Научная статья на тему 'Облачные технологии как основа формирования информационно-образовательной среды вуза в контексте смешанного обучения'

Облачные технологии как основа формирования информационно-образовательной среды вуза в контексте смешанного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / дистанционные образовательные технологии / смешанное обучение / информационно-образовательная среда / поставщики облачных технологий / облачные сервисы / e-learning / distance education technologies blended learning / information educational environment / cloud computing providers / cloud computing services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступина Мария Валерьевна

В статье рассматриваются существующие формы обучения и вопросы их функционирования всистеме высшего образования. Отмечаются изменения в образовательной сфере, связанные с внедрениеминформационных и коммуникационных технологий. Обосновывается выбор в пользу смешанной формыобучения и определяется необходимость наличия информационно-образовательной среды для реализациисмешанного обучения. Раскрываются перспективы использования облачных технологий при построенииинформационно-образовательной среды ВУЗа в контексте смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ступина Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD COMPUTING AS A BASIS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE BLENDED LEARNING CONTEXT

The article is devoted to review of existing forms of learning and detection their prospects in higher education. Changes in education related to information and communication technologies integration are marked. The choise in favor of blended learning is substantiated and the necessity of availability of information educational environment for blended learning implementation is determined. Cloud technologies are perspective in educational environment construction in blended learning context.

Текст научной работы на тему «Облачные технологии как основа формирования информационно-образовательной среды вуза в контексте смешанного обучения»

УДК 378

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

М.В. Ступина

Аннотация. В статье рассматриваются существующие формы обучения и вопросы их функционирования в системе высшего образования. Отмечаются изменения в образовательной сфере, связанные с внедрением информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается выбор в пользу смешанной формы обучения и определяется необходимость наличия информационно-образовательной среды для реализации смешанного обучения. Раскрываются перспективы использования облачных технологий при построении информационно-образовательной среды ВУЗа в контексте смешанного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, информационно-образовательная среда, поставщики облачных технологий, облачные сервисы.

M. Stupina

CLOUD COMPUTING AS A BASIS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE BLENDED LEARNING CONTEXT

Abstract. The article is devoted to review of existing forms of learning and detection their prospects in higher education. Changes in education related to information and communication technologies integration are marked. The choise in favor of blended learning is substantiated and the necessity of availability of information educational environment for blended learning implementation is determined. Cloud technologies are perspective in educational environment construction in blended learning context.

Keywords: e-learning, distance education technologies blended learning, information educational environment, cloud computing providers, cloud computing services.

Одной из основных тенденций развития современной образовательной системы, сформулированной в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, является ориентация на реализацию высокого дидактического потенциала компьютерных и

телекоммуникационных технологий.

Приоритетными направлениями

модернизации российского образования

являются информатизация, переход к системе непрерывного образования, установка на компетентностный подход, личностноориентированное обучение, создание

принципиально новой образовательной среды, основанной на применении средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и т.д. Наиболее полное определение ИКТ было сформулировано И.В.

Роберт: «Средства ИКТ - это программные, программно-аппаратные и технические

средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной

вычислительной техники, а также

современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена,

обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных» [6].

В условиях перехода к информационному обществу, неотвратимым являются тенденции к изменению традиционных форм обучения за счет интеграции в образовательную сферу ИКТ, а также получившее на их основе развитие электронное обучение. Детальное регулирование реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентировано в рамках Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу в сентябре 2013 года [1]. Использование технологий дистанционного обучения ведет к изменению парадигмы образования, предполагает разработку новых стандартов, методик и требований, пересмотр критериев оценивания и формата контроля. Развитие системы дистанционного обучения воплощает

290

идеи непрерывного образования, снижения стоимости обучения, индивидуализации процесса обучения с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории, а также получения качественного образования в ведущих мировых вузах, независимо от географического

местоположения, материальной

обеспеченности, социального положения и состояния здоровья.

На фоне явных преимуществ технологии дистанционного обучения, нельзя не отметить и сопутствующие недостатки, такие как необходимость постоянного доступа к источникам информации и соответствующего технического оснащения, высокий уровень внутренней мотивации, самоорганизации и жесткой самодисциплины, отсутствие очного контакта с преподавателем, соответственно и невозможности индивидуального подхода к развитию способностей обучающихся. Таким образом, в контексте вузовского образования дистанционное обучение не является вполне эффективным в качестве самостоятельной формы обучения. Поиск более совершенных форм обучения привел к предложенной Западными университетами смешанной форме, использующей достоинства дистанционного обучения и компенсирующей его недостатки.

Существует достаточно много подходов к определению понятия смешанного обучения, большинство из них носят описательный характер.

На одном из симпозиумов Консорциума по онлайн-обучению (Online Learning Consortium) смешанное обучение было определено как «объединение онлайн- и традиционных (лицом-к-лицу) занятий запланированным и педагогически целесообразным способом» [7]. В рамках данного определения смешанного обучения онлайн-технологии призваны не только дополнить, но изменить и улучшить учебный процесс.

Отечественные исследователи

рассматривают смешанное обучение, как модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [3].

Существует также и другой подход, связанный с пониманием смешанного обучения как некоего формата учебных курсов, при котором в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения. В этом случае основной материал излагается в рамках дистанционного курса, который

предполагает самостоятельную работу учащегося; закрепление и отработка материала проходят на очных занятиях, реализуемых с использованием активных методов обучения

[5].

Закон об образовании № 273-ФЗ, принятые Федеральные государственные стандарты, национальный проект «Образование»,

созданные экспертные органы по развитию электронного обучения и массовое внедрение ИКТ в образовательную деятельность стали предпосылками к формированию

информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. А.А. Кузнецов, И.В. Роберт

информационно-образовательной средой

называют совокупность условий, которые обеспечивают единые подходы в

осуществлении образовательной деятельности, а также обеспечивающие информационное взаимодействие между студентами и интерактивными средствами [2].

Целью создания ИОС образовательного учреждения является перевод на новый технологический уровень всех

информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении, для чего необходимо интегрировать ИКТ в педагогическую деятельность. Таким образом, наличие ИОС вуза является необходимым условием реализации смешанного обучения: студенты получают доступ к ИОС, в которой размещены информационные образовательные ресурсы, представленные в виде совокупности теоретических материалов, интерактивных апплетов, презентаций и пр., а также к различным онлайн-библиотекам и другим источникам. В ИОС вуза возможно получить доступ к учебным материалам в любой момент времени, проверить свои знания по предмету при помощи тестирования, обсудить поставленные задачи с другими студентами, а также получить консультацию у преподавателя.

Основной задачей при построении ИОС является обеспечение ее эффективного развития и функционирования. Эффективность созданной ИОС определяется государственной поддержкой, созданием глобальной информационной инфраструктуры

образования и подготовкой рабочих кадров в области использования и внедрения ИКТ.

Практикуемые формы и способы решения задачи создания ИОС обнаруживают возрастающую потребность использования облачных технологий как ведущего инструмента информатизации высшего образования [4], возможности которых

291

эффективно реализуют механизмы управления образовательным учреждением, применяются в учебном процессе, а также при создании эффективных инструментов организации научно -исследовательской деятельности.

Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology - NIST) в документе «NIST Definition of Cloud Computing» [8] определил облачные вычисления как «модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых

вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с

провайдером услуг». Таким образом, облачные сервисы предлагают пользователям через сеть Интернет доступ к своим ресурсам посредством бесплатных или условно бесплатных облачных приложений,

программные и аппаратные требования которых не предполагают наличия у клиентов высокопроизводительных и

ресурсопотребляемых компьютеров.

На современном рынке облачных технологий обозначился высокий уровень конкуренции между поставщиками

программного обеспечения, поэтому в целях ориентации на будущих выпускников (уже знакомыми с облачными сервисами,

оценившими по достоинству их преимущества), облачные сервисы для образовательных организаций

предоставляются на бесплатной основе. Опыт развитых зарубежных стран демонстрирует успешное внедрение облачных технологий в образовательный процесс, но для

отечественных образовательных учреждений их использование является новшеством. Несмотря на такие достоинства облачных технологий как надежность, доступность,

легкая масштабируемость, существенная экономия средств образовательного учреждения (исчезает необходимость содержания и поддержки собственной ИТ-инфраструктуры), недостаток сведений о

методологии их применения, дидактических возможностях, замедляет их внедрение в практику российских вузов. Тем не менее, использование облачных технологий открывает новые образовательные

возможности для построения ИОС в контексте смешанного обучения:

- поддержка облачных сервисов разными по классу устройствами (персональными компьютерами, планшетами, мобильными телефонами) увеличивает степень доступности образовательного контента;

- возможность оперативного обновления образовательного контента и предоставления обучающимся информации в различном формате;

- постоянный контакт с обучающимися на протяжении всего обучения;

- свобода выбора при построении индивидуальной образовательной траектории оптимизирует неформальное обучение, повышает внутреннюю мотивацию, совершенствует навыки критического мышления и коммуникативную готовность.

На данный момент среди ряда поставщиков облачных технологий (следует выделить Google Apps for Education и Microsoft Live@Edu), позволяющие образовательным учреждениям использовать встроенные сервисы на бесплатной основе. Использование облачных сервисов данных компаний способно обеспечить решение следующих задач:

- создание учебных групп на базе каждого лекционного потока;

- организация календаря учебных задач на семестр с возможностью автоматического оповещения членов группы об их наступлении;

- проведение обсуждения тем

лекционных занятий;

- выполнение групповых проектов;

- размещение учебных материалов с возможностью их обновления в текущем файле;

- получение студентами заданий и отчетность об их выполнении;

- организация разных форм контроля;

- мониторинг выполнения учебных задач в течение семестра.

Стремительное распространение облачных технологий ставит перед образовательным учреждением задачи пересмотра

существующей ИТ-инфраструктуры и интеграции облачных технологий в образовательный процесс. Облачные технологии реализуют все принципы, необходимые для организации смешанного обучения в вузе, а программная среда, построенная на их основе, может быть эффективно использована для взаимодействия студентов и преподавателей в рамках смешанного обучения.

292

Однако на сегодняшний день недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе, их использование не регламентируется международными стандартами или законодательной базой, а функциональные возможности еще ограничены и не позволяют окончательно конкурировать с локальными аналогами. Совершенствование методик и технологий использования облачных технологий в российском образовании требует, прежде

Литература:

1. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. // Под ред. Роберт И.В. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

3. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. Дис ... д-ра. пед. наук: 13.00.02. - М. - 2007. - 40 с.

4. Левина Е.Ю. Концепция инфологического моделирования образовательной деятельности // Дискуссия. 2012. - № 9. - С. 137-139.

5. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М. - 2005. - 20 с.

6. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - № 12. - 2002. - С. 4-6.

7. Laster S., Otte G., Picciano A.G., Sorg S. Redefining Blended Learning // Presentation at the 2005 Sloan-C Workshop on Blended Learning, Chicago, IL. - April 18th 2005.

8. Mell P., Grance P. The NIST Definition of Cloud Computing [Electronic Resourse] // NIST: Information Technology Laboratory 10.07.2009. URL: http://www.nist.gov/itl/cloud/upload/cloud-def-v15

всего, опытно-экспериментальной базы их развертывания.

Вследствие указанных причин в образовательный процесс применение облачных технологий приходит с задержкой и еще не нашло широкого применения, но реализация их огромного потенциала может способствовать эффективному развитию информационно-образовательной среды вуза и позволит достигнуть качественно нового уровня организации учебного процесса.

References:

1. Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.05.2014) ot 21 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii.

2. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie / Robert I.V., Panjukova S.V., Kuznecov A.A., Kravcova A.Ju. // Pod red. Robert I.V. - M.: Drofa, 2008. - 312 s.

3. Kapustin Ju.I. Pedagogicheskie i organizacionnye uslovija jeffektivnogo sochetanija ochnogo obuchenija i primenenija tehnologij distancionnogo obrazovanija: avtoref. Dis ... d-ra. ped. nauk: 13.00.02. - M. - 2007. - 40 s.

4. Levina E.Ju. Koncepcija infologicheskogo modelirovanija obrazovatel'noj dejatel'nosti // Diskussija. 2012. - № 9. - S. 137-139.

4. Mohova M.N. Aktivnye metody v smeshannom obuchenii v sisteme dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - M. - 2005. - 20 s.

5. Robert I.V. O ponjatijnom apparate informatizacii obrazovanija // Informatika i obrazovanie. - № 12. - 2002. - S. 4-6.

6. Laster S., Otte G., Picciano A.G., Sorg S. Redefining Blended Learning // Presentation at the 2005 Sloan-C Workshop on Blended Learning, Chicago, IL. - April 18th 2005.

7. Mell P., Grance P. The NIST Definition of Cloud Computing [Electronic Resourse] // NIST: Information Technology Laboratory 10.07.2009. URL: http ://www. nist.gov/itl/cloud/upload/cloud-def-v 15

Сведения об авторе:

Ступина Мария Валерьевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), аспирант, кафедра «Информационные технологии», Донской государственный технический университет, e-mail: masamvs@bk.ru

Data about the author:

M. Stupina (Rostov-on-Don, Россия), postgraduate student, Department of Information Technologies, Don State Technical University, e-mail: masamvs@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.