Научная статья на тему 'Анализ влияния процесса внедрения информационно-образовательных систем на развитие образовательной организации'

Анализ влияния процесса внедрения информационно-образовательных систем на развитие образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛИЦЕЯ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВНЕДРЕНИЯ ИОС / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEM OF LYCEUM / CRITERIA FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / LOGICAL SCHEME FOR INTRODUCING ILE INTO EDUCATIONAL ORGANIZATION / MODEL FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Л.В., Садулаева Б.С.

В статье обоснованы условия функционирования информационно-образовательных систем, ориентированных на развитие образовательной организации. Информационно-образовательная система лицея должна удовлетворять современным требованиям. Авторы раскрывают основные принципы внедрения информационно-образовательных систем, предполагающие следующие условия: разработку критериев развития образовательной организации; логическую схему внедрения информационно-образовательных систем; концептуальную модель развития образовательной организации в соответствии с предложенными критериями; системный характер развития образовательного учреждения. Освещённые в статье результаты свидетельствуют о значительных достижениях образовательной организации в плане развития и повышения качества образовательной деятельности в итоге целенаправленного внедрения информационно-образовательных систем в лицее на примере МБОУ «Лицей им. Н.А. Назарбаева г. Грозного».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Л.В., Садулаева Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF THE PROCESS OF INTRODUCING INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEMS ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article reveals conditions for functioning of information and educational systems oriented on the development of an educational organization. An information and educational system of a lyceum has to meet modern requirements. The work formulates criteria for the development of educational organizations, to design a conceptual model for the development of an educational organization in accordance with the proposed criteria. The results indicate significant achievements in the development of educational organization and improve overall quality of educational activities as a result of targeted information and education systems in a lyceum and confirm the validity of the hypothesis put forward. In future it is planned to expand the list of criteria for the development of “Nazarbayev Lyceum in Grozny”.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния процесса внедрения информационно-образовательных систем на развитие образовательной организации»

6. Плюснин А.Д., Фисюк Т.Т. Творческий метод театрализации как феномен социально-культурной деятельности: психолого-педагогический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 99 - 101.

7. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 304 - 305.

8. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 290 - 291.

9. Серегин Н.В. Основы мониторинга музыкально-педагогического процесса. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 94 - 95.

10. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.

References

1. Abdurazakova D.M., Magomadova Z.H. K voprosu o vliyanii obrazovatel'noj sredy shkoly na vospitanie tolerantnosti uchaschihsya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 131 - 133.

2. Aslanbekova A.H., Gadzhimagomedova T.G., Gadzhieva D.P., Dzhamaludinova Z.G. Korrekciya social'noj dezadaptirovannosti doshkol'nikov sredstvami art-terapii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 112 - 113.

3. Besaeva A.G., Gassieva N.K., Dzhioeva A.A. K voprosu o formirovanii 'etnicheskoj identifikacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 41 - 42.

4. Matis V.I. Nauchnaya shkola kak metodologicheskaya baza sohraneniya i razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 72 - 74.

5. Orlova M.A. Razvitie hudozhestvennogo vospriyatiya v processe obucheniya podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 93 - 95.

6. Plyusnin A.D., Fisyuk T.T. Tvorcheskij metod teatralizacii kak fenomen social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: psihologo-pedagogicheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 99 - 101.

7. Radzhabov I.M., Sautieva F.B. Sovershenstvovanie koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami fol'klora. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 304 - 305.

8. Sautieva F.B. Rol' narodnogo tvorchestva v povyshenii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 290 - 291.

9. Seregin N.V. Osnovy monitoringa muzykal'no-pedagogicheskogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 94 - 95.

10. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.

Статья поступила в редакцию 06.06.19

УДК 378

Yusupova L.V., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

ANALYSIS OF THE EFFECT OF THE PROCESS OF INTRODUCING INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEMS ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article reveals conditions for functioning of information and educational systems oriented on the development of an educational organization. An information and educational system of a lyceum has to meet modern requirements. The work formulates criteria for the development of educational organizations, to design a conceptual model for the development of an educational organization in accordance with the proposed criteria. The results indicate significant achievements in the development of educational organization and improve overall quality of educational activities as a result of targeted information and education systems in a lyceum and confirm the validity of the hypothesis put forward. In future it is planned to expand the list of criteria for the development of "Nazarbayev Lyceum in Grozny".

Key words: information and educational system of lyceum, criteria for development of educational organization, logical scheme for introducing ILE into educational organization, model for development of educational organization.

Л.В. Юсупова, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье обоснованы условия функционирования информационно-образовательных систем, ориентированных на развитие образовательной организации. Информационно-образовательная система лицея должна удовлетворять современным требованиям. Авторы раскрывают основные принципы внедрения информационно-образовательных систем, предполагающие следующие условия: разработку критериев развития образовательной организации; логическую схему внедрения информационно-образовательных систем; концептуальную модель развития образовательной организации в соответствии с предложенными критериями; системный характер развития образовательного учреждения. Освещенные в статье результаты свидетельствуют о значительных достижениях образовательной организации в плане развития и повышения качества образовательной деятельности в итоге целенаправленного внедрения информационно-образовательных систем в лицее на примере МБОУ «Лицей им. Н.А. Назарбаева г. Грозного».

Ключевые слова: информационно-образовательная система лицея, критерии развития образовательной организации, логическая схема внедрения ИОС, модель развития образовательной организации.

Информационно-образовательная система (ИОС) - это система, основанная на применении компьютерной техники программно-телекоммуникационной среды и технологических средств, способствующая реализации содержательного наполнения качественным информационным обеспечением всех субъектов образовательного процесса [1].

ИОС включает в себя организационно-методические условия, совокупность, как технических, так и программных средств хранения, обработки и передачи определённого характера информации, способствуя обеспечению оперативного доступа к значимой образовательной информации и создавая потенциальную возможность для осуществления коммуникации педагогов и учащихся в целях наиболее эффективной реализации целей и задач образования и развития педагогической науки в целом. Таким образом, ИОС направлена на информационную поддержку образовательного процесса и управление образовательным учреждением, посредством информирования всех субъектов образовательного процесса о его ходе и полученных в ходе её реализации результатах [2].

Среди базовых принципов практического построения и непосредственной организации ИОС школы мы выделили следующие:

1) степень приоритетности разработки и практического внедрения различных информационных технологий и частных объектов, как учебного, так и учебно-методического назначения;

2) системная интеграция информационных объектов и совокупности технологий, что обусловлено необходимым социальным и экономическим эффектом комплексной информатизации педагогического школы, эффективность которой напрямую зависит от создаваемых и внедряемых информационных объектов, и технологий, которые должны стать естественными элементами процесса функционирования образовательного заведения, в условиях которого происходит подготовка будущих педагогов;

3) поэтапность создания информационной среды, определяемая всеобъемлющей и одновременной информатизацией школы, которая невозможна без учёта экономических, кадровых, технологических и некоторых других условий;

4) применение в процессе проектирования информационной среды самых современных положений теоретического и научно-методического характера, создания новых информационных технологий для педагогического процесса в стенах образовательного заведения;

5) реализация инновационных средств доступа субъектов образовательного процесса к информационной среде;

6) выработка условий обратной связи, идущей от учащегося к педагогу средствами педагогического тестирования и диагностики;

7) открытость информационной среды, позволяющая интегрироваться в информационную среду региона, отрасли, страны.

Анализ определений дал нам возможность говорить о том, что рассматриваемая нами ИОС должна обязательно содержать в себе:

1) комплекс технических средств сохранения, обработки, передачи и воспроизведения информации;

2) как традиционные, так и электронные носители информации, способные обеспечить оптимальный уровень взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

3) учебное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса профессиональной подготовки, посредством которого обеспечивается доступ к информации;

4) систему управления процессом образовательной подготовки и исследованиями, консультирование с педагогами-новаторами.

Системный подход - это основа научно-материалистической методологии, позволяющийв определенном, а именно системном аспекте рассматривать различные природные и социальные объекты [3]. Сущность системного подхода составляет исследование объектов как систем, он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей и сведение их в единое целое - данный подходявляется основополагающим как в исследовательскох деятлльно-сти, так и в образовательной практике [4].

При наличии ряда дефиницяй.мыпридерживаем-ся трактовки понятия «система», которое дал Л. Берта-ланфи, и определяем систему как «компле кх виаиммсыя-занных компонентов» [5].

Характеризуя внутреннеесоытиянмеыеиагогине-ской системы, учёные высказывают разные точки зрения на составляющие её компонмняы.ЭтодЯъмсняетия сложностью и многоструктурностмюсиетемдягмсбрези-вания, а также разными подходами к основным элементам системы [6].

Концептуальная модель - это модель содержания, в формулировке которой используютсядемое-тические понятия и конструкции данной предметной области знания. В более ширскомрмыссе концептуальная модель - это значимая модель, основанная на конкретной концепции или точке зрмноя.Фориувдрывпа концептуальной модели нередкоп^дстаяиеесыбвй достижение определенного уровня абстрагирования на пути от предварительного описания объекта к его формальной модели [7].

При построении структурно-функциональных моделей объект обычно рассматривается как целостная система, которая должна быть разделена на составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Части системы связаны структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Специалисты в области моделирования указы -вают, что структурно-функциональные взаимосвязи должны визуализироваться в виде различного рода диаграмм, карт и схем. С помощью таких схем удобно анализировать роль и назначение отдельных подсистем по отношению к целому, оценивать взаимозависимость отдельных элементов [8].

Существует три вида концептуальных моделей: логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следствднное.

Примером такой причинно-следственной модели является разработанная нами логическая схема развития оОразователоной оргаоизоцзи в костексте реализации ИОС, элементами которой являются последовательно организованные этапы деятельности, ведущие к созданию программы оазвотитобоазос ательного учреждения.

Разработанная на данном этапе логическая схема внедрения ИОС демонстрирует один цикл (рисунок 1Д

Рис. 1. Логическая схема внедрения ИОС в лицее

Цел ь ан адр s н ил и нфо р мац и □ н на-а б разе = = ±1 ьн ых с исгем: развитие образевэтёлшш орпшва^нн (лицея)

Теорешчесдие од ют разттия ойраво вате/1 ьно й о р ган изаци и

Системный подход

Личностныи лодход

подход

—г~

Среда вай падхад

Внедрения и нфардлацианнанз б раза вате л ьных систем в целях развития абразавательнай организации

□р ган изацио н но-педаго гичес кие уело вил раз витил □ б раза ветел ьн □ и организации

Формирование готовности

работе в ИОС л и цел

ИНФО РМАЦИО ННО-О БРАЗО ВАТЕ Л ЬНАЯ

СРЕДА О БРАЗО ВАТЕЛ Ы-Ю Й ОРГАНИЗАЦИИ

Внедрение ИОС в л и цее

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЛИЦЕЯ)

Рис. 2. Концептуальная модель процесса развития лицея в условиях внедрения ИОС

Структурная характеристика концептуальной модели развития образовательной организации (лицея) в условиях внедрения ИОС представлена на рис. 2.

Создание концептуальной модели процесса развития лицея - это исследование, основанное на системном подходе и подразумевающее акцент на опреде-лонрд1хпарамот.жмодрли,о реруоьрарекот^ого доожез подвиться инноза°и-онный продукт - новое состояние образовательного учреждения.

Соизаом вопмознрзконртаттоовать, чао мооешрдоанирцбоазоватечьнор го процесса в контексте его реализации является системно-ориентированным моделированием, поскольку охватывает основные компоненты педагогической системы, организации, подлежащие субъекту, и развитие этой системы также (^оиеюоиао

Основываясь на исследованиях в области педагогической диагностики, а также опыте оценки эффективности развития образовательных организаций, мы п родоагаемалрд^щиофрде^а:

1

Таблица 1

Уровни готовности педагогов лицея к инновационной деятельности, п = 30 (х/у)

Уровни готовности Этическая готовность Ориентация на изменение Позитивность восприятия условий ид Готовность принять новшество Готовность использованию инновационных методов технологий образовательной деятельности

Высокий 4/10

Средний 12/14 9/17 5/25

Низкий 10/5 14/6 19/3 25/0 25/2

А - критерий эффективности или выявление соответствия стандартам и нормативам (показатели: рост или стабилизация результатов); методика выявления: экспертиза и объективные данные экспертизы, сертификации и др. комиссионные

Б - критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения (показатели: рост образованности педагогов, конкретные научно-методические разработки); метод обнаружения: эмпирический анализ.

B - критерии удовлетворённости всех участников процесса развития; методика выявления: опросы, анализ конфликтов.

G - критерии «углубления развития», наличие тенденции к развитию всех подсистем школы; методы выявления: изучение ситуации во всех подсистемах учреждения.

D - критерии роста достижений школы в целом и всех её предметов (методы: анализ области достижений);

Е - критерий непротиворечивости и соответствия принципам развития системы более высокого порядка; метод обнаружения: целенаправленное обследование.

Г - критерий экономического и материального развития (объективные показатели трудовых ресурсов и т. д.)

Критерии A, B, G оценивают функционирование, остальные отражают развитие.

Эти критерии можно рассматривать как «критерии факта» и «критерии качества». Первые помогают ответить на вопрос о наличии требуемых соответствий: актуальности содержания, объема и характера образовательной практики к возможностям и условиям образовательного учреждения; надлежащем размещении инноваций во времени и пространстве; координации ситуаций и деятельности; согласованности программ, планов; связи образовательной и внеучебной деятельности; наличии правил, традиций, законов; интеграции содержания и организационных форм педагогической работы в подсистемы (клубы, тематические программы, проекты, творческие объединения и др.). «Критерии качества» помогают определить достижения системы, эффективность её развития: адекватность поставленных целей; реализацию педагогической концепции, благополучие всех субъектов системы, эмоциональный климат, стиль взаимоотношений и др.

Основываясь на данных о качестве развития и его показателях, имеющихся в научно-педагогических источниках, мы считаем, что развитие является прогрессивным, если:

- образовательные результаты учащихся не снижаются, а растут;

- есть удовлетворение состоянием дел и своей позиции в системе образования со стороны коллектива и каждого учителя;

- гарантированный рост научно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе кадрового);

- ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем;

- материально-техническая база учебного процесса не ухудшается (возможно, улучшается);

- происходит процесс большей согласованности образовательной деятельности и концепции развития учебного заведения с достижениями системы высшего порядка;

- наблюдается выраженный рост личных и системных достижений.

Мы считаем, что по динамике указанных показателей за ряд лет (в нашем случае 3 года) можно судить о развитии педагогической системы и учебного заведения в целом.

Основой анализа эффективности развития лицея в исследовании является сравнение полученных результатов, характеризующих достигнутое и предыдущее состояние образовательного учреждения по различным показателям. В работе представлены количественные данные по оценке изменений в соответствии с вышеуказанными критериями, свидетельствующие о положительной динамике развития образовательного учреждения, в условиях внедрения ИОС, на примере МБОУ «Лицея им. Н.А. Назарбаева г Грозного». Охарактеризуем эти данные как результаты компонентного анализа.

В таблице 1 приведены количественные данные по показателю готовности преподавателей лицея к инновациям. В исследовании приняли участие 30 учителей лицея.

В данном случае мы выделяем несколько параметров готовности, которые были зафиксированы в ходе опроса: этическая готовность к инновациям, инди-

видуальная ориентация на изменение, позитивное восприятие условий инновационной деятельности, готовность к принятию инноваций, готовность к использованию инновационных методов и технологий в образовательной деятельности.

Данные получены в ходе обследований и диагностических интервью. Отношение (х/у) показывает результаты до - (х) и после - (у) формирующего эксперимента в абсолютных числах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденция к развитию всех подсистем лицея проявилась в достаточно высоких показателях оценки деятельности учреждения по всем направлениям; в усложнении программ, проектов, разрабатываемых в лицее, и их высокие оценки на фестивалях, конкурсах, конференциях и при аттестации; достижение в процессе их реализации концептуального единства педагогической и инновационной систем.

Факты признания того, что лицей работает в направлении, соответствующем потребностям общества и личности со стороны органов образования, общественности, педагогических сообществ, родителей, учащихся, а также обоснованность концепции развития лицея положениями государственных документов в образовании свидетельствуют о непротиворечивости его деятельности относительно системы образования в стране и регионе в целом [9].

Результативность научно-методического обеспечения образования в лицее подтверждается высоким качеством воспитательно-образовательных программ, достижениями педагогов в составе творческих коллективов, как в стенах лицея, так и за его пределами - в масштабах области и региона; в течение опытно-экспериментальной работы сложились творческие коллективы преподавателей по разработке и осуществлению различных инновационных направлений работы. О высоком уровне профессиональной компетенции преподавательского состава образовательного учреждения свидетельствует тот факт, что каждый преподаватель в разном объеме осуществляет научно-методическую работу соответственно профилю специальности.

Учитывая, что развитие ИКТ-компетентности в педагогической системе образовательного учреждения значительно актуализирует процесс внедрения ИОС в образовательную организацию, мы уделили внимание выявлению степени осознанности преимуществ информационных технологий.

В таблице 2 приведена динамика ценностных ориентаций педагогического коллектива.

Таблица 2

Динамика сформированности ценностных представлений в области внедрения ИОС (п = 30) — выборочные данные по годам

2017 (чел.) 2018 (чел.)

Высокий 8 12

Средний 11 10

Низкий 11 8

Всего: 30 30

Наличие ценностных ориентаций мы определяли по соотношению общественно значимых и личностных потребностей.

Для обобщенного описания результатов внедрения в образовательную организацию концептуальной модели и реализации педагогических условий использована матрица баллов «Радар». Эта матрица построена в рамках модели Европейского фонда управления качеством (Results - результаты, Approach -подход (прием), Deployment - развертывание (моделирование), Assesment and -оценка и Reviw - анализ). Критерии, по которым проводится оценка в «радиолокационной» логике, можно отнести к деятельности любой организации, поскольку они не противоречат показателям и критериям, которые используются в данном исследовании для совокупной оценки развития образовательной организации, поэтому их можно использовать для краткого выведения количественных показателей результатов исследования.

Подход и его внедрение в развивающейся организации измеряются регулярно, принимаются учебные меры, выводы измерения и обучения используют-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.