УДК 378+316.77:004
Дятлова Юлия Олеговна
Аспирант кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, juli.safonova@yandex.ru, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и структура информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, ее роль в организации самостоятельной работы студентов. Основное содержание исследования составляет анализ результатов опроса преподавателей и студентов об эффективности использования ИОС как средства организации самостоятельной работы студентов. В статье определен ряд ведущих дидактических и технологических принципов для организации самостоятельной работы в ИОС, выделены актуальные технологии управления процессом обучения, изложены организационные и методические проблемы, которые возникают у преподавателей в процессе организации работы студентов, и предложены пути их решения с учетом тенденций современного образования и новых функций вузов.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), самостоятельная работа студентов, профессиональное образование.
Введение. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует изменений в организации образовательного процесса, а именно сокращения аудиторной работы и роста объема самостоятельной работы студентов, направленной на развитие у студентов не только творческой инициативы, но и потребности в самообразовании и стремления к повышению уровня своей профессиональной подготовки. Задачей преподавателя становится подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях глобального распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В образовательных учреждениях умения и навыки взаимодействия с ИКТ-ресурсами формируются в рамках компетентностного подхода, который предполагает наличие у выпускника определенного набора профессиональных, социальных, личностных компетенций, способствующих реализации его потенциала как личности и профессионала. Для достижения этих целей преподаватели вне-
дряют различные формы и методы обучения и ищут новые и эффективные формы организации самостоятельной работы студентов [7].
Постановка проблемы. Самостоятельная работа является средством воспитания сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями. Последовательное развитие личности человека, свободного, образованного, ответственного субъекта деятельности, способного легко и плодотворно взаимодействовать с другими людьми в межкультурном пространстве, становится приоритетной ценностью современного образования. Это находит отражение в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) в редакции от 03.07.2016 года, с изменениями от 19.12.2016 года, а также с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года. Содержание образования, направленное на «решение задач интеллектуального, культурного и про-
фессионального развития человека», имеет целью подготовку квалифицированных рабочих по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, повышении научно-педагогической квалификации [11].
Общество требует от специалистов умений самостоятельно добывать, классифицировать, оценивать, анализировать и применять в своей деятельности различную информацию. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов является актуальной проблемой современного образования.
В современной литературе психолого-педагогического направления прослеживаются различные подходы к определению термина «самостоятельная работа». По мнению Н. Д. Никандрова, самостоятельная работа - это такой вид деятельности, который протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им. И. Я. Лернер видит в самостоятельной работе средство развития для познавательной деятельности и личностной потребности. В. И. Селиванов определяет самостоятельную работу как автономную волевую активность личности, когда учащийся, сознательно руководствуясь целями, сам вызывает усилия, чтобы преодолеть трудности.
Самостоятельная работа как дидактическое явление - это, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, а с другой - субъективная форма проявления соответствующей деятельности: мышления, анализа творческого воображения.
При выполнении учащимся учебного задания процесс закономерно приводит студента либо к возникновению совершенно нового, ранее неизвестного знания
на основе новой информации, либо к изменению, углублению и возможному расширению сферы действия уже имеющихся знаний. На каждом этапе деятельности обучающегося происходит формирование необходимого объема и уровня знаний, навыков и умений, пригодных для решения определенного класса познавательных задач. На всех этапах продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности это вырабатывает у учащихся четкую психологическую установку на самостоятельное пополнение знаниевой базы и совершенствование умений грамотно ориентироваться в потоке научной и общественной информации. Безусловно, это является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося [9].
И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа - это целенаправленная, внутренне мотивированная деятельность, структурированная непосредственно субъектом в последовательности суммы выполняемых действий и в дальнейшем корригируемая им по самому процессу и конечному результату. Ее выполнение требует высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, в результате доставляет учащемуся удовлетворение как результат самосовершенствования и самопознания [6].
Такие исследователи, как О. А. Виниц-кая и Т. А. Солостина, Н. Е. Ерофеева, С. А. Кузюшкин, Т. В. Колесова связывают качество самостоятельной работы студентов с качеством их профессиональной подготовки, сопровождением процесса учебной работы тьютором, балльно-рей-тинговой системой оценивания полученных результатов, применением компьютерных технологий в образовательном процессе и оценке результатов.
Увеличение объема самостоятельной работы повышает ответственность студентов за свое обучение и ответственность препо-
давателей за полученные образовательные результаты обучающихся. Самостоятельность проявляется в овладении знаниями и способностями к их добыванию. Самостоятельная работа предполагает планирование и организацию, руководство и контроль. В свою очередь, планирование включает в себя определение целей, задач, сроков и содержания, разработку плана выполнения задания с указанием времени на выполнение каждого из указанных заданий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет уточнить понятие «самостоятельная работа», которое мы рассматриваем как организованную преподавателем учебно-творческую деятельность, в процессе которой у студентов формируются навыки самоорганизации, самообразования и самоконтроля. Для повышения эффективности самостоятельной работы преподавателям необходимо изменить подходы к ее организации. Одним из таких подходов является внедрение организации электронного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС) университета.
По мнению А. В. Хуторского, электронное обучение предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса [12]. Чтобы ИКТ, задействованные в самостоятельной работе, проявляли себя не только в качестве средства обучения, но и выполняли необходимую роль непосредственно инструмента познания, необходимо организовать самостоятельную работу студентов на основе личностно-деятельностного подхода с использованием современных педагогических и инфокоммуникацион-ных технологий, а именно: обучение в сотрудничестве, метод проектов и проблемное обучение. В таком случае студент под управлением преподавателя не только развивает навыки самостоятельного об-
учения, но и становится участником познавательного процесса. Именно с таким подходом мы связываем эффективную организацию самостоятельной работы в ИОС университета.
ИОС - это проектируемая, создаваемая субъектами образования саморазвивающаяся система, где устанавливаются тесные связи и отношения на общем фундаменте информационной деятельности по достижению поставленных образовательных целей. Отечественный психолог А. В. Бруш-линский, определяя понятие субъекта, обращает внимание на взаимодействие человека с окружающей средой и другими людьми. По его мнению, субъект - это человек, люди на высшем уровне их активности [3]. В дидактике ИОС рассматривается как система подобных влияний и условий для развития личности и определяется, с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой - как педагогическая система [10].
Педагогическая модель ИОС, предложенная С. А. Назаровым [8], включает учебно-методический комплекс дисциплины (первичное и вторичное, усовершенствованное, информационное наполнение процесса обучения), структурированные ресурсы библиотеки (электронные учебники, пособия, каталоги, общие тематические подборки), информационные банки дисциплины (электронные учебники и пособия, интерактивные демонстрации, тестовые задания, образцы и примеры выполненных проектов), автоматизированную систему итогового и промежуточного контроля знаний.
В качестве элементов управления ИОС используется традиционный модульный принцип построения курсов дисциплин, рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса, модульно-рей-тинговая расширенная педагогическая технология, творческие индивидуальные проекты, студенческие научно-практические конференции, публичные защиты
творческих проектов, представление результатов в сети Интернет, выбор информационного ресурса.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-Ф3 от 29.12.2012) и ФГОС ВО, педагог должен быть готов к обучению и воспитанию учащихся в условиях информационно-образовательной среды, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также обладать профессиональной компетентностью, позволяющей эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в условиях электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий [11]. В законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3 от 1 сентября 2013 г.), впервые на государственном уровне закреплены понятия электронного образования и дистанционных образовательных технологий.
В период обучения в вузе у студентов формируются основы профессионализма и умения самостоятельной профессиональной деятельности. Основная цель формирования современной информационно-образовательной среды - повышение качества и доступности образования, создание необходимых условий для реализации творческих способностей и саморазвития личности. Требования к компонентам информационно-образовательной среды описаны в ст. 16 Федерального государственного образовательного стандарта от 29.07.2017 г. о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное
ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [11].
Структура многофункциональной
ИОС, ориентированная на эффективную самостоятельную работу студентов (СРС), состоит из следующих блоков: образовательного, контролирующего и коммуникационного блока преподавателя. Образовательный блок содержит в себе теоретический, практический, ресурсный и подключаемый модули. Теоретический модуль представляет собой все необходимо важные теоретические материалы и сведения для решения задач. В модуле «Практика» отображены лабораторные и практические задания разного уровня сложности, во время выполнения которых студенты, в случае необходимости, могут воспользоваться данными из теоретического модуля. Модуль «Самостоятельная работа» позволяет создать условия для организации индивидуальной и разноуровневой работы с каждым отдельно взятым студентом и создает возможность поэтапного обучения студентов по траекториям различной степени сложности. В ресурсном модуле отображены представленные по тематикам коллекции и списки интернет-ресурсов, графические, текстовые, анимационные материалы, а также видео- и аудиомате-риалы, которые студенты могут использовать в процессе самостоятельной работы. В ресурсном модуле могут располагаться ссылки на тренажеры, энциклопедии или видеолекции. Тестовый модуль контролирующего блока позволяет реализовывать текущий и итоговый контроль, осуществлять обратную связь с участником образовательного процесса, выявлять степень усвоения изученного материала и одновременно устранять пробелы в изучении той ли иной темы. Коммуникационный блок содержит в себе форум или электронную почту, с помощью которых осуществляется
информационный обмен между участниками учебного процесса. Модуль мониторинга снабжает преподавателя базой данных, в которой хранятся все результаты тестирования, самостоятельных работ каждого отдельно взятого студента. Основная цель формирования современной информационно-образовательной среды - повысить качество и доступность образования, создать необходимые условия для реализации творческих способностей и саморазвития личности.
Одной из основных технологий в созданной в Новосибирском государственном техническом университете информационно-образовательной среде является так называемое электронное обучение (e-learning). Термины «технологии управления обучением» и «системы управления обучением» (learning management technologies, learning management systems) прочно вошли в современную структуру обучения. Причем, если ранее эти понятия были основной частью дистанционного образования, сегодня - это фундаментальная составляющая всего образовательного процесса в целом. Актуальные технологии управления процессом обучения, направленные на обеспечение процесса именно обучения, могут быть представлены четырьмя основными группами [11].
1. Первая группа - технологии глубокого охвата администрирования обучения: электронный деканат, формирование и варьирование образовательных программ, включая сложные, нестандартные и глубоко индивидуальные, создаваемые по запросу обучающегося.
2. Вторая группа - технологии глобального управления информационно-методическим обеспечением процесса получения знаний: интерактивные электронные каталоги; наглядные, наполненные актуальным контентом медиатеки, глобальные образовательные порталы, включающие внутренние кафедральные сайты; удобные электронные «рабочие столы» студентов, преподавате-
лей, разнообразные библиотеки.
3. К третьей группе относят различные технологии, имеющие своей целью осуществить качественный анализ обучения, включая технологии дистанционного и удаленного тестирования.
4. Четвертая группа состоит из технологий иерархического структурного проектирования самих средств обучения, от начальной основной программы курса до итогового электронного учебника, либо группы обучающих продуктов. В этом поле широко применяются и методические рекомендации по созданию учебно-методических материалов, и мощные глобальные программные среды, позволяющие преподавателю проектировать, внедрять и активно использовать затем целые электронные курсы, не владея непосредственно низкоуровневой техникой программирования.
Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, приобретают и новые функции, а именно:
- наряду с базовыми профильными программами образования, активно развивается и предоставляется большой диапазон образовательных услуг дополнительного профессионального образования;
- расширяется и активно развивается сеть университетских филиалов, которая ставит основной целью приближение в полной мере доступности образования к желающим его получить; растет и прогрессирует ресурсная база образования (всех уровней), включая подготовку кадров [2];
- активно разрабатывается и повсеместное внедрение методического и технологического обеспечения, в том числе увеличение доли мультимедийных технологий в процессе обучения [4];
- формируется четкая и последовательная институциональная политика во всех областях образования с активным участием на постоянной основе в разного рода отраслевых, межрегиональных и внутри-
региональных объединениях, имеющих направленность на развитие инфраструктуры образования [1].
Осуществляется постоянный, целенаправленный и всецело поощряемый обмен опыта между ведущими вузами страны.
Выполнение университетом перечисленных разнообразных функций с обеспечением необходимого уровня качества [5] невозможно вне информационной образовательной среды университета. При этом когда мы пишем о создании в университете информационно-образовательной среды (ИОС) [2], то предполагаем, в первую очередь, обеспечение удаленного доступа к образовательным ресурсам университета. Удаленный доступ подразумевает доступность информации для преподавателей и сотрудников, студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в онлайн- и офлайн-режи-мах. Техническую инфраструктуру информационно-образовательной среды НГТУ составляет компьютерная техника (локальная сеть, оборудование Wi-Fi, компьютерные классы). При обучении используются инновационные педагогические технологии и технические средства обучения: компьютеры с доступом в сеть Интернет, сканеры, аудио- и видеотехника, мультимедийные проекторы и SmartBoards. Информационно-образовательные ресурсы представлены в виде: печатной продукции (учебники, методические рекомендации, книги, журналы, справочники); цифровые учебные материалы на сервере университета (курсы лекций, презентации, учебники); цифровые учебные материалы в сети Интернет; информация на сайте НГТУ (учебные планы, ФГОС, графики учебного процесса, расписание занятий, задания для самостоятельной работы, практики, учебно-методические рекомендации).
Практическое исследование. В НГТУ основными пользователями информационно-образовательной среды являются студенты и преподаватели. В октябре 2017 г.
нами был проведен анализ использования преподавателями и студентами гуманитарного факультета НГТУ информационно-образовательной среды в организации самостоятельной работы для выявления отношения преподавателей и студентов к возможностям информационно-образовательной среды университета в процессе организации самостоятельной работы. В анкетировании приняли участие 33 преподавателя и 160 студентов факультета гуманитарного образования НГТУ. Результаты опроса среди студентов показали, что для 78 % опрошенных самостоятельная работа является самостоятельной установкой временных рамок, целей, задач и контрольных точек в образовательном процессе, а преподаватель только оценивает уровень соответствия поставленной задачи и итогового результата. По мнению преподавателей, организация полного цикла самостоятельной работы заключается только в выполнении образовательных задач без участия преподавателя (47 %) либо преподаватель выполняет только оценивающую функцию (51 %). Выявлено, что подавляющее большинство преподавателей применяют информационно-образовательную среду НГТУ (54 %) и DiSpace (100 %) в процессе организации самостоятельной работы. При освоении языковых и неязыковых дисциплин такие информационно-образовательные среды, как электронный сайт НГТУ, DiSpace и Е-1ап^ востребованы у 85 % студентов в процессе их самостоятельной работы.
При ответе на вопрос об уровне сформи-рованности компетенций студентов НГТУ в области ИКТ применительно к ИОС, преподаватели отметили, что студенты достаточно часто используют ИКТ-ресурсы в процессе обучения (70 %), однако недостаточно используют их возможности. Следовательно, использование информационно-образовательной среды требует навыков как самостоятельной работы в целом, так и умений работать самосто-
ятельно в электронной виртуальной среде. Большинство студентов отметили, что уровень значимости ИОС на данном этапе недостаточен для современного процесса организации их самостоятельной работы. Среда требует интуитивно непонятных дополнительных усилий для реализации возможности получения ответов на вопросы (68 %), для нее характерна невозможность быстрого беспроблемного получения информации при удаленном либо дистанционном доступе (59 %) и сложный интерфейс операционной системы (53 %). Отмеченные недостатки ИОС затрудняют и замедляют процесс организации эффективной самостоятельной работы студентов. Однако частота использования этих ИОС позволила студентам также отметить преимущества, которые способствуют их самостоятельной работе, а именно: возможность легкой связи с преподавателем через средства дистанционного общения (68 %) и высокий уровень актуальной информации, получаемой из актуальной среды (50 %).
Анализ целей преподавателей в использовании информационно-образовательной среды для проведения внеаудиторных и аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов показывает, что эта среда:
- помогает изначально дать целостное представление о курсе, целях и задачах, которые предстоит выполнить, содержании и итоговых контролирующих мероприятиях, позволяет поделиться материалами, с которыми студенты могут работать самостоятельно;
- предоставляет возможность студентам выполнять тестовые задания, присылать преподавателю работы, которые хранятся в системе облачного хранилища, как и материалы по курсу;
- является удобной для использования, повышает эффективность учебного процесса, способствует качественной организации самостоятельной работы студентов;
- может быть применена как минимум в следующих случаях: работа тьютора со студентами, работа с электронным портфо-лио, выполнение онлайн-тестов; представляет собой удобное пространство для проведения текущего и итогового контроля.
Результаты показывают, что преподаватели отдали предпочтение применению ИОС на аудиторных лекциях (54 %) и практических занятиях (48 %). Во внеаудиторной работе при организации самостоятельной работы студентов преподаватели отметили хороший уровень значимости ИОС (52 %), который, по их мнению, необходим для самостоятельного обучения. При этом следует отметить недостаточный уровень владения преподавателями возможностями информационно-образовательной среды в организации самостоятельной работы студентов. Лишь 10 % преподавателей не отметили значительных недостатков использования ИОС в процессе организации самостоятельной работы студентов. Однако 90 % преподавателей выделили проблемы, которые возникают при использовании ИОС и внедрении среды в процесс организации самостоятельной работы. Условно можно разделить их на организационные, технические и методические. К организационным аспектам преподаватели отнесли недостаток времени для разработки системы самостоятельной работы студентов по дисциплине на базе ИОС. Технические проблемы содержали в себе трудности, возникающие при «импортировании» документов (связано с особенностями автоматического преобразования документов системой), адаптацией ИОС для мобильных устройств и системой аналитики результатов каждого пользователя в виде статистики, отсутствием офлайн-доступа и недостаточным количеством соответствующим образом оборудованных аудиторий для проведения работы с ИОС.
К методическим вопросам преподаватели отнесли недостаточную готовность
студентов к организации собственной самостоятельной деятельности в процессе работы с ИОС, так как многие из студентов ориентированы на традиционные формы обучения. Также подготовка материалов в ИОС является крайне сложным и трудоемким процессом. Неудобен и процесс проверки результатов самими студентами. Это выражается в том, что система, в случае неправильно выбранной опции, не информирует студента о правильном ответе. Соответственно, узнать, где именно допустил неточность, студент может лишь от преподавателя, при наличии компьютера в аудитории.
Результаты. Несмотря на существующие трудности и недостатки в использовании ИОС в процессе организации самостоятельной работы, преподаватели отметили необходимость создания ИОС с онлайн-курсами, предоставляющей студентам возможность автономного круглосуточного доступа к удаленным материалам (через загрузку для локального использования), анализа изучаемого материала, выполнения взаимооцениваемых заданий, участия в форумах; возможность выбора темпа работы; обеспечивающей наличие методических указаний для студентов и преподавателей, возможность объективно и быстро оценить знания студентов, возможность организации такого типа работы, который способствует росту автономии студента.
Исходя из результатов анкетирования, информационно-образовательная среда может способствовать организации самостоятельной работы студентов и образовательных возможностей, обучающихся в процессе профессиональной подготовки с помощью средств дистанционного обучения. Повышению результативности
процессов обучения способствует то, что у учащихся появляется больше возможностей выстраивать свое знание, задачи, цели и анализировать полученные результаты. Таким образом, мы можем сделать вывод, что ИОС обеспечивает доступ обучающегося к учебно-методической документации и образовательным ресурсам в режиме асинхронного взаимодействия участников образовательного процесса. Основополагающим критерием оценки качества ИОС является обеспечение образовательными возможностями всех участвующих субъектов образовательного процесса.
Итак, ИОС создает условия для организации самостоятельной работы студентов и может стимулировать активность и творческий потенциал обучающихся. ИОС предоставляет большие возможности в выборе студентами источников информации. Информационная среда вуза также позволяет актуализировать субъектный подход к получению знаний, обеспечивая взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Эффективное использование имеющегося в вузе или дополнительного программного обеспечения позволяет привлечь внимание к различным образовательным ресурсам и организовать доступ к ним в любом месте и в любое время. По нашему мнению, именно такая информационно-образовательная среда вуза, работа в которой построена на взаимодействии традиционных методик получения знаний с применением новых современных ИКТ, способна повлиять на повышение качества знаний, приобретенных студентами в процессе их самообразования и стимулировать развитие умений и навыков самостоятельной работы.
Библиографический список
1. Алексеев А. Н., Демкин В. П., Майер Г. В. низация, технология, качество: материалы Все-и др. Университетский комплекс как межреги- рос. науч.-метод. конф. - Новосибирск: НГТУ, ональная научно-образовательная система // 2001. - С. 10-13.
Открытое и дистанционное образование: орга- 2. Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Эле-
менты информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое дистанционное образование. - 2001 - №1 (3). - С. 42-45.
3. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1996. - 392 с.
4. Востриков А. С., Гужов В. И., Казанская О. В. Кадровое обеспечение информационно-образовательной среды // Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: материалы Всерос. науч-метод. конф. -Новосибирск: НГТУ, 2001. - С. 8-10.
5. Востриков А. С., Казанская О. В., Никитина Н. Ш. Региональный центр ресурсов открытого и дистанционного образования // Рабочие материалы к совещанию российских и европейских экспертов «Политика ОДО в Европейском Союзе и РФ». - TACIS Services D61A, EuropeanComission. - М., 2001. - С. 104-109.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 112-145.
7. Мирошникова Г. А. Самостоятельная работа студента - одно из звеньев становления студента как будущего специалиста // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2002. - № 17. - С. 95-99.
8. Назаров С. А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. - 2006. - Спецвып. № 2. -С. 69-71.
9. Педагогика: учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Академия, 1999. - 315 с.
10. Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании («ИТО-Ма-рий Эл-2009»): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 мая 2009 г., г. Йошкар-Ола [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.edu. ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (дата обращения: 10.10.2017).
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // Российская газета. - Федеральный выпуск № 5976. -2012. - 31 декабря. - С. 5-12.
12. Хуторской А. В. Педагогическая иннова-тика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 112 с.
13. Eric Ecoutin. The evolution of learning management technologies // The Newsletter of the PROMETEUS Network, 2010. - № 15. - P. 2-4.
Поступила в редакцию 11. 10. 2017
Dyatlova Yulia Olegovna
Graduate Student of the Foreign Languages Department for the Humanities of Novosibirsk State Technical University, juli.safonova@yandex.ru, Novosibirsk
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract. This article deals with the concept and structure of information educational environment of the University, its role in the organization of independent work of students. The main content of the research is the analysis of the results of a survey of teachers and students about the effectiveness of information educational environment as a means of organization of independent work of students. The article identifies a number of leading educational and technological principles for the organization of independent work in information educational environment. The article highlights the actual technologies of learning management, sets out organizational and methodological problems that arise for teachers in the process of organizing student work, and suggests ways of for their solution taking into account the trends of modern education and new functions of universities.
Keywords: information educational environment, information and communication technology, independent work of students, professional education.
References
1. Alekseev, A. N., Demkin, V. P., Mayer, G. V. 2001. University complex as the inter-regional scientific-educational system. Open and distance education: organization, technology, quality: materials of vseros. scientific.-method. conf. Novosibirsk: NSTU Publ., pp. 10-13 (In Russ.)
2. Afanasiev, Y. A., Kazanskaya, O. V., 2001. Elements of information learning environment in the NSTU. Open distance education, 1 (3), pp. 42-45 (In Russ.)
3. Brushlinskii, A. V., 1996. Subject: thinking, teaching, imagination. Selected psychological works. Moscow, Voronezh, pp. 2-23 (In Russ.)
4. Vostrikov, A. S., Guzhov, V. I., Kazanskaya, O. V., 2001. Staffing information educational environment. Open and distance education: organization, technology, quality. Novosibirsk: NSTU Publ., pp. 8-10 (In Russ.)
5. Vostrikov, A. S., Kazanskaya, O. V., Nikitina, N. Sh., 2001. Regional resource centre for open and distance education. Politics ODO in the European Union and the Russian Federation. TACIS Services D61A, European Comission. Moscow, pp. 104-109 (In Russ.)
6. Zimnyaya, I. A., 1997. Pedagogical psychology: Textbook. Rostov on Don: Phoenix Publ., pp. 112-145 (In Russ.)
7. Miroshnikova, A. G., 2002. Independent work of students - one of the stages of the formation of students as future specialists. Problems and prospects of education development in Russia, 17, pp. 95-99 (In Russ.)
8. Nazarov, S. A., 2006. Pedagogical modeling of the personal developing information and educational environment of the University. Scientific thought of Caucasus, 2, pp. 69-71 (In Russ.)
9. Pidkasistiy, P. I., ed., 1999. Pedagogy. Moscow, pp. 315 (In Russ.)
10. Trubitsyna, E. V., 2009. Two approaches to the definition of information educational environment. Application of information and communication technologies in education ("ITE-Mari El Repub-lic-2009"). Available at: http://ito.edu.ru/2009/Mari-yElM-0-13.html (accessed 10.10.2017). (In Russ.)
11. On education in Russian Federation. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ. Russian newspaper. Federal issue № 5976, 2012, 31 Dec., pp. 5-12 (In Russ.)
12. Khutorskoy, A. V., 2008. Pedagogical innovations: a manual for students in institutions. Moscow, pp. 112 (In Russ.)
13. Eric Ecoutin, 2010. The evolution of learning management technologies. The Newsletter of the PROMETEUS Network, 15, pp. 2-4.
Submitted 11.10.2017