможности и необходимости применения традиционных педагогическихтехно-логий. Тем более, что с появлением ИКТ, традиционные технологии стали развиваться и приобретать новые характеристики, согласно их современному назначению.

О. К. Филатов, анализируя влияние информатизации образования на развитие технологии обучения, выделяет два основных аспекта: "содержательный" и "процессуальный" [6]. Первый аспект он связывает с воздействием информатики и информационных технологий на такие компоненты образовательных технологий, как цели и содержание обучения. Второй аспект - с влиянием информатизации образования на проектирование и реализацию технологий обучения. Это воздействие проявляется в следующих направлениях:

- создание информационных моделей процесса обучения;

- использование методов (формализация, графовые и сетевые модели и др.) и средств информатики для представления и оптимизации понятийной структуры (содержания обучения) учебных предметов;

- применение методов и средств информатики для разработки "измерителей" и обработки данных изучения состояния результатов обучения, организации мониторинга качества обучения;

- разработка и использование средств обучения различного типа на базе НИТ (демонстрационные ППС,тренажеры, контролирующие программы, АОС, учебные компьютерные среды и т.д.);

- использование средств телекоммуникаций в обучении (дистанционное обучение, доступ к новым источникам знаний и т.д.);

- информационная поддержка и повышение эффективности ряда существующих методов обучения, создание новых методов обучения на базе средств НИТ;

- обеспечение условий для реализации новых форм обучения (учебное проектирование, деловые игры и т.д.).

Опираясь на изученный материал, проанализируем особенности применения современных образовательных технологий в ИОС вуза, уточним влияние на них информационных и коммуникационных технологий, рассмотрим возможности применения методов и средств информатизации при их проектировании и использовании в контексте получения нового результата образования.

С целью упорядочивания анализируемых технологий, предлагаем рассматривать педагогическиетехнологии сточки зрения следующей обобщенной классификации:

1. Технологии для удовлетворения внутренних запросов обучающихся: личностно-ориентированные, развивающие, дифференцированные, технологии опережающего образования и др.

2. Технологии для изменения подходов к содержанию обучения: деятельностно-ориен-тированные, проблемные, концентрированные, модульные, технологии имитационного моделирования и др.

3. Технологии для изменения способов деятельности в обучении: контекстные, игровые, проектные, исследовательские технологии и ДР-

4. Технологии для изменения подходов к организации образовательного процесса: активные, интерактивныетехнологии, индивидуальное, групповое обучение, обучение в сотрудничестве и др.

Приведем примеры влияния ИКТ на развитие некоторых из перечисленных технологий.

Запросы предприятий на подготовку конкурентоспособных работников обусловили повышение требований к уровню квалификации выпускников вузов. Изменения, происходящие в области производственных технологий, требуют от специалиста не только новые профессиональные, но и личностные качества, такие как информационная и коммуникативная культура, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, мобильность и др. А это значит, что для организации учебного процесса в высшем образовании необходимо применение личностно-ориентиро-ванных, развивающих технологий и технологий опережающего образования.

UJ

u

UJ

< a.

UJ

*

12

Проектирование личностно-ориентирован-ного обучения в вузе предполагает признание студента основным субъектом процесса обучения. Информационная образовательная среда и использование в ней в качестве основного инструментария обучения информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечить необходимые условия для развития личности студента, так как:

- увеличивает эффективность профессионально-образовательного процесса за счет создания условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых, стимулируя их к активному участию в процессе познания;

- повышает обучаемость, организованность, внутреннюю активность личности, стремление к самообразованию и саморазвитию, к получению нового знания, развивает творческие способности, за счет обеспечения вариативности обучения, возможности самостоятельного выбора траектории обучения, поиска и оценки информации;

- развивает коммуникативную компетентность обучаемых (общение по средствам локальной сети и Internet) и способность к самопрезентации;

- формирует нравственные качества и развивает личную ответственность обучаемого (связано с необходимостью осуществлять самостоятельный выбор информации и умением оценивать получаемую в компьютерной среде информацию с учетом приобретённого личностного и профессионального опыта);

- повышает мобильность и адаптивность обучаемых, готовит их к жизни в быстро изменяющихся условиях и т.д.

Актуальным направлением современного образования являет ориентация на новейшие достижения науки и психолого-педагогической практики. Поэтому одной из современных педагогических технологий является технология опережающего обучения, предложенная С.Н.Лысенковой и развитая Л.В. Занковым. Главной составляющей опережающего образования в ИОС является совершенствование профессиональных навыков обучающихся на основе использования последних достижений в области информационных технологий и перспективных методов обучения с применением ИКТ.

Для современной ИОС актуальной остается проблема активизации познавательной деятельности. В зависимости от познавательной активности студентов различают пассивное и активное (интерактивное) обучение. Причем в условиях ИОС активные формы обучения всегда преобладают над пассивными.

В ИОС термин "интерактивное обучение" предполагает использование информацион-ныхтехнологий, дистанционного образования, ресурсов Интернет, а также электронныхучеб-ников, справочников и других составляющих информационной среды. Современные компьютерные телекоммуникации помогают участникам вступать в интерактивный диалог с реальным партнером, а также делают возможным "активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени" [7].

В системе высшего образования активное обучение во многом уже стало как бы системообразующим, все другие обобщенные педагогические технологии используют формы и методы активного обучения. Кроме того, именно в технологиях активного и интерактивного обучения наиболее перспективно применение методов и средств информатизации. Среди активных и интерактивных форм обучения на основе применения современных средств ИКТ, с использованием сети Интернет и мультимедийных технологий, особая роль отводится компьютерным симуляциям, деловым и ролевым играм, выполнению исследовательских сетевых проектов, обучению в сотрудничестве. Например, к активным формам обучения в рамках контекстной технологии можно отнести имитационное игровое моделирование с использованием компьютерных программ, проведение мастер-классов экспертами и специалистами; в рамках проектного обучения -организацию проектной деятельности с использованием социальных сетевых сервисов (Web 2.0), общение между участниками проекта и обсуждение актуальных проблем в сетевых сообществах [2].

В становлении личности студента как профессионала особую роль играют деятельност-но-ориентированные технологии обучения. Технология деятельностно-ориентированного обучения в ИОС предусматривает применение информационных и коммуникационных технологий и использование интерактивных форм и методов (метода проектов, контекстного обучения, организационно-деятельнос-тных игр, имитационно-игрового моделирования и др.).

Например, метод телекоммуникационных проектов организуется на основе компьютерной телекоммуникации как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность. В рамках телекоммуникационных проектов формулируется общая цель и применяются согласован-

ные методы и способы для решения проблемы и достижения совместного результата. Имитационное моделирование - это вычислительные эксперименты с математическими моделями, имитирующими поведение реальных объектов, процессов или систем, проводимых на ЭВМ. Контекстное обучение - это такая форма активного взаимодействия в рамках образовательного процесса, которая ориентирована на профессиональную подготовку студентов, применяется в высшей школе и реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Для реализации технологии контекстного обучения могут использоваться деловые компьютерные игры, посредством которых студенты моделируют реальные производственные ситуации и получают необходимый набор практических профессиональных знаний.

Применение проектных методик предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых и других методов, ориентированных на реальный практический результат, который важен для каждого студента, участвующего в разработке проекта. Проектная деятельность в условиях ИОС может и должна строиться на основе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Одной из перспективных педагогических технологий является технология модульного обучения. Эта технология, зародившись в США и Западной Европе, быстро получила распространение в России: сначала в общеобразовательной школе, а затем и в высшем образовании. Модульные технологии предполагают использование относительно самостоятельных, автономныхблоков учебной информации, обеспечивающих формирование профессиональных знаний и практических навыков. В условиях современной информационной образовательной среды модульная технология обучения претерпевает некоторые изменения и имеет свои особенности. Использование информационных технологий привело к тому, что основой модуля становится информационное обеспечение, которое может быть представлено автоматизированными обучающими системами, электронными учебниками, электронными учебно-методическими комплексами с сопровождением в виде методического руководства, которое позволит обучающемуся самостоятельно достигнуть поставленных дидактических целей.

Наряду с подготовкой к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, главным видом деятельности, к которому готовят студентов в современном вузе, а особенно на этапе их обучения в магистратуре, становится научно-исследовательская деятельность. Педагогическими условиями формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности на начальном этапе могут выступать технологии проблемного обучения, поскольку научно-исследовательская деятельность носит творческий (продуктивный) характер и целенаправленное ее формирование может происходить в процессе поисковой учебно-познавательной деятельности, являющейся, в свою очередь, ведущим видом деятельности проблемного обучения.

Научно-исследовательская работа студентов может быть ориентирована на реализацию исследовательских проектов, средством выполнения которыхявляются информационныетехно-логии. Выполнение проекта инициирует интенсивную работу студентов с первоисточниками, научными документами и материалами, доступ к которым может осуществляться, в том числе, и посредством сетевых технологий. В ходе реализации исследовательских проектов раскрываются творческие способности студентов, вырабатываются навыки научно-исследовательской работы. Взаимодействие между студентами, а также студентов и преподавателей может осуществляться посредством организации систематического консультирования с помощью электронной почты или телеконференций, с применением как off-line, так и оп-Ппе-технологий. Результаты выполнения проекта могут быть представлены в рамках научных конференций и семинаров, организованных на основе таких сетевыхтехнологий, как Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing и других.

Таким образом, информационные технологии способствуют организации исследовательской проекторной деятельности студентов; позволяют приобрести опыт такой деятельности и обратиться к результатам ранее выполненных работ; предоставляют возможность представить материал проекта в мультимедиа формате, организовать оперативную обратную связь между участниками проекта и руководителем, представить результаты работы и т.д.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что педагогические технологии могут совершенствоваться и трансформироваться в зависимости от меняющихся условий

их функционирования. В частности, проведенный обзор позволил нам выявить современные педагогические технологии и методы, оптимальные для применения в ИОС вуза, увидеть возможности использования ИКТ для реализации традиционных педагогических технологий и изменения, происходящие в педагогических технологиях при их применении в условиях ИОС.

Литература:

1. Зенкина C.B., Панкратова О.П. Использование информационных образовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов общего образования // Информатика и образование. -2014,- №7(256).- С. 93-95.

2. Панкратова О.П. Внедрение и развитие инновационных методов и технологий электронного

обучения в вузе // Ученые записки ИСГЗ. - 2017. -№1 (15).-С. 429-434.

3. Панкратова О.П. Современные педагогические технологии как основа информационно-коммуникационной среды обучения // Наука. Инновации. Технологии. - 2009. - № 3. - С. 163-166.

4. Тоискин В. С., Красильников В. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании :учебное пособие. - Ставрополь: СГПИ, 2008.- 140 с.

5. Торгай Н. 3. Тенденции современного развития российского образования / Н.З. Торгай, Л.А. Яст-ребкова. - Челябинск, 2009. - 24 с.

6. Филатов О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов-н/Д.: Мираж, 1997. - 212 с.

7. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С. 399-404. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76554.htm

FORMING RESEARCH COMPETENCES OF FUTURE PHYSICS TEA CHERS

Agibova Irina Markovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of General and Theoretical Physics,

institute of Mathematics and Natural Sciences, North-Caucasian Federal University, Stavropol

Akopyan Karine Albertovna, Teacher, Average comprehensive school№3, Pyatigorsk

Bedzhanyan Marita Albertovna, PhD of Physico-Mathematicai Sciences, Associate Professor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedina Olga Viktorovna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Department of General and Theoretical Physics, institute of Mathematics and Natural Sciences, North-Caucasian Federal University, Stavropol

in the present work, we offer utilizing creative tasks of three difficulty levels for forming research competences of students - future Physics teacher. As an example, a three-level creative task is given with one of possible ways of solving presented.

Keywords: training a Physics teacher; creative task; research competences; magnetic fluid; ballistic method.

УДК 378.147.88 ВАК РФ 13.00.08

©Агибова И.М., 2017 ©Акопян К.А., 2017 © Беджанян М.А., 2017 © Федина О.В., 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

В данной работе предлагается применение творческих заданий трех уровней сложности для формирования исследовательских компетенций студентов -будущих учителей физики. В качестве примера приведено трехуровневое творческое задание и представлен один из возможных вариантов его решения. Ключевые слова: подготовка учителя физики; творческие задания; исследовательские компетенции; магнитная жидкость; баллистический метод.

АГИБОВА Ирина Марковна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Общей и теоретической физики, Институт математики и естественных наук, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь agibo va@yan dex. ru

В условиях непрерывного процесса совершенствования образования учителю приходится уделять особое внимание формированию исследовательских умений школьника. Учитель должен воспитать творческую личность, которая ориентируется в реалиях современного общества, может самостоятельно ставить перед собой задачи и успешно их решать. Однако для этого учитель физики сам должен обладать исследовательскими компетенциями, поэтому проблеме их формирования уделяется в вузе особое внимание. Под исследовательскими компетенциями авторы понимают особое свойство личности, которое позволяет человеку выполнять на высоком уровне любой вид исследовательской деятельности. Методисты-физики предлагают различные пути и средства для формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.