УДК 378.1 Мовчан И.Н.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
В статье рассмотрены особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения, описана универсальная модель информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является информатизация образования, главное условие которой -создание единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Качественно организованная информационно-образовательная среда образовательного учреждения позволяет создать условия для повышения качества образования, обеспечить эффективное использование образовательных интернет-ресурсов, организовать оперативное информационно -коммуникативное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова информационно-образовательная среда, информационные технологии, новые образовательные технологии, компетенции, ИКТ-компетентность.
Введение
В последнее время значение информационно-образовательной среды образовательного учреждения на образовательный процесс и его результаты значительно возросло. Это явилось следствием как внешних социально-экономических, так и внутренних условий сферы образования. Основной целью информационно -образовательной среды образовательного учреждения является обеспечение соответствия системы образования новому информационному обществу.
Повсеместное внедрение информационных процессов во все сферы жизнедеятельности требует разработки новой модели современной системы образования, на основе использования новых информационных технологий. Современное состояние образования вкупе с тенденциями развития общества требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является информатизация образования, главное условие которой - создание единой информационно-образовательной среды.
Основные проблемы и решения
Информатизация образования открывает новые возможности и перспективы развития для всей системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую - информационно-образовательной среду. Вопросы внедрения информационных технологий в образовательный процесс рассмотрены в работах А.М. Агдавлетовой [2], Р.И. Баженова [1]. И.Д. Белоусовой [3-5, 7], И.Ю. Ефимовой [8], И.Н. Мовчан [10, 11, 13, 14], Г.Н. Чусавитиной [18, 19].
Под информационно-образовательной средой (ИОС) мы понимаем совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества. Проблемам формирования единой информационно -образовательной среды образовательного учреждения посвящены работы И.Д. Белоусовой [6], Ю.Г. Коро-тенкова [9], И.Н. Мовчан [12], Е.Н. Остроумовой [16].
К особенностям, характеризующим информационно-образовательную среду,относятся:
- интеграция информационных и коммуникационных технологий;
- развитие новых технологий обработки информации;
- использование в образовательном процессе сетевых ресурсов;
- использование современных средств, методов и форм обучения [12].
Организация педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды предполагает соответствующие изменения и во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: обучающимися, педагогами, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые,образовательные ресурсы [9].
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя весь комплекс информационных образовательных ресурсов: цифровые образовательные ресурсы, компьютеры и иное оборудование, коммуникационные каналы связи, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [15].
Современная информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Особые требования к информационно -образовательной среде образовательных учреждений предъявляются при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при этом должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [17].
Появление в образовательном учреждении информационно-образовательной среды предъявляет качественно новые требования к информационной компетентности преподавателей. Эффективное использование ИОС предполагает повышение информационной культуры и ИКТ компетентности всех сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ. Главная задача любого педагога образовательного учреждения - освоить ИОС как пространство, в котором осуществляется его профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. В связи с этим подготовка преподавателей, способных самостоятельно ставить и решать профессиональные задачи, готовых адаптироваться к условиям быстро меняющегося информационного общества, является актуальным вопросом современного этапа модернизации российского педагогического образования.
Уровень информационной подготовки современного специалиста становится все более важным фактором, который определяет его успехи в области своей профессиональной деятельности. Именно поэтому система образования и повышения квалификации должна уделять информационной подготовке специалистов первостепенное значение. В современных условиях эта подготовка уже не может ограничиваться только компьютерной грамотностью, т.е. простейшими знаниями об устройстве ПК и элементарными навыками в использовании персональной вычислительной техники, теперь необходима качественно иная информационная подготовка.
ИОС образовательного учреждения должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность образовательного учреждения в целом. Качественная организация ИОС, ее ресурсно-технологической базы и грамотное их использование в учебном процессе позволяет:
- создать условия для развития личности и повышения качества образования за счет развития ее учебной мотивации, образовательной и предметной компетентности в процессе взаимодействия с компонентами ИОС;
- обеспечить эффективное использование ресурсов Интернет образовательного применения;
- организовать оперативное информационно -коммуникативное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- на новом уровне осуществить дифференциацию обучения;
- повысить мотивацию обучения;
- обучать современным способам самостоятельного получения знаний.
Это, безусловно, создает условия для достижения нового качества образования.
Заключение и обсуждение
Под информационно-образовательной средой образовательного учреждения мы понимаем совокупность всех условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, которые направлены на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества.
Главной задачей всех участников образовательного процесса является освоение информационно-образовательной среды своего образовательного учреждения как пространства, в котором осуществляется его профессиональная педагогическая деятельность. Преподаватели должны вписать в информационно -образовательную среду образовательного учреждения свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией и родителями. Именно поэтому уровень информационной подготовки всех участников образовательного процесса становится все более важным фактором, определяющим его успехи в области профессиональной деятельности.
При этом информационно-образовательная среда образовательного учреждения легко впишется в информационные среды более высокого уровня, единую информационно-образовательную среду региона и страны.
Список литературы
1. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student's creative initiative at learning modem information technologies //Life Science Journal. 2014. Т.11. №11s. С.371-374.
2. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии» // Гуманитарные научные исследования. 2015. №3(43). С.67-69.
3. Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т.7. №1. С.30-34.
4. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография. Магнитогорск, 2009. 141 с.
5. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т.18. №1. С.25-28.
6. Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С.299-302.
7. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. Магнитогорск, 2006. 186 с.
8. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.27. №4. С.53-56.
9. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. М.: Академия АйТи, 2011. 152 с.
10. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т.18. №1. С.34-36.
11. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.27. №4. С.77-80.
12. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. 2014. С.347-350.
13. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т.18. №4. С.30-32.
14. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование, 2009. №6. С. 112-114.
15. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы:
Information in English
современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т.26. №4. С.36-38.
16. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. №4. С.37-40.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012. Режим доступа: http://fgosvo.ru /uploadfiles ^ /20130105131426.pdf.
18. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. 2011. С.338-345.
19. Чусавитина Г.Н. Организационно-педагогические условия эффективного формирования конкурентноспособности будущих ИТ-специалистов в процессе обучения в вузе / Г.Н. Чусавитина // Новые информационные технологии в образовании Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С.521-524.
Informational and Education Environment of Educational Institution
Movchan I.N.
The features of formation of a single information-educational environment of educational institution and of the universal model of informational and educational environment of educational institution were described in the article. One of the priority tasks of Russian education modernization is the computerization of education, and the main condition is the creation of a single informational and educational environment of educational institution. Qualitatively organized informational and educational environment of educational institution allows creating the conditions for improving the quality of education, ensuring the effective using of educational Internet resources and organizing operational information and communicative interaction of all participants in the educational process.
Keywords: informational and educational environment, information technology, new educational technologies, competencies, ICT competencies.
References
1. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student's creative initiative at learning modern information technologies, Life Science Journal, 2014, T.11, no.11s, pp.371-374.
2. Agdavletova A.M. O metodikeprepodavaniya discipliny "Iinformacionnye sistemy i-tekhnologii" [About the method of teaching the discipline "Information systems and technology"], Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanitarian scientific research], 2015, no.3(43), pp.67-69.
3. Belousova I.D. Analiz principov vnedreniya informacionnykh tekhnologij v process obucheniya studentov vuza [Analysis of the principles of information technologies in the leducational process of students of the universities], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2007, T.7, no.1, pp.30-34.
4. Belousova I.D. Vvedenie informacionnykh tekhnologij v process obucheniya studentov vuza [The introduction of information technologies into the learning process of students of high school: monograph], Magnitogorsk, 2009, 141 p.
5. Belousova I.D. Diagnostika vnedreniya informatsionnyih tehnologiy v protsess obucheniya studentov vuza [Diagnosis of information technologies in the learning process of students of the universities], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2008, T.18, no.1,
pp.25-28.
6. Belousova I.D. Osobennosti informatsionno-tehnologicheskogo obespecheniya vuza [Features of information technologies support at the university], Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New Information Technologies in Education Materials VII international scientific and practical conference], The State has the Russian-venous Professional Pedagogical University. Yekaterinburg, 2014, pp.299-302.
7. Belousova I.D. Didakticheskie usloviya vnedreniya informatsionnyih tehnologiy v protsess obucheniya studentov vuza [Didactic conditions of introduction of information technologies in the learning process of students of the universities], Dis. Ph.D. in ped. Science, Magnitogorsk State University, Magnitogorsk, 2006, 186 p.
8. Efimova I.Y., Veremeyenko O.O. Ispolzovanie informatsionnyih tehnologiy dlya osuschestvleniya mezhpredmetnyih svyazey [Using of information technologies for the implementation of inter-subject relations], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2013, T.27. no.4, pp.53-56.
9. Korotenko Y.G. Informatsionnaya obrazovatelnaya sreda osnovnoy shkolyi [Information educational environment of primary school], Moscow, IT Academy, 2011, 152 p.
10. Movchan I.N. Nekotoryie aspektyi informatsionnoy podgotovki studentov vuza [Several aspects of information preparation of students of the universities], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2008, T.18, no.1, pp.34-36.
11. Movchan I.N. Nekotoryie aspektyi ispolzovaniya sovremennyih tehnologiy distantsionnogo obucheniya v vuze [Several aspects of the using of modern technologies of distance education at the university], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2013, T.27, no.4, pp.77-80.
12. Movchan I.N. Osobennosti formirovaniya edinoy informatsionno-obrazovatelnoy sredyi obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Features of formation of a single information-educational environment of educational institution], Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New Information Technologies in Education Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference], Russian State Vocational Pedagogical University. Ekaterinburg, 2014, pp.347-
350.
13. Movchan I.N. Pedagogicheskiy kontrol informatsionnoy deyatelnosti studenta vuza [Pedagogical control of information activities of the students], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2009, T.18, no.4, pp.30-32.
14. Movchan I.N. Struktura i soderzhanie informatsionnoy deyatelnosti studentov vuza [Structure and content of the information activities of students at the university], Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2009, no.6, pp.112-114.
15. Movchan I.N. Tsifrovyie obrazovatelnyie resursyi: sovremennyie vozmozhnosti i tendentsii razvitiya [Digital Educational Resources: modern features and trends of development], Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Journal of scientific works Sworld], 2010, T.26, no.4, pp.36-38.
16. Ostroumova E.N. Informatsionno-obrazovatelnaya sreda vuza kak faktor professionalno-lichnostnogo samorazvitiya buduschego spetsialista [Educational environment of the universities as the factor of professional and personal self-development of the expert in future], Fundamental'nye issledovaniya [Basic research], 2011, no.4, pp.37-40.
17. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy
Federatsii» [The Federal Law "About Education in the Russian Federation"], 2012, URL: http://fgosvo.ru /uploadfiles /npo /20130105131426.pdf.
18. Chusavitina G.N. Razvitie kompetentsiy nauchno-pedagogicheskih kadrov po obespecheniyu informatsionnoy bezopasnosti v IKT-nasyischennoy srede [The development of competencies of the teaching staff on information security in ICT-rich environment], Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nyh uslug v re-gionah Rossii [In the Journal: Supply and demand in the labor market and educational market in D-regions of Russia], 2011, pp.338-345.
19. Chusavitina G.N. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo formirovaniya konkurentnosposobnosti buduschih IT-spetsialistov v protsesse obucheniya v vuze [Organizational and pedagogical conditions of effective formation of the future competences of IT professionals in the learning process at the university], Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New Information Technologies in Education Proceedings of the International scientific and practical conference], Yekaterinburg, 2012, pp.521-524.