Научная статья на тему 'Информатизация Технологического университета'

Информатизация Технологического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPUTER TRAINING / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белый В.М., Майданов А.Ю.

В статье определены цели, принципы и приоритеты информатизации Технологического университета (ТУ), на которых основываются долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной инфраструктуры. На основе проведенного анализа определены основные направления и первоочередные задачи информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of University of Technology

The article defines the objectives, principles and priorities of Informatization of University of Technology, on which to base long-term prospects of corporate information infrastructure. On the basis of the analysis determined the main directions and priorities of Informatization. It is based on that needs to be developed new learning theories such as constructivism, learning without time and space boundaries. Traditional circuit training is outdated and needs to be replaced with new and progressive forms. Needs to be developed new learning theories such as constructivism, learning without time and space boundaries. To improve the quality of education and training of highly qualified specialists for industrial and economic structures of the country, it is necessary to intensively use new educational information technologies. The article shows that to improve the quality of education and training of highly qualified specialists for industrial and economic structures of the country, it is necessary to intensively use new educational technologies. Basis must be information technology, which is one of the most important factors determining the development of modern society. The development and application of information and communication technologies clearly show that the Informatization of high school, is a key condition for the subsequent accelerated development of science, economy and culture. Today, highly skilled workers shape economic and social development level of the country. Therefore, the Informatization of higher and secondary professional education is becoming very important element of Informatization of Russia. The transition to a qualitatively new level of education is particularly necessary Technological University, brings together in a single educational complex: University, College and technical school. It is therefore necessary to determine the objectives, fundamental principles and priorities of the University Informatization, on which to base long-term prospects of the corporate information infrastructure necessary concept of the University.

Текст научной работы на тему «Информатизация Технологического университета»

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

В. М. Белый, канд. техн. наук, профессор, Технологический университет, г. Королев, vmbelyi@rambler.ru А. Ю. Майданов, канд. техн. наук, доцент, Технологический университет, г. Королев, maydanov@fta-mo.ru

Информатизация Технологического университета

В статье определены цели, принципы и приоритеты информатизации Технологического университета (ТУ), на которых основываются долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной инфраструктуры . На основе проведенного анализа определены основные направления и первоочередные задачи информатизации

Ключевые слова: информационные технологии, образовательная деятельность, электронные образовательные ресурсы, дистанционное образование, компьютерная подготовка, защита информации

введение

Традиционная схема обучения морально устарела и нуждается в замене на новые и прогрессивные формы. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования и обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов для производственных и хозяйственных структур страны необходимо интенсивно использовать новые образовательные информационные технологии.

Для Технологического университета (ТУ) это означает необходимость создания нового подхода к образовательному процессу и соответственно необходимость определения новых стратегических целей информатизации.

Известно, что информационные технологии представляют собой один из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества. Степень развития и применения информационно-коммуникационных технологий убедительно показывает, что информатизация высшей школы есть ключевое условие последующего ускоренного развития науки, экономики и культуры.

Высококвалифицированный работник сегодня является основным источником передовых разработок, которые определяют экономический и социальный уровень развития страны. Поэтому информатизация высшего и среднего профессионального образования становится весьма важным элементом информатизации России [1-4].

Переход на качественно новый уровень образования особенно необходим Технологическому университету, объединяющему в едином образовательном комплексе университет, колледж и техникум. В связи с этим необходимо определить цели, основополагающие принципы и приоритеты информатизации университета, на которых основываются долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной инфраструктуры, необходима концепция университета.

Государственные требования в сфере информатизации

В последние годы информатизация общества является приоритетным направлением экономического развития. Именно поэтому в нашей стране принята совокупность законодательных актов и целевых программ, где определены основные направления

Том 10. № 4 (58). 2015

строительства информационного общества и массового освоения информационно-коммуникационных технологий в систему высшего и среднего образования [3-6].

В соответствии с принятыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования при решении вопросов информатизации университета должны учитываться следующие требования [1; 2]:

• образовательные программы должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами с доступом к ним через Интернет;

• информационная компетентность должна формироваться по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров;

• должен быть обеспечен доступ обучающихся как к российским, так и к зарубежным электронным образовательным ресурсам;

• самостоятельная работа студентов должна быть обеспечена электронными образовательными ресурсами на основе технологий дистанционного обучения.

При этом в число приоритетных задач должны быть включены следующие:

• внедрение новых информационных технологий обучения и электронных образовательных ресурсов;

• оснащение современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением;

• повышение уровня подготовки специалистов в области ИТ и повышение квалификации преподавателей.

Основные цели и задачи информатизации университета

В соответствии с государственными требованиями в сфере информатизации основной целью информатизации университета является повышение эффективности научно-образовательной деятельности на основе широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки студентов, развитие единого ин-

формационно-образовательного пространства университета, повышение эффективности системы управления [4; 6-9].

Для достижения цели повышения уровня информатизации университета предполагается решение следующих задач.

1. Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий и других средств доступа к электронным научно-образовательным ресурсам (ЭНОР).

2. Применение передовых средств автоматизированного контроля качества подготовки студентов.

3. Расширение спектра используемых ЭНОР и стимулирование их разработки профессорско-преподавательским составом университета.

4. Внедрение автоматизированной информационной системы университета в общеобразовательный процесс с целью повышения оперативности принятия и качества управленческих решений.

5. Внедрение эффективной системы электронного документооборота.

Основные принципы информатизации университета

Процессы информатизации университета должны базироваться на следующих принципах:

• системность (комплексность) — вся совокупность основных направлений деятельности университета должна быть информа-тизирована;

• процессный подход — используемые технические решения должны охватывать весь технологический информационный процесс образования, а не отдельные его элементы;

• открытость — применяемые средства информатизации должны соответствовать современному уровню технического развития, быть совместимы с мировыми стандартами, создавать единую информационную среду;

• масштабируемость — внедряемые технические решения должны обладать высо-

v_51

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

кой степенью адаптируемости к условиям применения (количеству пользователей, способам обеспечения и интенсивности доступа, скорости обмена данными и т. п.);

• корпоративность — должна быть предусмотрена совместимость вновь внедряемых информационно-технических средств с действующими в организации системами;

• экономическая целесообразность — вновь внедряемые информационно-технические решения должны обеспечивать минимизацию затрат финансовых и материальных средств, а также трудовых ресурсов при условии выполнения поставленных задач;

• интегрируемость — автоматизация отдельных элементов деятельности должна обеспечивать их техническое и логическое объединение с уже действующими информационными средствами и процессами на уровне технологий обмена и обработки данных;

• информационная безопасность — применяемые технические решения и средства должны соответствовать требованиям руководящих документов по обеспечению информационной безопасности, обеспечивать разграничения прав доступа и защиту от несанкционированного доступа, а также обеспечивать резервное копирование;

• электронный документооборот — предпочтение электронной формы представления документов при их хранении и обмене в случаях, не противоречащих действующим требованиям;

• оперативность коммуникаций — внедряемые технические решения должны обеспечивать информационные взаимодействия пользователей как между собой, так и с системными средствами с требуемой оперативностью;

• информационная поддержка руководителей — применяемые информационно-технические средства должны обеспечивать поддержку деятельности руководителей в целях повышения оперативности и качества принятия управленческих решений;

• регламентация — должны быть разработаны внутренние нормативные документы, определяющие порядок эксплуатации

внедряемых информационно-технических средств, а также взаимоотношения должностных лиц в процессе их применения.

основные направления информатизации

Обобщая результаты анализа концепций автоматизации вузов [4; 7-9; 12; 13], можно определить следующие основные направления информатизации университета.

1. Совершенствование информационно-технических средств — собственно материальной базы информатизации.

2. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирование единого электронного научно-образовательного пространства.

3. Информатизация образовательной и научной деятельности, предполагающей широкое и комплексное внедрение информационных технологий в научно-образовательную деятельность.

4. Обоснованный выбор, приобретение, адаптация и внедрение единой интегрированной автоматизированной информационной системы университета, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных направлений образовательной, научной, управленческой и хозяйственной деятельности.

5. Повышение качества подготовки ИТ-специалистов и общего уровня информационной подготовки студентов и сотрудников университета.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы в области информационно-технического обеспечения научно-образовательной и управленческой деятельности университета.

Каждое из этих направлений предполагает выполнение определенного перечня мероприятий.

Оовершенствование информационно-технической базы

Информатизация Технологического университета должна предусматривать выполнение следующих работ.

Том 10. № 4 (58). 2015

1. Создание новых и модернизация действующих компьютерных классов общего назначения на основе современных средств вычислительной техники и программного обеспечения.

2. Создание специализированных компьютерных лабораторий для углубленного изучения предметно-ориентированных областей знаний и обеспечения научных исследований.

3. Создание новых читальных залов и модернизация комплекса научной библиотеки для ее обеспечения современными информационно-техническими средствами.

4. Оборудование новых учебных аудиторий современными мультимедийными средствами.

5. Опережающее оснащение специализированных учебных программ в ИТ-сфере современными компьютерными средствами.

6. Создание медиацентра университета и оснащение его передовой компьютерной техникой для обеспечения разработки ЭУМК.

7. Обеспечение общеуниверситетских управленческих структур компьютерными средствами, позволяющими в полной мере использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий в рамках интегрированной АИС.

8. Обеспечение всех направлений образовательной деятельности и структурных подразделений университета только лицензионными либо свободно распространяемыми программными средствами.

Обновление вычислительной техники должно сопровождаться плановой заменой программных средств, обеспечивающих решение целевых задач образовательной, научной и управленческой деятельности университета.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры

В связи с территориальной разрозненностью корпусов университета для эффективной организации информационного взаимодействия необходимо наличие собственной

информационно-вычислительной сети. Такая корпоративная сеть позволит обеспечить решение основных информационно-технических задач университета, необходимую пропускную способность и безопасность передаваемой информации.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры предполагает решение следующих основных задач.

1. Создание собственной корпоративной вычислительной сети (КВС) на основе выделенных волоконно-оптических линий связи, проложенных между корпусами университета.

2. Построение КВС с использованием современных высокопроизводительных серверных систем, средств хранения данных, а также активного коммутационного оборудования.

3. Структурирование кабельной системы, ее модернизация на основе оптоволоконных линий связи, оптимизации топологии сети.

4. Широкое внедрение беспроводных технологий передачи данных.

5. Организация видеоконференцсвязи на основе использования высокоскоростных информационных каналов как для обеспечения учебного процесса, так и с целью повышения эффективности управленческой деятельности.

6. Использование средств 1Р-телефонии для создания внутренней телефонной сети, обеспечивающей эффективное взаимодействие должностных лиц университета.

7. Разработка и реализация организационных мер, а также применение аппаратно-программных средств защиты данных в КВС с целью исключения возможности несанкционированного доступа к информационным ресурсам.

8. Разработка и реализация системы учета использования оргтехники и расходных материалов подразделениями университета.

информатизация научно-образовательной деятельности

Одной из основных задач информатизации научно-образовательной деятельности является обеспечение широкого доступа

\ 53

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

к электронным учебно-методическим материалам и другим информационным ресурсам. Для этого следует использовать следующие три типа ресурсов:

• собственные электронные материалы, разработанные специалистами университета;

• образовательные ресурсы отечественных электронных библиотек и научно-образовательных WEB-сайтов Интернета;

• зарубежные научно-образовательные электронные ресурсы.

Использование электронных образовательных ресурсов должно осуществляться в первую очередь с целью обеспечения дистанционных образовательных технологий. Также предполагается предоставление широких технических возможностей для эффективной самостоятельной работы студентов. При этом разработка собственных электронных научно-образовательных материалов кафедрами университета должна быть организационно простимулирована и технически обеспечена.

Первостепенное значение в предоставлении электронных научно-образовательных ресурсов приобретает библиотека университета, которая становится центральным хранилищем и организатором доступа к данным.

Важнейшая задача университета — привлечение в информационно-образовательное пространство университета старшеклассников и выпускников школ. Эффективным средством для этого может стать продвижение университета в Интернете. Университету необходимо иметь не просто WEB-сайт, а комплексный и информационно насыщенный WEB-портал, содержащий всесторонние сведения о жизни университета и позволяющий масштабно решать научно-образовательные и организационные задачи, включая средства коммуникации для взаимодействия студентов и преподавателей.

Основные задачи информатизации научно-образовательной деятельности

1. Системная разработка комплекса электронных научно-образовательных ре-

сурсов и включение их в единый каталог электронной библиотеки.

2. Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий и развитие необходимой для их реализации информационно-технической инфраструктуры университета.

3. Создание нормативных документов, определяющих порядок разработки научно-образовательных ресурсов, экспертизы их качества и организации использования технологий и средств дистанционного обучения.

4. Обеспечение эффективной информационной поддержки научно-образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Обеспечение высокоскоростного доступа к зарубежным, отечественным и собственным электронным ресурсам для использования в учебном процессе и научных исследованиях.

6. Широкое использование инновационных образовательных технологий ^ЕВ-семинаров, видеоконференций, видеолекций, внутриуниверситетского 1Р-телевидения), что требует развития информационно-технической инфраструктуры университета (корпоративной вычислительной сети, высокопроизводительных отказоустойчивых серверов, видео- и аудиоаппаратуры и т. п.).

7. Совершенствование технологий и средств мониторинга качества учебного процесса и уровня подготовки специалистов, тестирования и контроля знаний.

8. Эффективное информационно-техническое обеспечение студенческих научных конференций и других массовых научно-образовательных акций, включая выездные мероприятия.

9. Широкое вовлечение студентов в углубленное освоение ИТ-дисциплин, включая студентов гуманитарных специальностей, создание студенческого ИТ-клуба.

10. Привлечение студентов на практику в ИТ-подразделения университета.

11. Разработка совместных научно-исследовательских и образовательных ИТ-проектов на основе сотрудничества с ве-

Том 10. № 4 (58). 2015

дущими ИТ-подразделениями градообразующих предприятий ракетно-космического комплекса.

12. Организация подготовки кадров высшей квалификации в области информационных технологий, создание диссертационного совета.

13. Организация работы по предоставлению внешним организациям на коммерческой основе услуг производственного и научно-исследовательского характера в области информационных технологий.

внедрение единой интегрированной АИс университета

Постоянное возрастание объемов информации и необходимость оперативного принятия управленческих решений требуют создания интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) университета [10; 11]. Разработка и внедрение ИАИС служат основой для создания единого информационного пространства.

Информационные технологии вузов нередко представляют собой действенное средство повышения эффективности научно-образовательной и управленческой деятельности. Однако при этом даже последние разработки информационных систем, как правило, носят фрагментарный характер и созданы для автоматизации деятельности отдельных подразделений вуза.

Поэтому стратегические задачи создания ИАИС университета следующие:

• комплексная информатизация процессов учебной, научной, управленческой и хозяйственной деятельности;

• развитие информационной образовательной среды университета и реализация передовых образовательных технологий, включая дистанционное обучение;

• создание единого информационного пространства с целью обеспечения доступа сотрудников и студентов университета к информационным ресурсам (включая разработку унифицированного информационного портала);

• создание необходимой информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Следует отметить, что внедрение ИАИС университета требует не только соответствующих аппаратно-программных средств, но и реализации организационных механизмов управления, повышения уровня информационно-технических знаний административного персонала.

Основные задачи внедрения ИАИС университета

1. Создание соответствующей материально-технической базы корпоративной вычислительной сети университета и рабочих мест управленческого персонала.

2. Повышение квалификации административно-управленческих работников в информационно-технической сфере.

3. Разработка единого регламента процессов организации и управления научно-образовательной и административно-хозяйственной деятельностью.

4. Широкое внедрение средств электронного документооборота с интеграцией его в единое информационное пространство.

5. Корректировка алгоритмов обработки данных в ИАИС в соответствии с изменениями законодательства и требованиями руководящих органов. Обеспечение информационного взаимодействия ИАИС университета с внешними информационными системами (подразделениями Министерства образования и других государственных учреждений).

6. Обеспечение требуемого уровня защиты информации, обрабатываемой в ИАИС (включая персональные данные), на основе организационных мер и комплекса технических средств.

7. Сбор и подготовка обобщенных аналитических данных о результатах образовательной, научной, хозяйственной деятельности университета, состоянии материально-технической базы.

8. Ведение общеуниверситетских информационно-справочных служб (сведения о научно-образовательной деятельности, учебные планы, расписание занятий,

\ 55

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

электронная доска объявлений, справочник телефонных номеров и т. п.).

9. Предоставление сведений о федеральных и местных законах, нормативных актах, отраслевых и внутриуниверситетских приказах и распоряжениях.

В связи с отсутствием возможности проведения собственной разработки ИАИС университета наиболее рациональным признано приобретение готового программного продукта. Такой продукт может быть положен в основу единой интегрированной автоматизированной информационной системы [5; 6; 15]. С этой целью необходимо проведение анализа существующих АИС вузов, обоснованный выбор, приобретение, адаптация и внедрение ИАИС университета, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных направлений образовательной, научной, управленческой и хозяйственной деятельности.

В процессе адаптации целесообразно привлечение специализированной организации для проведения отдельных доработок системы с целью учета особенностей университета и специфики представления отчетных данных в вышестоящие органы.

Подготовка кадров в области ит

Расположение университета в наукограде, основные градообразующие предприятия которого принадлежат ракетно-космической отрасли, предполагает ориентацию на подготовку высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. При этом образовательный процесс целесообразно сориентировать на два основных направления:

• собственно специалисты в сфере информационных технологий;

• инженерно-технические работники, применяющие информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Каждое из указанных направлений должно иметь свою специфику в подготовке специалистов и повышении их квалификации.

Основные направления подготовки кадров в области информационных технологий

1. Оснащение выпускающих ИТ-кафедр передовыми информационно-техническими средствами и комплексами, создание на кафедрах специализированных лабораторий.

2. Создание базовых кафедр на градообразующих предприятиях ракетно-космической отрасли, лабораторий и учебных центров области ИТ в сотрудничестве с этими предприятиями, использование их производственной базы и высококвалифицированных специалистов.

3. Целевая подготовка ИТ-специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли по совместно созданным программам.

4. Стажировка и повышение квалификации инженерно-технического персонала и преподавателей в ведущих учебных центрах (включая зарубежные), участие в научных конференциях, а также в ИТ-ассоциациях.

5. Участие студентов университета в отечественных и зарубежных ИТ-олимпиадах и конкурсах.

6. Создание новых и развитие действующих информационно-технических научных направлений, открытие новых магистерских и дополнительных образовательных программ. Адаптация указанных программ к уровню современных требований подготовки со стороны ведущих предприятий ракетно-космической области.

Основные задачи по подготовке специалистов, применяющих информационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Повышение квалификации преподавателей университета в области использования ИТ в прикладных сферах.

2. Создание комплекса электронных учебно-методических материалов для обеспечения самообразования студентов и сотрудников университета.

3. Оперативная корректировка учебных программ с целью доведения последних

Том 10. № 4 (58). 2015

достижений в области использования ИТ в профессиональной деятельности.

4. Организация стажировок и производственной практики студентов на градообразующих предприятиях ракетно-космической отрасли с использованием их производственной базы и высококвалифицированных специалистов.

Разработка нормативно-правовой базы использования ит

Внедрение и использование ИТ должны сопровождаться созданием нормативно-правовой базы в области безопасности информации и авторских прав на электронные информационные ресурсы.

Широкое применение ИТ возможно только при условии обеспечения необходимых организационных мер и применения аппаратно-программных комплексов и средств информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов.

Создание нормативно-правовой базы предполагает разработку политики информационной безопасности, а также совокупности регламентов, определяющих порядок и полномочия доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам. При этом должна быть разработана и постоянно функционировать подсистема контроля над несанкционированным доступом к ресурсам.

Совершенствование материально-технической базы

Развертывание новых компьютерных классов университета для обеспечения приближения к нормативным требованиям по числу персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся. При этом необходимо обновление парка устаревших вычислительных средств и оргтехники, не только непосредственно задействованных в учебном процессе, но и используемых должностными лицами университета в интересах его обеспечения.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры

Создание собственной корпоративной вычислительной сети между всеми корпусами университета на основе выделенных волоконно-оптических линий связи.

Создание инфраструктуры 1Р-телефо-нии для обеспечения единой сети внутренней телефонной связи между всеми зданиями университета. При этом предполагается создать локальные сети в помещениях университета, колледжа и техникума, обеспечить их подключение к корпоративной сети и на этой основе объединить локальные сети всех зданий. Для решения этой задачи необходимо оборудовать новые серверные помещения в колледже и техникуме.

Информатизация

научно-образовательной

деятельности

Осуществить обоснованный выбор программных средств, обеспечивающих современный уровень подготовки специалистов в области информационных технологий по основным образовательным программам, реализуемым в университете.

На основе выбранной интегрированной автоматизированной информационной системы университета необходимо развернуть подготовку образовательных материалов и организовать тестовое функционирование средств дистанционного обучения. После получения разрешительных документов обеспечить полноценное широкомасштабное использование дистанционных образовательных технологий.

Провести модернизацию оборудования видеоконференцсвязи для обеспечения единой технологии видеокоммуникаций.

Установить информационное библиотечное оборудование колледжа и техникума и обеспечить его подключение к единой автоматизированной информационной библиотечной системе MarkSQL.

v_57

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

внедрение единой ИАИС университета

Следует сделать обоснованный выбор, закупку, внедрение и освоение программного продукта, который будет служить основой для создания единой интегрированной автоматизированной информационной системы университета, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных направлений образовательной, научной, управленческой и хозяйственной деятельности.

В случае, если выбранный программный продукт не обеспечивает реализацию отдельных функций, необходимых для подготовки данных требуемой отчетности или других аспектов деятельности должностных лиц университета, предполагается привлечение автономных программных средств с последующей их рациональной интеграцией в единую ИАИС.

Создание нормативно-правовой базы

В целях обеспечения комплексной автоматизации основных элементов образовательной, научной, управленческой и обеспечивающей деятельности сотрудников университета необходима разработка общего и частных руководящих документов (регламентов) по организации указанных процессов. Регламенты должны определять порядок подготовки, обработки и представления данных средствами ИАИС и на их основе порядка взаимодействия должностных лиц университета.

Отдельный перечень регламентов должен быть разработан для обеспечения функционирования аппаратных и программных средств ИАИС университета, а также отдельных автономных вычислительных средств, обеспечивающих применяемые ИКТ.

Финансирование работ

Финансовые ресурсы для проведения мероприятий и работ по дальнейшей информатизации университета можно получить из следующих источников:

• бюджетные средства университета;

• общеуниверситетские внебюджетные средства;

• хоздоговорные работы, включая НИР и ОКР;

• доходы от оказания услуг в сфере ИТ другим организациям и физическим лицам, включая повышение квалификации и переподготовку кадров.

Условия реализации ИАИС

Основным условием претворения в жизнь задач информатизации университета является комплексное сочетание трех видов обеспечения:

• ресурсное обеспечение — включение работ по информатизации в перечень приоритетных направлений развития университета;

• финансовое обеспечение — своевременное и достаточное финансирование планируемых работ по информатизации, включая приведение заработной платы ведущих ИТ-сотрудников до среднестатистического уровня в регионе;

• кадровое обеспечение — соответствие штатного расписания и фактического состава ИТ-подразделений по количеству и квалификации кадров задачам информатизации университета.

В университете назрела острая необходимость разработки единой информационно-технической политики, базовыми принципами которой должны стать следующие направления работ:

1. Определение «узких мест» и приоритетных направлений развития и обеспечение их первоочередной информатизации (таких как внедрение электронного документооборота, организация внутренней телефонной 1Р-сети).

2. Создание интегрированной информационно-технической инфраструктуры университета (корпоративной вычислительной сети) на основе высокопроизводительных серверов, управляемого сетевого оборудования и волоконно-оптических линий связи.

Том 10. № 4 (58). 2015

3. Разработка системы комплексного планового финансирования и контроля расходов на информатизацию.

4. Создание комплекса нормативно-правовых документов, обеспечивающих регламентирование внедрения и применения информационных средств и технологий в основные направления деятельности университета.

Создание инновационной информационно-образовательной среды университета позволит обеспечить:

• повышение эффективности и качества научно-образовательного процесса;

• повышение эффективности административно-хозяйственной деятельности должностных лиц университета;

• создание единого информационного пространства университета и интеграции его в мировую сеть.

Информатизация университета предполагает два направления организации работ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) интеграция процессов — информатизация университета обеспечит значительный научно-образовательный, социальный и экономический эффект лишь тогда, когда инновационные ИТ будут гармонично сочетаться с традиционными формами учебного процесса, научных исследований и управления, дополняя и обогащая друг друга;

2) интеграция усилий — информатизация потребует четкой координации основных подразделений университета, высокого уровня информационно-технической культуры и слаженных действий профессорско-преподавательского состава, управленческого персонала и инженерно-технических сотрудников.

Следует отметить, что любая серьезная инновация встречает скрытое или явное противодействие со стороны преподавателей и сотрудников университета. Поэтому организация работ должна в полной мере учитывать этот факт и предусматривать гибкий набор стимулирующих мер и административных рычагов для преодоления негативных течений.

Заключение

Информатизация университета представлена в виде концепции создания и развития ИАСУ. Она содержит цели, принципы и приоритеты информатизации университета. Эти принципы позволяют определить долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной инфраструктуры.

1. Разработанная концепция предполагает применение средств информационных и коммуникационных технологий в процессе информационного обеспечения образовательной деятельности и научно-педагогических исследований.

2. Разработанная концепция определяет средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением.

3. Разработанная концепция позволяет определить направление использования средств автоматизации для обеспечения научно-педагогической информацией в условиях функционирования корпоративной информационной сети научно-образовательного учреждения.

4. Разработанная концепция позволяет определить решение проблемы учебно-методического обеспечения использования средств и систем автоматизации управления и обработки результатов учебного, исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как реального, так и «виртуального», в том числе удаленного доступа.

5. Реализация концепции позволит университету, с одной стороны, позиционировать себя как научно-технический и образовательный центр наукограда — областной технологический университет, увеличить количество и качество информационно-образовательных ресурсов, а с другой стороны, повысить свою конкурентоспособность в образовательном пространстве региона.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество

\ 59

Vol. 10. No. 4 (58). 2015

2011-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р).

2. Стратегия развития информационного общества в России, (утверждена Президентом РФ 7.02.2008 г. Приказом № Пр-212).

3. О концепции информатизации Самарского государственного университета на период 2011-2015 гг. Вестник СамГУ. Естественнонаучная сер. 2012. Выпуск 9 (100). С. 227-246.

4. Гореткина Е. АйТи-Университет: системный подход к автоматизации вуза // PC Week Review: ИТ в образовании, 2009.

5. Описание применения АСУ УЗ Universys WS 5": АИСУ. 72200-12 31-ЛУ/ООО «Гисофт», 2013.

6. Проскурин Д. К, Стахурлов С. В. Концепция информационной системы вуза. Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. URL: www.edu. vgasu.vrn.ru

7. Концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2011-2015 годы. Оренбург: ОГУ, 2011. URL: www.osu.ru

8. Иванов В. А., Соловьев В. М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы // Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 52-56.

9. Концепция информатизации Якутского государственного университета имени М. К. Амосова на 2009-2012 гг. Якутск: СВФУ. URL: www.s-vfu. ru

10. Целевая программа «Информатизация вуза». Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2007. URL: www. isuct.ru/edu/celevaia_programma_informatizacii. html

11. Кошев А. Н., Кузина В. В. Управление системой информатизации университета // Известия высших учебных заведений. 2012. № 2 (22). С. 146-151.

12. Программа информатизации Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет» на период 2010-2012 гг. Махачкала: ДГУ. — 14 с. URL: www.ndoc.dgu.ru

References

1. Gosudarstvennaya programma RF «Informazion-noe obchestvo 2011-2020 gg.» (utvergdena ra-sporaygeniem Pravitelstva RF ot 20.10.2010 g. № 1815-p.) [State program of the Russian Federation «Information Society 2011-2020» (approved by the RF Government of 20.10.2010 g. № 1815-p)].

2. Strategiay rasvitiay informazionnogo obchestva v RF (utvergdena Prezidentom RF 7.02.2008 g. pri-kasom № Pr-212) [Strategy for Information Society Development in Russia (approved by the President of the Russian Federation of 02.07.2008 pri-kazom№ Pr-212)].

3. O konzepzii informatizacii Samarskogo gos. univer-siteta na period 2011-2015 gg. [On the concept of informatization of Samara State University for 2011-2015]. Vestnik SamGU. Estestvennonauch-nay — Vestnik of SSU, ser. Naturalistic, 2012, viy-pusk 9 (100), issue 9 (100), pp. 227-246.

4. Goretkina E. IT-Universitet. Sistemnyi podchod k avtomatisazii vusa [IT-University: a systematic approach to automating the university]. PC Week Review: IN v obrasoivanii — PC Week Review: IT in Education, 2009.

5. Opisanie primeneniya ASU Universys WS 5»: AISU. 72200-12 31-LU. OOO «Gisoft» [Description of the application process control ultrasonic Universys WS 5»: automated information management system. 72200-12 31-LU / OOO «Gisoft»], 2013.

6. Proskurin D. K., Stachurov S. V. Konzepzii in-formazionnoyi sistemyi vusa [The concept of information system of the university]. Voroneg, Voroneg-skiy Gos. architekturno-stroitelnui universitet, 2009. Available at: www.edu.vgasu.vrn.ru

7. Konzepziya informatizatsii Oreburgskogo Gos, uni-versiteta 2011-2015 gg. [The concept of information on the Orenburg State University 2011-2015 years]. Orenburg, OGU Publ. Available at: www.osu.ru

8. Ivanov V. A., Solovyev V. M. O konzepzii formirovaniya edinogo informacionnogo prostrans-tva universitetskogo kompleksa. Innovacionnyie metodiy I technologii v uslovifyx novoyi obraso-vatelnoyi paradigm [On the concept of a single information space of the university complex. Innovative methods and technologies in the new educational paradigm]. Sb. Nauch. Trudov — Sat. scientific. Saratov, Izd-vo Saratov. un-ta, 2008.

60

Том 10. № 4 (58). 2015

9. Konzepziya informatizacii Yakutskogo Gos. uni-versiteta im. M. K. Amosova 2009-2012 gg. [The concept of information Yakutsk State University named after M. K. Amosov for 2009 -2012]. SVFU. Yakutsk, NEFU Publ. Available at: www.s-vfu.ru/

10. Celevaya programma «Informatizaciya vuza». Iva-novskiyi Gos. chimiko-technologichskii universitet [Target program «Informatization of the university.» Ivanovo State University of Chemistry and Technology]. Ivanovo, 2007. Available at: www.isuct.ru/edu/ celevaia _programma_ informatizacii.html

11. Kochev A. N., Kuzina V. V. Upravlenie sistemoiy informatizacii universiteta [Management information system of the university]. Izvestiya vischich ucheb-niych zavedeniyi — Proceedings of the higher educational institutions, 2012, no. 2 (22), pp. 146-151.

12. Programma informatizacii Gos. obrasovatelnogo uchregdenia viyschego professionalnogo obra-sovaniia Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010-2012 rr. [A program for the State Educational Institution of Higher Professional Education «Dagestan State University» for the period 2010-2012]. Machachkala, DGU Publ. 14 p.

V. Belyi, University of Technology, Korolev, Russia, vmbelyi@rambler.ru A. Mayidanov, University of Technology, Korolev, Russia, maydanov@fta-mo.ru

Informatization of University of Technology

The article defines the objectives, principles and priorities of Informatization of University of Technology, on which to base long-term prospects of corporate information infrastructure. On the basis of the analysis determined the main directions and priorities of Informatization. It is based on that needs to be developed new learning theories such as constructivism, learning without time and space boundaries. Traditional circuit training is outdated and needs to be replaced with new and progressive forms. Needs to be developed new learning theories such as constructivism, learning without time and space boundaries. To improve the quality of education and training of highly qualified specialists for industrial and economic structures of the country, it is necessary to intensively use new educational information technologies. The article shows that to improve the quality of education and training of highly qualified specialists for industrial and economic structures of the country, it is necessary to intensively use new educational technologies. Basis must be information technology, which is one of the most important factors determining the development of modern society. The development and application of information and communication technologies clearly show that the Informatization of high school, is a key condition for the subsequent accelerated development of science, economy and culture. Today, highly skilled workers shape economic and social development level of the country. Therefore, the Informatization of higher and secondary professional education is becoming very important element of Informatization of Russia. The transition to a qualitatively new level of education is particularly necessary Technological University, brings together in a single educational complex: University, College and technical school. It is therefore necessary to determine the objectives, fundamental principles and priorities of the University Informatization, on which to base long-term prospects of the corporate information infrastructure necessary concept of the University.

Key words: information technologies, educational activities, electronic educational resources, distance education, computer training, information protection.

About authors: V. Belyi, PhD in Technical Sciences, Professor; A. Mayidanov, PhD in Technical Sciences, Associate Professor

For citation: Belyi V., Mayidanov A. Informatization University of Technology. Prikladnaja Informa-tika — Journal of Applied Informatics, 2015, vol. 10, no. 4 (58), pp. 50-61 (in Russian).

v_61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.