Научная статья на тему 'Требования к учителю информатики в условиях информационнообразовательной среды школы'

Требования к учителю информатики в условиях информационнообразовательной среды школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / INFORMATICS TEACHER / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАТИКИ / INFORMATICS CONTENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Б.С., Юсупова Л.В.

В статье рассматриваются требования к учителю информатики, к его информационной компетентности и системе подготовки будущих учителей информатики. Эти требования обусловлены развитием содержания научной отрасли информатики и школьного курса информатики с одной стороны и развитием информационно-образовательной среды образовательной организации, которая предоставляет возможности для использования новых средств, методов и организационных форм обучения, с другой стороны. К изменению роли учителя в образовательном процессе приводит внедрение дистанционной формы обучения, где основные функции учителя организация обучения, создание условий для успешной самостоятельной образовательной деятельности учащегося, его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса и с информационно-образовательной средой, обеспечивающей реализацию дистанционных образовательных технологий. На смену прямого управления образовательным процессом приходит опосредованное управление посредством среды и работа в сотрудничестве с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR TEACHERS OF INFORMATICS IN CONDITIONS OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

The article considers the requirements for computer science teachers, for its information competence and the system of training future computer science teachers. These requirements are conditioned by the development of the contents of the scientific branch of computer science and the school course of informatics, on the one hand, and the development of the information and educational environment of the educational organization that provides opportunities for using new tools, methods and organiza tional forms of education, on the other hand. To change the role of the teacher in the educational process leads to the introduction of distance learning, where the main functions of the teacher are the organization of training, the creation of conditions for the successful independent educational activity of the student, his interaction with other participants in the educational process and with the information and educational environment that ensures the implementation of distance educational technologies. Direct management of the educational process is replaced by indirect management through the environment and work in cooperation with students.

Текст научной работы на тему «Требования к учителю информатики в условиях информационнообразовательной среды школы»

tional forms of education, on the other hand. To change the role of the teacher in the educational process leads to the introduction of distance learning, where the main functions of the teacher are the organization of training, the creation of conditions for the successful independent educational activity of the student, his interaction with other participants in the educational process and with the information and educational environment that ensures the implementation of distance educational technologies. Direct management of the educational process is replaced by indirect management through the environment and work in cooperation with students.

Key words: informatics teacher, information and educational environment, informatics content, information competence, educational results.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц. каф. прикладной математики и механики, ФГБОУ ВО «Чеченский

государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

Л.В. Юсупова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются требования к учителю информатики, к его информационной компетентности и системе подготовки будущих учителей информатики. Эти требования обусловлены развитием содержания научной отрасли информатики и школьного курса информатики с одной стороны и развитием информационно-образовательной среды образовательной организации, которая предоставляет возможности для использования новых средств, методов и организационных форм обучения, с другой стороны. К изменению роли учителя в образовательном процессе приводит внедрение дистанционной формы обучения, где основные функции учителя - организация обучения, создание условий для успешной самостоятельной образовательной деятельности учащегося, его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса и с информационно-образовательной средой, обеспечивающей реализацию дистанционных образовательных технологий. На смену прямого управления образовательным процессом приходит опосредованное управление посредством среды и работа в сотрудничестве с учащимися.

Ключевые слова: учитель информатики, информационно-образовательная среда, содержание информатики, информационная компетентность, образовательные результаты.

Информатика как наука сложилась в середине 20-го века. Информатика появилась на стыке кибернетики и математики. Информатика как прикладная наука начала свое бурное развитие после появления компьютеров. Таким образом, с самого начала информатика объединяла теоретическую информатику и техническую информатику. Теоретическая и техническая информатика взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе они образуют фундаментальную отрасль современной науки и формируют системно-информационный подход к действительности. Информатика изучает вопросы, связанные с получением, преобразованием, передачей, хранением и использованием информации. Школьная дисциплина «Информатика» появилась в массовой советской школе в 1985 году. Но, несмотря на свою 30-летнюю историю развития, содержание этой дисциплины до сих пор остается предметом разногласий. Систематизации и унификации содержания информатики уделено большое внимание в работах А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И.Г. Се-макина, Н.Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и многих других учёных. Основная концепция, как правило, заключается в следующем: некоторое понятие определяется в качестве ключевого понятия всего школьного курса и вокруг этого понятия выстраивается все содержание школьного курса информатики. В учебниках А.П. Ершова, А.Г. Кушниренко ключевым понятием является понятие алгоритма. В учебниках Н.В. Макаровой, Ю.А. Шафрина таким понятием является компьютер. В учебнике А.Г. Гейна ключевым понятием является понятие модели. В учебнике И.Г. Семакина ключевым понятием является понятие информации. По мнению И.Г. Семакина, систематизации содержания предметной области вокруг ключевого понятия является методологическим и определяет не просто значимость этого понятия в рамках данного курса, а позволяет отвечать на многие принципиальные вопросы. И если в качестве такого ключевого понятия использовать понятие информации, то такой подход может быть методологической основой систематизации информатики как отрасли современной науки.

Содержание школьного курса информатики имеет важное значение, определяющееся не только необходимостью подготовки учащихся к деятельности в условиях информационного общества, но и изменением концепции личностно-ориентированного обучения, определением содержания обучения возможностями и потребностями учащихся, дифференциацией содержания образования в зависимости от запросов учащихся.

На примере информатики хорошо прослеживается необходимость профильной дифференциации содержания и эффективность применения таких методов обучения как метод проектов и другие современные методы, ориентированные на максимальное развитие личностно-ориентированного подхода к обучению.

К тому же, содержание информатики предполагает использование современных видов учебной и практической деятельности, современных методов научного познания, таких как моделирование, компьютерный эксперимент и т. д. Это определяет значимость компонентов содержания информатики, в частности, при определении содержания подготовки будущего учителя информатики. Развитие интерфейса программного обеспечения, упрощение операциональной составляющей деятельности с использованием средств ИКТ обуславливает ориентацию содержания подготовки будущего учителя информатики на формирование, прежде всего, информационной компетенции, характеризуемых способностью работать с информацией при решении учебных и практических задач, умения моделирования и проектирования своей деятельности. Понятно, что и методика обучения информатике должна быть ориентирована на это новое содержание [1].

Определяющим фактором содержания школьного курса информатики является внедрение в школу профильного обучения. Это предполагает обучение информатике на базовом и профильном уровнях, а также создание элективных курсов по информатике. Все это позволяет максимально дифференцировать содержание обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Анализ содержания программ профильных курсов показывает необходимость расширения и углубления методической и предметной подготовки будущего учителя информатики. В частности, добавления в систему подготовки будущего учителя содержания профильных и элективных курсов. Меняется взаимоотношение между содержанием школьного курса информатики и научной отрасли информатика. Сегодня прослеживается развернутая линия формализации и моделирования в содержании школьного курса информатики, которая подробно разработана с постановки задачи до интерпретации результатов компьютерного эксперимента.

Вначале XXI века линия информационные технологии превалировала за счёт повсеместного внедрения средств ИКТ. Дело дошло до того, что в отдельных учебниках пытались интегрировать школьный курс информатики со школьным курсом технологии. Технологический крен проявлялся также и в появлении упрощённых технократических моделей учащихся и всего учебного процесса. Усиление роли содержательных линий компьютера и информационных технологий в школьном курсе информатики приводил к постановке вопроса о необходимости изменения концепции изучения информатики в условиях развития интерфейсов компьютерного аппаратного и программного обеспечения. Как отмечает И.Г. Семакин, «такая постановка вопроса означала подмену научного мировоззрения и информационной картины

мира на исключительно технические задачи формирования компьютерной грамотности» [2].

Сегодня информатика уже заняла своё место в системе образования и играет одну из ключевых ролей в достижении современных образовательных результатов. Информатика обладает междисциплинарным потенциалом и является одним из центральных дисциплин в современной системе образования. Содержание школьного курса информатики охватывает все аспекты современной научной отрасли информатики.

Информационно-образовательная среда предоставляет возможности для внедрения в образовательную организацию современных форм обучения. Урок как основная форма обучения «давно стала анахронизмом, - отмечает академик А.М. Новиков.

Как отмечают А.А. Кузнецов и М.А. Сурхаев, «школа не готова отказаться от урока как формы обучения, и вряд ли будет такое возможно в обозримом будущем. Но внедрение альтернативных форм обучения уже началось и дает свои результаты» [3]. Одной из современных форм обучения, которая бурно развивается в последние десятилетия является дистанционная форма обучения.

Одной из основных целей внедрения дистанционного обучения является обеспечение доступности и качества образования для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, это должно способствовать решению вопроса реструктуризации малокомплектных школ, который обретает особую актуальность при переходе к подушевому финансированию школы.

Характерной особенностью применения дистанционной формы обучения является то, что в результате учащиеся получают не просто определенный объем знаний, а происходит формирование и развитие компетенций. Использование дистанционной формы обучения позволяет осваивать информацию не в обязательном порядке и в строго ограниченный отрезок времени, а по мере возникновения необходимости в овладении этой информацией в процессе решения определенных учебных или практических задач. Образовательная траектория становится индивидуальной в зависимости от возможностей и потребностей обучаемого. Содержание образования, для овладения одними и теми же компетенциями может варьироваться в зависимости от индивидуальных, возрастных и других особенностей обучаемого. Учащийся не усваивает готовый обязательный объем знаний, а пропускает через себя ту часть информации, которая ему интересна и необходима для решения поставленных перед ним задач [4].

Внедрение дистанционной формы обучения приводит к изменению роли учителя в образовательном процессе. Основной функцией учителя становятся организация обучения, создание условий для успешной самостоятельной образовательной де-

Библиографический список

ятельности учащегося, его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса и с информационно-образовательной средой, обеспечивающей реализацию дистанционных образовательных технологий. На смену прямого управления образовательным процессом приходит опосредованное управление посредством среды и работа в сотрудничестве с учащимися [5].

Применение дистанционной формы обучения приводит к смене роли учащегося. Он из объекта педагогического воздействия превращается субъект педагогического процесса, возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся. Учащиеся самостоятельно строят свою образовательную траекторию, самостоятельно выбирают информацию, необходимую им для решения поставленных задач и в случае необходимости обращаются за помощью к учителю.

Наиболее востребованным методом обучения, основанном на использовании возможностей информационно-образовательной среды является метод моделирования. Образовательное значение этого метода и его роль в формировании и развитии мышления признаны относительно давно. Но развитие этого метода в условиях информационно-образовательной среды является предметом дальнейшего анализа.

Особые возможности информационно-образовательная среда предоставляет при применении метода проектов. При использовании метода проектов особое значение имеет мотивация творческой активности учащихся. Чтобы добиться этого, необходимо чтобы рассматриваемые задачи имели для учащегося личностную значимость с одной стороны, и требовалось получение дополнительной информации с использованием возможностей информационно-образовательной среды, с другой стороны [6].

Таким образом, развитие научной отрасли информатики, изменение содержания и усиление роли школьного курса информатики, внедрение и развитие информационно-образовательной среды, развитие средства, методов и организационных форм обучения в условиях этой среды, изменение требований к образовательным результатам и к образовательному процессу в целом требуют пересмотра системы подготовки учителя информатики. Необходимо готовить учителя информатики готового работать в информационно-образовательной среде и способного использовать все возможности и преимущества этой среды для достижения новых образовательных результатов [7].

Подготовка учителей информатики должна быть реализована с учётом изменений основных функций, которые появляются в условиях информационно-образовательной среды. Это образует информационную компетентность учителя информатики и его способность проектировать образовательный процесса в информационно-образовательной среде образовательной организации.

1. Абдулгалимов Г.Л. Проектирование методической системы профессиональной подготовки учителя информатики и преподавателя IT-дисциплин. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

2. Семакин И.Г. Научно-методические основы построения базового курса информатики. Диссертация ... доктора педагогических наук. Пермь, 2002.

3. Кузнецов А.А. Совершенствование методической системы подготовки учителя информатики в условиях формирования новой образовательной среды: учебное пособие. Москва, 2012.

4. Усманов С. Р., Мунаев У.С., Мунаев С.М. Внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «ДАГЕСТАН - IT - 2015».

5. Хатаева Р.С. Подготовка преподавателя к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования. Информатика и образование. 2014; 6 (255): 79 - 80.

6. Мурадова П.Р., Садулаева Б.С. Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности управления учебными заведениями. Общество: социология, психология, педагогика: журнал. Краснодар, 2016; 2: 125 - 127.

7. Садулаева Б.С., Мустафинова А.А. Разработка информационно-образовательной среды вуза. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 228 - 230.

References

1. Abdulgalimov G.L. Proektirovanie metodicheskoj sistemy professional'noj podgotovki uchitelya informatiki i prepodavatelya IT-disciplin. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Semakin I.G. Nauchno-metodicheskie osnovy postroeniya bazovogo kursa informatiki. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Perm', 2002.

3. Kuznecov A.A. Sovershenstvovanie metodicheskoj sistemy podgotovki uchitelya informatiki v usloviyah formirovaniya novoj obrazovatel'noj sredy: uchebnoe posobie. Moskva, 2012.

4. Usmanov S. R., Munaev U.S., Munaev S.M. Vnedrenie v uchebnyj process distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: MaterialyI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «DAGESTAN - IT - 2015».

5. Hataeva R.S. Podgotovka prepodavatelya k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Informatika iobrazovanie. 2014; 6 (255): 79 - 80.

6. Muradova P.R., Sadulaeva B.S. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya 'effektivnosti upravleniya uchebnymi zavedeniyami. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika: zhurnal. Krasnodar, 2016; 2: 125 - 127.

7. Sadulaeva B.S., Mustafinova A.A. Razrabotka informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 228 - 230.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 371

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, postgraduate, Department of Applied Mathematics and Mechanics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru Sadulaeva R.S., Head of Postgraduate Department, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva.r@mail.ru

Yusupova L.V., MA student, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY. The article analyzes a problem of the asocialization of modern youth, the paradigm of anti-socialism supporters (G. Marcuse, J. Habermas, M. Heidegger, etc.), according to which scientific and technological progress leads to the degradation of culture and morality, to the emergence of new social diseases, demoralizes the individual, turns it into a soulless, unfeeling mechanism, in the conditions of the development of the information society, as well as sound measures to address this problem. The problem of the influence of information and communication means on the socialization of youth in society, with a clearly expressed mentality, is also considered. As it is known that among the Vainakhs (the peoples of Chechnya and Ingushetia) there are adats, which are often stricter than the Shariah laws. According to these adats, girls have always to show their modesty, pride in behavior and communication, while some young people prefer a virtual acquaintance that allows for more free communication, and the reason is that young people who spend their free time before gadget displays are poorly socialized, are not ready to discuss their interests and problems in an open conversation, unable to express their opinions, feelings openly looking into the eyes of the interlocutor. The solution of the problem is seen in the use of the same information means of communication against the background of a clearly developed moral code of the citizen. It is necessary to use all media to convey to the public ideology.

Key words: socialization of a person, information society, moral education of a person.

Б.С. Садулаева, канд .пед. наук, доц. каф. прикладной математики и механики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

Р.С. Садулаева, начальник отдела аспирантуры, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva.r@mail.ru

Л.В. Юсупова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье приведён анализ проблемы асоциализации современной молодёжи, парадигмы сторонников антисциентизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.), согласно которой научно-технический прогресс ведёт к деградации культуры и нравственности, к возникновению новых социальных болезней, деморализует личность, превращает её в бездушный, бесчувственный механизм, в условиях развития информационного общества, а также озвучены меры по решению данной проблемы. Также рассмотрена проблема влияния информационно-коммуникационных средств на социализацию молодёжи в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у вайнахов (народов Чечни и Ингушетии) до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более строгие рамки, нежели законы шариата, согласно этим адатам девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении и общении, в то время как некоторые юноши предпочитают виртуальное знакомство, которое допускает более свободное общение, а причиной тому является то, что молодёжь, проводящая все свободное время перед дисплеями гаджетов плохо социализирована, не готова к обсуждению своих интересов и проблем в открытой беседе, не способна выразить свое мнение, чувства открыто глядя в глаза собеседника. Решение проблемы видится в использовании тех же информационных средств общения на фоне четко разработанного морального кодекса гражданина. Необходимо использовать все медиа средства, чтобы донести до молодёжи общественную идеологию. Ключевые слова: социализации личности, информационное общество, нравственное воспитание личности.

Важной проблемой досуга молодёжи в настоящее время является переход к пассивному отдыху. В условиях развития средств информационных коммуникаций в обществе происходит значительный перекос к стихийному использованию времени досуга, что влечет за собой необходимость усиления общественных форм организации свободного времени молодёжи.

Наличие «продвинутых» гаджетов в руках молодёжи стало способствовать подмене истинно духовных ценностей виртуальными игрушками, анонимному, дистанционному общению, которое не привлекает общающихся ни к какой ответственности и создавшиеся условия стали причинами асоциализации молодёжи. Доступность многих видов виртуальных развлечений может плохо влиять на людей, у которых недостаточно крепко сформировано мировоззрение. Какие развлечения выберет молодой человек, когда рынок переполнен всевозможными дешевыми, аморальными, порнографическими изданиями зависит от уровня нравственно-эстетической воспитанности личности. Сегодня молодых людей не влекут музеи и библиотеки, всё это порождает бездуховность, ведёт к нравственно-эстетической деградации личности.

Культурным является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие личности [1].

Развить у молодых людей осознания своей причастности к обществу со сложившимися традициями, устоями, нравами, сформировать такие черты как толерантность и своей определенной ментальности, коммуникабельности - дело сложное и многоплановое. Поэтому необходимо воздействие на личность

всеми средствами, методами и формами воспитания. Эта проблема должна решаться комплексно на государственном уровне, с привлечением всех структур законодательной и исполнительной властей, используя преимущества информационных технологий и медиа средств и тех социальных сетей, где молодёжь проводит больше времени. Воспитание у личности культуры разумного потребления выступает сегодня одной из актуальных задач обновления общества. Культурным может считаться общество, в котором духовные, нравственные, эстетические, познавательные потребности человека значительно преобладают над потребностями материальными иначе возможно развитие потребительской психологии у молодёжи.

Поддержка положительных и осуждение отрицательных нравственных поступков предполагает апелляцию средств пропаганды и агитации как к рациональной, интеллектуальной, так и к эмоциональной, чувственной сферам человеческой психики. Только при таком подходе можно эффективно воздействовать на молодёжь, способствовать сужению сферы действия консервативных мнений и привычек и расширению сферы функционирования положительных примеров, норм и принципов передовой общественной морали.

Роль научно-технического прогресса на различные стороны человеческой жизни, на культуру и нравственность человека неоднозначна и потому полемика на эту тему началась давно. Так, сторонники сциентизма (Д. Белл, З. Бжезинский, В. Феркисс и др.) считают, что наука и техника сами по себе способны решить коренные проблемы человеческого существования. Сторонники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.