УДК 378
Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Mustafinova A.A., teacher, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INFORMATION AND UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article defines the principles of construction of informational-educational environment in a university as an independent system, aimed at the development of creative activity of students with the use of new information technologies, with the use of the cloud technology and remote communication with students. The described approach gives a real positive effect in terms of the effectiveness of training, which is associated with time-saving training costs, and increases the level of self-education among the students. The principles of construction of informational-educational environment make it necessary to consider educational environment, on the one hand, as part of the traditional education system, and, on the other hand, as an independent system, aimed at the development of an active creative activity of students with the use of new information technologies.
Key words: information-educational environment, information technology, test, evaluation of quality of education.
Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
А.А. Мустафинова, ст. преподаватель, Чеченский государственный университет, г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье сформулированы принципы построения информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, информационно-образовательной среды, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий, с использованием облачных технологий и дистанционного общения со студенческой аудиторией, грамотное использование которых дает реальный положительный результат в смысле эффективности обучения, что сопряжено с экономией временных затрат на обучение, а также повышает уровень самообразования студентов. Принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационных технологий, тестирование, оценка качества обучения.
Построение ИОС на основе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения.
В основу построения этих информационно-образовательных сред положен принцип модульности, предполагающий представление отдельного курса как законченного модуля в узкой предметной области не связанного с другими курсами, справочными материалами и т. д. Такой подход к построению информационно-образовательных сред, по всей видимости, обусловлен дидактическими традициями западной системы образования, основанной на стандартизации не только образовательной программы, но и всех ее составляющих и имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинствами такого подхода являются: простота проектирования и построения информационно-образовательной среды, как совокупности дисциплин образовательной программы; сравнительно несложная организация учебного процесса; распреде-лённость информационно-образовательной среды, трактуемая как возможность использования стандартизованных курсов, подготовленных разными образовательными организациями.
К недостаткам такого подхода можно отнести: противоречивость между интегральностью системы знаний в рамках образовательной программы, заключающейся в междисциплинарных связях и базирующейся на дополнительных учебных материалах, детализирующих и углубляющих отдельные разделы дисциплины и попыткой представления ее в виде системы не взаимосвязанных модулей; субъективизм автора, присутствующий при подготовке курсов в плане использования терминологии, обозначений и пр.; необходимость поиска дополнительных источников информации для углубления знаний по дисциплине; отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество модулей не способствует обобщениям); отсутствие логики причинно-следственных связей в образовательной программе; сложность адаптации
в российскую образовательную систему, ориентированную на подготовку специалистов широкого профиля; разрыв между процессом обучения и традициями научных и научно-педагогических школ.
В то же время процесс обучения с использованием информационно - образовательных сред наследует и основные элементы модели традиционной системы образования, такие как лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, контрольные задания и пр.
Анализ составляющих некоторой обобщенной существующей модели ИОС, позволяет выявить следующие особенности: отсутствие единого интерфейса между ИОС и обучающимся, что затрудняет использование ИОС в процессе обучения; отсутствие дифференцированной системы навигации в курсе, учитывающей различные способы передвижения при изучении курса, повторении материала, а также при подготовке к экзаменам; лабораторные практикумы носят демонстрационный характер, не требующий творческого участия обучающегося в процессе проведения экспериментов; отсутствие стратегии использования наукоемкого программного обеспечения: несмотря на декларируемое использование в процессе обучения метода проектов, являющегося аналогом курсового проектирования в традиционной образовательной системе, отсутствуют примеры его использования, даже на уровне постановки задач; хорошо продумана и доведена до стандарта система тестового контроля, однако примеры ее использования встречаются крайне редко и фрагментарно.
Введём определение ИОС как информационной системы, объединяющей посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов.
Анализ достоинств и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в на-
стоящее время информационно-образовательные среды: многокомпонентное^; интегральность; распределенность; адаптивность.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий. В отличие от известных подходов, основой разработанной ИОС, является дисциплинарное ядро, представляющее полный спектр дисциплин соответствующей специальности, который оговорен федеральным государственным образовательным стандартом. Именно специальность, по которой проводится обучение, является тем информационно-образовательным продуктом, который востребован обществом. Известные ранее предпринятые попытки фрагментарно решить вопрос за счет построения некоторой образовательной среды на базе одной или нескольких дисциплин не приводили к успеху, поскольку при этом разработка оказывалась инородным телом в традиционной образовательной среде. Кроме дисциплинарного ядра в ИОС входят информационно-справочная база, интерактивные компоненты поддержки учебного процесса, а также блок сопровождения и администрирования учебного процесса. Дисциплинарное ядро представляет собой большой гипертекстовый документ, связывающий в единое целое основную информацию по отдельным дисциплинам, который представляет завершенный продукт, как с позиций содержательной и информационной цельности, так и с позиций рынка.
Таким завершенным продуктом в зависимости от поставленной задачи могут быть: образовательный стандарт, комплекс специальных и общеинженерных дисциплин, комплекс дисциплин, составляющих единое информационное поле, отдельные дисциплины. Каждая дисциплина, входящая в дисциплинарное ядро разрабатывается на основе соответствующих лекционных курсов.
Тестирование. Одной из важнейших форм оценки качества подготовкиспециалиста яетюетсятестировсние. Присоставсе-нии вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:
• вввпеосеволжвабипъ лсново1саъена толькоодне мысль;
• мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана, с одной стороны сжато и полно;
• вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;
• вопрос по трудности должен быть доступен студенту, а по содержанию - соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;
• при формулировании вопросов и ответов к ним следует исключать намеки и подсказки к правильным ответам;
• задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования;
• при тестировании следует предупреждать студента, ограниченное или неограниченное время дается для работы над тестом;
• следует предупредить студентов, что после каждого использования теста его структура пересматривается, поэтому нет смысла сохранять ключ ответов на будущее.
Организация учебного процесса. Важной задачей, требующей решения при создании ИОС, является задача организации учебного процесса. Разрабатываемая ИОС позволяет реализовать три модели учебного процесса:
1. Либеральную - когда обучаемому или группе открывается доступ ко всем или части учебных материалов по специальности, они снабжаются методическими рекомендациями - как изучать материалы дисциплин и графиком учебного процесса.
2. Консервативную - когда обучаемому или группе, учебные материалы выдаются строго дозировано в соответствии с графиком учебного процесса.
3. Адаптивную - учитывающую индивидуальные особенности обучаемого, когда он учится по индивидуальному графику, учитывающему степень его подготовленности, скорость усвоения материала и т.д.
Каждая из трех моделей имеет свои преимущества и недо-статки.Так,либеральная модель, с тоткизрения технической реализации, является самой простой. Она наравне с консерва-ривнол,гюзвьляет оабттмть с гриппоймбучаемых.чть является немаловажным не только для работы преподавателя, но и обучаемых.
ОеоТым преймущесевлмвраОоте с ткадимилескоьгруп-пы пользуется Google Диск, который является бесплатным хра-
Рис.1. Недавние документы, загруженные на «Мой диск»
нилищем для учебных и прочих файлов (фотографии, видео и документы) как представлено на рисунке 1, доступ к которым возможен с любого мобильного устройства или компьютера. Преподаватель имеет возможность открыть студентам доступ к определенным учебным материалам на конкретное время, в течении которого они решают задания, а затем закрыть его, что позволяет организовать дистанционное обучение и контроль знаний. Использование Google Диск в вопросах составления отчетности образовательных подразделений также является незаменимым средством, поскольку допускает возможность совместной работы над документами, независимо от того где находится пользователь. Как известно, Google Диск предоставляет бесплатно 15 Гб свободного места для хранения данных, однако, с октября 2014 г. Google инициировала новый проект - «Google Drive for Education», в рамках которого всем обучающимся в учебных заведениях, пользующихся продуктами Google Apps for Education, предоставляется неограниченный доступ к облачному сервису. Как и полагается, в рамках постро-
Библиографический список
ения ИОС вопрос наличия интернета в учебном заведении считается решенным и тогда использование возможностей Google Drive с легкостью снимает проблему замены бумажных учебников, рабочих тетрадей и конспектов преподавателей и студентов на электронные учебные материалы, доступ к которым возможен в любом месте и с любого устройства. Использование элементов или полного дисциплинарного ядра, представляющего собой электронный комплект содержания образования по отдельным дисциплинам в Google Диск, расширит возможности разработанной информационно-образовательной среды учебного заведения.
Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды.
1. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2003.
2. Вазкаева С.С., Мурадова П.Р, Садулаева Б.С. Информационно-образовательная среда как фактор эффективности в обучении бакалавров педагогических вузов. Математика. Компьютер. Образование: тезисы доклада к XXII Международной конференции, г. Пущино, 2015.
References
1. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2003.
2. Vazkaeva S.S., Muradova P.R., Sadulaeva B.S. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor 'effektivnosti v obuchenii bakalavrov pedagogicheskih vuzov. Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie: tezisy doklada k XHII Mezhdunarodnoj konferencii, g. Puschino, 2015.
Статья поступила в редакцию 09.12.16
УДК 316.482:323.1
Skvortsova Yu.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF TODAY'S TENDENCIES OF FORMATION OF STUDENTS' INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE. The article examines causes of ethnic conflicts, considers the roles of various ethnic groups in the processes of formation of cross-ethnical communication culture. The author regards the causes of instability in interethnic relations in several Russian regions with small percentage of Russian population (the Republic of Tatarstan, the Republic of Sakha (Yakutia), the Chechen Republic), involves the scientific papers aimed at determining ways of formation of intercultural tolerance. The author discuses the causes of ethnic intolerance among the youth, defines the most effective measures to form interethnic communication culture, such as cultural events like ethnic celebration, ethnic festivals, youth forums, etc.
Key words: formation of interethnic communication culture, students, intercultural communications, international relations, academic multicultural environment, ethnic conflict.
Ю.А. Скворцова, преподаватель Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье затрагиваются причины межнациональных конфликтов и рассматривается роль различных этносов в формировании культуры межнационального общения. На основе анализа работ ряда исследователей, направленных на выявление путей формирования межкультурной толерантности, рассматриваются причины межнациональной нестабильности в регионах, с незначительным в процентном соотношении количеством русских, определяются причины возникновения национальной нетерпимости в молодёжной среде. В статье определяются наиболее эффективные меры формирования культуры межнационального общения, среди которых значительное место занимают мероприятия социально-культурной направленности - фестивали, национальные праздники, молодёжные форумы и др.
Ключевые слова: формирование культуры межнационального общения, студенческая молодёжь, межкультурные коммуникации, межнациональные отношения, поликультурная среда вуза, межнациональный конфликт.
На фоне политических событий последних лет в обществе складывается напряженная ситуация в сфере межнациональных отношений. В мире наблюдается значительное увеличение конфликтов на национальной и религиозной почве, многие из которых выходят за рамки мелких межличностных распрей и недопонимания. И это влечет за собой очень серьезные последствия, в том числе и для людей, не имеющих прямого отношения к причинам конфликтов. Из-за террористической угрозы за последние двадцать пять лет выросло настороженное отношение к представителям арабских стран, Северного Кавказа, стран Северной Африки некоторых других государств Ближнего Востока.
Наряду со многими странами Европы, Россия не стоит в стороне от проблем в области культуры межнационального общения. По политическим причинам в нашей стране так же возникают случаи конфликтов с представителями Украины, некоторых стран Европы, стран Балтии. При этом подобная напряжённость зачастую распространяется и по отношению к выходцам из этих мест, но проживающим в данное время на другой территории. И нередкими являются случаи возникновения конфликтов между местными жителями и представителями вышеперечисленных стран на национальной или религиозной почве. По этой причине в последние годы резко возрос интерес