УДК 378.14
Садулаева Билянт Султановна
Sadulaeva Bilyant Sultanovna
доцент кафедры прикладной математики и механики
Чеченского государственного университета
Мурадова Пия Рамзановна
ассистент кафедры информационных технологий и прикладной информатики Чеченского государственного педагогического университета
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
Assistant Professor, Applied Mathematics and Mechanics Department, Chechen State Pedagogical University
Muradova Piya Ramzanovna
Assistant, Information Technologies and Applied Informatics Department, Chechen State Pedagogical University
INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AS A FACTOR OF EFFICIENCY IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGEMENT
Аннотация:
В статье рассматривается роль информационно-образовательной среды в процессе управления учебными заведениями. Описана разрабатываемая авторами информационная система управления вузом, включающая в себя электронный журнал успеваемости студентов, электронные модели учебников с полным педагогическим мониторингом, психологический мониторинг студентов, мониторинг здоровья, электронный документооборот, а также автоматизированные рабочие места руководителей. Аргументирована необходимость развития ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
информационная система управления вузом, ИКТ-компетентность, информационно-образовательная среда, современные информационные технологии.
Summary:
The article describes the role of information and education environment in the process of educational institution management. The authors describe a developed information system of university management that includes online progress report, e-textbooks with total pedagogical monitoring, psychological monitoring of students, health monitoring, electronic document accounting, as well as computerized workstation of managers. The authors argue the need for development of ICT competence of educational process participants.
Keywords:
information system of university management, ICT competence, informational and educational environment, modern information technologies.
Проблема повышения эффективности организации учебного процесса в условиях автоматизации систем управления требует высокой информационно-коммуникативной компетентности (ИКТ-компетентности) участников образовательного процесса. Данная проблема относится к приоритетным направлениям государственной политики РФ и потому требует глубокого и осмысленного решения.
Автоматизация систем управления предполагает наличие информационно-образовательной среды (ИОС) организации, которая представляет собой системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса. Информационно-образовательная среда как многоаспектная социально-психологическая система предоставляет необходимые психолого-педагогические условия, современные технологии обучения и учебно-методические средства обучения, разработанные с использованием современных информационных технологий [1].
Высшие учебные заведения современного информационного общества непременно должны внедрять новейшие информационные коммуникации, передовые компьютерные технологии, интернет не только в образовательный процесс, но и в процесс управления учебным заведением [2].
Нужно отметить, что применение компьютеров будет эффективным в том случае, если оно будет опираться на автоматизированные информационные базы (и большей частью не на базы данных, а на базы знаний). Это означает, что компьютер из «большого справочника» превращается в активного участника (организатора) учебного процесса. То есть компьютер сам, без вмешательства человека может сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.
Для выполнения подобной задачи необходимо ввести в базу знаний достаточный объем информации для решения поставленных задач.
Авторами статьи предлагается идея максимально возможной управляемости работы вуза посредством автоматизации систем управления, в которую включены студенты, преподаватели и все структуры вуза.
Информационная система управления вузом, образованная в рамках ИОС вуза, направлена на сбор данных по:
- учебному процессу;
- успеваемости;
- числу зачисленных;
- числу обучающихся;
- числу отчисленных;
- научной деятельности;
- хозяйственной части;
- финансово-экономической части и пр.
Такой подход позволяет контролировать уровень качества образования в вузе, вести мониторинг финансово-экономического и хозяйственного комплексов вуза, планировать и отслеживать научные достижения вуза, проводить оценку организации учебного процесса, а также уровня преподавания дисциплин.
Актуальной в данном направлении является разрабатываемая авторами информационная система (ИС) управления вузом, включающая в себя электронный журнал успеваемости студентов, электронные модели учебников с полным педагогическим мониторингом, психологический мониторинг студентов, мониторинг здоровья, электронный документооборот, а также автоматизированные рабочие места руководителя вуза, начальников структурных подразделений, деканов факультетов.
В условиях перехода на модульное обучение в вузе особую значимость обретают электронные учебно-методические комплексы, которые должны храниться на учебных порталах вуза и быть доступными как для преподавателей, так и для студентов. Электронные учебно-методические комплексы помогут студентам выбрать образовательную траекторию, использовать возможности включенного образования, сетевого обучения [3].
В рамках информатизации вуза актуальна модульно-рейтинговая система контроля знаний студентов, которая автоматизирует многие процессы обучения и исключает возможность субъективного подхода к студенту со стороны преподавателя, снижает уровень коррупции в вузе.
К основным характеристикам разрабатываемой информационной системы управления вузом можно отнести следующие:
1. Многозадачность - в рамках единой информационно-образовательной среды вуза ИС решает задачи различного характера и уровня.
2. Структурность системы - информационная система управления вузом позволяет проводить гибкую настройку путем распределения функций среди рабочих мест организаторов учебного процесса.
3. Целостность системы - ИС позволяет организаторам образовательного процесса создавать полный комплект документов по различным направлениям деятельности вуза.
4. Открытость системы - в любое время можно подключить или добавить к системе нужную структурную единицу или отдельное автоматизированное рабочее место [4].
Как было отмечено выше, разработка и внедрение разрабатываемой информационной системы управления вузом имеют смысл в том и только в том случае, если информационная компетентность участников организации учебного процесса будет соответствовать должному уровню. С этого ракурса обозрима важность повышения ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса в вузе. Для этого должны быть организованы семинары, факультетские занятия, курсы повышения квалификации, мероприятия по переподготовке кадров, разработаны образовательные программы, привлечены сторонние лекторы с их собственными программами и т. д.
Очевидно, что эти мероприятия потребуют немалых финансовых вложений. Однако нужно помнить, что самые дорогостоящие, новейшие информационные технологии не представляют никакой ценности при отсутствии грамотных пользователей.
В заключение следует сказать, что разрабатываемая авторами информационная система управления вузом позволит повысить качество образования за счет того, что будет совершенствоваться процесс планирования и контроля деятельности вуза по всем направлениям, постоянный мониторинг повысит прозрачность проводимых научных, учебно-методических, финансово-экономических мероприятий вуза.
Ссылки:
1. Садулаева Б.С., Садулаева Р.С. Проектирование информационно-образовательной среды вуза // Новая наука. Стратегии и вектор развития : междунар. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (19 сентября 2015 г.). Стерлитамак, 2015. С. 21-27.
2. Андреева А.В., Максимова Н.А. Проблемы формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Информатика и образование. 2012. № 8. С. 90-91.
3. Садулаева Б.С., Турпалова М.С. Развитие информационной культуры будущих бакалавров информатики // Новая наука: опыт, традиции, инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24 октября 2015 г.). Стерлитамак, 2015. Ч. 1. С. 112-115.
4. Андреева А.В. Влияние информационно-образовательной среды вуза на формирование информационной компетентности у студентов // Россия и Европа: Образование: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (15 февраля 2012 г.). Прага, 2015. С. 36-38.
References:
1. Sadulaeva, BS & Sadulaeva, RS 2015, Design of the information-educational environment of high school: Intern. periodic. ed. on the basis of the Intern. scientific-practical. Conf. "The new science. Strategy and vector of development"(19 September 2015), Sterlitamak, pp. 21-27.
2. Andreeva, AV & Maksimova, NA 2012, 'Issues of formation of educational environment of the institution', Computer science and education, no. 8, pp. 90-91.
3. Sadulaeva, BS & Turpalova, MS 2015, Development of information culture of the future of computer science bachelor: Materials Intern. scientific-practical. Conf. "The new science: experience, tradition, innovation" (24 October 2015), Sterlitamak, part 1, pp. 112-115.
4. Andreeva, AV 2015, 'Influence of the information-educational environment of high school on formation of information competence of students', Russia and Europe: Education: Tradition and Innovation: Proceedings of VIII International conference. scientific-practical. Conf. (15 February 2012), Praga, pp. 36-38.