Научная статья на тему 'Анализ современных тенденций формирования культуры межнационального общения студенческой молодёжи'

Анализ современных тенденций формирования культуры межнационального общения студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / FORMATION OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENTS / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ACADEMIC MULTICULTURAL ENVIRONMENT / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ETHNIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Ю. А.

В статье затрагиваются причины межнациональных конфликтов и рассматривается роль различных этносов в формировании культуры межнационального общения. На основе анализа работ ряда исследователей, направленных на выявление путей формирования межкультурной толерантности, рассматриваются причины межнациональной нестабильности в регионах, с незначительным в процентном соотношении количеством русских, определяются причины возникновения национальной нетерпимости в молодёжной среде. В статье определяются наиболее эффективные меры формирования культуры межнационального общения, среди которых значительное место занимают мероприятия социально-культурной направленности фестивали, национальные праздники, молодёжные форумы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF TODAY’S TENDENCIES OF FORMATION OF STUDENTS’ INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE

The article examines causes of ethnic conflicts, considers the roles of various ethnic groups in the processes of formation of cross-ethnical communication culture. The author regards the causes of instability in interethnic relations in several Russian regions with small percentage of Russian population (the Republic of Tatarstan, the Republic of Sakha (Yakutia), the Chechen Republic), involves the scientific papers aimed at determining ways of formation of intercultural tolerance. The author discuses the causes of ethnic intolerance among the youth, defines the most effective measures to form interethnic communication culture, such as cultural events like ethnic celebration, ethnic festivals, youth forums, etc.

Текст научной работы на тему «Анализ современных тенденций формирования культуры межнационального общения студенческой молодёжи»

нилищем для учебных и прочих файлов (фотографии, видео и документы) как представлено на рисунке 1, доступ к которым возможен с любого мобильного устройства или компьютера. Преподаватель имеет возможность открыть студентам доступ к определенным учебным материалам на конкретное время, в течении которого они решают задания, а затем закрыть его, что позволяет организовать дистанционное обучение и контроль знаний. Использование Google Диск в вопросах составления отчетности образовательных подразделений также является незаменимым средством, поскольку допускает возможность совместной работы над документами, независимо от того где находится пользователь. Как известно, Google Диск предоставляет бесплатно 15 Гб свободного места для хранения данных, однако, с октября 2014 г. Google инициировала новый проект - «Google Drive for Education», в рамках которого всем обучающимся в учебных заведениях, пользующихся продуктами Google Apps for Education, предоставляется неограниченный доступ к облачному сервису. Как и полагается, в рамках постро-

Библиографический список

ения ИОС вопрос наличия интернета в учебном заведении считается решенным и тогда использование возможностей Google Drive с легкостью снимает проблему замены бумажных учебников, рабочих тетрадей и конспектов преподавателей и студентов на электронные учебные материалы, доступ к которым возможен в любом месте и с любого устройства. Использование элементов или полного дисциплинарного ядра, представляющего собой электронный комплект содержания образования по отдельным дисциплинам в Google Диск, расширит возможности разработанной информационно-образовательной среды учебного заведения.

Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды.

1. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2003.

2. Вазкаева С.С., Мурадова П.Р, Садулаева Б.С. Информационно-образовательная среда как фактор эффективности в обучении бакалавров педагогических вузов. Математика. Компьютер. Образование: тезисы доклада к XXII Международной конференции, г. Пущино, 2015.

References

1. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2003.

2. Vazkaeva S.S., Muradova P.R., Sadulaeva B.S. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor 'effektivnosti v obuchenii bakalavrov pedagogicheskih vuzov. Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie: tezisy doklada k XHII Mezhdunarodnoj konferencii, g. Puschino, 2015.

Статья поступила в редакцию 09.12.16

УДК 316.482:323.1

Skvortsova Yu.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE ANALYSIS OF TODAY'S TENDENCIES OF FORMATION OF STUDENTS' INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE. The article examines causes of ethnic conflicts, considers the roles of various ethnic groups in the processes of formation of cross-ethnical communication culture. The author regards the causes of instability in interethnic relations in several Russian regions with small percentage of Russian population (the Republic of Tatarstan, the Republic of Sakha (Yakutia), the Chechen Republic), involves the scientific papers aimed at determining ways of formation of intercultural tolerance. The author discuses the causes of ethnic intolerance among the youth, defines the most effective measures to form interethnic communication culture, such as cultural events like ethnic celebration, ethnic festivals, youth forums, etc.

Key words: formation of interethnic communication culture, students, intercultural communications, international relations, academic multicultural environment, ethnic conflict.

Ю.А. Скворцова, преподаватель Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье затрагиваются причины межнациональных конфликтов и рассматривается роль различных этносов в формировании культуры межнационального общения. На основе анализа работ ряда исследователей, направленных на выявление путей формирования межкультурной толерантности, рассматриваются причины межнациональной нестабильности в регионах, с незначительным в процентном соотношении количеством русских, определяются причины возникновения национальной нетерпимости в молодёжной среде. В статье определяются наиболее эффективные меры формирования культуры межнационального общения, среди которых значительное место занимают мероприятия социально-культурной направленности - фестивали, национальные праздники, молодёжные форумы и др.

Ключевые слова: формирование культуры межнационального общения, студенческая молодёжь, межкультурные коммуникации, межнациональные отношения, поликультурная среда вуза, межнациональный конфликт.

На фоне политических событий последних лет в обществе складывается напряженная ситуация в сфере межнациональных отношений. В мире наблюдается значительное увеличение конфликтов на национальной и религиозной почве, многие из которых выходят за рамки мелких межличностных распрей и недопонимания. И это влечет за собой очень серьезные последствия, в том числе и для людей, не имеющих прямого отношения к причинам конфликтов. Из-за террористической угрозы за последние двадцать пять лет выросло настороженное отношение к представителям арабских стран, Северного Кавказа, стран Северной Африки некоторых других государств Ближнего Востока.

Наряду со многими странами Европы, Россия не стоит в стороне от проблем в области культуры межнационального общения. По политическим причинам в нашей стране так же возникают случаи конфликтов с представителями Украины, некоторых стран Европы, стран Балтии. При этом подобная напряжённость зачастую распространяется и по отношению к выходцам из этих мест, но проживающим в данное время на другой территории. И нередкими являются случаи возникновения конфликтов между местными жителями и представителями вышеперечисленных стран на национальной или религиозной почве. По этой причине в последние годы резко возрос интерес

к формированию культуры межнационального общения на разных уровнях.

Россия на протяжении всей своей более чем тысячелетней истории была многонациональной, многокультурной, многоязычной. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских [1]. Знаменитые имена, прославившие Россию, достаточно четко отражают её богатую многонациональную историю: «рядом с Андреем Рублевым стоит Феофан Грек, рядом с Бармой и Постником - Аристотель Фиораванти, рядом с Баженовым и Казаковым - Карл Росси, рядом с Иваном Тургеневым и Львом Толстым - Николай Гоголь, рядом с Александром Ивановым и Ильей Репиным - Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Валерием Брюсовым и Мариной Цветаевой - Борис Пастернак и Осип Мандельштам, рядом с Дмитрием Кабалевским и Сергеем Прокофьевым - Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке, рядом с Константином Станиславским и Всеволодом Пудовкиным - Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн» [1]. На сегодняшний день русская культура не просто сотрудничает с другими культурами, она вплетает их в себя, тем самым обогащаясь, но при этом оставаясь самобытной и уникальной.

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России - её богатство, и, в известной мере, фактор ее национальной безопасности. На территории современной России проживает более 190 народов [2], на мирное, гармоничное сосуществование которых и направлены современные тенденции формирования культуры межнационального общения. Особенное внимание в этом вопросе направлено на процесс воспитания подростков и молодёжи - как групп, наиболее восприимчивых к колебаниям общественного мнения. В данной работе проанализируем современные подходы к формированию культуры межнационального общения студенческой молодёжи в вузах нашей страны.

Изучив некоторый опыт работы вузов в этом направлении, мы пришли к выводу, что наибольшее внимание вопросу формирования культуры межнационального общения студенческой молодёжи уделяется в национально-территориальных субъектах РФ, в составе которых русское население занимает второе место по численности, при этом в целом по России по данным последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, процентное соотношение русского населения составило около 80% от общего числа национальностей [3].

Одним из лидирующих регионов по концентрации внимания к этой проблеме является Республика Татарстан. Об этом свидетельствует большое количество научно-практических конференций и форумов, посвященных проблеме межнациональных и межкультурных коммуникаций, обилие научно-исследовательских работ и диссертаций на эту тему, множество различных программ, направленных на содействие в формировании культуры межнационального общения молодёжи. Так, профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор педагогических наук Надежда Григорьевна Маркова, уделяет большое внимание этому вопросу в своей докторской диссертации на тему: «Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза». По ее мнению, причиной растущей национальной нетерпимости в студенческой среде является «наличие таких деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, как нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм» [4, с. 4 - 5]. В качестве мер, направленных на снижение градуса межнациональной нетерпимости, в работе Н.Г. Марковой стоит отметить следующие:

1) создание лояльного поликультурного образовательного пространства, в рамках которого будет происходить этнопсихологическое, этнопедагогическое и этносоциальное просвещение студентов;

2) стимулирование готовности студентов к конструктивным межнациональным отношениям, создание при этом благоприятного этнопсихологического климата, способствующего продуктивности общения;

3) включение студенческой молодёжи в активное межкультурное взаимодействие с целью формирования значимых личностных качеств.

Таким образом, большое внимание в работе Н.Г. Марковой уделяется именно образовательному компоненту, созданию положительного этнопсихологического климата, который будет способствовать конструктивному межкультурному диалогу.

В отличие от густонаселенной Республики Татарстан, Республика Саха (Якутия), несмотря на свою обширную территорию, населена слабо, в основном, по причине расположения части территории за границей Северного полярного круга. Тем не менее проблеме межнационального общения здесь уделяется большое внимание. Так, согласно исследованиям кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) Елены Анатольевны Ерохиной, основной этнической проблемой студентов этого региона является «относительно невысокая значимость гражданского патриотизма в отношении России у русских студентов, в сравнении со сверстниками - саха, в той поддержке, которую власти Республики Саха оказывают студенческой молодёжи. На эту помощь в большей мере рассчитывают студенты титульной национальности. На их стороне - ресурс суверенизации и многочисленные родственные связи в городах и улусах республики. Свободное владение ими якутским и русским языком, рекрутирование элит по земляческому и родственному принципу - вот преимущества, которыми располагают студенты - саха в перспективе конкуренции за рабочие места с русскими сверстниками. Русские же студенты в Якутии должны рассчитывать, в первую очередь, на собственные силы и возможности своих родителей и родственников, в том числе и за пределами республики» [5, с. 118].

Основной задачей на пути формирования культуры межнационального общения в студенческой среде Республики Саха (Якутия), по мнению исследователя, является задача акцентирования внимания представителей разных национальностей на том, что их объединяет, а не на том, чем они отличаются. При этом упор делается на организацию свободного неформального, позитивного и игрового общения в многонациональных группах.

Еще одним регионом с углубленным интересом к проблеме формирования культуры межнационального общения молодёжи является Республика Чечня. На основании диссертационной работы кандидата социологических наук Ханифы Лячиевны Наль-гиевой сделаем выводы, что одной из наиболее значительных этнических проблем в среде молодёжи этого региона является проблема агрессии и низкого уровня толерантности между представителями разных национальностей и религий. Говоря о проблеме, исследователь делает акцент на следующем: «Сегодня одним из регионов напряженности в мире является Россия, а Чечня, как точка пересечения экономических, культурных, этнических и геополитических проблем, является таким же носителем напряженности и опасности на Кавказе. В силу вышесказанного приходит понимание того, что проблема толерантности (мера толерантности - агрессии) является архиактуальной в России, и особенно в Чечне» [6, с. 3].

Основными и наиболее эффективными мерами, направленными на решение этой проблемы, являются меры по активному знакомству культур, соседствующих в регионе, посредством организации большого количества национальных и межнациональных студенческих фестивалей, проведения традиционных праздников разных народностей, проживающих на территории Республики. Национальные культурные мероприятия в регионе занимают одно из главенствующих мест среди организации массового досуга населения. Таким образом, знакомство студенческой молодёжи с различными культурами, традициями, обычаями проходит в неформальной, дружелюбной, праздничной атмосфере, способствующей позитивному общению представителей различных народностей и обогащению знаний о той или иной культуре. Автор также отмечает, что привлечение студентов к участию в подобных мероприятиях позволяет активной молодёжи выплеснуть свою энергию в мирное русло, при этом заявить о себе и своей культуре окружающим.

К рассмотрению в нашей работе были приняты исследования, касающиеся формирования культуры межнационального

общения студенческой молодёжи в трех наиболее знаковых, на наш взгляд, регионах нашей страны. Это опыт густонаселенной, близкой к центру и активно развивающейся Республики Татарстан, слабозаселённой и северной Республики Саха (Якутия) и южного региона с очень непростой историей - Республики Чечня. Таким образом, рассмотрев опыт формирования культуры межнационального общения этих регионов, приходим к выводу, что основными современными тенденциями преодоления этноцентризма и национальной ограниченности молодёжи (что, зачастую, и становится основными причинами конфликтов на национальной почве) является следующий комплекс мер:

1. Углубление знаний молодёжи о своей собственной истории, культуре, традициях и обычаях.

2. Акцентирование внимания на том, что объединяет представителей разных национальностей, а не на том, чем они отличаются друг от друга.

Библиографический список

3. Организация неформального, свободного, позитивного досугового общения студентов разных национальностей в одной группе.

4. Организация и проведение национальных и межнациональных фестивалей, во время которых происходит знакомство молодёжи с другой культурой, с традициями и обычаями других народов, с их кухней и традиционной одеждой, с творчеством выдающихся представителей разных национальностей.

5. Организация молодёжных форумов, съездов и саммитов, посвященных проблеме формирования культуры межнационального общения. Стимулирование студенческой активности в поиске новых идей, помогающих в решении этой проблемы.

Этот комплекс мер, на наш взгляд, является универсальным и позволяет наиболее эффективно вести работу по формированию культуры межнационального общения студенческой молодёжи.

1. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-rossiya.php?PrPage=VT

2. Население России за 100 лет (1897 - 1997). России. Москва, 1998.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612.htm.

4. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза. Диссертация ... доктора педагогических наук. Казань, 2010.

5. Ерохина Е.А. Этничность и межэтнические взаимодействия как факторы социокультурной и геополитической интеграции: теоретико-методологический анализ. Социологические исследования. 2009; 3: 115 - 120.

6. Нальгиева Х.Л. Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (социокультурный анализ). Диссертация ... доктора педагогических наук. Майкоп, 2004.

References

1. Leont'ev A.A. Rossiya: mnogokul'turnost'i tolerantnost'. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-rossiya.php?PrPage=VT

2. Naselenie Rossiiza 100 let (1897 - 1997). Rossii. Moskva, 1998.

3. Itogi Vserossijskojperepisi naseleniya 2010 g. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

4. Markova N.G. Formirovanie kul'turymezhnacional'nyh otnoshenijstudentov vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve vuza. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2010.

5. Erohina E.A. 'Etnichnost' i mezh'etnicheskie vzaimodejstviya kak faktory sociokul'turnoj i geopoliticheskoj integracii: teoretiko-metodologicheskij analiz. Sociologicheskie issledovaniya. 2009; 3: 115 - 120.

6. Nal'gieva H.L. Tolerantnost' kak uslovie social'noj stabil'nosti v Chechenskoj Respublike (sociokul'turnyj analiz). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.

Статья поступила в редакцию 22.11.16

УДК 378

Anufrieva Yu.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State University of Communication Line, Recognised

teacher of University of the West Scotland (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

TUDYING OF VALUABLE ORIENTATIONS IN SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION. The article shares results of the research for several years of values and valuable orientation of pupils at high school, their motivation of the choice of future professional activity. The work provides positive and undesirable features of forming of professional and valuable orientations of schoolchildren. The author pays attention to the main components of values and valuable orientations in the system of school education for the purpose of further successful professional and valuable self-determination of youth. The research is conducted with the use of a well-known technique in the sphere of the research of valuable orientations and vital meanings of the personality by M. Rokeach. Complexity and specifics of the values constituting the test requires judgment and enhancement, however application of this technique gives the chance to receive high precision of reliability of the received results and can be applied in case of psychodiagnostics and the choice of tools, when studying values and valuable orientations of the personality.

Key words: values, valuable orientations, research methods, social, axiological and creative potential, system of continuous education.

Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. экономики транспорта, ФГБОУ ВО СГУПС, признанный преподаватель

университета Западной Шотландии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты исследований за несколько лет ценностей и ценностных ориентации учащихся старших классов, их мотивации выбора будущей профессиональной деятельности. В статье представлены положительные и нежелательные особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций учащихся старших классов. Обращается внимание на основные компоненты ценностей и ценностных ориентаций в системе школьного образования с целью дальнейшего успешного профессионально-ценностного самоопределения молодёжи. Исследование проведено с использованием известной методики в сфере исследования ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности - методика М. Рокича. Безусловно, сложность и специфика составляющих тест ценностей требует осмысления и совершенствования, однако применение этой методики дает возможность получить высокую достоверность полученных результатов и может применяться при психодиагностике и выборе инструментария при изучении ценностей и ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методы исследования, социальный, аксиологический и творческий потенциал, система непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.