Рис.3.Время,уделяемое занятиям бальнымитанцами
ный концерт ансамбля спортивного бального танца «Меридиан» на подтверждение звания «Образцовый», занимающихся по авторской программе, был отмечен высокий уровень подготовкидетей, качествопостановочнойработы педагогов, красота костюмов и их соответствие музыкальному материалу Кроме того, коллективу Ктло паитвое но почетн оезвтн иетауреата сеаврепалвткого фе-евого отделения ООБФ «Российский благотворительный фонд».
Библиографический список
В результате проведённого исследования удалось выявить основные мотивирующие факторы, влияющие на степень удовлетворения потребности в творческой самореализации. Анализ этих факторов позволяет внести коррективы в педагогическую деятельность, учесть интересы обучающихся, оценить степень их удовлетворенности от образовательного процесса и качественно его улучшить.
1. Машков А.В., Машкова А.М. и др. Спортивные танцы. Справочник. Москва: МФСТ, 2003.
2. Никитушкин В.Г, Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. Москва, 2017.
3. Официальныйсайтвсероссийскойфедерациитанцевальногоспортаиакробатическогорок-н-ролла. Availableat:http://vftsarr.ru/federation/about/
4. Путинцева Е.В., Пшеничникова Г.Н. Начальная подготовка в спортивных танцах: учебное пособие. Омск, 2010.
5. Учебноепособиедля студентоввысшихпедагогическихучебных заведений.В.А. Сластенин,И.Ф.Исаев,Е. Шиянов;Подред.В.А. Сластенина.Москва: 2002.
6. Шаталова А.Б. Бальные танцы: методическое пособие. Москва, 2013.
7. Яковлев Е.В.,ЯковлеваН.О. Педагогическоеисследование:содержание и представлениерезультатов.Челябинск,2010. References
1. Mashkov A.V., Mashkova A.M. i dr. Sportivnye tancy. Spravochnik. Moskva: MFST, 2003.
2. Nikitushkin V.G., Suslov F.P. Sport vysshih dostizhenij: teoriya i metodika. Moskva, 2017.
3. Oficial'nyj sajt vserossijskoj federacii tanceval'nogo sporta i akrobaticheskogo rok-n-rolla. Available at: http://vftsarr. ru/federation/about/
4. Putinceva E.V., Pshenichnikova G.N. Nachal'naya podgotovka vsportivnyh tancah: uchebnoe posobie. Omsk, 2010.
5. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E. Shiyanov; Pod red. V.A. Slastenina. Moskva: 2002.
6. Shatalova A.B. Bal'nye tancy: metodicheskoe posobie. Moskva, 2013.
7. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenierezul'tatov. Chelyabinsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 06.06.19
УДК 378
Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Isakieva Z.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE DEVELOPMENT OF ICT COMPETENCE OF ORGANIZERS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A UNIVERSITY. The article defines relationship between the quality management system of education and the process of automation of university management. The relevance of this study is due to the arising contradiction between the need and need for the qualitative use of modern information technologies and the low level of ICT competence of the organizers of the educational process at a university, and an analysis of the management training of higher education institutions in the field of using automated university management systems using various information and communication and pedagogical technologies taking into account the specifics of the experts and qualification requirements. The introduction of automated control systems helps to form a full-fledged electronic information and educational environment at a university on the basis of a modern platform that facilitates independent development, improvement and expansion of the system's functionality in any sphere.
Key words: automated university management system, information and communication technologies, information interaction, educational space.
Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.С. Исакиева, канд. ист. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
В статье определена взаимосвязь системы менеджмента качества образования и процесса автоматизации управления вузом. Актуальность данного исследования обусловлена возникшим противоречием между необходимостью и потребностью качественного использования современных информационных технологий и низким уровнем ИКТ-компетентности организаторов образовательного процесса в вузе, а также приведён анализ подготовки управленческих кадров высшего учебного заведения в области использования автоматизированных систем управления вузом с использованием различных информационно-коммуникационных и педагогических технологий с учетом специфики деятельности каждого специалиста и их квалификационных требований.
Ключевые слова: автоматизированная система управления вузом, информационно-коммуникационные технологии, информационное взаимодействие, образовательное пространство.
Современному вузу нужен преподаватель, который не только знает предмет, умеет доступно объяснить новый материал и организовать свою работу, но и умеет грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью студентов.
В условиях информатизации образования педагог должен досконально разбираться в вопросах дидактики, структурирования материала, а также иметь дополнительную специализированную подготовку по использованию компьютерных
средств в своей практике, уметь организовывать и управлять познавательной деятельностью студентов с использованием информационных компьютерных технологий. Однако, в условиях использования широких возможностей и преимуществ информатизации образовательного процесса, педагогу недостаточно уметь пользоваться информационными технологиями. Кроме того, ему необходимо по-новому осмыслить свое место и роль в образовательном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями. Сегодня практически все педагоги вузов активно используют информационные технологии в своей профессиональной деятельности, в том числе в организации учебного процесса. С помощью информационных технологий они планируют мероприятия, разрабатывают учебные материалы для лекций и практических занятий, проводят мониторинговые и диагностические мероприятия, формируют информационные базы, поддерживают связь с родителями, создают портфолио и т. д. [1 - 4].
Подготовка организаторов образовательного процесса в области использования автоматизированных систем управления должна проводиться целенаправленно под конкретную выбранную автоматизированную систему управления (АСУ), внедряемую в вузе, для чего нужно предварительно провести анализ существующих автоматизированных систем управления вузом, определить какие виды деятельности, процессы подвергаются автоматизации.
Процесс организации учебного процесса в вузе, а также вопросы управления вузом требуют комплексной автоматизации его работы.
Любое высшее учебное заведение представляет собою непростую координационную систему, которая состоит из взаимозависимых подсистем (типов деятельности) - административной, учебной, академической, маркетинговой, финансовой, хозяйственной. Любая с данных концепций обязана рассматриваться как самостоятельный предмет управления. Недостаток актуальной, оперативной и надёжной информации приводит к малоэффективным решениям на всех уровнях управления высшим учебным заведением. В настоящее время на оптимизацию информационного обеспечения управлением вуза может оказать эффективное влияние использование информационных и коммуникационных технологий, средств информатизации.
Информатизация управления университетом дает возможность приобрести эффективный информационно-аналитический аппарат, посредством которого, в кратчайшие сроки, формируются различные аналитические и статистические отчёты по всевозможным направлениям деятельности вуза, производится мониторинг и срезы по различным критериям, что позволяет принимать действенные административные решения.
Автоматизированные системы управления вузом «АСУ ВУЗ», представляют собой сложный информационный комплекс, который имеет некоторые более усовершенствованные модификации, среди которых можно выделить - автоматизированная информационная система управления (АИСУ), интегрированная автоматизированная информационная система (ИАИС). ИАИС - это комплекс технических, координационных, программных и информационных средств, связанных в общую систему для сбора, хранения, обработки и выдачи нужной информации, в целях выполнения функций управления процессом образования.
ИАИС вуза обеспечивает информационную помощь в управлении процессом образования и качеством предоставляемых образовательных услуг вуза в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. ИАИС вуза основывается на базе internet/intranet технологий и баз данных (БД). Особенностью системы ИАИС является возможность её функционирования и совершенствования в условиях возрастания объема поступающей информации и количества подписчиков, одновременно работающих в режиме он-лайн. Важным требованием к системе является способность обеспечения устойчивости и высокой надежности к помехам, согласованность, целостность, надежность хранения информации.
ИАИС вуза состоит из взаимозависимых подсистем либо модулей, которым соответствует самостоятельный информационный процесс и. в совокупности, они представляют собой единую систему управления вузом. Разделение на модули в каждом вузе происходит в соответствии со спецификой вуза.
Одним из основных условий повышения эффективности управления вузом является наиболее действенная информационная взаимосвязь. В настоящее время никакое высшее учебное заведение не может позволить себе пренебрегать новыми информационными технологиями, поскольку это влечет за собой снижение уровня конкурентоспособности. Таким образом, можно сказать, что ИАИС представляет собой сложный комплекс, создание и внедрение которого должны реализовывать специалисты высокого степени.
Среди существующих ИАИС вуза стоит особо отметить подсистемы автономные, и интегрированные в единую автоматизированную систему управления университетом. Можно заключить, чтобы сформировать успешную АСУ в вузе, необходима подготовка персонала образовательного учреждения, важно создание методологических аспектов организации системы повышения квалификации для этой категории менеджеров современного вуза.
Характерные черты подготовки административных сотрудников в сфере применения АСУ, организации и наполнении электронной образовательной информационной системы - ЭОИС, организации системы электронного обучения с применением дистанционных технологий заключается в потребности учета особенностей их деятельности.
В настоящее время широкое развитие получила теория управления организацией с ориентаций на предоставления качественных услуг В связи с чем, менеджмент качества, как скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией с ориентацией на качество, все активнее внедряется в повседневную деятельность образовательных организаций (в том числе высших учебных заведений, вузов) [1].
Качество образования принимается как баланс соответствия свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом, установленным потребностям, целям, требованиям и нормам, которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.
Образовательная деятельность любого вуза направлена на повышение уровня качественного образования, которое зависит не только от реализуемых в вузе программ образования и высокого уровня научной деятельности, но и от способов и средств обучения, от построения образовательной среды вуза.
Менеджмент, ориентированный на абсолютное качество, называют Total Quality Management (TQM) и удовлетворяет он следующим принципам [4]:
- направленность на потребителя, ориентация на их нынешние и предстоящие потребности, условия;
- первенство управляющего организацией, который обеспечивает целостность миссии и вектора деятельности учреждения;
- абсолютное привлечение сотрудников всех степеней на осуществление их способностей и возможностей;
- процессный аспект к работе учреждения и управлению надлежащими ресурсами;
- комплексный аспект к менеджменту;
- непрерывное усовершенствование деятельности учреждения;
- утверждение решений, основанных на конкретных фактах, исследование важной информации;
- выгодные взаимоотношения с поставщиками и покупателями.
На базе данных принципов разрабатывается концепция системы менеджмента качества (СМК) образовательного учреждения, на основе которой будет происходить формирование всех процессов обучения.
Процедура внедрения АСУ в вузе и соответствующая подготовка сотрудников к профессиональной деятельности в данной системе должны быть цельными, системными и тогда к данной процедуре применима методика системного подхода.
Процедура внедрения и эксплуатации АСУ представляет собой деятельность, которая требует организации и применения методологии. В соответствии с человеческой деятельностью, которая разделяется на деятельность репродуктивную и продуктивную.
Известно, что компоненты, взятые в комплексе способны предоставить определённую характеристику системы образования.
Тем не менее, для сравнения различных концепций необходимы ряд других свойства, отображающих многофункциональные взаимосвязи элементов системы и возникновения системы. Следовательно, мы придерживаемся мнения А.М. Кушнира, согласно которому системой обучения является «устойчивый организационно-технологический комплекс... Система обучения заключает в себе функциональную составляющую образования, причем в неё входит только та часть процессуальности, которая остается неизменной при любой степени вариативности содержания. При этом само существование системы подвергается сомнению всякий раз, когда появляется более эффективный организационно-технологический комплекс» [3].
Структуру какой угодно канонической образовательной концепции, в рамках которой проходит классический общеобразовательный процесс, можно представить следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления. Структуру педагогической системы подготовки организаторов образовательного процесса в вузе включает: цели, содержание, способы и средства преподавания, а также учебную, материальную, правовую, финансово-экономическую и рекламную подсистемы.
Единое информационно-образовательная среда вуза как составляющая автоматизированной системы управления вузом, должна включать в себя три уровня:
1. уровень администрации - на данном уровне происходит:
- разработка стратегии применения вычислительной техники;
- материально-техническое оснащение учреждения образования;
- подготовка квалифицированных кадров и создание мотивации использования информационных технологий;
- создание автоматизированных рабочих мест администратора и педагога;
- развитие информационных ресурсов и их систематическое содержательное наполнение;
- создание условий для использования возможностей информационных и коммуникационных ресурсов, компьютерных сетей учебно-воспитательного процесса;
- создание нормативно-организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие всех пользователей в условиях информационно-коммуникационной среды.
2. Уровень педагога - на данном уровне формируется информационно-методическое обеспечение, позволяющее использовать вычислительную технику:
- разработка, подбор различных методик использования информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности;
- создание медиатеки по предмету;
- создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
3. уровень студента - на данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным курсам необходимым ученику для учебной и внеаудиторной деятельности и получения дополнительного образования [4].
Использование средств ИКТ, составляющих основу информатизации труда учителя, позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность следующих видов деятельности педагога:
- расчет учебной нагрузки за необходимый период времени;
- планирование учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в соответствии с требованиями учебной нагрузки студентов;
- поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки;
- учет успеваемости и результатов каждой учебной сессии с заменой традиционного аудиторного журнала его электронной версией, содержащей персональную информацию по каждому студенту, посещаемость занятий и результаты обучения, показанные каждым студентом;
- планирование предметов обучения, использование методов и средств обучения;
- ориентация на учебно-методический материал, накопленный преподавателем в процессе образовательной деятельности;
- мониторинг и измерение эффективности обучения каждого студента;
- оперативное информирование родителей и школьных администраторов по всем вопросам, возникающим в процессе обучения и воспитания;
- ведение учета и подготовка отчетных документов .
В процессе реализации программы повышения квалификации для организаторов образовательного процесса могут быть получены такие результаты:
Первый этап - базовая подготовка (ИКТ-грамотность).
Этот этап проводится в случае необходимости, если организаторы информационно-образовательного процесса еще не сформировали грамотность. Но, как показывает практика, после 2015 года все меньше и меньше работников нуждаются в формировании ИКТ-грамотности.
На этом этапе планируется сформировать:
- представления о возможностях использования ИКТ в процессе организации профессиональной деятельности менеджера в сфере образования; - знания, направленные на использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в организации образовательного процесса;
- положительной мотивации к использованию ИКТ в процессе планирования, анализа эффективности образовательного процесса, организация мониторинга и т. д.
II этап - общая подготовка:
- получение опыта владения методическими приемами использования ИКТ в организации учебного процесса;
- овладение приемами организации дистанционного профессионального развития педагогов;
- овладение методами создания, тестирования и анализа электронных учебных материалов.
На этапе Ш-полная компетентность в области ИКТ:
- знание и владение основами менеджмента в сфере образования, стратегическими вопросами обновления образовательного процесса средствами ИКТ;
- владение основами сетевой формы образования;
- изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в процессе профессиональной деятельности организаторов учебного процесса;
Библиографический список
- организация и участие в различных сетевых форумах, участие в педагогических сообществах.
В ходе повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений важно определить уровень ИКТ-компетентности организатора образовательного процесса [2] и ориентировать их на постоянное совершенствование.
Мы предлагаем рассмотреть следующие уровни ИКТ-компетентности организаторов образовательного процесса.
Низкий уровень компетентности: наличие базовых знаний, навыков и опыта в использовании ИКТ технологий и умение работника использовать средства ИКТ в информационно-аналитической деятельности
Средний уровень компетентности: Наличие знаний, навыков опыта использования ИКТ-инструментов, позволяющих им самостоятельно использовать эти инструменты в организационной, управленческой, технологической и информационно-аналитической деятельности, посредством инструктивных материалов, определяющих порядок и методы использования средств ИКТ в процессе осуществления этой деятельности.
Высокий уровень компетентности: Наличие знаний, навыков и опыта использования ИКТ-инструментов, позволяющих анализировать, самостоятельно выбирать и применять ИКТ-инструменты для организационной, управленческой, технологической и информационно-аналитической деятельности, в том числе определять новые методы решения профессиональных задач.
В нашем исследовании мы провели эксперимент, определяющий характеристики мотивации к изучению и использованию автоматизированной системы управления вузом в профессиональной деятельности организаторов учебного процесса вуза.
Для решения вопроса автоматизации управления вузом выбран программный комплекс компании ТАНДЕМ «Университет».
ТАНДЕМ «Университет» - единая информационная система управления учебным процессом. Это комплексное решение для автоматизации основных процессов поддержки управления основной деятельностью государственных, автономных и коммерческих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.
Внедрение системы ТАНДЕМ «Университет» помогает сформировать полноценную электронную информационно-образовательную среду на базе современной платформы, позволяющей осуществлять самостоятельное развитие, доработку и расширение функциональности системы в любом нужном вузу направлении и удовлетворяющей всем требованиям Федерального законодательства в сфере образования. Основными пользователями системы ТАНДЕМ «Университет» являются сотрудники вуза - руководство, профессорско-преподавательский состав, сотрудники деканатов, отдела кадров, приемной комиссии, общего отдела (канцелярии), использующие систему для эффективной организации образовательных процессов, их контроля и формирования необходимой отчетности.
Для определения указанных характеристик было проведено анкетирование 147 чел. руководящего состава вуза и сотрудников структурных подразделений вуза (руководитель вуза - 1 чел., проректора - 5 чел., зав. кафедрами - 29 чел., деканы-6 чел., заместители деканов - 12 чел., старшие лаборанты кафедр - 29 чел., методисты деканатов-6 чел., зав. методическими кабинетами - 6 чел., сотрудники библиотеки - 7 чел., сотрудники учебно-методического управления - 12 чел., сотрудники управления кадрами - 7 чел., сотрудники общего отдела - 3 чел., управление по воспитательной и социальной работе - 6 чел, сотрудники планово-финансового отдела - 5 чел., бухгалтерия - 8 чел., сотрудники отдела материально-технического обеспечения - 5 чел.). Для анализа данных была проведена выборка случайным образом по пять анкет из каждой группы респондентов.
Анкета содержала ряд вопросов, направленных на определение компьютерной тревожности, характера мотивации к повышению квалификации в области ИКТ и работе в АСУ вуза, выбора предпочтения в форме проведения повышения квалификации, базовых знаний в области ИКТ и автоматизированных систем управления вузом. В результате Анкетирования было выявлено, что применение подобных систем в вузе повышает эффективность работы сотрудников.
1. Коваленко М.И. Методологические основы повышения квалификации школьных учителей и преподавателей педагогических колледжей и вузов старшего возраста в области информационных и коммуникационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
2. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России. Москва 2015.
3. Кушнир А. Новая Россия подрастает. Народное образование. 1997; 5.
4. Садулаева Б.С., Абдуллаев Д.А. Пути повышения эффективности обучения будущих учителей использованию информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 314 - 315.
References
1. Kovalenko M.I. Metodologicheskie osnovy povysheniya kvalifikacii shkol'nyh uchitelej i prepodavatelej pedagogicheskih kolledzhej i vuzov starshego vozrasta v oblasti informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Koncepciya sozdaniya integrirovannoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy Minobrazovaniya Rossii. Moskva 2015.
3. Kushnir A. Novaya Rossiya podrastaet... Narodnoe obrazovanie. 1997; 5.
4. Sadulaeva B.S., Abdullaev D.A. Puti povysheniya 'effektivnosti obucheniya buduschih uchitelej ispol'zovaniyu informacionnyh tehnologij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 314 - 315.
Статья поступила в редакцию 09.06.19